Научная статья на тему 'Роль врача-педиатра в первичном звене медицинской помощи'

Роль врача-педиатра в первичном звене медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4955
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педиатр / первичная медико-санитарная помощь. / pediatrician / primary health care.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ш.К. Батырханов,, Ш.К. Батырханов,, А.Т. Каримханова,, Г.М.Абдуллаева

В статье приводятся материалы по комплексному социологическому исследованию социального статуса врача-педиатра крупного города. Определены наиболее значимые факторы, определяющие роль и статус врача-педиатра, оказывающего 'первичную медико-санитарную помощь детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ш.К. Батырханов,, Ш.К. Батырханов,, А.Т. Каримханова,, Г.М.Абдуллаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEDIATRICIANS IN PRIMARY HEALTH CARE

In this article we present material on complex sociological research of the social status of the pediatrician major city. Identified the most important factors determining the role and status of the pediatrician who provides' primary health care for children.

Текст научной работы на тему «Роль врача-педиатра в первичном звене медицинской помощи»

ПЕДИАТРИЯ PEDIATRICS

УДК 616-053.2:376

Ш.К. БАТЫРХАНОВ, Т.М. ИМАНБАЕВА, А.Т. КАРИМХАНОВА, Г.М.АБДУЛЛАЕВА

Кафедра педиатрии и неонатологии Института постдипломного образования КазНМУ им С.Д. Асфендиярова

РОЛЬ ВРАЧА-ПЕДИАТРА В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В статье приводятся материалы по комплексному социологическому исследованию социального статуса врача-педиатра крупного города. Определены наиболее значимые факторы, определяющие роль и статус врача-педиатра, оказывающего 'первичную медико-санитарную помощь детям. Ключевые слова: педиатр, первичная медико-санитарная помощь.

Основные характеристики системы охраны здоровья детей в Республике Казахстан сформированы закономерностями общественного, экономического и культурного развития страны. Особенностью этой системы стало и то, что первичную врачебную помощь стали оказывать специально подготовленные на специальных факультетах «Общая медицина» медицинского ВУЗа врачи общей практики (ВОП).Национальный программа «Саламатты Казахстан» предполагает повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение условий труда медицинских работников. В центре его внимания -усиление первичного звена медицинской помощи, развитие профилактики и диспансеризации,повышение доступности высокотехнологических видов медицинской помощи. В рамках исполнения плана мероприятий программы предполагается усиление первичной медико-санитарной помощи, совершенствование профилактики, раннее выявление заболеваний. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об адекватном кадровом обеспечении педиатрической службы, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению. Повышение заработной платы не может коренным образом изменить ситуацию к лучшему.Решение этой задачи возможно только при научном подходе к оптимизации условий труда врачей-педиатров и рациональному использованию педиатрических кадров.

Педиатрическая служба, являясь составной частью службы охраны материнства и детства, традиционно остается эффективной в деле оказания первичной медико-санитарной помощи детям на протяжении многих десятилетий. Снижение эффективности педиатрической службы в последние годы связано с истощением материально-технических и кадровых ресурсов, издержками в подготовке врачей-педиатров. Следствием этого явилось снижение престижа профессии, изменение социального статуса врачей-педиатров, отток квалифицированных кадров из первичного звена педиатрической службы. В амбулаторно-поликлинической службе медицинские кадры и, особенно, врачи-педиатры являются самой значимой и наиболее ценной частью ресурсов учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям, так как именно они обеспечивают эффективность их деятельности. При этом именно активная статусная позиция врача, его поведенческие установки и реальные действия являются, в конечном итоге, определяющими в вопросах качества оказываемых медицинских услуг и обеспечения

функционирования системы здравоохранения в новых условиях развития отечественного здравоохранения (Садыков И.В., 2007).

В связи с этим, изучение социального статуса врача-педиатра крупного города с целью оптимизации его деятельности дает возможность повысить престиж профессии и представить ее перспективы, на основании изучения общественного мнения разных слоев общества представить профессиональные перспективы врача-педиатра По нашему мнению, это дает возможность повысить социальный статус врача-педиатра, будет способствовать оптимизации его профессиональной деятельности, определит критерии рационального использования педиатрических кадров. Цель исследования: на базе комплексного социологического исследования социального статуса врача-педиатра крупного города разработать рекомендации по оптимизации его профессиональной роли.

Материалы и методы. Объектом исследования явилась педиатрическая служба крупных городов (Алматы, Шымкент). Предметом исследования послужили социальные параметры профессиональной роли врача-педиатра крупного города. На основании комплексного социологического исследования выявлены факторы, влияющие на статус врача-педиатра крупного города, представлены перспективы совершенствования его профессиональной роли.

Результаты. В ходе исследования установлено, что врачу общей практики труднее иметь дело в своей работе с родителями ребенка, так ответили (97,6%) респондентов, лишь 2,4% педиатров в своей работе испытывают трудности в общении с ребенком. Подавляющее большинство врачей-педиатров, принявших участие в исследовании, уверены в недостаточном количестве времени, отведенного на прием одного ребенка (61,9%), однако 35,7% считают, что иногда времени достаточно, и лишь 1,2% уверены, что времени достаточно всегда. В вопросе об оптимальности существующей системы подготовки педиатрических кадров мнения педиатров разделились 44,0% респондентов ответили, что система подготовки педиатрических кадров оптимальна, однако большинство врачей (52,4%) не считают ее оптимальной, а у 3,6% респондентов ответ на этот вопрос вызвал затруднения. Высказываемое в последнее время предложение о замене участковой педиатрической службы врачом общей практики неоднозначно воспринимается во врачебной среде. С идеей ликвидации педиатрической службы в пользу развития семейной медицины не согласились 98,8% педиатров,

что согласуется с данными литературы, и данными, полученными в результате опроса московских педиатров в 2002 году (Чичерин Л.П., Лешкевич И.А., 2003) Большинство (98,8%) педиатров не согласны с тем, что врач-терапевт за 6 месяцев специализации может освоить весь комплекс современных знаний по педиатрии, и из «лечебника» стать хорошим педиатром. По нашему мнению, это может сказаться не только на качестве амбулаторной помощи детям, но и снизит эффективность педиатрического образования в стране. О том, что материально-экономическое стимулирование является значительным мотивирующим фактором в работе участкового педиатра, свидетельствует большинство (82,1%) опрошенных, высказавшихся за повышение заработной платы.

Трудности, типичные для своей профессии 36,9% опрошенных признали такими же, как и в других профессиях. Более четверти педиатров (26,2%) типичными профессиональными трудностями считают отношения с администрацией медицинской организации. Трудности в отношениях с органами управления здравоохранения испытывают 16,7% респондентов. Трудности в отношениях с коллегами педиатры не признали типичными для своей профессии (никто не указал этот вариант ответа), что свидетельствует о благоприятном психологическом климате в профессиональном коллективе. В графе «Другие трудности» 11,9% опрошенных педиатров указали на большое количество заполняемых отчетных форм, несоответствие низкой оплаты труда высокой физической и моральной напряженности, отсутствие действующих законов по защите прав врача. При ответе на вопрос «Что нужно для того, чтобы улучшить условия Вашего труда?» 94,0% врачей-педиатров на первое место поставили улучшение материально-технического обеспечения своего рабочего места. Только на втором месте стоит повышение заработной платы (90,5%), что определяет необходимость ее соответствия уровню ответственности и интенсивности труда врачей. На третье место педиатры поставили увеличение времени на прием одного пациента (64,3%). Из чего можно заключить, что для педиатра в его профессиональной деятельности важным является достаточное количество времени для качественного осмотра ребенка и осуществления лечебно-профилактических мероприятий. На четвертое место педиатры поставили улучшение системы повышения квалификации медицинских кадров (60,7%), что коррелирует с признанием большинством педиатров (52,4%) неоптимальности существующей системы подготовки медицинских кадров.

В вопросе о том, нужно ли получать одобрение ребенка на проводимое лечение мнения педиатров разделились, однозначно согласились 40,5% опрошенных, ответили отрицательно 44,0% респондентов, затруднились с ответом 15,5%, что свидетельствует о том, что на сегодняшний день вопрособ информированном согласии в профессиональной среде педиатров остается дискуссионным. При отказе родителей от необходимого с точки зрения педиатра лечения большинство врачей (65,5%) оставили бы стандартную терапию и взяли письменный отказ родителей, 15,5% опрошенных высказались за право врача самостоятельно принимать решения, 14,2% сочли необходимым привлекать органы опеки. В графе «Другое» 2,4% педиатров указали на

необходимость убедить родителей, а также привлекать в подобных ситуациях юриста.

Таким образом, учитывая ответы врачей-педиатров на блок вопросов, касающихся этико-правовых проблем оказания первичной медико-санитарной помощи детям, можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время правовых стандартов, позволяющих учитывать интересы всех задействованных в лечебном процессе сторон, отвечающим морально-этическим принципам профессии врача-педиатра.

Участковость, как приоритетность нашего здравоохранения, подчеркивается ответами родителей, которые практически исключают случайность выбора врача. Несмотря на все критические высказывания в адрес врачей,80,5% опрошенных родителей пациентов оказались полностью довольны своим лечащим врачом. Тем не менее, что большинство родителей довольны своим лечащим врачом, 72,4% хотели бы сами выбирать врача для своего ребенка, 11,9% отрицали такую возможность, 3,4% проявили безразличие, 12,3% затруднились с ответом.

В ходе социологического исследования нами выявлено, что соблюдают рекомендации лечащею врача 82,6% опрошенных, не всегда придерживаются рекомендаций 16,1%, лечат по-своему 1,3%. Приведенные данные свидетельствуют в большинстве о доверии родителей пациентов профессиональной компетентности своего лечащего врача. Однако настораживает, что все же значительная часть (16,1%) опрошенных не всегда считают необходимым придерживаться рекомендаций лечащего врача.

Активное обсуждение в средствах массовой информации вопросов реформирования здравоохранения не могло оставить в стороне людей, избравших тернистый путь приобретения профессии детского врача. Не вызывает сомнения, что будущий педиатр заинтересован в перспективе своей профессии, ведь реформы, происходящие в здравоохранении, безусловно повлияют на первичный этап становления его как профессионала. В связи с этим, нам кажется закономерным, что с идеей ликвидации педиатрической службы не согласились 98,4% респондентов, 1,6% затруднились с ответом. О том, что материальное стимулирование является значительным мотивирующим фактором в будущей профессиональной деятельности, свидетельствует большинство респондентов (76,5%), считающих необходимым повышение заработной платы врачам-педиатрам.

Заключение.Учитывая происходящие в последние годы реформы, в том числе в рамках национального программы «Саламатты Казахстан», нам показалось интересным выяснить мотивацию выпускников медицинского вуза к профессиональной деятельности в амбулагорно-поликлинической службе. На вопрос «Хотели бы Вы работать участковым педиатром?», ответили «Да» 34,4%, ответили «Нет» 65,6%.Исходя из этого, можно заключить, что, несмотря на повышение заработной платы участковой службе, престиж профессии участкового педиатра в глазах студентов-выпускниковмедицинского вуза остается на низком уровне.Проведенное комплексное социологическое исследование по изучению социального статуса и определению профессиональных перспектив врача-педиатра крупного промышленного города, позволяет сделать следующие выводы:

1 Участковый врач-педиатр является самым востребованным врачом первого контакта (72,5% родителей обращаются к врачу потому, что он участковый) При этом 80,5% родителей полностью довольны лечащим врачом своего ребенка, 71,6% уверены, что их ребенок не боится врача, и 82,6% из них всегда соблюдают рекомендации лечащего врача Полученные данные свидетельствует об авторитете и высоком социальном статусе врача-педиатра.

2 Наиболее значимым фактором, определяющим социальный статус врача-педиатра, оказывающего 'первичную медико-санитарную помощь детям, являются

его отношения с родителями, что в свою очередь зависит от количества времени, отведенного педиатру для осмотра ребенка и беседы с родителями. 3 Материальное стимулирование во многом определяет мотивацию трудовой деятельности врача-педиатра (82,1% врачей и 76,5% студентов решили, что заработная плата врача-педиатра должна быть повышена) Однако не менее значимым фактором являются условия труда и материально-техническое обеспечение рабочего места (так считают 94,0% врачей и 84,4% студентов), увеличение времени на прием одного пациента (64,3% и 60,9% соответственно)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Волкова Л.И., Штейнгардт Ю.Н. Медицина и общество, врач и пациент в 21 веке //Российский медицинский журнал. -2003. - №6. - С. 9-10.

2 Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Сохранять ли первичную педиатрическую помощь детям? // Педиатрия. -2005- № 5. - С. 4 -7.

3 Dawes P.J., Davison P. Informed consent: What do patients want know ? Sunderland royal infirmary. - London: 1994. - С.18.

4 Crawley F.P. Ethics committees and informed consent: Locating responsibility in clinical trials // Tokai J. Exp. and Clin. Med. -1997. - Vol.22. - № 6. - P. 259-265.

5 Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. - С.59.

Ш.К. БАТЫРХАНОВ, Т.М. ИМАНБАЕВА, А.Т. КАРИМХАНОВА, Г.М.АБДУЛЛАЕВА

Педиатрияныцжэненеонатологиясыныцкафедрасыпостдипломного бш1мшцинститутыныц

КазНМУ С.Д. Асфендиярова

ДЭР1ГЕРД1Н-ПЕДИАТРИЯНЫН, Р6Л1 МЕДИЦИНАЛЫК К0МЕКТ1Н, АЛГАШ^Ы БУЫНЫНДА

Ty^h: Макалада материалдар iрi каланыц дэр^ердщ-педиатриясыныц элеуметпк мэртебесшщ кешендi социологиялы; зертте- кел^редк Ец мэндi факторлар тагайынды, рeлдi жэне дэр^ердщ-педиатрияныц мэртебеан 'алгашщы медико-санитарную кемект бала-шагаларга оказывающего айкындаушы. Тушвд сездер: педиатрия, алгашщы медико-санитарная кемек.

SH.K. BATYRHANOV,T.M. IMANBAEVA, A.T. KARIMHANOVA, G.M. ABDULLAYEV

Department of Pediatrics and Neonatology of Postgraduate Education Institute KazNMUafter named SD Asfendiyarov

THE ROLE OF PEDIATRICIANS IN PRIMARY HEALTH CARE

Resume: In this article we present material on complex sociological research of the social status of the pediatrician major city. Identified the most important factors determining the role and status of the pediatrician who provides' primary health care for children.

Keywords: pediatrician, primary health care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.