Научная статья на тему 'Изучение права в государственном Дальневосточном университете (1920-1922 гг. )'

Изучение права в государственном Дальневосточном университете (1920-1922 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЮРИСТОВ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / FAR EAST / HIGHER EDUCATION / TRAINING OF JURISTS / FACULTY / ACADEMIC PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орнацкая Татьяна Александровна

Приход большевиков в октябре 1917 г. к власти повлек кардинальные изменения не только в социальноэкономическом, политическом, но и в духовном развитии страны. Построение бесклассового общества было немыслимо в условиях всеобщей неграмотности населения. Одним из первых мероприятий новой власти были декреты о высшем образовании. Доступ к получению высшего образования получали все граждане Советской России, а статус профессорско-преподавательского состава был существенно пересмотрен. Принцип научности преподавания был противопоставлен политической благонадежности и социальному происхождению. Новое советское руководство пыталось реализовать утопичную идею социалистического общества, вся юридическая наука подверглась реформированию, юридическое образование было поставлено на службу идеологии. Юридические факультеты заменялись новыми факультетами общественных наук. В статье рассматривается подготовка юристов в Государственном Дальневосточном университете. Отдаленность территории определила специфику подготовки юридических кадров. Непримиримость позиций сторонников и противников советской власти нередко проявлялась внутри преподавательского сообщества. Проявляемая руководством института лояльность, долгое время позволявшая сотрудникам вуза выжить, но в 1922 г. стала причиной закрытия учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES OF LAW AT THE FAR EASTERN STATE UNIVERSITY (1920-1922)

Arrival of bolsheviks in October, 1917 to authority has entailed cardinal variations not only in social and economic, political, but also in spiritual progress of the country. Construction of a classless society was impossible in conditions of general illiteracy of the population. One of the first actions of new authority were decrees about higher education. Access to reception of higher education citizens of the Soviet Russia received all, and the status of the faculty has been essentially reconsidered. The principle of scientific character of teaching has been opposed to political reliability and a social origin. The new Soviet management tried to realize utopian idea of a socialist society, all jurisprudence has undergone to reforming, the juridical education has been placed in the service ideologies. Faculties of law were replaced with new faculties of social studies. The article deals with the training of lawyers in the Far Eastern State University. The remoteness of the territory and the frequent changes of political power in the region has identified specifics of judicial training. Intransigencies supporters and opponents of the Soviet regime does not rarely manifested within the teaching community. Shown leadership Institute the loyalty, long time allow employees the University survive, in 1922 became the reason for the closure of the school.

Текст научной работы на тему «Изучение права в государственном Дальневосточном университете (1920-1922 гг. )»

УДК 34.01 ;93/94

ОРНАЦКАЯ Татьяна Александровна, Академия метрологии, стандартизации и сертификации, г. Хабаровск, Россия [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1920-1922 гг.)

Приход большевиков в октябре 1917 г. к власти повлек кардинальные изменения не только в социально-экономическом, политическом, но и в духовном развитии страны. Построение бесклассового общества было немыслимо в условиях всеобщей неграмотности населения. Одним из первых мероприятий новой власти были декреты о высшем образовании. Доступ к получению высшего образования получали все граждане Советской России, а статус профессорско-преподавательского состава был существенно пересмотрен. Принцип научности преподавания был противопоставлен политической благонадежности и социальному происхождению. Новое советское руководство пыталось реализовать утопичную идею социалистического общества, вся юридическая наука подверглась реформированию, юридическое образование было поставлено на службу идеологии. Юридические факультеты заменялись новыми факультетами общественных наук. В статье рассматривается подготовка юристов в Государственном Дальневосточном университете. Отдаленность территории определила специфику подготовки юридических кадров. Непримиримость позиций сторонников и противников советской власти нередко проявлялась внутри преподавательского сообщества. Проявляемая руководством института лояльность, долгое время позволявшая сотрудникам вуза выжить, но в 1922 г. стала причиной закрытия учебного заведения.

Ключевые слова: Дальний Восток, высшее образование, обучение юристов, преподавательский состав, учебный процесс.

Революционные события 1917 г. повлекли за собой коренные изменения во всех направлениях жизни Российского государства, произошли они и в системе высшего образования. Одними из первых нормативных документов Советской власти стали декреты Совета народных комиссаров (СНК). Несмотря на повальную безграмотность населения страны, Декретом СНК от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» было отменено требование о предъявлении поступающими документов о предыдущем уровне образования (т.е. дипломов, свидетельств и аттестатов).

В октябре 1918 г., с принятием Декрета СНК «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учебных и высших учебных заведений Российской Республики», была отменена дореволюционная схема дифференциации профессорско-преподавательского состава, упразднялись ученые степени докторов и магистров, а также отменялись все связанные с ними права. Преподаватели, имевшие стаж работы в вузе более трех лет и самостоятельно проводившие занятия, приобретали звание профессора. Более опытные, со стажем работы в одном вузе более 10 лет (или 15 лет педагогического вузовского стажа в разных учебных заведениях), должны были пройти процедуру избрания по общероссийскому конкурсу. В нем могли участвовать все граждане республики, научные труды которых были опубликованы и имелись положительные отзывы о преподавательской деятельности.

В ноябре 1920 г. постановлением СНК была создана комиссия для пересмотра учебных планов и методов преподавания общественных наук в системе высшего образования РСФСР [1, с. 243-244]. Ею был сделан вывод об устарелости преподавания юриспруденции, поэтому весной 1921 г. были закрыты юридические и историко-философские факультеты, в составе которых были юридические блоки. Взамен упраздненных структур учреждались факультеты общественных наук (ФОНы). Их профессорско-преподавательский состав должен был вести разработку и преподавание идей научного социализма и материалистического мировоззрения.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1 -49-52

ORNACKAYA Tatyana A., Academy of metrology, standardization and certification

Khabarovsk, Russia [email protected]

STUDIES OF LAW AT THE FAR EASTERN STATE UNIVERSITY (1920-1922)

Arrival of bolsheviks in October, 1917 to authority has entailed cardinal variations not only in social and economic, political, but also in spiritual progress of the country. Construction of a classless society was impossible in conditions of general illiteracy of the population. One of the first actions of new authority were decrees about higher education. Access to reception of higher education citizens of the Soviet Russia received all, and the status of the faculty has been essentially reconsidered. The principle of scientific character of teaching has been opposed to political reliability and a social origin. The new Soviet management tried to realize utopian idea of a socialist society, all jurisprudence has undergone to reforming, the juridical education has been placed in the service ideologies. Faculties of law were replaced with new faculties of social studies. The article deals with the training of lawyers in the Far Eastern State University. The remoteness of the territory and the frequent changes of political power in the region has identified specifics of judicial training. Intransigencies supporters and opponents of the Soviet regime does not rarely manifested within the teaching community. Shown leadership Institute the loyalty, long time allow employees the University survive, in 1922 became the reason for the closure of the school.

Keywords: Far East, higher education, training of Jurists, faculty, academic process.

Дальний Восток в силу своей географической отдаленности не всегда успевал за нововведениями центральных регионов. Одним из крупных центров политической жизни дальневосточного региона был Владивосток. С началом гражданской войны здесь оказалось значительное количество людей разных профессий, бежавших от власти Советов в «белое» Приморье или намеревавшихся вовсе покинуть Россию. Научная интеллигенция, понимая необходимость обучения молодежи, развернула работу по открытию высших учебных заведений [2, с. 6-8]. Их усилия увенчались успехом, и 17 апреля 1920 г. был открыт Государственный Дальневосточный университет (ГДУ) в составе восточного, историко-филологического и юридического факультетов [3, с. 40; 4, с. 12-14].

Летом 1920 г. созданный вуз объявил о своем первом наборе. Началом приема документов было определено 15 июля. Абитуриентов обязывали представить: аттестат или свидетельство о среднем образовании, документ о рождении, две фотографии, бумаги об отношении к воинской повинности и 100 руб. за право слушания учебных дисциплин в 1-м полугодии. Первый семестр в вузе длился с 20 августа до середины декабря 1920 г. [5, д.1, л. 35,72].

Изменения системы образовательных учреждений в Советской России не оставили в стороне и дальневосточных ученых. Осенью 1920 г. юридический факультет был преобразован в факультет общественных наук. Составленная руководством факультета план-записка о преподавании дисциплин в 1920/1921 учебном году предполагала, что сотрудниками ФОН будет проводиться научная разработка юридических и экономических дисциплин, а также сообщение учащимся высшего юридического и экономического образования, необходимого для научной, государственной, общественной или частной деятельности в различных отраслях. В документе отмечалось, что по объему сообщаемых научных знаний выпускники юридического или экономического отделений соответствуют выпускникам аналогичных факультетов бывших российских университетов [5, д. 5, л. 43]. Так, на первом курсе читались лекции по римскому праву, истории русского права, общему учению о государстве и праве, а также политэкономии, социологии и истории экономических учений. На втором курсе смешение досоветских и советских идей преподавания продолжилось. Изучались государственное право, история политических учений, история философии права, а также кооперативоведение [5, д. 7, л. 56]. Обязательным для изучения студентами был один из европейских языков, по которому ежегодно проводились испытания [5, д. 5, л. 43].

Обучение на факультете общественных наук проводилось в форме лекций и практических занятий. Преподаваемые дисциплины входили в обязательные или факультативные блоки. Ежегодно не менее трех обязательных и двух факультативных дисциплин выносилось на рубежный контроль. Для получения выпускного свидетельства обучающийся должен был прослушать и сдать все формы контроля за восемь семестров, как по обязательным, так и по факультативным дисциплинам, получить зачеты установленного минимума практических занятий и пройти окончательные испытания [5, д. 5, л. 43-44].

Руководство университета значительное внимание уделяло кадровому составу. Несмотря на изменение структуры штатного расписания в РСФСР, на Дальнем Востоке она осталась прежней, что было связано с неприятием идеологии большевиков значительным количеством интеллигенции, переехавшей в Приморье вслед за отступлением белых сил. Для преподавания в вузе были приглашены известные ученые-правоведы. Например, из Томского университета на должности ординарных профессоров кафедр уголовного и административного права - А.Н. Круглевский и Н.Я Новомбергский; из Иркутского и Пермского университетов на должности экстраординарных профессоров кафедр кооперативоведения и римского права - И.А. Антропов, В.Ф. Глушков и др. [5, д. 1, л. 43, 63-64, 68]. Советом университета было установлено, что приват-доцентами могли стать лица, обнаружившие стремление к академической деятельности [5, д.1, л. 10]. Поэтому одну из должностей приват-доцентов кафедры истории философии права занял М.Н. Олтаржевский, не имевший ученой степени [5, д.1, л. 43].

Юридические дисциплины преподавались и на восточном факультете. Студенты-ориенталисты, обучавшиеся на общественно-правовой специализации, делились по секциям дипломатической службы или судебной работы. Дисциплины юридического цикла на восточном факультете условно разделялись на общие и специальные.

Общие, такие как учение о праве, государственное, гражданское, уголовное, международное, торговое, посольское и консульское право, уголовный процесс студенты-востоковеды должны были посещать совместно со студентами ФОН. А специальные дисциплины преподавались отдельно для дипломатической и судебной секции.

Будущие дипломаты изучали специальный курс политической истории стран Восточной Азии, право внеземельности (консульская юрисдикция), историю договоров и дипломатических

актов Восточной Азии и другие дисциплины. Слушателям судебной секции преподавали право экстерриториальности, обычное право туземных народов Сибири и Приамурья, особенности суда и судопроизводства, гражданское и уголовное законодательство, договоры и международные акты стран Восточной Азии и прочие дисциплины [5, д.34, л. 66, 69-72].

Юридические дисциплины преподавали как сотрудники ФОН, так и преподаватели кафедры политики, законодательства и экономического строя Восточной Азии, которая входила в состав восточного факультета [5, д. 33, л.3].

Осенью 1920 г. началось преобразование юридического факультета в ФОН, что стало катализатором увеличения разногласий между профессорско-преподавательским составом двух факультетов. Заместитель декана восточного факультета Н.В. Кюнер, поддержанный деканом факультета Е.Г. Спальвиным, составляя план на учебный год, исключил юридические дисциплины, переведя их в разряд факультативных [5, д.34, л. 1-52], а преподавателей ФОН вывел из состава Совета факультета [5, д. 21, л. 37]. Мнения сотрудников восточного факультета разделились. Некоторые поддерживали исключение из учебного плана юридических дисциплин, а другая часть настаивала на необходимости подготовки востоковедов широкого профиля.

В затруднительной ситуации оказались и студенты факультета. Так, студентка 4-го курса Нерубенко была вынуждена письменно обратиться в деканат факультета с просьбой «сообщить, нужно ли держать испытание по международному праву у профессора М.П. Головачева, и обязательно ли это испытание? Что вообще сдавать в этом году?». Студентке был направлен ответ, что «согласно п.4 постановления восточного факультета от 8 февраля 1921 г. сдачу юридических и коммерческих предметов, ранее установленных на факультете, предоставить целиком желанию учащихся» [5, д.27, л. 15].

На восточном факультете юридические дисциплины преподавали сотрудники ФОН - экстраординарный профессор Н.И. Кохановский, выпускник Московского университета Н.И. Дмит-раш и ординарный профессор, декан факультета общественных наук Н.И. Никонов. Именно они поставили вопрос перед руководством ГДУ о восстановлении юридических дисциплин в качестве обязательных в учебном плане восточного факультета [5, д. 15, л. 16; д. 21, л. 35-36; д. 26, л. 2,8,10]. После вмешательства ректора университета Г.В. Подставина руководство восточного факультета было вынуждено вернуть обязательное изучение юриспруденции студентами-ориенталистами [5, д. 1, л. 69; д. 26, л. 40]. В июле 1921 г. протоколом собрания восточного факультета учебные часы были разделены: 32 часа в неделю читали сотрудники кафедры политики, законодательства и экономического строя Восточной Азии, а 21 час в неделю - преподаватели ФОН [5, д. 26, л. 45-48, 77, 101].

Однако в мае 1921 г. во Владивостоке произошел переворот, повлекший изменение политической окраски региона. Научная общественность Государственного Дальневосточного университета оказалась в сложном положении. Ученые, занимая позицию компромиссного подхода в общении с властями, оказались не готовы к новым политическим реалиям, деятельность вуза оказалась почти парализована. В начале августа 1922 г., после обострения противоречий внутри институтского сообщества о дальнейшем политическом курсе дальневосточной окраины, вуз был закрыт. Большое количество научных сотрудников эмигрировали в Китай, где продолжили преподавание в Харбине, Шанхае и Тяньцзине.

Таким образом, юридическое образование в дореволюционной России принадлежало к числу элитарных. Стремление советской власти реформировать вузовскую систему с идеологических позиций приводило к оттоку из страны специалистов, с одной стороны, и давало почву для противоречий внутри вузовской системы - с другой. Профессионалы старой юридической школы, которые в силу внутренних убеждений не приняли советскую идеологию, были вынуждены эмигрировать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Декреты Советской власти. Т. 11. - М.: Политиздат, 1983. - 467 с.

2. Троицкая Н.А. К истории Дальневосточного общества содействия развитию высшего образования // Высшее образование на Дальнем Востоке: история, современность, будущее: материалы науч. конф. - Владивосток, 1998. - С. 6-8.

3. Дальневосточный государственный университет: история и современность. Ч. 1. (1899-1939). - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. - 160 с.

4. Сонин В.В. Становление юридического образования на Дальнем Востоке // Высшее образование на Дальнем Востоке: история, современность, будущее. Материалы науч. конф. - Владивосток, 1998. - С. 12-14.

5. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. Р-289. Оп.1.

REFERENCES

1. Decrees of Soviet power [Dekrety Sovetskoj vlasti]. Moscow: Publishing political literature, 1983. 467 p.

2. Troickaja N.A. To the history of Far East Society of Higher Education Promotion [K istorii Dal'nevostochnogo ob-shchestva sodeystviya razvitiyu vysshego obrazovaniya]. Higher education in the Far East: history, present, future: materials of scientific conference = Vysshee obrazovanie na Dal'nem Vostoke: istoriya, sovremennost', budushchee: mate-rialy nauch. konfer. Vladivostok, 1998. Pp. 6-8.

3. Far Eastern State University: history and modernity (1899-1939) [Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj universitet: istorija i sovre-mennost'. (1899-1939)]. Vladivostok: Far Eastern State University, 1997. 160 p.

4. Sonin V. V. Formation of legal education in the Far East [Stanovlenie yuridicheskogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke]. Higher education in the Far East: history, present, future: materials of scientific conference = Vysshee obrazovanie na Dal'nem Vostoke: istoriya, sovremennost', budushchee: materialy nauch. konfer. Vladivostok, 1998. Pp. 12-14.

5. Russian State Historical Archive of the Far East [Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Dal'nego Vostoka]. F. R-289. Op.1.

Information about the author

Орнацкая Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории, Академия метрологии, стандартизации и сертификации, г. Хабаровск, Россия [email protected]

Получена: 11.01.2016

Для цитирования статьи: Орнацкая Т.А. Изучение права в государственном Дальневосточном университете (1920-1922 гг.). Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 1. с. 49-52.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-49-52

Информация об авторе

Ornackaya Tatyana A., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History, Academy of metrology, standardization and certification Khabarovsk, Russia [email protected]

Received: 11.01.2016

For article citation: Ornackaya T.A. Studies of law at the Far Eastern State University (19201922). [Izuchenie prava v gosudarstvennom Dal'nevostochnom universitete (1920-1922 gg.)]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 1. . Pp. 49-52.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-49-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.