Научная статья на тему 'Роль знаков, символов и образов в географическом страноведении'

Роль знаков, символов и образов в географическом страноведении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2689
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАК / СИМВОЛ / ОБРАЗ / ЦВЕТ / ТОПОНИМ / СТРАНА / РИСУНОК / ФЛАГ / ТУРИЗМ / ГЕРБ / SIGN / SYMBOL / IMAGE / COLOR / PLACE-NAME / LAND / PATTERN / FLAG / TOURISM / NATIONAL EMBLEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Григорьев Алексей Алексеевич

Роль знаков в географическом страноведении в настоящее время недооценена. Древнейшие знаки (круг, крест и другие) появились в процессе взаимодействия человека с природой, отображая важнейшие природные явления. Самой планете Земле присущи различные знаковые феномены (световые и цветовые особенности, специфические рисунки природных образований, видимые на аэрокосмических снимках и т.д.). Знаковыми являются некоторые топонимы, географические названия рек, озер, поселений, городов, даже государств, в которых «закодированы их существенные особенности или связанные с ними события. Важная информация о различных историко-культурных и природных феноменах заключена в цветовой раскраске государственных флагов стран мира. В каждой стране мира существуют знаковые явления, в качестве которых выступают растения, животные, реки, озера, горы, а также историко-культурные феномены (дворцово-парковые ансамбли, монастыри и т.д.). Особое место среди тех и других принадлежит памятникам всемирного наследия и священным объектам. Знаки (в том числе самые содержательные из них символы) являются основой для формирования географических образов, а также конструирования имиджа стран мира. Библиогр. 19 назв. Ил. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of signs, symbols and images in complex geographical research of countries of the world

Different aspects of sign phenomena in the formation of geographical images of countries of the world are examined. The oldest signs, signs of Earth, toponyms and colors as sign phenomena, natural and historical-cultural (and sacral phenomena) are discussed. The role of signs, symbols and images in the formation of tourist images of countries of the world is examined.

Текст научной работы на тему «Роль знаков, символов и образов в географическом страноведении»

ГЕОГРАФИЯ

УДК 911.531 Ал. А. Григорьев

роль знаков, символов и образов в географическом страноведении

В разработке учебных курсов «Страноведение с основами лингвострановедения» и «География природного и культурного наследия», читаемых студентам-географам на кафедре Страноведения и международного туризма факультета географии и геоэкологии СПб ГУ особую роль может сыграть изучение знаков, символов (наиболее содержательные знаки, отображающие суть явлений) и образов страны. Этому вопросу и посвящена статья.

В последние годы после длительного перерыва появляется все больше работ, посвященных исследованиям роли образа в географии [1-3]. Публикуется интересная работа, посвященная флагам стран мира [4], а в научно-популярной газете «География» приводятся полезные толкования гербов государств мира. Однако исследования, посвященные в целом роли различных знаков в формировании образов стран планеты, редки [5].

древнейшие знаки окружающего мира. Многие из существующих знаков возникли сотни и тысячи лет тому назад [6-8]. Наши предки пытались изобразить происходящее вокруг себя с помощью рисунков, которые фиксировались сначала на скалах, затем на предметах быта, наконец, на различных сооружениях. Эти рисунки-знаки позволяли общаться, использовались в религиозных и военных целях, служили опознавательными приметами групп населения (племен), особенностей их занятий (знаки тотемов).

К древнейшим знакам человечества принадлежат горизонтальная и вертикальная прямые линии, крест, в том числе свастика, круг, треугольник, квадрат, изображения луны и солнца, звезда, спираль и некоторые др. Многие из них имели своим прототипом природные явления, причем не просто таковые, а феномены космического масштаба. Так упомянутый знак спирали, несомненно, был создан по «образцу» видимой невооруженным глазом спиралевидной туманности.

Древнейшие знаки обладали весьма простой конфигурацией по своим очертаниям. Они вычерчивались простыми линиями и не имели сложного рисунка. Рассмотрим некоторые из них. Прямая вертикальная линия имела широкий спектр толкований: луч света в индуизме, активное мужское начало, сотворение мира из хаоса. Горизонтальная прямая линия означала плоскую горизонтальную поверхность Земли, предложение подчиниться, женское начало. Оба знака также символизировали важнейшие природные стихии — соответственно огонь и воду. Впрочем, позднее воду стали также изображать горизонтальной волнистой линией.

© Ал. А. Григорьев, 2009

Не менее древним знаком является простой крест. Он служит изображением космоса, четырех сторон света. Однако с возникновением христианства изображение креста стало связываться с новой религией. Знак креста распространен на государственных флагах многих христианских государств (Великобритании, Норвегии, Дании, Финляндии, Греции, Швейцарии, Исландии, Швеции). Единственное государства с изображением креста на флаге в Азии это Грузия. Изображение креста («британского типа») можно видеть на стягах Австралии и ряда бывших английских колоний в Океании — Фиджи, Тувалу, Новой Зеландии и Тонга.

Усложненный крест с загнутыми концами или свастика является одним из наиболее содержательных знаков об окружающей среде (рис. 1). В переводе с санскрита это слово означает «хорошее бытие». Свастика указывает на круговорот времени, движение, в то же время это знак света и тьмы, знак огненной стихии, солнца. У египтян он указывает на божественную энергию, у индусов — на благополучие под солнцем. На Руси этот знак (ярга) был и является, прежде всего, солнечным знаком. Он также олицетворял древнеславянское божество рода.

Изгибание креста влево или вправо связывается соответственно с восходом или заходом солнца. Свастика — распространенный элемент декора на многих сооружениях в Индии, во многих буддистских государствах, а также в ряде стран ислама (на мечетях). до Второй мировой войны свастика присутствовала на флаге Панамы, знак ярги был широко распространен в народном сознании русских и часто встречался на народных изделиях.

(Белые свастики с изгибом креста влево на черном фоне до сих пор сохраняются во фризе Малого китайского кабинета в знаменитом ораниенбаумском Китайском дворце под Петербургом. — Прим. ред.)

Круг обычно обозначает солнце, реже луну (в зависимости от религиозных представлений). Он также является знаком неба, движения звезд (с возвратом небосвода на то же место). Этот знак олицетворял могущество, силу, мужское начало. Знак солнца (нередко с точкой в центре и лучами) можно видеть на гербах Чада, Уругвая, Аргентины, Эквадора. Распространенный знак — часть круга или серп, представляющий изображение Луны. Он символизировал как положительные (возрождение, изобилие), так и отрицательные (умирание, смерть) явления. Его можно видеть на гербах многих мусульманских государств (Пакистана, Турции, Сингапура).

Изображение квадрата чаще всего связывалось с четырьмя сторонами света и было необходимо для правильной ориентировки на местности (во время охоты, рыбалки, военных походов). Этот знак в отличие от круга символизировал не небесное, а земное пространство. Он был обнаружен, в частности, на скалах в горах Альп (в Италии и Австрии). В настоящее время знак квадрата можно видеть на флагах Швейцарии, Пакистана, Бельгии.

Древнейшим является знак тайцзи или янь-инь (Китай). Он представляет круг с двумя каплевидными формами (черной и белой), разделенными сигмовидной линией,

которая означает движение. Тайцзи олицетворяет высший принцип мироздания и означает две противоположности — мужское и женское начало, свет и тьму, добро и зло и т. д. Этот знак можно видеть на гербе республики Кореи. Среди других и ныне распространенных древнейших знаков — треугольник, звезда, спираль, лабиринт.

знаки земли. Природные и антропогенные явления, происходящие на планете, такие как феномены огня, света, цвета, звука, наконец, рисунки (узоры) на поверхности Земли, видоизменяются в разных районах (ландшафтах) [9]. Они могут выступать в качестве признаков-индикаторов той или иной местности. Понятие свет в широком смысле представляет собой оптическое излучение. В узком и наиболее распространенном смысле свет представляет собой электромагнитное излучение в интервале частот, которые воспринимаются глазом человека, или в интервале длин волн от красного до фиолетового цвета (760-380 нм). В географии исследуются и используются световые особенности природных и антропогенных феноменов. Хорошо известны и изучены также и особенности освещенности ландшафтов, зависящие от суточных, сезонных изменений и географического местоположения.

Среди природных световых феноменов, варьирующихся на планете, отметим также свечение от молний, пожаров, полярных сияний. Среди антропогенных световых явлений значимыми являются световые огни от городов, видимые со спутников. В Европе ночных световых пятен значительно больше, чем в Австралии или Южной Америке. Особенно сильно освещены территории Нидерландов, Бельгии, Германии.

Цвет представляет собой свойство вызывать специфические зрительные ощущения. В зависимости от состава отраженного или испускаемого излучения, от длины волны света, он может быть разный. Так на длине волны 560-760 нм объект будет восприниматься как красный, а на длине волны 500-560 нм — как зеленый. Желтый цвет свойственен ландшафтам песчаных пустынь, в том числе Каракумов (в Туркмении), некоторых песчаных пространств Сахары (Ливии, Алжира).

В зеленый цвет окрашены обширные территории ландшафтов тайги в Северной Америки и Евразии (прежде всего в Канаде и России). Разумеется, цветовая палитра ландшафтов планеты изменяется со временем и, прежде всего, в связи с сезонными фенологическими изменениями. Зеленый цвет также свойственен ландшафтам лугов, широко распространенных, например, в Ирландии, которую называют зеленой страной.

Среди знаковых феноменов планеты выделяется огонь, а среди самых распространенных огней — огни от пожаров, от молний и от вулканов. Огненная стихия проявляется неодинаково в разных регионах Земли. Так, главные скопления действующих вулканов приурочены к тихоокеанским побережьям Азии, обеих Америк, а также к Зондскому архипелагу островов (среди территорий распространения огня от вулканов — Япония, Индонезия, Мексика, а также Исландия).

Молнии наиболее распространены в тропиках и средних широтах. Лесные пожары характерны как для лесов умеренной зоны (Россия, Канада, США, а также Греция, Испания, Португалия), так и для тропических лесов (особенно Индонезия, Малайзия). Пожары в южной Европе во многом антропогенного генезиса. Индикатор горения — годовой объем выбросов углекислого газа изменяется от 2 (Азиатская часть России и Китай) до 20 тер-раграмм/год (Индонезия и Малайзия в 1996-1997 годах).

Специфичными для разных районов планеты являются рисунки аэрокосмических изображений, отображающие как естественные особенности ландшафтов, так и черты их антропогенного освоения (рис. 2).

Для пустыни Руб-эль-хали, например, свойственен рисунок вытянутых, параллельных друг другу полос, отражающих существование особого типа эолового рельефа песчаных гряд — сэфов (Саудовская Аравия). Для территории Исландии характерны кольцевые рисунки, отображающие наличие многочисленных вулканов.

Изменяются антропогенные рисунки земной поверхности, обусловленные особенностями историко-культурного развития территории. Резко различны, например, рисунки космических изображений сельскохозяйственных полей на территории Германии в ее западной (бывшей ФРГ) и восточной (бывшей ГДР) частях. В западной части Германии, где «процветала» частная собственность на землю, они более мелкие по размерам по сравнению с восточной половиной страны, в которой господствовала коллективная собственность.

Топонимы как знаковые явления государств планеты. Географические названия (топонимы) не случайны. Во многих случаях они несут информацию о каких-либо сторонах природной среды или историко-культурных событиях. В ряде случаев даже в названии государств отображены некие значимые в масштабе всей страны особенности. Примечательно название Норвегия, которое связано с историей страны, ее географическим положением. Наименование страны Nordweg (также как и ее древнескандинавское название) переводится как Северный путь.

Жители Норвегии, расположенной на севере Европы, на берегу Северного Ледовитого океана, с отдаленных времен были вынуждены осваивать не только свою суровую горную местность, но и просторы Арктики и Северной Атлантики. Достаточно вспомнить великих норвежцев — Эрика Рыжего, достигшего Гренландии, и Лайфа Эриксона, первооткрывателя северо-восточного побережья Северной Америки (так называемой Земли Винланд).

Всему миру известны имена великих норвежцев более близкого к нам исторического периода (конца XIX — начала ХХ веков) — Р. Амундсена и Ф. Нансена. Вся история Норвегии, связанная с освоением Северного пути, точно отображена в древнем и одновременно современном наименовании страны.

Знаковым является наименование Японии. Первый иероглиф его означает Солнце. Япония называется Страной восходящего солнца, которое почитается ее жителями с древнейших времен. Название Аргентина не местное. Оно было дано этой земле испанскими колонизаторами. Конкистадоры были поражены, увидев на аборигенах множество украшений из серебра. Страной серебра (от лат. argentum — серебро) и была поименована эта заморская территория, действительно богатая серебряными рудами.

Наименование одного из государств кавказа — Азербайджан в переводе с персидского (фарси) означает «хранитель огня». На первый взгляд оно странно. Здесь нет, как

Рис. 2. Кольцевой рисунок брахискладки Ришат — знаковый для природы Мавритании, не характерный ни для одной страны ее окружения. Космический снимок

например, в Исландии, активных вулканов или частых, как в Испании, сезонных лесных пожаров. И все же это название отражает глубинную особенность природы и истории страны. В историческом прошлом Азербайджан был государством огнепоклонников, почитателей Заратустры. Страна изобиловала храмами огнепоклонников, что было не случайно.

Территории Азербайджана, расположенного в активной тектонической зоне, свойственны повышенные газовые эманации. Легко воспламенимые газы поднимались вверх по разломам, пронизывающим толщу горных пород. Легко воспламенима и нефть, месторождениями которой богаты недра этой земли. Указанные геологические явления способствовали возникновению на территории Азербайджана культа огнепоклонников, который и отразился в названии страны.

Не менее существенны для страноведческого исследования и топонимы различных элементов природной среды, названия рек, озер, гор. Конечно, в том случае, когда они отражают существенные особенности природной обстановки. В Китае, например, название одной из двух главных рек, пересекающих большую часть страны, Хуанхэ, означает Желтая река. Оно не случайно: воды реки мутные и окрашены в палево-желтый цвет. Такая окраска связана с тем, что река, пересекая лессовое плато, захватывает их, окрашиваясь в желтый цвет. Желтым называется и море, в которое впадает р. Хуанхэ.

цвета на государственных флагах. Основных цветов, используемых на флагах, шесть: белый, красный, синий, зеленый, желтый и черный. Красный цвет доминирует на флагах государств Европы и Африки и субдоминирует в Америке и Азии. Он символизирует огонь, кровь, силу, мужество, а также войну, революцию, гнев и ярость. Это цвет верховной власти. Он также указывает на опасность. Разумеется, не все указанные признаки свойственны ему как знаку на флагах той или иной страны. Красный цвет преобладает на стягах Черногории, Албании, Латвии, Македонии, Швейцарии, Норвегии, Дании в Европе. В Азии его можно встретить на флагах Китая, Турции, Киргизии, Вьетнама, Мьянмы, Бахрейна, Восточного Тимора, а в Америке — на стягах Перу, Чили, Тринидада и Тобаго, Антигуа и Барбудах. Реже красный цвет распространен в Африке (в Марокко, Тунисе и Эритрее) и еще реже в Океании (в Самоа и Тонга).

Белый цвет на флагах государств планеты встречается немного реже. Это символ чистоты, света, мира и истины, а также справедливости. Нередко он воспринимается противоречиво и одновременно толкуется также и в отрицательном смысле, как символ ухода из жизни, смерти, а также трусости и вероломства. Конечно, ни один флаг не несет подобных негативных толкований. Больше всего белого цвета на стягах Японии, республики Кореи и Ирака в Азии, Кипра и Финляндии — в Европе, Лесото — в Африке.

Зеленый цвет у многих народов символизирует зеленый покров планеты, весну, плодородие, оживление в природе, надежду и свободу. Как цвет растений он иногда означает бессмертие, непрерывность развития. Это также священный цвет приверженцев ислама, в мусульманских государствах он символизирует свободу и надежду. Этот цвет является суб-доминантным на стягах государств Африки. При этом зеленый цвет наиболее распространен на флагах Ливии, Мавритании, Нигерии и Замбии. В наименьшей степени он встречается на стягах стран Европы (в том числе Италии, Ирландии, Болгарии, Венгрии) и в Австралии, Океании. Зеленый цвет присутствует на флагах почти всех исламских государств. При этом он господствует на стягах Саудовской Аравии, Бангладеш и Туркмении.

Желтый цвет в государственной символике обычно олицетворяет власть, а также солнце и золото. Чаще всего (в 40 % случаев) он встречается на флагах стран Азии (в том

числе Эфиопии, Чада, Мали, Мозамбика). Причем по распространению он на третьем месте (после красного и зеленого). Желтый цвет встречается в 30 % случаев на флагах государств Америки (в том числе Колумбии, Венесуэлы, Эквадора), в 20 % случаев — в Европе (в том числе Бельгии, Молдавии, Румынии, Германии). Еще реже он распространен на флагах стран Австралии и Океании (15 %) и Азии (около 10 %).

Синий цвет, холодный, он символизирует голубизну неба и воды, а также постоянство, иногда консервативность, совершенство, правосудие. Чаще всего он встречается на флагах государств Австралии и Океании (в 90 % случаев), широко распространен в Европе (в 45 % случаев), в том числе на флагах Великобритании, России, Греции, Швеции, Лихтенштейна, Румынии, Украины, Молдавии, Словении, Словакии, Эстонии, Исландии, Хорватии, Франции, Чехии.

Реже (около 40 % случаев) синий цвет распространен в Африке (в том числе в Ботсване, в которой он символизирует дождь, в демократической республике Конго, где он преобладает, в Америке (в 25 % случаев), в том числе в Гватемале, Сальвадоре и еще реже в Азии (Казахстан — голубой цвет, Лаос, Монголия). В Лаосе он означает воду (р. Меконг), в Монголии — патриотические устремления народа. Почти во всех исламских государствах, кроме Малайзии, синий цвет на флагах отсутствует.

Черный цвет в большинстве государств является символом ночи, а также смерти. На государственных флагах он распространен редко, чаще всего в Африке (25 %) и в Азии (около 20 %) и имеет иное толкование. В Африке иногда он символизирует чернокожее население (Зимбабве, Ангола), в ряде исламских стран Азии и Африки — победу над мрачным прошлым (Египет, Кувейт), в ОАЭ — также богатство нефтью.

Следует заметить, что знаковыми являются не только глубинный смысл цвета, но и современное сочетание цветов на флагах. Например, сочетание красного, белого и черного цветов свойственно панарабским странам (Сирия, Египет). Сочетание красного, синего и белого цветов в виде горизонтальных полос свойственно панславянским государствам (Россия, Словакия, Словения, Хорватия, Сербия).

знаковые природные феномены государств планеты. Знаки и символы нередко отражают глубинную суть природных явлений [10]. В большинстве государств мира существуют знаковые феномены или даже символы в виде каких-либо природных явлений как живой, так и неживой природы. Как правило, они отражают реально существующие на территории страны природные явления, по разным причинам значимые для населения. Среди природных знаковых феноменов широко распространены животные, которые водятся на территории страны, в том числе редкие. Разумеется, не только потому, что они — обитатели территории страны, а по историко-культурным причинам.

Во Франции одним из знаковых феноменов является петух (рис. 3). В европейских государствах петух всегда означал храбрость, мужество. Однако французов римляне за их заносчивость, вспыльчивость прозвали петухами. Удивительно, но такое прозвище было положительно воспринято жителями страны. Знак с изображением петуха широко распространен во Франции уже в течение многих веков. Древнее наименование народа — галлы в данном случае сходно с латинским названием петуха.

На гербе Кипра изображен голубь, причем белого цвета. Издавна эта птица считается символом чистоты, а в христианстве (Кипр — христианская страна) также и мира. Одним из символов Боливии, ее могущества и с силы, служит кондор, редкая гордая птица, живущая в Андах.

Орел знаком жителям многих государств как самая могущественная птица. Его изображение на гербе олицетворяет понятие могущества в мире людей. Впрочем, только в Албании, маленькой горной стране, где орлы — самые заметные птицы, жители считают себя их потомками, а свою землю называют Страной орлов (Шкиперией). Подмечено, что изображение орла на гербе почти обязательно для государств бывших империй, например, Германии, или имеющих имперские амбиции (Россия).

Изображение лошади можно видеть в качестве главного элемента на гербе Монголии и как второстепенный элемент на гербах Индии и Уругвая. Конь с давних пор является символом сражений, храбрости и победы. На гербе Монголии он изображен вместе с всадником. Это не случайно — на земле этой страны конь является одним из главных помощников человека.

Среди растений на гербах разных государств нередко рисуют дуб и оливковое дерево (маслину), а, точнее, их ветви. С античных времен маслина была символом мира, победы, знаком света и судьбы. Ветви маслин обрамляют основные рисунки на гербах Греции и Кипра. Даже в клюве голубя на гербе Кипра изображена ветвь маслины. На дубовой ветке покоится щит на гербе Болгарии. Ею обрамлен герб Италии. Ветвь дуба является элементом герба Франции. В странах Европы дуб, как известно, олицетворяет мужество, силу — ведь он царь среди деревьев.

Знаковыми для многих государств являются реки и озера, те из них, которые сыграли существенную роль в жизни народа. Например, Волга в России, Рейн в Германии. Речная стихия является знаковой в Бангладеш. Она изображена на гербе этой страны волнистыми линиями, которые обозначают стихию трех рек — Брахмапутры, Г анга и Мегхны. Эти реки, как известно, вздуваются и выходят из берегов вследствие муссонных дождей или же огромных морских волн, затрудняющих их сток в океан и вместе с морскими водами вызывающими большие затопления. С упомянутыми реками, образующими огромную дельту, занимающую большую часть страны, связана жизнедеятельность большинства ее жителей.

В качестве знаковых феноменов нередко выступают холмы и горы. В Японии среди гор таковой является Фудзияма. Эта гора-вулкан представляет собой угрозу для жителей окружающих мест своими извержениями. Одновременно она привлекает к себе плодородными почвами и тающими летом снегами, снабжающими водой поля крестьян. Воспетая поэтами, она считается символом страны.

Знаковыми могут быть не только отдельные элементы природы — озера, реки, горы, но и природные комплексы, ландшафты. Чаще всего такие места, достопримечательные своей фауной или флорой, геологическими или геоморфологическими особенностями, своей эстетической ценностью, охраняются государством в качестве национальных парков. Особенно значимы памятники мирового наследия. В Венесуэле таковым выделен водо-

Рис. 3. Изображение петуха, одного из символов Франции, на почтовой марке

пад Анхел, самый высокий на планете, вместе с окружающим его тропическим лесом. В Танзании природным символом страны выбран памятник всемирного природного наследия — национальный парк Серенгети.

Историко-культурные знаковые феномены государств мира. Они разнообразны — это и культовые сооружения, памятники архитектуры, выдающиеся люди (рис. 4), а также фестивали, ярмарки, музеи [11].

Для Франции знаковой фигурой ХХ в., несомненно, является Шарль де Голль, который сыграл выдающуюся роль в освобождении страны от войск фашистской Германии и в период его правления в качестве президента. Для Великобритании такой же знаковой личностью стал премьер-министр Уинстон Черчилль, благодаря разумной политике которого Великобритания сумела, в частности, дать отпор той же Германии и после окончания Второй мировой войны по-прежнему осталась среди мировых держав.

Знаковыми фигурами Франции и Великобритании, их исторического прошлого выступают также народная героиня Жанна Д’Арк, которая сумела сплотить французов для борьбы с англичанами, и легендарный король Артур. В Германии среди знаковых личностей можно назвать Лютера, основателя и проповедника ответвления христианства (лютеранства), великих — писателя Гёте и композитора Баха.

Знаковыми для любой страны служат важные моменты в ее истории, связанные с расцветом государства. Для маленькой страны Багамские острова значимым историческим событием стало открытие этой земли Христофором Колумбом, который начал с нее открытие Америки. На гербе этого государства изображена каравелла Колумба «Санта Мария».

Знаковыми могут быть памятники истории и культуры, прежде всего, национального и мирового уровня. Например, один из символов Египта — пирамиды и среди них, прежде всего, три, расположенные на окраине Каира в Гизе. Пирамиды не просто памятники одного из периодов истории страны. Они выступают в качестве одного из высших проявлений духа нации. Знаковыми для страны в целом могут быть далеко не все памятники истории и культуры национального и мирового масштаба. А только те из них, которые духовно объединяют всех жителей государства. В подобных случаях они могут быть изображены даже на государственном гербе страны (как, например, дворцово-храмовый ансамбль Ангхор в Камбодже) или на государственных денежных банкнотах (как, например, комплекс зданий центра столицы Бразилии).

Символами отдельных государств служат некоторые библиотеки, хранилища книг мирового масштаба, как, например, Библиотека Конгресса США или Российская

Рис. 4. Изображение символа Монголии Чингисхана на денежной купюре

Национальная библиотека в Санкт-Петербурге. Таковыми могут быть и знаменитые хранилища произведений искусства, подобные Лувру во Франции или Эрмитажу в России. Бразилия известна во всем мире своим фестивалем, самым большим и красочным ежегодным праздником на планете. Он происходит на специально сооруженном «самбадроме» в Рио-де-Жанейро.

Священное и волшебное как знаковые явления стран мира. Самые глубокие связи человека с природой, в том числе со многими до сих пор необъяснимыми явлениями, возникли еще в глубокой древности. Поэтому некоторые из разнообразных природных феноменов (горы и реки, животные и растения), те из них, которые существенно послужили человеку в познании неведомых образований и сил природы, выделяются среди прочих. Они считаются священными или(и) волшебными и являются знаковыми, в том числе в масштабе страны [11].

Рассмотрим некоторые из священных и волшебных знаков. На гербе Бангладеш изображен лотос. Это растение широко распространено на низменных речных равнинах страны, затопляемых во время половодий и муссонных дождей. Лотос издавна считался символом солнца, «колеса» повторяемости жизни, чистоты и совершенства. В государствах Востока он посвящен Будде. Лотос в качестве элемента рисунка также можно увидеть на гербах Бутана и Индии.

На некоторых гербах нарисованы волшебные существа. Среди них единорог, дракон, Гаруда (рис. 5), которые отражают религиозные представления жителей страны. Среди них чаще других изображается дракон. Его можно видеть, например, на гербе высокогорной страны Бутан. В государствах Востока дракон издавна олицетворяет владыку воды, в том числе небесной, а также является символом плодородия, жизни, покровителем земледелия.

На гербе Таиланда изображено другое волшебное существо — Гаруда, полуптица-получеловек с когтистыми лапами хищной птицы и человеческим лицом. Это существо

является национальным символом Таиланда, Индонезии, знаковой фигурой Индии, Мьянмы. Это фигура, связанная с религиозными представлениями (буддизма) многих народов Востока. Волшебная птица вошла в их культуру, стала неотъемлемой в обычной жизни. В Индонезии даже главная авиакомпания носит название «Гаруда».

Подобным образом священными символами России являются р. Волга и оз. Байкал, Израиля — р. Иордан и гора Голгофа, Армении — гора Арарат (хотя она и расположена в соседней Турции). Их изображения можно увидеть на денежных банкнотах, почтовых открытках и марках этих государств.

Священными знаковыми феноменами являются выдающиеся культовые сооружения. В Индонезии это храмовый ансамбль Борободур, крупнейший буддийский храм на острове Калимантан, известный и притягивающий к себе поклонников буддизма из многих государств, расположенных вокруг мусульманской Индонезии. В России таковыми являются Валаамский монастырь на острове в Ладожском озере и Соловецкий монастырь на островах в Белом море. Одним из самых известных священных сооружений-символов Франции служит собор Парижской Богоматери.

Рис. 5. Символ Таиланда — волшебное и священное существо Гаруда, изображенное на марке

Знаковыми являются места религиозных чудес и массового паломничества верующих, в том числе местечко Фатима в Португалии. К таковым также принадлежат священные города: среди них Иерусалим в Израиле, Лхаса в Тибете, Мекка в Саудовской Аравии, Санкт-Петербург в России.

образы государств планеты. Образ государства—собирательный, интегральный феномен. Он мозаичен, так как включает в себя множество отдельных образов. Национальные образы мира, отдельных народов многообразны и глубоко индивидуальны [12]. Понятие «страна» во многом географично, поэтому зачастую, особенно географы, содержание образа страны сводят к географическому «наполнению». Однако на самом деле образ страны формируется на основе не только географической информации, но также геологической, биологической, исторической, экономической, культурологической, социальной, религиозной и пр.

К настоящему времени между географией и всеми перечисленными науками (а не только между географией и геологией, географией и биологией) сформировались «мосты» — междисциплинарные направления, часто с приставкой «гео» (геополитика, геоэкономика и т. д.). Учитывая сказанное, Д. Замятиным [13] была предложена простая и удачная классификация географических образов в страноведении: 1) геоисторические и историко-географические; 2) геокулкгурные и культурно-географические; 3) геополитические и политико-географические; 4) экономико-географические и геоэкономические, а также, дополнительно, геосоциальные и социально-географические. Не понятно только, почему здесь не упоминаются природно-географические и геоэкологические образы.

Согласно В. И. Далю [14], образ предмета есть его изображение, подобие, очертание, вид, внешность. Иначе говоря, образ страны — это своего рода ее портрет. Исходя из сказанного, географический образ страны должен моделироваться из ряда разнообразных источников. Перечислим их: географическая научная и научно-популярная литература, картографическая и аэрокосмическая информация, описания путешественников, средства массовой информации, данные многих смежных и несмежных наук (истории, этнографии, экологии, литературы, экономики, социологии, психологии, политики), наконец, произведения искусства, народного творчества, в том числе музыки.

В отличие от обычного научного страноведческого описания географический образ страны должен быть обязательно выразителен и окрашен более яркими красками с элементами художественного описания. Немногие отечественные географы добивались этого (среди них Н. М. Пржевальский, Э. М. Мурзаев, а в самые последние годы Ю. Н.Голубчиков) во многом потому, что это не принято: ведь долгое время в географии вообще существовала «стена» между нею и гуманитарными (неэкономическими) дисциплинами.

Как считали и считают некоторые специалисты и не только в прошлом (например, В. П. Семенов-Тян-Шанский), но и в настоящем [15], элементы художественности вполне допустимы в страноведческой характеристике, особенно при характеристике ландшафтов как пейзажей. Представляется, что художественные элементы также вполне допустимы при создании исторических или культурных (в том числе литературных [3]) образов страны. В меньшей степени это возможно и необходимо при формировании экономических или геополитических «портретов» государства.

Страноведческий образ формируется двояким путем. И, прежде всего, на основе разнообразных знаковых особенностей страны, ее символов, отражающих разные аспекты ее природы и общества, их взаимодействия и развития. Среди знаковых особенностей важнейшие — государственные герб и флаг.

Курс лекций «Страноведение с основами лингвострановедения», помимо собственно географического, включает разделы из других наук (истории, экономики, культурологии и т. д.), представленных на географической основе. Характеристика любой страны в этом курсе лекций начинается с обсуждения предложенных самими студентами ее знаковых особенностей. Так, для Великобритании обычно таковыми называются следующие феномены: Стоунхедж, кельты, вал Адриана, король Артур, Бэкон, Шекспир, Баскервильская собака, Лох Несс, мостовая гигантов, колониальная империя, англичане и английский язык, Лондон, парламент — Вестминстерский дворец, Уинстон Черчилль, Тауэр, Британский музей, фунт стерлингов.

На основе приведенных знаковых феноменов вкупе с характеристиками флага и герба можно и должно смоделировать образ государства. Однако он будет не полным без приведения типичных (островная морская страна с преобладанием равнин и холмогорий, местами низкогорий) и знаковых (например — меловые обрывы) природных особенностей, без учета геоэкологического образа (вспомним, например, смог) и без характеристики уровня благосостояния граждан страны (годового дохода на душу населения). Образ страны — это лаконичное, сжатое подобие комплексной страноведческой характеристики, в отличие от нее обязательно насыщенное яркими знаковыми феноменами, это своего рода портрет страны.

Интересно сравнить схему представленного выше образа Великобритании со схемой ее внутреннего образа (или британской идентичности), составленной самими англичанами по заказу государства. Последняя включает следующие элементы: 1) географические ассоциации; 2) национальные символы (флаг и королевская власть); 3) население; 4) устойчивые ценности и общая характеристика политической культуры; 5) культурные привилегии и обычаи; 6) гражданство; 7) язык; 8) достижения, которые составляют славу страны [16]. Наблюдается большое сходство обеих схем. Различия связаны с тем, что оба образа по-разному ориентированы: первый — внешний, второй — внутренний.

Туристический образ и имидж стран мира. Он не соответствует и не должен соответствовать географическому образу страны (также, впрочем, как неравнозначны туристическое и научное географическое страноведение). Первый из них (также как, например, геополитический или литературный), ориентированный на многих граждан государства, — узкий, специальный. Второй из них (имидж) — широкий, профессиональный.

Понятия образ и имидж (которое переводится с английского также как образ) в отличие от мнения большинства специалистов [17] все же не равнозначны [18, 19]. Термин имидж имеет иной смысл и другое содержание. Это действительно образ, но образ конструируемый, а не реально существующий. Образ мозаичен, многоцветен, имидж менее красочен и может быть одноцветным, одноаспектным — в зависимости от того, кем он создан и для каких целей. Имидж может даже искажать подлинный образ страны. Можно в связи со сказанным вспомнить, как при президенте Р Рейгане в США был сформирован имидж нашего государства как «империи зла». Такое представление о нашей стране было выгодно некоторым государствам западного мира.

Вместе с тем имидж может приукрашивать подлинный образ страны, таким образом, искажая его. Во многом, благодаря умелой имиджмейкерской работе, в США образ этого государства представлен как богатой, преуспевающей, действительно свободной (демократической), самой сильной в экономическом и военном отношениях страны. Подобный имидж, созданный самими американцами, далеко не соответствующий образу настоящего демократического государства, распространен во всем мире. Следует заметить, во время

экономических кризисов (в том числе в настоящее время), войн, развязываемых США, вышеприведенный имидж образцового государства, как правило, видится в ином свете, как искажающий подлинный образ страны.

Имидж страны, сконструированный с разными целями, далек от ее реального многопланового образа. Таков, например, имидж Нидерландов, как единственной, неповторимой и непревзойденной страны тюльпанов. В самом деле, в основе подобного имиджа лежит реальная черта ее образа. В Нидерландах действительно достигли небывалых успехов в выращивании тюльпанов, идущих на экспорт и радующих жителей других государств. Это одна из привлекательных особенностей образа Нидерландов, реализованная в конструировании ее имиджа. Однако существует и другой имидж Нидерландов как страны «красных фонарей», как государства с широким распространением наркозависимых людей, а также многих граждан, зараженных СПИДом. Разумеется, такой отрицательный имидж Нидерландов также не соответствует реальному образу страны, хотя отмеченные черты и свойственны этой стране.

Туристический имидж страны моделируется также как и географический, прежде всего, из ее знаковых особенностей. Однако при этом, прежде всего, используются те из них, которые определяются различными видами туризма. Выездной туризм из России имеет большое государственное значение и не только потому, что приносит доход государству и частным фирмам. Знакомя граждан России с реалиями за рубежом, он, в конечном счете, помогает лучше узнать граждан других стран, их обычаи, занятия, а также особенности природы и хозяйства. А это важно для оптимизации отношений между государствами, способствует балансу военнополитической ситуации на планете. Вспомним, как во время господства в нашей стране коммунистической идеологии, отсутствия массового выездного туризма из нашей страны, у граждан формировались искаженные представления о других государствах и народах. В самом деле, многие граждане России были уверены в правильности образа зарубежных капиталистических государств, конструируемого идеологами нашего государства.

В настоящее время, несмотря на широкое развитие выездного туризма из России, нередко у выезжающих создается поверхностное представление о посещенных ими зарубежных странах. Этого можно избежать подготовкой специалистов в области туризма, составной частью обучения которых являются профессиональные представления о формировании географического и туристического образов страны.

Знаки и символы каждой страны отражают ее разные, в том числе главные, нередко глубинные специфические особенности. Многие из них полузабыты, да и известные мало изучены. Тем не менее, иногда неосознанно, они «пронизывают» все стороны жизни обитателей страны. Их набор позволяет смоделировать близкий к реальному образ страны, а целенаправленная комбинация — сконструировать ее имидж, в том числе туристический (а на основе последнего создать полноценные бренды страны). Изучение знаков и символов стран мира — важный и необходимый элемент профессионального географического и прикладного туристического страноведения.

Литература

1. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. СПб., 1998.

2. Исаченко Г. А. Образное восприятие в географическом познании мира // Изв. РГО. 2001. Т. 133. Вып. 3.

3. Максаковский В. П. Литературная география. М., 2006.

4. Кильюнен К. Государства и флаги. Энциклопедия. Таллин, 2005.

5. Смольников В. Ю. Знаки Земли // Палинологические, климатостратиграфические и геоэкологические реконструкции / под ред. В. А. Зубакова. СПб., 2006.

6. Вовк О. В. Энциклопедия знаков и символов. М., 2006.

7. Кирло Хуан. Словарь символов / пер. с англ. М., 2007.

8. Королёв К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.; СПб., 2007.

9. Григорьев Ал. А. Знаки Земли / в кн. «Удивительная география». СПб., 2005.

10. Он же. Природные достопримечательности и памятники наследия как объекты страноведения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.7: Геология, география. 2007. Вып.4.

11. Он же. Роль природных факторов в формировании священных мест // Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Архангельск, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Гачев Г. Национальные образы мира. Комос-Психо-Логос. М.,1995.

13. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб., 2003.

14. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М., 1881. Т. 2.

15. Севастьянов Д. В. Основы страноведения и туризма. СПб., 2003.

16. Семененко И. Культура, общество и образ страны // http://magazines.russ.rU/nz/2007/1/se5/html.

17. Галумов Э. А. Имидж страны — основные факторы его формирования / Основы PR. М., 2004. Глава 6.

18. Корпоративный имидж в современной России. Центр Эффект-Контакт Международной академии бизнеса и управления. URL: www.effcon.ru/res.htlm

19. Мироненко В. Образы России в Украине // Отечественные записки. 2007. № 2 (34).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.