Научная статья на тему 'Роль знаний в выборе здорового образа жизни молодежи'

Роль знаний в выборе здорового образа жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барскова Т. П.

В статье затрагивается одна из проблем формирования здорового образа жизни молодёжи. Рассматриваются знания, как один из способов влияния на выбор образа жизни. Приведены результаты анкетирования и состояния здоровья школьников 5-9 классов одной из Омских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль знаний в выборе здорового образа жизни молодежи»

РОЛЬ ЗНАНИЙ В ВЫБОРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

© Барскова Т.П.*

Областной медицинский колледж, г. Омск

В статье затрагивается одна из проблем формирования здорового образа жизни молодёжи. Рассматриваются знания, как один из способов влияния на выбор образа жизни. Приведены результаты анкетирования и состояния здоровья школьников 5-9 классов одной из Омских школ.

Формирование здорового образа жизни молодёжи имеет огромное социальное значение для современного общества. Процесс этот сложен и многообразен. Из всего многообразия форм данного процесса, знания являются одним из способов выбора образа жизни. Проблема заключается в том, что с одной стороны, в настоящее время много возможностей получить информацию о негативном влиянии на здоровье молодёжи тех или иных увлечений. Но с другой стороны - почему при таком большом количестве полученных знаний нет желаемого результата. Знания получаются не глубокими, не ведут к осознанию.

Современное общество использует достаточно много средств информирования населения по вопросам здорового образа жизни. Многие телевизионные передачи посвящены проблемам здоровья: «Здоровье с Еленой Малышевой на 1 канале», «О самом главном» на канале «Россия 1», «Школа здоровья» на региональном Омском канале и т.д. Издаётся множество журналов и газет по той же тематике: «Здоровье», «ЗОЖ», «Mens Health», «Красота и здоровье» и т.д. и т.д. На прилавках книжных магазинов огромное количество книг о болезнях и их профилактике. Очень много информации можно получить через интернет. Проводятся различные акции, как «Всемирный день отказа от курения», «Всемирный день борьбы с наркоманией» и т.д. В школах проводят беседы учителя, приглашаются медики. В некоторых Вузах преподают дисциплину «Валеологию» - науку о здоровье. В средних медицинских учебных заведениях по государственному образовательному стандарту обязательной дисциплиной является «Здоровый человек и его окружение».

Из всего сказанного видим, что источников получения информации по проблемам здоровья достаточно много. Почему, тем не менее молодёжь выбирает такие установки, ценности, формы поведения, которые доступнее для них, проще, не требуют физических или умственных усилий и становятся принятыми в своей среде, принимают форму молодёжной моды? Многие

* Преподаватель.

увлечения пагубно влияют на здоровье. Несмотря на усилия профилактической работы, по данным статистики 40 % населения России курит. Мы самая курящая нация и самая пьющая. По данным национальной репрезентативной выборки по стране из выпускников школ 40 % девочек и 60 % мальчиков курят [1]. Катастрофическое положение в стране по проблемам наркомании. Медики отмечают рост пивного алкоголизма среди молодёжи.

А ведь состояние здоровья нынешней молодёжи вызывает большую тревогу медиков. 70 % молодых людей имеют хроническую патологию. Особую проблему составляет здоровье девушек, среди которых 75 % имеют хроническую соматическую патологию, 15 % - гинекологические нарушения [2].

В данной работе приведём пример, проведённой работы со школьниками среднего звена 5-9 классов одной из общеобразовательных школ г. Омска. Определялись наличие вредных привычек и состояние здоровья. Для выявления вредных привычек проводилось анкетирование. Результаты показали, что треть мальчиков и девочек 5-6 классов пробовали курить, но им не понравилось. А уже в 7-9 классах курят 34 % школьников. В семьях курят папы и мамы у 30 % учащихся. Алкоголь употребляли треть ребят 5-6 классов и 40 % школьников 7-9 классов. Из напитков выбирали пиво и слабоалкогольные коктейли (89 %). Причинами курения и употребления алкоголя называли в 90 % случаев за компанию, с друзьями. При ответе на вопрос: «Знаешь ли о вреде курения и алкоголя?», все ответили, что знают.

В отношении наркотиков получились следующие данные. В 5-6 классах никто не пробовал, а в 7-9 классах по предложению взрослых 5 человек попробовали. Интересные результаты получились при ответах на следующие вопросы. «Будешь ли употреблять наркотики, когда вырастешь?» - 1 ответил - да, большинство - нет, а 22 % - сомневаются; а «Сможешь ли отказаться, если будут предлагать наркотики?» - большинство ответили, что смогут, а вот 11 % ответили, что не смогут и 11 % не уверены в себе, сомневаются. Основными причинами употребления наркотиков называли любопытство и проблемы в семье. О вреде наркотиков 45 % школьников ответили, что ничего не знают.

По данным нашего опроса выяснилось, что в 50 % со школьниками никто не разговаривал о вреде курения, алкоголя и наркотиков, а с 39 % беседовали родители.

Основными мерами профилактики вредных привычек учащиеся считают добрые отношения в семье и занятия спортом. Есть часть школьников, которые считают, что ничего не поможет.

Кроме анкетирования в 9 классах проводились также анализ заболеваемости по медицинским картам школьников, а также сердечно-сосудистые пробы и определение жизненной ёмкости лёгких. Сердечно-сосудис-

284

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

тые пробы и определение жизненной ёмкости лёгких показывают функциональные приспособительные и резервные способности этих систем к нагрузкам. У 50 % школьников эти показатели оказались ниже возрастной нормы, т.е. снижены приспособительные способности к физическим нагрузкам. По данным медицинских карт отмечались заболевания, с какими дети поступили в 1 класс и какие появились к 9.Чётко отмечается рост в 2 раза заболеваний нервной (вегето-сосудистая дистония, травмы головного мозга и т.д.), костно-мышечной систем (нарушение осанки) и тубинфици-рованность (неблагополучие по туберкулёзу).

Таким образом, школьники среднего звена уже имеют вредные привычки и неблагополучное состояние здоровья.

Все молодые люди по данным нашей работы и многочисленным опросам молодёжи разного возраста, разных учебных заведений отвечают, что знают о вреде тех или иных увлечений. Проблема заключается в том, что эти знания не являются препятствием для выбора нездорового образа жизни. Как показывают практические результаты, эти знания не имеют конкретного содержания, просто что-то, где-то, когда-то слышали от родителей, учителей, а при детальном опросе молодые люди в большинстве случаев не могут привести конкретные статистические данные, примеры негативного влияния того же курения, наркотиков, алкоголя на собственный организм, на друзей, родственников. Повторим, что проблемам курения, алкоголя, наркотиков общество уделяет достаточно большое внимание. Используются различные меры воздействия: беседы, социальная реклама, волонтёрское движение, телевизионные передачи, законодательные меры и т.д.

Если же многие мероприятия рассмотреть с позиции молодёжи, то усилия, предпринимаемые взрослыми, часто не учитывают особенностей психики подростково-юношеского возраста, поэтому вызывают негатив, воспринимаются как навязывание, как морализация и не имеют должного значения при выборе жизненных ценностей. Телевизионные передачи про здоровье, как правило, идут по утрам, когда школьники и студенты на занятиях, работающая молодёжь на работе. Тематика передач совершенно не относится к проблемам молодёжи, и публика состоит из людей далеко зрелого возраста. Конкретных популярных передач для молодёжи нет, таких например, как была «До16 и старше».

В журналах про здоровье обсуждаются темы про болезни, которые для молодых людей не актуальны. В молодёжных журналах, в основном, обсуждаются темы сексуального удовлетворения, и идёт реклама одежды, обуви, средств по уходу за волосами, кожей и т.д.

Некоторые вопросы жизни молодёжи вообще почти не освещаются. В школах больше 10 лет не проводится систематическая работа по половому воспитанию и просвещению учащихся. На законодательном уровне не мо-

гут (или не хотят) решить проблему - в каком объёме и какой форме давать знания по вопросам полового воспитания. В этой области молодые люди почти безграмотные. А результатами отсутствия знаний являются рост венерических заболеваний, СПИД, огромное количество абортов, бесплодие.

Дисциплину «Валеологию» с 2001 года исключили из программ многих Вузов. Данная наука не прижилась в нашем образовании.

Существующие способы формирования знаний недостаточны для выбора здорового образа жизни молодёжью. Подчеркнём ещё раз, что важна профилактическая работа по информации о вредном влиянии тех или других увлечений. Необходимо давать эти знания так, как глубочайшее осознание проблемы, давать подробную картину последствий тех или иных действий, формировать убеждения на бессознательном уровне. Необходимо использовать разные способы воздействия: телевидение, учебные заведения разного уровня, СМИ, общественные организации, привлекать спортсменов, актёров и других известных людей, которые пользуются популярностью и уважением среди молодёжи, рекламу

Другой важнейшей задачей общества является через полученные знания формировать навыки и умения вести здоровый образ жизни. Молодёжь должна иметь выбор для определения жизненных ценностей. Необходимо давать информацию не только о вредных увлечениях, но и о полезных. А вот этих знаний на сегодняшний день почти и нет. У молодёжи отсутствует широта представлений о здоровом образе жизни. Всё ограничивается наличием или отсутствием вредных привычек. Даже студенты медики знают достаточно мало об элементах здорового образа жизни. Называют вредные привычки в первую очередь, потом физкультуру, иногда питание. Не знают, как и где можно провести свободное время. На низком уровне проводится работа по привлечению молодых людей в спортивные школы, дворовые клубы, музыкальные школы и школы искусств и т.д.

Молодёжь должна знать, что есть разные формы образа жизни: можно выбрать курение, наркотики т.д. и будут одни результаты, а можно спорт, литературу, театр, туризм, изобразительное искусство и другие позитивные виды деятельности, будут другие результаты. Общество должно занять активную позицию по формирование здорового образа жизни молодёжи.

Здоровье молодёжи определяет здоровое общество в целом.

Список литературы:

1. Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия детского населения России / Г.Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2008. -№ 2. - С. 72-77.

2. Терзиева Е.К. Медико-социальное исследование здоровья подростков на региональном уровне: дисс. ... канд. мед. наук / Е.К. Терзиева. - М., 2008. - С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.