УДК 332.02
К. С. Салтыков
Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь
О МОДЕРНИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Устойчивое развитие является современной эколого-экономической концепцией и одним из основных глобальных трендов. Устойчивое развитие связано с управлением капиталом (природным, физическим, человеческим) и обеспечивается его суммарным приростом. В сфере земельно-имущественных отношений объекты недвижимости превращаются в капитал через процессы земельного администрирования. Информация в отношении этих объектов хранится в земельно-информационных (кадастровых) системах. Поэтому для устойчивого использования земельных ресурсов и недвижимости в целом земельно-информационные (кадастровые) системы должны быть организованы в соответствии с принципами, поддерживающими принятие эффективных управленческих решений в данной сфере, и содержать компоненты устойчивого развития (экологический, социальный и экономический).
В статье рассматриваются организационно-правовые аспекты модернизации земельно-информационной системы Республики Беларусь с учетом требований международных документов в области кадастра и земельного администрирования, а также законодательства об охране и использовании земель. Автором предлагается модернизировать действующую земельно-информационную систему Республики Беларусь путем ее трансформации в реестр земельных ресурсов, предлагается новое определение земельно-информационной системы Республики Беларусь, а также приводятся преимущества обеспечения полного правого положения земель, включая права и ограничения.
Ключевые слова: устойчивое развитие, земельно-информационная система, кадастр, регистр, реестр, земельное администрирование.
Для цитирования: Салтыков К. С. О модернизации земельно-информационной системы Республики Беларусь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2021. № 1 (244). С. 63-69.
K. S. Saltykou
The Economy Research Institute of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus
ON THE MODERNIZATION OF THE LAND INFORMATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Sustainable development is a modern eco-economic concept and one of the main global trends. Sustainable development is related to the management of capital (natural, physical, human) and is ensured by its cumulative growth. In the field of land and property relations, real estate objects are transformed into capital through the processes of land administration. Information about these objects is stored in land information (cadastral) systems. Therefore for the sustainable use of land and real estate as a whole the land information (cadastral) systems should be organized in accordance with the principles which support the effective management decision making in this sphere and contain components of sustainable development (ecological, social and economic).
The article examines the organizational and legal aspects of modernization of the land information system of the Republic of Belarus taking into account the requirements of international documents in the field of cadastre and land administration, as well as legislation on the protection and use of land. The author proposes to modernize the existing land information system of the Republic of Belarus by means of its transformation into the register of land resources, offers a new definition of the land information system of the Republic of Belarus and gives advantages of providing full legal status of lands, including rights and restrictions.
Key words: sustainable development, land information system, cadastre, register, registry, land administration.
For citation: Saltykou K. S. On the modernization of the land information system of the Republic of Belarus Proceedings of BSTU, issue 5, Economics and Management, 2021, no. 1 (244), pр. 63-69 (In Russian).
Введение. Стратегическими документами в области социально-экономического развития Республики Беларусь уделяется большое внимание вопросам цифровизации управления природными ресурсами. В частности, подразделом 6.2 «Рациональное использование природно-ресурс-ного потенциала» раздела 6 «Сохранение природного потенциала для будущих поколений и улучшение окружающей среды» Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития до 2030 г., одобренной протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь 2 мая 2017 г. № 10 (далее -НСУР-2030), предусмотрена необходимость модернизации земельно-информационной системы Республики Беларусь, развития национальной инфраструктуры пространственных данных и др. Концепция Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 г. определяет национальную инфраструктуру пространственных данных в качестве приоритета для повышения эффективности управления природными ресурсами и рассматривает ее в качестве цифровой информационной среды для принятия управленческих решений в сфере природопользования.
Земельно-информационная система (ЗИС) и инфраструктура пространственных данных (ИПД) имеют много общего. Согласно [1] ЗИС -это концепция, пытающаяся интегрировать в одну систему все виды данных, связанных с землей (кадастровых, инфраструктурных, экологических, социально-экономических). ИПД - система и принципы, на основе которых создается информационная среда поддержки управленческих решений в региональной экономике, в сфере землепользования и кадастра [2]. Фактически, ИПД является результатом практической реализации концепции ЗИС.
На практике в Республике Беларусь реализуется техническая концепция ЗИС, информация которой не имеет доказательного значения. Согласно статье 1 Кодекса Республики Беларусь о земле (КОЗ), земельно-информационная система Республики Беларусь - комплекс программно-технических средств, баз пространственно-атрибутивных данных, каналов информационного обмена и других ресурсов, обеспечивающий автоматизацию накопления, обработки, хранения и предоставления сведений о состоянии, распределении и использовании земельных ресурсов в электронном виде, в том числе средствами геоинформационных технологий.
Техническая концепция ЗИС, по нашему мнению, не может содержать компоненты
устойчивого развития (социальный, экологический и экономический) и не может поддерживать устойчивое использование недвижимого имущества. Более подробное обоснование необходимости модернизации земельно-информационной Республики Беларусь приведено в литературе [1] и [3]. Данная статья, в свою очередь, посвящена рассмотрению организационно-правовых аспектов, связанных с проведением модернизации земельно-информационной системы Республики Беларусь на практике. В результате должно быть устранено теоретическое противоречие между современной концепцией ЗИС и концепцией земельно-информационной системы Республики Беларусь.
Основная часть. В целях выявления направлений и механизмов модернизации земельно-информационной системы Республики Беларусь рассмотрим вопросы, связанные с формированием и функционированием земельно-информационных систем, с использованием эволюционного и структурного подходов.
Эволюционный подход характеризует историю формирования ЗИС. Современная концепция ЗИС эволюционировала из «поучасткового кадастра» (parcel based cadastre - англ.) в результате постепенного дополнения фискального кадастра юридической и планировочной функциями. В конце двадцатого века вопросы устойчивого развития и социальной справедливости, развития информационных технологий привели к созданию концепции многоцелевого кадастра (ЗИС) [1]. При этом кадастровая система, являясь ядром ЗИС, содержит в себе все три компонента устойчивого развития: социальный -актуальная информация о правообладателях на недвижимое имущество; экономический - актуальная информация о стоимости земель и ценах на недвижимое имущество; экологический - актуальная информация об ограничениях прав на недвижимость.
В отличие от западноевропейской концепции «поучасткового кадастра», главными задачами которой изначально являлись вопросы налогообложения и развития рынка недвижимости, обеспечения гарантий прав землепользователей, в Республике Беларусь исторически сложился не кадастр земельных участков, охватывающий всю территорию страны, а кадастр видов земель. Ведение учета земель осуществлялось землеустроительными службами исполкомов с использованием планово-картографических материалов и уже в середине девяностых аналоговая картографическая основа перестала соответствовать возлагаемым на земельную службу задачам. Поэтому с развитием информационных технологий возникла идея автоматизировать процесс
обработки пространственной информации для ведения широкого круга землеустроительных задач, включая ведение учета земель, тем самым создать земельно-информационную систему Республики Беларусь, состоящую из локальных земельно-информационных систем административных районов страны. Фактически, планировалась и была создана геоинформационная система с земельно-кадастровым содержанием. Причем, согласно [4, с. 239], такой подход к созданию ЗИС был характерен не только для нашей страны, но также и для других развивающихся и социалистических стран.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, была утверждена «Повестка дня на 21 век» - программа по реализации мировыми правительствами концепции глобального устойчивого развития, а устойчивое развитие стало новой моделью развития человечества и одним из основных глобальных трендов. Поэтому уже с того времени все социально-экономические процессы и процедуры, включая создание и функционирование земельно-кадастровых систем, необходимо было увязывать с целями устойчивого развития. В 1995 г. в Постановлении о кадастре [5] (The FIG Statement on the Cadastre - англ.) FIG, следуя указанному принципу приверженности устойчивому развитию,
определяет кадастр как «поучастковую земельно-информационную систему, содержащую актуальную информацию о правах и ограничениях прав на земельные участки. Данная система обычно включает геометрическое описание земельных участков, связанное с другой информацией в отношении этих участков, включая информацию о стоимости земельного участка и его принадлежностей. Он может использоваться в фискальных целях (оценка и налогообложение), правовых целях (передача прав по сделкам), для целей территориального планирования и способствовать устойчивому развитию и охране окружающей среды». Данное Положение наряду с такими международными документами в области кадастра и земельного администрирования, как Богорская и Батертская декларации межрегиональных совещаний экспертов ООН по кадастру, прогноз развития земельно-кадастровых систем «Кадастр 2014», стало для многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой отправной точкой в построении современной земельно-информационной системы.
Структурный подход. В рамках данного подхода рассмотрим структуру земельно-информационных (кадастровых) систем ряда европейских стран (табл. 1), структуру государственного земельного кадастра (ГЗК) (табл. 2).
Таблица 1
Структура земельно-информационных (кадастровых) систем
Страна Структура земельно-информационной системы
Дания 1. Регистр зданий. 2. Муниципальный регистр недвижимости. 3. Регистр земельных участков (кадастр) 4. Регистр прав. 5. Регистр населения. 6. Регистр планов и карт
Швеция 1. Регистр недвижимости (кадастр). 2. Земельный регистр (регистр прав). 3. Регистр зданий. 4. Регистр изолированных помещений
Финляндия 1. Земельный регистр 2. Регистр недвижимости 3. Регистр зданий 4. Регистр населения 5. Фискальные регистры налоговых служб
Норвегия 1. Регистр недвижимости. 2. Регистр адресов. 3. Регистр зданий
Литва 1. Регистр недвижимости. 2. Регистр прав. 3. Кадастровая карта
Нидерланды Регистры пространственных данных: 1. Земельный кадастр 2. Топография. 3. Крупномасштабная топография. 4. Адреса и здания. 5. Почва и геология. 6. Данные о юридических лицах и их размещении. 7. Данные о стоимости недвижимости
Германия 1. Кадастр 2. Земельный регистр (регистр прав)
Швейцария 1. Кадастровая съемка (11 информационных слоев). 2. Регистр недвижимости
Чехия 1. Кадастр 2. Регистр прав 3. Регистр территориальных единиц, адресов и недвижимости. 4. Регистр юридических лиц 5. Регистр населения
Польша 1. Кадастр недвижимости (кадастр земельных участков и зданий). 2. Регистр земель и ипотек. 3. Налоговый регистр. 4. Регистр населения 5. Регистр юридических лиц
Примечание. Источник: собственная разработка на основе информации http://cadastraltemplate.org; https://www.researchgate.net/figure/The-Danish-GIS-concept-for-land-and-property-data-The-system-includes-a-number-of_fig1_235282527; http://land-reform.com/wp/wp-content/uploads/2019/01/Нидер_Кадастр_Last.pdf.
Анализ информации табл. 1 показывает, что земельно-информационные (кадастровые) системы европейских стран представляют собой систему взаимосвязанных кадастров и регистров. Согласно [6, с. 48], кадастры и регистры относятся к базам данных, имеющим доказательное значение. Как только запись попадает в такую базу данных, она приобретает определенный эффект: рассматривается судом в качестве доказательства, не может быть аннулирована иначе, чем в установленном законодательством порядке.
Принцип достоверности кадастровой информации сформулирован в подпункте 6.10 «Доступ к надежным данным» пункта 6 «Кадастровые вопросы» постановления о кадастре [5]: «Кадастровые управляющие также несут ответственность за то, чтобы на предоставляемую информацию можно было уверенно полагаться».
В табл. 2 рассмотрим структуру государственного земельного кадастра Республики Беларусь.
В документы, устанавливающие порядок ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ЕГРНИ), реестра цен на земельные участки, включены соответствующие положения, учитывающие принцип достоверности содержащейся в них информации. Так, Инструкцией о порядке ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, утвержденной
постановлением Госкомимущества 29 января 2010 г. № 10, предусмотрено, что в случае расхождений между данными реестра и данными, приведенными в иных документах, достоверной считается информация реестра.
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» информация единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним является достоверной, если судом не установлено иное. Достоверность реестра цен на земельные участки подтверждается тем, что база данных этого реестра формируется на основании данных ЕГРНИ.
Инструкция о порядке ведения регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра не содержит положения о достоверности содержащейся в регистре информации. Вместе с тем в этой Инструкции отмечается, что внесение информации в регистр стоимости осуществляется специалистом по ведению регистра стоимости на основании решений или приказов государственных органов об утверждении результатов кадастровой оценки земель. Причем в случае несоответствия представленных документов и (или) их полноты требованиям данной Инструкции и иных актов законодательства Республики Беларусь исполнителю оценки может быть отказано во внесении сведений в регистр стоимости. Таким образом, достоверность информации этого регистра подтверждается самой процедурой ведения регистра.
Состав Регулирующие документы
Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь Инструкция о порядке ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, утвержденная постановлением Госкомимущества 29 января 2010 г. № 10
Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Реестр цен на земельные участки Инструкция о порядке формирования реестра цен на земельные участки государственного земельного кадастра и выдачи информации из него, утвержденная постановлением Комзема от 4 июня 2004 г. № 27
Регистр стоимости земель, земельных участков Инструкция о порядке ведения регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра, утвержденная постановлением Госкомимущества от 3 июня 2010 г. № 37
Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь -
Таблица 2
Структура государственного земельного кадастра (собственная разработка)
Инструкция о порядке ведения адресной системы, утвержденная постановлением Госкомимущества 15 августа 2012 г. № 27, также содержит в себе принцип достоверности имеющейся в реестре информации: при наличии противоречий между сведениями реестра адресов и сведениями об адресах, полученными из других источников, достоверными считаются сведения реестра адресов, если судом не установлено иное.
Из всех ресурсов ГЗК принцип достоверности, так же как и порядок ведения, не определены для реестра земельных ресурсов. Согласно статье 84 КОЗ, реестр земельных ресурсов должен содержать сведения о распределении земель по категориям, видам и землепользователям, составе, структуре, состоянии, качестве и хозяйственном использовании земель, иные сведения о землях.
Согласно подпункту 4.1 пункта 4 ТКП 610-2017 (33520) «Земельно-информационная система Республики Беларусь. Порядок создания и ведения (эксплуатации, обновления)», утвержденного приказом Госкомимущества 18 июля 2017 г. № 128, указанная ЗИС предназначена для информационного обеспечения и автоматизации землеустройства, в том числе при изъятии и (или) предоставлении земельных участков, перевода земель из одной категории и (или) вида в другие, проведения мониторинга земель по данным дистанционного зондирования земли.
Сравнивая два последних информационных ресурса, можно сделать вывод, что содержание информации ЗИС соответствует требованиям статьи 84 КОЗ в отношении реестра земельных ресурсов.
В связи с этим для устранения противоречия между отечественным и современным пониманием концепции земельно-информационной системы предлагается:
- трансформировать земельно-информационную систему Республики Беларусь в реестр земельных ресурсов. В этом случае сохраняются все бизнес-процессы, выполняемые при эксплуатации ЗИС, меняется только название информационного ресурса;
- изложить определение термина земельно-информационной системы Республики Беларусь в следующей редакции: «земельно-информационная система Республики Беларусь - концепция, основанная на интеграции в одну систему всех видов данных, связанных с землей (кадастровых, инфраструктурных, экологических, социально-экономических)». Тогда под ЗИС будут пониматься информационные ресурсы ГЗК, а также взаимосвязанные с ним информационные ресурсы (регистры, реестры), формируемые
различными государственными органами и (или) организациями;
- определить порядок ведения реестра земельных ресурсов с учетом принципа достоверности содержащейся в нем информации, определить состав входящих в реестр информационных слоев (нормативным правовым актом - организационно-правовые вопросы, техническим нормативным правовым актом - технические).
По нашему мнению, данный вариант модернизации земельно-информационной системы Республики Беларусь является наиболее простым и малозатратным. Другими словами, его можно назвать модернизацией «по форме». Наиболее трудоемкой является модернизация «по содержанию». Сюда следует отнести включение в состав реестра земельных ресурсов информацию о площадях, видах и формах деградированных земель, о площадях земель органического использования, о площадях арендованных земель, за право заключения договоров аренды которых взималась плата.
Приоритетом в данном направлении, на наш взгляд, является выполнение Положения 1 «Кадастра 2014» [7]: определение полного правого положения земель, включая публичные права и ограничения. Реализация данного направления связана с обеспечением полного географического охвата территории страны в ЕГРНИ (как по площади, так и по количеству земельных участков), а также с разработкой и утверждением Единого классификатора экологических требований и ограничений землепользования. Данная мера предусмотрена в НСУР-2030. Реализация этого направления также имеет отношение к реформе собственности. В книге «Загадка капитала» Эрнандо де Сото отмечал: «Создание собственности не схоже с программой приватизации, которая предполагает распродажу одного-двух десятков крупных государственных концернов. Целью реформы собственности является предоставление права собственности на миллионы объектов недвижимости миллионам граждан, причем сделать это нужно в предельно сжатые сроки» [4, с. 242]. Более детально преимущества от реализации указанного положения «Кадастра 2014» приведены в табл. 3.
Заключение. Предлагаемый в статье механизм модернизации земельно-информационной системы Республики Беларусь путем ее трансформации в реестр земельных ресурсов позволяет устранить имеющиеся концептуальные противоречия между современной концепцией земельно-информационной системы и концепцией земельно-информационной системы Республики Беларусь.
Таблица 3
Преимущества полного правого положения земель, включая права и ограничения (собственная разработка)
Факторы
международные
экономические
экологические
социальные
управленческие
1. Положение о кадастре (FIG, 1995)
2. Кадастр 2014 (FIG, 1998)
3. Богорская декларация (FIG-UN, 1996)
4. Батертская декларация (FIG-UN, 1999
5. Повестка 2030
1. Способствование развитию рынков недвижимости и ипотечного капитала
2. Поддержка развития малого и среднего бизнеса
3. Ускорение процедуры отвода земель, раздела земельного участка, выкупа в частную собственность
4. Ускорение процедуры расчета убытков при изъятии земель для государственных нужд
5. Производство статистической информации, связанной с использованием земель
6. Увеличение поступлений в местные бюджеты земельного налога
7. Более эффективное администрирование земельного налога
8. Значительное снижение стоимости оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки
9. Улучшение инвестиционного климата
10. Способствование развитию массовой оценки и переходу к взиманию единого налога на недвижимость
11. Способствование развитию геосервисов (точек доступа к ИПД)
12. Сокращение сроков и стоимости вовлечения неиспользуемого государственного имущества в гражданский оборот
13. Поддержка реформы собственности
14. Способствование снижению уровня бедности
1. Регистрация ограничений землепользования способствует охране окружающей среды
2. Поддержка системы мониторинга природных ресурсов
1. Регистрация обладателей прав на недвижимое имущество
2. Снижение коэффициента Джини
3. Достоверные сведения о наличии недвижимости у граждан и юридических лиц
4. Способствование обеспечению равного доступа к земельным ресурсам
5. Снижение коррупционных проявлений в сфере земельного администрирования за счет снижения межличностных контактов
6. Защита прав землепользователей
1. Способствование созданию инфраструктуры пространственных данных с учетом зарубежного опыта
2. Пространственное обеспечение деятельности государственных органов (территориальное планирование, размещение производительных сил, реализация инфраструктурных проектов, ликвидация последствий стихийных бедствий и др.)
3. Снижение количества земельных споров
4. Развитие электронных административных регламентов и процедур, связанных с получением разрешительной документации в сфере землепользования
5. Способствование более эффективному осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, повышению эффективности использования земель
6. Способствование снижению нагрузки на местные исполнительные комитеты, связанной с оформлением правоудостоверяющих документов на земельные участки
7. Поддержка инклюзивного управления земельными ресурсами
8. Сокращение сроков принятия управленческих решений в сфере природопользования
9. Упрощение работы с пустующими и ветхими домами
В статье предлагается новое определение земельно-информационной системы Республики Беларусь как концепции, основанной на интеграции в одну систему всех видов данных,
связанных с землей (кадастровых, инфраструктурных, экологических, социально-экономических), а также приводятся преимущества обеспечения полного правого положения
земель с учетом международных, социально-экономических, экологических и управленческих факторов.
Реализация предлагаемых мероприятий по модернизации земельно-информационной системы Республики Беларусь будет способствовать реализации Повестки-2030 и созданию Национальной
инфраструктуры пространственных данных - современному инструменту пространственного обеспечения деятельности Правительства, а также позволит оптимизировать деятельность государственных органов, имеющую пространственную составляющую, и повысить эффективность принятия управленческих решений в сфере природопользования.
Список литературы
1. Салтыков К. С. Многоцелевой кадастр в контексте эволюции земельных отношений // Земля Беларуси. 2015. № 1. С. 37-41.
2. Шавров С. А. Земельное администрирование и управление территориями в цифровой экономике. Минск: Медисонт, 2019. 293 с.
3. Совершенствование земельно-информационной системы. URL: http://land-reform.com/wp/ 2015/04/07/новость476/ (дата обращения: 24.11.2020).
4. Загадка капитала. URL: https://avidreaders.ru/download/zagadka-kapitala.html?f=pdf (дата обращения: 24.11.2020).
5. FIG Statement on the Cadastre. URL: https://www.fig.net/resources/publications/figpub/ pub11/figpub11.asp#6.10 (дата обращения: 24.11.2020).
6. Шавров С. А., Шуманский А. А. Вовлечение прав на землю в гражданский оборот: практ. пособие. Минск: Тонпик, 2003. 133 с.
7. Cadastre 2014. A vision for a future cadastral system. URL: https://www.fig.net/resources/publications/ figpub/cadastre2014/translation/c2014-english.pdf (дата обращения: 24.11.2020).
References
1. Saltykov K. S. Multipurpose cadastre in the context of the evolution of land relations. Zemlya Belarusi [Land of Belarus], 2015, no. 1, pp. 37-41 (In Russian).
2. Shavrov S. A. Zemel'noye administrirovaniye i upravleniye territoriyami v tsifrovoy ekonomike [Land administration and territory management in the digital economy]. Minsk, Medisont Publ., 2019. 293 p.
3. Sovershenstvovaniye zemel 'no-informatsionnoy sistemy [Improvement of the land information system]. Available at: http://land-reform.com/wp/2015/04/07/новость476 (accessed 24.11.2020).
4. Zagadka kapitala [The Mystery of Capital]. Available at: https://avidreaders.ru/download/zagadka-kapitala.html?f=pdf (accessed 24.11.2020).
4. FIG Statement on the Cadastre. Available at: https://www.fig.net/resources/publications/figpub/ pub11/figpub11.asp#6.10 (accessed 24.11.2020).
5. Shavrov S. A., Shumanskiy A. A. Vovlecheniye prav na zemlyu v grazhdanskiy oborot [Involvement of rights on land in civil circulation]. Minsk, Tonpik Publ., 2003. 133 p.
6. Cadastre 2014. A vision for a future cadastral system [Electronic resource]. Available at: https://www.fig.net/ resources/publications/figpub/cadastre2014/translation/c2014-english.pdf (accessed 24.11.2020).
Информация об авторе
Салтыков Кирилл Станиславович - заведующий отделом природопользования и развития зеленой экономики. Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь (220086, г. Минск, ул. Славинского, 1/1, Республика Беларусь). E-mail: kiryl.saltykou@gmail. com
Information about the author
Saltykov Kirill Stanislavovich - Head of the Department of Environmental Management and Green Economy Development. The Economy Research Institute of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus (1/1, Slavinskogo st., 220086, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected].
Поступила 27.01.2021