Научная статья на тему 'РОЛЬ Ю.А. ЖДАНОВА В РАЗВИТИИ ДАГЕСТАНСКОЙ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ'

РОЛЬ Ю.А. ЖДАНОВА В РАЗВИТИИ ДАГЕСТАНСКОЙ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю.А. ЖДАНОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДАГЕСТАН / ДАГЕСТАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Билалов Мустафа Исаевич

Рассмотрен вклад известного ученого, культуролога и философа, члена-корреспондента РАН Ю.А. Жданова в региональную науку Юга России и Дагестана. Анализируется его роль как выдающегося организатора науки, генератора глубоких и оригинальных идей о месте науки в системе культуры, достижения в области химии, познания научной картины мира, теории познания, проблем социальной философии и др. Описана история тесного сотрудничества между СевероКавказским научным центром высшей школы, возглавляемым Ю.А. Ждановым, и Дагестанским филиалом АН СССР, Ростовским государственным и Дагестанским государственным университетами. Дается высокая оценка результатов этого сотрудничества, способствовавшего становлению и развитию естественных, технических и гуманитарных наук Дагестана. Оценивая сегодняшнее состояние дагестанской науки, автор приходит к выводу, что при всех ее издержках философия в Дагестане достигла своей зрелости и способна взять на себя ответственность в решении вопросов его достойного будущего в неразрывной связи с национальной культурой. Этому способствует и заложенный Ю.А. Ждановым фундамент развития дагестанской науки, и поддержка философских центров в СССР и России, в особенности Южного федерального университета, правопреемника Ростовского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF YU.A. ZHDANOV IN THE DEVELOPMENT OF DAGESTAN SCIENCE AND PHILOSOPHY

Understanding the regional nature of science and philosophy is a theoretical problem in itself. In a number of works by Yu.A. Zhdanov, methodological significant instructions for solving this problem are given. The study of the quantitative and qualitative aspects of the almost century-old development of natural, technical and humanitarian sciences in Dagestan provides a basis for the consistency of the status of national science and philosophy. The Sufivariety of Islam, which later became the traditional Islam for the region, formed a more or less integral theoretical philosophical system in integration with the ethno-psychological and cultural factors of the existence of local ethnic groups. This system received significant impulses for development during the Soviet period of formation and formation of higher education in the republic, and then - after the opening of the specialty "Philosophy" at the Dagestan State University. The regional vector in Dagestan science and philosophy has become defined largely due to the significant role of the out-standing organizer of science in the South of Russia, corresponding member of the Russian Academy of Sciences Yu.A. Zhdanov. Fruitful creative contacts of well-known philosophers and culturologists of the South of Russia have developed and continue to solve problems that go far beyond the narrowly Dagestan regional issues of national and ethno-confessional relations, including consideration of the peculiarities of civil society, epistemological ideas in religion, the place of cognitive culture in the spiritual life of the region.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ Ю.А. ЖДАНОВА В РАЗВИТИИ ДАГЕСТАНСКОЙ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ»

Научная статья УДК 001.32

DOI10.18522/2072-0181-2022-112-181-186

РОЛЬ Ю.А. ЖДАНОВА В РАЗВИТИИ ДАГЕСТАНСКОЙ НАУКИ

И ФИЛОСОФИИ

М.И. Билалов

THE ROLE OF YU.A. ZHDANOV IN THE DEVELOPMENT OF DAGESTAN SCIENCE AND PHILOSOPHY

M.I. Bilalov

Не первый раз обращаюсь к творчеству Ю.А. Жданова, и каждый раз поражает и диапазон его научных интересов, и глубина и оригинальность идей. Очередные XVI Ждановские чтения, прошедшие в Ростове-на-Дону 10-11 ноября 2022 г., по своей тематике обратили мое внимание на неоднократно, можно сказать, регулярно поднимавшиеся Юрием Андреевичем проблемы региональной науки на Юге России. Забота о них - своеобразное завещание научному сообществу, в том числе журналу «Научная мысль Кавказа», который, как справедливо отмечает И. Титаренко, «стал воплощением идей Ю.А. Жданова о методологии научного исследования, междисциплинар-ности, роли гуманизма в науке, об организации научной работы на Кавказе» [1, с. 9].

В шеститомном издании избранных работ Ю.А. Жданова первые четыре тома включают работы по науке: о месте науки в системе культуры, работы по химии, о научной картине мира, теории познания, проблемам социальной философии и др. Видный ученый, выдающийся организатор науки, великий патриот своего Отечества в работе «Наука как феномен культуры», вышедшей ровно 50 лет назад, в 1972 г., писал: «Специфической для науки проблемой, в которой проявляется ее связь с другими сферами культуры, которая отражает степень синтеза науки и мировоззрения, науки и нравственности, науки и эстетики, наконец, естественных и об-

Билалов Мустафа Исаевич - доктор философских наук, заведующий кафедрой онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Левина, 31 А, e-mail: mibil@mail.ru, т.: 8(8722)562125.

щественных наук, для нашего времени является проблема гуманизма, т.е. общечеловеческой роли науки» [2, с. 111].

Возглавив в 1969 г. созданный им же Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), Юрий Андреевич всю свою научно-организационную деятельность направил на реализацию этой общечеловеческой роли науки, интегрировав в Центр семь научно-исследовательских институтов (физики, механики и прикладной математики, физической и органической химии, нейрокибернетики, биологии, однородных микроэлектронных вычислительных структур, экономических и социальных проблем Северного Кавказа), 11 проблемных и 40 отраслевых лабораторий, шесть ОКБ. В вузах, НИИ, конструкторских бюро и лабораториях научного центра работало более 11 тыс. человек. Среди них - 490 докторов и 5662 кандидата наук [3, с. 416].

Уже в те годы был заключен договор о сотрудничестве между СКНЦ ВШ и Дагестанским филиалом АН СССР. В первые же годы его ректорства в Ростовском государственном университете (РГУ) начались тесные контакты Юрия Андреевича с ректором Дагестанского государственного университета (ДГУ) А.А. Абиловым. Их знакомство в дни Всесоюзного совещания директоров и ректоров вузов в 1959 г., которое проводилось министром высшего образования РФ В.П. Елютиным[4], положило начало

Mustafa Bilalov - Daghestan State University, 31 А Lyo-vin Street, Makhachkala, the Republic of Dagestan, 367000, e-mail: mibil@mail.ru, tel.: 8(8722)562125.

почти 30-летнему плодотворному сотрудничеству двух ведущих университетов России и их личной дружбе. Постепенно укреплялись связи СКНЦ ВШ с другими руководителями дагестанских вузов, известными дагестанскими учеными, такими как Х.И. Амирханов, Р.М. Магомедов, А.М. Магомедов и др.

Это творческое сотрудничество дало толчок развитию дагестанской науки. Сегодня в республике насчитывается 838 докторов и 3169 кандидатов наук. Из общего числа имеющих научные степени - 4007 человек - на долю Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ДФИЦ РАН) приходится 549 научных сотрудников (14 %), 718 докторов и кандидатов наук в ДГУ (18 %) [5].Тем не менее, в числе зарегистрированных в российской энциклопедии «Известные ученые» из Дагестана числятся всего 158 ученых, или полпроцента всех ученых Дагестана, что характеризует невысокое качество нынешнего научного сообщества республики [5].

Считается, что школа дагестанских физиков в области физики фазовых переходов получила мировую известность. И требовать от физиков неких региональных трансформаций исследований вроде бы неуместно. Но другие естественные науки и соответствующие учреждения вполне способны учесть особенности региона, дать разработки для регионального народнохозяйственного комплекса. Так, есть свои достижения у Института геологии ДФИЦ РАН - в изучении структурных сторон геологии, сейсмологии, ресурсов Республики Дагестан. А вопросы прогнозирования землетрясений и других земных катастроф особо значимы для региона, если учесть последствия разрушительного землетрясения в 1970 г. близ Махачкалы и высокую сейсмичность Кавказских гор. Богат регион и реками, и ресурсами Каспийского моря, которое имеет наибольшую протяженность в России по акватории Дагестана. Проблемы водных экосистем республики изучаются в Прикаспийском институте биологических ресурсов.

Определенных успехов добились и вузовские ученые. В области инноваций и коммерциализации разработок ДГУ имеет российские патенты на изобретения и полезные модели, другие виды интеллектуальной собственности (программы, ноу-хау), регистрируемые Роспатентом, и среди ведущих вузов России занимает 55-е место [5].

По количеству научных публикаций за последние пять лет на долю ДФИЦ РАН приходит-

ся 30 % от всего количества научной продукции. Следом идут три университета: ДГУ, ДГПУ и ДГТУ. Около 60 % федеральных грантов, приходящихся на Дагестан, выиграны сотрудниками институтов ДФИЦ РАН [5].

Однако при всех достижениях ученых республики и для институтов ДФИЦ РАН, и для вузов остается актуальным вопрос об их развитии в соответствии с постоянно повышающимися мировыми стандартами научных исследований. Ведь только соблюдение мировых стандартов может дать эффективные для региона результаты в развитии научных, прикладных исследований и технических приложений.

В связи с этим значимым видится отрицательное отношение Ю.А. Жданова к подражательству, низкопоклонству перед Западом. Он писал: «Ректор МГУ академик В.А. Садовничий так настороженно отнесся к непродуманным новациям: единому госэкзамену, Болонскому процессу. Здесь сказалась неистребимая традиция Московского университета, идущая еще от своекоштного студента физико-математического факультета Александра Герцена. Он называл "мещанским развратом" укоренившееся у россиян отношение к Европе: "Мы до сих пор смотрим на европейцев и Европу в том роде, как провинциалы смотрят на столичных жителей, -с подобострастием и чувством собственной вины, принимая каждую разницу за недостаток, краснея своих особенностей, скрывая их, подчиняясь и подражая"» [6, с. 206]. Спецоперация России на Украине в который раз, правда, на этот раз весьма убедительно, актуализировала необходимость сохранения российской идентичности и бережного к ней отношения, проведения курса на суверенное и национально ориентированное образование, управление и регулирование науки в интересах экономического и социокультурного развития региона.

СССР был одной из ведущих образовательных и научных держав мира. Россия сегодня сдала основные его позиции и отстает от многих стран из-за низкого финансирования, непродуманного распределения усилий между фундаментальными и прикладными исследованиями, отсутствия целеполагания со стороны государства и отсутствия заказчиков со стороны бизнеса, из-за изношенности научного оборудования, отсутствия благоприятной среды для научной деятельности и т.д.

Причин и аргументов для развития региональных исследований немало. В первую очередь они должны учитывать специфику региона.

В экономике это - агропромышленный комплекс. В Дагестанском научно-исследовательском институте сельского хозяйства проведены значительные работы по изучению и разработке комплекса машин для выполнения технологических операций в виноградарстве, адаптированных к почвенно-климатическим условиям республики. Но насколько эти разработки внедрены и результативны в республике? Убедительных достижений в экономике нет.

Показателем уместности понятия региональной науки предстают гуманитарные исследования. «Здесь обширное поле исследований в области востоковедения, языкознания, взаимодействия культур России и Кавказа, Запада и Востока, - отмечал Ю.А. Жданов. - Общенаучный интерес имеют возникающие здесь многоязычие, религиозные формы мышления, сочетание традиционных и современных форм общественных и бытовых отношений. Имеются и другие особенности региона, которые воздействуют на науку в целом» [3, с. 421]. В становлении научной картины региона особо значима роль исторической науки. Ю.А. Жданов в свое время участвовал в подготовке обобщающего труда коллектива ученых Дагестанского научного центра РАН, где рассмотрен особый период и сложные социально-экономические и политические процессы в жизни горцев Северного Кавказа в конце XVIII - начале XIX в., которым в отечественной историографии давались неоднозначные оценки.

Однако единой, глубоко продуманной методологии и программы региональных исследований гуманитарных и общественных наук в развитии региональной науки до сих пор нет. К сожалению, Министерство образования и науки РД вплотную не управляет наукой в республике, считая это прерогативой Москвы. Другим препятствием развитию регионально адаптированной науки являются традиционные замкнутость и оторванность дагестанской гуманитарной науки от большой науки: ученые республики все еще довольствуются местными конференциями, мало выезжают, не осваивают общепринятую этику научного творчества, современную си-нергетическую и постмодернистскую методологию и т.п. Молодое поколение научного сообщества сориентировалось на поверхностные и показные достижения, на получение всевозможных формальных дипломов, грантов и призов. Как и всю российскую науку, дагестанскую науку подтачивают коррупция, компиляторство, плагиат.

В результате дагестанская наука не имеет теоретически обоснованного взгляда на культуру и историю наших этносов, наша гуманитари-стика не возвышается над эмпирическим и фрагментарным описанием разрозненных событий дагестанского прошлого. Эта противоречащая научному взгляду традиция отчасти заложена, на наш взгляд, в русской литературе, по которой мы, дагестанцы, судим о себе - быте, бытии, культуре, религии. А. Мелихов, пытаясь разглядеть душу Кавказа в наиболее резонансных сочинениях русских классиков - «Кавказский пленник» Пушкина, «Аммалат-бек» Марлинского, «Герой нашего времени» Лермонтова, в творениях Тол -стого, - выделял романтическое (дворянское) и обыденное (народное) отношение к горцам. Исследователь приходит к выводу о нежелании, неспособности «одной культуры войти в метафизические глубины другой... вглядываться в душу "благородных дикарей", чтобы не разочароваться... вопрос о метафизической стороне кавказского менталитета в нашей литературе, похоже, еще не ставился» [7].

Л. Никитинский, пытаясь разобраться в истоках «кавказского терроризма», заключил, что «это в анамнезе столкновение традиционного общества с массовым», лишенным традиций, и, глядя «из будущего», мы видим не столько плюсы обычаев, сколько минусы их отсутствия [8]. И постичь этот диапазон предстоит нашей этнографии и всей гуманитаристике через его осмысление в научно-философской терминологии.

В связи с этим, на наш взгляд, метафизические глубины дагестанской культуры могут быть осмыслены прежде всего региональной, национальной философией. Обозримое прошлое региона по своей культуре связано с исламским мировоззрением. Так исторически сложилось в регионе, что предпочтительное распространение получила мистическая ветвь ислама - суфизм. Это обусловлено несколькими обстоятельствами, решающим из которых является тот факт, что суфийская разновидность мусульманства, ставшая впоследствии традиционным для региона исламом, обладала наибольшим адаптационным ресурсом к природно-климатическим, этнопсихологическим и культурным факторам бытия местных этносов (см. об этом: [9]). Проблема в том, насколько эта конфигурация местной культуры и суфийского ислама составила более или менее целостную теоретическую философскую систему.

Другими словами, встает вполне правомерный вопрос о существовании национальной дагестанской философии и ее содержательных проявлениях. Одним из настойчивых исследователей, категорично положительно отвечающих на него, является старейшина региональной философии - профессор М.А. Абдуллаев, посвятивший свое творчество осмыслению духовной культуры народов Дагестана с древнейших времен до наших дней. В свое понимание региональной философии М.А. Абдуллаев включает не только философские, логические, эстетические, этические, но и социально-политические проблемы. Автор объясняет такое расширительное толкование предмета философии господством религии, отсутствием письменности у ряда народов Дагестана, преобладанием в общественном сознании фольклора и поэзии [10].

У истоков философской науки в Дагестане стоял также Х.М. Фаталиев, а в 60-х гг. ХХ в. - доктора философских наук А.Г. Агаев, М.А. Вагабов, С.М. Гаджиев. Они заведовали вузовскими кафедрами, а профессора М.А. Абдуллаев и А.Г. Агаев стали первыми председателями Дагестанского отделения ФО СССР. С 1997 г. ответственность возглавить ДО РФО принял на себя автор этой статьи.

История науки свидетельствует, что статус науки слагается из трех аспектов: соответствующего научного знания, научной деятельности ученых и социокультурного статуса в виде учреждений и объединений науки, поддерживаемых государственным финансированием. Все это в равной степени стало реальным для дагестанской философии только в СССР. Не могу в связи с этим не назвать имя У. А. Раджабова, защитившего докторскую диссертацию в Ростовском государственном университете. В дагестанских вузовских коллективах живы дух и традиции, заложенные К.К. Абасовым, Л.Х. Ав-шалумовой, А.К. Алиевым, А.Б. Баймурзаевым, М.Т. Батырмурзаевым, Г.Р. Габуния, М.А. Гай-даровым, О.М. Гусейновым, М.М. Курбиевым, Ю.В. Меджидовым, С. Ш. Муслимовым, М.Б. Му-стафаевым, М.Г. Мустафаевой, В.Н. Савиным, Т.Б. Савиной, Р.М. Салаватовым, У.А. Раджабо-вым и др. Старшим поколением региональной философии заложены также традиции сотрудничества и обмена опытом с философскими кафедрами и факультетами Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Ташкента, Краснодара и других научных центров СССР (см. подробно: [11]).

Далеко за пределами Дагестана и России известно имя нашего земляка академика РАН Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова. В 1970-х гг. прошел аспирантуру, а затем и докторантуру МГПИ им. В.И. Ленина автор данной статьи, там же защитил докторскую диссертацию профессор ДГУ А.М. Магомедов. Профессор ДГПУ Р. А. Акимов учился в аспирантуре Института философии РАН (ИФ РАН) и защитил кандидатскую диссертацию. Тесные контакты со столичными и ростовскими учеными имели ныне заведующие кафедрами дагестанских вузов профессора Ю.Н. Абдулкадыров, О.Р. Рад-жабов, выпускник МГУ Т.Э. Кафаров. В 1990 г. в ИФ РАН защитил кандидатскую диссертацию З.М. Абдулагатов. С Санкт-Петербургским госуниверситетом (СПбГУ) сложились научные связи по культурологии благодаря аспирантским и докторантским контактам профессора Р.М. Аба-каровой.

И безусловно, становление и развитие региональной философии Дагестана начиная с 70-х гг. XX в. проходило в тесной связи с СКНЦ ВШ и Ростовским государственным университетом - структурами, возглавляемыми Ю.А. Ждановым. Как пишет академик РАН В. А. Бабешко, «Юрий Андреевич делал все, для того чтобы молодежь Северного Кавказа как можно в большем количестве поступала в базовый, высокорейтинговый вуз Северного Кавказа, Ростовский госуниверситет, обогащалась его научными и учебными традициями и знаниями и несла их в свои республики. Благодаря такой политике Юрия Андреевича в вузах республик Северного Кавказа появились блестящие ученые в разных областях - многие из которых являются выпускниками Ростовского госуниверситета» [12, с. 13]. Целый ряд дагестанских философов - И.А. Ахмедов, А.Д. Дибраев, А.М. Ибрагимов, А.Г. Качабеков, К. М. Магомедов, М. Р. Рамазанов, А. А. Саидов, М.Я. Яхьяев - успешно окончили Ростовский государственный университет. Практически все перечисленные выше философы Дагестана публиковались в журналах, созданных Юрием Андреевичем, - «Известия СКНЦ ВШ», «Известия вузов. Северо-Кавказский регион», «Гуманитарий Юга России», «Научная мысль Кавказа». Многие из них внесли свой научный потенциал, будучи членами редколлегии этих журналов.

Значимые для региональной философии, истории, филологии, культурологии Дагестана связи сложились в рамках Северо-Кавказского научного центра высшей школы и лично с Ю.А. Ждановым.

1990-е годы активизировали деятельность ученых-гуманитариев в переоценке происходящих общественно-политических событий, во многом изменили их научные приоритеты. В частности, я, будучи, гносеологом по базовой специальности, углубился в осмысление проблем религиозной региональной тематики. В 2003 г. вышла моя монография «Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания» [13]. По существу, это был мой первый опыт регионализации своей теоретико-познавательной проблематики. Юрий Андреевич восторженно принял выход этой книги, высоко оценил мое обращение в ней к Гегелю и мой переход на новую, столь актуальную ступень научного исследования. «Это здорово, - сказал он мне при личной встрече, - что ты, Мустафа, взялся за северокавказский суфизм».

Блистательный организатор региональной науки Ю.А. Жданов одобрил и поддержал идею об открытии в Дагестанском государственном университете философского факультета.

В период своеобразной вакханалии, охватившей научно-организационную и образовательную среду новой России, когда классические специальности сокращались, но плодилось множество экономико-юридических направлений и специальностей, ставить вопрос о возрождении философии казалось неуместным. Но даже в этих условиях Юрий Андреевич последовательно и успешно проводил реальную стратегию «сотрудничества гуманитарной и естественно-технической интеллигенции вузов и научных учреждений Северного Кавказа, а также работников культуры» для «стабилизации обстановки в регионе» [14, с. 422].

В сентябре 2005 г., незадолго до кончины Ю.А. Жданова, сбылось его ожидание и наша совместная идея - на историческом факультете ДГУ было открыто отделение философии.

Открытие специальности «Философия» в ДГУ означало своеобразную институализа-цию философии и дало заметный толчок развитию этой науки в Дагестане. Сегодня на базе Дагестанского госуниверситета при поддержке философских центров России, особенно Института философии РАН, существует деятельное Дагестанское отделение РФО. При поддержке ректора ДГУ М.Х. Рабаданова оно объединило усилия ведущих ученых вузов республики -Ю. Абдулкадырова, Т. Кафарова, М. Мустафаева, О. Раджабова, М. Яхьяева и др. - и выдвинулось в число лучших в России по многим показателям. Консолидировали философское сообщество

Дагестана и регулярно проводимые всероссийские и региональные научные форумы.

Расширились и укрепились связи дагестанских философов с коллегами из вузов Юга России и СКФО. В их числе представители ростовской школы ученых - Г.В. Драч (Ростов-на-Дону), В.Х. Акаев (Чеченская Республика), Ф.С. Эфендиев (Кабардино-Балкария), М.И. Данилова (Краснодар), П.Л. Карабущенко, М.М. Кучуков, Л.Я. Подвойский (Астрахань) и др. Они составили неформальную научную рабочую группу со своим научно-организационным авторитетом на Юге России. В настоящее время складывающаяся проблематика форумов выходит за пределы узкорегиональных вопросов национальных и этноконфессиональных отношений, включает рассмотрение особенностей гражданского общества, гносеологических идей в религии, места познавательной культуры в духовной жизни региона.

И если мы сегодня говорим о региональном векторе в дагестанской науке и философии, то в его становлении и развитии во многом значимую роль сыграл выдающийся организатор науки на Юге России - член-корреспондент РАН Ю.А. Жданов. При его непосредственной поддержке и личном участии Дагестан превратился в заметный своими достижениями региональный центр Российского философского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Титаренко И.Н. Ю.А. Жданов и его междисциплинарный издательский проект реализации гуманистической миссии науки (к 25-летию журнала «Научная мысль Кавказа») // Научная мысль Кавказа. 2019. № 4. С. 9-15.

2. Жданов Ю.А. Наука как феномен культуры // Избранное: в 6 т. Т. 2. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2019. С. 102-128.

3. Жданов Ю.А. Активнее браться за решение проблем региона // Избранное: в 6 т. Т. 2. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2019. С. 415-421.

4. Абилов А.А. Записки ректора. Начало. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2011. 295 с.

5. Дагестан в зеркале наукометрии. URL: https:// midag.ru/2014/05/22/dagestan_v_zerkale_ naukometrii/.

6. Жданов Ю.А. Роль МГУ в развитии научно-образовательного потенциала регионов России // Избранное: в 6 т. Т. 2. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2019. С. 205-206.

7. Мелихов А. Кавказские пленники экзотики. URL: https://nvspb.ru/2012/08/04/kavkazskie-plenniki-ekzotiki-48974.

8. Никитинский Л. Спящие вулканы Кавказа. URL: https://liberal.ru/from-the-press/bspyacshie-

vulkany-kavkazabr-bsovet-po-pravam-cheloveka-predlozhil-svoe-posrednichestvo-dlya-sohraneniya-mira-na-severnom-kavkaze-v-chem-sostoit-eta-missiya-i-pochemu-ona.

9. БилаловМ.И. Дагестан в культуре и цивилизации. Махачкала: Даг. кн. изд-во», 2010. 192 с.

10. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России). Махачкала: Юпитер, 1993. 355 с. С. 12-14.

11. Билалов М.И. Цивилизационно-прогностическая миссия отечественной философии (дагестанский опыт) // Вестник Российского философского общества. 2019. Вып. 1-2. С. 9-20.

12. Бабешко В.А. Уроки Ю.А. Жданова // Научная мысль Кавказа. 2019. № 2. С. 12-13.

13. Билалов М.И. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М.: Академия, 2003. 128 с.

14. Жданов Ю.А. Региональные проблемы в сфере науки, культуры, образования // Избранное: в 6 т. Т. 2. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2019. С. 421-431.

REFERENCES

1. Titarenko I.N. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2019, no. 4, pp. 9-15.

2. Zhdanov Yu.A. Nauka kak fenomen kultury [Science as a cultural phenomenon]. In: Izbrannoe: v 6 t. T. 2 [Selected works: in 6 vols. Vol. 2]. Ros-tov-na-Donu, Fond nauki i obrazovaniya, 2019, 440 p., pp. 102-128.

3. Zhdanov Ju.A. Aktivnee bratsya za reshenie problem regiona [To take up more actively the solution of the problems of the region] . In: Izbrannoe: v 61. T. 2 [Selected works: in 6 vols. Vol. 2]. Ros-tov-na-Donu, Fond nauki i obrazovaniya, 2019, 440 p., pp. 415- 421.

4. Abilov A.A. Zapiski rektora. Nachalo [Rector's notes. Beginning]. Makhachkala, Publishing House of the Dagestan State University, 2011, 295 p.

5. Dagestan v zerkale naukometrii [Dagestan in the mirror of scientometrics]. Available at: https://midag. ru/2014/05/22/ dagestan_v_zerkale_naukometrii/.

6. Zhdanov Yu.A. Rol MGU v razvitii nauchno-obra-zovatelnogo potentsiala regionov Rossii [The role

of MSU in the development of scientific and educational potential of Russian regions]. In: Izbrannoe: v 6 t. T. 2 [Selected works: in 6 vols. Vol. 2]. Ros-tov-na-Donu, Fond nauki i obrazovaniya, 2019, 440 p., pp. 205-206.

7. Melikhov A. Kavkazskie plenniki ekzotitki [Caucasian captives of exoticism]. Available at: https://nvspb. ru/2012/08/04/kavkazskie-plenniki-ekzotiki-48974.

8. Nikitinsky L. Spyashchiye vulkany Kavkaza [Dormant volcanoes of the Caucasus]. Available at: https:// liberal.ru/from-the-press/bspyacshie-vulkany-kavkazabr-bsovet-po-pravam-cheloveka-predlozhil-svoe-posrednichestvo-dlya-sohraneniya-mira-na-severnom-kavkaze-v-chem-sostoit-eta-missiya-i-pochemu-ona.

9. Bilalov M.I. Dagestan v kulture I tsivilizatsii [Dagestan in culture and civilization]. Mahachkala, Dagestan Book Publishing House, 2010, 192 p.

10. Abdullaev M.A. Iz istorii filosofskoy I obshchest-venno-politicheskoy mysli Dagestana (s drevney-shikh vremen do prisoedineniya Dagestana k Rossii) [From the history of philosophical and socio-political thought of Dagestan (from ancient times to the annexation of Dagestan to Russia)]. Mahachkala, Yupi-ter, 1993, 355 р., рр. 12-14.

11. Bilalov M.I. Vestnik Rossiyskogo filosofskogo ob-shchestva, 2019, iss. 1-2, pp. 9-20.

12. Babeshko VA. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2019, no. 2, pp. 12-13.

13. Bilalov M.I. Gnoseologicheskiye idei v strukture religioznogo soznaniya [Gnoseological ideas in the structure of religious consciousness]. Moscow, Akademia, 2003,128 p.

14. Zhdanov Yu.A. Regionalnye problemy v sfere nauki, kultury, obrazovaniya [Regional problems in the field of science, culture, education]. In: Izbran-noe: v 6 t. T. 2 [Selected works: in 6 vols. Vol. 2]. Rostov-na-Donu, Fond nauki i obrazovaniya, 2019, 440 p., pp. 421-431.

Статья поступила в редакцию 17 ноября

2022 г.

The article was submitted to the editorial

office on November 17, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.