Научная статья на тему 'Роль Военно-Морского Флота в обеспечении безопасности национальных интересов Российской Федерации'

Роль Военно-Морского Флота в обеспечении безопасности национальных интересов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
Военно-Морской Флот / военная безопасность / морская политика / национальные интересы / Морская доктрина / боевая служба / Navy / military security / maritime policy / national interests / Maritime Doctrine / combat service

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коряковцев Алексей Анатольевич

Рассматривается значение Военно-Морского Флота (ВМФ) для обеспечения национальных интересов государства. Раскрыта эволюция взглядов военно-политического руководства на роль ВМФ в системе обеспечения военной безопасности и национальных интересов. Показаны основные результаты применения сил отечественного ВМФ в локальных войнах и вооруженных конфликтах после Второй мировой войны. На основе анализа основных руководящих документов, а также научных трудов руководителей ВМФ и специалистов Главного командования ВМФ сделаны выводы о роли Военно-Морского Флота в обеспечении национальных интересов государства на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Коряковцев Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Navy in Ensuring the Security of the National Interests of the Russian Federation

The paper examines the signifi cance of the Navy in safeguarding the state’s national interests. It outlines the changing perspectives of military and political leaders regarding the Navy’s role in ensuring military security and national interests. The paper also presents the key outcomes of the Russian Navy’s involvement in local conflicts and wars following World War II. Based on an analysis of primary guidance documents and scientifi c publications by Navy leaders and General Command specialists, conclusions have been drawn regarding the Navy’s role in safeguarding the national interests of the state in the current period.

Текст научной работы на тему «Роль Военно-Морского Флота в обеспечении безопасности национальных интересов Российской Федерации»

Роль Военно-Морского Флота в обеспечении безопасности национальных интересов Российской Федерации

Капитан 1 ранга А.А. КОРЯКОВЦЕВ, доктор исторических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассматривается значение Военно-Морского Флота (ВМФ) для обеспечения национальных интересов государства. Раскрыта эволюция взглядов военно-политического руководства на роль ВМФ в системе обеспечения военной безопасности и национальных интересов. Показаны основные результаты применения сил отечественного ВМФ в локальных войнах и вооруженных конфликтах после Второй мировой войны. На основе анализа основных руководящих документов, а также научных трудов руководителей ВМФ и специалистов Главного командования ВМФ сделаны выводы о роли Военно-Морского Флота в обеспечении национальных интересов государства на современном этапе.

Военно-Морской Флот, военная безопасность, морская политика, национальные интересы, Морская доктрина, боевая служба.

The paper examines the significance of the Navy in safeguarding the state's national interests. It outlines the changing perspectives of military and political leaders regarding the Navy's role in ensuring military security and national interests. The paper also presents the key outcomes of the Russian Navy's involvement in local conflicts and wars following World War II. Based on an analysis of primary guidance documents and scientific publications by Navy leaders and General Command specialists, conclusions have been drawn regarding the Navy's role in safeguarding the national interests of the state in the current period.

KEYWORDS

Navy, military security, maritime policy, national interests, Maritime Doctrine, combat service.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

СОВРЕМЕННАЯ военно-политическая и стратегическая обстановка, характеризующаяся усилением конфронтации со странами НАТО в условиях продолжающейся специальной военной операции, требует от руководства страны и Министерства обороны особого внимания к вопросам обеспечения военной безопасности и национальных интересов государства. Жизненно важное значение для нашей страны в настоящее время приобретают укрепление ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, обеспечение обороны и безопасности в связи с реализацией США и НАТО целенаправленной политики по сдерживанию Российской Федерации (РФ).

Военно-Морской Флот как вид Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для обеспечения защиты национальных интересов России и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии против РФ с океанских и морских направлений1.

Россия является одной из ведущих морских держав, исходя из ее пространственных, географических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях. Защита государства от внешних угроз с океанских и морских направлений обеспечивается Военно-Морским Флотом Российской Федерации уже на протяжении более чем трех веков. Следует отметить, что в различные периоды истории России роль Военно-Морского Флота в обеспечении интересов государства в Мировом океане военно-политическим руководством оценивалась неоднозначно, что влияло на ход строительства флота.

Вопрос обеспечения национальных интересов для нашей страны на протяжении последних десятилетий всегда наиболее остро вставал в ответ на экспансионистские устремления стран Запада во главе с США, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры.

Так, спустя всего несколько месяцев после подписания 2 сентября 1945 года Акта о капитуляции Японии бывший союзник СССР по антигитлеровской коалиции — США — провозгласил курс на мировое господство. В своем послании конгрессу «О реорганизации вооруженных сил» от 19 декабря 1945 года президент США Г. Трумэн заявил: «Мы все должны признать, что победа, которую мы одержали, поставила американский народ перед лицом постоянной

и жгучей необходимости руководства миром. Будущий международный мир будет в значительной степени зависеть от того, покажут ли США, что они действительно намерены продолжать выполнять свою ведущую роль среди наций»*2.

* Еще до вступления на пост президента в апреле 1945 года Г. Трумэн заявил, что русские скоро будут поставлены на место, США возьмут на себя руководство формированием мировой политики и при этом действительно будут править миром.

Распространение влияния США практически на все стратегически важные регионы Земли, в том числе путем размещения военных баз на территории других государств, обеспечивало им присутствие и непосредственный контроль над военно-политической обстановкой в этих регионах.

В условиях соперничества двух общественно-экономических формаций у Советского Союза возможности оказывать влияние на ход развития военно-политической обстановки в мире были ограничены территорией Восточной Европы, на которой дислоцировались мощные сухопутные группировки. В то же время активизация народно-освободительного движения в странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии создавала благоприятные условия для СССР по расширению сфер своего влияния. Вместе с тем направление в районы вооруженных конфликтов советских воинских контингентов требовало значительных финансовых и материальных затрат и, как правило, всегда вызывало нежелательный всплеск антисоветской истерии в большинстве западных столиц.

Недостаточные возможности СССР по оказанию влияния на внешнеполитическую обстановку, в том числе путем демонстрации своей военной мощи в районах, где затрагивались его жизненно-важные интересы, приводили к перекраиванию политической карты мира в пользу капиталистического лагеря. В случае дальнейшего непринятия действенных мер со стороны СССР упускалась исторически сложившаяся после Второй мировой войны возможность привлечения на свою сторону стран, в которых активизировалось народно-освободительное движение и остро встал вопрос выбора политического ориентира в дальнейшем государственном строительстве и развитии.

В этот исторический период подтвердили свою актуальность слова русского политика-реформатора П.А. Столыпина, сказанные на заседании Государственной думы в начале прошлого столетия: «Всякая мировая держава не может не участвовать в мировой политике, не может не участвовать в политических комбинациях и отказаться от права голоса в разрешении мировых событий. Флот есть рычаг для осуществления этого права. Это атрибут великой державы»3.

Характер взглядов советского военно-политического руководства на строительство и применение ВМФ в этот период негативным образом

отразился на содержании программ послевоенного развития советского ВМФ. Принятая военная кораблестроительная программа не позволяла реализовать возможности флота по обеспечению национальных интересов в удаленных районах Мирового океана. В основу теории применения ВМФ был положен опыт Великой Отечественной войны, игнорировался иностранный опыт и совершенно не учитывалась возможность использования уникальных свойств флота в решении задач по обеспечению национальных интересов государства в удаленных районах Мирового океана.

К середине 1960-х годов взгляды военно-политического руководства страны претерпели изменения в сторону увеличения географической сферы применения ВМФ и расширения круга задач, решаемых силами флота в мирное время. Основными факторами, повлиявшими на изменение взглядов советского военно-политического руководства на роль и место ВМФ и переход к новым формам и способам его применения в мирное время, являлись:

• военно-политический, обусловливающий необходимость нахождения советских кораблей в районах Мирового океана, где затрагивались жизненно-важные интересы СССР, в целях оказания влияния на внеш-

В условиях соперничества двух общественно-экономических формаций у Советского Союза возможности оказывать влияние

на ход развития военно-политической обстановки в мире были ограничены территорией Восточной Европы, на которой дислоцировались мощные сухопутные группировки. В то же время активизация народно-освободительного движения в странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии создавала благоприятные условия для СССР по расширению сфер своего влияния. Вместе с тем направление в районы вооруженных конфликтов советских воинских контингентов требовало значительных финансовых и материальных затрат и, как правило, всегда вызывало нежелательный всплеск антисоветской истерии в большинстве западных столиц.

неполитическую обстановку, в том числе путем демонстрации своей военной мощи;

• военно-стратегический, требовавший предотвращения или максимального ослабления ударов военно-морских сил (ВМС) вероятного противника из районов боевого патрулирования американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и авианосных ударных соединений;

• фактор развития теории военно-морского искусства, в соответствии с положениями которой решение проблемы повышения боевой готовности было найдено в заблаговременном развертывании и размещении в стратегически важных районах части сил советского ВМФ на постоянной основе;

• военно-технический фактор, обеспечивший вхождение в состав ВМФ кораблей и подводных лодок, способных действовать в дальней морской и океанской зонах;

• исторический фактор, учитывающий влияние накопленного опыта первых дальних походов и создания группировок советского ВМФ в удаленных океанских районах, изучение и творческое использование которого позволило подтвердить правильность теоретических выкладок и приступить к реализации практических мероприятий по переходу к новым формам и способам применения сил флота.

К середине 1960-х годов были созданы объективные условия для перехода от одиночных дальних походов и эпизодического появления отдельных советских подводных лодок и надводных кораблей в районах боевого патрулирования ударных соединений ВМС США к размещению группировок ВМФ СССР в удаленных районах Мирового океана на постоянной основе. В результате сложились высшая форма поддержания боевой готовности ВМФ и основной

вид его боевой деятельности в мирное время — боевая служба.

Размещение сил флота в стратегически важных районах Мирового океана на постоянной основе позволило решать двуединую задачу. С одной стороны, морские стратегические ядерные силы (МСЯС) вносили свой вклад в осуществление стратегического сдерживания путем постоянного присутствия ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) в районах боевого патрулирования в установленной готовности к нанесению ударов по назначенным объектам вероятного противника.

С другой стороны, появилась реальная возможность решать задачи по предотвращению или максимальному ослаблению ударов вероятного противника с морских направлений путем организации поиска и слежения силами общего назначения за ударными группировками ВМС вероятного противника в готовности к их немедленному уничтожению (нанесению максимального ущерба).

Важным направлением применения ВМФ в мирное время являлось обеспечение внешнеполитических интересов государства. Находясь в кризисных районах, непосредственного участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах ВМФ СССР не принимал. Вместе с тем советское правительство, оперативно реагируя на изменения военно-политической обстановки в мире, использовало часть сил боевой службы в целях обеспечения прямого или косвенного влияния на социально-политическую обстановку в прибрежных государствах, оказания поддержки правительствам дружественных государств, в том числе для предотвращения или прекращения агрессивных действий против них. Основные результаты применения ВМФ при решении внешнеполитических задач показаны в таблице.

Таблица

Основные результаты применения ВМФ при решении внешнеполитических задач

Военный конфликт, период ведения, противники Район Состав группировки ВМФ Результаты деятельности сил ВМФ

Западно-ирианский конфликт, 1961—1962 гг. (Голландия — Индонезия) Филиппинское море 6 пл, 1 плавбаза Снижена напряженность в отношениях между Индонезией и Голландией. Оставление Западного Ириана голландскими войсками. СССР получил опыт создания морских группировок ВМФ

Карибский кризис 1962 г. (США — Куба, СССР) Северная и центральная части Атлантического океана, Карибское море Более 10 пл, 6 нк, 12 катеров, береговой ракетный полк «Сопка», более 30 самолетов «Ил-28» Обеспечена независимость Республики Куба. СССР получил опыт развертывания группировки ВМФ в удаленном районе Мирового океана и обеспечения воинских перевозок

«Шестидневная война», 1967 г. (Израиль — Египет, Сирия, Иордания) Средиземное море Более 10 нк и пл, 2 полка МРА ЧФ, морская пехота ЧФ: 1270 человек, 13 пт и 33 бтр Остановлены военные действия. Предотвращено политическое поражение арабских стран. Принято решение о создании оперативных эскадр ВМФ

Инцидент, 1968 г. (КНДР — США) Японское море, Восточно-Корейский залив 6 нк, более 20 самолетов Ту-16 Предотвращение перерастания инцидента в стадию вооруженного столкновения

Пакистано-индийский конфликт, 1971 г. (Индия — Пакистан) Индийский океан, Бенгальский залив, Аравийское море 5 нк, 2 атомных пл, 3 дизельных пл Нейтрализованы действия американской АУГ, созданы благоприятные условия для действий ВМС Индии в Бенгальском заливе и Аравийском море

Арабо-израильская война, 1973 г. (Израиль — Египет, Сирия, Иордания) Средиземное море Более 100 кораблей различных классов Заключение перемирия

Китайско-вьетнамский конфликт, 1979 г. (КНР — Вьетнам) Восточно-Китайское и ЮжноКитайское моря До 22 нк, 2 пл, 6—8 самолетов Ту-95РЦ Предотвращены активные действия китайских ВМС, исключена возможность нанесения ударов по Вьетнаму с морских направлений

Ирано-иракская война, 1980—1987 гг. (Иран — Ирак) Индийский океан, Красное море, Персидский залив Более 10 нк различных классов Обеспечена безопасность судоходства гражданских судов СССР в Персидском заливе и Красном море

Операция по принуждению Грузии к миру, 2008 г. (Россия — Грузия) Восточная часть Черного моря Более 30 нк различных классов, свыше 15 самолетов и вертолетов Осуществлена морская блокада побережья Грузии, предотвращено проведение десантных действий грузинских ВС на территорию Абхазии, обеспечена безопасность воинских перевозок

Другое направление в применении ВМФ в мирное время было связано с быстрым развитием торгового и промыслового флотов Советского Союза, когда требовалась надежная защита судоходства и рыболовства. Успешное решение этой задачи обеспечивало экономические интересы государства. Конкретным примером использования возможностей ВМФ в этих целях является применение сил флота для охраны судоходства в Персидском заливе в ходе Ирано-иракской войны (1980—1988). Согласно данным компаний Ллойда за время «танкерной войны» было потоплено и повреждено 546 судов, из них только два судна, получившие повреждения, были советскими.

В начале прошлого века известный военно-морской теоретик Б.Б. Жерве с горечью констатировал следующее: «История морской идеи в России полна периодов упадка и возрождения. В стране с континентальными традициями на флот смотрели обычно как на временное средство, и в соответствии с этим ставились и временные задачи. С минованием их кончалась и потребность в морской силе до нового случая. А в промежутках флот хирел, старел, терял школу, чувствовал себя оторванным от государства и государственности, а когда внешняя политика неожиданно ставила страну лицом к лицу с непредвиденным морским противником, — начиналось суматошное импровизированное создание флота, без науки, без плана, без тыла, без школы. В результате одряхлевший организм не выдерживал испытания, и флот бесполезно погибал»4.

События конца прошлого века, охарактеризованные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как «крупнейшая геополитическая катастрофа»5, подтвердили высказывания Б.Б. Жерве. Распад Советского Союза и образование на его террито-

рии новых независимых государств существенно деформировали структуру базирования сил отечественного флота, судостроения и судоремонта. Военно-морская деятельность Российской Федерации к началу 1990-х годов резко сократилась.

В условиях внутриполитической нестабильности, ряда вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве вопросам применения и строительства ВМФ для реализации военно-морской политики и обеспечения национальных интересов государства в Мировом океане должного внимания не уделялось. В результате сложившегося положения на государственном уровне взгляды на применение и строительство ВМФ в новых условиях не были оформлены.

В начале 1990-х годов в применении отечественного ВМФ в мирное время появилось новое направление, связанное с возникновением источников напряженности вблизи государственной границы Российской Федерации. Наиболее остро эти проблемы стали проявляться в операционной зоне Черноморского флота, что потребовало привлечения сил флота к решению миротворческих задач.

К ним относились следующие: доставка гуманитарной помощи в район грузино-абхазского конфликта, эвакуация населения, подразделений ВС РФ и президента Грузии из Сухуми; выполнение миротворческой миссии в п. Поти; обеспечение безопасности судоходства и портовых операций, защиты коммуникаций. Так, в 1992 году силами флота в ходе операции «Кавказ» из горячих точек было вывезено более 40 300 беженцев.

В период с 12 июня по 8 сентября 1993 года кораблями Черноморского флота было перевезено: грузов — 10 365 т, техники — 359 единиц, беженцев — свыше 15 000 человек.

Широкое празднование по всей России 300-летия основания регу-

лярного флота в 1996 году актуализировало внимание к проблемам применения и строительства ВМФ. В руководстве государства утвердилось понимание необходимости наличия вектора развития морской мощи государства. В результате вопросы морской политики постепенно стали входить в круг приоритетных. Было признано необходимым принятие экстренных неотложных мер на государственном уровне по сохранению и развитию боевого потенциала сил флотов, потенциалов научных учреждений и промышленных предприятий, их научных и производственных возможностей для обеспечения потребностей России в морском компоненте ВС РФ.

Важным событием по преодолению негативных тенденций и стихийности, характерных для государственной политики в области морской деятельности последнего десятилетия XX века, стало принятие «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» в качестве концептуального документа, который 4 марта 2000 года утвердил Президент Российской Федерации В.В. Путин. В этом документе были развиты положения Военной доктрины, Федерального закона «Об обороне», Концепции национальной безопасности и основ государственной политики по военному строительству на период до 2005 года.

В тот же день был издан Указ Президента РФ «О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации», а 14 июня — Постановление Правительства «О мерах по совершенствованию морской деятельности Российской Федерации». Впервые в этих документах было введено понятие «государственные интересы Российской Федерации в Мировом океане», которое трактовалось как совокупность политических, экономи-

ческих и собственно военных интересов государства.

На законодательном уровне был признан тот факт, что наличие мощного Военно-Морского Флота является для Российской Федерации в новых геополитических условиях объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения национальной безопасности, социально-экономического и культурного развития страны.

27 июля 2001 года состоялись решения Президента РФ о переходе к реализации национальной морской политики и создании при Правительстве РФ Морской коллегии (№ Пр-1384), а также была утверждена Морская доктрина на период до 2020 года (№ Пр-1387). В Морской доктрине впервые было раскрыто понятие «национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане» как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала государства.

Таким образом, в начале XXI века в государстве сформировалось четкое понимание необходимости восстановления своих позиций как мор-

В начале 1990-х годов в применении отечественного

ВМФ в мирное время появилось новое направление, связанное с возникновением источников напряженности вблизи государственной границы Российской Федерации. Наиболее остро эти проблемы стали проявляться в операционной зоне Черноморского флота, что потребовало привлечения сил флота к решению миротворческих задач.

ской державы, и это стало объектом пристального внимания Президента и Правительства России.

Новый период в решении миротворческих задач для отечественного ВМФ наступил в 2008 году, когда, в соответствии с распоряжением Президента РФ от 3 сентября 2008 года, Российская Федерация подключилась к международным усилиям по борьбе с пиратством.

Силы ВМФ выполняли задачи по защите российского морского судоходства в районе Аденского залива и побережья Сомали. Только за период с октября 2008 года по сентябрь 2011 года кораблями Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов совершено 7 походов в район Аденского залива и побережья Сомали. Всего сопровождено более 370 российских и иностранных судов, из них большая часть — под флагом иностранных государств.

В августе 2008 года впервые после Второй мировой войны силы Черноморского флота вели боевые действия в ходе проведения операции по принуждению Грузии к миру. Решая поставленные задачи, группировка сил Черноморского флота обеспечила благоприятные условия войскам, действующим на приморском направлении, чем внесла существенный вклад в достижение целей операции и прекращение вооруженного конфликта.

С июня 2012 года силы ВМФ стали активно привлекаться для обеспечения перевозок вооружения и военных грузов в порядке оказания военной помощи правительству Сирии. С сентября 2013 года в Средиземном море развернуто постоянное межфлотское оперативное соединение ВМФ.

С сентября 2015 года силы флотов принимают участие в специальной операции по стабилизации обстановки в Сирийской Арабской Республике, решая задачи по поражению наземных объектов террористических

организаций, прикрытию важных военных и других объектов от ударов СВН противника, перевозке войск, военной и специальной техники и других материальных средств, поддержанию благоприятного оперативного режима в восточной части Средиземного моря.

С началом проведения специальной военной операции на Украине силы ВМФ играют важную роль в обеспечении национальных интересов Российской Федерации. Группировка сил ВМФ, действуя в районах Черного и Азовского морей, выполняет задачи поражения критически важных объектов военной инфраструктуры противника, обороны районов базирования, поддержания благоприятного оперативного режима, осуществляет морские воинские перевозки. Выполнением этих задач группировка сил ВМФ обеспечивает благоприятные условия войскам группировки войск (сил), действующей на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, чем вносит существенный вклад в достижение целей операции. Кроме того, силы ВМФ в целях ликвидации минной опасности в восточных районах акваторий Черного и Азовского морей выполняют комплекс задач противоминных действий6.

На современном этапе исторического развития Военно-Морской Флот является одним из наиболее эффективных инструментов стратегического (ядерного и неядерного) сдерживания, в том числе предотвращения «глобального удара». Это обусловлено наличием в составе ВМФ морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения, возможностью реализации его боевого потенциала практически в любом районе Мирового океана, способностью к развертыванию в короткие сроки группировок сил

(войск) ВМФ в районах возникновения конфликтных ситуаций и длительному нахождению в этих районах без нарушения суверенитета других государств, а также высокой степенью готовности к действиям, в том числе к нанесению ударов по критически важным объектам противника. С развитием высокоточного оружия перед Военно-Морским Флотом стоит качественно новая задача — уничтожение военно-экономического потенциала противника путем поражения его жизненно важных объектов с моря.

Роль Военно-Морского Флота как эффективного инструмента стратегического сдерживания определена в «Основах государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». Основные положения документа подчеркивают активную политику России в области военно-морской деятельности в условиях перехода от однополярно-го мира, сформировавшегося после распада Советского Союза, к многополярному, в котором Российская Федерация твердо заявила о наличии национальных интересов в Мировом океане и способности их обеспечить, выступая как один из центров силы на международной арене7.

Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане в настоящее время — это объективно значимые потребности государства и общества в сфере морской деятель-

ности, связанные с обеспечением национальной безопасности РФ и созданием благоприятных условий для ее устойчивого развития.

В соответствии с положениями Морской доктрины Российская Федерация для реализации и защиты своих национальных интересов в жизненно важных районах (зонах) Мирового океана, наряду с политическими, дипломатическими, экономическими и информационными методами, в полном объеме использует военно-силовые методы, включая военно-морское присутствие, демонстрацию флага и силы, при необходимости применяет военную силу в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Российская Федерация по-прежнему сохраняет статус великой морской державы, морской потенциал которой обеспечивает реализацию и защиту ее национальных интересов в любом районе Мирового океана, является важным фактором международной стабильности и стратегического сдерживания и позволяет проводить независимую национальную морскую политику в качестве равноправного участника международной морской деятельности.

31 июля 2022 года, в день Военно-Морского Флота, Указом Президента РФ № 512 была утверждена новая редакция Морской доктрины Российской Федерации8.

С началом проведения специальной военной операции на Украине силы ВМФ играют важную роль в обеспечении национальных интересов Российской Федерации. Группировка сил ВМФ, действуя в районах Черного и Азовского морей, выполняет задачи поражения критически важных объектов военной инфраструктуры противника, обороны районов базирования, поддержания благоприятного оперативного режима, осуществляет морские воинские перевозки. Выполнением этих

задач группировка сил ВМФ обеспечивает благоприятные условия войскам группировки войск (сил), действующей на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, чем вносит существенный вклад в достижение целей операции.

Морская доктрина учитывает изменения геополитических и военно-стратегических условий в мире и направлена на приведение структуры и содержания доктрины в соответствие с действующими в настоящее время концептуальными, нормативными правовыми и иными документами РФ, имеющими отношение к национальной морской политике и морской деятельности государства.

В качестве главных задач органов госуправления, иных госорганов по реализации Морской доктрины определены: укрепление морской мощи государства, создание благоприятных условий для всестороннего развития морской деятельности, необходимого технологического и кадрового потенциала, получение экономической выгоды от использования отечественного морского потенциала, природных ресурсов и пространств Мирового океана в интересах обеспечения национальной безопасности, развития экономики, повышения благосостояния граждан.

Таким образом, анализ современной военно-политической и стратегической обстановки, учет исторического опыта обеспечения национальных

интересов государства позволяют однозначно утверждать, что Российская Федерация не может существовать без сильного Военно-Морского Флота. Протяженность морских границ, обширная территория с огромными запасами морских природных энергетических, минеральных и биологических ресурсов, необходимость сохранения народонаселения России объективно предопределяют ее развитие в XXI веке как великой континентальной и морской державы.

Наличие достаточной морской мощи, основным компонентом которой является Военно-Морской Флот, гарантирует обеспечение и защиту национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.

Как отмечал главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков в своем знаменитом труде «Морская мощь государства», «...когда основные политические полюсы мира разделены океанами, успех политических мероприятий и решения стратегических задач будут и впредь в значительной мере зависеть от мощи флота и его реального вклада в вооруженную борьбу»9. Эти слова остаются актуальными и сегодня.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 г. Утверждены Указом Президента РФ от 20 июля 2017 г. № 327.

2 См.: Грайнер Б., Штайнгаус К. На пути к 3-й мировой войне. Военные планы США против СССР. Сокр. пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. С. 24—25.

3 Национальная морская политика России. М.: Петровский двор, 2000. С. 132.

4 Жерве Б.Б. Значение морской силы для государства. 3-е изд. Л., 1925. С. 12, 13.

5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005

[Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/36354/page/1 (дата обращения: 05.08.2023).

6 Евменов Н.А. Роль и место Военно-Морского Флота в войнах и вооруженных конфликтах // Морской Сборник. 2022. № 1. С. 3—7.

7 Куроедов В.И., Коряковцев А.А. Военно-морская политика государства в современных условиях // Морской Сборник. 2023. № 5. С. 38—44.

8 Морская доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512.

9 Горшков С.Г. Морская мощь государства. М.: Воениздат, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.