Научная статья на тему 'Использование социально-педагогических возможностей юмора для оптимизации усвоения профессиональной культуры журналиста'

Использование социально-педагогических возможностей юмора для оптимизации усвоения профессиональной культуры журналиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЮМОР / ФУНКЦИИ ЮМОРА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL CULTURE / JOURNALISM EDUCATION / INFORMATION SECURITY / HUMOR / A SOCIOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Людмила Ивановна

Ставится проблема использования социально-педагогических возможностей юмора в журналистском образовании как в теоретическом, так и практическом плане. Автором анализируются базовые функции юмора и их оптимальная реализация в процессе усвоения профессиональной культуры студентами-журналистами, которую можно рассматривать как один из факторов формирования информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Usage of Social and Educational Opportunities of Humor to Optimize the Assimilation of Professional Culture

In the article raises the problem of social and educational opportunities for humor in journalistic education, both theoretically and practically. The author examines the basic functions of humor and their optimal realization in the process of mastering professional culture students-journalists, which can be seen as one of the factors shaping information security.

Текст научной работы на тему «Использование социально-педагогических возможностей юмора для оптимизации усвоения профессиональной культуры журналиста»

адаптироваться в условиях информационного общества и компьютерно-информационных технологий. Наполняя информационное поле, осуществляя межкультурные коммуникации. представители этнокультур способны создавать позитивные образы средствами виртуального «метаязыка» общения. Современные информационные технологии могут стать одним из инструментов становления гармоничного поликультурного. интегрального информационного общества. На примерах общечеловеческих ценностей. представленных в опыте взаимодействия этнокультур. возможно формирование гуманистического менталитета. воспитания поколений XXI в. в духе культуры мира и ненасилия. что создаст дополнительные предпосылки для предотвращения столкновений государств и цивилизаций. укрепляя их сотрудничество и партнерство.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 354 с.

2. Дриккер, А. С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000. 184 с.

3. Головлева, Е. Л. Основы межкультурной коммуникации : учеб. пособие. Ростов н/Д., 2008. 226 с.

4. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкуль-турной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая,

B. Д. Попков, А. П. Садохин. М., 2003. 368 с.

5. Основы теории коммуникации / отв. ред. Д. П. Гавра : в 2 ч. Ч. 2. СПб., 2006. 324 с.

6. Катькало, В. С. Друкер и современный менеджмент // Вестн. Санкт-Петерб. гос. ун-та. 1995. Сер. 5. Вып. 3. № 19. С. 12-17.

7. Киричек, П. Н. Этническое в массовой коммуникации. М., 2009. 283 с.

8. Мартин, У. Дж. Информационное общество // Теория и практика общественно-на-уч. информ. : ежеквартальник. М., 1990. № 3.

C.115-123.

9. Миронов, В. В. Информационное пространство: вызов культуре // Информ. о-во. 2005. № 1. С. 16-21.

10. Холл, Э. Культура и коммуникации. М., 1995. 378 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 70-73.

Л. И. Белова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЮМОРА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ УСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖУРНАЛИСТА

Ставится проблема использования социально-педагогических возможностей юмора в журналистском образовании как в теоретическом, так и практическом плане. Автором анализируются базовые функции юмора и их оптимальная реализация в процессе усвоения профессиональной культуры студентами-журналистами, которую можно рассматривать как один из факторов формирования информационной безопасности.

Ключевые слова: профессиональная культура, журналистское образование, информационная безопасность, юмор, функции юмора, социологический подход.

В процессе становления современного ин- факторов формирования всей системы инфор-

формационного общества появляются новые мационной безопасности. Говоря о профес-

подходы к осмыслению понятия информа- сиональной культуре, мы обратимся к выска-

ционной безопасности, что дает научному со- зыванию Р. Л. Исхакова, которое очень точно

обществу широкое поле деятельности для ос- характеризует суть данного явления: «Профес-

мысления различных аспектов взаимодействия сиональная культура - ощущение комфорта в

информационной безопасности и профессио- кругу людей своего дела» [1. С. 61].

нальной культуры журналиста. Мы полагаем, В рамках нашего исследования мы понима-что профессиональную культуру журналиста ем под профессиональной культурой журна-

можно рассматривать как один из важных листа набор определенных ценностей, норм,

правил поведения и профессиональной деятельности, а также неформальных связей и механизмов их поддержания. Все это функционирует на уровне повседневности и передается в рамках повседневных практик. Одним из путей передачи профессиональной культуры выступает собственно журналистское образование. На факультетах журналистики формируется особая среда, погружаясь в которую будущие журналисты не просто перенимают определенный набор теоретических знаний и практических навыков, но и попадают в «круг людей своего дела». А вот создание атмосферы комфорта («чтобы профессия стала призванием») в этой среде - вторая, не менее важная задача журналистского образования.

В связи с этим представители социо-гумани-тарного знания предлагают различные методики оптимизации процесса образования. Нам кажется продуктивным подход известного социолога А. В. Дмитриева, который привлекает внимание коллег к такой интересной проблеме: как сделать научную деятельность и образование более «веселыми», раскрепощенными, поскольку официальное образование зациклено на логическом мышлении, тогда как юмористическая мысль, исходящая из противоречия, способна побудить нас к участию в живом общении, в диалоге. «Юмор как бы ставит мир на острие мышления, что означает на деле проверку знаний на тривиальность и глубину» [2. С. 169]. Включение в процесс образования юмора «оживляет» материал, способствует его усвоению, хотя здесь недалеко и до возможной перегрузки студентов смешными историями и, следовательно, превращении занятия в карнавальное действие, подчеркивает А. В. Дмитриев. Также Дмитриев указывает еще на одну «ловушку», подстерегающую на тропе использования юмора преподавателями: «Последствия шуток далеко неодинаковы в преподавании физики и политической науки. Алгоритмы физиков не задевают интересы и предпочтения людей, тогда как любая шутка политического характера может тут же задеть значимые для кого-то из студентов идеалы или ценности» [2. С. 169]. Вообще, что касается политических шуток, особенно в современном состоянии отсутствия консенсуса, лучше следовать советам Макса Вебера и воздерживаться от политических оценок в студенческой аудитории, пусть даже в шутливой форме.

Таким образом, использование юмора не только облегчает процесс усвоения материала, но и способствует созданию комфортной,

ориентированной на диалог атмосферы между преподавателем и студентами.

Отталкиваясь от вышесказанного, мы полагаем, что при проведении научных исследований или преподавании журналистам любого учебного предмета не стоит забывать о полезных возможностях юмора. Юмор освобождает преподавателя от штампов и монотонности, актуализируя смеховую культуру народа, выявляя ее у каждого студента. Юмор содержит критическое начало, позволяющее обнаруживать и преодолевать предрассудки окружающих.

Включение юмористической компоненты в процесс обучения позволит нейтрализовать периодически возникающие у студентов негативные переживания скуки, страха, уныния, неудовольствия, отчаяния, а также украсит усвоение материала положительными эмоциями.

Казалось бы, нет ничего легкомысленнее юмора, однако он, в то же время, является эффективным средством социального и педагогического взаимодействия между людьми, его целесообразно использовать, например, в воспитательной работе куратора учебной группы. Шутка как регулятор поведения играет особую роль в социально-педагогической работе. В Японии неулыбающегося педагога даже могут уволить за «профессиональную непригодность», поскольку доказано, что негативная реакция учащихся на строгое и хмурое лицо преподавателя снижает эффективность учебно-воспитательного процесса. А педагог, умеющий вовремя и умело пошутить, является кумиром учеников. Существует мнение, что смех действует на того, на кого уже ничего не действует. Пользуясь средствами юмора, можно снять утомление и скуку. Он повышает эффективность учебного процесса, активизирует мозговую деятельность [3. С. 66].

На сегодняшний день существует довольно большое количество приемов юмора, а также рекомендаций, где и когда уместнее использовать тот или иной прием. Например, А. Н. Лук в фундаментальной работе «О чувстве юмора и остроумии» [4], взяв за основу изучение словесно-речевого поведения человека и, прежде всего, творчество признанных мастеров острого слова, то есть писателей - сатириков и юмористов, систематизировал теории смешного и создал классификацию приемов, вызывающих смех. Он выделил целый ряд приемов, которые перечислены ниже.

1. Ложное противопоставление, псевдоконтраст. Высказывание строится таким образом,

что заключительная его часть по форме будто бы противоречит началу, а на самом деле усиливает его, развивает. «Лучше переесть, чем недоспать», «Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит» (Остап Бендер).

2. Ложное усиление. Заключительная часть высказывания по форме подтверждает начальную, а по существу - опровергает, уничтожает ее. «Все имеет свои теневые стороны, как сказал муж, у которого умерла теща, когда у него потребовали денег на похороны» (Джером К. Джером).

3. Доведение до абсурда. Здесь используются приемы преувеличения (гипербола) и преуменьшения или смягчения (эвфемизм). Например, приемы преувеличения можно с избытком найти у Н. В. Гоголя: «Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо» («Мертвые души»).

4. Остроумие нелепости. Когда пресса распространила ложные слухи о смерти Марка Твена, он выступил с таким опровержением: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».

5. Смешение стилей или «совмещение планов». Как разновидность этого приема - псевдоглубокомыслие, то есть употребление высокопарных выражений, сложнейших словесных конструкций и грамматических оборотов для выражения тривиальных истин, плоских мыслей, пошловатых сентенций.

6. Намек или точно наведенная цепь ассоциаций. В русской литературе М. Е. Салтыков-Щедрин был непревзойденным мастером намека.

7. Двойное истолкование. Достигается за счет игры слов или двусмысленности. Двойное истолкование может быть нарочитым и нечаянным.

8. Ирония - прием, основанный на противоположении формы и смысла.

9. Обратное сравнение и «буквализация метафоры». Примером буквализации метафоры может служить такой эпизод с В. В. Маяковским: во время выступления поэта один раздраженный зритель демонстративно поднялся и стал пробираться к выходу. «Это человек из ряда вон выходящий», - сказал Маяковский, вернув этому выражению его первоначальный, буквальный смысл (но вместе с тем сохранив и переносный).

10. Сравнение по случайному или второстепенному признаку, перечисление разнородных предметов и явлений в «едином списке»:

«Закон как столб: преступить нельзя, а обойти можно».

11. Повторение. Здесь А. Н. Лук выделяет «чистое» повторение, повторение с изменением грамматической конструкции и повторение с изменением смысла.

Рассмотренные нами приемы позволяют конкретизировать ряд позиций по их использованию в высшем образовании. Например, намек в педагогическом аспекте представляет собой указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступком учащихся либо с ситуацией, в которую попали взаимодействующие субъекты. Ирония - это отличный способ педагога уйти от прямого замечания, обвинения, выговора; для этого он в возникшей воспитательной ситуации противопоставляет действительный смысл произносимой фразы, несколько иной, чаще всего изысканно-галантной форме ее выражения. Псевдоконтраст - способ, в котором педагог внешне противопоставляет заключительную часть произносимой им утвердительной фразы или суждения ее началу, на самом же деле - усиливает свою первоначальную мысль.

Для преподавателя развивать в себе и в своих студентах чувство юмора - это значит содействовать росту творческого потенциала своей личности и личности будущего специалиста. В рамках данной статьи нам кажется уместным рассмотреть основные функции юмора и их реализацию в педагогическом процессе. Основными функциями юмора мы полагаем следующие:

1. Информативная функция. Преподаватель, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность (выражает личное отношение к происходящему, а также проявляет умение учитывать индивидуальные особенности обучаемого). Чувство юмора в процессе общения, выраженное в утонченном острословии (каламбуре, анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию. Кроме того, при помощи юмора педагог может выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать мнение студента. Последнее приобретает большую значимость, поскольку по реакции собеседника преподаватель сам получает информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать юмор.

2. Эмоциональная функция. Юмор может выступать как средство снятия психологического напряжения, психологической разрядки,

создания творческого настроения и, в конечном итоге, способствовать эффективности совместной деятельности.

3. Мотивационная функция. Хорошая шутка иногда может быть педагогически целесообразней, чем наказание или строгий выговор.

4. Регулирующая функция. Заставить человека рассмеяться - значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие.

Мы считаем, что при использовании юмора в педагогическом процессе нужно соблюдать ряд основных этических требований:

- нельзя подвергать осмеянию личность студента, можно смеяться лишь над конкретным поступком;

- высмеивать можно только то, что учащийся может исправить, изменить;

- не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;

- грубые и пошлые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;

- никакая шутка не должна унижать достоинство человека;

- не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах обучаемого;

- нельзя сердиться на проявление юмора учащимися, нужно всегда быть готовым ответить на их шутку, уметь посмеяться над собой [4].

Для преподавателя одной из целей профессиональной деятельности является развитие у подрастающего поколения такого отношения к миру, которое позволяет смотреть на жизнь позитивно, оптимистично. Также оптимизм и

позитивный настрой преподавателя необходим потому, что его вера в будущего специалиста, в его способности к самореализации, становится важнейшим источником саморазвития обучаемого, дает стимул к учебе, овладению специальностью и помогает найти свое место в мире. При разумном использовании юмор обладает большой силой нравственного влияния на человека. По мнению Т. В. Ивановой, шутка сближает людей, помогает наладить добрые человеческие взаимоотношения, организовать процесс коммуникации. А отлаженный процесс коммуникации между преподавателями и сту-дентами-журналистами способствует передаче основных норм, ценностей, правил профессиональной культуры, соблюдение которых является особенно важным в условиях обеспечения информационной безопасности.

Список литературы

1. Исхаков, Р. Л. Человек как мера журналистики // Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности : сб. ст. и материалов / под. ред. В. Ф. Олешко. Екатеринбург, 2008. 352 с.

2. Дмитриев, А. В. Социология политического юмора. М., 1998. 332 с.

3. Иванова, Т. В. Социально-педагогические возможности юмора в преодолении кризиса личностью в трудной жизненной ситуации // Высш. образование сегодня. 2008. № 10. С. 65-69.

4. Лук, А. Н. О чувстве юмора и остроумии [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://vesvalo.narod.ru/

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 73-79.

А. А. Белоусов, К. В. Ратников

ПРАВОКОНСЕРВАТИВНЫЙ И ЛЕВОРАДИКАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

На материале публицистических выступлений по национальному вопросу рассмотрена специфика восприятия этнических проблем представителями правоконсервативных и леворадикальных политических лагерей русского общества начала ХХ в. в условиях потрясений, вызванных мировой войной и внутренними революциями.

Ключевые слова: национальный вопрос, политическая публицистика, правоконсервативная и леворадикальная идеология, агитация и пропаганда, Первая мировая война, Февральская революция 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.