Научная статья на тему 'Знаковые феномены геокультурного пространства Европейского Севера в произведениях Н. К. Рериха'

Знаковые феномены геокультурного пространства Европейского Севера в произведениях Н. К. Рериха Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАКОВЫЕ ФЕНОМЕНЫ / СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / ХРАМЫ / ВАЛУНЫ / СКАЛЫ / ВОЛОКИ / МЕГАЛИТЫ / КУРГАНЫ / SIGN PHENOMENA / NORTHERN EUROPE / TEMPLES / BOULDERS / ROCKS / DRAG / MEGALITS / BARROWS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьев Алексей Алексеевич

Знаковые феномены и образы, которые были созданы художником Н.К. Рерихом, являются важным источником информации в географическом страноведении. Среди обстоятельств, которые способствовали формированию интересов Рериха Н.К. к ландшафтам Севера, как природным, так и культурным, следует упомянуть следующие: знакомство в детские и юношеские годы с природой и историей окрестностей Петербурга, поездки и путешествия по Северному краю, контакты с некоторыми ведущими деятелями культуры северных государств, глубокий интерес к отечественному и зарубежному народному творчеству (сказаниям, былинами), древней истории Русской земли. Как художник-философ, Н. К. Рерих сумел заметить и изобразить знаковые феномены Северной Европы как природных, так и культурных ландшафтов. На полотнах художника среди природных знаковых феноменов отображены валуны, скалы, озера, облака, а среди следов деятельности человека часовни, храмы, курганы, волоки. Особое внимание Н.К.Рерих уделяет в своих произведениях мегалитическим памятникам прошлого. Художник прозорливо сумел отобразить следы отдаленного прошлого, следы языческой древней культуры (возраст которой пока еще проблематичен), некоторые особенности освоения человеком ландшафтов Северной Европы. Библиогр. 17 назв. Ил. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sign phenomena of geocultural space of the European North in N. K. Roerich's works

Sign phenomena and images which were created by the painter N. K. Roerich are an important source of information in regional geography. As the painter-hilosopher, N. K. Roerich managed to notice and represent sign phenomena of Northern Europe as natural and cultural landscapes. On canvases of the painter boulders, rocks, lakes, clouds are depicted among natural sign phenomena and among traces of activity of a person chapels, temples, barrows, drags, megalits are displayed. The artist managed to display even traces of remote past and development of Northern Europe landscapes by man. Bibliogr. 17 Ref. Fig. 4.

Текст научной работы на тему «Знаковые феномены геокультурного пространства Европейского Севера в произведениях Н. К. Рериха»

Ал. А. Григорьев

ЗНАКОВЫЕ ФЕНОМЕНЫ ГЕОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. К. РЕРИХА

В географическом страноведении в качестве источника информации весомая роль принадлежит знакам (в том числе знаковым феноменам, к которым, в частности, относятся знаковые фигуры) и образам, создаваемым о стране деятелями культуры (художниками, писателями, поэтами и даже композиторами) [1—4]. В художественных образах, создаваемых ими, отображаются некоторые визуальные, а иногда и непосредственно невидимые особенности природы, истории и культуры страны, замеченные на эмоциональном уровне восприятия. Подключение эмоционального канала связи для восприятия страны позволяет увидеть ее в ином, более многокрасочном свете. Сказанное важно для выделения объектов наследия, а также служит дополнительным ориентиром для туризма.

Среди плеяды деятелей культуры, которые освещали в своих произведениях Европейский Север, выделяется имя художника-философа Н. К. Рериха (1874-1947 гг.) [5-12]. Художник оставил нам много картин, посвященных Северу, главная особенность которых — проникновение в некоторые невидимые черты природных и культурных ландшафтов, в область сакральной географии. Земля для художника — сложный живой организм, подверженный действию многих сил, следы которых он отмечает и на Севере. Это также арена деятельности человека, его сотворчества с природой, древние знания о котором хотя и утрачены, но сохраняют о себе разнообразные знаки, которые искал Н. К. Рерих (рис. 1). Вот, что он пишет («Священные знаки». 1915) [8]:

Мы идем искать священные знаки. . . Трудно путь усмотреть. Непонятны места.

Где могут они быть. . .

Я знаю — мы их Увидим.

Геокультурное пространство Европейского Севера отлично от других районов Европы рядом особенностей. Прежде всего, оно выделяется своей природой. Эта территория, гористая на севере и равнинная, местами всхолмленная в южной части, расположена в пределах зоны тайги и смешанных лесов, а также тундры и лесотундры. Характерной особенностью ее, в отличие от остальной Европы, является достаточно большая лесистость территории, при этом широкое распространение хвойных пород имеет место не только на востоке, но и на западе. Это область, которая в недавнем геологическом прошлом подвергалась оледенению, распространению ледниковых покровов по всей ее территории. С последним из них связаны разнообразные формы ледникового и водноледникового рельефа, в общем, не характерного для остальной части Европы, а также многочисленных озер.

Территория Северной Европы начала осваиваться после отступления последнего ледникового покрова. Следы жизнедеятельности древних людей, например, в Норве-

© Ал. А. Григорьев, 2010

Рис. 1. Некоторые знаки служат ключом к прошлому, сокровенному: «Тайник». Худ. Н. К. Рерих. 1915. Русский музей. СПб. (оригинал цветной).

гии и Швеции восходят к IX тыс. до н. э. Ландшафты Севера осваивали три крупные группы племен — германцев, угро-финнов и славян, сильно отличающихся в языковом и этническом, а частично и религиозном отношениях. В процессе освоения ландшафтов ими были созданы (в основном в 1Х-Х вв.) государства, отличающиеся спецификой национального самосознания и развития. Каждое из этих государств (Норвегия, Швеция, Исландия, Финляндия и Новгородская Русь, ныне Россия) характеризуется своими знаками и символами, отображающими разные аспекты природного и историкокультурного развития страны. Вместе с тем геокультурное пространство этого региона Европы характеризуется некоторыми особенностями, общими для всех стран, но отличными от остальной Европы.

Среди обстоятельств, которые способствовали формированию интересов Н. К. Рериха к ландшафтам Севера, как природным, так и культурным, следует упомянуть следующие. В детские и юношеские годы Н. Рерих много времени провел в окрестностях Петербурга, в имении отца в Изваре. Оно расположено на южной окраине Ижорского плато (возвышенности), у самой границы его пологого склона, обращенного в сторону р. Луги. Здесь будущий художник увидел многочисленные валуны, принесенные с Севера, образованные иными породами, которые не встречались на плато. Само плато сложено в основном известняками, карстующимися породами, что делает его с поверхности безводным. Напротив, на склонах плато, в том числе в Изваре, воды, которые просачиваются сквозь толщу известняков, выходят в виде многочисленных источников. Здесь же на склоне возвышенности распространены в основном хвойные леса, в те времена дремучие, богатые живностью.

Ижорское плато, сложенное известняками, перекрытыми тонким слоем морены, благодаря развитию плодородных карбонатных почв с давних пор было подвержено интенсивному освоению. Следы его, которые замечал Н. К. Рерих, были запечатлены в разнообразных изменениях природного ландшафта и в частности в сильной распашке, в наличии многочисленных курганов. Ижорская возвышенность с давних пор была заселена племенами угро-финнов и славян. Поселения угро-финнов сохранялись до начала ХХ в., позднее, при советской власти, почти все угро-финны были выселены. Особенности национального колорита разных этнических групп, с которыми знакомился будущий художник в окрестностях Извары, также отразились на его восприятии, а затем и отображении культурного ландшафта.

Названия поселений Ижорской возвышенности, уходящие в далекое прошлое, иногда являются его индикаторами. Так, наименование ближайшего к Изваре пос. Волосово явно напоминает о славянском божестве Велесе, покровителе домашних животных и боге богатства. Где-то поблизости, возможно, находилось языческое капище, в котором поклонялись этому божеству.

Вторым обстоятельством, которое позволило Н. К. Рериху узнать Северный край, были его поездки и путешествия. Он побывал во многих местах в окружении Петербурга (в том числе в Великом Новгороде, Пскове, Петрозаводске), а позднее в Хельсинки, Турку, некоторое время жил в Сортавале, посетил остров Валаам на Ладоге. Кроме того, интересуясь маршрутами варягов, которые проложили по Балтике, рекам и озерам великий торговый путь «из варяг в греки», Н. К. Рерих самолично совершил путешествие по этому пути. Особенно большое впечатление произвел на него р. Волхов в районе крепости в Старой Ладоге. Этот не притязательный на первый взгляд суровый пейзаж с древними курганами он считал одним из лучших и характерных для России, и, прежде всего, для Севера [7]. Путешествие позволило художнику лучше ознакомиться с ландшафтами Северной России и Финляндии.

Еще одним источником сведений о Северном крае послужили для Н. К. Рериха его контакты с некоторыми ведущими деятелями культуры северных государств и Бельгии (в том числе писателями норвежцем Г. Ибсеном, бельгийцем М. Метерлинком, шведом А. Стриндбергом, художником финном А.Галленом), с эпосом северных народов и, разумеется, русским (славянским). Эта информация послужила художнику для «проникновения» в культуру народов Скандинавии, Финляндии, помогла в его представлениях о природе этих мест. В результате Н. К. Рерих создал декорации к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена, на которых удивительно точно (по высказываниям современников) уловил колорит природы Норвегии, страны, в которой он никогда не был.

Прежде всего, мастер интересовался отечественным народным творчеством (сказаниями, былинами), древней историей Русской земли. На его картинах можно видеть героев русской истории («Александр Невский поражает ярла Биргера», 1904), церкви и монастыри — знаковые феномены Древней Руси («Псковский погост», 1904), сказочные мотивы древнерусской и славянской жизни (декорации к «Весне священной» композитора И. Стравинского и «Снегурочке» композитора Н. Римского-Корсакова). Н. К. Рерих уверен, что история Руси гораздо древнее летописной, научной — об этом говорят античные источники. Он увлекается чтением древних книг, в том числе «Голубиной», что нашло отражение в его творениях («Голубиная книга», 1922).

Специфика Северного края заключалась в особенностях природы и ее освоения, которое происходило в значительно более сложных условиях, пересеченной, а местами гористой и даже горной местности, в суровых климатических условиях, в том числе относительно короткого лета, огромного количества водных объектов, болот, каменистой

почвы и т. д. Разумеется, освоение края осуществлялось неодинаково у скандинавов (шведов, исландцев, норвежцев), финно-угров и славян. Причем эти различия в меньшей степени присущи древнейшему этапу освоения. Культурные памятники, которые сохранились в современном ландшафте, охватывают большой промежуток времени — в несколько тысяч лет.

Н. К. Рерих, который посетил разные места края, в своих художественных произведениях, в том числе литературных, сумел не только отобразить частные особенности геокультурного пространства, но увидеть его знаковые феномены. Среди природных знаков Северного края — это, прежде всего, камни (валуны и скалы). Камни не просто присутствуют на многих полотнах художника. Часто они даже в центре внимания («Седая Финляндия», 1907, «Утес», 1917, «Камни и скалы. Ладога», 1918). Следует отметить, что камни были замечены многими художниками, которые изображали природу Севера (В. Васнецов, М. Нестеров, И. Глазунов). Их творения содержат сведения о разных сторонах ландшафта Севера. У В. Васнецова, например, камни подчеркивают сказочность местности, у М. Нестерова они являются неотъемлемой частью религиозной пейзажной обстановки. Другое дело — картины Н. К. Рериха, который был также и философом. Философское осмысление природы ориентировало художника на иное изображение камней. Валуны, скалы у художника не только неотъемлемые статичные элементы Северного ландшафта. Камни у него не застывшие, а словно живые. Глядя на них, зритель ощущает некую напряженность («Путь великанов», 1910).

Изображения камней заставляют задуматься об их происхождении, о той подземной и земной стихии, которая их породила (геологические процессы прошлого, подвижки горных пород, распространение ледников — всем этим интересовался художник).

Н. К. Рерих заметил еще одну знаковую особенность Северного края — обилие озер. Действительно, их тысячи, что отличает этот край от соседних в связи с таянием на его территории ледников последнего оледенения. Одну из стран региона, Финляндию, называют страной десяти тысяч озер. Голубой цвет на одной из полос государственного флага страны связан с голубизной неба и цветом озер. Одно из них изображено на полотне «Пунка-Харью. Финляндия», 1907. Озерным краем называют и весь Север Европейской России. Многие из них, например Ладогу, можно видеть на картинах художника. Так же как и камни, озера отражают характерную черту северных ландшафтов — суровость.

Рерих-писатель совершенно справедливо указывает еще на один знаковый феномен геокультурного пространства Северного края — источники. Они встречаются и на севере, в горах Норвегии, и на юге, на равнине, в частности на склонах Ижорского плато. Вот как пишет Н. К. Рерих об источниках, подчеркивая, почему они на территории нашей страны издавна называются родниками (с одним корнем со словом Родина): «А вот чудо. Среди зеленого мшистого луга... наехал на ключ живой воды... Живая вода по полю, по озерам разбегается... Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша, целостный родник» [8].

Для жителей Севера большую роль играет море. Каким бы море ни было суровым («Скалистый берег моря», 1917), оно всегда кормило умелых северян («Каменный век. Охота на моржей», 1904), помогало жить («Поморяне», 1906).

Художник на своих полотнах отмечает и внутрирегиональные знаковые феномены в пределах северного геокультурного пространства. Это, в частности, березы, характерные для ландшафтов Северо-Запада России. Как известно, они являются одним их неофициальных символов России («Березы», 1905). Среди природных символов худож-

ник изображает воронов. Знаком беды являются черные вороны, сидящие возле стен обреченного города («Зловещие», 1901).

Подчеркну, что природная часть геокультурного пространства показывается художником не столько как самоцель, сколько как фон, на котором происходит жизнь северян, причем даже тогда, когда они сами не изображены. Разнообразные памятники истории и культуры, изображаемые на полотнах художника, не просто вписаны в ландшафт. Они являются знаковыми феноменами. Это курганы, разбросанные на юге Северного края (рис. 2). Много их было оставлено нашими предшественниками на Ижорском плато. Экспедициями археологов, в которых участвовал и Н. К. Рерих, только в конце XIX — начале ХХ в. было обнаружено около 600 курганов. Художник видит в них свидетельство активной жизни. «В длинных курганах, — пишет он, — лежат богатыри» [11].

Рис. 2. Курганы — знаковый феномен средневекового культурного ландшафта: «Триумф викинга». Худ. Н. К. Рерих. (1918-1919?) [10].

Помимо курганов на полотнах художника нашли отображение храмы, монастыри, крепости Древней Руси («Путивль», 1908). Особый интерес мастер проявлял к древнейшим знакам освоения ландшафтов. Среди них камни с рисунками, лабиринты, рунические камни, менгиры («Камни и скалы», 1918).

Н. К. Рерих, один из немногих художников, обратил внимание на эти языческие памятники северной культуры, феномены древнего и в то же время современного культурного ландшафта. До сих пор идут споры о предназначении упомянутых памятников наследия. Недавно выдвинута новая гипотеза, показывающая, что все они, прежде всего, играли существенную роль в организации системы ориентации жителей Северного края, а лабиринты, кроме того, являлись еще и первыми известными календарями [13].

Вехами освоения территории Северного края художник видел походы воинов, путешествия купцов по речным, озерным и морским дорогам. Скандинавы и славяне в раннее Средневековье совершали сквозные путешествия через Северную Европу, отправляясь к южным странам. Мы видим их на картинах Н. К. Рериха — плывущих по рекам («Заморские гости», 1901-1910), суровые скалы и холодные озера — места, откуда они плыли («Песнь о викинге», 1907), могилы викингов («Могила викинга», 1908).

Ключевой водной дорогой, связывающей разные, удаленные друг от друга земли Севера, с отдаленных времен является Балтийское море (оно же Русское, а также Варяжское море). С древнейших времен оно было местом общения скандинавов, финнов, славян, как в мирное, так и в военное время («Варяжское море», 1910).

Знаковыми феноменами освоения Северного края, на которые также обратил внимание художник, являются волоки («Волокут волоки», 1915). Они связывали реки разных бассейнов, разных морей — Белое, Балтийское, Черное и Каспийское. По некоторым из них в дальнейшем были проложены каналы, но большинство оказались позабытыми. В последние годы эти знаки древнего освоения ландшафтов, ранее неизвестные, обнаружены на территории Северной России (в Архангельской области и Карелии) [14]. Древние волоки в этих местах нередко маркированы сохранившимися участками искусственных русел, часовнями.

Н. К. Рерих настолько одухотворял суровую природу Севера, что на некоторых его полотнах мы видим ее словно живую, во всяком случае, одухотворенную. Это, прежде всего, бегущие по небу облака («Вечные всадники», 1918, «Облака», 1917) и даже облака в виде удивительных фигур («Вестник», 1914, «Вестники утра», 1917). Поразительными выглядят скалы, похожие на сказочные головы великанов («Экстаз», 1918). Сделаны они природой или человеком — художник не отвечает на этот вопрос.

О творчестве художника точно высказался его друг, писатель Леонид Андреев: «Среди видимого он открывает невидимое». В самом деле, этот древнейший период истории до сих пор исследован недостаточно. Однако в последние десятилетия аккумулируется все больше фактов о масштабности освоения территории. Об этом, в частности, свидетельствуют находки мегалитических памятников на Кольском полуострове и в Карелии (в том числе экспедициями В. Демина, В.Мизина, С. Голубева). В самых разных местах Севера ими обнаружены многие крупные мегалиты (помимо известных ранее лабиринтов, небольших сейдов) [15].

Отдельные крупные мегалитические сооружения встречаются также и на западе Ленинградской области в окружении Извары. Среди них скопление глыб, собранных в подобие пирамиды в центре дубовой рощи на высокой пойме р. Луги вблизи пос. Толмачева, камень «Пятница» посредине бывшей дубовой рощи (сохранились отдельные деревья) на южном побережье озера Врево. Огромные мегалиты сосредоточены также на камовых холмах, в том числе Пупкиной горе, на левобережье р. Плюссы на востоке Псковской области. Большой мегалит, при советской власти взорванный, находился также в пос. Ильеши, расположенном к северо-западу от Извары.

Упомянутые мегалиты представлены большими валунами. При этом, по нашим наблюдениям, Г. Н. Параниной и Л. О. Зелюткиной, это явно обработанные (обколотые) большие валуны, изредка поставленные на другие. Иногда это явные ступени, ведущие к вершинам холмов (возможно, раньше «венчаемые» храмами), к святилищам. Н. К. Рерих сумел увидеть необычные мегалитические памятники (рис. 3). Возраст самих валунов превышает 10 тыс. лет., возраст этих же валунов, как элементов мегалитической культуры, не ясен. В Средние века некоторые из них (например, валун «Пятница») стали связываться с культом православных святых.

Рис. 3. Мегалитический знак древней языческой культуры: Н. К. Рерих. «Могила при деревне Подлипье». Рисунок. 1899.

Художник-философ особое внимание обращает на священные места Севера. Среди них «Святое озеро» (1917) и «Святой остров» (1917). На первом полотне — крутой берег озера с одинокими соснами и разноцветными скалами с пятнами-рисунками из лишайника. На нем стоит православный храм и пустынник с посохом. На Святом озере с изображением высокой глыбы, торчащей из воды, не видно ни храма, ни человека. Однако эта скала явно связана невидимыми нитями с людьми, да и сами камни похожи и на башни замка, и на лик человека. В Северном крае встречаются также и священные деревья («Поцелуй земле», 1912).

Н. К. Рерих показывает, что отдельные места Северного края в силу каких-то (ему неведомых) причин наделены особыми священными (мистическими) свойствами. Они словно заколдованы: на скалах, на земле проглядывают неведомые знаки («Заклятие земное», 1907). Выросшие на таких местах цветы — целительны («Пантелеймон-целитель», 1910). Все это должно убеждать зрителя в необыкновенности земель Севера, из которых человек может черпать силы.

Художник видит суровый край, Европейский Север не как реалист-фотограф, запечатлевающий его в серии бесстрастных фотовидов (как, например, замечательный карельский художник А. Авдышев). У него природа предстает не просто застывшими каменными глыбами с суровым обликом. Мастер чувствует и передает волшебство северного пейзажа. Оно проявляется не только в том, что природа словно разговаривает с жителями, она еще и делится своими волшебными знаниями («Пантелеймон-целитель», 1910).

Н. К. Рерих в своем творчестве широко использует мифы народов Севера. На его полотнах мы видим волшебных героев-скандинавов, в том числе великаншу Кригерд

(1917-1918 гг.), которая превратилась в каменную глыбу, торчащую посреди озера (рис. 4). Среди них и загадочные «Дочери Земли» (1919), сидящие перед входом в каменную пещеру. Его картины отражают удивительные сказания о подземной чуди — народе, ушедшем в силу каких-то, скорее всего природных, обстоятельств под землю, в пещеры («Чудь подземная», 1929-1930, «Чудь под землю ушла», 1913). Образно говоря, это народ Мрака и Ночи в отличие от народа Света и Дня, живущего на поверхности Земли. Легенды о карликах в шапках-колпаках, изображенных художником, распространены, прежде всего, в северных районах Земли. В Исландии эльфов охраняет государство, устанавливая знаки на дорогах вблизи мест их «обитания» с предупреждением не тревожить подземный народец.

Рис. 4. Окаменевшая героиня скандинавского эпоса: «Великанша Кримгерд». Худ. Н. К. Рерих. 1917-1918. Университет Брандайса, Уолтем, США.

На изображениях природных и культурных ландшафтов мастер широко использует символику цвета. Часто встречаемый цвет на его полотнах — успокаивающий синий (включая голубой). Это цвет неба и бесчисленных озер, а также моря и рек. С давних пор это цвет вошел в сознание и душу жителей Северного края. В Финляндии, например, он один из двух национальных цветов. Этот цвет присутствует на государственных флагах почти всех северных стран (включая Россию, за исключением Дании).

Характерная черта большинства «северных» полотен — отсутствие резкости и контрастности цветовой мозаики (по сравнению с индийским периодом творчества). И это — реальная особенность природы Севера. Мы видим даже переливчатость окраски ландшафта («Могила викинга», 1908, «Вентила. Финляндия», 1907, «Земной пейзаж», 1918), что невольно напоминает манеру художников-импрессионистов. В этом отноше-

нии, несомненно, на воображение художника повлияли красочные северные сияния, которые он нередко наблюдал в Сортавале.

Однако многие произведения Н. К. Рериха поражают, прежде всего, своим реализмом. Они позволяют мгновенно узнать именно суровые северные ландшафты («Ладожское озеро. Остров», 1918, «Скалистый берег моря», 1917). При этом художник далек от статики изображаемых явлений. В ряде полотен он в манере экспрессионизма сумел передать напряжение, движение природных явлений («Веления неба», 1915, «Облака», 1917). И все же в большинстве своих творений художник не просто изображает природные и культурные ландшафты, а видит в них символы отдаленных исторических и природных событий. В отдельных произведениях подчеркивается волшебство ландшафтов Севера. Полотна в этом случае поражают фантастической расцветкой («Экстаз», 1918, «Ждущая», 1941, «Скалы», 1917, «Дочери Земли», 1919). Для этой цели автор использует оттенки фиолетового цвета. По буйству красок отдельные работы напоминают манеру художников-фовистов («Камни и скалы. Ладога», 1918).

Солнце для жителей Северного края — главный источник света и тепла, как и повсюду на Земле. Но, в отличие от более южных территорий, его роль здесь особенно велика ввиду большой протяженности холодного периода года, недостаточной освещенности. Н. К. Рерих передает краски неба при заходящем солнце («Клад похороненный», 1917, «Ждущая», 1941) и в период восхода светила, которое особенно и нетерпеливо ожидают в приполярных областях, вызывая его заклинаниями («Зов солнца», 1919).

Н. К. Рерих, и этим он заметно отличается от других художников, сумел увидеть Север не только как суровый край валунов, скал, озер и мужественных, красивых людей, которые издавна населяли его. Ему удалось заметить на Севере следы некоей еще более древней цивилизации, которая казалась ему непонятной, загадочной. Прозорливость художника в отношении некоторых исторических событий заметил историк и археолог Б. Рыбаков. В частности, Н. К. Рерих нарисовал на берегу Волхова крепость, открытую археологами позднее («Заморские гости», 1901-1910). Кроме того, он также изобразил свайные постройки славян на болотах, также в то время еще не известные («Изба смерти», 1909).

В настоящее время прозорливость мастера выглядит еще более масштабной. Она подтверждается по-новому выглядящими легендами древних греков, которые сохранились в произведениях некоторых авторов (в том числе Геродота). В них говорится о боге Солнца Аполлоне, который якобы посещал (летая туда) этот Северный край. Греки называли его Гипербореей, населенной каким-то неизвестным народом. Как оказалось, своей арктической родиной считали Северный край и жители другой, отдаленной от него, южной территории — Индостана. Об этом говорится в древнеиндийских книгах, в том числе «Махабхарате», а также в древнеперсидском эпосе «Авеста».

Указанные легенды также подтверждаются открытием мегалитов (некоторые из них видел и Н. К. Рерих), которые с большой долей вероятности рассматриваются как следы некоей языческой древней культуры (возраст которой пока еще проблематичен). Выяснилось также, что многие гидронимы, распространенные на Европейском Севере, содержат корни древнего санскрита (на котором говорили пришедшие в Индостан с севера арийские племена), причем с одинаковым смыслом и значением. Кроме того, этнографические исследования выявили сходство рисунков на предметах народной утвари ряда областей Русского Севера и Индостана [16, 17].

Существуют какие-то неуловимые связи между местом, в котором прошли детские и юношеские годы художника, и далекой Индией, куда в далеком прошлом мигрировали древние обитатели Северного края и куда так стремился и, наконец, попал Н. К. Рерих.

По преданиям, недалеко от Извары в XIX в. жил индийский раджа. В настоящее время в пос. Ильеши (в 30 км от Извары) живут цыгане, по своей родословной, как известно, выходцы из Индии. Ежегодно туда на свой праздник съезжаются цыгане со всей округи, в том числе из Петербурга. Топоним Извара имеет санскритский корень war— вода, и переводится как сверкание [17]. Может быть, поселок назван так из-за сверкания воды восходящих источников? И еще: большие мегалитические сооружения в окружении Извары, как правило, расположены вблизи водных путей (Плюссы, Луги), идущих с севера на юг и юго-восток, т. е. вдоль путей возможной миграции переселенцев.

H. К. Рерих, как художник-философ, сумел заметить и показать знаковые феномены Северного края, причем как природных, так и культурных ландшафтов. Он сумел увидеть некоторые черты специфики природы, истории культуры Древней Руси, государственных образований скандинавов, а также финнов. Более того, художник заглянул и в отдаленное языческое прошлое, возможно, общее по ряду проявлений для всех обитателей Северного края. Несомненно, художнику помог и философ, и знаток фольклора, древней истории и археологии (все в одном лице). Роль некоторых деятелей культуры (подобных Н. К. Рериху) в понимании знаковых феноменов геокультурного пространства, природы, истории и культуры страны может быть достаточно велика.

Литература

I. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. СПб., 1997.

2. Григорьев Ал. А. Географические аспекты экологии и литература // Изв. РГО. 1992. Т. 124. Вып. 1.

3. Григорьев Ал. А. Цвет и звук как индикаторы природных и антропогенных ландшафтов // География в школе. СПб., 2000.

4. Григорьев Ал. А. Знаки, символы и образы в географическом страноведении // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 7. 2009. Вып. 4.

5. Князева В. П. Николай Константинович Рерих. Л.; М., 1963.

6. Лукашов А. М. (автор-составитель). Н. Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. М., 1989.

7. Рерих Н. К. Собрание сочинений. Кн. 1. М., 1914.

8. Рерих Н. К. Цветы Мории // Роман-газета. 1990. №11.

9. Рерих Н. К. Неотпитая чаша // Пути благословения. Минск, 1991.

10. Сойни Е. Северный лик Николая Рериха. Самара, 2001.

11. Беликов П., Князева В. Рерих. М., 1972.

12. Андреев Л. Держава Рериха // Жар Птица. 1921, №4-5.

13. Парану,на Г.Н., Паранин Р. В. Древняя система ориентации Европейского Севера // Устойчивое развитие и геоэкологические проблемы Балтийского региона. Великий Новгород, 2009.

14. Севастьянов Д. В., Зелюткина Л. О., Коростелев Е. М. Водноволоковые пути — объекты историко-культурного наследия Русского Севера // География: наука и образование в системе «общество — школа — университет». Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2007.

15. Демин В. Северная прародина Руси. М., 2007.

16. Жарникова С. Древние тайны Русского Севера // Древности: Арьи. Славяне. М., 1996.

17. Гусева Н. Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002.

Статья поступила в редакцию 23 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.