УДК 355.23"19":355.341.1 ГРНТИ 78.21.14
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
А.В. САФОНОВА, кандидат исторических наук
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
Т.С. ПРОСВЕТОВА, доктор педагогических наук, профессор
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
В статье рассматривается отечественный историко-педагогический опыт профессионально-технической подготовки преподавателей высших военных учебных заведений в начале ХХ века; выделяются актуальные идеи историко-педагогического опыта для современного этапа развития повышения квалификации и переподготовки преподавателей военных вузов. Анализ архивных материалов, их сравнительно-сопоставительный анализ с современными нормативными документами, определяющими направленность развития профессионального образования, позволяет констатировать, что современные направления развития корреспондируют с отечественным историко-педагогическим опытом начала ХХ века, отбором и подготовкой профессорско-преподавательского состава, содержанием повышения его квалификации в высших военных учебных заведениях.
Ключевые слова: профессионально-техническая подготовка, профессорско-преподавательский состав, отечественный историко-педагогический опыт, военные высшие учебные заведения.
professional-technical training of the higher-education teaching personnel of russian military higher education institutions at the beginning of the xx century
A.V. SAFONOVA, Candidate of Historical sciences MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) T.S. PROSVETOVA, Doctor of Pedagogical sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
The article discusses the national historical-pedagogical experience of professional-technical training of higher military educational institutions lecturers in the early twentieth century; actual ideas of historical-pedagogical experience for the development modern stage of military universities lecturers training and retraining marked out. The analysis of archival materials, their comparative analysis with modern normative documents that determine the direction of professional education development, allows us to state that modern directions of development correspond with the domestic historical-pedagogical experience of the early twentieth century, the selection and training of higher-education teaching personnel, the content of improving their skills in higher military educational institutions.
Keywords: professional-technical training, higher-education teaching personnel, national historical-pedagogical experience, military higher educational institutions.
Введение. Современная военная педагогика одной из актуальных и важных задач определяет содействие развитию системы профессионально-технической подготовки
педагогических кадров в высших военных учебных заведениях. Наряду с теоретической наукой, данное направление поддерживается и государственной политикой: программа «Развитие образования», принятая 26.12.2017 г. № 1642 [1]; программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» от 29.03.2019 г. № 377 [2], а также различные целевые федеральные программы, интегрированные в них, такие как «Развитие профессионального образования», «Вузы как центры пространства», «Развитие национального интеллектуального капитала» и другие. Данные нормативные документы выделяют приоритетные направления развития: создание условий развития профессионального роста ученых, инженерных кадров; участие в национальных и международных проектах «мегасайенс»; эффективную интеграцию в международное научно-технологическое сообщество; увеличение доли статей в соавторстве с иностранными учеными, индексируемых в международных системах; развитие академической мобильности научно-педагогических кадров; увеличение численности молодых исследователей в возрасте до 39 лет; повышение конкурентноспособности российских научно-педагогических кадров на мировом рынке.
Актуальность. Модернизация высшего военно-профессионального образования предполагает повышение качества подготовки профессорско-преподавательского состава, пересмотр системы повышения квалификации научно-педагогических кадров. Современное строительство Вооруженных Сил РФ и реформирование высшего военно-технического образования немыслимы без исследования отечественного историко-педагогического опыта. Исследование архивных материалов, их сравнительно-сопоставительный анализ с современными нормативными документами, определяющими направленность развития профессионального образования, позволяет констатировать, что современные направления развития корреспондируют с отечественным историко-педагогическим опытом начала ХХ века, отбором и подготовкой профессорско-преподавательского состава, содержанием повышения его квалификации в высших военных учебных заведениях.
Научная, педагогическая и общественная деятельность высшей военной школы в России всегда оказывала влияние на военно-политические, военно-стратегические, военно-организационные процессы, на развитие духовной и материальной культуры нашей страны.
Система российского военно-технического образования, выработанная в своих основах еще в середине XIX века, до первого десятилетия ХХ века не подвергалась существенным коренным преобразованиям. Между тем именно это время отмечено исключительно быстрым ростом техники, выразившимся не только в расширении рамок уже существовавших отраслей технического знания, но и в появлении совершенно новых технических средств. Новые завоевания техники все глубже проникали и в военное дело, становясь в ряду необходимых условий военной мощи государства. Такими направлениями технического знания выступали воздухоплавание, беспроволочный телеграф, автомобили, прожекторы, броневые закрытия, новые взрывчатые вещества, полевые железные дороги, холодильные устройства и т.д. Постепенно новые факторы обусловили необходимость реформ в сфере военно-технического образования.
Военные академии сосредотачивали в своей образовательной среде лучшие научные кадры. Преподаватели военных вузов обладали высокой профессиональной квалификацией, владели педагогическим мастерством и широким кругозором.
Профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава военных академий проводилась руководителями высших военных учебных заведений: в Николаевской инженерной академии - Начальником Главного Инженерного Управления; в Михайловской артиллерийской академии - Начальником Главного Артиллерийского Управления, в Военно-юридической академии - Начальником Главного военно-судного Управления.
Профессорский состав военных академий состоял из экстраординарных и ординарных профессоров. Экстраординарные профессора избирались из числа тех, кто преподавал в академии основные и смежные с ними предметы не менее одного учебного года. Для получения
ы
звания экстраординарного профессора претенденты подвергались испытанию в Конференции академии, заключавшемся в предоставлении диссертации и защите ее перед Конференцией. Должность ординарного профессора предоставлялась с разрешения Военного Министра одному из экстраординарных профессоров по представлению Начальника академии на имевшуюся вакансию. Например, в Николаевской Инженерной академии было по штатному расписанию семь ординарных и семь экстраординарных профессоров [3].
На должности экстраординарных профессоров избирались только лица, защитившие диссертацию на звание преподавателя и диссертацию на звание профессора. Данная процедура была обязательна для всех претендентов. При проведении выборов Конференция отдавала предпочтение достойнейшему по научным заслугам, тщательно оценивая и разбирая резюме, биографические сведения (curriculum vitae) каждого. Защитить диссертацию было необходимо, но еще недостаточно, чтобы быть избранным на профессорскую должность в военной академии. Такой порядок давал возможность избирать в состав профессорской коллегии наиболее достойных и талантливых военно-научных деятелей.
Ординарные и экстраординарые профессора утверждались на должность Высочайшим приказом Императора. К преподаванию в академии могли быть допущены без испытания только профессора и преподаватели основных и вспомогательных предметов в высших военных учебных заведениях и лица, известные своими научными трудами. Они допускались к преподаванию без испытания, но с одобрения Конференции, которая, в свою очередь, могла требовать от них чтения пробных лекций.
При Михайловской Артиллерийской, Николаевской Инженерной академиях, а также Академии Генерального Штаба состояли репетиторы для подготовки из них лиц, которые могли бы занять академические кафедры. Они избирались из числа офицеров, окончивших на «отлично» курс академии. Репетиторы утверждались в должности Начальниками соответствующих управлений.
В начале ХХ века образовательная среда военных вузов пополнялась молодыми преподавательскими кадрами - выпускниками военных академий. К 1914 году они уже занимали почетные профессорские должности: Ф.И. Голенкин, Н.И. Коханов, В.В. Яковлев и другие. В области фортификации вели плодотворную научную деятельность К.И. Величко, Ц.А. Кюи.
В период Первой мировой войны профессорско-преподавательский состав военных академий продемонстрировал незаурядную способность в организации инженерного обеспечения боевых действий войск, так как одновременно военные преподаватели находились на службе Главного Инженерного Управления, Главного Артиллерийского Управления, Главного Управления Академии Генерального Штаба, руководили инженерно-техническими работами театра военных действий Российской армии.
Профессорско-преподавательская среда высших военных заведений начала ХХ века была представлена крупнейшими учеными, известными в различных областях научно-технической и культурной мысли. Так, в Академии Генерального Штаба такими личностями являлись профессор военного искусства А.К. Пузыревский, создавший лучшие труды по историографии; а также, ставшие впоследствии военными министрами А.Ф. Редигер, В.А. Сухомлинов; верховным главнокомандующим М.В. Алексеев и многие другие. В Артиллерийской и Инженерной академиях, заложивших и развивавших основы технического знания, достойное место занимали в области металлургии, металловедения и термической обработки металлов Д.К. Чернов; основатель периодического закона химических элементов Д.И. Менделеев; выдающийся специалист в области порохов и взрывчатых веществ Н.П. Федоров; отечественный исследователь, предложивший применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях и разработавший курс фортификации, Ц.А. Кюи; основоположник гидродинамической теории смазки Н.П. Петров; почетный инженер-электрик, первый
председатель Воздухоплавательного комитета при Главном Инженерном Управлении Н.Л. Кирпичев; видный специалист в области химии и строительных материалов И.Г. Малюга.
Военно-юридическую академию представляли преподаватели, обладавшие известностью в научной и общественной областях. К лучшим научным представителям в области юриспруденции принадлежали: помощник юрисконсульта Военного министерства в области гражданского и уголовного права А.Х. Гольмстем; доктор римского права, ректор Санкт-Петербургского университета с 1910-1911 гг. Д.Д. Гримм; член Государственного совета, заслуженный профессор И.Д. Сергеевский; автор проекта общей части нового воинского устава о наказаниях генерал-майор А.С. Лыкошин и многие другие.
Военно-медицинская академия была представлена прогрессивным общественным деятелем России, профессором П.Ф. Лесгафтом - создателем теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания; профессором Н.В. Склифосовским, возглавлявшим хирургическую клинику и являвшимся автором трудов по военно-полевой хирургии и хирургии брюшной полости; профессором И.М. Сеченовым -основоположником естественно-научного направления в психологии и другими видными деятелями науки [4].
Кроме того, Военные академии привлекали действующие военные кадры для разработки курсов и чтения лекций. Так, в 1903 г. курс по «Отечественной войне 1812 года» разработал начальник военных сообщений Виленского военного округа генерал-майор Харкевич [5]; курс «Истории артиллерии» составил генерал-майор Потоцкий [6], чтение курса лекций по службе Генерального Штаба в 1914-1915 учебном году было возложено на Начальника 9-й пехотной дивизии генерала Климбовского [7]. Введенный курс военно-морского дела в 1900 г. подготовил штаб-офицер Морского Генерального Штаба Кербер. Для чтения лекций приглашались в 1906 г. капитан I ранга, академик Оттонович Эссен; крупный специалист по водолазному делу капитан I ранга А.А. Кононов, командир минного крейсера «Стерегущий», академик де Плансон, который ранее был помощником военного агента в Ангии [8].
Преподаватели военных академий практически взаимодействовали с войсками, организацией службы и бытовым устройством соединений и частей. Заслуживает внимания практика преподавания профессоров в академии, когда по истечении 10 лет службы в высшем военном учебном заведении они переводились в воинские части на должности командиров полков или начальников войсковых штабов сроком не менее пяти лет, чтобы постоянно пополнять свой военный опыт, не отрываясь от армейской жизни.
Руководство высших военных учебных заведений способствовало повышению педагогической квалификации преподавателей. По ходатайству Начальников военных академий «в случае надобности, чинам учебной части академий предоставлялись командировки для приобретения полезных сведений по России и за границу, о чем следовало Начальникам академий входить в сношения с представлением по принадлежности» [3, л. 67].
Командируемые по России получали двойную оплату, кроме определенного штатом содержания, заложенную по Академии Генерального Штаба в сметных расходах Главного Управления Генерального Штаба, а по Артиллерийской и Инженерной академиям - в Главных Управлениях Артиллерийского и Инженерного по принадлежности [9].
В летнее каникулярное время на два месяца организовывались для профессорско-преподавательского состава внутренние командировки по России, посещение крепостей, воинских частей, участие в маневрах, посещение соответствующих заводов и сооружений, необходимых для улучшения преподавания таких предметов, как строительная и прикладная механика, химия, материаловедение, воинские здания и т.п.
Военнные преподаватели, которые проводили практические занятия по металлургии, знакомились на Уральских горных заводах с практическими способами добывания чугуна из руд, с производством из стали предметов вооружения: снарядами, орудиями, оружейными стволами, сабельными клинками на Ижевских заводах, Воткинском, Катавском,
ы
Златоустовском, на Пермских пушечных заводах. Наряду с этим, они посещали месторождения аллюминиевых пород, использовавшихся для получения аллюминия, такие как Луньевские каменно-угольные копи, Нижнетагильские Высокогорские железные и медные рудники, Нижнесалдинские, Кутенский, Каменский, Каслинский, Саткинский, Бакальский железные рудники. Данное производство требовалось и было необходимо в России для независимости военного ведомства от заграничных поставок [10].
На Кавказе преподаватели военных академий знакомились с месторождениями различного рода руд, с добычей и выплавкой из них меди, свинца, серебра и других металлов [11], со свинцовыми месторождениями и свинцовым заводом, принадлежавшим обществу «Эльборус» [12], в Баку осматривали нефтяные промыслы [13].
В целях улучшения качества ведения практических занятий по физике и электротехнике, преподаватели, читающие эти дисциплины, посещали заводы Вольта в г. Ревеле и Всеобщей Компании Электричества в г. Риге, производивших динамо-машины и электродвигатели; фабрику Фосса в г. Варшаве, единственной на тот момент в России, выпускавшей призменные бинокли для военных целей, а из электротехнических сооружений: станции трамвая в г. Киеве, обслуживавших линию в 108 верст, одну из самых больших в Европе и наиболее протяженную в России в начале ХХ века. Такие командировки помогали совершенствовать умения и навыки лабораторного изучения физики и электротехники [14].
Изучение практики по данным преподаваемым предметам осуществляли ординарные и экстраординарые профессора на казенных и частных заводах военного ведомства [15], в крепостях Ковно и Севастополь проводили опыты с железобетонными сооружениями [9], изучали технологию производства сооружаемых временных мостов при постройке СевероДонецкой железной дороги; посещали штабы Киевского и Виленского военных округов для ознакомления с работами по устройству тыла [16].
Присутствие на съездах русских естествоиспытателей и врачей [17] (электротехнические съезды в Киеве [18], Москве [19], Всероссийский воздухоплавательный съезд [20]) позволяло военным преподавателям знакомиться с научными институтами и лабораториями высших учебных заведений, что не всегда было доступно в учебное время; выступать с докладами, представлявшими научный интерес; знакомиться с состоянием воздухоплавательных и родственных им областей промышленности; устанавливать торговые отношения с заграничными научно-техническими центрами.
Выводы. Командирование профессорско-преподавательского состава в различные места по России позволяло более подробно познакомиться с производством новых материалов и технических средств, приобрести практические навыки в различных научно-технических отраслях, использовать полученные знания применительно к преподаваемым дисциплинам, разрабатывать и усовершенствовать курсы военных дисциплин. Это побуждало преподавателей к инициативной научно-методической деятельности. С одной стороны, это обеспечивало должный уровень научной подготовки инженеров-практиков, а, с другой стороны, помогало внести естественные коррективы без излишней теоретичности академического преподавания.
Командировки «с учеными целями» по России содействовали укреплению связей профессорско-преподавательского состава военных академий с военными инженерами-практиками в различных отраслях технического производства. Высшие военные учебные заведения получали преподавателей, подготовленных как теоретически, так и практически, готовых занять профессорские кафедры. Это способствовало повышению научного престижа военных академий в среде военных специалистов. Для молодых преподавателей важно было испытать моральное удовлетворение в виде того ученого звания, которое открывалось для них в перспективе.
Поддержка правительством Российской Империи профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений в начале ХХ века была разноаспектной. Это проявлялось в увеличении денежного содержания военно-педагогических кадров; в присвоении им почетных
титулов и звании, которые сопровождались дополнительными денежными выплатами; действующей системе повышения квалификации; в беспошлинных заказах из-за границы для военных вузов учебной литературы, машин и инструментов, химических и других приборов; в отсутствии цензуры на выписанные для нужд военных академий изданий научно-технического содержания. Такая поддержка профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений впоследствии оказала прогрессивное значение на развитие российских высших военно-учебных заведений в области радиотехники, электромеханики, автоматизированных систем, инфокоммуникационных технологий, летательных аппаратов и космической техники.
Исследование историко-педагогического опыта отечественного военно-профессионального образования позволяет констатировать его соответствие социокультурным условиям исторического времени, а также выделить актуальный потенциал по таким направлениям современного этапа развития военно-профессионального образования как оптимизация сети военных учебных заведений; повышение качества военно-профессионального образования; интеграция военного образования, науки и производства.
СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.base.garant.ru/ (дата обращения 14.08.2019).
2. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» на 2019-2030 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/ (дата обращения 14.08.2019).
3. По запросу Государственной Думы о представлении обзора деятельности академии и училища // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-351. Оп. 1. Ед. хр. 4279.
4. Машкин Н.А. Высшая военная школа Российской империи XIX-начала XX века / Н.А. Машкин; Воен. акад. им. М.В. Фрунзе. М.: Изд. центр «Академия», 1997. 347 с.
5. Доклад по академии и переписка с Начальником военных сообщений Виленского военного округа генерал-майором Харкевичем // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-544. Оп. 1. Ед. хр. 1162.
6. О вознаграждении генерал-майора Потоцкого // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6212.
7. Переписка с Начальником 9-й пехотной дивизии генералом Клембовским о приглашении его в академию // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-544. Оп. 1. Ед. хр. 1524.
8. Переписка с ГУГШ, штабами, военно-учебными заведениями и музеями, военными специалистами // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-544. Оп. 1. Ед. хр. 1327.
9. О командировании чинов академии и училища в разные места // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-351. Оп. 1. Ед. хр. 4259.
10. О командировании капитана Солонина, штабс-капитанов Беляева и Гуранда с ученою целью по России // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6069.
11. О командировании полковника Витторфа с ученою целью на Кавказ // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6096.
12. О командировании по приказанию Военного министра экстраординарного профессора академии капитана Игнатьева на Кавказ // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6224.
13. О командировании чинов учебной службы академии с ученой целью по России // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6100.
14. О командировании капитана Филиппова и штабс-капитана Драшусова с ученой целью по России // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6108.
15. О командировании ординарных профессоров академии полковников Забудского и Королькова по России с ученою целью // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6221.
16. Дело о командировании ординарного профессора академии генерал-майора Макшеева в штабы Киевского и Виленского военных округов // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-544. Оп. 1. Ед. хр. 1199.
17. О командировании полковника Куприянова на XII съезд русских ествествоиспытателей и врачей // Российский государственный военно-исторический архив. -Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6078.
18. О командировании штабс-капитана Панина на IV Всероссийский электротехнический съезд // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6068.
19. О командировании генерал-майора Королькова на VII Всероссийский электротехнический съезд // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6097.
20. О командировании полковника Куприянова на II Всероссийский воздухоплавательный съезд // Российский государственный военно-исторический архив. Ф-310. Оп. 1. Ед. хр. 6094.
REFERENCES
1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gg. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.base.garant.ru/ (data obrascheniya 14.08.2019).
2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Nauchno-tehnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii» na 2019-2030 gg. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/ (data obrascheniya 14.08.2019).
3. Po zaprosu Gosudarstvennoj Dumy o predstavlenii obzora deyatel'nosti akademii i uchilischa // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-351. Op. 1. Ed. hr. 4279.
4. Mashkin N.A. Vysshaya voennaya shkola Rossijskoj imperii XIX-nachala XX veka / N.A. Mashkin; Voen. akad. im. M.V. Frunze. M.: Izd. centr «Akademiya», 1997. 347 p.
5. Doklad po akademii i perepiska s Nachal'nikom voennyh soobschenij Vilenskogo voennogo okruga general-majorom Harkevichem // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-544. Op. 1. Ed. hr. 1162.
6. O voznagrazhdenii general-majora Potockogo // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6212.
7. Perepiska s Nachal'nikom 9-j pehotnoj divizii generalom Klembovskim o priglashenii ego v akademiyu // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-544. Op. 1. Ed. hr. 1524.
8. Perepiska s GUGSh, shtabami, voenno-uchebnymi zavedeniyami i muzeyami, voennymi specialistami // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-544. Op. 1. Ed. hr. 1327.
9. O komandirovanii chinov akademii i uchilischa v raznye mesta // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-351. Op. 1. Ed. hr. 4259.
10. O komandirovanii kapitana Solonina, shtabs-kapitanov Belyaeva i Guranda s uchenoyu cel'yu po Rossii // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6069.
W g
U
11. O komandirovanii polkovnika Vittorfa s uchenoyu cel'yu na Kavkaz // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6096.
12. O komandirovanii po prikazaniyu Voennogo ministra " ekstraordinarnogo professora akademii kapitana Ignat'eva na Kavkaz // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6224.
13. O komandirovanii chinov uchebnoj sluzhby akademii s uchenoj cel'yu po Rossii // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6100.
14. O komandirovanii kapitana Filippova i shtabs-kapitana Drashusova s uchenoj cel'yu po Rossii // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6108.
15. O komandirovanii ordinarnyh professorov akademii polkovnikov Zabudskogo i Korol'kova po Rossii s uchenoyu cel'yu // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6221.
16. Delo o komandirovanii ordinarnogo professora akademii general-majora Maksheeva v shtaby Kievskogo i Vilenskogo voennyh okrugov // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-544. Op. 1. Ed. hr. 1199.
17. O komandirovanii polkovnika Kupriyanova na XII s'ezd russkih estvestvoispytatelej i vrachej // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. - F-310. Op. 1. Ed. hr. 6078.
18. O komandirovanii shtabs-kapitana Panina na IV Vserossij skij 'elektrotehnicheskij s'ezd // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6068.
19. O komandirovanii general-majora Korol'kova na VII Vserossijskij elektrotehnicheskij sezd // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6097.
20. O komandirovanii polkovnika Kupriyanova na II Vserossijskij vozduhoplavatel'nyj s'ezd // Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F-310. Op. 1. Ed. hr. 6094.
© Сафонова А.В., Просветова Т.С., 2019
Сафонова Алла Владимировна, кандидат исторических наук, доцент 215 кафедры военно-политической работы, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 396064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, safalla23 @gmail.com.
Просветова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор 215 кафедры военно-политической работы, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 396064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vauuy@mail.ru.