УДК: 61(091)+165.212
РОЛЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИМВОЛА МЕДИЦИНЫ ЗМЕЯ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО
ЧЕЛОВЕКА
Лудан В. В.
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, г. Симферополь, Россия Для корреспонденции: Лудан Вера Васильевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинской академии имени С.И.Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», e-mail: [email protected] For correspondence: Ludan Vera Vasilyevna, PhD, Associate Professor of the Department of Public Health, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, е-mail: [email protected]
Information about author:
Ludan V. V. http://orcid.org/0000-0003-4806-7610
РЕЗЮМЕ
Врачевание, как средство выживания, появилось с момента появления человечества на земле. С древних времен человек учился выживать у природы на примере животных. Одним из ярких представителей животного мира была пресмыкающееся змея, которая благодаря своим особенностям обитания впоследствии стала символом медицины. В статье освещена история появления символа медицины змея, которая основана на анализе мифов древнего мира и литературных данных.
Ключевые слова: медицинская символика; змея; древний мир; мышление; мудрость; бессмертие; жизнь; здоровье.
THE ROLE OF THE SNAKE BECOMING THE MEDICINE SYMBOL ON THE PATH TO THE KNOWLEDGE OF NATURE AND DEVELOPMENT OF THE ANCIENT MAN'S THINKING Ludan V. V.
Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia
SUMMARY
Healing as a means of survival appeared with the emergence of humanity on earth. Since ancient times, people have learned to survive in nature following the examples of animals. One of the brightest representatives of the animal world was the snake; due to the features of its life it eventually became the symbol of medicine. This article covers the history of the appearance of the snake as the symbol of medicine, based on the analysis of the ancient world legends and data in literature.
Key words: medical symbolism; snake; ancient world; thinking; wisdom; immortality; life; health.
Так сложилось с древних времён, что каждый вид деятельности человека имеет свою символику, которая содержит суть его деятельности. В этой сути заложена вера в успех, а для медицины - это вера в сохранение здоровья и жизни, что было, есть и всегда будет актуально, потому что все живое на земле нуждается в медицине. На каждом этапе развития человечества красной нитью выделялось особое отношение к медицине, как гаранту здоровья, которое зависело от мировоззрения человека и накопленных знаний о выживании [2]. Методы лечения уходят корнями в глубокую древность [5]. Змея как эмблема медицины сохранилась с древних времён по настоящее время [7]. Змея - наиболее универсальный, древний, распространённый и сложный символ среди всех животных-символов. Её образы встречаются повсюду, начиная от мифологий, искусства и архитектуры каждого народа и заканчивая созвездиями [4]. Однако некоторые авторы отмечают невозвратную потерю её первоначального смысла [10]. Появление символики меди-
цины в виде змеи имеет богатую историю, но, как свидетельствуют многочисленные историко-меди-цинские работы, главная причина её появления на настоящий момент не определена и окончательно этот вопрос не решен [1]. С течением временем символ приобрел характер эмблемы, которая отображает определенный жизненный процесс человека [3].
Целью данной работы является определение особенностей природных явлений и поведения животных в древние времена, способствующие использованию пресмыкающегося змеи в качестве символа медицины.
В работе использован литературный анализ и анализ мифологий о врачевании народов древнего мира, которая являет собой своеобразное отражение реальности древнего человека, суть его ощущений и восприятий мира в процессе становления в трудные архаичные времена. Мифология тесно переплеталась с созданием медицинской символики, связанной первоначально с врачеванием [10].
2018, том 21, № 2
По данным различных авторов существует множество причин, которые способствовали появлению символа медицины - змеи [1]. Наиболее распространенное мнение - это целительные свойства змеиного яда. Однако нет достаточно достоверных данных и о сборе змеиного яда, и об использовании его в древности с лечебными целями, тогда как смертельное действие змеиного яда хорошо было известно [3]. Из исторических источников мы узнаём о неудачной попытке Понтийского царя Ми-тридата в I веке до н.э. приучить себя к действию змеиного яда. Великий врач древности Гален в своей книге «О противоядиях», описывал известное противоядие к змеиному яду, изготовленное придворным врачом Нерона Андромахом. Однако, оно включало не змеиный яд, а - мясо гадюки [3]. В основном, не яд, а мясо змеи и другие её части использовались и используются достаточно широко в разных странах для поддержания защитных сил организма. Как свидетельствуют рукописные и печатные фармакопеи от начала книгопечатания в XV и до конца XVIII веков, лишь в эпоху средневековья великий ученый, химик и врач Парацельс изучал возможность использования змеиного яда в лечебных целях, но безрезультатно. Однако свой труд Парацельс завершил всем известной эмблемой врачевания - чаша со змеёй [3]. В дальнейшем на многие годы интерес к змеиному яду значительно снизился, по-видимому из-за того, что его смертельное действие было гораздо опаснее, чем лечебное. Вновь змеиный яд стал предметом более пристального изучения в XIX веке, а методика его применения стала находить свое научное обоснование [1]. Во многих регионах России также изучали применение змеи, но не её яда, во врачебной практике. Изготовление лекарств из мяса змей не имеют прямого отношения к вопросу о применении змеиного яда как такового [1]. Змеиный яд изучается и используется в настоящее время в медицине в виде многих препаратов, в основном наружного применения [3].
На данный момент нет убедительных данных о применении змеиного яда в древности с лечебной целью, что явилось бы причиной почитания змеи и использования её как символа врачевания древнего человека. Скорей всего, змею боялись и остерегались её смертельного укуса. Применение змеиного яда во врачевании, имело место, но в значительно поздние сроки после появления у древних народов символа врачевания виде змеи. А это значит, что применение яда змеи во врачевании не может являться причиной её использования как символа медицины в древние времена.
Некоторые авторы искали причину происхождения символа змеи в её особо биологическом свойстве - долгожительстве. Но по данным многих
авторов змеи живут в неволе около десяти лет, а в свободных природных условиях, они живут около двадцати лет [1].
Назвать их долгожителями нельзя и продолжительность жизни змей, по-видимому, не может являться причиной использования этого пресмыкающегося, как символ врачевания для древнего человека.
В древности человек жил в единении с природой, постоянно наблюдая за её явлениями, обратил внимание на особенности роста зерновых растений, которые впоследствии он стал использовать в земледелии [1]. Змея часто используется как символ в медицине и земледелии [6]. С возникновением и развитием первых древних цивилизаций, возник культ плодородия. Это понятие человек тесно связывал с идеей «умирающего» и «воскресающего» бога зерна, и обожествлением водной стихии. Культ плодородия являлся одним из древнейших на земле [10]. В сознании первобытного земледельца змея ассоциировалась с землёй и водой, которая жила в земле и обязательно около воды. По местонахождению змеи в древности, человек определял местонахождение воды [8]. В Вавилоне змею почитали как дитя богини Земли, а в Египте змея была предметом особого почитания, и называли её жизнью земли [7]. Характерно, что многие народы мира имели одинаковые представления и отношения к пресмыкающемуся змеи - как символу вечности [3]. Историки и этнографы выявили древнейшие корни культа плодородия и проследили сложную историческую трансформацию его отдельных элементов, в котором символика змеи выступает в самой тесной связи с основным образом первобытного общества Великой Матерью - Земля [1]. Осенью змея уходила в землю - умирала, как умирает зерно, опущенное в землю и обязательно политое водой, давало всходы. Весной обновленная змея выползала, сбросив старую кожу, и мать Земля оживала. Веками древний человек наблюдал за этим явлением, приобретал опыт познания выживания, учась у природы, стараясь понять суть сохранения жизни и здоровья. Постепенно в сознании древнего человека формировались понятия, что змея всегда ассоциировалась с землёй-кормилицей и водой, которые ему были жизненно необходимы [4].
Археологические материалы показывают, что изображение змеи как тотема появилось еще на ранней стадии первобытного общества, когда человек не выделял себя из окружающей природы [3]. Он считал животных существами более сильными, чем он сам, и верил, а потому всячески старался расположить их к себе. По сути, культ животных (анимизм) отражал существующую беспомощность первобытного человека перед окружающей
его природой и явился идеологическим отражением связи человека с окружающей его естественной средой [2]. И не змеиный яд, а особенности обитания змеи, как он считал - её бессмертие, привлекли внимание древнего человека [1] На протяжении веков человек приходил к тому, что из всех животных, только змея могла олицетворять плодородие и рождение жизни, и только она знает тайны сил, которые несут воскресенье. Поэтому змею нужно почитать и добиваться её милости [3]. Благодаря этому опосредованному обобщенному познанию явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, возникла высшая форма отражений деятельности древнего человека -мышление [2].
Обожествление змеи, скорее всего, следует рассматривать как этап развития познания природы и мышления первобытного человека. Так в медицинском мышлении человека в древности зарождалась вера в целительные силы природы, что находило конкретное отражение в его сознании и деятельности. С появлением абстрактного мышления и одновременно с этим накопление чисто эмпирических знаний о выживании создавались еще очень примитивные подходы к врачеванию [2]. Результаты своих наблюдений и умозаключений о познании природы человек отражал в мифах. Мифы отражали субъективное ощущение древнего человека, его эмоции [4]. Он отображал всё, что мог видеть, слышать и чувствовать. Из-за отсутствия знаний, все жизненно - важные явления он обожествлял. В древневавилонской мифологии покровителем врачевания был бог плодородия Нингишзида. Его эмблемой на ритуальном кубке Гудея был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший символом одной из эмблем медицины [7]. В поэме о Гильгамеше впервые говорится не только о бессмертии змеи, но и о бессмертии человека. [3]. Уже в древности человек понимал, что его жизнь имеет пределы, а бессмертным его делает труд. Благодаря развитию мышления он, приобретая знания, передаёт их другим, так человек живет вечно. Как результат развивающегося мышления у древнего человека, постепенно появляются понятия, что приобретенные знания необходимо подтверждать практикой. Поэтому, используя змею как символа бессмертия, человек решил следовать её особенностям обитания для лечения недугов [1]. А для этого в древней Греции строились асклепейоны, а в более ранние периоды использовались пещеры, где больной получал исцеление во время «священного сна» И прорицающим оракулом в подземелье (асклепейонах), куда спускался, ищущий исцеления, была змея (уж) житель подземелья, который сочетался с образом Торфиния или Асклепия. Они, согласно греческой мифологии, обладали даром прорицания, предсказывали судьбу, течение, исход
болезней и лечение, а главным их атрибутом была одинокая змея [1]. Инкубация (incubation - уход ко сну), как метод врачевания «священным сном» изначально была известна в Древнем Египте [12]. Позже она была известна племенам, населяющим территорию Древней Греции задолго до возникновения культа Асклепия [9]. В действительности, не воля Асклепия, а знания врачевания древних греков приносили выздоровление, что характеризует более высокую ступень познания мира, развития мышления и врачевания в древние времена, но еще превалирует мистика в медицинском мышлении и соответственно - действиях [2]. В сознании наших древних предков врачевание, как и прорицание, как они считали, зависело от вмешательств таинственных сил природы [1].
Жизненный опыт рождался множеством разных ситуаций, которые создавались природой или древний человек организовывал для себя сам. По-видимому, человек в древности понимал, что змея как таковая не является собственно носителем земных и подземных сил, но он верил, что она знает их тайны, и может о них поведать, она - их оракул [1].
Мудрый Парацельс неоднократно подчеркивал, что первые уроки выживания человек получал у природы, где она выступала в роли строгого учителя [2]. Повседневная необходимость человека далеких от нас эпох в помощи при болезнях, травмах, отравлениях и родах способствовали тому, что врачевание раньше других выделилось из среды носителей знаний в особую группу, где главным был вопрос жизни и смерти. В самом процессе труда и выживания человека, жившего в трудных условиях древнего мира, стал проявляться человеческий гений и тонкая наблюдательность. Хотя в медицинском мышлении древнего человека превалирует мистика, как следствие дефицита знаний о человеке и природе, но уже появляются зачатки разумных действий [2].
Змея стала основной эмблемой медицины, символизируя, по мнению одних авторов мудрость и могущество исцеляющих сил, а, по мнению других - страх перед её неведомыми силами [7]. Но пресмыкающееся змея не может одновременно олицетворять добро и зло потому, что в змеином царстве имеются наряду с ядовитыми змеями и неядовитые, безвредные - ужи. Ужи являются естественными защитниками людей от укусов ядовитых змей. Многие народы одомашнивали ужей и до приручения кошек в древности, использовали их для истребления мышей [1].
Литературные источники подтверждают, что эмблемой врачевания в античном мире была не ядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название - Coluber flavescens aesculapii, (Асклепиев уж) [11]. Уж как вид пресмыкающегося хорошо из-
2018, том 21, № 2
вестен биологам, которые отмечают, что ужовые, как подсемейство змей семейства ужеподобных -самое обширное семейство на земле. Он легко отличается от змеи по маленькой, мало отдалённой от шеи голове с закруглённой мордочкой, плотному телу и длинному, тонкому хвосту, а также по строению покрова и простой окраске. Пойманный уж, если им заниматься, становится ручным и добродушным, вступает в дружбу с хозяином и никогда не пытается его укусить, а, попав на свободу, часто возвращается к своему хозяину. Именно этих змей находят до сих пор на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в тех странах, где такая змея обычно не водится, это в Швейцарии, Австрии, Германии [3]. Вероятнее всего в древние времена их завезли сюда римляне. Ужи, а не ядовитые змеи жили в центрах культа Асклепия (Эскулапа) в Древней Греции и Риме. Они ползали по абатону во время «священного сна» и вылизывали больные места пациентов. Больные притрагивались к ним с верой, что в их облике представал сам бог Асклепий. Ведь первоначально в Древней Греции Асклепий изображался в виде змеи и только позже принял облик человека [3]. В славянской культуре соблюдают обычаи, которые чествуют змей (чаще это безобидные ужи) [6].
Постепенно изображение змеи как тотема переросло в символ, который сформировал этот первообраз в сознании человека после многовекового опыта наблюдения за особенностями её обитания. Животный мир природа наделила инстинктами самосохранения, но человеку помимо этого был дан разум, свойство которого характеризуется степенью освоения знаний и подсознательного опыта, используемого в конкретной ситуации [2]. Когда головной мозг развился настолько, что человек смог не только видеть и ощущать, но и воспринимать как целое все то, что увидел и ощутил, он, разумеется, стал думать также о сущности и происхождении страданий, которые ему доставляли болезни[2]. И в глубокой древности человек мог составить себе только одно представление о сущности болезни - она вызывается таинственными силами природы.
С далеких архаичных времен в сознании древнего человека постепенно формировался архетип змеи и вера, что пресмыкающееся змея (уж) действительно являются носителями тайн исцеления и бессмертия, подтверждая этим первоначальный смысл символа змеи как олицетворения мудрости [13]. Для древнего человека характерна цикличность всех его проявлений жизни и животное змея была ярким примером цикличности: умирание и воскресенье вместе с природой. Это явилось своеобразным природно-климатическим календарём для земледельцев в будущем [6]. Результатом этих
познаний человека является приобретение мудрости и интуиции, которые связаны с развитием пространственных представлений, сравнений и умозаключений [2]. И сегодня врачи часто надеются на интуицию - шестое чувство врача, которое приобретено из прошлого и подсознательно тянется из далеких часов толкования сновидений в асклепей-онах [13]. Это уже свидетельствует о большом шаге вперед, который сделала древняя медицина, применяя на практике простое подражание зимнему «сну змей» под землей, якобы обеспечивающим им бессмертие, до выделения сна как метод лечения больных [12]. Впоследствии мышление выдающихся врачевателей Древнего мира Галена и Гиппократа совпало с мышлением всех врачей и всех времен - лечит природа, но она часто оказывается несостоятельной, её сила имеет границы, и вот тогда дело врача - прийти ей на помощь [2]. Во времена средневековья, Парацельс также утверждал, что только познания явлений природы делают человека врачом [2]. Человек, впервые приобретая знания из собственного опыта выживания и врачевания, приобретал мудрость, как проявление высшей ступени человеческого мышления [14].
Древний человек впервые методом собственных проб и ошибок создавал теорию выживания и врачевания, ярким примером которого для него была пресмыкающееся змея (уж) - носитель тайн бессмертия. Эмпирически использованные приёмы лечения и защиты от болезней закреплялись в обычаях людей далёких от нас времен и постепенно стали основой формирования медицинского мышления и науки [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пресмыкающееся змея, как символ врачевания, появилась в глубокой древности и имеет тесную связь с развитием мировоззрения людей далеких от нас эпох, которое обусловлено условиями их жизни и наивным пониманием сущности природных явлений. Этот символ возник в результате длительного эмпирического пути приспособления в дикой природе и развития мышления древнего человека, которое формировалось в процессе трудного архаичного времени в борьбе за выживание. Постепенно с познанием природы и приобретением жизненного опыта выживания совершенствовалось мышление древнего человека, появлялись разумные действия, и приобреталась мудрость. По определению великого Гиппократа, понятие медицина и мудрость идентичны. Только человек, умудрен опытом, назвал змею мудрой, как символ бессмертия, которая вселяла ему веру и надежду на возможность исцеления от болезней и сохранение жизни. Благодаря этой вере в древние времена медицину символизировали пресмыкающиеся: ядовитая змея и безобидный уж. Эта вера в
сверхъестественные силы пресмыкающихся змеи и ужа, присущая людям древних времен и их медицинское мышление, связанное с этой верой, как архетип, остались на подсознании людей по настоящее время. Символ медицины змея никогда не потеряет своего первоначального смысла, так как это дань уважения человеку древних трудных времен, который делал первые в мировой истории шаги выживания и врачевания. Медицина древности представляет собой результат длительного и очень сложного пути познания природы и человека.
The authors have no conflict of interests to declare.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тарасонов В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. 1985.
2. Гуго Глязер. О мышлении в медицине; 1969.
3. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эм-блемах;1990.
4. Юлия Матвеева. Символизм змеи. Аналитики. Точка зрения. https://rgdn.info/simvolizm_ zmei._ Последнее обновление от 12.06.2017.
5. Зорин В.Н., Калиберденко В.Б. Истоки терапевтических процедур. Актуальные проблемы госпитальной медицины. Международная научно-практическая конференция. Севастополь. 2004; 233-234.
6. Что означает символ змеи? https://www. liveinternet.ru/users/4518847/post253858690 Последнее обновление от 25.12. 2012.
7. Сорокина Т.С. История медицины. 1992; 1:213.
8. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древний мир.1987.
9. Скляров Е.К. Жаров Л.В. История медицины. 2014.
10. Мультановский М.П. История медицины. 1967.
11. «Здоровье мира». Журнал ВОЗ. Май 1970.
12. Кухта С. Медицина в античнш мiфологii. 1996.
13. Дмитрий Кошелев. Архетип. Википедия (психология). https://ru.wikipedia.org/wiki/ Последнее обновление от 29.03.2018.
14. Мудрость. Википедия. https://ru.wikipedia. org/wiki/ Последнее обновление от 24.01. 2018.
REFERENCES
1. Tarasonov V.M. Symbolism of medicine as a reflection of the medical practice of ancient peoples. 1985; 276.
2. Hugo Glaser. About thinking in medicine. 1969; 276.
3. Gribanov E.D. Medicine in symbols and emblems. 1990. 203.
4. Julia Matveeva. Symbolism of the snake. Analysts. Point of view. https://rgdn.info/simvolizm_ zmei._ Last updated 12.06.2017.
5. Zorin V.N., Caliberdenko V.B. The Origins of therapeutic procedures. Actual problems of hospital medicine. Internationalscientific-practical conference. Sevastopol 2004; 233-234.
6. What does the snake symbol mean? https:// www.liveinternet.ru/users/4518847/post253858690 Last updated 25 12 2012.
7. Sorokina T.S. History of medicine. Volume1. 1992. 213.
8. Sorocina T.S. Atlas of the history of medicine. Primitive society. Ancient world. 1987. 158.
9. Sklyarov E.K. Zharov L.V. History of medicine. 2014. 245.
10. Multanovski M.P. History of medicine. 1967.
270.
11. «Health of the world». Мagazine of the WHO. May 1970. 83.
12. Kuhta S. Medicine in antiquity mythology. 1996; 350.
13. Koshelev Dmitry. Archetype. Wikipedia (psychology). https://ru.wikipedia.org/wiki/ Last updated 29.03.2018.
14. Wisdom. Wikipedia. https://ru.wikipedia. org/wiki/ Last updated 24.01. 2018.