Научная статья на тему 'Роль журналистики в освещении актуальных проблем современности'

Роль журналистики в освещении актуальных проблем современности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6605
691
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЖУРНАЛИСТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МАСС-МЕДИА / ИМИДЖ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьева Ксения Владимировна

В статье рассматриваются особенности освещения журналистами актуальных проблем современности в условиях развития информационного общества и мгновенного перемещения информации. Автор анализирует ошибки, допускаемые журналистами в публикациях на такие темы как военные конфликты, терроризм, экологические проблемы, наркозависимость, ВИЧ и другие. Представлен список рекомендаций, которые будут интересны как начинающим журналистам, так и опытным работникам СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль журналистики в освещении актуальных проблем современности»

УДК 070

К. В. Дементьева

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва, Саранск

РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ В ОСВЕЩЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

В статье рассматриваются особенности освещения журналистами актуальных проблем современности в условиях развития информационного общества и мгновенного перемещения информации. Автор анализирует ошибки, допускаемые журналистами в публикациях на такие темы как военные конфликты, терроризм, экологические проблемы, наркозависимость, ВИЧ и другие. Представлен список рекомендаций, которые будут интересны как начинающим журналистам, так и опытным работникам СМИ.

Ключевые слова: актуальные проблемы, журналистика, глобализация, массмедиа, имидж, СМИ.

Журналистика, российская и мировая, как социальный и профессиональный институт и журналисты как его представители постоянно сталкиваются с новыми, не имеющими опыта решения проблемами. Начавшееся тысячелетие лишь умножило эти проблемы и конфликты, объединив их в комплекс вопросов, для решения которых необходимы усилия всего мирового сообщества. «Журналистам, особенно молодому поколению, чье профессиональное сознание не имеет сейчас твердой идейной и ценностной опоры, особенно важно научиться разбираться в реалиях современности, глубоко понимать их, уметь анализировать и размышлять, осознавая свою ответственность перед обществом» [2. С. 3].

Чтобы рассматривать современные проблемы в комплексе, нужно понимать, что и весь мир сейчас един во всем своем разнообразии, а все составляющие его структуры взаимосвязаны. Глобализация стала главнейшей чертой современного мира, имеющей влияние на развитие нашей планеты. Фактически понятие означает растущую взаимозависимость между странами, регионами и людьми. Она касается почти всех аспектов социальной жизни, включая политику, экономику, социальную сферу, идеологию, культуру, безопасность, экологию, образ жизни и др.

Объединение массмедиа в руках собственников как первая стадия глобализации в информационной среде выражает изменение в привычных отношениях трех взаимосвязанных составляющих: власти, общества и журналистики. Все большее укрепление плюрализма мнений в средствах массовой информации доказывает их отступление от прежнего унифицированного существования, во многом формируя демократические приоритеты развития страны. В то же время смена собственности в системе журналистики не принесла долгожданной свободы взглядов и мнений. Сейчас многим российским массмедиа характерны категоричность, односторонность мышления, склонность к навязыванию потребителям тех или иных взглядов путем тенденциозной и предвзятой подачи фактов. Этот крен берет начало от прежнего одномерного восприятия действительности, сформированного в условиях однопартийности и социализма.

Вместе с тем на первый план выходит еще один важнейший вопрос: можно ли в современной ситуации глобализации информационного пространства сохранить «лицо» национальной журналистики? Под влиянием технологических инноваций медиапроцессы в разных странах неизбежно унифицируются, воздействуя на содержание средств массовой информации. Значимое количество информации поступает в массмедиа через разнообразные информационные агентства, Интернет, появляясь в газетах, на радио, телевидении без изменения. Проблема унификации российской журналистики в настоящее время является сложной и вследствие прямого заимствования моделей зарубежных СМИ, которые утвердились сейчас в практике телерадиовещания и отдельных печатных изданий. Вследствие этого наблюдается финансирование этих массмедиа иностранным капиталом, что в свою очередь влечет заимствование, а иногда и просто калькирование информационных подходов, несвойственных для нашего восприятия. Кроме того, боль-

шинство российских журналистов плохо представляют национальный исторический опыт в области журналистики, оформивший в дореволюционный, а затем в советский период успешные содержательные методы и приемы функционирования средств массовой информации.

Глобальные проблемы включают и традиционные противоречия общественного прогресса, и качественно новые, свойственные лишь современному этапу развития производительных сил, всей системе макрохозяйственных связей. Причем общечеловеческие проблемы, вырастая из национальных, локальных проблем, вместе с тем требуют для своего решения не разобщенных действий отдельных стран, а совместных усилий всего мирового сообщества. Кроме того, оставление данных проблем без внимания или же необдуманные разрозненные попытки их решения могут привести к гибели человеческой цивилизации. Обобщая вышесказанное, можно сформулировать критерии выделения глобальных проблем современности: 1) всеместное их распространение касается всего человечества; 2) они являются объективным фактором развития общества; 3) безотлагательно требуют разрешения, иначе возможна гибель человечества в целом; 4) решить их можно лишь при совместных усилиях человеческого общества, так как усилия отдельных регионов и государств не могут полностью устранить ни одну проблему.

Журналистика является основным компонентом в решении глобальных проблем современности, меняя свои принципы и функции в мировом пространстве. Общество нуждается в более конструктивном и интенсивном диалоге в массмедиа между представителями различных этносов, культур, политических сил, религий для сплочения моральных ориентиров. На основании этого можно достичь наибольшей согласованности в мировых действиях, большего взаимопонимания между институтами гражданского общества и властными структурами. Кроме того, журналисты, информируя общество о проблемах, должны придерживаться золотой середины: 1) не распространять идей катастрофизма, вызывающих алармизм, состояние тревоги, которые могут помешать мобилизации для решения проблем и приведут к интенсификации общественной истерии; 2) не поддерживать в обществе надежд на то, что проблемы могут решиться без чьих-либо усилий.

С развитием современных информационных технологий, позволяющим любому объему данных мгновенно циркулировать в обществе, становится все сложнее скрывать какое-то серьезное происшествие, а развитие так называемой «мобильной журналистики» уменьшило время обнародования актуальной информации в СМИ до нескольких минут. Таким образом, любое происшествие, создающее угрозу людям, окружающей среде, животному и растительному миру, сразу же становится достоянием мировой общественности.

Но случается, что во времена «мобильной журналистики» о серьезных проблемах пишут мало или допускают грубые ошибки, искажая суть события, давая обществу и власти неадекватную картину происходящего.

Важно не откладывать создание медиатекста, имея свежую информацию о проблеме, чтобы не допустить выхода ситуации из-под контроля, вовремя привлечь внимание широкой общественности. При этом очень существенным представляется донести информацию до граждан до того, как начнут распространяться слухи. В практике СМИ существует метод, который называется «эффект первичности коммуникационного воздействия». Он заключается в следующем: если читатель или зритель получил какое-то важное сообщение, его сознание готово к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. А если далее появятся факты, противоречащие первому впечатлению, отказаться от того, во что уже поверил, достаточно сложно. Подобная ситуация сложилась в Саранске в октябре 2016 года, когда появлялись противоречивые сообщения о сексуальном маньяке, а слухи распространялись раньше официальных сообщений и содержали много выдуманных фактов. А сообщения СМИ начинались словами: «В столице Мордовии объявился сексуальный маньяк, - такие слухи уже несколько дней будоражат жителей Саранска...» [1]

Однако с осторожностью нужно распространять информацию в случаях, когда ее обнародование может грозить жизни людей (например, когда в руках террористов заложники), привести к паническим настроениям или к рассекречиванию закрытых сведений.

При освещении актуальных проблем современности журналисты должны объективно освещать проблему, стараясь не допускать перевеса однозначных мнений. Быть необъективными, пусть и невольно, часто могут журналисты общественно-политических изданий, используя,

например, в материалах об экологии только один источник. Однако при освещении серьезной, требующей разносторонних оценок проблемы требуется обращение к различным источникам, экспертам, ученым. Многие из них могут давать только свою точку зрения на проблему, которая отличается от общепринятой. Положительным примером освещения проблемы экологии в СМИ может служить рубрика «Год экологии» в газете «Комсомольская правда» [10].

Журналисты должны тщательно проверять полученную из неофициальных источников информацию, перепроверять факты, опубликованные другими СМИ. Но при этом нужно обнародовать не только негативную информацию о глобальных проблемах современности, но и писать о положительных фактах, например, о новых экологичных разработках, мероприятиях по решению проблемы и т. д. В документальном фильме журналиста Леонида Млечина «Климатгейт» [8] обобщаются мнения экспертов, ученых, законодателей и чиновников о том, кому выгоден оголтелый «зеленый» радикализм и насколько вообще велика опасность катастрофы.

Писать о глобальных проблемах нужно простым, понятным для массовой аудитории языком, избегая сложных терминов и понятий. Употребление специальной терминологии оправданно только в случае, если СМИ рассчитано на узкую аудиторию специалистов.

Показателен опыт «Коммерсанта» при создании инструкции «по улучшению мира», в которой собраны материалы на тему: «Что такое журналистика решений и как она помогает решать глобальные проблемы цивилизации». В тексте говорится о том, что «средства массовой информации призваны делать истории и подходы, которые стоят за ними, доступными» [5]. Издание призывает познакомиться с теми, кто смог успешно ответить на вызовы в здравоохранении, водоснабжении, энергетике, финансах, образовании, занятости и других областях: «Позвольте этим историям изменить ваш взгляд на то, чего могут достичь обычные граждане» [5].

Привлекать внимание к материалу о глобальных проблемах журналисты могут с помощью ярких заголовков, лида, фотографий, видеоряда, языка и стиля, однако нужно избегать ненужной сенсационности, «желтизны». Материалы, которые часто только аккумулируют отчеты различных ведомств о своей работе и содержат большое количество статистических данных, плохо воспринимаются аудиторией. Примером может служить следующий материал: «В целом у наркодельцов удалось изъять 8 804 кг наркотических средств и психотропных веществ, в том числе 255 кг героина, свыше 800 кг гашиша и более 32 тонн различных химических реактивов, использующихся при производстве наркотиков. Были выявлены 4 474 наркопреступления, в том числе 317 - совершенных организованными группами, 2 269 - связанных со сбытом и 385 - с контрабандой и перевозкой наркотических средств и психотропных веществ. В операции участвовало более 66 тыс. сотрудников специально уполномоченных ведомств, органов государственной безопасности, внутренних дел, таможенных и пограничных служб Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации и Таджикистана» [9]. Скорее, такие материалы служат показателем работы отдельных организаций, но могут привести к нежелательному эффекту отторжения всей последующей информации. Привлечь внимание к проблеме и заставить дочитать материал до конца могут житейские истории людей, столкнувшихся с проблемой в своей жизни, истории организаций, старающихся предложить и внедрить какое-либо решение, улучшить ситуацию.

В поисках аудитории и рейтингов журналисты часто пишут об известных личностях. В современных СМИ человека труда прошлого заменили успешные медиаперсоны - политики, актеры, блогеры, музыканты. Это люди, умеющие выступать перед публикой и привлекать ее внимание часто эпатажными и осуждаемыми в обществе поступками. Однако журналисты, делая такого человека героем публикации, часто необоснованно акцентируют внимание на совершенных им отрицательных поступках. При этом у аудитории формируется идеальный образ человека, достигшего успеха. Подобное особенно недопустимо делать при освещении различных зависимостей, нетолерантного отношения, проявлений насилия. Например: «Детство Джонни Депп провел в деревенской глуши. Обожал родителей, любил поговорить о том и о сем с дедушкой. Детство закончилось, когда семья Деппов распалась. Для Джонни это был настоящий шок. Он бросил школу и начал опасные эксперименты с наркотиками. За пределами экрана Джонни продолжал весьма опасный образ жизни. Его не остановила даже смерть друга, актера Ривера Феникса, наступившая от передозировки наркотиков» [7]. После прочтения таких текстов у читателя может создаться мнение: «Раз мой кумир употреблял наркотики и независимо от этого добился таких высот, то и мне тоже можно!». Провокация такой формы мышления является скрытой пропагандой наркотиков.

В то же время материалы, в которых рассказывается о негативных последствиях зависимостей и показывается как тяжело происходит адаптация человека и его лечение, могут сформировать правильное отношение в обществе и уменьшить количество людей, страдающих от подобных заболеваний.

Журналист, освещающий проблемы современности, должен использовать корректную лексику, уточняя формулировки у специалистов в конкретной области. Например, говоря о проблеме ВИЧ-СПИДа, необходимо избегать сенсационности, стигматизирующих слов и выражений. Именно благодаря журналистам широко распространилось такое выражение, как «чума двадцатого века». Однако уже само сравнение с чумой некорректно, поскольку чума - это инфекционное заболевание, передающееся при бытовом контакте по не зависящим от человека причинам. Само слово «чума» вызывает ощущение беспомощности и паники, ассоциация ВИЧ/СПИДа с чумой вселяет в человека уверенность, что он может быть легко заражен и нужно опасаться людей, живущих с ВИЧ, в то время как при соблюдении простейших мер предосторожности можно легко избежать этого. Так, материал НТВ «СПИД не спит: за борьбу с чумой XXI века взялись с новыми силами» как раз содержит сравнение с чумой, однако показателен в отношении употребления героями сюжета (врачами, экспертами) корректной лексики [11].

Корректными считаются такие выражения как «человек, живущий с ВИЧ», «ВИЧ-положительный человек», «наркозависимый», «человек, имеющий проблемы с наркотиками», «работник коммерческого секса» и т. д.

Существует также распространенный стереотип, активно поддерживаемый массмедиа, о существовании так называемых «групп риска» (таких как потребители инъекционных наркотиков), причем чаще всего по умолчанию подразумевается, что для тех, кто не относится к группе риска, вероятность инфицирования ВИЧ минимальна. Поэтому у последних может возникнуть ложное чувство безопасности, приводящее к неосторожному поведению. При освещении данной проблемы корректнее будет уходить от стереотипа.

Стереотипизация опасна и при освещении других проблем современности. Сформированный в 1990-е годы отрицательный стереотип «лицо кавказской национальности» до сих пор еще прочно закреплен в сознании российской аудитории. Однако многочисленные семинары и выступления теоретиков и практиков журналистики постепенно приводят к опровержению тезиса «О кавказцах либо плохо, либо никак». Примером этого являются такие публикации как «Уроженец Ингушетии Дауд Аушев спас в Самаре несовершеннолетнюю девочку от насильника» [14]. Не обходят эту тему и гражданские журналисты. Так, в 2014 году чеченский студент Ислам Катаев опубликовал на своем канале в YouTube видео под названием «Чеченец о кавказцах», начинающееся словами «О кавказец, ты забыл, что такое культура.» [15]

Поэтому журналисты ни при каких условиях не должны нарушать права человека, вторгаясь в частную жизнь людей, увековечивая предрассудки и стереотипы.

Отдельно стоит сказать о безопасности самих журналистов при работе в экстремальных ситуациях таких как пожары, митинги, вооруженные столкновения, террористические акты и другие.

Во-первых, журналист, соблюдая этический кодекс, не должен брать в руки оружие, надевать военную форму, но всегда должен иметь при себе документы и предъявлять их при необходимости.

Во-вторых, нельзя мешать проведению спецопераций, стараясь держаться на расстоянии от опасности. Так, в местах большого скопления людей, например, снимая акцию протестного движения на улице, журналист должен держаться в стороне, снимать с безопасного расстояния, не примыкать к протестующим. Случаев, когда журналисты попадали в опасные ситуации из-за желания оказаться поближе и увидеть все собственными глазами, очень много. Примеры подобных ситуаций регулярно освещает «Фонд имени журналиста Михаила Бекетова», в частности показывая работу журналистов на Украине [13].

В-третьих, журналист должен помнить, что в случае возникновения опасности спасение людей является первоочередной задачей, а информирование общественности стоит на втором месте [3. С. 32].

В целом, прежде чем отправляться в место очага проблемы, журналисту необходимо убедиться, что у него имеется соответствующая физическая и психологическая подготовка, что он может выйти из сложной ситуации и оценить ее последствия для себя. Также необходимо думать о последствиях показа жестоких кадров для психологически не подготовленного зрителя, оценивать целесообразность их показа в каждой конкретной ситуации.

Важным моментом, о котором должны помнить журналисты и при освещении военных конфликтов, и в мирное время, является то, что упоминать в медиатекстах о национальной, расовой, религиозной принадлежности или же о представителях той или иной сексуальной ориентации можно только в том случае, если это имеет непосредственное отношение к событию. Тем не менее в заголовках СМИ все продолжают упоминать о национальности правонарушителей, зачастую используя это только для привлечения внимания к тексту. Например, одна из статей в газете «Московский комсомолец» за 2018 год называется «Таджик из ревности убил жену и лишил жизни полуторогодовалого сына» [12].

Подобные нарушения не лучшим образом влияют на формирование образа журналиста в современном обществе. В последнее время можно отметить отсутствие на экранах положительного образа работника СМИ, в который аудитории хотелось бы верить. Еще большей проблемой может стать ориентация на стереотипы кинематографа и самих начинающих журналистов. Таким образом, возникает важная проблема - недоверие общества к профессии журналиста. Это подтверждает и снижающийся индекс доверия общества к СМИ в целом - 41 % в декабре 2017 года и 30 % в феврале 2018 года по данным ВЦИОМ [4].

Журналист, которому не доверяет аудитория, вряд ли сможет помочь в решении глобальных проблем современности. По мнению Е. В. Криницына имидж журналиста включает следующие компоненты: профессионализм, внешний имидж, этические принципы, профессиональную этику, профессиональную мораль [6. С. 68-69]. По нашему мнению, журналист, освещающий проблемы современности, должен за основу своего имиджа брать правовые и этические регуляторы, разработанные для их профессиональной деятельности. Опытные же журналисты не должны забывать рекомендации по освещению различных проблем современности, совершенствуя их вслед за происходящими в обществе изменениями.

Список литературы

1. В Саранске объявился сексуальный маньяк! [Электронный ресурс] // Столица С. - URL: https://stolica-s.su/incident/62378 (дата обращения: 28.03.2018).

2. Дементьева, К. В. Актуальные проблемы современности и журналистика: учебное пособие [Текст] / К. В. Дементьева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. - 210 с.

3. Дементьева, К. В. Проблема терроризма и особенности ее освещения в СМИ [Текст] / К. В. Дементьева // Журналистский ежегодник. - 2015. - № 4. - С. 30-33.

4. Деятельность общественных институтов [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_ obshhestvennyx_institutov/ (дата обращения: 28.03.2018).

5. Инструкция по улучшению мира [Электронный ресурс] // Коммерсант. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/3019806 (дата обращения: 28.03.2018).

6. Криницын, Е. В. К проблеме формирования профессионального имиджа будущего журналиста [Текст] / Е. В. Криницын // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2003. - № 3 (79). - С. 65-69.

7. Медведева, А. Скажи наркотикам «Нет!» [Текст] / А. Медведева // Смена. - 2006. - 20 февр.

8. Млечин, Л. Климатгейт [Электронный ресурс] / Л. Млечин. - URL: https://www.youtube. com/watch?v=6TDja2XXg2E (дата обращения: 28.03.2018).

9. Наступление на наркофронте [Текст] // Независимая газета. - 2005. - 28 нояб.

10. Рубрика «Год экологии» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. - URL: https:// www.kp.ru/daily/2017_ecology_year/ (дата обращения: 28.03.2018).

11. Соболь, Р. СПИД не спит: за борьбу с чумой XXI века взялись с новыми силами [Электронный ресурс] / Р. Соболь // НТВ. - URL: http://www.ntv.ru/video/1226721/ (дата обращения: 28.03.2018).

12. Таджик из ревности убил жену и лишил жизни полуторогодовалого сына [Электронный ресурс] // Московский комсомолец. - URL: http://baikal.mk.ru/articles/2018/03/20/tadzhik-ubil-iz-revnosti-zhenu-a-potom-zarezal-polutoragodovalogo-syna.html (дата обращения: 28.03.2018).

13. Фонд имени журналиста Михаила Бекетова [Электронный ресурс]. - URL: http://www. beketov-fond.ru/hronika.html (дата обращения: 28.03.2018).

14. Харсиева, Л. Подвиг - это состояние души [Электронный ресурс] / Л. Харсиева // Ингушетия. - 2017. - URL: http://gazetaingush.ru/obshchestvo/urozhenec-ingushetii-daud-aushev-spas-v-samare-nesovershennoletnyuyu-devochku-ot (дата обращения: 28.03.2018).

15. Шарова, А. Чеченец записал обращение в стихах к кавказцам: «О кавказец, ты забыл, что такое культура...» [Электронный ресурс] / А. Шарова, Г. Туз // Комсомольская правда. - URL: https://www.stav.kp.ru/daily/26198/3085891/#625170 (дата обращения: 28.03.2018).

THE ROLE OF JOURNALISM IN COVERING CONTEMPORARY PROBLEMS

OF THE PRESENT

Dementieva K. V., National Research Mordovian State University by N. P. Ogaryov, Saransk,

[email protected]

Globalization has become the main feature of the modern world, which has an impact on the development of our planet. At the same time, the processes of unification, loss of identity by national media are inevitably observed in modern Russian journalism. In the information society there is such a phenomenon as "mobile journalism", which leads to instant information dissemination. In such circumstances, the level of the journalist who writes about the actual problems of the present must rise, which are a complex ofproblems that require the immediate resolution of the forces of the whole world.

The article mentions the needfor timely coverage of current problems of our time, in order to prevent the situation from getting out of control, to attract the attention of the general public in time. Modern mass media are already talking about the effectiveness of "journalism solutions", which not only reports the problem, but also offers its solution within various social groups.

The author analyzes the mistakes made by journalists in publications on such topics as military conflicts, terrorism, environmental problems, drug addiction, HIV and others. At the same time, a list of recommendations is presented that will be of interest to both novice journalists and experienced media professionals. Journalists, grossly violating attitudes, covering contemporary problems, influence the formation of the image of a journalist in modern society.

Keywords: actual problems, journalism, globalization, mass media, image, media.

References

1. V Saranske objavilsja seksual'nyj man'jak! [=In Saransk appeared sexual maniac!], in: Stolitsa S [=Capital C], available at: https://stolica-s.su/incident/62378, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

2. Dement'eva, K. V. (2017) Aktual'nye problemy sovremennosti i zhurnalistika: uchebnoe posobie [=Actual problems of the present and journalism: a tutorial], Saransk, 210 p. (In Russ.).

3. Dement'eva, K. V. (2015) Problema terrorizma i osobennosti ee osveshhenija v SMI [=The problem of terrorism and features of its coverage in the media], in: Zhurnalistskij ezhegodnik [=Journalistic Yearbook], Volume 4, pp. 30-33. (In Russ.).

4. Dejatel'nost' obshhestvennyh institutov [=Activities of public institutions], in: Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija [=All-Russian Center for the Study of Public Opinion], available at: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

5. Instrukcija po uluchsheniju mira [=The instruction on improvement of the world], in: Kommersant [=The Businessman], available at: https://www.kommersant.ru/doc/3019806, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

6. Krinicyn, E. V. (2003) K probleme formirovanija professional'nogo imidzha budushhego zhurnalista [=To the problem of forming a professional image of the future journalist], in: Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ja. Jakovleva [=Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev], Volume 3 (79), pp. 65-69. (In Russ).

7. Medvedeva, A. (2006) Skazhi narkotikam "Net!" [=Tell the drugs "No!"], in: Smena [=The Change], February 20th. (In Russ.).

8. Mlechin, L. Klimatgejt [=ClimateGate], available at: https://www.youtube.com/ watch?v=6TDja2XXg2E, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

9. Nastuplenie na narkofronte (2005) [=Offensive on the drug front], in: Nezavisimaja gazeta [=Independent newspaper], November 28th (In Russ.).

10. Rubrika "God jekologii" [=The heading "The Year of Ecology"], in: Komsomol'skaja Pravda [=Komsomol'skaja true], available at: https://www.kp.ru/daily/2017_ecology_year/, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

11. Sobol', R. SPID ne spit: za bor'bu s chumoj XXI veka vzjalis' s novymi silami [=AIDS does not sleep: for fighting the plague of the 21st century, new forces], in: NTV, available at: http://www.ntv.ru/ video/1226721/, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

12. Tadzhik iz revnosti ubil zhenu i lishil zhizni polutorogodovalogo syna [=Tajik out of jealousy killed his wife and deprived the life of a half-year-old son], in: Moskovskij komsomolec [=Moscow's comsomolets], available at: http://baikal.mk.ru/articles/2018/03/20/tadzhik-ubil-iz-revnosti-zhenu-a-potom-zarezal-polutoragodovalogo-syna.html, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

13. Fond imeni zhurnalistaMihaila Beketova [=Foundation named after journalist Mikhail Beketov], available at: http://www.beketov-fond.ru/hronika.html, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

14. Harsieva, L. (2017) Podvig - jeto sostojanie dushi [=A feat is a state of mind], in: Ingushetija [=Ingushetia], available at: http://gazetaingush.ru/obshchestvo/urozhenec-ingushetii-daud-aushev-spas-v-samare-nesovershennoletnyuyu-devochku-ot, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

15. Sharova, A. and Tuz, G. Chechenec zapisal obrashhenie v stihah k kavkazcam: "O kavkazec, ty zabyl, chto takoe kul'tura..." [=The Chechen wrote an appeal in verse to the Caucasians: "O Caucasian, you forgot what culture is ..."], in: Komsomol'skaja pravda [=Komsomol'skaja true], available at: https:// www.stav.kp.ru/daily/26198/3085891/#625170, accessed 28.03.2018. (In Russ.).

Дементьева Ксения Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.