Научная статья на тему 'Особенности сленга и его функционирования в современных молодежных субкультурах'

Особенности сленга и его функционирования в современных молодежных субкультурах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1148
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LANGUAGE / SLANG / YOUTH SUBCULTURES / PHENOMENON / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Ю.А., Самарская С.В.

The phenomenon of "language" in the subcultures of young people is analyzed, requiring, on the one hand, an interdisciplinary approach for the study, and on the other philosophical understanding and generalization of these various scientific studies from the understanding of language, culture, their relationship before studying communication in youth subcultures expressed through language. In the present circumstances, slang is presented as an integral part of the language in youth subcultures. The content and role of the object slang in the structure of consciousness and personal education is specified. The main purpose of the study is to define the features of innovative slang content, to include in the creative process of creative formation of the personality. Various aspects related to the study of the functioning of slang in modern youth subcultures have been reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Петрова Ю.А., Самарская С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITIES OF SLANG AND ITS FUNCTIONING IN MODERN YOUTH SUBCULTURES

The phenomenon of "language" in the subcultures of young people is analyzed, requiring, on the one hand, an interdisciplinary approach for the study, and on the other philosophical understanding and generalization of these various scientific studies from the understanding of language, culture, their relationship before studying communication in youth subcultures expressed through language. In the present circumstances, slang is presented as an integral part of the language in youth subcultures. The content and role of the object slang in the structure of consciousness and personal education is specified. The main purpose of the study is to define the features of innovative slang content, to include in the creative process of creative formation of the personality. Various aspects related to the study of the functioning of slang in modern youth subcultures have been reflected.

Текст научной работы на тему «Особенности сленга и его функционирования в современных молодежных субкультурах»

ФИЛОСОФИЯ

(специальность: 09.00.13)

УДК 101

Ю.А. Петрова, С.В. Самарская

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия redaction-el@mail.ru

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-79-2-65-74

ОСОБЕННОСТИ СЛЕНГА И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ

[Yulia A. Petrova, Svetlana V. Samarskaya Specificities of slang and its functioning in modern youth subcultures]

The phenomenon of "language" in the subcultures of young people is analyzed, requiring, on the one hand, an interdisciplinary approach for the study, and on the other - philosophical understanding and generalization of these various scientific studies from the understanding of language, culture, their relationship before studying communication in youth subcultures expressed through language. In the present circumstances, slang is presented as an integral part of the language in youth subcultures. The content and role of the object - slang in the structure of consciousness and personal education - is specified. The main purpose of the study is to define the features of innovative slang content, to include in the creative process of creative formation of the personality. Various aspects related to the study of the functioning of slang in modern youth subcultures have been reflected.

Key words: language, slang, youth subcultures, phenomenon, interdisciplinary approach.

При общении молодых людей, коммуникационный процесс помогает найти психологическое сближение с той или иной молодежной субкультурой. Кроме того, коммуникация между различными представителями субкультур может привести к расхождению во взглядах в ходе коммуникационного процесса, которые могут не совпадать с точкой зрения другого коммуниканта. Кроме того, одни коммуниканты имеют большее социальное влияние, другие - более устойчивы к воздействию большинства.

Язык молодежи, как правило, выступает в качестве универсального социолингвистического феномена, связанного с явлениями возрастной классификации. Некоторые могут быть более склонны общаться с аналогичными по происхожде-

нию коммуникаторами, а другие предпочитают говорить с разнотипными. Эти индивидуальные различия могут в значительной степени отражаться на эволюции культурного консенсуса и разнообразия в обществе, что и является причиной появления новых субкультур, со своим собственным языковым сознанием.

Сленговые выражения часто отражают отношение и ценности членов молодежной субкультуры. Таким образом, они могут способствовать формированию чувства групповой идентичности и единства. Однако прежде чем удачное выражение станет сленгом, оно должно быть широко принято всеми членами субкультуры.

Сленг исходит из конфликтов ценностей, иногда поверхностных, но чаще фундаментальных. Когда молодой человек применяет язык по-новому для выражения насмешек или презрения, проявляя при этом остроумие, он может создать сленг, но новое выражение исчезнет, если его не поймут и не примут другие члены группы. Если молодой человек является членом группы, которая находит, что его творение проецирует эмоциональные реакции своих сторонников на идею и личность, выражение приобретет силу согласно единодушному отношению в группе. Новый жаргонный термин обычно широко используется в субкультуре, прежде чем он появляется в доминирующей культуре. Иногда сленг рождается изнутри группы, высмеивая или оскорбляя ее собственные ценности, поведение и отношение [7, с. 91-93].

Таким образом, сленг создается в основном социальными силами, а не отдельным оратором, который в одиночку генерирует и устанавливает слово в языке. Большинство современных субкультур, как правило, черпают слова и фразы из смежного языка (а не создают много новых слов) и придают этим устоявшимся терминам особые значения.

Процессы словообразования, благодаря которым слова становятся сленгом, такие же как и у других слов в языке, меняющих свою форму или значение, или и то и другое. Примерами тому может служить использование метафор, сравнения, народной этимологии, искажение звуков в словах, обобщение, специализация, сокращения, возвышение и вырождение, метонимия, гипербола, заимствования из иностранных языков и игра эвфемизмов против табу. Те же процессы, оказывающие влияние на слова литературной речи, свойственны и для образования сленговых выражений. Данные выражения могут принимать форму метафор, сравнений и других фигур речи.

Слова могут приобретать новые значения. Так например («cool» (англ. прохладный) - крутой, «cat» (англ. кошк) - парень [16, с. 155-162]. Одной из важнейших функций сленга является маркировка «своих» каналов коммуникации, с которой связан целый класс слов, имеющих оттенок отчуждения, это чаще всего англицизмы в хип-культуре: например, бук - книжный магазин (от англ. book), герла - девушка (от англ. girl), шузы - обувь (англ. shoes), крейзи - сумасшедший (англ. crazy), самоназвание - пипл и т.д. [2, с. 134].

Сленг наиболее популярен, когда его образы развивают несоответствие, граничащее с социальной сатирой. Однако каждое жаргонное слово имеет свою историю и причины популярности. Когда условия меняются, термин может изменить свое значение, быть принятым в качестве стандартного языка или продолжать использоваться в качестве сленга в определенных анклавах населения. Некоторые сленговые слова становится респектабельным, когда он теряет свою остроту, другие «выживают» и закрепляется надолго в повседневной речи молодых людей [12, с. 49-54]. Как правило, сленг имеет высокий уровень «рождаемости» и «смертности» в доминирующей культуре, а чрезмерное употребление имеет тенденцию притуплять блеск даже самых красочных и описательных слов и фраз. Средства массовой информации, несомненно, поддерживают скорость оборота в жаргонных словах, и термин должен быть все более эффективным, чтобы не выпасть из актуального лексикона.

Сленг вторгается в доминирующую культуру, поскольку он «просачивается» из различных субкультур. Некоторые слова «дремлют» среди доминирующей культуры в течение длительного времени. Другие, наоборот, ярко выражают идею, уже скрытую в доминирующей культуре, сразу же подхватываясь и используясь. До появления средств массовой информации такие термины медленно проникали в культуру и передавались в основном из уст в уста. Сегодня, однако, спортивный комментатор, репортер новостей или комик может ввести в обычную речь новое живое слово, уже использующееся некоторой группой, придав ему практически мгновенно актуальность и употребляемость.

Сленг используется для многих целей, но обычно он выражает определенное эмоциональное состояние. Тот же термин может выражать диаметрально противоположные взгляды, когда используются разными молодыми людьми и при различных обстоятельствах. Сленг является одним из средств, с помощью которых языки меняются и обновляются, а его энергия

и яркость обогащают повседневную речь молодых людей. Хотя этот неформальный язык и приобрел респектабельность в XX веке, в более ранние периоды он часто подвергался громким осуждениям (вульгарный, пошлый и т.д.) [13, с. 37]. Тем не менее, писатели XXI века блестяще используют сленг в своих произведениях, чтобы передать характер персонажей и атмосферу происходящего [6, с. 201-205].

Сленг появляется всегда и во всех языках. Но современная молодежь -самые активные представители, использующие сленг для достижения определенного эффекта в речи. Сленг представляет собой подвижную и динамичную речевую систему, в которой в любой момент могут образоваться новые слова и выражения. Новые значения слов и способов их выражения в современных молодежных субкультурах подвергаются стремительным изменениям, происходящим в речи. Сленг пронизывает многие сферы жизни общества, превращаясь из специфической лексики в общепринятую и понятную для всех форму выражения мысли. В связи с таким постоянным движением и развитием ведущей функцией данного неформального языка является формирование тех или иных ценностей и принципов носителей сленга, то есть мировоззрения.

В современном мире речевая культура общества является пластичной средой. Молодежь быстро реагирует на речевые новации в социуме. Происходит кардинальное изменение нравственных ценностей. В повседневной жизни все чаще используются профессиональные термины, лексика криминальных и молодежных субкультур. Применяется сленг, жаргон, заимствованные слова из других языков, что влияет на языковую культуру молодого поколения в целом.

Сегодня пропасть между «классической» речью и сленгом с каждым днем становится все шире. С ускорением темпа жизни и ее изменением растет и расширяется словарь молодежного сленга. С социолингвистической точки зрения, язык молодежи рассматривается как социальное разнообразие, а именно как способ речи, через который молодые люди указывают на их принадлежность к особой социальной группе («символическое утверждение автономии»), а также их взаимодействие с молодежными культурными практиками (индекс принадлежности к сверстникам) [5, с. 1-26].

Специалист по сленгу Э. Партридж, автор описания словарного состава, определил причины употребления и возникновения сленговых слов. По его мнению, люди используют сленг, по меньшей мере, по одной из указанных причин: 1. В приподнятом настроении, как теми, кто молод по годам, так и теми, кто молод сердцем; «Просто для забавы»; шаловливости или комичности; 2. В качестве упражнения либо в остроумии и изобретательности, либо в юморе. (Мотивом обычно является выставление себя на показ или снобизм, соперничество или ответная реакция); 3. Чтобы быть «другим», казаться оригинальным; 4. Чтобы безошибочно привлечь внимание, даже поразить; 5. Чтобы избежать клише или быть кратким и лаконичным; 6. Для обогащения языка. (Сознательно это редко сохраняется среди высокообразованных людей); 7. Чтобы показать, что вы принадлежите к определенной специальности, ремеслу, профессии, к творческому или научному кругу; социальному классу; другими словами, чтобы быть «на одной волне» или наладить контакт) и т.д. [8].

В современных условиях нет единого мнения относительно интерпретации понятия «сленг» и многие языковеды подразумевают под ним различные трактовки. Сленг - это неформальные, нестандартные слова и фразы, как правило, короче, чем выражения обычной разговорной речи, и, как правило, формирующиеся творческими, часто остроумными сопоставлениями слов или выражений [9, с. 12]. Его можно противопоставить сленгу (технический язык профессиональных или других групп) и жаргону или криминальному языку арго (секретный словарь групп преступного мира). Но границы, отделяющие эти категории от сленга, значительно размыты, и некоторые авторы используют термины жаргон и арго как общий способ объединить все вышеприведенные значения [3].

Сленг - это нестандартный словарь, состоящий из слов или выражений, характеризующихся, прежде всего, коннотациями крайней неформальности и обычно границами, не ограничивающимися конкретным регионом [10, р. 5]. Он состоит, как правило, из неологизмов или произвольно измененных слов, обрезанных или сокращенных форм, экстравагантных, форсированных или шутливых фигур речи или новых словообразований.

«Жаргон» определяется локальными, техническими или непринужденными словами и выражениями любых групп (профессиональных, торговых,

научных, художественных, преступных и т.д.). «Арго» - это всего лишь объединенный тайный язык и жаргон воров, преступников или любой другой группы преступного мира [11, с. 26-29].

Сленг рассматривает важнейшую нишу в языке, занимая золотую середину между общепринятыми и разговорными словами, признанными широкой публикой, и специфической лексикой, известной только определенным субгруппам. Он может служить мостом или барьером, помогая как старым, так и новым словам, которые используются определенной субгруппой молодых людей с целью ввести в язык широкую публику или, наоборот, предотвратить введение.

В нынешнем мире язык всё время находится на стадии развития. Сленг в свою очередь является одной из неотъемлемых частей лексики, в связи с чем, в последнее время он активно проникает в литературу, киноиндустрию и просто в повседневную речь [15, с. 114-115]. Таким образом, сленг «вторгается» в доминирующую культуру, поскольку он «просачивается» из различных субкультур. Некоторые слова остаются невидимыми среди доминирующей культуры в течение длительного времени. Другие, наоборот, ярко выражают идею, уже скрытую в доминирующей культуре, сразу же подхватывая и используя ее. В XXI веке применение сленговых слов и фраз широко употребляются в доминирующей культуре, спортивными комментаторами, репортерами новостей, комиками и многими другими, придавая ему практически мгновенно - актуальность и общеупотребимость. Среди молодежи сленг распространяется по многим другим каналам, таким как популярные песни, интернет-сообщества, компьютерные игры, ТВ-шоу, сериалы и т.д.

Изначально сленг зарождается в какой-то определённой группе людей, но в большинстве случаев в дальнейшем имеет массовый характер. И в результате того, что люди, которые не являются частью этой группы, используют изначально сленг в повседневной речи - явление, имеющее обширное распространение сегодня.

Образование новых сленговых единиц связано с открытостью данной языковой системы для внешнего мира. Но для того чтобы то или иное слово закрепилось в качестве сленгизма, оно должно быть создано одним из способов образования сленговой лексики, а также одобрено языковым сообществом, в котором данное слово зарождается.

Изучение сленга, вопросы отношения к различным видам сленга разных слоев населения, появление новых источников сленга, таких как киберпро-странство и другие технологии, актуальные сегодня среди молодежи, имеет как практическое, так и теоретическое значение [4; 14].

Язык молодежи можно рассмотреть в качестве универсального социолингвистического феномена, связанного с явлениями возрастной классификации, представляющий собой социальное разнообразие, а именно являющийся способом речи, через который молодые люди указывают свою принадлежность к особой социальной и субкультурной группе.

В наше время высоких технологий и вызванных ими быстрых изменений во всех сферах, язык также претерпевает стремительные перемены. Нельзя не отметить, насколько актуально стало употребление сленга в разговорах благодаря своей точности, краткости и емкого содержания. Научно-технический прогресс, миграционные процессы и проблемы, связанные с ними, активизируют использование сленга. Оно стало необходимостью в повседневном общении в социальных сетях, чатах и обмене мгновенными сообщениями среди молодежи.

Вместе с тем анализ значительного количества работ по данной проблематике, а также собственных лингво-теоретических и практических исследований конкретного материала позволяет сделать вывод о том, что в сленге игнорируется проблематика взаимодействия культур, толерантности, обеспечивающих преемственность, взаимопонимание поколений. Отсутствие исследований, анализирующих психолого-педагогические аспекты молодежного сленга, требует изысканий его воспитательных функций. Отсюда упрощенное восприятие сложных социокультурных проблем жизни, склонность к использованию техники эпатажа в сленге. В соответствии с изложенным, можно предположить, что рассмотрение этой важной группы вопросов, их комментирование, эстетическая оценка требует своего дальнейшего разрешения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Власова В.Н., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10. С. 21-25.

2. Петрова Ю.А. Репрезентация ценностей молодежной субкультуры в ценностно- смысловом пространстве языка. Диссертация. Ростов-на-Дону, 2012.

3. Петрова Ю.А., Кисель И. Ф. Сленг как стиль выражения и отражения языка в определенных социальных подгруппах и субкультурах // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 3. С. 132-136.

4. Финько М.В. Инкультурация и социализация студенческой молодежи в современной России // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 4. С. 180-188.

5. Androutsopoulos J., Georgakopoulou A. Discourse constructions of youth identities: introduction. In: J. Androutsopoulos, A. Georgakopoulou, eds. Discourse constructions of youth identities. Amsterdam: Benjamins, 2003.

6. Ayto J., Simpson J. The Oxford dictionary of modern slang // Published by Oxford University Press. 2008.

7. Barnhart R.K. Chambers Dictionary of Etymology. New York: Chanbers Harrap Publishers Ltd, 2017.

8. Christopher Davies and Jason Murphy. Common Language, 15th Edition, Britannica Corporation, 1985.

9. Cohen G.L. Studies in Slang. Frankfurt am Main: Land, 2016.

10.Coleman J. The Life of Slang // Published by Oxford University Press, 2014.

11. Cowie A. P. The Oxford History of English Lexicography: Oxford University Press, 2019.

12.Dictionary of American Slang and Colloquial Expressions by Spears R.D. Lincolnwood, Illinois, USA. M., 2015.

13.Jonathon Green. Slang: A Very Short Introduction, Oxford University Press, 2016.

14.Petrova J.A. Cultural and language problems faced by migrants as the members of a certain ethnic community // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 1. http://science-almanac.ru

15.Random House Historical Dictionary of American Slang // Editor, J. E. Lighter. N.Y: Random House, Vol. I, 2015.

16.Thorne T. Dictionary of contemporary slang. Published by Bloomsbury // London. 2017.

R E F E R E N C E S

1. Vlasova V.N., Krotov D. V., Samygin S.I. Student youth: problems of vocational guidance // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. No. 10.

2. Petrova Yu.A. Representation of the values of youth subculture in the value-semantic space of the language. Thesis. Rostov-on-Don, 2012.

3. Petrova Yu.A., Kisel I.F. Slang as a style of expression and reflection of language in certain social subgroups and subcultures // Economic and Humanitarian Studies of the Regions. 2019. No 3.P.

4. Finko M. V. Enculturation and socialization of student youth in modern Russia // Humanitarian of the South of Russia. 2017. Vol. 6. No. 4.

5. Androutsopoulos J., Georgakopoulou A. Discourse constructions of youth identities: introduction. In: J. Androutsopoulos, A. Georgakopoulou, eds. Discourse constructions of youth identities. Amsterdam: Benjamins, 2003.

6. Ayto J. Simpson J. The Oxford dictionary of modern slang // Published by Oxford University Press. 2008.

7. Barnhart R.K. Chambers Dictionary of Etymology. New York: Chanbers Harrap Publishers Ltd, 2017.

8. Christopher Davies and Jason Murphy. Common Language, 15th Edition, Britannica Corporation, 1985.

9. Cohen G.L. Studies in Slang. Frankfurt am Main: Land, 2016.

10.Coleman J. The Life of Slang // Published by Oxford University Press, 2014.

11. Cowie A. P. The Oxford History of English Lexicography: Oxford University Press, 2019.

12.Dictionary of American Slang and Colloquial Expressions by Spears R.D. Lincolnwood, Illinois, USA. M., 2015.

13.Jonathon Green. Slang: A Very Short Introduction, Oxford University Press, 2016.

14.Petrova J.A. Cultural and language problems faced by migrants as the members of a certain ethnic community // Science Almanac of the Black sea region countries. 2016. No 1. http://science-almanac.ru

15.Random House Historical Dictionary of American Slang // Editor, J. E. Lighter. N.Y: Random House, Vol. I, 2015.

16.Thorne T. Dictionary of contemporary slang. Published by Bloomsbury // London. 2017.

_20 марта 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.