Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЗАИМНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ'

РОЛЬ ВЗАИМНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Игнатов

В статье представлены особенности Евразийского экономического союза как интеграционного объединения, перспективы его развития и ключевая роль иностранных инвестиций в налаживании взаимовыгодного сотрудничества между странами. Обоснована необходимость эффективного инвестиционного взаимодействия между государствами-членами ЕАЭС для перманентного стабильного развития интеграционного блока на региональном и международном уровнях. Создание стабильного инвестиционного климата возможно при консолидации инвестиционного потенциала государств-членов ЕАЭС с учетом национальных интересов всех стран-участниц ЕАЭС - как залога успеха евразийских интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергей Игнатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЗАИМНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ»

СЕРГЕЙ ИГНАТОВ

Соискатель кафедры Международных экономических отношений АГЭУ

РОЛЬ ВЗАИМНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

В статье представлены особенности Евразийского экономического союза как интеграционного объединения, перспективы его развития и ключевая роль иностранных инвестиций в налаживании взаимовыгодного сотрудничества между странами. Обоснована необходимость эффективного инвестиционного взаимодействия между государствами-членами ЕАЭС для перманентного стабильного развития интеграционного блока на региональном и международном уровнях. Создание стабильного инвестиционного климата возможно при консолидации инвестиционного потенциала государств-членов ЕАЭС с учетом национальных интересов всех стран-участниц ЕАЭС - как залога успеха евразийских интеграционных процессов.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, интеграция, Евразийский

экономический союз иЕ1_: Р15, £21, Р43, 023

С 1 января 2015 г. на основании Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. начал функционировать Евразийский экономический союз в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. 2 января 2015 г. к объединению присоединились Республика Армения, 8 мая 2015 г. - Кыргызская Республика. Принципиальное отличие экономического союза от предшествующих форм экономической интеграции заключается в проведении государствами-членами единой, скоординированной или согласованной политики в определенных

106 PUÜPbP iäSi 2017.2

отраслях экономики . Согласно Договору о ЕАЭС государства-члены договорились осуществлять согласованную макроэкономическую, валютную политику, политику в сфере регулирования трудовой миграции, защиты прав потребителей, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, а также координацию энергетической, транспортной и агропромышленной политики2.

Потенциально ЕАЭС является мощнейшим геополитическим и геоэкономическим проектом, объединяющим государства с общей численностью населения 182,7 млн человек. Геостратегическое положение ЕАЭС делает его потенциально важнейшим транзитным транспортным узлом, соединяющим Европу и Азию3. Общая площадь территории ЕАЭС превышает 20 млн кв.км, что примерно равно 14% мировой поверхности суши, а такая территория с уникальным географическим положением предопределяет наличие значительного числа стран-соседей, среди которых большинство выступает в качестве стратегических торговых партнеров.

ЕАЭС занимает ведущие места по добыче нефти - 1-е место в мире, добыче газа - 2-е место, производству минеральных удобрений - 2-е место, выработке электроэнергии - 4-е место, по производству стали - 5-е место, по сбору зерновых и зернобобовых - 5-е место, добыче угля - 6 место. Совокупный объем экономик государств-членов ЕАЭС превышает 2 трл долларов, а общий выпуск промышленной продукции оценивается в 1,5 трл долларов. Несмотря на то, что в мировой экономике доля РФ не велика, в рамках ЕАЭС РФ является локомотивом экономического развития, выступая в качестве «экономического гиганта» по отношению ко всем вместе взятым странам региона. На РФ приходится 72% ВВП стран СНГ, 80-87% всего экономического потенциала государств-членов Евразийского союза, 80% добычи и 70% экспорта нефти и газа.

Характерной особенностью данного геополитического интеграционного блока является общее культурное наследие, общность языка, общее историческое прошлое, схожий менталитет, общие ценности, значительный уровень ассимиляции разных народов на евразийском пространстве4. Отсутствие языкового барьера, понимание национальных культур - все это является важным фактором и одновременно движущей силой евразийских интеграционных процессов5. Углублению интеграции способствуют выгодное геополитические положение стран, наличие транспортных и других коммуникаций, общие границы, богатые залежи природных ресурсов, мощный совокупный производственный и экспортный потенциал.

1 Храмова А.В., Потенциал евразийского экономического союза как глобального геополитического субьекта международных отношений, Научные ведомости. Серия: История, Политология, 2015 Н 13)210. Выпуск 35, с. 193.

2 Договор о Евразийском экономическом союзе. М., 2015. с. 3-5.

3 Андронова И.В., Евразийский экономический союз: потенциал и ограничения для регионального и глобального лидерства // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article /n/evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-potentsial-i-ogranicheniya-dlya-regionalnogo-i-globalnogo-liderstva (дата обращения: 10.03.2017). с. 8.

4 Храмова А.В., Потенциал евразийского экономического союза как глобального геополитического субъекта международных отношений, с. 198.

5 Буторина О.В., Захаров А.В., О научной основе Евразийского экономического союза, Евразийская экономическая интеграция, 2015г. 2 (27), с. 52-68.

Многомерное развитие интеграционного процесса в рамках ЕАЭС может привести к:

• росту объемов внутреннего рынка государств-членов,

• отказу от высоких внешнеторговых барьеров и расширению торговли,

• обеспечению более свободного доступа к ресурсам интеграционного объединения,

• обеспечению более свободного доступа на рынки интегрируемых экономик,

• преимуществам от масштабирования производства,

• внедрению достижений научно-технического прогресса и научных разработок,

• созданию единой конкурентной среды, побуждающей хозяйствующих субъектов усовершенствовать производство и сбыт продукции,

• сокращению трансакционных издержек и т.д.

Благодаря объединению экономического потенциала предполагается сокращение издержек, связанных с таможенными формальностями и иными ограничениями, что должно привести к росту конкурентоспособности продукции и услуг, в частности по ценовому критерию. Однозначно аналогичное развитие интеграционного взаимодействия приведет к росту конкуренции на внутренних товарных рынках, к улучшению качества товаров и услуг, что обеспечит совместный выход как на рынки стран-участниц интеграционного блока, так и на глобальный рынок товаров и услуг. При таком развитии событий неизбежен приток капитала и иностранного инвестирования, создание предпосылок для модернизации евразийской экономики, внедрение инновационных решений, генерирование совместных производственных проектов, а также повышение уровня занятости. Повышение покупательной способности населения и стабильное социально-экономическое развитие станут наилучшими стимулами углубления интеграционных отношений. Необходимо, чтобы геополитический интеграционный блок уже сегодня развивался в этом русле, что сократит скептицизм успеха данного интеграционного обьединения как в рамках ЕАЭС, так и за его пределами, стимулируя приток капитала извне.

Однако развитию интеграционного обьединения препятствуют хаотичность рыночных реформ, наличие институциональных ограничений развития предпринимательства, несовершенство законодательства, деиндустриализация национальных экономик, низкий уровень корпоративного управления, незащищенность иностранных инвестиций, а также высокий уровень коррупции, монополизации и концентрации товарных рынков, несовершенство налогового администрирования. Для государств-членов ЕАЭС характерны перманентные проблемы платежного баланса и постоянно отрицательное сальдо внешней торговли. Распад СССР привел к разрыву производственных цепочек, усилению дезинтегрированных тенденций, что оказало деструктивное влияние на экономики государств ЕАЭС. По оценкам экспертов, несмотря на позиционирование Евразийского экономического союза как стратегического приоритета, в практичес-

ком смысле сделано не так уж много. Развитию интеграции в рамках ЕАЭС мешает высокий уровень конкуренции со стороны Европейского Союза, США и Китая. Политическая напряженность на межгосударственном уровне не способствует налаживанию экономических связей. Характерной чертой экономик государств-членов ЕАЭС является то, что на внешнем рынке эти страны, имея аналогичную экспортную продукцию, выступают в качестве конкурентов, а не партнеров. Так, РФ соперничает с Беларусью по производству пластмасс, удобрений, с Казахстаном - продукцией неорганической химии, по производству черных, цветных металлов. Доказательством вышесказанного выступает также замещение российских транспортных маршрутов, идущих из Китая через российский Дальний Восток в Европу, казахстанскими. Вследствие относительной легкости прохождения таможенной границы Казахстана и дешевизны автомобильной перевозки грузов, только в первом полугодии 2015 г. увеличились поступления от транзита и сам грузопоток через территорию страны в четыре раза, а за последние пять лет транзитный объем перевозок по маршруту Китай-Евросоюз вырос в 17 раз6.

Конфронтация за привлечение иностранных инвестиций в разных юрисдикциях ЕАЭС не способствует имплементации экономических проектов на долгосрочную перспективу. Негативное влияние на процесс привлечения капитала имеют различные проявления национального протекционизма. Важно, чтоб интеграция воспринималась не как цель, а как инструмент достижения национальных целей. При таком подходе велика вероятность жизнеспособности интеграционного проекта и обеспечения конвергенции экономик. Решение проблем конфликта интересов, поиск путей усиления интеграционного взаимодействия, развитие кооперационных связей, создание евразийских производственных цепочек являются краеугольным камнем становления интеграционного блока.

Объемы иностранных инвестиций в государствах-членах ЕАЭС сильно различаются, что обусловлено различной инвестиционной привлекательностью последних. В привлечении иностранных инвестиций доминируют те страны, чьи экономики ориентированы на экспорт энергоресурсов. Разнообразие инвестиционного климата государств-членов ЕАЭС обусловлено разными факторами, в частности особенностями отраслевой структуры, наличием природных ресурсов, уровнем социально-экономического развития и зависимостью от конъюнктуры внешнего мира. Негативное влияние на инвестиционную привлекательность оказывают инвестиционные риски, обуславливающие низкие объемы иностранного инвестирования. Уровень демократии в стране, политическая стабильность имеют важное значение для потенциальных инвесторов в плане защиты инвестиций, методов решения инвестиционных споров, предсказуемости инвестиционной стратегии страны. Между тем, высокий уровень коррупции, большой по объемам неформальный сектор экономики могут оказать негативное влияние на развитие экономики как отдельных стран, так и интеграционного объединения. Стабильность политической системы имеет

очень важное значение как для действующих, так и для потенциальных инвесторов. Проведенный в Восточной Европе опрос руководителей фирм, желающих развернуть свою инвестиционную деятельность, показал, что иностранные инвесторы отдают первенство политической стабильности (78% опрошенных). Как следующий важнейший фактор, отмечается фактор объема внутреннего рынка (52%), наличие опытной рабочей силы (29%), географическое расположение (24%), уровень развития инфраструктуры (7%) и лишь 2% обращает внимание на наличие налоговых льгот7.

Отставание в развитии финансового сектора в странах ЕАЭС существенно замедляет процессы инвестиционного взаимодействия. Емкость финансовых рынков стран ЕАЭС невелика, даже самые развитые национальные финансовые рынки из этой группы значительно уступают в емкости как странам с развитыми рынками, так и большинству государств с крупными развивающимися рынками. Развитию трансграничного портфельного инвестирования препятствуют:

1. Высокий уровень страновых рисков и неопределенность относительно будущей политики государств в области экономики, инвестиционного климата, налогового режима.

2. Высокий уровень валютных рисков и отсутствие эффективных механизмов их хеджирования.

3. Отсутствие механизмов страхования и гарантирования инвестиций, которые могли купировать значительную часть страновых и отчасти валютных рисков.

4. Отсутствие ликвидных национальных рынков ценных бумаг, позволяющих эффективно управлять портфелем, в том числе через его диверсификацию, и оперативно выходить из отдельных инвестиций в случае необходимости8.

Региональная дестабилизация может иметь весьма негативные последствия не только для инвестиционного климата интеграционного объединения, но и для будущего ЕАЭС. Своеобразным барьером интенсификации инвестиционных потоков являются конфликты на высшем политическом уровне, из-за которых компании вынуждены функционировать в условиях неопределенности и слабой правовой защиты бизнеса. Развитие интеграционного объединения зависит также от внешнеполитической повестки. Эскалация конфликта на Украине препятствует активизации инвестиционных потоков, так как для большинства государств-членов ЕАЭС Украина является важным торговым партнером. С учетом вышесказанного очевидно, что нельзя проецировать опыт аналогичных интеграционных обьединений на евразийский проект, так как существует региональная специфика, обуславливающая особенности развития. Помимо этого, дифференциация социально-экономического развития интегрируемых стран имеет свои особенности. В отличие от других интеграционных обьеди-

7 Петросян С.А., Манучарян М.Г., Система страхования от рисков инвестиционной деятельности в Армении - важная составляющая инвестиционного климата, Вестник Полтавской государственной аграрной академии, 2013, N 1, с. 136.

8 Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2016. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016 г., с. 41.

нений, в частности, от Европейского Союза, страны-участницы ЕАЭС имеют огромные запасы природных ресурсов, другой вопрос - насколько эффективно они используются и стимулируют обеспечение экономического роста. Для евразийской интеграции, в отличие от европейской, характерен низкий уровень институционализации и ограниченный наднациональный инструментарий и механизмы регулирования экономических отношений. Разветвленная система регулирующих институтов может существенно повысить эффективность интеграционной политики, доказательством чего являются такие европейские регуляторы как: Европейский Центральный банк, ЕС, Совет ЕС, Европейская Комиссия, Европейский парламент и т.д. В свою очередь, одним из важнейших преимуществ, которым обладает ЕАЭС и которого нет больше ни у одной интеграционной группировки в мире, является общая история и опыт совместного ведения хозяйственной деятельности .

Осуществление Российской Федерацией иностранных инвестиций на постсоветском пространстве преследует не только и не столько экономические, а внешнеполитические цели, так как инвестиции выступают в качестве важного инструмента сохранения доминирования и влияния в регионе. Если до создания интеграционного объединения и развития интеграционных процессов в межгосударственных отношениях, в импле-ментации внешней политики превалировали энергетические и финансовые рычаги влияния, льготное энергоснабжение, привилегированный доступ на емкий и платежеспособный российский рынок, то сегодня можно с уверенностью констатировать, что подобные рычаги и механизмы влияния себя исчерпали, предопределив необходимость выработки новых подходов в реализации внешнеэкономической политики. Соотношение оттока российских инвестиций к притоку иностранного инвестирования из стран ЕАЭС согласуется не в пользу последнего. Потоки инвестирования из России в страны ЕАЭС обусловлены мотивацией российских компаний иметь доступ к природным ресурсам. Российская инвестиционная экспансия усиливает влияние российских инвестиций в регионе и свидетельствует о ее геополитическом весе. Инвестиционные потоки из РФ, как правило, направляются в основном в развитие топливно-энергетического комплекса. Сырьевая направленность государств-членов ЕАЭС определяет и инвестиционные потоки, которые оседают в нефтяной, газовой, химической, металлургической, горнодобывающей промышленности. На постсоветском пространстве доминируют компании, инвестиционная экспансия которых основывается на традиционных связях с РФ, на исторической, культурной, политической близости России и стран-реципиентов. Как правило, такие компании либо целиком, либо частично принадлежат государству, например, «Газпром», «ВТБ», «РЖД», «Росгосстрах», «Сбербанк» и т.д. В то же время, низкий удельный вес постсоветских стран в качестве реципиентов российских ПИИ свидетельствует о слабой заинтересованности инвесторов, что объясняется не столь благоприятным инвестиционным климатом и слабым инвестиционным потенциалом. Как прави-

ло, политические решения о развитии интеграции, присоединения к интеграционному объединению опережают экономический уровень готовности к ней.

Эффективность интеграционной политики на евразийском пространстве должна соизмеряться с национальными интересами и выгодами всех государств-членов ЕАЭС. Помимо экономических выгод от интеграции наличествуют политические мотивы, не менее весомые по своей значимости. Но не всегда при образовании интеграционных объединений учитывается весь спектр экономико-правовых, политических, социальных последствий для стран-участниц. В частности, потенциальные преимущества РФ от формирования ЕАЭС сопряжены с возможным обострением социальной обстановки, ростом социального напряжения внутри государства. Поэтому важно обеспечить соответствие задач внешний политики с внутриполитическими задачами и учитывать социально-экономические интересы российского общества.

Для превращения Евразийского экономического союза в новый полюс международного взаимодействия, позиционирования РФ в качестве геостратегического субъекта в регионе необходимо обеспечение взаимовыгодного сотрудничества всех стран-участниц. Вступление новых членов с высоким уровнем бедности, неудовлетворительными макроэкономическими показателями, плохим уровнем социально-культурной адаптивности к условиям жизни российского общества вряд ли может быть целесообразным. Приемлемый вариант развития интеграции должен основываться на политике развитого миграционного контроля и успешно внедренных стандартах национальной правоприменительной практики, что позволит предотвратить своеобразную геттоизацию иммигрантов и создать предпосылки для культурной интеграции в российское общество. В противном случае, рост межнациональных конфликтов, исламизации, фундаментализма, обострение криминогенной обстановки будут носить неизбежный характер, что приведет к негативным социально-политическим и экономическим последствиям. Страны-реципиенты, как правило, выступают в качестве лимитрофов, пытающихся использовать преференции в качестве своеобразного вознаграждения за свой геополитический выбор. Преференции, как правило, выражаются в заниженных ценах на энергоресурсы, доступ на самый емкий и богатый рынок региона, преференциальную политику по отношению к трудовым мигрантам этих стран. Так, только за подписание договора о создании ЕАЭС Российская Федерация перевела Беларуси порядка 6,5 млрд долл. Эта сумма сложилась из кредита в 2,5

млрд долл. и из 3,5-4 млрд долл. невозврата пошлин от продажи нефте-

10

продуктов, произведенных из российской нефти .

Если Российская Федерация заинтересована в создании дееспособного интеграционного объединения, конкурентоспособного на мировой арене, то страны-участницы ЕАЭС исходят из собственных геополитических и экономических реалий, рассматривая интеграцию как способ решения внутриполитических проблем. Помимо этого, если от успешной реали-

зации данного геополитического проекта РФ преследует цели долгосрочного характера, то остальные страны-участницы ЕАЭС в основном ориентированы на краткосрочное извлечение выгод.

В этом плане, экономическая интеграция может выступить в качестве генератора экономических реформ, другой вопрос, насколько востребованы эти реформы на евразийском пространстве и нет ли угрозы их имитативности. Формирование и гармонизация единого правового поля, координация макроэкономической политики могут способствовать экономическому росту и улучшению экономической конъюнктуры как всего интеграционного объединения, так и каждого отдельного государства-члена ЕАЭС. Успех интеграционного объединения зависит также от того, насколько странам-участницам ЕАЭС удастся за кратчайшие сроки преодолеть накопленные за предыдущие годы дисбалансы и обеспечить переход на непрерывную модель инновационной экономики, предполагающую кардинальную перестройку экономического уклада стран-участниц интеграционного объединения.

Однозначно можно констатировать, что несмотря на наличие соответствующих правовых предпосылок и принятие нормативно-правовых актов, пока не разработан четкий механизм имплементации существенных структурных сдвигов по передовым направлениям промышленности. Евразийский интеграционный процесс призван стать важнейшим предметом стратегии экономического развития России и ряда других новых независимых государств, нацеленной на активизацию сохранившегося со времен СССР научно-производственного потенциала, на восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, отличающихся широкой кооперацией и специализацией производства11.

Создание стабильного инвестиционного климата возможно при унификации и консолидации макроэкономической политики ЕАЭС по вопросам улучшения инвестиционного потенциала национальных экономик. Реиндустриализация, переход приоритетов стран-участниц ЕАЭС на единые правила ведения бизнеса, модернизация системообразующих секторов экономики могут интенсифицировать процесс углубления интеграционных процессов. Увеличение объемов взаимной торговли может положительно отразиться на позиционировании реализации интеграционного процесса в мировой экономике.

Создание Евразийского экономического союза - в дополнение к общему рынку товаров, услуг, капитала и труда, предполагает реализацию общей стратегии развития, немыслимую без принципиального единства научно-технологической, структурно-инвестиционной, промышленной и других ключевых видов экономической политики стран-членов12. Без генерации инвестиционного сотрудничества и взаимоучета национальных интересов, успешной реализации сравнительных преимуществ сторон интеграционного блока невозможна реализация успешной инвестиционной

политики. Как только странам-участницам ЕАЭС удастся обеспечить переход процесса инвестирования инновационных проектов от государства к частному сектору, можно говорить об успешной реализации инвестиционной стратегии. Диспропорции развития национальных экономик, ухудшение макроэкономических показателей, отраслевое распределение инвестиционных потоков препятствуют повышению рейтинга имиджа ЕАЭС как интеграционного блока. Между тем, формирование совместного предпринимательства, углубление кооперации, налаживание предпринимательских связей, формирование регулируемого инвестиционного рынка могут привести к углублению инвестиционного взаимодействия и росту инвестиционных потоков.

На сегодняшний день успех во многом обусловлен взаимоотношениями с третьими странами и перспективами развития взаимовыгодного сотрудничества с ними. В частности, наиболее перспективным представляется евразийско-китайское сотрудничество, проект Экономического пояса Шелкового пути, что позволит восстановить транспортные коммуникации и торгово-экономические связи между Китаем и европейскими странами. Реализация данного проекта позволит наладить транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократив потенциальные барьеры для инвестиций и торговли. Взаимодополнение финансовых, интеллектуальных и трудовых ресурсов позволит реализовать огромный потенциал в целях модернизации экономики и успешного ускоренного технологического развития. На сегодняшний день важно осознание необходимости коэволюции интеграционных процессов в эпоху глобализации, поскольку их столкновение может привести к глубокому политическому кризису в сопредельных государствах (как это произошло в Украине, которая была вынуждена выбирать между евразийской и европейской интеграцией)13.

Углубление интеграционных процессов зависит от различных факторов, в частности от изменения темпов экономического роста, социально-экономического развития стран-участниц ЕАЭС, от изменения политического курса и приоритетов внешней политики, от интересов мировых геополитических игроков, появления новых интеграционных объединений, от изменения конфигурации межстрановых альянсов. Изменение геоэкономической и геополитической обстановки в мировой экономике не может не отразиться на функционировании действующих интеграционных объединений.

Евразийский интеграционный проект призван консолидировать ресурсы и усилия государств-членов ЕАЭС для достижения перманентного стабильного развития и формирования конкурентоспособного интеграционного блока на региональной и международной арене. Одной из главных выгод интегрирования новых членов в ЕАЭС является доступ на масштабный рынок, где все бенефициары смогут реализовать свою продукцию внутри ЕАЭС на условиях максимального благоприятствования, что приведет к повышению конкурентоспособности производимых ими товаров. Регионы, неразрывно соединенные политическими, культурными,

экономическими и социальными связями и интегрированные в ЕАЭС, могут рассматриваться как ядро будущего общего Евразийского пространства, материальной и геополитической основой кристаллизации Евразийского мегапроекта14.

По оценке академика РАН С.Глазьева, реинтеграция государств не глобальный «задел на будущее», а насущная необходимость, в чем заключается главное различие между интеграцией Европы и Евразии. Важно, чтобы ЕАЭС рассматривался потенциальными инвесторами как стабильная, инвестиционная площадка без политических угроз. Формирование прочного базиса интеграционного проекта путем развития государственной поддержки инвестиционной деятельности может стать стартом углубления многосторонних экономико-политических взаимосвязей, направленных на инвестиционное сотрудничество. В рамках ЕАЭС для усиления инвестиционно-инновационной составляющей национальных экономик необходимо выработать новые модели межрегионального сотрудничества, поскольку на сегодняшний день наличествует неравномерная польза и преимущества интеграции для каждого участника. Данное суждение обосновывается своеобразным дисбалансом развития между странами-участниками интеграционного объединения, что не может не влиять на эффективное функционирование ЕАЭС.

Перспективы и возможности расширения ЕАЭС в будущем зависят от различных факторов, в частности от того, сможет ли Российская Федерация стать своеобразным центром притяжения для других стран, в частности стран постсоветского пространства, насколько успешным будет макроэкономическое развитие нынешних стран-участниц, насколько евразийские интеграционные процессы повлияют на разрешение внутренних проблем. Становление Евразийского экономического союза есть не только взаимодействие, взаимное приспособление, сотрудничество, объединение национальных хозяйств, интернационализация хозяйственной жизни, но и восстановление, восполнение некоторого единства, точнее, - утверждение некоей новой целостности15. Если государствам-членам ЕАЭС удастся максимально эффективно использовать возможности интеграционного объединения, то высока вероятность его выведения на уровень глобального лидера, а это возможно, если приоритетным станет наращивание производственной кооперации, а не исключительно торговая интеграция.

14 Пасько С.Н., Развитие инвестиционных процессов в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС: дис.... канд.экон.наук:08.00.14: Место защиты: Кубанский государственный университет, Краснодар, 2015 г., с. 63.

15 Глазьев С., Ткачук С., Перспективы развития Евразийской экономический интеграции: от ТС-ЕЭП к ЕЭС (концептуальный аспект), с. 12.

Литература

1. Храмова А.В., Потенциал евразийского экономического союза как глобального геополитического субьекта международных отношений, Научные ведомости. Серия: История, Политология. Выпуск 35, 2015.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе. М., 2015.

3. Андронова И.В., Евразийский экономический союз: потенциал и ограничения для регионального и глобального лидерства // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. №2. Ш1_: http://cyberleninka.ru/article /п/еугаЕ^зку-ekonomicheskiy-soyuz-potentsial-i-ogranicheniya-dlya-regionalnogo-i-д1оЬа1подо-Нс1ег8^а (дата обращения: 10.03.2017).

4. Буторина О.В., Захаров А.В., О научной основе Евразийского экономического союза, Евразийская экономическая интеграция, 2 (27), 2015.

5. Петросян С.А., Манучарян М.Г., Система страхования от рисков инвестиционной деятельности в Армении - важная составляющая инвестиционного климата, Вестник Полтавской государственной аграрной академии, N 1, 2013.

6. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2016. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016.

7. Глазьев С., Ткачук С., Перспективы развития Евразийской экономический интеграции: от ТС- ЕЭП к ЕЭС (концептуальный аспект), Российский экономический журнал, N 1, 2013.

8. Пасько С.Н., Развитие инвестиционных процессов в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС: дис.... канд.экон.наук:08.00.14: Место защиты: Кубанский государственный университет, Краснодар, 2015.

UbPQb3 hQbUSn^

Jfi2LuqqLujfiQ wCiLnbuLuL/LuQ hLupujpbpnLpjnLCiCibpfi ujrfpfinQfi hujgnpr

bUSU ujQiiiuti ujbnnLpjrnQQbpfi tfin/uu/rfiupd QbprrpnitiQb-pfi /fbpp inQmbuuiLuiQ ilfiuiuQuigiSuiQ qnpdpQpuigQbpmd.-

<nr4w6md GbpLwjwg4w6 bQ bipwu^wLwG m&mbuw|w& ¡¡nLpjuh mRmO^OmhmmLnLpjnLOObpp, qmpqmgdmO hbrcw-OLupObpp L omwpbp|pJw &bprpnLMbp| wrcw&gpwjfiG r»PD bp|ptibp| ¡¡2L ^in^ub^^m hwdwqnp6wLgnLpjw& qup-qrngdrnO qnp6mtf: <|dOminpim6 t bUSU uG^d ^brnnL-pjnL&&bp| ¡¡2L up^^^u^m Dbprp^tiujlD ^n/qnp6rnLgnL-pjmO w&hpwdb2rnnLpjnL&p mwpw6w2P2w&wJ|& L d|2uqqrn-j|Q dwLwprwL&bpnLd ^21^1 LujnLQ qup-

qwgdwG hmdmp: MmjnLO 0bprpnLdmj|0 ¡|2wЦwJp| 6Lw4n-pnLdp hOmpminp t bUSU w&rwti ^bmnLpjnL&&bp| QbprpnL-&bpmd| d|w4npdw& rb^pnLd' hu2L| urch^ni rpuQg wqqwj|& 2mhbpp' np^bu qnp6pOpmgObp| hw-

2n^nLpjmO •pu^lu^:

<|dDupuRbp. OLnuphpLLPju CibprpnuHCibp, ¡OmbqpnuJ (d^u-ugnLH), bЦpwu|w|wCl tflClLnbuw|wCl ¿¡¡in.LpjnLO: JEL: F15, F21, F43, O23

SERGEY IGNATOV

Post-graduate at the Chair of International Economic Relations at ASUE

The Role of Mutual Investments of EEU Member States in the Economic Integration Processes.- The article presents the main features of the Eurasian Economic Union as an integration association, the perspectives of its development and the key role of foreign investment in establishing mutually beneficial cooperation between countries. The necessity of effective investment interaction between the EEA member states for the permanent sustainable development of the integration bloc at the regional and international levels is substantiated. The formation of stable investment climate is possible with the consolidation of the investment potential of the EEA member states taking into account the national interests of all the EAEC member countries - as a guarantee of the success of the Eurasian integration processes.

Key words: foreign investment, integration, Eurasian Economic

Unio .

JEL: F15, F21, F43, O23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.