Научная статья на тему 'Роль зарубежных командировок преподавателей военных вузов России в начале ХХ века'

Роль зарубежных командировок преподавателей военных вузов России в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зарубежные командировки / профессорско-преподавательский состав / историко-педагогический опыт / повышение квалификации / высшие военные учебные заведения / образовательная среда / overseas assignment / higher-education teaching personnel / historical and pedagogical experience / professional advancement / higher military educational institutions / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье представлен анализ историко-педагогического опыта повышения квалификации преподавателей высших военных учебных заведений России в зарубежных командировках в начале ХХ века. Проведен анализ архивных материалов и их сопоставление с современными нормативными документами, определяющими пути развития военно-профессионального образования, современные направления подготовки педагогических кадров, соотнесенные с педагогическим опытом начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the oVerseas assiGnment role of russia militarY uniVersitY leCturers at the beGinninG of the XX CenturY

The article presents analysis of historical and pedagogical experience of Russia military university lecturers in overseas assignment in the early twentieth century, the analysis of archival materials and their comparison with modern normative documents, defining ways of development of military-professional education, modern trends of lecturers training, correlated with the lecturers experience of the beginning of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Роль зарубежных командировок преподавателей военных вузов России в начале ХХ века»

УДК 355.23/9:378.014.22 ГРНТИ 78.21.14

РОЛЬ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМАНДИРОВОК ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

В.Ф. ЛАЗУКИН, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) А.В. САФОНОВА, кандидат исторических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье представлен анализ историко-педагогического опыта повышения квалификации преподавателей высших военных учебных заведений России в зарубежных командировках в начале ХХ века. Проведен анализ архивных материалов и их сопоставление с современными нормативными документами, определяющими пути развития военно-профессионального образования, современные направления подготовки педагогических кадров, соотнесенные с педагогическим опытом начала ХХ века.

Ключевые слова: зарубежные командировки, профессорско-преподавательский состав, историко-педагогический опыт, повышение квалификации, высшие военные учебные заведения, образовательная среда.

THE OVERSEAS ASSIGNMENT ROLE OF RUSSIA MILITARY UNIVERSITY LECTURERS AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

V.F. LAZUKIN, Doctor of Pedagogical sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) A.V. SAFONOVA, Candidate of Historical sciences MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article presents analysis of historical and pedagogical experience of Russia military university lecturers in overseas assignment in the early twentieth century, the analysis of archival materials and their comparison with modern normative documents, defining ways of development of military-professional education, modern trends of lecturers training, correlated with the lecturers experience of the beginning of the twentieth century.

Keywords: overseas assignment, higher-education teaching personnel, historical and pedagogical experience, professional advancement, higher military educational institutions, educational environment.

Введение. Современная военная педагогика ставит перед собой задачу способствовать развитию системы военно-профессиональной подготовки педагогических кадров в высших военных учебных заведениях на основе создания условий развития профессионального роста ученых, инженерных кадров; участия в национальных и международных проектах «Мегасайенс»; эффективной интеграции в международное научно-технологическое сообщество; увеличения доли статей в соавторстве с иностранными учеными, индексируемых в международных системах; развития академической мобильности научно-педагогических кадров и увеличения численности молодых исследователей в возрасте до 39 лет. Конкурентоспособности российских научно-педагогических кадров на мировом рынке способствуют и нормативно закрепляют разработанные Правительством Российской Федерации государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [1] и государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» на

2019-2030 гг. [2], а также целевые федеральные программы «Развитие профессионального образования», «Вузы как центры пространства», «Развитие национального интеллектуального капитала» и другие, которые ставят основной целью увеличение количества ведущих российских вузов, входящих не менее двух лет подряд в топ-100 мировых рейтингов университетов. Эффективное овладение военно-техническими науками происходит в органическом единстве и тесной взаимосвязи с общей системой образования, существующей в государстве. Модернизации высшего военно-профессионального образования будет способствовать качественное совершенствование и развитие профессорско-преподавательского состава и оптимизация системы повышения квалификации научно-педагогических кадров.

Актуальность. Современное строительство Вооруженных Сил РФ и реформирование высшего военно-профессионального образования немыслимы без исследования зарубежного историко-педагогического опыта. На наш взгляд, заслуживают внимания отбор и подготовка профессорско-преподавательского состава в высших военных учебных заведениях в начале ХХ века. Научная, педагогическая и общественная деятельность высшей военной школы в России всегда оказывала влияние на военно-политические, военно-стратегические и военно-организационные процессы, на развитие духовной и материальной культуры нашей страны.

Выбор темы данного исследования обусловлен ее слабой разработанностью в военной педагогике, недостаточным использованием историко-педагогического опыта дореволюционной России начала ХХ века для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений в современных условиях, высокой внутренней и внешней миграцией научных кадров, необходимостью развития научно-педагогического потенциала в образовательной среде военных вузов.

Анализ различных подходов к вопросам подготовки научных и научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях (А.Е. Иванова [3], А.М. Лушникова [4], Н.А. Машкина [5], В.И. Модестова [6], А.Н. Якушева [7] и других) позволил установить, что данная тема в основном исследовалась в историческом и юридическом аспектах.

На основе анализа архивных источников и их сопоставления с современными нормативными документами следует, что военно-профессиональная направленность развития научно-педагогических кадров высшего образования соотносится с отечественным историко-педагогическим опытом дореволюционной России.

Для российского военного образования в начале ХХ века большое значение имел опыт организации военно-технического образования в зарубежных странах. Старый девиз высшей европейской школы «savoir» (фр. знать) присоединил «savoir faire» (фр. уметь), необходимый в области военных наук. В этой связи для профессорско-преподавательского состава организовывались стажировки, командировки за границу с целью ознакомления с военно-педагогическим опытом, самостоятельной работой для повышения своего научного и методического потенциала, участия в международных и отечественных научно-практических конференциях, конгрессах, съездах и т. д.

Западноевропейские государства уделяли вопросу высшего технического образования большое внимание. За первое десятилетие ХХ века накопилось достаточное количество опытного и теоретического материала по вопросам организации технического образования. Организация высшего технического образования в европейских государствах различалась. Характер промышленной жизни страны, ее история и общественный строй оказывали существенное влияние на развитие высшего технического образования. Несмотря на это, организации европейского высшего образования имели общие основные черты: подготовка специалиста не только к профессионально-технической деятельности, но и развитие разностороннего творческого человека; непрерывное накопление и осмысление практического опыта, формирование свободного научного исследователя. Наряду с общим выделялось и особенное - обусловленность развития высшего технического образования уровнем развития экономической и промышленной жизни страны. Начало ХХ века в Западной Европе и в

w g

и

Америке явилось переломным в организации высшего технического образования. Так, например, Германия создала за первые 10-15 лет ХХ века развитую промышленность, открылись всемирно известные политехникумы с образцово оборудованными научными и учебными лабораториями.

Полезным для научной и учебной деятельности преподавателей военных академий России, в области избранной специальности, являлось их участие в Международных конгрессах в Дюссельдорфе и в Брюсселе, где происходило общение с выдающимися учеными, обмен опытом в смежных областях науки, подготовка и заслушивание ряда специальных докладов, важных для изучения военно-технических вопросов, организовывались экскурсии и осмотры заводов и предприятий, посещение лабораторий, институтов и политехникумов [8]. Для преподавателей, занимавшихся изучением способов добывания азотной кислоты, способов добывания алюминия и получения алюминиевых сплавов, вопросы применения искусственного охлаждения в военной технике для нужд армии, представляли большой научный интерес. В этой связи, посещение различных международных конгрессов по прикладной химии содействовало научной и профессионально-технической подготовке преподавателей военных академий России. На международных площадках осуществлялся сбор релевантных сведений, завязывались тесные научные контакты с западными коллегами в Лондоне [9], Вашингтоне и Нью-Йорке [10], Риме [11], Берлине [12], Вене [13]; проводились научные эксперименты, связанные с диссертационными исследованиями; закупались приборы и машины для химических и механических лабораторий отечественных высших военных учебных заведений [14]. Высокий авторитет Николаевской академии Генерального Штаба способствовал тому, что преподаватели этого высшего военного учебного заведения были приглашены в 1906 году в Гаагу для подготовки, обсуждения и составления военной программы для II мирной Международной конференции [15].

Преподаватели военных академий имели возможность посещать всемирные выставки за границей. Например, выставку Прирейнского промышленного района Вестфалии [16]; гигиенических средств в г. Дрездене, актуальную для Военно-медицинской академии [17]; Всемирную Парижскую выставку для ознакомления с успехами прикладной механики и электротехники, с техническим состоянием новых типов вооружения [18].

Международное сотрудничество профессорско-преподавательского состава способствовало развитию военно-промышленной отрасли в России, что содействовало подготовке для армии квалифицированных офицерских кадров, развитию интеллектуального потенциала образовательной среды высших военных учебных заведений в начале ХХ века.

При Михайловской Артиллерийской, Николаевской Инженерной академиях, а также Академии Генерального Штаба состояли репетиторы для подготовки из офицеров кандидатов, которые могли бы занять академические кафедры. Они избирались из числа офицеров, окончивших на «отлично» курс академии. Репетиторы утверждались в должности начальниками соответствующих управлений.

Каждого репетитора после успешной защиты диссертации на звание преподавателя, как правило, отправляли в командировку за границу сроком на один год, чтобы прослушать там соответственные курсы и поработать в лабораториях, чертежных мастерских под непосредственным руководством выдающихся светил науки. Начинающие преподаватели военных академий, которые вели практические занятия по электротехнике, имели возможность ознакомиться с постановкой курсов физики и электротехники в высших учебных заведениях Германии, Италии, Франции, Англии; с физическими и электротехническими институтами и лабораториями различных учебных заведений; с применением электротехники в военных и технических целях. В 1908 году особое внимание при посещении европейских предприятий обращалось на производство прожекторов, которое предполагалось развивать в России [19].

Руководители практических занятий по химии, качественному и количественному анализу командировались в Европу для слушания лекций и практических занятий в одном из высших

учебных заведений Крлсруэ, для ознакомления с постановкой курсов химии и взрывчатых веществ в высших учебных заведениях Ecole Polytechnique (Политехническая школа) в Бельгии, Ecole d'application de artillerie (Школа прикладной артиллерии), Ecole supérieure de guerre (Высшая военная школа) в Париже, в Военно-технической академии в Германии, в Центральной лаборатории в Нойбабельсберри в Берлине, для осмотра производств бездымных порохов, пиротехники, нитроглицерина и других взрывчатых веществ в Германии на предприятиях Карбонит, Ротвейль Дюнеберг, Аллендорф, Шпандау, Кровальд, Летница, Шлебуш; во Франции - Сервант-Ливри, Гюнфалер, Ангулем, Бордо, Понх де Бюи и Сен Медар, Мулен Блан; в Англии - Сто-маркет, Уольтам, Аббе и Кайнох; в Бельгии - Камелле, Моленштеде, в Швейцарии - Тун; в Италии - Авильяно, Сальвиано, Неаполь [20, 21, 22].

Совершенствование преподавания в области химии и металлургии происходило на базе металлургического института при политехникуме в г. Ахене, где можно было понять роль Германии в металлографии при приемке предметов железной промышленности. Большое значение при этом играло знакомство с иностранными лабораториями, рудниками, заводами, имевшими тесную связь с металлургическим делом, а также с предприятиями, производившими предметы военного снаряжения (заводы Круппа - Германия: Крезо, Шамон - Франция; Арметронг, Виккерс, Витворт - Англия).

Для преподавателей российских высших военных учебных заведений было очень полезным посещение Вналеемских заводов, так как это демонстрировало организацию и размеры железной промышленности, которая в Америке была представлена в масштабе более крупном, чем в Германии и Англии [23, 24].

Для повышения квалификации в области преподавания прикладной механики особого внимания заслуживали Шарлотенбургский политехникум, в механической лаборатории которого, под руководством профессора Шлезингера, проводились занятия по исследованию мощности и точности работы металлообрабатывающих станков; Штутгартский и Мюнхенский политехникумы. Представляли интерес методические приемы ведения практических занятий немецких профессоров Зёльпа и Баха по различным разделам этого предмета в высших учебных заведениях Германии, Франции, Англии, Австрии, Италии (манера преподавания, способы изложения учебного материала, наглядный и экспериментальный метод изучения общетехнических наук, графические методы, методы приближенных вычислений, конструкторская деятельность (монтаж станков и ручные работы), письменные задачи по всем предметам, где имелись формулы и расчеты, выполнение проектов, лабораторных работ, испытание материалов, изучение двигателей, паровых котлов в лабораториях, оборудование которых напоминало заводы, непосредственное участие в работе мастерских).

Российские военные преподаватели имели возможность посещать основные лаборатории по испытанию материалов и машин в Дрездене, в Цюрихе, Техническую испытательную лабораторию в Париже, Механическую лабораторию в Тоттингтоне; заводы, на которых было налажено производство предметов военного и общетехнического потребления: заводы Круппа, Эргардта, Waffen-Milition-Fabriken Людвига Лёве, Гюбнера в Германии; Коккерилля в Бельгии; Уайтхеда в Австрии; С. Шамона, Крезо во Франции; Арметронга, Виккерса, Витворта в Англии.

В начале ХХ века в России возникла потребность в учреждении баллистической лаборатории для военных нужд. По поручению Михайловской Артиллерийской академии и Главного Артиллерийского Управления полковник Граве был откомандирован в Германию и во Францию в 1913 году с целью ознакомления с проектированием, устройством и организацией такой лаборатории, после чего появилась договоренность [13] с Французским морским Министерством о выдаче российской стороне некоторых конфиденциальных изданий, касающихся баллистических приборов, употребляемых во Франции.

Накануне Первой мировой войны все посещения иностранными военными частей войск и военных учреждений Германии осуществлялись только дипломатическим путем. Российский

w g

и

Военный Министр признал необходимым направлять ходатайства о командированных через Главное Управление Генерального Штаба и высказал предложение, чтобы число официальных командировок в Германию ограничивалось строго необходимым осмотром военно-технических лабораторий, так как на почве взаимности прусские офицеры не упустили бы возможность использовать каждую командировку в Россию в своих целях.

Все заграничные командировки осуществлялись с разрешения Военного Министра, перед отъездом каждому преподавателю следовало представиться лично Начальнику Главного Инженерного Управления. Для того чтобы профессорско-преподавательскому составу военных академий можно было получить полное содействие сотрудников Российского МИДа за границей, следовало заранее уведомить о командировке, чтобы те, в свою очередь, ходатайствовали о доступе к осмотру и изучению заявленных учреждений.

Сотрудники российских посольств не сопровождали командируемых лиц для облегчения им объяснений с местными чиновниками. Уровень владения несколькими иностранными языками позволял преподавателям военных академий самостоятельно, без переводчика заниматься изучением поставленных вопросов [13].

Военное ведомство осуществляло персональный подход к отбору военных преподавателей для заграничных командировок. Военный педагог должен был отличаться стремлением к научным знаниям, усердием в занятиях, основательно владеть иностранным языком. Пребывание профессорско-преподавательского состава военных академий за границей длилось от нескольких месяцев до года и более. Всем командированным за границу выдавалась подробная инструкция, содержавшая намеченные вопросы проработки исследования определенных проблем. Один раз в два месяца военный педагог представлял в свою военную академию или в Военное министерство отчет о проделанной работе. Особое внимание в таких отчетах уделялось организации учебного процесса в посещаемом заграничном военном вузе.

Для целевых командировок за границу военные преподаватели с разрешения Военного Министерства использовали свой отпуск. Согласно предписанию, им вменялось посещение хотя бы одного военно-технического учебного заведения. После чего они предоставляли содержательный доклад о постановке обучения и воспитания в образовательной среде иностранного военного вуза, который мог быть впоследствии напечатан за вознаграждение от Главного управления.

Изучение состояния учебного дела в высших военно-учебных заведениях Германии, Франции, Бельгии способствовало проведению реформы в корпусе военных инженеров в 1910-1911 учебном году, имевшее отношение к изменению учебных планов в высшем военном образовании. В состав комиссии входили лица из учебного персонала, которые были в достаточной степени ознакомлены с планом распределения занятий по военно-техническим предметам, объемом курсов и характером прохождения их теоретически и практически в европейских высших военно-технических заведениях.

Российские преподаватели имели тесные контакты, вели личную переписку по определенным теоретическим военным вопросам с коллегами Инженерного комитета Прусского Военного Министерства, зарубежных военных академий, с редакторами известных периодических изданий, что способствовало обогащению их военно-педагогического опыта.

Командировки «с учеными целями» за границу содействовали укреплению связей профессорско-преподавательского состава военных академий с военными инженерами-практиками в различных отраслях технического производства. Высшие военные учебные заведения получали преподавателей, подготовленных как с теоретической, так и с практической стороны, готовых занять профессорские кафедры достойнейшими из военных инженеров. Это способствовало повышению научного престижа военных академий в среде военных инженеров. Для молодых преподавателей важно было испытать моральное удовлетворение в виде того ученого звания, которое открывалось для них в перспективе.

Система поддержки правительством Российской Империи профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений в начале ХХ века показала себя эффективной. Это проявлялось в увеличении денежного содержания военно-педагогических кадров; в присвоении им почетных титулов и званий, которые сопровождались дополнительными денежными выплатами; продуманной системе повышения квалификации; в беспошлинных заказах из-за границы для военных вузов учебной литературы, машин и инструментов, химических и других приборов; в отсутствии цензуры на выписанные для нужд военных академий издания научно-технического содержания. Такая система профессионально-технической подготовки профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений впоследствии оказала прогрессивное значение на развитие высших военно-учебных заведений в России в области радиотехники, электромеханики, автоматизированных систем, информационно-коммуникационных технологий, летательных аппаратов и космической техники.

Выводы. Таким образом, анализ профессионально-технической подготовки профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений начала ХХ века позволил сделать следующие выводы: длительные зарубежные командировки преподавателей способствовали усвоению лучших европейских традиций в области высшего военно-технического образования, пытаясь соединить французский опыт постановки высшего технического образования как «theoretique et encyclopedique» (теоретично и энциклопедично) с немецким и американским «specialisé et pratique» (специализированно и практично); происходило совершенствование навыков в способах преподавания математики и механики, в научной деятельности это проявлялось в подготовке научных сообщений, публикации теоретических трудов; повышение роста профессионального уровня на основе овладения навыками исследовательского труда - в использовании результатов своих научных достижений в содержании программ преподаваемых курсов, защите диссертаций на соискание ученой степени; внедрение передового зарубежного опыта оснащения лабораторий и кабинетов для изучения химических процессов, металлургии, двигателей на практических занятиях в военных академиях.

Заграничные командировки профессорско-преподавательского состава способствовали формированию их как ученых и как квалифицированных педагогов высшей военной школы. Образовательная среда военных академий начала ХХ века обогатила себя опытом различных зарубежных образовательных систем. Расцвет военного производства, науки и технических средств можно было рассматривать, как следствие, всех усилий и мероприятий, предпринятых правительством Российской Империи.

Взаимодействие профессорско-преподавательского состава со своими зарубежными коллегами оказало влияние на совершенствование и развитие новых научно-технических направлений, максимальное освоение учебно-методических приемов, создание лучших научных военно-технических разработок.

Осмысление историко-педагогического опыта подтверждает существенное влияние зарубежных командировок на процесс кадрового воспроизводства, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, установление зарубежных научных связей в высших военных заведениях. На современном этапе реформирования высшего военно-профессионального образования подобные заграничные командировки военных педагогов способны сделать открытым учебно-воспитательный процесс для внедрения передового научного опыта и военно-технических достижений лучших мировых военных вузов. Это позволит отслеживать и сопровождать развитие военной науки, своевременно при необходимости корректировать организацию и содержание учебного процесса, сущность и способы преподавания военно-учебных предметов, знакомиться с нормативными документами и руководствами по военно-профессиональной подготовке офицерских кадров в зарубежных высших военных учебных заведениях.

ы g

и

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.base.garant.ru/. (дата обращения 12.11.2019).

2. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/. (дата обращения 12.11.2019).

3. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX-начале XX века. М.: Академия наук СССР, 1991. 392 с.

4. Лушников А.М. Военно-учебные заведения России в 1861-1941 гг.: Социально-политические аспекты развития: автореф. дис. ... д-ра исторических наук. Ярославль, 1998. 45 с.

5. Машкин Н.А. Высшая военная школа Российской Империи XIX-начала XX века: автореф. дис. ... д-ра исторических наук. Москва, 1997. 57 с.

6. Модестов В.И. Русская наука в последние двадцать пять лет. Одесса: Экон. тип. (б. Одес. вестн.), 1890. 27 с.

7. Якушев А.Н. Организационно-правовой анализ подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в университетах и академиях России, 1747-1918 гг.: История и опыт реализации: автореф. дис. ... канд. юридических наук. Санкт-Петербург, 1998. 28 с.

8. О командировании капитанов Панкина и Беляева за границу // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6082.

9. О командировании полковника Игнатьева на VII Международный конгресс в Лондоне // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6075.

10. О командировании генерал-майора Сапожникова в Америку // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6095.

11. О командировании полковника Сапожникова на VI Международный конгресс в г. Рим по прикладной химии // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6269.

12. О командировании ординарного профессора академии полковника Забудского за границу // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6231.

13. О командировании чинов академии и училища в разные места // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-351. Оп. 1. Ед. хр. 4259.

14. О командировках за границу служащих учебной службы академии // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6136.

15. Переписка с Главным штабом о назначении представителя от академии при обсуждении и составлении военной программы для Второй мирной международной конференции // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-544. Оп. 1. Ед. хр. 1314.

16. О командировании за границу экстраординарного профессора гвардии капитана Сапожникова // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6223.

17. О расходах по участию академии в Международной гигиенической выставке // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-316. Оп. 54. Ед. хр. 73.

18. О командировании на Парижскую всемирную выставку от Михайловской артиллерийской академии и училища полковника Брикса, капитана Нилуса, штабс-капитана Куприянова // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6190.

19. О командировании капитана Куприянова за границу с ученою целью сроком на один год // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6070.

20. О командировании за границу с ученою целью штатного военного преподавателя академии капитана Фроловского // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6245.

21. О командировании за границу штатных военных преподавателей капитанов Петровича и Фроловского // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6206.

22. О командировании капитана Солонина за границу с ученою целью // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6077.

23. О командировании капитана Беляева с ученою целью за границу // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6087.

24. О командировании штатного военного преподавателя академии за границу с ученою целью сроком на один год // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6235.

REFERENCES

1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gg. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.base.garant.ru. (data obrascheniya 12.11.2019).

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 marta 2019 g. № 377 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Nauchno-tehnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii». fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (data obrascheniya 12.11.2019).

3. Ivanov A.E. Vysshaya shkola Rossii v konce XlX-nachale XX veka. M.: Akademiya nauk SSSR, 1991. 392 p.

4. Lushnikov A.M. Voenno-uchebnye zavedeniya Rossii v 1861-1941 gg.: Social'no-politicheskie aspekty razvitiya: avtoref. dis. ... d-ra istoricheskih nauk. Yaroslavl', 1998. 45 p.

5. Mashkin N.A. Vysshaya voennaya shkola Rossijskoj Imperii XlX-nachala XX veka: avtoref. dis. ... d-ra istoricheskih nauk. Moskva, 1997. 57 p.

6. Modestov V.I. Russkaya nauka v poslednie dvadcat' pyat' let. Odessa: Ekon. tip. (b. Odes. vestn.), 1890. 27 p.

7. Yakushev A.N. Organizacionno-pravovoj analiz podgotovki nauchnyh kadrov i prisuzhdeniya uchenyh stepenej v universitetah i akademiyah Rossii, 1747-1918 gg.: Istoriya i opyt realizacii: avtoref. dis. ... kand. yuridicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1998. 28 p.

8. O komandirovanii kapitanov Pankina i Belyaeva za granicu // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6082.

9. O komandirovanii polkovnika Ignat'eva na VII Mezhdunarodnyj kongress v Londone // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6075.

10. O komandirovanii general-majora Sapozhnikova v Ameriku // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6095.

11. O komandirovanii polkovnika Sapozhnikova na VI Mezhdunarodnyj kongress v g. Rim po prikladnoj himii // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6269.

12. O komandirovanii ordinarnogo professora akademii polkovnika Zabudskogo za granicu // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6231.

13. O komandirovanii chinov akademii i uchilischa v raznye mesta // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-351. Op. 1. Ed. hr. 4259.

14. O komandirovkah za granicu sluzhaschih uchebnoj sluzhby akademii // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6136.

15. Perepiska s Glavnym shtabom o naznachenii predstavitelya ot akademii pri obsuzhdenii i sostavlenii voennoj programmy dlya Vtoroj mirnoj mezhdunarodnoj konferencii // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-544. Op. 1. Ed. hr. 1314.

16. O komandirovanii za granicu ekstraordinarnogo professora gvardii kapitana Sapozhnikova // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6223.

17. O rashodah po uchastiyu akademii v Mezhdunarodnoj gigienicheskoj vystavke // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-316. Op. 54. Ed. hr. 73.

18. O komandirovanii na Parizhskuyu vsemirnuyu vystavku ot Mihajlovskoj artillerijskoj akademii i uchilischa polkovnika Briksa, kapitana Nilusa, shtabs-kapitana Kupriyanova // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6190.

19. O komandirovanii kapitana Kupriyanova za granicu s uchenoyu cel'yu srokom na odin god // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6070.

20. O komandirovanii za granicu s uchenoyu cel'yu shtatnogo voennogo prepodavatelya akademii kapitana Frolovskogo // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6245.

21. O komandirovanii za granicu shtatnyh voennyh prepodavatelej kapitanov Petrovicha i Frolovskogo // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6206.

22. O komandirovanii kapitana Solonina za granicu s uchenoyu cel'yu // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6077.

23. O komandirovanii kapitana Belyaeva s uchenoyu cel'yu za granicu // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6087.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. O komandirovanii shtatnogo voennogo prepodavatelya akademii za granicu s uchenoyu cel'yu srokom na odin god // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6235.

© Лазукин В.Ф., Сафонова А.В., 2020

Лазукин Владимир Федорович, доктор педагогических наук, профессор, профессор 32 кафедры, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 396064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vflazukin@mail.ru.

Сафонова Алла Владимировна, кандидат исторических наук, доцент 215 кафедры, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 396064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, safalla23@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.