УДК 378
В.А. Гневашева
РОЛЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РФ: ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
В рамках определения основных современных тенденций развития высшего образования в России многие ученые обращаются к идее образования на базе научных исследований. По мере расширения спектра важнейших направлений науки и промышленности, формирования их сложных взаимосвязей и повышения требований к кадровому обеспечению стали развиваться новые подходы к укреплению научно-образовательного сотрудничества. Вопросы интеграции образования рассмотрены такими учеными, как, например, В.Ф. Байнев. По его оценкам в условиях глобализации мировой экономики, стремительного развития информационных технологий и научно-технического прогресса становится совершенно очевидным, что XXI век будет веком образования.
Ключевые слова трудовые ресурсы, высшее профессиональное образование, молодежный рынок труда, корпоративное образование.
~ИЪ настоящее время, как отмечает -Ж.} В.Ф. Байнев, уже не только представители неоинституционализма, получившего на рубеже веков широкое признание, но и сторонники большинства других экономических и социальных научных концепций признают ведущую, определяющую в жизни современного общества роль различных общественных институтов, отдавая при этом безусловный приоритет именно институту образования [1, с. 11-19]. Другой ученый, Д.А. Данилов, обращает внимание на регионализацию профессионального образования, рассматривая данный вопрос в контексте интеграционных процессов, ориентируется на теорию В.К. Шаповалова, определяя ее как способность региональной системы образования создать условия для непрерывного удовлетворения образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального российского государства с учетом социально-экономических, этнографических, исторических, этнокультурных и других особенностей региона [2, с.
139]. Автор также исходит из того, что регионализация может быть эффективной только в системе общегосударственного образовательного пространства, включающего межрегиональную и межгосударственную кооперацию в образовательной, научной и культурной сферах. Автором определяются разные направления решения вопроса интеграции в образовании, таким образом, что многоуровневая система направлена в конечном итоге на создание прочного фундамента общеобразовательной программы, раскрытие и развитие творческого потенциала личности, ее профессиональное становление и адаптацию в постоянно изменяющихся жизненных условиях [3, с. 3135]. Ученые М.Я. Иоффе, Л.В. Карташова,
С.В. Жильцова определяют позиции программ МВА на пути российского образования к глобализации информационного и образовательного пространства, считая, что существуют определенные проблемы в интеграции программ МВА в России, несмотря на потребность российского
рынка труда в профессиональных топ-менеджмерах, дженералистах, обладающих знаниями междисциплинарного характера. Одним из путей решения обобщенности российских программ МВА могло бы стать включение в образовательную программу «кросс-культурных» аспектов бизнеса и менеджмента [4, с. 2830].
В тематике интеграции В.В. Кочетков определяет глобализацию образования через возможность доступа к мировым знаниям и благам цивилизации по-средствам мировых информационных потоков. В этой связи автор отмечает необходимость формирования системы дистанционного образования.
В.В. Кочетков считает, что российское образование наряду с американским и европейским является одним из полюсов образования мирового. Поэтому изменения с учетом современных тенденций необходимы и нам. Главная задача, которую предстоит решить — как в процессе этого изменения не потерять то хорошее, что у нас есть. Проводником глобализации в сфере образования, по мнению автора, выступает дистанционное открытое обучение, связанное с применением новейших информационных технологий [5, с. 144-159]. Деми-денко Э.С. подходит к рассмотрению перспектив образования в меняющемся мире через призму формирования нового облика образования, определяемого современным процессом глобализации [6, с. 80-87]. Автор отмечает, что уже сейчас транснациональные корпорации и международные общественные организации охватывают огромнейшие регионы нашей планеты. В настоящее время мировая цивилизация входит в фазу «зрелого» глобализма, когда происходит переход от интернационализации к транснационализации, возникновению и образованию общемировых форм организации чело-
веческого бытия. При этом важно не только предвидеть облик будущего общества и планеты Земля, перспективный облик образования в зависимости от востребованных знаний и умений в XXI веке, но и то, какими качествами должны обладать люди, оставаясь людьми биосферными и разумными, какой безопасный и перспективный образ жизни население хочет утвердить для себя. С.И. Плаксий в рамках изучения вопросов процесса интеграции считает, что сегодня в системе российского высшего образования интеллектуальный потенциал целиком обращен на решение текущих проблем элементарного выживания, благополучия государственного бюджета, а значит, нет оценки изменений требований к образованию, новых вызовов. Сегодня, по мнению автора, делается попытка осуществить модернизацию без учета будущего. В качестве одного из главных парадоксов российского высшего образования, автор отмечает то, что прошлое образование сегодня даже более конструктивно, чем то будущее, которое ему активно навязывается. Вузы находятся под воздействием двух факторов. Первый - инерция, оставшаяся с советских времен. Второй - влияние западных моделей. Добывание и передача знаний, умений и навыков по мере развития общества требует все больших финансов и временных затрат, которые в своей совокупности обеспечивают, стимулируют необходимое интеллектуальное усилие субъектов образования [7].
Н.Е. Покровский определяет современное положение университетов перед лицом радикальных изменений как побочный продукт глобализации. Автор рассматривает проблемы влияния глобализации на высшее образование, возникновение в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций. Под воздействием внешних факторов уни-
верситеты преобразуются в экономические корпорации, выступая самостоятельными субъектами на рынке образовательных услуг. Н.Е. Покровский показывает, как в условиях конкуренции высшие учебные заведения любыми способами привлекают массы студентов, которые рассматриваются как клиенты корпорации. Меняется и система преподавания: на первый план выдвигаются междисциплинарность, динамичность и рыночная ориентированность [8, с.148-154].
Среди основных направлений изучения процессов формирования образовательного пространства нельзя не упомянуть экономико-социологи-ческое направление. К рассмотрению данного вопроса обращаются следующие ученые.
Э.Е. Чеканова описывает в этом ключе образовательные реформы, опираясь на экономическое и социальное их содержание. На взгляд автора, современное образование продолжает следовать целям, провозглашенным Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI века. Данный программный документ в числе первых функций высшего образования определяет его распространение, подготовку кадров и проведение научных исследований. Автор актуализировала подготовку высококвалифицированных выпускников, способных удовлетворять запросы всех сфер человеческой деятельности путём предоставления возможности получения соответствующих квалификаций на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и потенциальным потребностям [9, с. 83-87]. Балыхин Г.А. определяет в своих трудах новые экономические механизмы в образовании, проявляя существенный интерес к распределению средств в системе образовательного процесса. В основу финансирова-
ния системы образования необходимо, по мнению автора, положить принцип «управления по результатам». Это означает, что любая, финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности, должна содержать четкий перечень индикаторов результативности. Сложность системы, ее многофункциональный и многоцелевой характер требуют использования различных финансовых механизмов, их оптимального сочетания. Это позволит не только повысить эффективность расходов бюджетных средств, выделяемых на развитие образования, но и привлечь дополнительные внебюджетные источники, повысить инвестиционную привлекательность системы образования [10, с. 2-5]. Ашин Г.К. подходит к рассмотрению вопроса социальноэкономического образования с позиции «элитного образования». По оценкам автора, термин «элитное образование» используется в литературе неоднозначно. Элитным называют образование высокого качества (в англоязычной литературе — high quality education). Под ним понимают также образование, нацеленное на подготовку элиты — политической, экономической, культурной. В этом случае автор задается вопросом: кого готовят к занятию элитных позиций? Выходцев из семей богатых и знатных, подготовку замены родителей детьми, чтобы воспроизводить элиты таким «естественным» способом? Или же следует искать одаренных детей, талантливую молодежь во всех социальных стратах общества? Первый подход автором отмечен как «элитарное образование» — что означает систему закрытого образования, он обрекает на деградацию элитное образование, да и саму элиту. И только второй подход отвечает задаче создания элиты высокого качества, действительно лучших, отборных — в интеллектуальном и этическом плане. Толь-
ко открытая система элитного образования отвечает принципам демократического общества. В последние десятилетия XX
— начале XXI вв. автором отмечены общемировые тенденции движения к демократизации образования, которое включает в себя движение от элитарного образования, ставящего людей в неравные условия конкуренции за получение доступа к образованию высшего качества, т.е. означающего дискриминацию людей по социальным, национальным и иным критериям, к элитному, где образование высокого уровня дополняется его большей открытостью [11, с. 87-95].
Демиденко Э.С. рассматривает возможные перспективы образования в меняющемся мире, определяя ведущие тенденции в образовании на этапе вхождения в постиндустриальное и информационное общество. Автором представлены особенности постиндустриального общества, в том числе массовый характер в нем высшего образования. Касаясь темы социальных последствий воздействия НТР и урбанизации, автор отмечает, что в нашу эпоху «началось «вымывание» биосферного человека» с формированием «человека техносфер-ного, а по сути — биотехносоциального существа». Касаясь тенденций и задач развития образования в России, автор отметил исключительную важность расширения его доступности, обеспечения его непрерывности при многообразии форм включения в обучение. Феномен доместикации образования рассматривается как часть общего процесса создания рабочих мест на дому. Речь идет также о том, что по мере расширения финансовых возможностей семей и роста духовной культуры широких слоев населения образование и самообразование все чаще будет концентрироваться в собственном доме (в квартире) [6, 8087].
Социально-экономические трансформации общества 90-х годов предопределили диспропорции на рынке труда и в частности формирование структурной безработицы.
Несоответствие предлагаемых потенциальными работниками характеристик рабочей силы требованиям работодателей, диктуемых в том числе и веяниями рынка в условиях конкурентных преимуществ, приводит к необходимости поиска путей решения проблемы дисбалансированности спроса и предложения на рынке труда путем его предвидения, прогнозирования. Искусственно сформировать предложение рабочей силы — значит насадить свои образцы знаний, умений и навыков, востребованных со стопроцентной вероятностью теми, кто непосредственно будет пожинать плоды взращивания личностных и профессиональных характеристик работников, теми, кто лучше других осведомлен о потребностях рынка сегодня и может моделировать перспективу, теми, кто, определяется как работодатель.
Еще до недавних пор отечественные компании использовали достаточно простой подход к обучению персонала: обучать сотрудников только тогда, когда в этом возникает острая и сиюминутная необходимость, ожидая при этом немедленных результатов. Однако в условиях растущей конкуренции разовые курсы малоэффективны, так как не смогут сделать компанию более инновационной, конкурентоспособной, прибыльной, помочь ей лучше понять рыночные тенденции и выработать правильную стратегию. Подстраиваться под меняющиеся условия необходимо постоянно. Именно поэтому корпоративные бизнес-тренинги с реальным погружением в проблемы компании, осознав необходимость стратегического планирования и формирования внутреннего рынка труда
с целью повышения своих конкурентных преимуществ, переросли в корпоративные университеты.
В экономически развитых странах создание корпоративных университетов
— повсеместно встречающееся явление. На данный момент практически во всех крупных транснациональных компаниях работает такая система бизнес-обучения. Впервые корпоративный университет был создан в компании McDonald's. По данным компании Corporate University Xchange (CUX), специализирующейся на анализе данных в области корпоративного образования, число корпоративных университетов за последние десять лет увеличилось в разы, и если сложившаяся тенденция сохранится, то к 2010 г. корпоративных университетов станет больше, чем обычных.
Корпоративные университеты позволяют стабилизировать предложение на рынке руда и сделать его заведомо приближенным к спросу. Однако система корпоративных вузов действует во многом дедуктивно в отношении рынка труда, выявляя отдельные его элементы и обобщая стремления в подготовке кадров. В то же время, комплексность процесса подготовки рабочей силы очевидна и требует системного подхода в оценках и решениях, в том числе,
и с позиции государства. В этой связи необходимы масштабные меры оценки потенциального спроса на труд с целью формирования предложения.
Формирование смешенных форм хозяйствования в виде объединений образовательных учреждений и производственных предприятий с целью оптимизации расходов на подготовку и обучение персонала, а также развитие конкурентных преимуществ организаций нашло отражение в корпоративных университетах. Проблема необходимого воссоединения образования и производства сегодня очевидна. Предпосылки ее формирования сегодня активно предпринимаются в разных сферах хозяйственной жизнедеятельности: как на государственном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Современное экономическое развитие внесло принципиальные изменения в отношении к факторам производства. Если в индустриальную эпоху акцент делался на насыщении производства оборудованием, то на постиндустриальном этапе место интеллектуального продукта повышается в иерархии общественных ценностей, и на первый план выдвигаются высокие технологии и высокие темпы технологического обновления как производства, так и сферы услуг. Как следствие, в мире всё более явно обнаруживается зависимость экономического развития стран от качества человеческих ресурсов, которыми они располагают. Показатели, характеризующие качество человеческих ресурсов, во всё большей степени влияют на основные параметры социальноэкономического развития.
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байнев В. Ф. Проблемы интеграции образования стран участниц СНГ и Западной Европы // Образовательные технологии. - 2004. - №2. - С. 11—19.
2. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Дисс. д-ра пед. наук. - М., 1997. - С. 139.
3. Данилов Д.А. Интеграционные процессы в системе регионального профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - №2. - С. 31—35.
4. Иоффе М.Я., Карташова Л.В., Жильцова С.В. МВА в России: впереди большие перемены // Управление персоналом. - 2004. - №18. - С. 28—30.
5. Кочетков В.В. Глобализации в образовании: информационная война и «промывание мозгов» или доступ к мировым знаниям и благам цивилизации? // Вестник Московского университета. - 2005. - №1. - С. 144—159.
6. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социол. исследования -2005. - № 2(250). - С. 80—87.
7. Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования. - М.: Национальный институт бизнеса. -2005.
8. Покровский Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. - 2005. - № 4. - С. 148—154.
9. Чеканова Э.Е. Образовательные реформы и инициативы на рубеже веков // Образовательные технологии. - 2004. - №2. - С. 83—87.
10. Балыхин Г.А. Новые экономические механизмы в образовании. Воспитание и духовное развитие студенчества // Высшее образование сегодня. - 2005.0- №2. - С. 2—5.
11. Ашин Г.К. Проблемы элитного образования в зарубежной социологии // СОЦИС. - 2005. - №2. - С. 87—95. Ш
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -------------------------------------------------------
Гневашева Вера Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, Директор центра социологии молодежи, Институт фундаментальных и прикладных исследований, Московский гуманитарный университет, e-mail: [email protected]
----------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
адов Вячеслав Александрович Разработка метода пневматического обогащения углей в нелинейных всасывающих воздушных потоках 25.00.13 к.т.н.
ЗАКИРОВ Ансар Анварович Разработка лазерного ультразвукового метода оценки изменений структуры горных пород под влиянием выветривания 25.00.16 к.т.н.