Роль юмора в воспитании подростков сиротских учреждений
Глущенко Л. Ю.
Глущенко Людмила Юрьевна / Glushhenko Ljudmila Jur'evna - социальный педагог, воспитатель,
Центр содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки», г. Москва.
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью применять в воспитательной работе с подростками сиротских учреждений чувство юмора с целью накопления положительных эмоций. Abstract: relevance of the chosen subject is caused need to apply in educational work with teenagers of orphan establishments sense of humour, for the purpose of accumulation ofpositive emotions.
Ключевые слова: подростковый возраст, методы воздействия, чувство юмора, мотивация.
Keywords: teenage age, influence methods, sense of humour, motivation.
Тонкий знаток детской души В. А. Сухомлинский подметил основное противоречие внутренней позиции подростка. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой стороны, испытывает тревогу и опасения, боязнь не справится с новыми задачами. Он ждет от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто признаваться в этом. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним, он должен быть другом подростка, но другом отличным от друга - сверстника. Это различие коренится в различии социальных позиций взрослого и взрослеющего человека. Один уже имеет определённый круг обязанностей и вытекающие из них права, другой ещё только стремится получить эти права, имея довольно смутное представление об обязанностях. Задача взрослого и общества в целом - помочь подростку взрослеть, быть рядом с ним [1, 27].
А. С. Макаренко утверждал, что нет плохих учеников, а есть плохие, негодные методы воспитательной работы с ними. Начав работать в сиротском учреждении с группой юношей 16-17 лет (13 человек), я задумалась, какой метод воздействия на процесс воспитания будет наиболее эффективным. Какую позицию в отношении к своим воспитанникам следует занять: автократическую с жестокой системой требований, авторитарную с существенными ограничениями, демократическую с признанием личности подростка, позицию равенства с принятием решений в равной степени, либеральную с большей самостоятельностью подростка или позицию отстранения с отказом участия в жизни подростка? Неудача в поиске приемов и методов воздействия сопутствует воспитателю, когда он увлекается одними и не привлекает другие способы воздействия [2, 166-167]. Обратившись за помощью к трудам Антона Семеновича Макаренко, а в частности к его «Педагогической поэме», я очередной раз восхитилась его умелым приемам в работе со своими воспитанниками, как тонко он использовал иронию в процессе воспитания.
Ирония - одна из форм воздействия. Несомненную педагогическую ценность несет в себе юмор и его естественное выражение - смех. Начав активно применять чувство юмора в работе, я стала наблюдать положительную тенденцию в развитии взаимоотношений со своими воспитанниками. При проведении индивидуальных бесед стала разряжать обстановку шуткой, абсолютно не имеющей отношения к возникшей проблеме, и подросток, как правило, быстрее открывался для беседы и был более спокоен. Юмор - средство воспитания, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий, связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое напряжение и способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.
Проведя опрос: «Необходимо ли обладать воспитателю чувством юмора?» среди воспитанников подросткового возраста, я получила положительный результат. Из 50 опрошенных подростков 70 % ответили «Да», 20 % - «Не знаю» и 10 % - «Нет».
Эти данные отражены в диаграмме.
Необходимо ли воспитателю обладать чувством юмора?
■ Кв. 1 да
■ Кв. 2 не знаю
■ Кв. 3 нет
Характеризуя юмор как средство воспитания, необходимо, прежде всего, определить его функции, задачи, которые в процессе использования юмора решает воспитатель.
1. Информативная функция
Воспитатель, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность (выражает личное отношение к происходящему, а также проявляет умение учитывать индивидуальные особенности воспитанника).
Чувство юмора в процессе общения, выраженное в утонченном острословии (каламбуре, анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию.
2. Эмоциональная функция
Юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации.
Он позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям.
3. Мотивационная функция
Юмор выступает как стимул самовоспитания и стимулирует поиск новых средств оценки.
4. Регулирующая функция
Юмор регулирует отношения между воспитателем и воспитуемыми. Заставить человека рассмеяться -значит, войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие.
Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан [3, 39].
Общепризнанные этические требования к эффективному использованию юмора в качестве специфического приема воспитательного взаимодействия:
- нельзя подвергать осмеянию личность подростка, можно смеяться лишь над отдельной чертой его характера либо конкретным поступком;
- высмеивать можно только то, что воспитанник может исправить, изменить;
- не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;
- грубые и пошлые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;
- никакая шутка не должна унижать достоинство подростка;
- не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах воспитанника;
- нельзя сердиться на проявление юмора, нужно всегда быть готовым ответить на их шутку, уметь посмеяться над собой.
Необходимо помнить, что есть и отрицательные стороны в данном приеме воспитания:
• «панибратство» воспитателя и воспитанника (нарушение дистанции);
• обучение подростков злому высмеиванию, насмешкам, что свойственно данному возрасту.
Не следует нарушать заповедь: «Не навреди!».
Ожидаемые мною результаты в воспитании подростков с использованием чувства юмора:
• снижение уровня тревожности и агрессивности;
• формирование адекватной самооценки;
• повышение ответственности подростков за собственные поступки;
• развитие способности к самоанализу и контролю поведения;
• формирование позитивных жизненных целей, повышение мотивации и способности к их достижению;
• раскрытие творческого потенциала подростков и актуализация стремления к его реализации.
Учитель обязан всегда оставаться с улыбкой на устах - это вселит уверенность в том, что вы добры,
сильны и уверены в будущем. Дети не умеют смеяться среди чужих и неприятных людей. Смех искренний рождается лишь в обстановке дружелюбия и взаимного доверия. Смех физиологически связан со снятием напряженности. Мы не просто продлеваем себе жизнь смехом, улыбаясь, мы делаем ее подлинной - яркой, сочной и свежей.
Литература
1. Дебесс М. Подросток. 20-е издание. Спб: ПИТЕР, 2004г, 27 с.
2. Кукушина В. С. Коррекционная педагогика. Ростов н / Дон : Март, 2003 г, 166-167 с.
3. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности М.: 2003 г. 39 с.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.sputnik.mto.ru Юмор и одаренность.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://ps.1september.ru Тандит С. Не бойся быть смешным!