альной среде, в отличие от той, в которой формировалась ментальность предыдущих поколений молодежи. Несомненно, что формирование новой ментальности объективно обусловлено. Вопрос в том, насколько гармонично этот процесс вписывается в общий ход социального развития российского общества. В рамках системной философии утверждается идея двойственности развития предмета через закономерное появление и нарастание в нем противоположностей как полярогенеза. Это предполагает два альтернативных способа развития. Одним является гармониогенез, предполагающий развитие по пути к новому качеству, при котором осуществляется постоянное поэтапное разрешение и сглаживание постепенно нарастающих противоречий, формирующихся в противоположных сторонах предмета. Оно происходит за счет оптимальных преобразований развивающейся целостности, своевременного устранения резких противоречий и конфликтов, поэтому также может быть обозначено как оптимогенез. При этом идет постепенная трансформация в новое качество относительно бесконфликтным путем, через достижение внутренней и внешней гармонии предмета. Но вряд ли можно утверждать, что гармониогенез - это главный способ и путь трансформации ментальности молодежи и формирования новой ментальности. Мы считаем, что развитие менталитета и ментальности носит двойственный характер, включая в себя противоположности - оптимогенез и конф-ликтогенез, где каждый из них может превалировать в зависимости от условий.
Эволюционный характер становления ментальности молодого поколения обусловлен рядом объективных предпосылок биосоциального толка. Так, гармониогенез предполагает постепенное накопление изменений и переход количественных изменений в качественные более прогрессивного характера. Вместе с тем, мы можем наблюдать процесс частичной замены ментальных качеств нового поколения при сохранении некоторых свойств, присущих прошлым поколениям молодежи.
Таким образом, двойственность развития ментальности молодежи является ее неотъемлемой чертой, поскольку формирование ментальности происходит в условиях социального взаимодействия с представителями других ментальностей. Часто при этом социальная среда может приобретать характер агрессивной.
В этом случае неизбежен второй путь развития ментальности - конфликтогенез. Ментальность накапливает противоречия с социальной средой, претерпевшей качественные преобразования, не вписываясь в новое социокультурное пространство, доходит до предела несоответствия объектно-субъектных отношений. В результате происходит резкий переход к другой, новой ментальности - с отрицанием старой.
Библиографический список
Социально-философский анализ социальных процессов, происходивших в нашей стране в 90-е гг. ХХ века, позволяет сделать вывод о том, что некоторые компоненты социальной системы прошли путь конфликтогенеза, а другая ее часть эволюционирует. К ней мы склоны отнести и ментальность. Эволюция ментальности молодежи, таким образом, происходит под влиянием микро- и макрофакторов. Можно констатировать, что глобализирующееся социальное пространство детерминирует новые формы социальной субъектности, постепенно вытесняющие прежние и представляющие собой проявление новой ментальности.
Но в целом это весьма сложная и многогранная проблема. Выбор диапазона факторов - детерминант трансформации молодежной ментальности весьма широк. В совокупности своей эти факторы представляют собой платформу для проявления разнообразных социальных практик как форм социальной субъектности, присущих субъектам определенных видов ментальности. Дальнейшее теоретическое осмысление процесса трансформации молодежной ментальности требует раскрытия основных направлений реализации социальной субъектности молодежи в российском обществе, что позволит выявить изменение поведенческого кода новых поколений молодежи. Ввиду большого многообразия социальных практик, присущих разным поколениям молодежи, следует выделить комплекс направлений социальной субъектности, присутствующих на протяжении советского и постсоветского периодов. К ним относятся: патриотизм; субкультуры; семейно-брачные отношения; образование; молодежные движения; социальные сети; общественное мнение, связанное с жизнью молодежи.
Формирование идентичности, самосознания и самооценки различных социальных групп молодежи и в целом данного социально-демографического слоя представляет собой пролонгированный процесс, происходящий в условиях динамично развивающейся социальной системы, на выходе которого оформляется специфическая ментальность, характерная для определенного социального субъекта, чья социальная субъектность развертывается в масштабах ограниченного отрезка социального времени. Полагаем, что анализ процесса формирования и трансформации ментальности молодежи в различные периоды все же представляется вполне возможным - посредством обращения к социальной субъектности молодежи и ее аксиологическим основаниям. В социальонм плане это позволит раскрыть механизмы трансляции или, напротив, прерывания традиций, формирования конфликтогенного деструктивного сознания молодых людей, или напротив, устойчиво развивающейся гармоничной ментальности молодых поколений, от чего в целом зависит судьбы человечества на планете.
1. Манхейм, К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.
2. Луков, В.А. Социальная субъектность молодежи и государственная молодежная политика [Э/р]. - Р/д: www.socionavtika.net/ Stagy/ digenesis/lukov.htm
3. Волосков, И.В. Роль менталитета в формировании системы ценностей российского студенчества // Молодежь и будущая Россия: материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции: сб. науч. трудов. - М., 2008.
Bibliography
1. Mankheyjm, K. Diagnoz nashego vremeni. - M., 1994.
2. Lukov, V.A. Socialjnaya subjhektnostj molodezhi i gosudarstvennaya molodezhnaya politika [Eh/r]. - R/d: www.socionavtika.net/ Stagy/ digenesis/ lukov.htm
3. Voloskov, I.V. Rolj mentaliteta v formirovanii sistemih cennosteyj rossiyjskogo studenchestva // Molodezhj i buduthaya Rossiya: materialih Tretjeyj vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii: sb. nauch. trudov. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 18.07.13
УДК 1.000.93:008.001
Kalanchin R.V. VALUE OF INTERACTION OF NATURAL AND SOCIOCULTURAL RHYTHMS IN THE STATE FORECASTING. In this article mechanisms and the principles underlying the theory of recurrence of natural and social development are considered. One of the most important functions of this theory is forecasting. Many processes can be warned and corrected - when using data on the cyclic regularity which has been tracked by scientists in social and natural dynamics.
Key words: culture philosophy, theory of cyclic development, coherence of natural and cultural rhythms, state planning.
Р.В. Каланчин, аспирант каф. политологии Алтайского гос. университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РИТМОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
В данной работе рассматриваются механизмы и принципы, лежащие в основе теории цикличности природного и социального развития. Одной из важнейших функций данной теории является прогнозирование. Многие процессы можно предупреждать и корректировать - используя данные по циклическим закономерностям, отслеженным учеными в социальной и природной динамике.
Ключевые слова: философия культуры, теория циклического развития, изоморфизм природных и культурных ритмов, государственное планирование.
Культурно-исторический процесс - сфера бытия, самореализации человека и общества, и потому вопрос о его закономерностях — один из ключевых для понимания законов развития мира. Постижение принципа цикличности исторического развития способствует объяснению самых острых и актуальных проблем современности.
Еще с древнейших времен существовали попытки сформулировать циклические представления о свойствах времени, и уже на этой основе - строились первые теории циклического развития цивилизации. Причем данные построения оказали благоприятное влияние на появление и развитие систем счета и письменности, но также на развитие основ государственности и преемственности в общекультурной традиции. Ритмичность культурной и природной динамики была описана еще в древнейших текстах Древнего Востока. Так, понимание универсальности принципа цикличности проявилось в представлениях о непрерывном движении, запечатленном в символе вращающейся свастики. В символе змеи, кусающей себя за хвост, воплощается представление о движении как бесконечной смене ряда циклов. Также паттерн цикличности содержится в символе эволюционной спирали, понимаемой как принцип бесконечного поступательного движения. Эта же традиция получила свое развитие и в античной философии, в частности в работах Гераклита и Платона. В дальнейшем теория цикличности привлекала к себе внимание тех исследователей, кто разделял идею взаимообусловленности земных и космических процессов.
«Человек есть сумма мира, сокращенный конспект его, — а Мир есть “раскрытие человека, проекция его”» [1, с. 185-187]. Такое миропонимание предполагает наличие органичных связей, взаимообусловленности между космическими ритмами и существованием социальных систем.
Показательно, что философские прозрения получали подтверждение в естественнонаучных исследованиях. Так, основоположник гелио- и космобиологии А.Л. Чижевский, установил взаимозависимость между циклами активности Солнца и многими явлениями в всех сферах земной жизни. Он полагал, что цикличность не только характерна для природной динамики, физиологической и материальной активности человека, но и свойственна экономической, общественно-политической и культурной областям. Ученый рассматривал ритмичность как универсальное и неотъемлемое свойство динамического равновесия мира.
Занимаясь проблемой влияния динамики солнечной активности на цикличность исторического процесса, Чижевский поставил задачу найти законы, на основе которых было бы возможно прогнозировать будущее, исходя из тезиса о том, что «жизнь земли, всей земли, взятой в целом, с ее атмо-, гидро-и литосферою, а также со всеми растениями, животными, и со всем населяющим землю человечеством, мы должны рассматривать, как жизнь одного большого организма». И далее: «став на такую точку зрения, следует уже a priori допустить, что важнейшие события в человеческих сообществах, охватывающие при участии народных масс целые страны, протекают одновременно с какими-либо колебаниями или изменениями сил окружающей природы» [2, с. 8]. Занимаясь изучением пятнообразо-вания на Солнце, вспышек и солнечных бурь, Чижевский попытался эмпирически обосновать, что существует корреляция между солнечной активностью и историческими процессами. На основе большого фактического материала из всемирной истории и естественнонаучных данных Чижевский открыл закономерность воздействия солнечной активности на исторические события.
Причину влияния солнечного цикла на социальную динамику Чижевский объяснял связью между биохимическими про-
цессами в человеческом организме и сложными процессами, связанными с солнечным химизмом, которые воздействуют на активность людей: в зависимости от фазы — понижают или повышают ее. Массовые безумия, межнациональные конфликты, войны, крестовые походы, революции и восстания являются реакцией на максимальную солнцедеятельность. Несмотря на незавершенность концепции Чижевского, сегодня заметно возрос интерес к его работам, в том числе и в области политических наук и государственного управления. Как отмечал сам Чижевский, «государственная власть должна знать о состоянии солнца в любой данный момент... Тогда же откроется возможность прогноза ближайшего будущего, как по отношению ко времени, так и по отношению к качеству и интенсивности военных или политических событий, чего до сего времени не давало ни знание истории, ни мудрость государственных мужей...» [2, с. 64-65].
Впоследствии теория Чижевского была подтверждена в ряде эмпирических исследований и получила дальнейшее научное развитие в концепции ноосферы,а затем и в теории диссипативных систем и синергетике.
В теории ноосферы В.И. Вернадский рассматривал человека как важнейшую эволюционно-собирательную силу. При этом не только природные и космические процессы влияют на изменения в социально-духовной сфере, но и человек, являясь частью единого космического целого, универсума, оказывает воздействие на природное и космическое окружение. Соответственно, человек творит ноосферу и является важнейшим фактором ноосферогенеза. Иными словами, от уровня его (а, следовательно, и всего общества) духовно-нравственного состояния напрямую зависят и качества окружающего мира.
Затем, в 50-80-е годы прошлого века проблему цикличности исторического развития активно исследовал Л.Н. Гумилев. Энциклопедически образованный как в гуманитарных науках, так и в естествознании, Л.Н. Гумилев уравновешивает по степени значимости в социальной динамике земные и природно-космические процессы, делая акцент на взаимообусловленности циклического развития социальных и природно-космических систем. На этой основе ученый разработал оригинальную концепцию этногенеза, являющуюся эталоном междисциплинарного исследования, в котором интегрированы данные из истории, социологии, географии, биологии и космологии. Л. Гумилев на разнообразном историческом материале описал и обосновал взаимосвязь социальных систем с природно-географической средой, проявляющуюся в процессе взаимообмена веществом, энергией и информацией. Такое единство биосферы и социальной общности он считал объективным, которое при этом в силу своей уникальности формирует самобытность развития того или иного этноса [3].
В начале XXI в., когда в условиях социально-экономических, политических и экологических потрясений потребовалось очертить перспективы будущего мироустройства, оказались востребованными исследования социокультурных, биосферных и космических процессов, проводящиеся на основе паттерна цикличности. Закономерно, что в последнее время вышло большое количество работ, продолжающих социо-природную линию анализа цикличности. Сегодня продолжают разрабатывать циклический метапаттерн истории такие авторы как - А.В. Шубин, Дашин, А.С. Панарин и другие.
Так, В.И. Пантин посвятил специальную работу проблемам циклов в истории, где обосновал всеобщность и универсальность циклических процессов в развитии общества и природы. «Глобальная история непосредственно исходит из единства исторического процесса, которое обусловлено тем, что этот про-
цесс происходит на Земле с ее определенными природными условиями и в определенном смысле является продолжением развития единой биосферы» [4, с. 12-13].
Академик Н.Н. Моисеев рассматривал природно-географические факторы в качестве одной из основных причин кризисов - как в масштабе человечества в целом, так и применительно к истории отдельных цивилизаций и народов, что нашло отражение в его концепции «коэволюции человека и биосферы». Он выявил, насколько глубоко жизненное содержание цивилизации зависит от ценностно-мировоззренческих установок, которые господствуют в конкретный исторический момент. Всякий очередной глобальный цикл взаимодействия человека и природы сопровождается кардинальным пересмотром основополагающих поведенческих и нравственных императивов. [5]. Так же и сегодня усиливающийся системный кризис потребует от общества отказа от культа потребления и связанной с ним истребительской модели экономики.
Дашин С.С. продолжает подход к исследованию периодичности повышательных и понижательных фаз социального развития как одной из составляющих общего узора природных, космических мега-ритмов. Он отмечает: в представлении Древних цивилизаций о времени присутствовало знание о том, что значительное влияние на судьбы человечества оказывают более сложные ритмичные движения небесных светил. В современном технократическом обществе доминирует идея превосходства современного человека над природными силами и, соответственно, представление о том, что общество развивается независимо от них. Главной движущей силой происходящих изменений в обществе видится лишь развитие производительных сил и производственных отношений. И как следствие, внешние экстенсивные достижения современной цивилизации достигаются за счет истребления природных ресурсов, сокращения биоразнообразия, загрязнении природной среды, военных конфликтов. По мнению Дашина, если продолжать следовать подобным курсом, неминуема глобальная катастрофа, избежать которую можно только в случае изменения ментальности человечества и перехода на природосберегающие технологии. При этом природные процессы, экономическая и политическая области тесно взаимосвязаны: экономика реагирует на требования политические, а политика в свою очередь на - экономические. Возникновение смут, активизация военных действий и политической борьбы часто зависят от динамики солнечной активности. Поэтому экономические и политические периоды закономерны,
Библиографический список
также закономерна их когерентность с циклами солнечной активности [6].
Органическим продолжением развития паттерна цикличности является теория изменчивости климата как составной части единых природных циклов (гелиогидроклиматических, геофизических, биологических). Для планирования и регулирования процессов природопользования, в частности, в регионе Западной Сибири актуальна концепция о внутривековой и многовековой изменчивости климата и общей увлажненности материков Северного полушария, высказанная А.В. Шнитниковым. В основу доказательств данной теории автор заложил данные по многолетним изменениям (уровней наполнения бессточных озер засушливых территорий), используя их в качестве интегрального показателя изменений климата [7].
Показательно, как было уже сказано выше, сугубо философские и исторические исследования теории цикличности получают эмпирическое обоснование в естественнонаучных исследованиях. По мнению ряда современных авторов, наблюдаемая динамика гидрометеорологических, гелио- и геологических ритмов Земли, их влияние на животный и растительный мир, протекание биоценоза дает основание говорить о тесной взаимосвязи природных и социальных процессов. Замечено, что на фоне развития гелио-гидроклиматических и геофизических периодов в общепланетарном масштабе в единых ритмах изменяются урожайность зерновых культур и продуктивность сенокосных угодий, уловы рыб, динамика численности и ареалов животных, эпизоотии, продуктивность пчеловодства, масштабы лесных пожаров статистика сердечнососудистых заболеваний среди людей, демографических, экономических, политических и культурных характеристик.
Таким образом, исследователи теории цикличности всесторонне обосновали теснейшую внутрисистемную взаимосвязь «общество-природа», вывели на новый уровень научного познания существовавшие еще с древнейших времен представления о глубинной взаимосвязи природных и космических ритмов с динамикой развития социума. Выявленные на этой основе закономерности развития общества, принципы прогнозирования зарождения периодов спада и расцвета, смены повышательных и понижательных фаз имеют праксиологическое значение для учета объективных закономерностей, а также для разработки моделей государственного прогнозирования и выработки стратегии поступательного цивилизационного развития.
1. Флоренский, П.А. Оправдание космоса. - СПб., 1994.
2. Чижевский, А.Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга, 1924.
3. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 2001.
4. Пантин, В.И. Циклы и волны глобальной истории. - Рязань, 1996.
5. Моисеев, Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. - 1992. - № 5.
6. Дашин, С.С. Концепция циклической истории. - Барнаул, 2004.
7. Шнитников, А.В. Внутривековые колебания уровня степных озер Западной Сибири и Северного Казахстана и их зависимость от
климата // Тр. лаб. озероведения АН СССР - 1950. - Т. 1.
Bibliography
1. Florenskiyj, PA. Opravdanie kosmosa. - SPb., 1994.
2. Chizhevskiyj, A.L. Fizicheskie faktorih istoricheskogo processa. - Kaluga, 1924.
3. Gumilev, L.N. Ehtnogenez i biosfera Zemli. - M., 2001.
4. Pantin, V.I. Ciklih i volnih globaljnoyj istorii. - Ryazanj, 1996.
5. Moiseev, N.N. Prirodnihyj faktor i krizisih civilizacii // Obthestvennihe nauki i sovremennostj. - 1992. - № 5.
6. Dashin, S.S. Koncepciya ciklicheskoyj istorii. - Barnaul, 2004.
7. Shnitnikov, A.V. Vnutrivekovihe kolebaniya urovnya stepnihkh ozer Zapadnoyj Sibiri i Severnogo Kazakhstana i ikh zavisimostj ot klimata // Tr. lab. ozerovedeniya AN SSSR. - 1950. - T. 1.
Статья поступила в редакцию 15.07.13
УДК 1:008
Kalanchina I.N., Artamonova T.A. WHAT THE FUTURE MANKIND SEEMS: ABOUT THE VARIOUS BASES OF MODERN FUTUROLOGY. Recently the idea of modeling of an image and meanings of mankind of the future received special popularity. The basic world outlook paradigm in many respects defines the answer to a question of what will be the following evolutionary stage in development of mankind. In this regard one of the most important problems of modern philosophy - is development of the genuine bases for futurological forecasts.
Key words: culture philosophy, global evolution, metaphysics, noosphere concept, transhumanity.