УДК 316.334.2:331.54
Ю. С. НАЗАРЕНКО,
кандидат социологических наук, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
трансформация образовательных практик
В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
Анализируется трансформация традиционных институтов образования и формирование новых форм образовательной практики, а также направления и характер их взаимодействия. Показано, что непрерывная образовательно-профессиональная траектория положительно влияет на профессиональный успех личности. Рассмотрены состояние и динамика современной образовательной системы Республики Беларусь.
Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональный успех, формальное, неформальное и информальное образование, компетентностность, образовательно-профессиональная траектория, онлайн-образование.
Возрастающее значение образования в современном социуме становится результатом коренных социокультурных трансформаций. Массовизация высшего образования в совокупности с бурной автоматизацией-информатизацией современного труда привела к парадоксальной ситуации роста числа образованных безработных. Данная ситуация усугубляется тем, что в самой системе массового высшего образования наблюдается неравномерная дифференциация качества подготовки обучающихся. В результате образовательные дипломы перестают эффективно выполнять свою сигнальную функцию (выражать качество подготовки человека) и напрямую конвертироваться в соответствующие должностные позиции. Сегодня работодатели все чаще вынуждены проводить дополнительную проверку кандидатов на работу (через тестирование, собеседования, испытательные сроки, стажировки, тестовые задания и т. п.), выявляющую реальную, практическую компетентность молодых специалистов.
Опытные специалисты также сталкиваются с проблемами ускоряющегося морального износа своих знаний и умений в условиях возросшей неопределенности и риска на современном, быстро меняющемся рынке труда. В данной ситуации актуализируется задача создания и совершенствования компенсаторных и превентивных механизмов формирования у работников востребованных профессиональных компетенций. Данная задача решается с помощью технологий непрерывного образования (так называемая концепция «образования через всю жизнь»), обеспечивающих формирование «непреходящего» компетентностного профиля и умений по его оптимизации по
запросам «времени и места». Именно образование в течение всей жизни способствует реализации главной цели политики в сфере образования - формирование и развитие высокого человеческого потенциала нации, повышение уровня и качества жизни.
Образование сегодня постепенно утрачивает свою не только специальную, но и общую сигнальную функцию, которая реализовывалась со второй половины XX в. до начала XXI в. Это связано с тем, что современные выпускники не обладают необходимыми знаниями и навыками не только по конкретной специальности, но и в области общей функциональной грамотности [15]. Данная проблема отчасти может нивелироваться тем, что «сигналом для работодателя служит не само наличие высшего образования, а бренд учебного заведения. Диплом элитного вуза - знак потенциально высокого КПД работника в глазах работодателя» [13, с. 143]. Тем не менее и данные сигналы, как правило, проверяются на соответствие требуемым знаниям и навыкам в практике.
Формирование и наращивание компетентностного профиля сегодня реализуется в различных образовательных практиках - как формальных (получаемых в учебных заведениях по государственным стандартам), так и неформальных (обучение организованно за пределами системы формального образования) и информальных (самообразование и иные практики культурного потребления с неявной, вторичной образовательной функцией). Наиболее востребованными являются образовательные практики (все чаще неформального типа) от краткосрочных курсов и тренингов получения образования в он-лайн-среде. Далее мы рассмотрим ключевые образовательные практики и институции нового типа (МООК, корпоративные университеты, бизнес-школы).
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) - одно из самых популярных и перспективных направлений в мировом образовании. Онлайн-курсы значительно расширяют доступ к образованию, снимая имеющиеся неравенства в образовательных возможностях у разных категорий населения в странах с разным уровнем благосостояния. Онлайн-курсы дают возможность получить сертификат о прохождении отдельного курса или некоторых лекций, который можно предъявить работодателю, что сможет способствовать будущему карьерному росту. Положительным моментом в развитии онлайн-об-разования также является то, что «некоторые университеты уже начали принимать эти сертификаты как подтверждение пройденного курса, засчитывая "заработанные" на них баллы в пользу степени бакалавра или магистра» [6]. С развитием онлайн-образования появляется возможность изменения образовательного процесса, который делится на лекции и семинарские занятия. Назревает потребность снижения доли лекционной формы обучения и прироста практических форм - семинары, лабораторные работы, тренинги, мастер-классы и т. п.
Наиболее привлекательным в МООК стала их глобальная направленность за счет повсеместного распространения широкополосного Интернета. Однако многие экономически и технологически слаборазвитые страны не имеют
доступ к широкополосному Интернету, поэтому необходимо опираться на возможности мобильного Интернета. Компании EdX и Facebook «объявили о запуске совместного проекта под названием SocialEDU, который будет сначала опробован в Руанде. Идея проекта заключается в том, чтобы выйти за рамки МООК и создать новую образовательную платформу, которая будет доступна пользователям недорогих мобильных телефонов. EdX станет поставщиком бесплатного контента. Представители Facebook займутся разработкой мобильного приложения и созданием необходимых для образовательного процесса условий, что, по их мнению, станет базой для обеспечения доступа к бесплатному и качественному образованию для жителей развивающихся стран» [4, с. 32].
С конца XX в. широкое распространение получает система корпоративного образования. Корпоративные университеты возникли в конце 1980-х гг. в связи с глобализацией рынка труда и интеграцией национальных экономических пространств. На сегодняшний день в мире насчитывается около 1200 корпоративных университетов. Основными лидерами являются Университет Тойота, Оракл Университет, Макдональдс гамбургер Университет, Дженерал электрик Кронтвил, Дисней Университет, Чарльз Шваб Университет. Особенно активны в обучении своих работников такие компании, как RollsRoyce, BMW, IBM, Sony, Daimler-Benz. Таким образом, значение корпоративного университета в регулировании рынка труда и рынка образования заключается в том, что «это система, которая позволяет людям постоянно повышать свой профессиональный уровень через обучение, стажировки - с одной стороны. С другой стороны, функция корпоративного университета - интеллектуальная составляющая, которая позволяет участвовать в стратегических исследованиях, определении стратегии развития компании за счет проведения научных исследований» [5, с. 136-137].
Наряду с развитием корпоративных университетов в рамках реализации управленческой и бизнес-ориентации современных университетов широкое распространение получают бизнес-школы, в результате обучения в которых студенты получают степень МВА (Master of business administration). Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Вместе с тем ряд экспертов высказывают критические замечания в адрес данного типа образования, а некоторые поставщики образовательных услуг позиционируют себя на рынке как Anti-MBA [11].
Заметим, что высшее образование сегодня более ассоциируется не столько с инвестициями в человеческий капитал, сколько начинает напоминать обычное потребление - реализацию социального запроса на высшее образование [14]. В данных условиях получает распространение управленческая система нового менеджериализма (new managerialism), в которой подчеркивается «адаптация управления высшими учебными заведениями (организационных форм, технологий, управленческих практик и ценностей) к управленческим практикам, развитым в среде частного сектора» [9]. Руководство универси-
тета начинает мыслить и действовать в категориях эффективности (в терминах выгод, издержек, эффектов и т. п.). Данная система управления характерна для европейских стран, а также активное развитие получила в ходе широкого распространения Болонского процесса. Безусловно, что менеджериализм имеет как позитивные, так и негативные стороны, включающие, главным образом, противоречия между рыночными и нерыночными механизмами внутри институтов науки и образования.
Перечисленные глобальные социокультурные, социоэкономические и образовательные трансформации характерны и для Беларуси, однако имеют свои отличия, связанные с особенностями функционирования национального рынка труда и рынка образования в условиях доминирования третьего-четвертого технологических укладов. Тем не менее, согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., «особую значимость для Беларуси в этот период приобретает опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей постиндустриальной цивилизации. В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств личности, ее способностей к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знаний и совершенствованию профессиональной компетенции» [7, с. 76].
Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь зависит от уровня и качества образования граждан. По данным исследований ООН в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), индекс уровня образования (рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование) в Беларуси в 2011 и 2013 гг. составил 0,78 и 0,82 соответственно (Украина - 0,86 и 0,79, Казахстан - 0,83 и 0,76, Россия - 0,78 и 0,78) [12]. Для развитых стран пороговое значение данного индекса составляет 0,8, а максимальное значение равно 1. Например, за 2011 г. максимальное значение наблюдалось только у Новой Зеландии, в то время как у большинства развитых стран оно варьируется от 0,90 до 0,99. В 2013 г. ни одна страна не продемонстрировала уровень образования, равный 1.
В то же время по одному из главных стоимостных показателей состояния человеческого капитала в образовательной сфере - доле расходов на образование в ВВП - в Беларуси зафиксировано, что начиная с 2005 и вплоть до 2011 г. расходы на образование снижаются (6,4 % и 4,8 % соответственно), в свою очередь в 2012, 2013 и 2014 гг. наблюдается небольшое увеличение и одновременно колебания доли расходов с 5,1 %, 5,2 до 5,0 % соответственно [8, с. 14]. Можно предположить, что такая динамика отражает тенденцию стабилизации уровня расходов в пределах 5 %, что может быть обусловлено общей динамикой социально-экономической ситуации в стране в посткризисный период. Среди стран СНГ по расходам на образование за период 2011-2014 гг. Беларусь уступает Украине (6,6 %, 7,2 % и 7,3 %), Молдове (8,3 %, 8,4 %
и 7,1 %), Кыргызстану (6,4 %, 7 % и 6,2 %) [8, с. 221]. В то же время расходы на образование в западных странах в 2014 г. выглядят следующим образом: Франция - 5,9 %, США - 5,4 %, Финляндия - 6,8 %, Литва - 5,6 %, Норвегия и Швеция - по 7,3 % соответственно [8, с. 221-222].
Таким образом, если в 2011 г. Беларусь уступала постсоветским странам по индексу уровня образования, то в 2013 г. она уже превосходит их по данному показателю. В то же время по уровню расходов ВВП на образование по состоянию на 2014 г. Беларусь уступает как западным, так и постсоветским странам. Можно высказать предположение, что наблюдаемый уровень развития и финансового обеспечения системы образования не в полной мере стимулирует переход к экономике знаний, требующей значительных капиталовложений в систему образования.
Конкурентоспособность национальной экономики зависит от человеческого потенциала населения. В то же время ожидания и установки населения на получение определенных профессий зачастую вступают в противоречие с актуальными и будущими потребностями рынка труда и экономики в целом. Это требует создания эффективных механизмов их согласования и компенсации возникающих дисбалансов, одним из которых и выступает непрерывное образование.
В развитии образования в современную эпоху основной акцент делается на создании системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, на формировании условий для дальнейшего развития личности и подготовки новых поколений к жизни и труду в устойчивой социально ориентированной рыночной экономике. Сегодня система массового деиндивидуализированного образования, порожденная потребностями индустриального общества, постепенно преобразуется в систему массового индивидуализированного образования, где каждый человек имеет достаточно высокие шансы выстроить и реализовать индивидуально-личностную и, одновременно с этим, качественную образовательно-профессиональную траекторию, достаточно быстро и эффективно усвоив значительный объем знаний и деятельности в результате участия в новых, более емких и «проводящих» (по контуру человекоразмерности [1]) образовательных практиках.
На основе социологического исследования, проведенного сектором социальных инноваций Института социологии НАН Беларуси по теме «Инновационное развитие образования в Республике Беларусь» в 2013 г., был осуществлен анализ взаимосвязи непрерывности образовательно-профессиональных траекторий и профессионального успеха личности. В результате теоретической типологизации [3, с. 1054] были выделены 4 группы респондентов (таблица) в зависимости от работы по специальности в прошлом и в настоящем: «стабильные» (работали в оба периода времени), «ушедшие» (работали по специальности в прошлом и не работают сейчас), «вернувшиеся» (не работали по специальности в прошлом, но работают сейчас) и «выпавшие» (не работали по специальности в прошлом и не работают сейчас). Принадлежность
к группам определена для 728 респондентов (46,5 % от выборки), из которых 172 респондента (23 %) не имели постоянной занятости.
Группы респондентов в зависимости от работы по специальности в прошлом и настоящем
Работа по специальности в прошлом Работа по специальности в настоящем
да нет
Да «Стабильные» «Ушедшие»
Нет «Вернувшиеся» «Выпавшие»
Анализ показал, что доля работников, которые ни в прошлом, ни в текущий момент не работают по специальности, полученной в учебном заведении («выпавшие» из специальности), составляет 30,7 %. Около 33 % работников перешли на работу не по полученной специальности («ушедшие»). Около трети респондентов стабильно работают по полученной специальности после окончания учебного заведения. Таким образом, среди занятого населения наблюдается высокий уровень прерывности образовательно-профессиональных траекторий.
С одной стороны, исходя из представления о длительности профессиональной социализации человека (на протяжении всей жизни [2, с. 940]), наличие такого разрыва в образовательно-профессиональной траектории является негативным фактором, поскольку зачастую требует дополнительной траты ресурсов на покрытие образующегося дефицита профессиональных знаний и умений. С другой стороны, такой дефицит можно рассматривать как сознательно достигнутый в результате прагматичного получения «титульной» специальности («корочки»), позволяющей трудоустроиться и зарабатывать, что не исключает приобретение иного или дополнительного образования впоследствии. В качестве цели получения высшего образования около 60 % респондентов (в России - 74 %) [10, с. 192] отмечают необходимость иметь диплом для трудоустройства.
С целью выявления влияния образования на профессиональный успех личности проанализируем присутствие респондентов с различными образовательно-профессиональными траекториями в группах, достигших разного уровня профессионального успеха. Были также сконструированы 4 типа респондентов с различным интегральным баллом достижений. Данный балл получен на основе суммирования баллов по отдельным показателям профессиональных достижений (повышение заработной платы, повышение по должности, профессиональные награды, участие в профессиональных мероприятиях в качестве докладчика, эксперта). Границы групп (балльные интервалы) были заданы таким образом, чтобы в группы попадали респонденты с качественно различным уровнем совокупных достижений.
Между группами по профессиональным достижениям и группами с различной степенью непрерывности образовательно-профессиональной траек-
тории наблюдается зависимость: чем выше уровень достижений, тем чаще встречаются респонденты, стабильно работающие по полученной в учреждении образования специальности (рисунок). Данная зависимость нашла свое выражение в слабой положительной связи (г = 0,243, р = 0,01). Механизмом данной зависимости выступает непрерывное накопление профессионального опыта, который конвертируется в высокие результаты профессиональной деятельности, находящие свое выражение в профессиональных достижениях работника (признании со стороны руководства, членов профессионального сообщества). Тем не менее невысокая сила связи говорит о том, что линейной сильной зависимости между данными явлениями нет, что вполне согласуется с актуальной ситуацией рассогласованности институтов образования и профессии (потерей четкой сигнальной функции у образования на рынке труда) в условиях активной их трансформации в растущей экономике знаний.
Стоит отметить, что группу «выпавших» сложно однозначно отнести к потенциально менее успешным, поскольку, несмотря на полное несовпадение между полученной квалификацией и последующей работой, данные работники могли наверстать исходный дефицит знаний и умений и, соответственно, достичь определенных, но, тем не менее, ограниченных профессиональных успехов. Данный факт, как и особенности каждой группы и ее образовательно-профессиональной траектории, требует дальнейших исследований. Вместе с тем можно считать подтвержденной гипотезу о том, что непрерывность образовательно-профессиональной траектории положительно влияет на профессиональный успех личности.
Группы работников с разным уровнем профессионального успеха в разрезе по образовательно-профессиональным траекториям
Сегодня образование становится одним из главных факторов рыночного успеха, экономического роста и научно-технического прогресса. По мере пе-
рехода от развития, основанного на использовании преимущественно человеческих способностей, к развитию, основанному на использовании культурного и интеллектуального потенциала личности, роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей. В то же время распространение и использование новых информационных технологий станет ведущим фактором трансформации образовательных практик в современном социуме.
Литература
1. Абушенко, В. Л. Понятие человеко(раз)мерности в культурсоциологии М. К. Петрова / В. Л. Абушенко // Социол. альм. - 2015. - Вып. 6. - С. 283-295.
2. Абушенко, В. Л. Социализация / В. Л. Абушенко // Социология : энцикл. / редкол.: А. А. Грицанов [и др.]. - Минск : Книж. Дом, 2003. - С. 939-940.
3. Абушенко, В. Л. Типологизация / В. Л. Абушенко // Социология : энцикл. / редкол.: А. А. Грицанов [и др.]. - Минск : Книж. Дом, 2003. - С. 1054.
4. Вильдавски, Б. МООК в развивающихся странах: новая надежда или надувательство / Б. Вильдавски // Междунар. высшее образование. - 2015. - № 80. - С. 31-33.
5. Ключарев, Г. А. Корпоративное образование: альтернатива государственным программам в сфере дополнительного образования / Г. А. Ключарев, Е. И. Пахомова // Вопр. образования. - 2007. - № 2. - С. 134-160.
6. Королев, Д. Онлайн-обучение заставляет студентов думать [Электронный ресурс] / Д. Королев // Opec.ru. - 2015. - Режим доступа: http://opec.ru/text/1832723.html. - Дата доступа: 15.10.2015.
7. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. ком. по устойчивому развитию Респ. Беларусь ; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - Минск : Юнипак, 2004. - 200 с.
8. Образование в Республике Беларусь 2015 : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; редкол.: И. В. Медвелева [и др.]. - Минск, 2015. - 226 с.
9. Павлюткин, И. В. Управление университетом в условиях новой рыночной ситуации (к концепции «нового менеджериализма») [Электронный ресурс] / И. В. Павлюткин // Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. - 2015. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/929/876/1219/04pavlyutkin57-65.pdf. - Дата доступа: 03.10.2015.
10. Петренко, Е. С. Ценность высшего образования / Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина // Вопр. образования. - 2010. - № 2. - С. 187-206.
11. Подцероб, М. В мире и в России в моду входит образование «анти-MBA» [Электронный ресурс] / М. Подцероб // ВЕДОМОСТИ. - 2015. - Режим доступа: http://www.vedomosti. ru/management/artides/2015/06/11/596065-v-mire-i-v-rossii-v-modu-vhodit-obrazovame-anti-mva. -Дата доступа: 15.10.2015.
12. Рейтинг стран мира по уровню образования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - 2015. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info. - Дата доступа: 21.10.2015.
13. Рощин, С. Ю. Измеряют ли стартовые заработные платы качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований / С. Ю. Рощин, В. Н. Рудаков // Вопр. образования. -2015. - № 1. - С. 137-181.
14. Соболевская, О. Рейтинги вузов должны основываться на «больших данных» [Электронный ресурс] / О. Соболевская // Opec.ru. - 2015. - Режим доступа: http://opec.ru/text/1832723. html. - Дата доступа: 21.10.2015.
15. Сокологорская, Д. Функциональная неграмотность [Электронный ресурс] / Д. Соколо-горская // Syg.ma. - 2015. - Режим доступа: http://syg.ma/@daria-sokok>ghorskaya/funktsionalnaia-nieghramotnost. - Дата доступа: 15.10.2015.
216
ro. C. Ha3apeHK0
J. S. nazarenko
THE TRANSFORMATION OF EDuCATIONAL pRACTICES IN MODERN SOCIETY
Summary
Transformation of traditional institutions of education and formation of new forms of educational practice is analyzed, the direction and nature of their interaction is described. It is shown that lifelong educational and professional track has a positive effect on the personal professional success. The conditions and dynamics of the modern educational system of the Republic of Belarus is analyzed.
Keywords: Lifelong Learning, professional success, formal, non-formal and informal education, competency, educational and professional tracks, online education.
nocmynuna 29.10.2015 г.