Научная статья на тему 'РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ'

РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / ЗЕМЕЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / LAND TAX / CADASTRAL VALUE / TAXPAYERS / MUNICIPAL BUDGET / TAX BASE / LAND TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипенко Д.К.

В статье изложены теоретические основы земельного налогообложения. Проблемы, возникающие в связи с актуализацией результатов кадастровой оценки и переходом на ведение ЕГРН. Влияние земельного налога на формирование муниципального бюджета региона, на примере Курской области. Отражены основные проблемы земельного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LAND TAX IN THE FORMATION OF MUNICIPAL BUDGETS

The article outlines the theoretical foundations of land taxation. Problems arising in connection with the actualization of the results of cadastral valuation and the transition to maintenance of the EDRN. The impact of land tax on the formation of the municipal budget of the region, on the example of the Kursk region. The main problems of land taxation are reflected.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ»

аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы / Г. И. Уразаева // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 2(16). - С. 14-20. 7. Mediators of Change in Cognitive Behavior Therapy for Clinical Burnout / F. Santoft, S. Salomonsson [et al.] // Behavior Therapy - 2018. - Vol. 49. - Iss. 5. -P. 643-850.

УДК 001.201

Осипенко Д. К. студент 5 курса факультет «Экономики и менеджмента» Юго-Западный государственный университет научный руководитель: Девятилова А.И.

доцент Россия, г. Курск РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

Аннотация:

В статье изложены теоретические основы земельного налогообложения. Проблемы, возникающие в связи с актуализацией результатов кадастровой оценки и переходом на ведение ЕГРН. Влияние земельного налога на формирование муниципального бюджета региона, на примере Курской области. Отражены основные проблемы земельного налогообложения.

Ключевые слова: земельный налог, кадастровая стоимость, налогоплательщики, муниципальный бюджет, налоговая база, земельное налогообложение.

Osipenko D.K. student

5 course, Faculty of Economics and Management

Southwest State University Russia, Kursk Scientific adviser: Devyatilova A.I.

assistant professor ROLE OF LAND TAX IN THE FORMATION OF MUNICIPAL

BUDGETS

Annotation:

The article outlines the theoretical foundations of land taxation. Problems arising in connection with the actualization of the results of cadastral valuation and the transition to maintenance of the EDRN. The impact of land tax on the formation of the municipal budget of the region, on the example of the Kursk region. The main problems of land taxation are reflected.

Keywords: land tax, cadastral value, taxpayers, municipal budget, tax base,

land taxation.

Муниципальный бюджет - это план будущих доходов и расходов на год, который обязателен к исполнению, управляющим муниципалитета после утверждения его муниципальным советом. При планировании и утверждении бюджета учитываются различные факторы муниципального района, такие как уровень жизни населения, имеющиеся ресурсы и т. д. Порядок планирования, просмотра, утверждения муниципального бюджета и внесения в него изменений регулируются законодательством РФ.

В формирование доходов муниципального бюджета большая роль отводится налоговым доходам. Сущность налогов состоит в изъятии государством части доходов граждан и хозяйствующих субъектов в целях формирования финансовых ресурсов государства.

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований [1].

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого дарения, в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ [2].

Количество налогоплательщиков земельного налога в Курской области можно проанализировать по форме статистической налоговой отчетности ФНС России №5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам», которое представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Количество налогоплательщиков по земельному налогу в Курской области за 2015-2017 гг._

Показатели 2015 год 2016 год 2017 год

Общее количество налогоплательщиков (юридических лиц и физических лиц) земельного налога, единиц 322 625 365 186 365 330

Количество налогоплательщиков юридических лиц, единиц 5 684 5 798 5 804

Количество налогоплательщиков физических лиц, единиц 316 941 359 388 359 526

Доля налогоплательщиков юридических лиц земельного налога, % 1,76 1,58 1,6

Доля налогоплательщиков физических лиц земельного налога, % 98,24 98,42 98,4

Источник: сайт Федеральной налоговой службы РФ[3].

Проанализировав данные таблица, можно сделать вывод, что наибольшее количество налогоплательщиков земельного налога в Курской области приходится на 2017 год. Также можно сказать, что основными налогоплательщиками земельного налога в Курской области являются физические лица. Их доля в среднем составляет 98,4% от общего числа налогоплательщиков налога, а доля юридических же лиц составляет в среднем 1,6%.

Зачисление земельного налога именно в местные бюджеты обусловлено своеобразным правовым статусом данных бюджетов в финансовой системе. Бюджетная система России представляет собой единое целое, а местные бюджеты являются неотъемлемой частью, причем с наименьшим количеством доходов. Что приводит к необходимости постоянного взаимодействия бюджетов разных уровней бюджетной системы, а также финансовой помощи вышестоящих бюджетов бюджетам муниципальных образований [4].

Сумма налога, поступающего в местный бюджет Курской области, можно проанализировать по форме статистической налоговой отчетности ФНС России №1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Сумма налога, поступающего в местный бюджет Курской

области 2015-2017 гг.

Показатели 2015 год 2016 год 2017 год

Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес

Всего уплачено земельного налога, тыс. руб. 1 533 807 100 1 486 597 100 1 481 862 100

Сумма налога, уплаченная в бюджет юридическими лицами, тыс. руб. 1 235 798 80,57 1 131 428 76,11 1 172 158 79,1

Сумма налога, уплаченная в бюджет физическими лицами, тыс. руб. 298 009 19,43 355 169 23,89 309 704 20,9

Источник: по данным Федеральной налоговой службы РФ [3].

Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что наибольшие поступления земельного налога в местный бюджет Курской области приходится на 2015 год. Основной приток денежных средств в местный бюджет от уплаты земельного налога наблюдается также в 2015 году у юридических лиц и составляет 80,57 % от общей суммы поступившего налога. Доля физических лиц в поступлении налога в 2015 году составляет в 19,43% от общей суммы.

Нельзя не заметить тот факт, что структура земельного фонда каждого муниципального образования разнообразна. В некоторых муниципальных

образованиях наибольший удельный вес в структуре земельного фонда составляют земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, большая часть которых не облагается земельным налогом, либо в отношении которых устанавливаются различные льготы [5].

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На установление размера ставок налога на землю для физических лиц и организаций в регионах влияют следующие факторы:

- категория земли;

- разрешенное использование участка;

- местонахождение участка в составе муниципального образования;

- площадь земельного участка.

Если местные власти не установили ставки налога для конкретного региона, используются значения, определенные федеральным законодательством.

Поскольку каждый из четырех параметров оказывает влияние на размер налогового обязательства, налоговое законодательство должно устанавливать количественно выраженную связь между перечисленными характеристиками предмета земельного налога и величиной налоговой ставки.

Нечеткое определение подобных отношений создает благоприятную почву для налогового и административного произвола со стороны властных государственных структур (государственных налоговых инспекций, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству) [6].

Существенной проблемой в сфере земельного налогообложения является отсутствие необходимых сведений о земельных участках или ненадлежащее качество таковых. До сих пор неизвестно общее количество неучтенных в кадастре земельных участков, расхождение сведений государственного кадастра недвижимости (ГКН) и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о площади, адресе и правообладателе вызывают тревогу.

Подводя итог вышесказанному отметим, что для увеличения собственных доходов местных бюджетов, а также устранения проблем при формировании данных единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), можно использовать метод спутниковых технологий для разграничения площади участков. Решение поставленных задач будет способствовать финансовой самостоятельности муниципалитетов и обеспечению социально-экономического благополучия населения.

Использованные источники: 1. Зубков В.Э. Пути совершенствования земельного налога в РФ и

муниципальном образовании «город Курск» / В. Э. Зубков, Л. Н. Хардикова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - № 17. - С. 192-195.

2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] ФЗ: принят Гос. Думой 16 июля 1998 года N 146-ФЗ.: по состоянию на 28.12.2016 N 475-ФЗ // http://base.consultant.ru.

3. Материалы Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс], URL: https://www.nalog.ru.

4. Алексеева А.А. Роль земельного налога в формировании местных бюджетов /А. А. Алексеева // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2014. - №4. - С. 31-34.

5. Белоусова С.Н. Земельный налог и его фискальная функция / С. Н. Белоусова, Сысоева А.Ю. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - № 9. - С. 26-29.

6. Девятилова А. И. Формирование основ современной налоговой системы / А. И. Девятилова // Сборник научных статей региональной научно -практической конференции, посвященной 25-летию ФНС России. - 2015. -№15. - С. 169-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.