Научная статья на тему 'Роль языка в создании социальной Вселенной'

Роль языка в создании социальной Вселенной Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВАЦИЯ ПСИХИКИ / ЭКС-ПСИХИЧЕСКИЙ ОБМЕН / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ МИР / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЕЩЕСТВЕННЫЙ МИР / SUBJECTIVATION OF PSYCHE / NON-PSYCHIC EXCHANGE / COLLECTIVE KNOWLEDGE / SYMBOLIC REALITY / SYMBOLIC COMMUNICATION / SOCIAL REALITY / SOCIAL INTERACTION / SOCIAL SPACE / MATERIAL WORLD

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Леонова Е. П.

Приняв за отправную точку идеи Питирима Сорокина, можно предположить, что язык есть основное средство создания социальной реальности. Это происходит за счет того, что человечество, расплачиваясь рядом неблагоприятных последствий для психики, выбирает язык как средство субъективации внутренних или психических состояния, т. е. их вынесения и реализации во внешнем социальном и вещественном мире. Таким образом, человеческая реальность есть застывшая психика, вынесенная вовне посредством языка, который дает возможность человеку быть творцом собственного бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The language function in the social universe creation

The article relies on Pitirim Sorokin's idea that language is subjectivation of psyche which implies making the personal psychological phenomena and emotional experience known and explicit to others. Consequently, language is a means of non-psychic exchange of psychological states, which, having some drawbacks, still gives a man a great advantage of accumulating collective experience, passing it down in the form of abstract notions and concepts, thus creating symbolic or social reality in its own right.

Текст научной работы на тему «Роль языка в создании социальной Вселенной»

дискуссия

журнал научных публикаций

Е. П. Леонова, соискатель, кафедра социальной философии, Центр классического образования, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, eln74@list.ru

РОЛЬ ЯЗЫКА В СОЗДАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ВСЕЛЕННОЙ

Язык, который традиционно считается средством передачи информации, очевидно, имеет также важные функции в социальном мире. Роли языка как инструмента создания социальной реальности и социального взаимодействия посвящена эта статья. Отправной точкой представленных рассуждений о языке стали работы П. Сорокина, известного русско-американского социолога и культуролога. =

Справедливости ради стоит заметить, что Сорокин никогда специально не занимался проблемами языка. Однако в его многочисленном наследии есть разрозненные высказывания, в которых ясно прочитываются идеи относительно роли и места языка в создании человеческой реальности. Эти идеи сближают его с феноменологической точкой зрения, со- -

гласно которой язык - основное средство и главный инструмент конструирования социальных явлений.

Сорокин определяет язык как «главный и основной вид звуковой социальной символики»1. Это подразумевает, что язык является основным символом или знаком определенных психических явлений, переживаний, чувств, эмоций, мыслей, настроений, и пр.

Вместо прямого обмена психическими состояниями (как это, возможно, делают жи-

Вместо прямого обмена психическими состояниями (как это, возможно, делают животные; по крайней мере, собаки,очевидно,легко считывают информацию о внутреннем психологическом состоянии другого живого существа), человек предпочел найти «непсихических» посредников, которыми стали слова в качестве специальных символов или значков внутренних состояний.

вотные; по крайней мере, собаки, очевидно, легко считывают информацию о внутреннем психологическом состоянии другого живого существа), человек предпочел найти «непсихических» посредников, которыми стали слова в качестве специальных символов или значков внутренних состояний. Очевидно, что прямой обмен психическими состояниями не только возможен, но и довольно распространен. В психологии существует термин психическое заражение, которое часто возможно лишь в группе и при условии наличия большого эмоционального заряда. Однако не на него сделало ставку человечество в своей попытке выжить и продолжить род.

Язык, как пишет Сорокин, есть реализовавшиеся психические явления. Язык есть способ субъективации психики,

- вынесения внутренних

состояний вовне, оповещения о них и их передачи. Язык есть накопленные в ходе развития человеческого общества знаки опыта, эмоций, переживаний и прочего содержания психики человека.

Символический способ обмена ощущениями и переживаниями, а также всем прочим содержимым внутреннего мира человека имеет как свои плюсы, так и минусы.

Если начать с недостатков, следует отметить, что самым серьезным из них являет-

дискуссия

журнал научных публикаций

ся тот факт, что человек по большей части отрезан от непосредственного эмоционального контакта и чувственного переживания состояний, которые испытывает другой человек. Получая символы психических явлений, которые служат лишь приглашением к интерпретации, он должен перевести их в мир собственных ощущений. Следовательно, он всегда замкнут в мире собственного эмоционального опыта. Если опыта, похожего на тот, который символически содержится в языке, у индивида нет, то высказанное остается для него тем, что он должен принять

на веру, а часто и просто _

сотрясением воздуха. Ценой символического обмена состояниями посредством языка является недопонимание, разобщенность, ощущение пустоты и даже вселенского одиночества. Умение понять и уловить настроение становится в человеческом обществе особым навыком и даже талантом.

Непосредственный эмоциональный контакт, замененный внешней символикой и вынесенный вовне, становится контактом социальным. Таким образом, социальное взаимодействие можно рассматривать как процесс обмена психическими переживаниями в их символической или, как ее называет Сорокин, «экс-психической» форме. Социальное взаимодействие можно считать взаимодействием опосредованным, символическим, осуществляемым через проводника, посредством замены живого восприятия нейтральным знаком или меткой.

С другой стороны, =

символический способ обмена психическими состояниями имеет, по крайней мере, два очевидных преимущества.

Первое преимущество символического способа передачи психических явлений заключается в том, что он позволяет беспрецедентным образом сохранять информацию и передавать ее не просто одному или нескольким, но всем последующим поколени-

Язык есть накопленные в ходе развития человеческого общества знаки опыта, эмоций, переживаний и прочего содержания психики человека.

ям, которые могут ее дополнять, исправлять или модифицировать в соответствии с собственным опытом. Психические состояния, ставшие достоянием последующих поколений, составляют коллективный опыт человечества.

Сознательное взаимодействие индивидов означает существование в рамках коллективного опыта или внесение в него собственного вклада. Коллективный опыт, который хранится и передается в языке и посредством языка, обеспечивает выживание, воспроизводство и успешное функционирование человеческого

_ общества.

Сорокин пишет, что, во-первых, индивидуальный опыт изолированного индивида ограничен и с его смертью исчезает, тогда как коллективный опыт, т. е. взаимодействие индивидуальных опытов - обмен ощущений, представлений ит. д., несравненно глубже, шире и продолжительнее. Во-вторых, «индивидуальный опыт может быть ошибочным (например, человек может быть ненормальным, галлюцинировать, находиться под влиянием различных эмоций - страха, гнева ит. д., составить о каком-нибудь факте совершенно неверное представление), тогда как коллективный опыт безошибочен: недаром

Коллективный опыт, который хранится и передается в языке и посредством языка, обеспечивает выживание, воспроизводство и успешное функционирование человеческого общества.

же истинои считается

то, с чем все согласны»2. Таким образом, с ростом и накоплением коллективного опыта происходит формирование социального мира или, по словам Сорокина, «человеческой реальности». «Темные и неверные представления о различных явлениях мира, об опасных и безопасных, вредных и полезных и т. д. сменяются с ростом коллективного опыта все более и более верными, и, наконец, в процессе такого взаимодействия из потока представлений и ощущений появляется абстрактное отвлеченное понятие...»3. Отвлеченные понятия, о которых пишет Сорокин, составляют основу культур-

дискуссия

журнал научных публикаций

ных артефактов или концептов, оседающих в языке, передаваемых в качестве культуры и составляющих основу социального бытия.

Коллективный опыт воспринимается последующими поколениями как «знание», представленное в форме абстракций, очевидных истин, не подлежащих обсуждению аксиом, переходящих в разряд само собой разумеющегося. Таким образом, человек, в отличие от прочих биологических видов, осваивает реальность не за счет непосредственного опыта (или имитируя действия родителей), а за счет усвоения коллективного опыта в виде абстрактных понятий и «знаний», накопленных в языке. Человек делает ставку на развитие логического мышления и умение оперировать абстрактными понятиями.

«Взаимодействие - иначе говоря, взаимный обмен теми или иными видами энергии -с того момента, ... когда устанавливается обмен не только представлений, ощущений и т. д., но и обмен понятий (усвоение и передача знаний: обучение, научные открытия и изобретения и т. д.) резко отделяется от всех остальных видов взаи- —

модействия и становит-

Если опыта, похожего на тот, который символически содержится в языке, у индивида нет, то высказанное остается для него тем, что он должен принять на веру, а часто и просто сотрясением воздуха.

ся исключительно чело-

веческим достоянием»4. Особенность человеческого взаимодействия

в том, что человек об- _

менивается не только психической энергией, но, в большей степени, абстрактными понятиями, которые сохраняются в языке и позволяют создавать собственную, «человеческую» реальность.

Обнаруживая мир сложных хитросплетений из абстракций и понятий, оставленных предыдущими поколениями, человек должен научиться ориентироваться в этом мире, найти себя в нем, интериоризировать его структуры. Перед современным человеком, помимо необходимости получить непосредственный опыт восприятия мира и освоить его в том виде, в каком он предстает нашим органам чувств, стоит задача постижения со-

Психические состояния, ставшие достоянием последующих поколений, составляют коллективный опыт человечества.

циальной реальности. Таким представляется мир, в котором психические переживания и состояния, разделенные всей социальной группой и усвоенные в виде знаний, становятся явлениями социальными.

Второе важное преимущество символического способа передачи психических явлений заключается в том, что язык порождает социальное взаимодействие, т. е. создает возможность символического общения, при котором не задействованы сиюминутные эмоции и непосредственные переживания. Это общение, лишенное «человеческого» элемента, представляющее собой взаимодействие социальных субъектов, существующих лишь в абстракциях социальной реальности. Обезличивающее социальное общение удивительно эффективно обеспечивает успешное функционирование общества, которое само становится абстракцией в глазах человека. В ходе социальной коммуникации происходит исполнение социальных ролей, при этом психические состояния и переживания конкретного индивида выносятся за скобки вза-— имодействия и не влияют на ход социальной жизни. Жизнь современного человека представляет собой сложный клубок социальных взаимодействий, в большей степени лишенных психического или эмоционального контакта. «Сущность социального явления - это взаимодействие людей, устанавливающееся не в случайной, а в более или менее постоянной группе»5.

Язык, таким образом, способствует созданию самодостаточной реальности, сплетенной из ролевых взаимодействий и не привязанной к психическим переживаниям отдельного индивида. Социальный мир приобретает устойчивость именно благодаря его независимости от психических состояний и сиюминутных эмоций. «... Логическое взаимодействие - иначе - взаимодействие понятий - вот окончательный признак чисто

дискуссия

журнал научных публикаций

социального (человеческого) явления. ... Социальное явление - есть мир понятий, мир логического бытия, получающийся в процессе взаимодействия человеческих индивидов»6.

Социальное общение дает возможность организации крупных сообществ и больших городов, в которых человек существует в системе всевозможных взаимодействий с другими, при этом не принимая на себя эмоциональную нагрузку психологического контакта с большей частью из них. Житель города в большей степени сам определяет круг близких людей, с которыми он устанавливает эмоциональные отношения. При этом основная масса взаимодействий остается в разряде =

функционального общения, социального ритуала, воспроизводства типичных речевых ситуаций, которые избавляют от излишней психологической и эмоциональной нагрузки. Язык способствует объединению людей во все большие сообщества, выступая средством организации такого количества взаимодействий, которое без языка человеческая психика и организм просто не в состоянии были бы вынести.

Язык представляется средством создания символической реальности и символического общения, которые также можно назвать социальными, поскольку в них выражен не индивидуальный и непосредственный опыт, но весь свод кумулятивного, коллективного опыта человечества. Именно это имеет в виду Сорокин, когда цитирует Вагнера: «... человек, благодаря своей членораздельной речи, дающей ему возможность жить знанием, опытом и мыслями не только современных, но и умерших поколений, создал себе на земле совершенно исключительные

У современного человека складывается ощущение, что он постепенно становится рабом языка, поскольку не он устанавливает метки для явлений и состояний, но метки диктуют видение реальности.

условия существования»7. Под исключительными условиями можно понимать мир социальной реальности, который обеспечивает сохранение и развитие общества; выживание и комфорт каждого индивида. Язык позволяет человеку оставить биологическую среду обитания и создать собственную реальность социального мира.

«... Сущность социального явления ... есть мир понятий, отвлеченных концептов, в сумме составляющих то, что называется человеческим знанием или наукой. В процессе взаимодействия группы индивидов происходит взаимный обмен опытом, этот обмен углубляет, расширяет и дополняет индивидуальный опыт; образует постоянный поток психического взаимодействия - обмен ощущений, восприятий, представлений и т. д., из которого и получается, в конце концов, мир понятий. Значит - человеческое общество, вся культура и вся цивилизация в конечном счете есть не что иное, как мир понятий, застывших в определенной форме и в определенных видах»8. Не вызывает сомнений, что мир понятий реализован в знаках языка. Язык является носителем и хранилищем мира понятий и коллективного опыта.

Человеческая реальность сплетена из абстракций и понятий, созданных при помощи языка, и реальным в них оказывается зачастую лишь их языковое наполнение.

дискуссия

журнал научных публикаций

У современного человека складывается ощущение, что он постепенно становится рабом языка, поскольку не он устанавливает метки для явлений и состояний, но метки диктуют видение реальности. Современный человек испытывает подозрение к метке: есть ли за ней реальное наполнение или она сама есть реальность.

Как бы ни воспринимался язык современным человеком, но он эффективно работает

как средство передачи _

абстрактных понятий, выстраивания социальных отношений и создания социального мира, который есть, по словам Сорокина, «застывшая психика». Это относится «... и к храму, и к дому, и к музею, и к картине, и к кокардам, и к другим «материаль- —

ным вещам». Все они лишь символы, значки психических переживаний - и постольку они социальные явления»9. Мир, окружающий нас, - это реальность социальных явлений, реализованных и ставших материальными благодаря языку.

Сорокин утверждает, что психические явления, вырвавшись наружу и приняв внеш-

Коллективный опыт, воспринимается последующими поколениями как «знание»,представленное в форме абстракций, очевидных истин, не подлежащих обсуждению аксиом, переходящих в разряд само собой разумеющегося.

нее выражение в символических формах, уже ничем не напоминают породившие их состояния. Они обретают собственное бытие, перестают быть свободными и становятся связанными «тяжелыми» и «негибкими» законами вещественного мира, которые подчас радикально изменяют его собственные законы. Психика, воплощаясь в материальных и вещественных предметах, волей-неволей принуждена подчиняться тем законам, которыми управляют последние. Таким образом, язык, порожденный психикой, образует собственную реальность, в которой действуют законы, отличающиеся от законов психических явлений. Из этой опосредованной языковой реальности, наполнен- ной абстрактными объектами, такими как культурные артефакты, создается социальный мир. Мир вещественный несет на себе печать социального мира, являясь, по сути, миром социальных явлений. В этом смысле Сорокин соглашается с О. Контом, который писал, что идеи управляют миром и вертят им, а «все социальные отношения, в конце концов, обусловливаются мыслью»10.

«Разве все эти фабрики и заводы, больницы и школы, дома и одежда и т. д. сами собой создались? Разве это не было предварительно в виде мысли, хотя бы в головах их изобретателей?»11 Сорокин утверждает, что «машины, прежде чем принять «материальное» бытие, должны уже иметь «логически-психическое» существование в мысли ее изобретателя. Все есть застывшая мысль современной или предыдущих эпох»12. Мысль непосредственно связана с языком и социальным опытом, который мы получаем благодаря языку. Передача мысли осуществляется исключительно в языковой форме. Следовательно, язык оказывается важнейшим

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций Ж

инструментом создания не просто абстрактной реальности социальных отношений, но и материального или вещественного мира, созданного руками человека.

«... Наше знание опережает миропонимание, миропонимание - искусство и все вместе взятые, - практику, быт»13. Язык есть хранилище знания, которое представляет собой коллективный опыт человечества. Мысль принимает материальное выражение исключительно благодаря семиотическим системам, основной из которых является язык. Можно сказать, перефразируя Сорокина, что все есть мысль, сформулированная и застывшая при непосредственном участии языка.

Человек представляется уникальным существом в том смысле, что он сам, благодаря языку, созидает собственный мир, отличный от данной ему изначально природной реальности. «... Социальный мир есть мир идей, а человек есть животное, созидающее царство логического бытия - новую и высшую форму мировой энергии»14.

Человек не просто созидает социальную реальность, но и способен вносить в нее изменения. Сорокин пишет, что сущность социального процесса составляет мысль, мир понятий, «то, очевидно, он же и является основным первоначальным фактором социальной эволюции. ... Изменения практики, быта, в частности, способов и орудий производства, а равным образом и всей правовой и политической организации наступает лишь после соответствующего изменения в психике, в идеях, в знаниях и в убеждениях и без этого предварительного психического изменения оно не может наступить ,..»15. Из этого можно сделать вывод, что любые социальные изменения должны неизбежно вести к изменениям в языке, его грамматическом строе и лексическом составе. Они также отражаются на системах знаний и опыте, которые передаются последующим поколениям, в качестве строительного материала для создания, воспроизводства или изменения социальной реальности.

Подводя итог, стоит отметить, что, согласно идеям П. Сорокина, язык - символизация психических явлений или способ субъектива-ции психики. Из этого можно сделать вывод, что, лишившись непосредственного эмоционального контакта, человечество приобрело в языке инструмент накопления коллективного опыта и его передачи последующим поколениям. Став хранилищем абстрактных понятий и культурных концептов, которые воспринимаются как само собой разумеющееся, язык стал средством создания символического (социального) общения и социального мира. Язык породил собственную реальность, которая, помимо прочего, воплощается в материальных предметах и вещах, окружающих человека. Мир вещественный есть слепок мира социального.

Таким образом, язык является уникальным инструментом, который позволяет человечеству не просто выживать и адаптироваться в наличных условиях, но и создавать собственную реальность человеческого бытия. I

1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 43.

2. Сорокин П. А. О так называемых факторах социальной эволюции / Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 526.

3. Там же. С. 527.

4. Там же. С. 525.

5. Там же. С. 527.

6. Там же. С. 524.

7. Там же. С. 528.

8. Там же. С. 41.

9. Там же. С.531.

10. Там же. С. 528.

11. Там же. С. 529.

12. Там же. С. 531.

13. Там же. С. 531.

14. Там же. С. 531.

15. Там же. С. 531.

Став хранилищем абстрактных понятий и культурных концептов, которые воспринимаются как само собой разумеющееся, язык стал средством создания символического (социального) общения и социального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.