Научная статья на тему 'РОЛЬ ЗАТРАТ В ФОРМИРОВАНИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИИ РАСХОДАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ ЗАТРАТ В ФОРМИРОВАНИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИИ РАСХОДАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ / ЗАТРАТЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПРИЗНАК / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ / КОСВЕННЫЕ РАСХОДЫ / БАЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ / МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстигнеева О.А.

В статье рассмотрены понятия «затрат» и «расходов», проведен анализ данных понятий. Отмечена их роль в формировании себестоимости продукции и калькулировании себестоимости продукции. Кратко рассмотрена классификация видов затрат, более подробно изучены прямые и косвенные расходы и их роль в формировании себестоимости продукции. Отмечена роль затрат в процессе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COSTS IN THE FORMATION OF THE COST OF PRODUCTION AND COST MANAGEMENT OF A COMMERCIAL ORGANIZATION

The article considers the concepts of "costs" and "expenses", analyzes these concepts. Their role in the formation of the cost of production and the calculation of the cost of production is noted. The classification of types of costs is briefly considered, direct and indirect costs and their role in the formation of the cost of production are studied in more detail. The role of costs in the process of managing them is noted.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЗАТРАТ В ФОРМИРОВАНИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИИ РАСХОДАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 336.6

Евстигнеева О.А., к.э.н., доцент

доцент

Департамент бакалавриата (экономических

и управленческих программ) Институт финансов, экономики и права Тольяттинский государственный университет

РОЛЬ ЗАТРАТ В ФОРМИРОВАНИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИИ РАСХОДАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в статье рассмотрены понятия «затрат» и «расходов», проведен анализ данных понятий. Отмечена их роль в формировании себестоимости продукции и калькулировании себестоимости продукции. Кратко рассмотрена классификация видов затрат, более подробно изучены прямые и косвенные расходы и их роль в формировании себестоимости продукции. Отмечена роль затрат в процессе управления.

Ключевые слова: расходы, затраты, себестоимость, калькулирование, классификационный признак, управление затратами, прямые расходы, косвенные расходы, база распределения расходов, методы распределения.

Evstigneeva O.A., Ph.D., associate professor

associate professor

bachelor's degree department (economic and management programs)

Institute of Finance, Economics and Law Togliatti State University

THE ROLE OF COSTS IN THE FORMATION OF THE COST OF PRODUCTION AND COST MANAGEMENT OF A COMMERCIAL

ORGANIZATION

Abstract: the article considers the concepts of "costs" and "expenses", analyzes these concepts. Their role in the formation of the cost of production and the calculation of the cost of production is noted. The classification of types of costs is briefly considered, direct and indirect costs and their role in the formation of the cost of production are studied in more detail. The role of costs in the process of managing them is noted.

Keywords: costs, costs, cost, calculation, classification feature, cost management, direct costs, indirect costs, cost allocation base, distribution methods.

Текущие тенденции развития экономических отношений, достижения максимальной прибыли, повышения доходности коммерческих организаций различных отраслей требуют совершенствования системы управления затрат и их оптимизации.

Управление затратами является средством достижения высокого экономического результата, в эту сферу включаются такие функции как планирование затрат, их учет и калькулирование, анализ, данные процессы взаимодействуют между собой.

Важным моментом для управления затрат в коммерческой организации является проведение их классификации, решения какие виды являются актуальными для организации, для проведения их оптимизации и контроля.

Таким образом, важным является создать интегрированную систему информации для управления затратами, где их можно измерять, накапливать, обрабатывать, анализировать и принимать качественные управленческие решения по их оптимизации.

Для этих целей необходимо рассмотреть определение затраты, расходы, себестоимость, калькулирование, рассмотреть основные виды расходов, а именно прямые и косвенные расходы, по статьям калькуляции и однородным элементам и т.д.

Концепция затрат в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете имеет определенные различия, характеризующиеся правилами признания или принятия к учету и способами оценки.

«Основные нормативные документы, которые регламентируют порядок ведения учета затрат, являются:

- в бухгалтерском учете- ПБУ 10/99 «Расходы организации» [6];

-в налоговом учете- глава 25 НК РФ [5];

-в управленческом учете- отраслевые методические указания и инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции, документы по учетной политике организации, внутренние положения» [4].

Многие зарубежные авторы характеризуют «затраты как стоимостную оценку потребления товаров и услуг» [1].

Затраты могут относиться, как правило, в активы, либо в расходы организации, т.е. могут отражаться или в бухгалтерском балансе или в отчете о финансовых результатах. Понятие «затраты» иногда отождествляется с понятием «расходы», однако они не всегда могут использоваться как синонимы, расходы подразумевают конкретные выплаты в определенном периоде. «Расходы обусловлены затратами, относимыми на себестоимость продукции (работ, услуг) и выплатами из прибыли организации» [7].

Затраты в бухгалтерском учете являются использованным (поглощенным) ресурсом.

«Расходы - это отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации»

[4].

Хотелось бы отметить, что понятие «затраты» шире, чем понятие «себестоимость»- это экономический показатель, который отражает стоимость производства той или иной продукции, товара и доведение его до потребителя, т.е. другими словами это затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» [6] себестоимость-это расходы по обычным видам деятельности, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Управление затратами основывается на классификации затрат, которая основана на экономически обоснованных признаках, процессах их формирования и их взаимодействия, что позволит эффективно управлять производственным процессом в различных отраслях промышленности.

Рассмотрим основные виды затрат по классификационным признакам. По видам затраты на производство разделяют по статьям калькуляции и однородным элементам, в отечественной практике выделяют 5 элементов: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на оплату труда, амортизация, прочие затраты. В международной практике, как правило, выделяют 3 элемента затрат: прямые материальны затраты, прямые трудовые затраты, общепроизводственные расходы. Данная классификация используется для формирования себестоимости продукции

Классификация затрат по статьям калькуляции используются в российской практике и включает 12 статей согласно основной номенклатуре, однако в различных отраслях промышленности они могут отличаться по количеству и названиям. Планирование и учет затрат по статьям калькуляции позволяет формировать затраты по целевому назначению, калькулировать себестоимость продукции для последующего установления цены продажи, расчета негативных отклонений от плановых значений калькуляции для выявления перерасхода.

«Калькулирование - это система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции» [3]. Процесс калькулирования позволяет определить пропорциональность затрат на производство с количеством выпущенной продукции и определить себестоимость продукции.

Затраты также могут быть классифицированы по местам возникновения (цеха, участки и т.д.), по носителям затрат (виды продукции), центрам ответственности (подразделения организации, центры прибыли, доходов, расходов), стадиям жизненного цикла продукции, по отношению к объему производства (постоянные и

переменные), по способу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные) и т.д.

Подробнее остановимся на затратах классифицируемых по способу включения в себестоимость продукции, это прямые и косвенные расходы, необходимые для расчета себестоимости продукции, работ, услуг.

Данная классификация позволяет оценить полную себестоимость продукции и незавершенное производство в различных отраслях промышленности. При применении затратного метода определения (формирования) цены, т. е. себестоимость плюс прибыль, распределение косвенных расходов при формировании себестоимости имеет важную роль при расчете цены и финансового результата. При применении рыночного метода формирования цены также необходимо иметь обоснованный уровень себестоимости, что поможет оценить уровень прибыли и адекватность ценообразования.

Прямые расходы-это расходы на производство конкретного вида продукции и могут непосредственно отнесены на его себестоимость, на объект калькулирования, к ним относятся сырье, материалы, основная заработная плата производственных рабочих, потери от брака. Время принятия к учету прямых затрат совпадает со временем производства продукции, изделия.

Косвенные расходы-это расходы, которые нет возможности конкретно на какую-либо продукцию, изделие, т, е. они носят общий для производства нескольких видов продукции характер и включаются в себестоимость косвенным путем, они могут распределяться по выбранной методике и базе согласно учетной политике организации.

Как правило, время осуществления косвенных расходов не совпадает со временем производства продукции, например, затраты по ремонту основных средств, используемых в производственном процессе. Для определения объема косвенных затрат и затем их распределения необходимо их сгенерировать на отдельных счетах синтетического и аналитического учета. К косвенным расходам можно отнести общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, расходы на продажу.

При распределении косвенных расходов существуют два основных методы их распределения:

-метод исчисления себестоимости по видам продукции на основе общезаводской базы распределения косвенных расходов, т.е. все учтенные расходы распределяются пропорционально единой базы распределения;

-метод распределения расходов на уровне подразделений, является более трудоемким, однако является более точным, когда косвенные расходы каждого подразделения формируются на отдельном субсчете и далее каждому субсчету соответствует своя база распределения, которая отражает специфику участка. Например, косвенные расходы

автоматизированного цеха могут распределяться по видам производимой продукции согласно часам работы оборудования, а косвенные расходы ручной сборки- согласно прямым затратам труда.

Современные производственные организации имеют довольно сложные организационно-управленческие системы, что обуславливает наличие не только основного производства, но и вспомогательных, обслуживающих производств. В управленческом учете существует 3 метода распределения затрат: прямой, пошаговый, перекрестный или пошагового распределения.

Прямой метод заключается в том, что услуги вспомогательных производств, оказываемых друг другу не учитываются, распределяются только косвенные расходы по единой базе согласно учетной политике.

Пошаговый метод подразумевает, что каждая группа косвенных расходов распределяется отдельно при этом используются разные базы распределения [8].

При перекрестном методе учитывается оказание услуг вспомогательными подразделениями услуг друг другу.

Косвенные расходы распределяются следующим образом:

1. Определяется объект (продукт, группа продуктов), на который распределяются затраты;

2. Определяется база распределения- вид показателя (например, самые распространенные базы распределения: время работы производственных рабочих в человеко-часах, заработная плата производственных рабочих, основная заработная плата, время работы производственного оборудования в машино-часах, прямые затраты, объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении);

3. Рассчитывается коэффициент распределения - это отношение величины распределяемых косвенных затрат к общей сумме выбранной базе распределения;

4. Определяется объем косвенных затрат, который относится на каждый объект с помощью умножения рассчитанного коэффициента по соответствующему объекту на величину базы распределения.

Таким образом, классификация затрат является методологической основной организации учета, бюджетирования и анализа затрат, каждый классификационный признак имеет определенную роль и имеет влияние на учет затрат и управление ими.

Использованные источники:

1. Изместьева О.А. Содержание финансово-информационной сферы коммерческой организации// Вестник СамГУПС № 2 (12), 2011, С. 25-30.

2. Изместьева О.А., Аюпов, А.А. Информационное обеспечение управления финансами коммерческой организации в современных условиях/ О.А. Изместьева, А.А. Аюпов// Экономические науки. - 2010.-N 63. - С. 247-250.

3. Коваленко О.Г. Организационно-методическое обеспечение финансового оздоровления организации на основе управления денежными потоками //О.Г. Коваленко // Карельский научный журнал. - 2013. - N 2 -С. 14-18.

4. Кузьмина М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие.-М.: КН0РУС,2019.-248с.

5. Налоговый кодекс РФ, гл. 25;

6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) от 06.05.1999 № 33н.

7.Павлова Е.В., Снхчян Т.Е. Россия и современный мир: ключевые проблемы в экономической сфере // Молодой ученый. 2014. N 4. С. 589593.

8.Пугачева Д.О., Медведева О.Е. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия, проведенной на основе анализа показателей финансового состояния //Международный научно-исследовательский журнал. 2014. N 2-2. С. 6163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.