Научная статья на тему 'Роль занятости в повышении уровня жизни населения'

Роль занятости в повышении уровня жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5828
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ЗАНЯТОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВО / РЕГИОН / ЧЕЛОВЕК / ТРУДОСПОСОБНОСТЬ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / БЕЗРАБОТИЦА / БЕДНОСТЬ / МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА / ДЕМОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачемизова Марьет Александровна

Для того чтобы механизм совершенствования качества жизни населения эффективно заработал необходимо, чтобы он базировался на принципах эффективного государственного регулирования рынка труда и, прежде всего, занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль занятости в повышении уровня жизни населения»

УДК 331.5 ББК 65.9(2)240 Х-29

Хачемизова Марьет Александровна, преподаватель кафедры учета, анализа и статистики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, e-mail: ljubimaja1@inbox. ru.

РОЛЬ ЗАНЯТОСТИ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

(рецензирована)

Для того чтобы механизм совершенствования качества жизни населения эффективно заработал необходимо, чтобы он базировался на принципах эффективного государственного регулирования рынка труда и, прежде всего, занятости.

Ключевые слова: качества жизни, занятость, повышение, уровень жизни, государство, регион, человек, трудоспособность, заработная плата, безработица, бедность, материальное благосостояние, расслоение общества, демография.

Khachemizova Marriet Alexandrovna, assistant of accountancy, analysis and statistics department at the faculty of information systems in economics and jurisprudence, Maikop State Technological University, e-mail: ljubimaja1@inbox.ru

THE ROLE OF EMPLOYMENT IN IMPROVING THE LIVING STANDARD

OF THE POPULATION

In order to improve the way of life of the population, it is necessary to base it on the effective principles of state regulation of employment.

Keywords: quality of life, employment, increase, living standard, the state, region, a person, work capacity, salary, unemployment, poverty, wealth, society stratification, demography.

Проводится анализ оплаты труда и занятости после которого можно сделать выводы, что:

- основной причиной бедности является низкая зарплата работающих членов

семей;

- проблемы рынка труда проявляются в использовании высококвалифицированных и квалифицированных специалистов на рабочих местах, не требующих высокого уровня профессионального образования;

- существует неравенство в оплате труда между районами по отраслям экономики, а не различия между отраслями, что свидетельствует о влиянии «местного» фактора.

Задача на сегодня - повернуться лицом к человеку, активно заботиться о повышении качества жизни каждого человека. Качество человеческих ресурсов в этих условиях является ключевым фактором для повышения конкурентоспособности и каждого отдельного человека, и региона, и страны.

Несмотря на богатство природных и трудовых ресурсов, Россия является страной с низким уровнем экономического развития. Это обусловливает соответствующее качество жизни, усугубляемое высоким уровнем дифференциации доходов граждан и значительной долей людей, находящихся за чертой бедности. Как отмечено в ежегодном Докладе об уровне и качестве жизни в странах мира, Российская Федерация заняла 62 место среди стран мира по уровню развития человеческого потенциала.

Для того чтобы механизм совершенствования качества жизни населения эффективно заработал необходимо, чтобы он базировался на следующих основополагающих принципах:

Принцип эффективного государственного регулирования рынка труда и. прежде всего, занятости.

Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле (как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу), а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. Демографические факторы прямо воздействуют на рынок труда и цену рабочей силы, определяют специфику рынка труда в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.

Занятость необходимо увязывать с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Необходимо определять параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности; масштабы и формы неполной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Закон о занятости населения, нужно сориентировать не на социальную поддержку безработных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

Важное место должно быть отведено системе мер по регулированию безработицы, определению ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадом производства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы, вызванной падением производства, зависят от особенностей отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы может способствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образовательных услуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональную переподготовку и участие в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости предполагает поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных.

В рамках человеческого потенциала четыре крупных компонента: социальнодемографический, социально-экономичес-кий, социокультурный и инновационнодеятельностный. При этом социально-экономический компонент связан с двумя аспектами: занятостью, качеством человека как работника и профессионала и спросом, потреблением. Поскольку экономика пережила громадное сокращение, последствиями стали расслоение общества и широкое распространение бедности.

Расслоение общества по доходам отражает коэффициент дифференциации фондов (отношение средней зарплаты 10% наиболее высокооплачиваемых к средней зарплате 10% наименее оплачиваемых). В России, по данным Росстата, этот коэффициент равен 25,3. Исследованием Росстата было охвачено 27 видов экономической деятельности по размерам зарплаты. Менее всего различается зарплата у тех, кто занят производством и распределением электроэнергии, газа и воды. Рекордсменами являются финансовая деятельность (31,4%), торговля и ремонт автотранспорта (32,7%). Что касается абсолютных значений, то 60% россиян зарабатывают от 3400 до 13800. У 23% зарплата не достигает 3400 рублей. Такое расслоение, естественно ведет к восприятию рыночных преобразований с обострением чувства несправедливости у значительной части общества. При этом по регионам значение коэффициента дифференциации фондов варьируется от 8,4 в Ивановской области до 51,8 в Москве. При таком расслоении, следует задуматься: так ли уж хорошо наше «завоевание» в виде плоской шкалы подоходного налога, может пора задуматься о прогрессивной шкале?

В документах ООН бедность рассматривается с позиций оценки качества человеческого потенциала. Сокращение продолжительности жизни, недоступность образования, ограничение возможности реализации трудовой активности, недоступность качественных продуктов и услуг, в том числе медицинских, растущая изолированность многих слоев населения от общественной жизни - все это, согласно методике ООН, характеризует бедность.

Бедность создает ограничения для развития экономики, поскольку бедность не позволяет привлекать кредиты и инвестиции, понижает качество человеческих ресурсов, сдерживает проведение социальных реформ, препятствует миграции.

Проблема бедности во многом обусловлена неравенством экономически активного населения на рынке труда. Многие проблемы рынка труда приняли в России глубинный характер. Это:

• незрелость и разбалансированность;

• разрыв между уровнем общей и зарегистрированной безработицы;

• дисбаланс спроса и предложения (например, спрос на квалифицированных рабочих - непрестижность рабочих профессий у молодежи);

• преобладание неэффективной занятости;

• высвобождение по причине реструктуризации;

• низкое качество рабочих мест и стоимость рабочей силы, особенно в ряде отраслей (так, в сельском хозяйстве, по данным Росстата, 68% работников имеют заработную плату ниже прожиточного минимума).

В условиях нехватки квалифицированной рабочей силы структура профессионального образования смещается в сторону высшего образования.

Эти же проблемы характерны и для рынка труда Республики Адыгея. Вот лишь несколько показателей:

• доля высвобожденных увеличилась за год с 24,5 до 31,8%;

• значительное превышение в ряде районов коэффициента напряженности над среднереспубликанским;

• доля безработных, проживающих в сельской местности, увеличилась с 21,0 до 24,0%. Ежегодно сокращается доля занятых в сельскохозяйственном производстве. 57% сельских поселений республики вообще не имеют работодателей;

• в общем числе заявленных вакансий 33,5% составляют рабочие места с зарплатой ниже величины прожиточного минимума;

• удельный вес занятых в низкооплачиваемых отраслях (социальная сфера, сельское хозяйство, образование и т. д.) - 42,2% от среднестатистической численности работающих.

При этом государственная политика на рынке труда приобретает все более пассивный характер за счет недофинансирования активных программ содействия занятости (доли финансирования пассивной/активной политик занятости по России составляют 88/12% соответственно).

Существующий мировой уровень инвестирования в персонал вышел на 5-10% от ФОТ, в России этот показатель не превышает 1,5%. Государственная система повышения квалификации и переподготовки кадров так и не смогла трансформироваться во внутрифирменную. Особенности налогообложения средств, направляемых на обучение и повышение квалификации персонала, слабо стимулируют работодателя на инвестиции в человеческий фактор. Аттестация рабочих мест (кроме как по условиям охраны труда) и персонала в качестве системы оценки эффективности капиталовложений в персонал встречает противодействие из-за опасений возможных сокращений в связи с низким профессиональным уровнем и несоответствием требованиям, предъявляемым современной организацией труда в условиях рынка. До сих пор отсутствуют стандарты рабочих мест.

В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума. Уровень и глубина сельской бедности превосходят городскую бедность, все чаще переходят в застойную бедность и нищету. У 55,9% жителей села располагаемые ресурсы ниже прожиточного минимума (среди горожан таких 40%), Уровень бедности в сельской местности в 5-7 раз превышает "критическую массу", составляющую по международным оценкам 10%.

В качестве уровня доходов предлагается использовать более распространенный показатель - среднедушевой денежный доход. По величине среднедушевого денежного дохода населения субъекты РФ различаются более чем в 10 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия. Показатель среднедушевых доходов по Республике Адыгея всего 8,3 тыс. руб.

Стоимость жизни, можно упрощенно учитывать с помощью усредненного прожиточного минимума. Таким образом, наиболее удобным показателем уровня жизни является отношение среднедушевого денежного дохода к усредненному прожиточному минимуму:

тт-Ррс

Мт • (1)

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития явилось, формирование новой группы риска для вхождения в состояние бедности, нарастание ее потенциала за счет трудоспособной части общества. На сегодня ядро бедных в РФ составляют: кроме безработных, частично занятые, занятые на несостоятельных, финансово неблагополучных предприятиях, значительная часть работников, занятых на государственных и муниципальных предприятиях и в бюджетной сфере, большая часть семей с детьми.

Представляют интерес данные исследования: средняя зарплата в республике на уровне лишь 1,1 прожиточного минимума трудоспособного населения, и более 1/5 работников имеют доходы ниже границы прожиточного минимума.

Обследование показало следующий социально-демографический профиль «работающих бедных» (работники, живущие в бедных домохозяйствах):

- более 60% - женщины;

- более 50% - люди в возрасте от 20 до 40 лет (мало людей пенсионного возраста);

- 2/3 имеют общее среднее (36,5%) или специальное среднее образование (34%);

- около 40% - неквалифицированные рабочие и младший обслуживающий персонал, однако каждый десятый из них имеет высшее образование или является менеджером;

- самая большая доля занята в производственной (23,6%) и социальной сфере (21,7%) - здравоохранении, образовании, культуре, науке;

- более 60% - работники государственных предприятий и организаций;

- почти 70% работают на условиях полной занятости, установленной законом; бедность 10% работников связана с частичной занятостью.

Анализ оплаты труда и занятости показывает, что:

- основной причиной бедности является низкая зарплата работающих членов

семей;

- проблемы рынка труда проявляются в использовании высококвалифицированных и квалифицированных специалистов на рабочих местах, не требующих высокого уровня профессионального образования;

- существует неравенство в оплате труда между районами по отраслям экономики, а не различия между отраслями, что свидетельствует о влиянии «местного» фактора.

Обследование показало:

- около 1/3 домохозяйств с безработными членами имеют структуру потребления ниже нормы и жилье, требующее ремонта;

- дети в семьях с безработными членами часто нуждаются в еде, одежде и учебниках.

- уровень притязаний у семей с неработающими членами (как определено по доходу) более скромный, чем у населения в целом.

Один из основных выводов: несмотря на низкую зарплату, уровень занятости трудоспособного населения республики является главным фактором, определяющим материальное благосостояние населения; безработица является основной причиной бедности.

Уровень регистрируемой безработицы в Республике Адыгея 0,67%. По данным Росстата, общий уровень безработицы в республике - 4,8%. Разница более чем в 7 раз свидетельствует о том, что многие безработные не регистрируются в службе занятости. Особенно это касается отдаленных населенных пунктов сельских районов. Услуги службы занятости должны получать все желающие. Задача службы занятости - обеспечить доступность и качество услуг.

Средняя заработная плата по заявленным в службу занятости вакансиям составляет 3608 руб. (в районах области 2655 руб.). 33,5% от всех вакансий - с оплатой труда ниже величины прожиточного минимума (рис. 1).

Рис. 1. Распределение вакансий, представленных в службу занятости, по уровню

зарплаты

Трудоустройство на подобного рода вакансию вовсе не означает выход из бедности для работника. Средний срок заполнения вакансий с оплатой труда ниже прожиточного минимума - 5,6 месяца (при среднем сроке заполнения вакансии 1,7 месяца).

Особого внимания требуют малоконкурентные группы лиц: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст, пожилые работники и инвалиды, женщины. Рынок труда республики характеризуется высоким удельным весом женщин в общем числе регистрируемых безработных (66,3%). Следует также отметить, что молодые люди в возрасте 16-29 лет составляют примерно пятую часть от общего числа зарегистрированных безработных. При этом превалирует ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере с установкой на высокую заработную плату.

Отмечая присущие российской занятости тенденции - крайне низкие темпы создания новых рабочих мест в формальном секторе экономики, медленная реструктуризация занятости, чрезмерное неравенство в оплате труда, потеря предприятиями накопленного ранее человеческого капитала, зарплата в конвертах, и т. п., можно подчеркнуть, что в итоге рынок труда оказался достаточно гибким в своей реакции через подстройку заработной платы и весьма жестким в адаптации занятости. Подобный отклик рынка труда является обратным тому, что считается конвенциональным в

экономической теории и что наблюдается в большинстве стран с рыночной экономикой, и во многом объясняет значительный масштаб бедности среди работающих.

В заключение можно выделить ряд задач политики занятости по повышению уровня жизни населения, снижению бедности:

• преодоление неоправданно заниженной цены труда за счет создания условий для нормальной трудовой и предпринимательской деятельности;

• принятие программы «Развитие человеческих ресурсов», позволяющей реализовать ряд мер по сохранению и развитию человеческого потенциала, повышению качества рабочих мест, развитию системы профориентации в профессиональных учебных заведениях; в ее основе должна лежать стратегия самореализации каждого человека;

• повышение территориальной мобильности рабочей силы;

• организация опережающего обучения работников, «намеченных» на высвобождение;

• повышение доли занятых в малом бизнесе (11% ВВП производится в малом бизнесе, в западных экономически развитых странах - более 60%);

• мероприятия по поддержанию уровня реальных государственных социальных гарантий, в том числе области занятости;

• введение практики обязательной экспертизы для оценки социальных последствий любых экономических решений и программ реформирования социальной сферы по всему спектру уровня и качества жизни.

Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице. От эффективности занятости во многом зависит способность работающих поддерживать своим трудом социально приемлемый уровень жизни всего населения страны, включая детей и престарелых, инвалидов, безработных.

Задача на сегодня - повернуться лицом к человеку, активно заботиться о повышении качества жизни каждого человека. Качество человеческих ресурсов в этих условиях является ключевым фактором для повышения конкурентоспособности и каждого отдельного человека, и региона, и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.