высоким. Анализ экологической ситуации в 5 районах города показал, что контрастными по уровню значений гигиенических рангов районами оказались Октябрьский («условно чистый») и Свердловский («условно грязный») районы (Р<0,05). Выявленные различия в уровнях загрязнения воздушной среды в контрастных районах явились обоснованием для выбора районов проживания взрослого населения при оценке влияния антропогенного загрязнения как фактора риска развития ЖДА.
По данным эпидемиологического исследования распространенность ЖДА среди взрослых горожан, проживающих в районе интенсивного загрязнения (Свердловского), была в 2 раза выше соответственно распространенности ЖДА среди аналогичного населения «условно чистого» (Октябрьского) района (159,9 против 76,5 на 1000,0 взрослого населения соответственно) (табл. 1).
Таблица 1
Распространенность ЖДА на 1000,0 взрослого населения
Пол Распространенность ЖДА на 1000,0 взрослого населения в районах с различным уровнем антропогенного загрязнения воздушной среды!
Октябрьский («условно чистый») Свердловский («условно грязный»)
Мужчины 30,9* 54,1
Женщины 109,7* 231,4
Всего 76,5* 159,9
Примечание: Достоверность различий между Свердловским и Октябрьским районами оценивали с помощью г — критерия Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне вероятности Р<0,05 и обозначались*.
Установлена умеренная корреляционная связь между показателем первичной заболеваемости ЖДА и уровнем суммарного загрязнения атмосферного воздуха как в «условно» грязном, так и «условно» чистом районах (г=0,61 и г=0,52 соответственно). Средние показатели сывороточного железа и КНТ у лиц с ЖДА, проживающих в «условно грязном» районе, были достоверно (Р<0,05) ниже по сравнению с больными ЖДА, проживающими в «условно чистом» районе. При этом количество больных с ЖДА легкой, среднетяжелой и тяжелой степени в обоих районах достоверно не отличалось друг от друга (Р>0,05). Обнаружена обратная корреляционная зависимость между показателем суммарного загрязнения атмосферного воздуха и уровнем сывороточного железа (г=-0,67, Р<0,01).То есть, чем выше была степень суммарного загрязнения атмосферного воздуха, тем больше истощались запасы железа у взрослых горожан.
Одним из возможных патогенетических механизмов развития дефицита железа при существующем уровне антропогенного загрязнения может быть угнетение фагоцитарного звена иммунитета. На это указывают результаты проведенного нами исследования показателей фагоцитоза у 196 больных с дефицитом железа и 157 взрослых горожан без дефицита железа, из которых 84 — проживало в «условно грязном» и 73 — в «условно чистом» районах. У здоровых жителей «условно грязного» района процент фагоцитоза снижался до 55,3+4,2, фагоцитарное число — до 4,6+0,6, пик спонтанной и индуцированной хемилюминисценции — до 2,3+0,1 и 29,6+4,1 соответственно (Р<0,05). У здоровых горожан, проживающих на территории «условно чистого» района, показатели фагоцитоза не имели достоверных отличий от нормативных показателей (Р> 0,05).Наблю-далась выраженная обратная корреляция между суммарным загрязнением атмосферного воздуха и процентом фагоцитоза (г=-0,74).
У лиц с ЖДА независимо от района проживания отмечалось достоверное снижение показателей фагоцитарной активности, что могло быть связано с дефицитом железа. Снижение показателей фагоцитоза оказалось достоверно более выраженным у больных с ЖДА, проживавших в «условно грязном» районе(Р< 0,05). Как известно, иммунная система является одной из важнейших систем организма и во многом определяет степень здоровья человека и его адаптационные возможности [12]. Это подтверждалось не только более высоким уровнем распространенности ЖДС, но и более высоким показателем первичной заболеваемости респираторными заболеваниями лиц с ЖДА, проживающими в районе интенсивного загрязнения (899,3 на 1000,0 против 516,5 на 1000,0 взрослого населения «условно чистого» района) (Р<0,001).
Прогнозируемый рост первичной заболеваемости взрослого населения района интенсивного загрязнения (Свердловского) от воздействия уровня суммарного загрязнения атмосферного воздуха (К Сум) составил по язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки — 25,6%, по болезням печени — 23,7%; по эндометриозу и расстройствам менструаций — 34,2% и 31,2% соответственно. Он достоверно превышал прогнозируемый рост аналогичной первичной заболе-
ваемости взрослых жителей «условно чистого» района (Р<0,05). Связь суммарного загрязнения атмосферного воздуха с первичной заболеваемостью ЖДА взрослых горожан «условно грязного» района описывалась уравнением регрессии Y=3,9+37,7 Ксум (Р<0,004), для «условно чистого» района: Y= -5,6+83,3 К сум (Р=0,002). В соответствии с этими уравнениями прогнозируемый рост первичной заболеваемости ЖДА для жителей этих территорий составил 27,1% и 14,7% соответственно (Р<0,05). Ожидаемый рост первичной заболеваемости ЖДА у взрослык горожан «условно грязного» района, получен от существующего уровня первичной заболеваемости взрослого населения новообразованиями — на 10,2%; язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки — на 9,3%; эндометриозом — на 21,2%; расстройствами менструаций — на 23,1%; не-инфекционныши энтероколитами — на 1,2% и болезнями печени — на 4,7%. В то время как для взрослыгх жителей «условно чистого» района ожидаемый рост первичной заболеваемости ЖДА от уровня первичной заболеваемости причинными болезнями составил по язвенной болезни 5,1%, новообразованиям — 1,2%, не-
инфекционным энтероколитам — 2,9%, эндометриозу — 8,9%, расстройствам менструаций — 10,4%, болезням печени — 0,6%.
Таким образом, установленнная обратная корреляционная зависимость между показателем суммарного загрязнения атмосферного воздуха и уровнем сывороточного железа взрослых горожан (г=-0,67) позволяет рассматривать антропогенное загрязнение атмосферного воздуха как универсальный фактор, способствующий развитию ЖДА. Распространенность ЖДС в районе интенсивного загрязнения в 2,5 раза выше по сравнению с районом менее интенсивного загрязнения, что связано с угнетением фагоцитарного звена иммунитета у взрослых горожан этого района и вследствие этого высоким уровнем первичной заболеваемости причинными болезнями ЖДА. Прогнозируемый рост первичной заболеваемости взрослых горожан ЖДА в 2004-2006 годах от уровня суммарного загрязнения атмосферного воздуха для взрослых жителей района интенсивного загрязнения составляет 22,3%, для «условно чистого» района - 14,7% (Р<0,05).
ESTIMATION OF POLLUTION OF ATMOSPHERIC AIR, AS RISK FACTOR OF FORMATION OF IRON DEFICIENCY ANEMIAS (IDA) IN ADULT URBAN POPULATION
N.M.Balabina (Irkutsk State Medical University)
The article is devoted to research of interrelation between a level of anthropogenous pollution of atmospheric air and a condition of primary desease of adult urban population with iron deficiency anemias (IDA) and causal illnesses of anemias. It is established, that technogenic pollution ofatmospheric air serves as etiologic factor promoting decrease of fagocytocis activity of leukocytes and contributing to increase of primary desease by causal illnesses of deficiency of iron and primary
desease IDA.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большаков A.M., Большаков A.M., Осипова B.H. и др. Оценка риска влияния загрязнения атмосферного воздуха бензолом на здоровые населения // Гигиена и санИтария. - 2000. - Мб. - С.24-27.
2. Бонашевская Т.И., Фельдман Ю.Т, Шестакова Л.А. и др. Комплексный подход к оценке состояния здоровыя детей Москвы в районах с разным уровнем загрязнения атмосферного воздуха (методологические, гигиенические и клинические аспекты) // Гигиена и санитария. — 1992. - М 11-12. - С.24-27.
3. Буштуева К.А. Выбор зон наблюдения в крупных промышленных городах для вышвления влияния атмосферных загрязнений на здоровые населения // Гигиена и санитария. - 1985. - М 1. - С.4-6.
4. Буштуева КА, Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровыя населения в связи с загрязнением окружающей среды. - М.: Медицина, 1979. - 160 с.
5. Даутов Ф. Ф, Тагиров ШХ, Галлиев FX. Заболеваемость населения пиелонефритом на территориях с разным уровнем антропогенной нагрузки // Гигиена и санита-щя. - 2002. - М 1. - С.25-27.
6. Майкова З.А. Гигиеническая оценка городской среды в Сибири и ее влияние на здоровые населения (на примере города Иркутска): Автореф. дис. ... канд.мед.на-
ук. - Иркутск, 1999. - 20 с.
7. Кучма Р.В. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровые детей и подростков // Гигиена и санитария. — 2002. — M 6. — С.51-53.
8. Лисицын Ю.П. От социалыной гигиены к социалыной —едиЦинеM З-^р—Сохранение Российской Федерации.
9. Литвинцев À.H., Лысак Л.И, Гасъкова Н.П. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на заболеваемосгы детей // Сиб. мед. жУрнал. — 1995. — MM 3. — С.31-37.
10. Нагорныш C.B., Маимулов В.Г, Олейников Е.В. и др. Гигиеническая диагностика экологически обусловленный неинфекционныгх болезней // Гигиена и санитария. — 2002. - MM 6. — С.53-57.
11. Непомнящих Н.П. Влияние загрязнения атмосферного воздуха и фактического питания на заболеваемость детей г. Иркутска // Состояние здоровыя населения города Иркутска в связи с техногенным загрязнением окружающей среды. — Иркутск, 1991. — С.33.
12. Степанова Н.В. Иммунный статус у детей в условиях загрязнения крупного города тяжелыми металлами // Гигиена и санитария. — 2003. — MM 5. — С.42-46.
13. Шешунов И.В., Гилъмиярова Ф.Н., Гергелъ Н.И. и др. За-висимосты заболеваемости населения от специфических промышленный выбросов // Гигиена и санитария. — 1999. — MM 3. — С.5.