Экология
Научная статья/Агйе1в
УДК 327.3
https://doi.org/10.34130/2306-6229-2023-2-15
Роль водной дипломатии в сфере охраны окружающей среды Туркменистана
Акмырадова Мая Какаджановна1, Хоммадова Гулялек Сейитмырадовна2, Аманова Огулджан Гурбангельдиевна3
12 Государственный энергетический институт Туркменистана, г. Мары, Туркменистан, 745400, ул. Байрамхана, 62
Аннотация. В статье рассматривается значение водных ресурсов, роль водной дипломатии в сфере охраны окружающей среды. Бережный подход к рациональному использованию водных запасов способен обеспечить эффективную охрану окружающей среды и экологическое благополучие, а также повышение уровня благосостояния и качества жизни людей.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологическая проблема, водные ресурсы, водно-энергетическая дипломатия, озеленение, Туркменское озеро "Алтын асыр"
Для цитирования: Акмырадова М. К., Хоммадова Г. С., Аманова О. Г. Роль водной дипломатии в сфере охраны окружающей среды Туркменистана // Вестник Сыктывкарского государственного университета. Серия 2: Биология. Геология. Химия. Экология. 2023. № 2 (26). С. 15-19. https://doi.org/10.34130/2306-6229-2023-2-15
The role of water diplomacy in the sphere of protection environment of Turkmenistan
Maya K. Akmyradova1, Gulalek S. Hommadova2 and Oguljan G. Amanova3
1 2 3State Energy institute of Turkmenistan, Mary, 745400, Bayramhan str., 6 2 Turkmenistan
Abstract. The article discusses the importance of water resources, the role of water diplomacy in the field of environmental protection. A careful approach to the rational use of water resources can ensure effective protection of the environment and ecological well-being, as well as improve the level of well-being and quality of life of people.
Keywords: environmental protection, ecological problem, water resources, water and energy diplomacy, gardening, «Altyn Asyr» Turkmen Lake
For citation: Akmyradova M. K., Hommadova G. S., Amanova O. G. The role of water diplomacy in the sphere of protection environment of Turkmenistan. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya 2. Biologiya, geologiya, himiya, ekologiya = Syktyvkar University Bulletin. Series 2. Biology, geology, chemistry, ecology, 2023. 2(26): 15-19. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2306-6229-2023-2-15
Введение. Водная дипломатия и рациональное использование водных ресурсов является важнейшим аспектом внешней и внутренней политики Туркменистана. Создание экологической безопасности в Туркменистане, вопросы охраны окружающей среды, эффективное природопользование, развитие международного сотрудничества в этой сфере - одни из основных направлений государственной экологической политики
страны [1]. Одной из актуальных задач экологии является охрана окружающей среды, эффективное использование природных и водных ресурсов. Охрана водных ресурсов -одно из основных направлений охраны окружающей среды [2].
Охрана окружающей среды - это комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на окружающую среду и предотвращения её деградации [3].
Актуальной необходимостью становится разработка эффективных способов международного сотрудничества по вопросам воды. В рамках международного сотрудничества государства заключают различные международные соглашения и тем самым сообща ведут борьбу за спасение природы, обеспечивают меры по охране окружающей среды. Бережный подход к рациональному использованию водных запасов способен обеспечить эффективную охрану окружающей среды и экологического благополучия, а также повышение уровня благосостояния и качества жизни людей.
Целью данной статьи является выявление и обоснование роли водной дипломатии в сфере охраны окружающей среды, интерпретация значимости водных ресурсов для окружающей среды и устойчивого развития, а также ознакомление с мероприятиями, направленными на защиту и улучшение окружающей среды.
Актуальность проблемы. На сегодняшний день водная дипломатия приобретает все большее значение во внутрирегиональных и межрегиональных отношениях. В 2015 году на VII Всемирном водном форуме, прошедшем в южнокорейском городе Тэгу, Туркменистан, заявив о важности водной дипломатии как политико-дипломатической форме многостороннего взаимодействия в восстановлении источников водных ресурсов, их рациональном потреблении, призвал государства Центральной Азии решать водно-энергетические проблемы на основе общепризнанных норм международного права.
В настоящее время охрана вод от загрязнения и истощения на территории Туркменистана регламентируется Основами водного законодательства, Водным кодексом и на его основе иными нормативными правовыми актами. Водный кодекс Туркменистана, принятый 15 октября 2016 года (№ 456^), регулирует отношения в области устойчивого и рационального использования вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических и физических лиц и направлен на повышение значения водных ресурсов, обеспечение охраны вод от загрязнения и истощения [4].
Туркменистан по водным вопросам сотрудничает с мировым сообществом, в частности с ООН, на основе программных документов, принятых в 2012 году на конференции ООН «Рио+20», на VII Всемирном водном форуме, состоявшемся в 2015 году в городе Тегу (Корейская Республика), 2018 году на международном форуме в Душанбе (Таджикистан) и в других форумах. Совместно с крупнейшими международными организациями - Программой развития ООН, Программой ООН по окружающей среде, Всемирным экологическим фондом, Международным фондом спасения Арала (МФСА), Региональным экологическим центром Центральной Азии - Туркменистан реализует масштабные проекты в области охраны среды и рационального природопользования.
На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, а также на конференциях высокого уровня по устойчивому развитию Туркменистан выступил с инициативами в области охраны окружающей среды, бережного использования водно-энергетических ресурсов, снижения рисков природных катаклизмов. В контексте последовательной реализации водной дипломатии Туркменистан стал инициатором принятия Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 и в мае 2019 года Резолюций о сотрудничестве между ООН и МФСА. Наша страна присоединилась к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр.
Водный вопрос ввиду своей значимости включён в многочисленные документы и стратегии развития на региональном, национальном и глобальном уровнях. В соответствии с "Повесткой дня устойчивого развития на период до 2030 года" 25 сентября 2015 года на 70-й Сессии ГА ООН были провозглашены Цели устойчивого развития (ЦУР). Туркменистан принял все 17 целей, а также 148 из 169 задач. И необходимо отметить, что сотрудничество государств и международных организаций по водной проблематике тесно связано с вопросами климатических изменений. К примеру, в 2015 году было подписано Парижское соглашение к Рамочной конвенции об изменении климата ООН [5].
28 января 2020 года в Берлине прошла конференция "Зелёная Центральная Азия". Участники обсудили вопросы, связанные с изменением климата и безопасностью в регионе, в том числе: охрана окружающей среды, интегрированное управление водными ресурсами, сохранение биоразнообразия, борьба с опустыниванием, развитие горных территорий, и подписали совместную декларацию.
Большая часть водных ресурсов в Центральной Азии имеют трансграничный характер. Соответственно, решение проблем, связанных с водными ресурсами, требует тесного регионального сотрудничества. Ведь неэффективное управление водными ресурсами имеет свои экологические последствия. Еще одним важным фактором на пути к гармоничному управлению водными ресурсами является участие стран Центральной Азии в глобальных процессах по устойчивому развитию, подписание конвенций по климату и воде.
Как известно, с развитием преобразующей деятельности человека увеличились масштабы его вмешательства в естественные связи в био - , атмо - , гидро - и литосферах, результаты которого он не всегда смог учесть, что, в свою очередь, привело к негативным последствиям глобального характера. И в настоящее время Туркменистан активно поддерживает международные усилия по обеспечению экологического благополучия и достижению повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, совершенствует нормативно-правовую составляющую национального законодательства [6].
Туркменистан вносит свой вклад в единый механизм усилий, принимаемых мировым сообществом по защите окружающей среды и соблюдению принципов устойчивого развития. Значение международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем неоднократно подчёркивается Президентом Туркменистана на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В связи с этим Туркменистан предлагает активизировать и конкретизировать работу по созданию в регионе Центральной Азии на постоянной основе специализированной международной структуры под эгидой ООН, которая занималась бы вопросами международного взаимодействия в сфере пользования водными ресурсами. Так как негативное воздействие на водные ресурсы, изменения климата вызвало острую проблему нехватки водных ресурсов в регионе Центральной Азии. Известно, что почти вся используемая в регионе вода поступает из двух главных рек - Сырдарьи и Амударьи, формирующихся в странах верховья - Таджикистане и Кыргызстане. Расположенные в низовье, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан являются главными пользователями вод этих двух крупных трансграничных рек для орошаемого земледелия.
Значительно активизировалось сотрудничество Туркменистана и Международного фонда спасения Арала (МФСА). Туркменистан во время своего председательствова-ния в МФСА на период 2017-2019 годов предпринимал систематические шаги по вовлечению в водную дипломатию стран региона и мира в целом, а также активно спо-
собствовал наращиванию плодотворного сотрудничества по таким актуальным вопросам, как улучшение социально-экономической и экологической обстановки в Приара-лье, рациональное водопользование, охрана и оздоровление окружающей среды, адаптация к изменению климата.
Проблема спасения Арала уже рассматривается как общемировая. Для её успешного решения требуется комплексный международный подход, деятельное и системное участие в данной работе Организации Объединённых Наций. В связи с этим на Конференции по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (РИО+20) в июне 2012 года Туркменистан выдвинул предложение о разработке Специальной программы ООН для Арала, включающей конкретные планы по стабилизации и улучшению ситуации в бассейне Аральского моря. Необходимо учитывать значение подготовленной и принятой по инициативе туркменской стороны Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Сотрудничество между Организацией Объединённых Наций и Международным фондом спасения Арала», нацеленной на создание условий для более тесного партнёрства стран-учредителей МФСА с ООН.
В контексте решения проблем Арала особое значение также имеют предпринимаемые шаги по борьбе с опустыниванием, улучшению мелиоративного состояния земель. В этих целях в нашей стране разработан и реализуется комплекс мер, включающий в том числе масштабную деятельность по озеленению.
Заключение. В Туркменистане проводится масштабная работа по сохранению и восстановлению богатейших ресурсов страны, борьбе с опустыниванием, деградацией земель, предупреждению и смягчению последствий природных и техногенных катастроф. Среди предпринятых мер строительство Туркменского озера "Алтын асыр" - гидротехнического сооружения для сбора дренажных вод с орошаемых земель (строительство началось в 2000 году) в пустыне Каракумы - стало значимым шагом в обеспечении экологической безопасности страны, рациональном использовании в регионе приграничных водных ресурсов, засоления земель, возникших в связи с высыханием Арала. Благодаря строительству Туркменского озера "Алтын асыр" станет возможным использование соленых вод для выращивания в сельском хозяйстве стойких к соли пищевых, кормовых, лекарственных и технических культур. В апреле 2019 года утверждены Концепция освоения региона Туркменского озера "Алтын асыр" и план мероприятий по её реализации в 2019-2025 годах, где предполагается комплекс мер по рациональному использованию вод этого озера, освоению прилегающей пустынной территории, созданию лесных зон и т. п.
Список источников
1. Караев Б. Внешняя политика Туркменистана. Ашхабад, 2017. 376 с.
2. Шихлыев Н. Водная дипломатия Туркменистана и её роль в реализации Целей устойчивого развития / / Внешняя политика и дипломатия Туркменистана. 2020. №2. С. 50-57.
3. URL: https://wikipedia/org/wiki/ohrana-okruzhayushhej-sredy (дата обращения: 09.10.2022).
4. URL: https://unfccc.int/ru/informaciya-ob-onuv/chto-takoe-parizhskoe-soglashenie (дата обращения: 02.11.2022).
5. Акмырадова М., Хоммадова Г., Аннаев С. Философия использования возобновляемых источников энергии // Сборник трудов XXII Международной научно-технической конференции «Исследования и разработки в области машиносроения, энергетики и управления». Гомель, 2022. С. 235-238.
6. URL: https://turkmenistan.gov.tm/index/php/ru/post/27229/vodnyi-kodeks-turkmenistana (дата обращения: 22.10.2022).
References
1. Karaev B. Vneshnyaya politika Turkmenistana [Turkmenistan's foreign policy Turkmenistan's foreign policy]. Ashkhabad, 2017. 376 p. (In Russ.)
2. Shihlyev N. Turkmenistan's water diplomacy and its role in the implementation of Sustainable Development Goals. Vneshnyaya politika i diplomatiya Turkmenistana [Foreign policy and diplomacy of Turkmenistan]. 2020. No 2. Pp. 50-57. (In Russ.)
3. Available at: https://wikipedia/org/wiki/ohrana-okruzhayushhej-sredy (accessed: 09.10.2022).
4. Available at: https://unfccc.int/ru/informaciya-ob-onuv/chto-takoe-parizhskoe-soglashenie (accessed: 02.11.2022).
5. Akmyradova M., Hommadova G., Annaev S. The philosophy of using renewable energy sources The philosophy of using renewable energy sources. Sbornik trudov XHII Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii «lssledovaniya i razrabotki v oblasti mashinosroeniya, energetiki i upravleniya» [Proceedings of the XXII International Scientific and Technical Conference "Research and development in the field of machine building, energy and management"]. Gomel', 2022. Pp. 235-238. (In Russ.)
6. Available at: https://turkmenistan.gov.tm/index/php/ru/post/27229/vodnyi-kodeks-turkmenistana (accessed: 22.10.2022).
Информация об авторах / Information about the authors
Акмырадова Мая Какаджановна
старший преподаватель Государственного энергетического института Туркменистана
Maya K. Akmyradova
Senior-lecturer of the State Energy institute of Turkmenistan
Государственный энергетический институт Туркменистана, г. Мары, ул. Байрамхана, 62, 745400, Туркменистан
Хоммадова Гулялек Сейитмырадовна
старший преподаватель Государственного энергетического института Туркменистана
State Energy institute of Turkmenistan, Bay-ramhan str., 62, Mary, Turkmenistan, 745400
Gulalek S. Hommadova
Senior-lecturer of the State Energy institute of Turkmenistan
Государственный энергетический институт Туркменистана, г. Мары, ул. Байрамхана, 62, 745400, Туркменистан
Аманова Огулджан Гурбангельдиевна
преподаватель Государственного энергетического института Туркменистана
State Energy institute of Turkmenistan, Bay-ramhan str., 62, Mary, Turkmenistan, 745400
Oguljan G. Amanova
Lecturer of the State Energy institute of Turkmenistan
Государственный энергетический институт Туркменистана, г. Мары, ул. Байрамхана, 62, 745400, Туркменистан
State Energy institute of Turkmenistan, Bay-ramhan str., 62, Mary, Turkmenistan, 745400
Статья поступила в редакцию / The article was submitted Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing Принята к публикации / Accepted for publication
13.01.2023 06.04.2023 14.04.2023