Научная статья на тему 'Роль воспитательной работы в исправлении осужденных, больных туберкулезом'

Роль воспитательной работы в исправлении осужденных, больных туберкулезом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЙ / ТУБЕРКУЛЕЗ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красовский Виталий Сергеевич, Анфиногенов Василий Анатольевич

В статье рассматривается значение воспитательной работы, проводимой сотрудниками пенитенциарных учреждений уголовно-исполнительной системы в отношении больных туберкулезом осужденных, содержащихся в исправительных колониях. Анализируются некоторые ее формы. Авторы приходит к выводу о том, что осуществление воспитательного воздействия в отношении осужденных, больных туберкулезом, является необходимым компонентом не только в процессе исполнения уголовного наказания, но и их лечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Красовский Виталий Сергеевич, Анфиногенов Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль воспитательной работы в исправлении осужденных, больных туберкулезом»

УДК 343.8

Красовский Виталий Сергеевич

научный сотрудник НИЦ-1, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России 01vaang@mail.ru

Анфиногенов Василий Анатольевич

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России 01vaang@mail.ru

Роль воспитательной

работы в исправлении осужденных, больных туберкулезом

Vitaly S. Krasovsky

Research Associate of NITs-1, FKU Scientific Research Institute FSIN of Russia 01vaang@mail.ru

Vasily A. Anfinogenov

Candidate of Law Sciences,. Senior Research Associate of NITs-2, FKU Scientific Research Institute FSIN of Russia 01vaang@mail.ru

The role of educational

work in correction of condemned, patients with tuberculosis

Аннотация. В статье рассматривается значение воспитательной работы, проводимой сотрудниками пенитенциарных учреждений уголовно-исполнительной системы в отношении больных туберкулезом осужденных, содержащихся в исправительных колониях. Анализируются некоторые ее формы. Авторы приходит к выводу о том, что осуществление воспитательного воздействия в отношении осужденных, больных туберкулезом, является необходимым компонентом не только в процессе исполнения уголовного наказания, но и их лечении.

Ключевые слова: лишение свободы, осужденный, туберкулез, воспитательный процесс, индивидуальная работа.

Annotation. In the article the significance of educational work conducted by the staff of penitentiary institutions of the penitentiary system in relation to tuberculosis patients of convicts held in correctional colonies is considered. Some of its forms are analyzed. The authors come to the conclusion that the implementation of educational influence on convicts suffering from tuberculosis is an essential component not only in the process of execution of criminal punishment, but also their treatment.

Keywords: deprivation of liberty, convict, tuberculosis, educational process, individual work.

Известно, что большая роль в исправлении осужденных отводится воспитательному воздействию. Сегодня оно в основном направлено на формирование и укрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, соблюдение требований закона и других, принятых в обществе правил поведения, а также повышение и дальнейшее развитие знаний у осужденных, их образовательного и культурного уровня.

Бесспорно, воспитательная работа определяется целями применения наказания. Поэтому ее главная задача - способствовать исправлению осужденных, предупреждению совершения ими новых преступлений. Вместе с тем помимо главной задачи, посредством воспитательной работы исправительными учреждениями решаются и многие другие задачи меньшего порядка, в частности, воспитание дисциплинированности, уважение к труду, к окружающим и т.д. В части вто-

рой статьи 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) отмечается, что участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Более того, учитывая, что многие воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня, участие в них осужденных является обязательным.

Основным лицом, организующим и координирующим воспитательную работу с осужденными, безусловно, является начальник отряда отдела воспитательной работы с осужденными исправительного учреждения. Хотя не последнюю роль в воспитательной работе играет и медперсонал, особенно врачи, которые непосредственно оказывают помощь больному в его выздоровлении. Причем, особая роль врачей как воспитателей проявляется в условиях стационарного лечения.

Практика показывает, что нередко их индивидуальные беседы, убеждения, забота о больном осужденном оказывает, куда большее влияние, чем все другие мероприятия, в том числе и проводимые в масштабах учреждения [1, с. 3-7].

В этой связи, воспитательная работа с больными туберкулезом осужденными в лечебных исправительных учреждениях имеет несколько иную содержательную направленность, обусловленную, прежде всего, наличием у осужденного заболевания. Этот факт отражается на формах ее проведения, что вполне закономерно. Весьма сложно убедить больного человека в необходимости трудиться, соблюдать требования закона и другие, принятые в обществе правила поведения, если не оказывать ему помощь в лечении. Поэтому, основной акцент в воспитательной работе с осужденными, больными туберкулезом, отводится не только пропагандистской форме, указывающей на необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм и иных требований, важных для выздоровления, но и привитию осужденному волевых качеств, без которых бороться с болезнью значительно сложнее. Бесспорно, большая роль в этой работе традиционно отводится медицинскому персоналу.

Безусловно, это не означает, что с осужденными не проводится воспитательная работа в других формах. Согласно части первой статьи 109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Из анализа приведенной нормы видно, что закон содержит весьма разнообразные, как по форме, так и по содержанию направления воспитательной работы с осужденными в условиях принудительной изоляции от общества. По нашему мнению, видимо, это всего лишь ориентиры, которые зачастую трудно реализовать на практике. Кстати, многие из них, например такие, как честное отношение к труду, точное исполнение законов, уважение к правилам общежития, повышение культурного уровня, хотя и в несколько иной редакции, но были определены и упраздненным исправительно-трудовым законодательством.

В данном случае поиск наиболее эффективных форм и способов воздействия и многолетняя нормотворческая практика наглядно показывают, что исправить преступника в условиях изоляции -дело очень трудоемкое, и более того, все убедительнее доказывающее, что в условиях исправительных колоний, во многом даже и нереальное. Этим, кстати, и обусловлены поиски иных направлений воспитательной работы.

Так или иначе, но определенная воспитательная работа с осужденными, в том числе и больными туберкулезом, должна проводиться. Закон предусматривает различные формы и методы этой работы, в частности, нравственное, право-

вое, трудовое, физическое воспитание. Вместе с тем, в лечебных исправительных учреждениях к основным формам воспитательной работы, проводимой с осужденными, также относится и санитарно-гигиеническое воспитание. И это не случайно, ибо исходя из анализа всех воспитательных мероприятий, видно, что примерно половина из них отводится медико-санитарной и гигиенической проблематике. Основная цель таких мероприятий - убедить осужденных бережно относиться к своему здоровью и здоровью других преступников, находящихся с ними в одном помещении, общежитии, колонии, неукоснительно выполнять предписания врачей, соблюдать требования гигиены и санитарии в условиях совместного проживания и значительной концентрации осужденных.

Естественно, что в воспитательной работе с осужденными, больными туберкулезом, огромное внимание уделяется индивидуальной работе. Это вполне объяснимо, ибо, во-первых, у каждого больного протекание болезни имеет свои особенности; во-вторых, каждый осужденный имеет разное отношение к заболеванию, и, соответственно, к лечению. В этой связи, сотрудникам приходится прилагать немало усилий, чтобы убедить больного выполнять рекомендации врача, отказаться от самолечения, вредных привычек, например, частого курения, и т.п.

П р а ктика также показывает, что при проведении индивидуальной воспитательной работы не обойтись без педагогических компромиссов, особенно с теми больными, которые нарушают требования режима [2, с. 97-104]. А именно, в ряде случаев администрация не прибегает к жестким мерам дисциплинарного воздействия, например, таким как водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа и т.п., понимая, что условия запираемых помещений, которым свойственны: отсутствие принудительной вентиляции, плохая проветривае-мость помещений, большое скопление лиц в одном помещении и др., могут только навредить лечению. В данном случае большое внимание отводится индивидуальной воспитательной работе, которую проводит начальник отряда, сотрудники отдела безопасности и других служб.

Согласно части второй статьи 110 УИК РФ воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Названные установления в законе в полной мере распространяются на исправительные учреждения, в которых содержатся осужденные, больные туберкулезом. Как правило, в воспитательной работе с такой категорией осужденных значительное внимание уделяется уже на начальном этапе отбывания наказания, что весьма важно в плане адаптации больного к среде осужденных, условиям учреждений закрытого типа и способствует активному вовлечению в процесс лечения.

Наряду с индивидуальной работой медицинского профиля, с осужденными, больными туберкулезом, также проводится воспитательная работа исходя из личностных особенностей. Например, огромная работа проводится с осужденными, больными наркоманией и алкоголизмом, с лицами, относящимися к категории осужденных с низким социальным статусом и отвергнутых сообществом преступников, имеющими различные психические аномалии. Такие категории осужденных требуют особого индивидуального подхода [3].

Большое значение в воспитательной работе придается проведению с осужденными лекций, бесед представителями иных правоохранительных органов, например, суда, прокуратуры и т.д. Как правило, они осуществляют разъяснения требований законодательства, судебной практи-

ки по этим вопросам и т.п. При проведении таких бесед осужденными задаются различные вопросы. Например, работникам суда большое количество вопросов задается о возможности досрочного освобождения от наказания, особенно с учетом наличия заболевания туберкулезом.

Итак, осуществление воспитательного воздействия в отношении осужденных, больных туберкулезом, является необходимым компонентом не только в процессе исполнения уголовного наказания, но и их лечении. В этой связи, руководствуясь принципом гуманизма, в исправительных учреждениях, где содержатся больные туберкулезом осужденные, воспитательная работа с осужденными осуществляется, прежде всего, с учетом тяжести заболевания и подчинена задаче лечения больных: чем опаснее заболевание, тем гуманнее отношение государства к преступнику.

Литература:

1. Струсов В.А. Медицинская служба в комплексе мер перевоспитания правонарушителей // Исправительно-трудовые учреждения. Вып. 19. М. : ВНИИ МВД СССР, 1982. С. 3-7.

Literature:

1. Strusov V.A. Health service in a package of measures of re-education of offenders // Correctional institutions. M. : All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1982. Is. 19. P. 3-7.

2. Стурова М.П. Сущность воспитательного процесса в органах, исполняющих уголовные наказания // Проблемы функционирования органов, исполняющих наказание. М. : Академия МВД СССР, 1987. С. 97-104.

3. Антонян Ю.М. Наказание и исправление преступников. М., 1992. 392 с.

2. Sturova M.P. Essence of educational process in the bodies executing criminal penalties//Problems of functioning of the bodies executing punishment. M. : Ministry of Internal Affairs academy of the USSR, 1987. P. 97-104.

3. Antonyan Yu.M. Punishment and correction of criminals. M., 1992. 392 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.