Научная статья на тему 'Роль языка как основного средства коммуникации в обществе'

Роль языка как основного средства коммуникации в обществе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE / LANGUAGE / SLANG / YOUTH / SOCIETY / SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ким Л.С., Кисель И.Ф.

To date, lives of many young people in Russia are influenced by mass culture, globalization, and multiculturalism. Young people follow certain stereotypes that impose on them through television, films and music. The speech of youth is a sure indicator of the sociocultural situation in the society. The influence of youth on the general literary language is as higher, as the lower the level of social stability in the country. The relevance of studying the speech behavior of young people is that slang occupies a necessary niche in all languages, it is a middle ground between standard and informal words accepted by the general public, and special words and expressions known only to relatively small social groups and subcultures. Sociocultural factors are determined that determine such a form of communication that would correspond to the nature of each person in society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LANGUAGE AS THE MAIN MEANS OF COMMUNICATION IN SOCIETY

To date, lives of many young people in Russia are influenced by mass culture, globalization, and multiculturalism. Young people follow certain stereotypes that impose on them through television, films and music. The speech of youth is a sure indicator of the sociocultural situation in the society. The influence of youth on the general literary language is as higher, as the lower the level of social stability in the country. The relevance of studying the speech behavior of young people is that slang occupies a necessary niche in all languages, it is a middle ground between standard and informal words accepted by the general public, and special words and expressions known only to relatively small social groups and subcultures. Sociocultural factors are determined that determine such a form of communication that would correspond to the nature of each person in society.

Текст научной работы на тему «Роль языка как основного средства коммуникации в обществе»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-78-1 -2-8

ФИЛОСОФИЯ

(специальность: 09.00.13)

УДК 101

Л.С. Ким, И.Ф. Кисель 2

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия redaction-el@mail .га

РОЛЬ ЯЗЫКА КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

[Larisa S. Kim, Irina F. Kisel The role of language as the main means of communication in society]

To date, lives of many young people in Russia are influenced by mass culture, globalization, and multiculturalism. Young people follow certain stereotypes that impose on them through television, films and music. The speech of youth is a sure indicator of the sociocultural situation in the society. The influence of youth on the general literary language is as higher, as the lower the level of social stability in the country. The relevance of studying the speech behavior of young people is that slang occupies a neces -sary niche in all languages, it is a middle ground between standard and informal words accepted by the general public, and special words and expressions known only to relatively small social groups and sub -cultures. Sociocultural factors are determined that determine such a form of communication that would correspond to the nature of each person in society.

Key words: culture, language, slang, youth, society, subculture.

Сленг не всегда входит в словарный состав конкретной молодежной субкультуры. Вместе с тем молодые люди имеют контакт с ним через родственников, сокурсников, соседей. В большей части деформирование речевой культуры осуществляется в среде студенческой молодежи, так как данная среда наиболее лексикоемкая. Далее молодежный сленг под воздействием демократизации социальной жизни проникает в СМИ и в ряд видов современного искусства: музыку, кино, литературу. Несмотря на интенсивное изучение сленга, в современной лингвистике отсутствует единство трактовки этого термина. В узком смысле сленг (от англ. «slang» - жаргон) - вербальный

метод кодирования «своих» сведений в молодежной среде. В широком -сленг - это комплекс единиц речи, которые уходят за пределы корпоративного применения, имеют относительную устойчивость, обладают тенденцией к расширению области использования и переходу в массовое просторечие. Подобная противоречивость аргументирована тем что, с одной стороны, молодежную субкультуру одолевают центростремительные направленности: склонность к корпоративности, с другой стороны - центробежные: предрасположенность ко всему необычному, новому, эпатирующему. Определенную бинарность молодежной субкультуры можно проследить в ее визуально-материальных олицетворениях. Огромная значимость придается творческому подходу к зрительной символике в украшениях, одежде.

С другой стороны, члены группы существуют в строгих рамках «моды» субкультуры, тех системных правил, за границы которых выходить невозможно. Подобная двойственная ситуация наблюдается в речевом поведении молодежи: желание новизны смешивается со строгим повиновением культурным штампам [4, с. 23]. Когда молодой человек применяет язык по-новому, чтобы выразить враждебность, насмешку, презрение, подчеркнуть свою неординарность особым способом, он может создавать сленг, но новое выражение исчезнет, если его не поймут, не поддержат и не примут другие. Если говорящий является членом субгруппы, которая обнаруживает, что его творение проецирует эмоциональную реакцию «своих» членов группы на идею, личность или социальный институт, выражение приобретет силу в соответствии с единодушным отношением внутри группы.

Новый жаргонный термин обычно широко используется в субкультуре, прежде чем он появится в доминирующей культуре [3]. Сленг, который активно использует современная молодежь, есть своего рода протест против окружающей действительности, против стандартизации и типизации. Это отражается и во внешности молодых людей (эпатажные прически, одежда, пирсинг, татуировки). Так молодой человек выделяется из толпы, показывает свое «Я», со своим неповторимым и своеобразным стилем не только в общении, но и во внешнем виде, что приводит к зарождению новых субкультур и субязыков.

Язык взаимодействует со всеми другими аспектами человеческой жизни в обществе. Его можно понять, только если проанализировать его отношения с обществом. Это работающая система коммуникации в определенный

период и в определенном сообществе. Язык используется как продукт прошлого сообщества и источник его будущего развития. Социальный характер языка доказывается тем, что дети изучают язык тех, кто их воспитывает с младенчества, даже усыновленные младенцы, независимо от их расы и физического типа, и языка фактических родителей приобретают язык приемных родителей. Что касается производства звуков речи, то все люди физиологически одинаковы. Индивидуальные физиологические различия, в том числе формы губ, горла, размера гортани и т.д. не влияют на способности или способность говорить на ином языке.

Почти все млекопитающие и многие другие виды животных издают вокальные звуки и проявляют, таким образом, чувства, поддерживают контакт друг с другом посредством рудиментарного вида коммуникации. Но те члены животного царства, которые генетически ближе всего к людям, такие как большие обезьяны, не имеют анатомического аппарата, необходимого для речи. Конечно, речь и слух - как основные средства коммуникации - имеют ряд уникальных преимуществ. Речь не зависит от дневного света или взаимной видимости. Она может работать во всех направлениях на достаточно широких площадях и ее можно регулировать по громкости, чтобы справиться с расстоянием.

Кроме того, физическая энергия, необходимая для речи, чрезвычайно мала по сравнению с огромной силой, которой обладает речь в человеческой жизни, и едва ли какая-либо другая деятельность, такая как бег, ходьба или использование инструментов, серьезно мешает этому процессу. Определенные аспекты управления речью находятся в определенной части мозга человека, отличной от частей, ответственных за другие виды деятельности. В то время как у обезьян отсутствуют анатомические структуры, необходимые для вокализации человеческой речи. Несомненно, биологические факторы сыграли существенную роль в развитии человеческого языка, хотя нельзя пренебрегать и социальным фактором. Под этим мы подразумеваем необходимость языка в обществе. Язык не мог возникнуть без цели общения. Кроме того, дети воспитываются в социальной группе, к которой принадлежат их родители и ближайший семейный круг, они изучают диалект и говорящие стили этой группы наряду с остальной субкультурой и поведенческими чертами и отношениями, которые характерны для нее.

Когда люди говорят, они обычно не ограничиваются фонетическим произношением звуков в речи. Поскольку речь включает, по крайней мере, две стороны в поле зрения друг друга, особое значение передается выражением лица, тоном голоса, движениями и позами всего тела, особенно жестами рук. Вместе они известны как язык виртуального общения. Вклад телесных жестов в общий смысл разговора частично определяется культурой и различается в разных сообществах. Именно визуальные аккомпанементы (жесты, смех, крики радости, страха, боли, отвращения, торжества), сходные с таковыми у животных, и вербальные вызывают основную эмоциональную реакцию собеседника.

Язык - это система символов. Но есть и другие системы, признанные и институционализированные в жизни человечества. Это нотная и танцевальная нотация, компьютерные языки (Коболь, Алголь, Фортран и другие), дорожные и военные знаки, алфавит для глухонемых, азбука Морзе и т.д. Однако эти средства коммуникации являются периферийными по сравнению с языком [7, с. 69]. Родной язык тесно и во всех деталях связан с остальной частью жизни в обществе. Это относится ко всем народам и ко всем языкам.

Антрополог Э. Тайлор считал культуру способом «усовершенствования человеческого рода... с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека» [2, с. 36], рассматривая ее как воплощение и выражение духовного состояния и развития человека и общества [2, с. 18]. Таким образом, культура охватывает широкую область человеческой жизни и поведения, и язык явно является ее частью [5, с. 58], что подтверждает существование тесной связи между языком и культурой.

Известно, что способность к овладению и использованию языка является врожденной и унаследованной. Вместе с тем существует законная дискуссия о степени этой врожденности. Язык каждого человека «приобретается человеком как членом общества» наряду с другими аспектами культуры того общества, в котором личность воспитывается, так как общество и язык взаимосвязаны. Язык развивается в социальной среде, как бы она ни была структурирована, и человеческое общество в любой форме, даже отдаленно напоминающей, что известно сегодня или отмечено в истории, могло сохраняться только среди людей, говорящих и понимающих язык «общего пользования».

Язык усваивается через призму культуры. Следует подчеркнуть, что дети в значительной степени овладевают своим родным языком в результате «грамматического конструирования» под воздействием случайного набора высказываний, с которыми они сталкиваются. Если язык передается как часть культуры, то не менее верно и то, что культура в целом передается через язык. Тот факт, что у человечества есть своя история в отличие от животных, является полностью результатом языка.

Поведение животных в основном не отличается на широко разбросанных территориях. Однако пение птиц, как сообщается рядом исследователей, несколько отличаются от места к месту в пределах видов. Но таких доказательств ареальной дивергенции не имеют широких исследований. По контрасту с этим единством поведения животных, человеческие культуры столь же различны, как и человеческие языки во всем мире, и они могут изменяться постоянно.

Большая часть усвоенного поведения, которое включает в себя культура, передается голосовыми инструкциями, а не подражанием. С помощью языка можно объяснить любые навыки, методы, продукты, способы социального контроля и конечные результаты любой изобретательности. Что доступно любому другому человеку с интеллектуальной способностью понимать то, о чем говорит собеседник. Современные методы почти мгновенной передачи письменного и устного слова объясняют огромную скорость научных, технологических, политических и социальных изменений в мире. Все это должно играть доминирующую роль языка в передаче культуры.

Таким образом, вариативность языка играет важную роль в дифференциации социальных и профессиональных групп в обществе. Дети, как правило, воспитываются в социальной группе, к которой принадлежат их родители и ближайший семейный круг. Подрастающее поколение изучает диалект и говорящие стили этой группы. В старшем возрасте их языковые привычки меняются в зависимости от молодежной субкультуры, представителями которой они могут являться, что отражается и на поведенческих чертах и отношениях, характерных только для данной группы. Это в значительной степени бессознательный и непроизвольный процесс аккультурации.

Вместе с тем важность языковых проявлений социального статуса и социальных иерархий не теряется для стремящихся к личностному продвижению в

стратифицированных обществах. Сознательное культивирование соответствующего диалекта в его лексических, грамматических и фонетических особенностях было задачей многих людей, желающих «совершенствовать свое Я». Ученые подчеркивают, что язык и его вариации играют как объединяющую, так и диверсифицирующую роль в общении людей, особенно язык молодежи.

Язык в обществе является не только коммуникативной, но и моделирующей системой внутри любой социальной группы. Учеными выявляются социально-культурные языковые факторы, детерминирующие такую форму коммуникации, которая отвечала бы натуре каждого человека общества. Дальнейшие исследования языка и его вариаций будут способствовать реализации идеи воплощения целостного сознания в единстве с социальными и региональными ценностями, что позволит определить характер эволюции коммуникативной культуры, социально-культурной связи поколений.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Петрова Ю.А., Кисель И. Ф. Сленг как стиль выражения и отражения языка в определенных социальных подгруппах и субкультурах // Экономические и гуманитарные исследования регионов. Пятигорск, 2019. № 3.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

3. Chapman R.L. New Dictionary of American Slang. Harpercollins, 1986.

4. Cowie A.P. The Oxford History of English Lexicography: Oxford University Press, 2019.

5. Fagan B.M., Durrani N. In the beginning an introduction to archaeology, Routledge, 2015.

6. Petrova J.A. Cultural and language problems faced by migrants as the members of a certain ethnic community // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 1. http://science-almanac.ru

7. Wentworth H., Flexner S.B. Dictionary of American Slang, London; printed in U.S.A. 1960.

R E F E R E N C E S

1. Petrova Yu.A., Kisel I.F. Slang as a style of expression and reflection of a language in certain social subgroups and subcultures // Economic and humanitarian studies of regions. Pyatigorsk, 2019. No 3.

2. Taylor E.B. Primitive culture. M.: Politizdat, 1989.

3. Chapman R.L. New Dictionary of American Slang. Harpercollins, 1986.

4. Cowie A.P. The Oxford History of English Lexicography: Oxford University Press, 2019.

5. Fagan B.M., Durrani N. In the beginning an introduction to archaeology, Routledge, 2015.

6. Petrova J.A. Cultural and language problems faced by migrants as the members of a certain ethnic community // Science almanac of the Black sea region countries. 2016. No 1. http://science-almanac.ru

7. Wentworth H., Flexner S.B. Dictionary of American Slang, London; printed in U.S.A. 1960.

_03 февраля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.