Научная статья на тему 'РОЛЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РАЗВИТИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ВЗРОСЛОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ'

РОЛЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РАЗВИТИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ВЗРОСЛОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of the man-made ambient air pollution to the primary incidence of iron-deficiency anemia (IDA) and disease-caused anemias was studied in the adult urban population. Man-caused ambient air pollution was established to serve as an etiological factor contributing to a reduction in leukocytic phagocytic activity and predisposing to the higher primaiy incidence of disease-caused iron-deficiency and IDA.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РАЗВИТИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ВЗРОСЛОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

С Н. м. БАЛАБИНЛ, 2006 УДК 6М.72:616.155.194.8]-07

Н. М. Балабина

РОЛЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РАЗВИТИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ВЗРОСЛОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Иркутский государственный медицинский университет

По данным официальной статистики, первичная заболеваемость взрослого населения Иркутска, типичного промышленного города Сибири, возросла с 1999 по 2003 г. с 69 681,5 до 80 920,4 на 100 тыс. взрослого населения (темп роста составил 16,1%). За этот же период темп роста первичной заболеваемости взрослого населения анемиями в Иркутске составил 71,2% (в России — 16,9%). В структуре первичной заболеваемости анемиями 90% составляли железодефицитные анемии (ЖДА). В Иркутской области, наоборот, наблюдалась тенденция к уменьшению первичной заболеваемости взрослого населения анемиями (темп снижения — 1,9%).

На здоровье населения оказывают воздействие многочисленные факторы как эндогенного, так и экзогенного происхождения [5, 6]. В частности, ухудшение здоровья населения вызывают загрязнения атмосферного воздуха (АВ) [1,2, 10). При этом экологозависимая патология может проявляться в виде как специфических ответов на воздействие конкретных вредных факторов среды обитания, так и увеличения числа неспецифических заболеваний [7, 10]. Развитие последних, как правило, связано с субпороговым и пороговым действием химических факторов техногенного загрязнения [9, 11]. К"болезням риска" относятся новообразования, заболевания нервной системы и органов чувств, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки ]7, 13]. Многие из этих указанных заболеваний могут обусловливать развитие дефицита железа у взрослых горожан. Поэтому проведение гигиенического исследования антропогенного загрязнения АВ с учетом его возможного влияния на формирование первичной заболеваемости ЖДА взрослого городского населения, а также установлением распространенности ЖДА в районе интенсивного загрязнения, на наш взгляд, поможет раскрыть при-чинно-следственные связи между уровнем загрязнения АВ и первичной заболеваемостью ЖДА взрослых горожан Сибири.

Целью исследования являлось проведение гигиенической оценки антропогенного загрязнения АВ как фактора, способствующего развитию ЖДА у взрослого городского населения Сибири (на примере Иркутска).

Степень загрязнения АВ комплексом вредных примесей оценивали по суммарному показателю загрязнения, учитывающему класс опасности вредных веществ и эффект суммации. Расчет суммарного показателя загрязнения АВ по Иркутску проводился по 7 веществам (взвешенные вещества, диоксид серы и азота, оксид углерода и азота, формальдегид, сульфаты); по стационарным постам и районам города — по 3 веществам (диоксид серы и азота, оксид углерода) по методике К. А. Буштуе-вой [3, 4]. Для гигиенической оценки различий показателей районов города использовали метод эко-лого-гигиенического ранжирования территорий по

суммарному показателю загрязнения атмосферы, дополненному экспозицией воздействия, за период 1999—2003 гг. и отношению суммарного показателя первичной заболеваемости взрослого населения на территории района к показателю Иркутска за аналогичный период. Гигиенический ранг (ГР) рассчитывали по формуле:

ГР = (Ка1М 1999-2003 гг. + ПЗ 1999-2003 гг) : N.

где ГР — гигиенический ранг; Катм — комплексный показатель загрязнения воздуха; ПЗ — отношение относительного показателя первичной заболеваемости на территории района к региональному показателю за 1999—2003 гг. (3, 4]. С целью установления взаимосвязи между показателями антропогенного загрязнения АВ и первичной заболеваемости ЖДА и ее причинными болезнями проведен множественный регрессионный анализ; определены показатели фагоцитоза.

С целью установления распространенности ЖДА в районах с различным уровнем антропогенного загрязнения АВ проведено эпидемиологическое исследование (скрининговое анкетирование по унифицированной карте для выявления железо-дефицитных состояний у 59 649 человек в возрасте от 18 до 70 лет; средний возраст 49,1 ± 3,4 года). Одновременно исследовали содержание гемоглобина, а при н&иичии сидеропенической симптоматики или сниженного уровня гемоглобина — показатель обмена железа. Количество обследованных лиц в изучаемых районах (Октябрьском, Кировском, Куйбышевском, Свердловском и Ленинском) составляло 7—10% от общего количества их населения, что позволяло экстраполировать результаты наблюдения на население, проживающее в данных условиях [8].

Установлено, что с 1999 по 2003 г. повысился уровень загрязнения АВ Иркутска по 4 веществам (диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид). Суммарный показатель загрязнения АВ по 7 веществам (взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, оксид азота, сульфаты, формальдегид) оставался в течение всего периода наблюдения стабильно высоким. Анализ экологической ситуации в 5 районах города показал, что контрастными по значениям ГР (рассчитанных по показателям загрязнения АВ, первичной заболеваемости и здоровья взрослого городского населения) оказались Октябрьский ("условно чистый") и Свердловский ("условно грязный") районы (р < 0,05). Таким образом, выявленные различия в уровнях загрязнения воздушной среды в указанных районах явились обоснованием для проведения в них оценки влияния антропогенного загрязнения как фактора риска развития ЖДА.

По данным эпидемиологического исследования, распространенность ЖДА среди взрослых горожан, проживающих в районе интенсивного за-

Распространенность ЖДА на 1000 взрослого населения

Пол Октябрьский район ("условно чистый") Свердловский район ("условно грязный")

Мужчины Женщины 30,9* 109,7* 54,1 231,4

Всего... 76.5* 159,9

Примечание. Звездочка — достоверность различий (р < 0,05) между показателями Свердловского и Октябрьского районов (по /-критерию Стьюдента).

грязнения (Свердловском) была в 2 раза выше таковой среди населения "условно чистого" (Октябрьского) района (159,9 против 76,5 на 1000 взрослого населения соответственно) (см. таблицу).

В связи с этим проанализирована зависимость уровня первичной заболеваемости ЖДА взрослых горожан "условно грязного" и "условно чистого" районов от концентраций загрязняющих веществ, определяемых на постах наблюдения. Установлена умеренная корреляционная связь между показателем первичной заболеваемости ЖДА и уровнем суммарного загрязнения АВ как в "условно грязном", так и "условно чистом" районе (г =0,61 и г = 0,52 соответственно). В "условно грязном" районе также наблюдалась выраженная корреляционная связь между уровнем первичной заболеваемости ЖДА и концентрацией в атмосферном воздухе диоксида азота (/• = 0,83) как одного из показателей суммарного загрязнения АВ продуктами сгорания топлива. Средние показатели сывороточного железа и у лиц с ЖДА, проживающих в "условно грязном" районе, были достоверно (р < 0,05) более низкими, чем у больных ЖДА, проживающих в "условно чистом" районе. При этом количество больных ЖДА легкой, среднетяжелой и тяжелой степени в обоих районах достоверно не различалось (р > 0,05). Обнаружена обратная корреляционная зависимость между показателем суммарного загрязнения АВ и уровнем сывороточного железа (г = -0,67, р < 0,01), уровнями диоксида азота в АВ и сывороточного железа (г = -0,89, р < 0,01); т. е. чем выше была степень суммарного загрязнения АВ, в том числе диоксидом азота, тем большее истощение запасов железа наблюдалось у взрослых горожан.

Одним из возможных патогенетических механизмов развития дефицита железа при существующем уровне антропогенного загрязнения может быть угнетение фагоцитарного звена иммунитета. На это указывают результаты проведенного нами исследования показателей фагоцитоза у 196 больных с дефицитом железа и у 157 взрослых горожан без дефицита железа, из которых 84 человека проживало в "условно грязном" районе и 73 — в "условно чистом". У здоровых жителей "условно грязного" района процент фагоцитоза снижался до 55,3 ± 4,2, фагоцитарное число — до 4,6 ± 0,6, пик спонтанной и индуцированной хемилюминесцен-ции — до 2,3 ±0,1 и 29,6 ± 4,1 усл. ед. соответственно (р < 0,05). Наблюдалась выраженная обратная корреляция между суммарным загрязнением АВ и процентом фагоцитоза (г = -0,74), концентрацией диоксида азота в АВ и пиком индуцированной хемилюминесценции (г = -0,79, р < 0,05). У здоровых горожан, проживающих на территории

"условно чистого" района, показатели фагоцитоза не имели достоверных отличий от нормативных (р > 0,05). У лиц с ЖДА независимо от района проживания отмечалось достоверное снижение показателей фагоцитарной активности, что могло быть связано с дефицитом железа. Снижение показателей фагоцитоза оказалось достоверно более выраженным у больных ЖДА, проживавших в "условно грязном" районе (р < 0,05).

Иммунная система является одной из важнейших в организме и во многом определяет степень здоровья человека и его адаптационные возможности [12]. Это подтверждалось не только более высоким уровнем распространенности ЖДА. но и более высоким показателем первичной заболеваемости респираторными заболеваниями лиц с ЖДА, проживающими в районе интенсивного загрязнения (899,3 против 516,5 на 1000 взрослого населения "условно чистого" района; р < 0,001).

Наиболее достоверно связь уровня загрязнения АВ определяемыми на постах веществами (диоксид азота и серы, оксид углерода) и динамики первичной заболеваемости ЖДА взрослых горожан, проживающих на территории района интенсивного загрязнения (Свердловского), описывалась уравнением регрессии:

\ = -145,4 + 8105,4Ж)2 - 2605,2502 - 27,9СО (р = 0,04).

В соответствии с этим уравнением, увеличение первичной заболеваемости ЖДА жителей этого района прогнозировалось на 27,1% и было связано с уровнем диоксида азота, превышающим ПДК. Прогнозируемый рост первичной заболеваемости взрослого населения района интенсивного загрязнения от воздействия уровня суммарного загрязнения АВ (Ксум) составил по язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки 25,6%, по болезням печени 23,7%, по эндометриозу и расстройствам менструаций 34,2 и 31,2% соответственно, что достоверно превышало аналогичные показатели в "условно чистом" районе (р < 0,05). Связь суммарного загрязнения АВ с первичной заболеваемостью ЖДА взрослых горожан "условно грязного" района описывалась уравнением регрессии: У = 3,9 + 37,7 Ксум (р < 0,004), а для "условно чистого" района: У = -56 + 83,3 Ксум (р = 0,002). В соответствии с этими уравнениями прогнозируемый рост первичной заболеваемости ЖДА для жителей этих территорий составил 27,1 и 14,7% соответственно (р < 0,05).

Выводы. 1. Установленная обратная корреляционная зависимость между показателем суммарного загрязнения АВ и уровнем сывороточного железа у взрослых горожан (г = -0,67) позволяет рассматривать антропогенное загрязнение АВ как универсальный фактор, способствующий развитию ЖДА. 2. Распространенность ЖДА в районе интенсивного загрязнения в 2,5 раза выше, чем в районе менее интенсивного загрязнения, что связано с угнетением фагоцитарного звена иммунитета у взрослых горожан и вследствие этого с высоким уровнем первичной заболеваемости причинными болезнями ЖДА. 3. Прогнозируемый рост первичной заболеваемости ЖДА взрослых горожан в 2004—2006 гг. в зависимости от уровня суммарного загрязнения АВ для района интенсивного загряз-

нения составляет 22,3%, для "условно чистого" района - 14,7% (р < 0,05).

Л итература

1. Большаков А. М., Осипова В. Н. и др. // Гиг. и сан. - 2000. - № 6. - С. 24-27.

2. Бонашевская Т. И., Фельдман Ю. Г., Шестакова Л. А. и др. // Гиг. и сан. - 1992. - № 11-12. - С. 24-27.

3. Буштуева К. А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М., 1979.

4. Буштуева К. А. // Гиг. и сан. — 1985. — № 1. — С. 4-6.

5. Даутов Ф. Ф., Тагиров Ш. X., Галлиев Р. X. // Гиг. и сан. - 2002. - № 1. - С. 25-27.

6. Зайкова 3. А. Гигиеническая оценка городской среды в Сибири и ее влияние на здоровье населения (на примере города Иркутска): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Иркутск, 1999.

7. Кучма Р. В. // Гиг. и сан. - 2002. - № 6. - С. 51-53.

8. Лисицын Ю. П. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1993.-№ II. - С. 24-28.

9. Литвинцев А. Н., Лысак Л. И., Гаськова И. П. // Си-бир. мед. журн. - 1995. - № 3. - С. 31-37.

10. Нагорный С. В., Маймулов В. Г., Олейников Е. В. и др. // Гиг. и сан. - 2002. - № 6. - С. 53-57.

11. Непомнящих Н. П. // Состояние здоровья населения города Иркутска в связи с техногенным загрязнением окружающей среды. — Иркутск, 1991. — С. 33.

12. Степанова И. В. // Гиг. и сан. — 2003. — № 5. — С. 42-46.

13. Шешунов И. В., Гильмиярова Ф. Н., Гергель Н. И. и др. // Гиг. и сан. - 1999. - № 3. - С. 5-9.

Поступила 09.09.05

Summary. The relationship of the man-made ambient air pollution to the primary incidence of iron-deficiency anemia (IDA) and disease-caused anemias was studied in the adult urban population. Man-caused ambient air pollution was established to serve as an etiological factor contributing to a reduction in leukocytic phagocytic activity and predisposing to the higher primary incidence of disease-caused iron-deficiency and IDA.

О Л. Г. МАЛЫШЕВА, Е. Г. АБРАМОВ. 2006 УДК 613.5:644.1

А. Г. Малышева, Е. Г. Абрамов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРИТОЧНО-ВЫТЯЖНОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ОФИСНЫХ ЗДАНИЙ

ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва

Микроклимат (МК) офисных зданий, особенно температурные параметры и химический состав воздушной среды, оказывает решающее влияние на индивидуальную работоспособность людей. Усталость и нерасположенность к работе нередко оказываются следствием неудовлетворительных параметров МК помещений. Одной из основных черт современного строительства является широкое использование зданий повышенной этажности. В то же время известно, что такие здания в большей степени подвержены воздействию наружного климата [3]. В связи с этим возникает задача по обеспечению в них комфортных параметров МК, что повышает требования к установкам кондиционирования воздуха. В крупных государственных учреждениях и больших офисных зданиях для создания оптимального МК в помещениях устанавливают специальные кондиционеры, которые обеспечивают очистку, предварительный нагрев или охлаждение поступающего наружного воздуха [5]. Гигиеническая оценка безопасности применения этих устройств должна включать в качестве одного из показателей оценку влияния работы кондиционирующих установок на возможность изменения химического состава воздушной среды помещений.

В качестве индикаторного показателя загрязнения воздушной среды офисных помещений был выбран свинец. Последний является одним из гигиенически значимых токсичных металлов, загрязняющих окружающую среду города. Он относится к I классу опасности, его максимальная разовая ПДК (ПДКм р ) в атмосферном воздухе (АВ) составляет 0,001 мг/м3, среднесуточная ПДК (ПДКСС) — 0,0003 мг/м3. Свинец имеет техногенное происхождение. Несмотря на вводимые законодательные запреты на использование этилированного бензина, основным источником поступления свинца в

городской АВ остается автотранспорт, что обусловлено недостаточностью контроля качества бензина на АЗС (особенно за чертой Москвы) и "выгодой", которую получают владельцы АЗС с увеличением октанового числа при добавлении относительно небольшого количества тетраэтилсвинца (ТЭС) на 1 т горючего. В условиях постоянно возрастающей интенсивности движения автотранспорта ограничение ГОСТом содержания ТЭС в бензине до 13 мг/дм3, нельзя считать достаточным, поскольку оно не исключает полностью присутствия тяжелого металла в воздухе и почве.

Только менее 30% общей массы свинца в АВ составляет тяжелая быстрооседающая фракция с размером частиц 0,03—2 мкм, в то время как значительная его часть (более 60%) находится в АВ в высокоподвижной труднооседающей субаэрозольной фракции [2]. В связи с этим представляла интерес оценка степени загрязнения свинцом воздушной среды помещений расположенного в городе типичного современного административного комплекса офисных зданий, состоящего из нескольких корпусов повышенной этажности, при движении автотранспорта средней интенсивности вокруг него. В офисных зданиях используется современная система рециркуляционного приточно-вытяжного кондиционирования воздуха. Каждый блок снабжает кондиционированным воздухом большое количество помещений и оборудован воздухозабора-ми большой производительности, расположенными на разной высоте офисных зданий. Внутренние блоки имеют фильтры грубой очистки для фильтрации воздуха от пыли.

Свинец в объектах окружающей среды определяли атомно-абсорбционным методом на приборе Весктап с графитовыми кюветами. Аналитическое исследование объектов окружающей среды, распо-

- и -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.