стороне железной дороги, граничащей с западной границей Туркестана, Зона 3, правая сторона Зоны 3 доходит до трассы Шымкент-Самара.
Зона 5: граничит с территорией Южной части города Туркестан, граничит с Северной зоной 2 и 3, восточная часть граничит с зоной 2 и западная часть граничит с железной дорогой, южная часть граничит с каналом Арыс -Туркестан, Восточная часть граничит с границей города Туркестан и северо-западная зона граничит с шоссе Кентау.
Зона 6: С северо-восточной стороны железной дороги на юго-запад граничит по трассе Туркестан-Балтаколь, с запада и юга граничит по границе города Туркестан, с северо-востока по железной дороге, с юга по зоне 3 и с севера и запада по границе города Туркестан.
В заключение, данные по учетным кадастровым кварталам города Туркестан для каждого были собраны и сгруппированы по 9 факторам:
- общая площадь квартала;
- количество участков в квартале;
- среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земли по группам видов разрешенного использования;
- количество видов разрешенного использования;
- наличие зоны с особыми условиями использования территорий;
- наличие водных объектов;
- наличие рекреационной инфраструктуры;
- наличие предприятий, влияющих на экологическую ситуацию;
- расстояние от аэропорта.
В результате этого шесть ценовых зон сформированы на основе поправочных коэффициентов и используются в кадастровой оценке.
Список литературы
1. 2021 жылга TYPKicTaH каласындагы сальщ салу объекпсшщ орналасуын ескеретш аймакка белу коэффициентш бейту туралы
2. TYpricraH облысы Typ^^^ каласы эшмдшнщ 2020 жылгы 30 карашадагы № 1855 каулысы
3. «Салык жэне бюджетке теленетш баска да мшдетп телемдер туралы (Салык Кодека)» 2017 жылгы 25 желтоксандагы Казакстан Республикасы Кодека
4. Казакстан Республикасы Акпарат жэне коммуникациялар министршщ 2018 жылгы 12 карашадагы № 475 б^йрыгымен бектлген Аймакка белу коэффициентш есептеу эд1стемеа
5. Варламов А. А., Антропов Д. В. Зонирование территорий: учебное пособие. М.: Форум, 2016.
6. Волович Н. В. Ценовое зонирование крупных городов (на примере оценки земель Красноярска) // Вопросы оценки. 2004. № 4.
7. Киричек Ю. А., Ландо Е. А., Гайденко Е. Ю. Зонирование территории населенных пунктов на основании критериев их ценности // В1сник При-дшпровсько! державно! академп буд1вництва та ар-хгтектури. 2015. № 7.
8. Репин М., Зыкова А. Анализ рынка жилой недвижимости Омской области. Ноябрь 2015. URL: http://www.areall.ru/custom/analytical_materials//rgn-1115.pdf
9. Лукашова И. В. Обоснованность значений зонального коэффициента в модели налогооблагаемой стоимости жилой недвижимости г. Бишкека // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. 2015. № 3.
РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Турдакын М.Б.
Казахский национальный университет имини аль-Фараби
магистрант
факультета географии и природопользовании
THE ROLE OF LAND RESOURCES IN THE STATE ECONOMIC SYSTEM
Turdakyn M.
Al-Farabi Kazakh National University Master's student
Faculty of Geography and Environmental Management
Аннотация
Несмотря на то, что природные ресурсы являются основой экономической деятельности и развития, природный капитал (в том числе природные ресурсы, земля и запасы экосистем) часто недооценивается и неправильно управляется, что и определяет актуальность выбранной темы. В свою очередь, роль земельных ресурсов приводит к потерям для экономики и общества, которые иногда могут быть очень важными, что снижает рост валового внутреннего продукта страны на несколько уровней. Ограниченные
возможности замещения природного капитала физическим капиталом и качество природного капитала могут быстро меняться, а также создавать трудности, существенно ограничивающие рост. Управление природными ресурсами, как правило, предусматривает управление противоречивыми видами спроса и многообразием ресурсов и ценностей, а также обеспечение охраны окружающей среды, что требует комплексного подхода. Земельные ресурсы в рамках макроэкономики. Целью статьи является анализ роли земельных ресурсов в государственной экономической системе.
Abstract
Despite the fact that natural resources are the basis of economic activity and development, natural capital (including natural resources, land and ecosystem reserves) is often underestimated and mismanaged, which determines the relevance of the chosen topic. In turn, the role of land resources leads to losses for the economy and society, which can sometimes be very important, which reduces the growth of the country's gross domestic product by several levels. Limited opportunities to replace natural capital with physical capital and the quality of natural capital can change rapidly, as well as create difficulties that significantly limit growth. Natural resource management, as a rule, involves managing conflicting types of demand and a variety of resources and values, as well as ensuring environmental protection, which requires an integrated approach. Land resources in the framework of macroeconomics. The purpose of the article is to analyze the role of land resources in the state economic system.
Ключевые слова: земельные ресурсы, экономическая система, государство, природный капитал, макроэкономика.
Keywords: land resources, economic system, state, natural capital, macroeconomics.
Введение
Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы, а также экосистемные услуги являются частью реального богатства стран, которые являются природным фондом, в котором появляются другие формы капитала. Исходя из этого фундаментального значения, они должны управляться на постоянной основе, защищать запасы возобновляемых ресурсов, использовать их ежегодный прирост или движение, используемая часть должна быть неизменной или расти в долгосрочной перспективе. Необходимо очень внимательно относиться к невозобновляемым ресурсам, искать их замену, вкладывать средства в человеческие ресурсы, чтобы увеличить запасы возобновляемых ресурсов, а также избежать резкого снижения доходов при сокращении количества ресурсов. Рассматривая экономическую науку с пространственно-временной точки зрения, мы видим, что Земля представляет собой сложный тройной конгломерат как один из определяющих видов производственных ресурсов, источников природных благ и пространственно-исторической среды обитания человеческого общества. Со временем земля стала объектом постоянных исследований, стала одним из основных понятий экономической теории и прикладной экономики. А земля в своей экономической концепции определялась как посреднический ресурс и называлась земельными ресурсами. В настоящее время земельные ресурсы являются стратегическим объектом совокупности прав собственности, купли-продажи, аренды, залога, наследования.
Изучение современных тенденций, методов, технологий и приоритетных направлений деятельности многих развитых стран свидетельствует об особой важности и необходимости комплексного подхода к планированию, их главном богатстве -рациональном использовании земель [1]. Это связано с беспрецедентным демографическим давлением на земельные ресурсы и большим спросом общества на них, а также с ростом деградации и снижением уровня устойчивости и устойчивости экосистем. Все эти глобальные тенденции связаны
с ростом населенных пунктов и инфраструктуры, интенсивностью сельского хозяйства и вовлечением малопроизводительных земель в сельскохозяйственный оборот. В результате возникают многочисленные конфликты, связанные с доступом к земельным ресурсам и правами на них, нарушается экологический баланс, ухудшается благосостояние многих людей.
Основная часть
Углубление знаний о земельных ресурсах и лучшее понимание экологических и социальных проблем, связанных с землепользованием, способствуют большему пониманию политиками, государственными деятелями и отдельными гражданами необходимости более рационального использования земельных ресурсов. Земля воспринимается не только как вид ресурсов, которые можно освоить и использовать в экономических целях, но и как национальное достояние, которое необходимо сохранить и приумножить для благополучия нынешнего и будущих поколений, как важнейшая составляющая политической, социальной и культурной жизни в мире и экологического баланса. Во многих странах политика обеспечения устойчивого землепользования отличается частичностью и неполнотой в основном из-за наличия институциональных барьеров, конфликта полномочий и приоритетности экономических целей по сравнению с социальными и экологическими целями, а также приоритета краткосрочных целей развития над целями охраны земель в долгосрочной перспективе. Многие страны столкнулись со значительным ростом доходов от природных ресурсов из-за роста цен на товары. Ожидается, что страны, богатые природными ресурсами, такими как нефть, газ, минеральное сырье и древесина, будут играть важную роль в экономике, поскольку в быстро развивающихся странах спрос растет, а невозобновля-емые ресурсы сокращаются, и добыча возобновляемых ресурсов достигает более стабильного уровня, чем может быть. Неудивительно, что
страны, богатые природным капиталом, имеют возможность получать значительный текущий доход от ресурсов.
Государство хочет видеть эффективного землевладельца, обеспечивающего рациональное использование земельных ресурсов и бюджетные поступления. Землевладельцы и пользователи имеют возможность вкладывать капитал в земельные участки, увеличивать свои доходы. В современных условиях развития экономики Казахстана большое значение имеет земельная реформа, включение земли в сферу товарно-денежных отношений. Рыночный оборот земли по своей сути является формой реализации частной собственности на землю. Большая часть земли остается в государственной собственности. Однако во всех сделках с землей наблюдается тенденция к снижению доли государственного сектора меньшими темпами. В структуре сделок стабильно преобладают отношения аренды государственных и муниципальных земель, но при этом их доля во всех сделках оборота земель существенно снижается. Доля купли-продажи государственных земель стабильна и значительно растет, что объясняется политикой государства по созданию института частной собственности на землю. Ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель является обязательным условием цивилизованного развития рынка земли. Пока система земельного кадастра остается незавершенной. Часть земельных участков не может быть объектами кадастрового учета, так как эти земельные ресурсы не распределяются по уровням собственности и остаются в ведении государства [2].
Важное место в развитии земельных отношений занимают системно-институциональные изменения. Их главная цель-создание эффективной инфраструктуры рынка земли, представляющей собой совокупность систем, услуг, предприятий и организаций, обслуживающих рынок, обеспечивающих его нормальное функционирование. Обязательным условием успешной земельной реформы является формирование новых экономических институтов: государственного и областного регулирования, правового обеспечения, регистрации прав и сделок, финансового обеспечения, организационного развития, развития земель-всего комплекса мер по экономическому обороту и эффективному управлению земельным участком как экономическим объектом.
Соглашения стимулировали комплексное планирование земельной политики и землепользования на международном и национальном уровнях, разработку программ, способствующих рациональному использованию и управлению земельными ресурсами. Политика и программы в этой области способствуют не только обмену информацией и глобальному контролю, но и созданию необходимых условий:
- реализация долгосрочной государственной земельной политики, направленной на активное участие населения в решении земельных проблем и расширение демократических процессов при принятии решений;
- упорядочение законодательства в области землепользования в целях безопасности и справедливости использования при одновременном развитии эффективных и стабильных рынков земель, в том числе разработка земельного законодательства и систем управления землей, признающих права и законные интересы не только граждан, но и государства в целом. Это очень важно.
Что касается систем управления земельными ресурсами, то международные организации совместно с учреждениями ООН провели многочисленные семинары по этим вопросам с целью обеспечения устойчивого развития и наметили основные направления, касающиеся использования земельных ресурсов, их оценки, создания рынка земли и систем землеустройства, а также кадастровых и регистрационных систем [3]. Экономическое значение природных ресурсов имеет два основных аспекта: текущие потоки доходов и будущие потоки доходов. Первая - это функция производства и рынка, вторая - это планирование поставок и управление природными ресурсами [4]. Чтобы понять истинную ценность природных ресурсов, необходимо учитывать оба этих критерия. Текущее движение доходов может быть обманчивым показателем того, как природные ресурсы будут способствовать экономическому развитию с течением времени, если доходы будут получены от истощения природных ресурсов или природного капитала. Устойчивое управление природными ресурсами - в условиях возобновляемых ресурсов и как источник дохода для инвестиций в будущий рост, в условиях невозобновляемых ресурсов-поз-воляет странам, богатым природными ресурсами, создавать основу для долгосрочного развития и борьбы с бедностью. Богатство, вложенное в природные ресурсы, составляет значительную часть богатства многих стран, часто превышающую долю богатства в производственном капитале, что делает управление природными ресурсами ключевым аспектом экономического развития. Составной частью социально-природного подхода является экономическая оценка основных компонентов природной среды (земли, воды и др.) На новом уровне экологического мышления и их потребительской значимости. При этом экономическое регулирование природопользования в сельском хозяйстве предусматривает формирование системы платежей за использование и охрану природных ресурсов, планирование и финансирование мероприятий, экономическое стимулирование эффективного использования и охраны природных ресурсов. А экономические принципы» загрязнитель платит «и» потребитель платит " направлены не на борьбу с последствиями, а на предупреждение негативных явлений в результате хозяйственной деятельности сельхозпроизводителей. Эти вопросы невозможно решить без изменения традиционных функций государства в соответствии с принципами и целями устойчивого развития общества. В первую очередь, должна возрасти роль следующих функций государства: минимизация внешних воздействий и правовое обеспечение природоохранной деятельности.
Природные ресурсы и неповрежденные экосистемы играют страховую роль для бедных слоев населения во время финансовых кризисов, чтобы обеспечить их растительной и животной пищей, а также плодородными землями для выживания, древесиной в качестве топлива. В кризисный период бедные слои населения должны иметь к ним доступ для получения прибыли от ресурсов, а также участвовать в процессе принятия решений по управлению ресурсами, тем самым получая акции для устойчивого управления ресурсами и предотвращения несчастных случаев [5]. Кроме того, доходы от природных ресурсов могут внести свой вклад в развитие человеческого капитала, особенно за счет инвестиций в образование и профессиональное обучение для бедных. Особенно, когда цены на товары высоки, страны имеют возможность использовать часть непредвиденных доходов от продажи природных ресурсов для поддержки политики и инвестиций в пользу бедных слоев населения.
Существует два типа капитала природных ресурсов, которые являются возобновляемыми, такими как леса или популяции рыб и невозобновля-емыми: нефтяные и минеральные ресурсы. Возобновляемые ресурсы, управляемые устойчиво, обеспечивают неограниченный рост ресурсов, которые накапливаются в будущем. Невозобновляе-мые ресурсы по определению могут быть только исчерпаны, поскольку они не могут восстановиться в течение значительного для людей периода времени. Таким образом, доходы от истощения невоз-обновляемых ресурсов, понимаемые как природный капитал, должны оцениваться как потери капитала, а не доходы, сопоставимые с доходами от движения возобновляемых ресурсов. В дополнение к возобновляемым и невозобновляемым природным ресурсам, природный капитал состоит из эко-системных услуг, таких как освоение отходов, очистка воды и выполнение жизненно важных функций для поддержания жизни, таких как циркуляция питательных веществ. Экосистемные услуги обычно учитываются в национальных или корпоративных балансах. Экосистемные услуги являются ключевыми элементами поддержки жизни и экономической деятельности, но их трудно сосчитать, поэтому в прошлом им уделялось мало внимания среди лиц, принимающих политические решения.
В настоящее время для нашей страны существует риск ухудшения экологической ситуации вследствие нарушения устойчивых экономических связей, использования низкого качества топлива, финансовых трудностей, ограничивающих возможности экологической деятельности в области использования и оценки земельных ресурсов населенных пунктов, недостаточного бюджетного финансирования экологической сферы. Очевидно, что» чистая рыночная "экономика является наиболее опасным способом управления для природы, поскольку частный собственник стремится минимизировать свои непроизводственные расходы для получения максимальной прибыли в условиях плохо регулируемого рынка земли, что в первую очередь включает экологические расходы. Естественно, это
приводит к ухудшению экологической обстановки на территории любого населенного пункта, формированию нарушенных земель. Нарушенными признаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность. Они являются источником негативного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима или в связи с возникновением техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека. В этой связи эколого-экономические исследования в области использования и оценки земельных ресурсов населенных пунктов играют очень важную роль. Она призвана осуществлять следующие основные функции по формированию земельных ресурсов как экономики:
- направляющая - обоснование экологических целей и выбор основных путей их реализации;
- координация-обеспечение баланса важнейших пропорций в потреблении земельных ресурсов поселений и увязка производственных интересов землепользователей с экологическими интересами общества;
- стимулирование-активизация экологической деятельности хозяйствующих субъектов и общества в целом [6].
Выполнение этих функций, в свою очередь, ставит перед эколого-экономическими научными исследованиями задачи, основными из которых являются:
- разработка стратегий ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;
- формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;
- исследование и научное обоснование механизма оценки и использования земельных ресурсов поселений в условиях формирования рыночных отношений;
- совершенствование организационных основ управления землепользованием;
- разработка эколого-экономического механизма охраны окружающей среды и рационального использования земель с применением рыночных механизмов;
- теоретическое обоснование и разработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду;
- определить пути и методы повышения эффективности использования земельных ресурсов, их пополнения, усиления режима экономии, сокращения вредного воздействия на окружающую среду.
Эколого-экономический механизм регулирования сферы использования и оценки земельных ресурсов населенных пунктов может состоять из следующих частей:
- системы прогнозирования и оценки использования земельных ресурсов населенных пунктов;
- управление и регулирование землепользования, правовая охрана природной среды;
- системы мониторинга, учета и контроля в области охраны окружающей среды;
- финансирование и кредитование природоохранных мероприятий;
- экономическое стимулирование рационального использования земель и природоохранной деятельности [7].
Следует отметить, что возрастающая техногенная нагрузка на окружающую природную среду населенных пунктов негативно влияет на качество их земельных ресурсов, условия жизни населения и совокупную ценность населенных пунктов. Такие изменения обеспечивают понимание роли экономических исследований в области использования и оценки земельных ресурсов населенных пунктов, организацию рационального и эффективного использования земельных ресурсов населенных пунктов.
Земельная территория населенного пункта имеет ряд специфических характеристик, таких как сложная многофункциональная структура использования населенных пунктов, особый режим использования отдельных видов земельных ресурсов населенных пунктов, концентрация большого количества производственных, социально-деловых, культурных и бытовых объектов в малых населенных пунктах, а также техническая инфраструктура [8]. Все это существенно влияет на стоимость отдельных территорий, возможный уровень стоимости земельных ресурсов и уровень налогооблагаемой базы в системе хозяйствующих субъектов.
Несмотря на то, что экономисты и финансисты имеют один и тот же объект научного анализа - земельные отношения, их взгляды неодинаковы. Если специалисты в области экономики заинтересованы в регулировании земельных отношений, то финансисты концентрируют свои научные изыскания на решении проблемы совершенствования экономического механизма развития земельных отношений и ставят перед собой следующие задачи:
- изучение социально-экономической системы земельных отношений в целом и отдельных ее составляющих;
- выявить взаимосвязь организационно-экономического механизма земельных отношений и природных свойств земли и его влияние на ее использование;
- исследование процессов эволюции и трансформации земельных отношений в мировой и национальной экономике;
- предложить экономические инструменты регулирования рыночных земельных отношений [9].
Вопрос рационального использования земель (земельных ресурсов) волнует представителей сразу нескольких отраслей образования. Вопросы организации правового регулирования, а также разработки экономических методов стимулирования. Поэтому для нормального функционирования современной отечественной экономики необходимо развитие реального сектора экономики, подкрепленного материальными ресурсами. Как следствие, реализация государственной земельной политики, призванной повысить эффективность управления
земельными ресурсами, является ключевым направлением национальной программы экономического развития Казахстана. Все факторы жизнедеятельности растений тесно взаимосвязаны и влияют на конечный результат в соответствии с принципом минимального фактора. Таким образом, существует четыре основных элемента учета экологических и природных ресурсов:
- запасы природных ресурсов, используемые для корректировки балансовых расчетов национальных счетов;
- движение природных ресурсов / сырья как факторов, включаемых в производство. Также загрязнение как факторы, связанные с графиками предоставления и использования национальных счетов;
- расходы на охрану окружающей среды и управление природными ресурсами;
- показатели устойчивости во всей экономике, такие как экологически скорректированный чистый внутренний продукт [10].
Для многих стран разработка и внедрение экологических балансов все еще является стремлением. Однако усилия международного сообщества по движению в направлении стандартизированной методологии создают условия для приведения экологического учета в соответствие.
Внутренняя картина внешних воздействий осложняется проблемами экономической оценки природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды. Особенно остро этот вопрос стоит в сельском хозяйстве, где производители сельхозпродукции на орошаемых землях освобождены от платы за пользование водными ресурсами [11]. Все это указывает на то, что для интернационализации внешних воздействий государство должно создать экономический механизм природопользования в сельском хозяйстве, который будет представлять собой совокупность финансово-экономических, социально-правовых, общественно-политических и административных государственных инструментов комплексного регулирования процесса природопользования с целью обеспечения координации требований природо-пользователей и природных систем, воспроизводства природных ресурсов. Именно всестороннее рассмотрение экономических проблем взаимодействия природы и общества, а также сочетание административно-экономических методов государственного регулирования является одной из особенностей формирования экономического механизма природопользования в сельском хозяйстве. Решение этих вопросов невозможно без приведения нормативно - методической документации в области мелиорации земель в соответствие с действующим законодательством и современными представлениями о природных системах, взаимодействии общества и природы.
Комплексное регулирование процесса природопользования в сельском хозяйстве (в частности, экономический механизм направлен на решение данной проблемы) без оценки состояния систем
природной деятельности и отдельных ее компонентов трудно достичь результата хозяйственной деятельности (мелиорации земель) [12]. В связи с этим в работе представлена система интегральных показателей (в соответствии с мировой терминологией -индикаторы устойчивого развития), с помощью которых можно описать по схеме состояния основных компонентов природной системы и спланировать комплекс мелиоративных мероприятий по обеспечению эффективного использования природных ресурсов.
Заключение
С учетом изложенного в экономической политике в отношении земельных ресурсов государство должно изменить идеологию, ориентируясь на следующие приоритеты:
1. Землю следует рассматривать в единстве ее основных свойств, например:
- как незаменимый природный ресурс;
- как важный геополитический мост;
- как основной инструмент производства;
- как основной склад недр и пространственно-операционная база развития всех отраслей народного хозяйства страны;
- как объект недвижимости [13].
Нашу экономику нельзя направлять на товарные (имущественные) свойства земли. Это сложная ситуация, которая всем известна.
2. Необходимо разумно скоординировать государственные и рыночные механизмы регулирования земельных отношений и отдать приоритет системе вневедомственного, государственного управления земельными ресурсами.
3. Для восстановления экономики и обеспечения ее эффективного функционирования необходимо вовлечь в нее ресурсный потенциал как мощный финансовый актив, но стать движущей силой развития производительных сил и производственных отношений, организуя его эффективное использование и защиту, не потребляя и не продавая.
4. Земельную политику необходимо строить исходя из обоснованного сочетания государственных (общественных), коллективных и индивидуальных интересов в землепользовании, ориентируясь на глобальные процессы, происходящие в современной мировой системе, и исходя из экологической защиты земель устойчивого развития территорий.
Все это формирует главное условие формирования экономических отношений, в результате чего земельные ресурсы заняли прочное место в экономической науке, сельском хозяйстве, географии,
политической экономике, макроэкономике и микроэкономике. Последствия этого являются частью управления экономикой страны. Соответственно, формирование таких процессов, как землепользование, владение, распоряжение землей - это длительный пространственно-исторический процесс, основанный на принципе существования института частной собственности на землю.
Список литературы
1. Догалов А.Н., Досмаганбетов Н.С. Экономикальщ теория: окулык. / А.Н. Догалов, Н.С. Досмаганбетов. - Алматы, 2014. - 360 б.
2. Есполов Т.И., Сейфуллин Ж.Т., Сейтхам-зина Г.Ж. Экономико-правовой механизм управления земельными ресурсами. - Алматы, 2006. - 230 с.
3. Варламов В.А. Земельный кадастр: управление земельными ресурсами. - М.: Интер, 2009. - 417 с.
4. Нарматов С.Р., Нарматова А.С. Экономика-лык теория. Лекциялар курсы. - Алматы: «Эверо», 2009. - 516 б.
5. Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Сем-кина О.С. Управление земельными ресурсами: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.
6. Спектор М.Д. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов (учебное пособие). - Акмола: АСХИ, 1995. - 55 с.
7. Есполов Т.И., Абралиев О.А. Табигатты пай-далану экономикасы. - Алматы, 2006. - 47 б.
8. Орынбеков А.В. Жер ресурстары. - Алматы, 2016. - 39 б.
9. Кухтин П.В. Роль земельных ресурсов в государственной экономической системе // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - №2 (21). - С. 7985.
10. Булатов А. Земельные отношения в рыночной экономике // Экономист. - 1997. - № 11. - С. 7277.
11. Иванов Е. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами // Экономист. - 2003. - №1. - С. 89-93.
12. Есполов Т.И., Бельгибаев К.М., Сулейме-нов Ж.Ж. Аграрная экономика. - Алматы, 2005. - 33 с.
13. Комов Н.В. Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов / Н. В. Комов, А. С. Чешев // Экономика и экология территориальных образований. -2018. - № 1. - С. 6-21.