Oriental Journal of History, Politics and Law
ORIENTAL JOURNAL OF HISTORY, POLITICS AND
LAW
journal homepage: https://www.supportscience.uz/index.php/oihpl
DEVELOPMENT OF COOPERATION IN THE FIELD OF WATER DIPLOMACY IN
CENTRAL ASIA
Shamsiddin M. Kurbonov
Master's student
Tashkent University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan E-mail: qurbonov_sh@mail. ru
ABOUT ARTICLE
Key words: water, transboundary
cooperation, water strategy, IFAS, ICWC Central Asia, Aral Sea.
Received: 14.05.22 Accepted: 16.05.22 Published: 18.05.22
diplomacy, concept, Amudarya, Syrdarya,
Abstract: The transboundary nature and limited nature of water resources in Central Asia makes water a key resource that largely determines the further development of the region.
Climate change, population growth and increased demand for water have mixed effects on the water, food and energy security of the countries of Central Asia. That is why cooperation in these areas is a common concern to ensure stability in the region._
MARKAZIY OSIYODA SUV DIPLOMATIYASI SOHASIDA HAMKORLIKNI
RIVOJLANTIRISH
Shamsiddin M. Qurbonov
Magistratura talabasi Toshkent sharqshunoslik universiteti Toshkent, O'zbekiston E-mail: qurbonov_sh@mail. ru
_MAQOLA HAQIDA_
Kalit so'zlar: suv, transchegaraviy Annotatsiya: Markaziy Osiyodagi suv hamkorlik, suv diplomatiyasi, konsepsiya, resurslarining transchegaraviy tabiati va strategiya, IFAS, ICWC, Amudaryo, Sirdaryo, cheklanganligi suvni mintaqaning keyingi Markaziy Osiyo, Orol dengizi. rivojlanishini ko'p jihatdan belgilab beruvchi
asosiy resursga aylantiradi.
Iqlim o'zgarishi, aholining o'sishi va suvga bo'lgan talabning ortishi Markaziy Osiyo davlatlarining suv, oziq-ovqat va energiya xavfsizligiga turli xil ta'sir ko'rsatmoqda. Shu bois bu sohalardagi hamkorlik mintaqada barqarorlikni ta'minlash _uchun umumiy g'amxo'rlikdir._
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ВОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ В
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Шамсиддин М. Курбонов
Магистрант
Ташкентский университет востоковедения Ташкент, Узбекистан E-mail: qurbonov_sh@,mail. ru
_О СТАТЬЕ_
Ключевые слова: вода, Аннотация: Трансграничная
трансграничное сотрудничество, водная природа и ограниченность водных дипломатия, концепция, стратегия, МФСА, ресурсов в Центральной Азии делает воду МКВК, Амударья, Сырдарья, Центральная ключевым ресурсом, определяющим во Азия, Аральское море. многом дальнейшее развитие региона.
Изменения климата, рост населения и увеличение спроса на воду оказывает неоднозначное влияние на водную, продовольственную и энергетическую безопасность стран Центральной Азии. Именно поэтому, сотрудничество в этих сферах является общей заботой для _обеспечения стабильности в регионе._
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Узбекистан основными источниками формирования поверхностного стока являются реки Амударья и Сырдарья. На территории Узбекистана формируются всего 20% от общего объёма годового водопотребления страны, а остальные 80%
покрывается за счёт ресурсов основных трансграничных рек Центральной Азии - Амударьи и Сырдарьи.
Трансграничная природа и ограниченность водных ресурсов в Центральной Азии делает воду ключевым ресурсом, определяющим во многом дальнейшее развитие региона.
Сегодня мы становимся свидетелями новых вызовов, связанных с. В регионе сейчас проживает более 70 миллионов человек и по прогнозам ООН население к 2050 году достигнет 94 миллиона.
Главным вызовом для Центральной Азии являются уже видимые сегодня изменения климата.
Все это оказывает неоднозначное влияние на водную, продовольственную и энергетическую безопасность стран Центральной Азии. Именно поэтому, сотрудничество в этих сферах является общей заботой для обеспечения стабильности в регионе.
Республика Узбекистан последовательно выступает за рассмотрение и решение всех вопросов, связанных с использованием трансграничных водных ресурсов Центральной Азии, на основе общепризнанных норм международного права, взаимного уважения и учета интересов всех государств региона.
Признавая необходимость соблюдения норм международного водного права и стремление к укреплению сотрудничества между соседними странами по использованию трансграничных водных ресурсов, Республика Узбекистан первой из стран Центральной Азии в 2007 году присоединилась к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и в 2014 году к Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков.
В Республике Узбекистан проделана и проводится определённая работа по реализации положений Конвенции на национальном и региональном уровнях.
В частности, в 2020 году Указом Президента Республики Узбекистан утверждена Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. [1]
Концепция включает в себя 11 приоритетных направлений, одним из которых является развитие межгосударственных отношений в сфере использования трансграничных водных ресурсов, разработка и продвижение взаимоприемлемых механизмов по совместному управлению трансграничными водными ресурсами при условии обеспечения баланса интересов всех стран Центральной Азии. [2]
Для реализации данного направления реализуются ряд мероприятий, направленные на развитие сотрудничества Республики Узбекистан со странами бассейна Аральского моря и региональными межгосударственными водохозяйственными организациями по вопросам
совместного использования водных ресурсов и межгосударственных водохозяйственных объектов региона.
В этой статье систематический, логический анализ и исторические методы были использованы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса важным фактором обеспечения продовольственной безопасности, занятости и доходов населения является устойчивое обеспечение сельского хозяйства поливной водой.
Благодаря мудрой политике и усилиям Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева, дружественные и надежные отношения с соседними странами заложили прочную основу для справедливого и рационального использования трансграничных водных ресурсов в Центральной Азии.
В последние годы созданы рабочие группы по вопросам водопользования с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, которые уже дают положительные результаты - мы находим эффективные решения по многим проблемным вопросам, которые зашли в тупик в последнее десятилетие. Урегулированы практически все спорные вопросы по водохозяйственным объектам в приграничных территориях и их эксплуатации, оперативно согласовываются режимы и объемы водозаборов из главных трансграничных рек, принимаются совместные усилия по смягчению воздействий маловодья. Обновлены двухсторонние договора и соглашения в сфере водопользования практически со всеми нашими соседями. [3]
Узбекистан выстраивает отношения по водохозяйственным вопросам со странами Центральной Азии как на многостороннем уровне - в рамках Международного фонда спасения Арала (МФСА) и Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), так на двухстороннем - в рамках рабочих групп по вопросам водопользования.
Международный Фонд спасения Арала (МФСА), основанный по инициативе Глав государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан, с момента своего основания служит основной платформой для реализации государствами-учредителями Фонда согласованной региональной политики, направленной на оздоровление бассейна Аральского моря и совместного использования водных ресурсов региона.
На встрече Глав государств Центральной Азии в г.Кызылорде (Республика Казахстан) 26 марта 1993 года Главами государств Центральной Азии было принято «Соглашение о совместных действиях по решению проблем Аральского моря и Приаралья,
экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона», и подписано Положение о МФСА, что явилось датой образования МФСА. [4]
13 июля 1993 года на первом заседании Правления МФСА в городе Ташкенте (Республика Узбекистан) была принята «Концепция Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана по решению проблем Арала и Приаралья с учетом социально-экономического развития региона (основные положения)», которая является основополагающим документом для деятельности МФСА.
Основными направлениями деятельности МФСА являются финансирование и кредитование совместных межгосударственных экологических и научно-практических программ и проектов, направленных на спасение Аральского моря и оздоровление экологической обстановки в районах, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы, а также решение общих социально-экологических проблем региона, создание и обеспечение функционирования межгосударственной экологической системы мониторинга, мобилизация средств на проведение совместных мероприятий по охране водных и земельных ресурсов, растительного и животного мира, участие в реализации международных программ и проектов по спасению Арала и экологическому оздоровлению Аральского бассейна.
В условиях нарастания обеспокоенности, связанных с прогнозами изменения климата, ускоренного таяния ледников и роста потребления водных ресурсов в странах Центральной Азии, МФСА является единственной региональной организацией, которая прошла серьёзное испытание на прочность и сегодня может быть действенным механизмом регионального водного сотрудничества.
С момента обретения суверенитета, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан заключили первые соглашения по совместному управлению, использованию и охране водных ресурсов межгосударственных источников, образовали Международный Фонд спасения Арала (МФСА) и в его составе Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК) с ее бассейновыми водохозяйственными объединениями (БВО) «Амударья» и «Сырдарья», а также Межгосударственную комиссию по устойчивому развитию (МКУР). Главы государств Центральной Азии проявили высокую политическую волю и государственную мудрость в жизненно важных для региона водных отношениях, поставив их на высокий международный уровень, сохранив вековые традиции дружбы, взаимопонимания, партнерства, направив этот потенциал на созидание и процветание стран Центральной Азии.
Многолетний опыт доказал необходимость и важность наличия МФСА в Центральноазиатском регионе, усилиями которого поддерживается диалог, взаимопонимание, решаются практические задачи водохозяйственного, гидроэнергетического, экологического, социально-экономического характера, развивается партнерство государств, взаимодействие их с различными международными организациями. Необходимо также отметить, что в мире бассейновой структуры, подобной МФСА, где самым высшим уровнем управления является Совет Глав государств, не имеется. Главами государств Центральной Азии очень многое делается для поддержки и укрепления всех структур МФСА.
Вместе с тем, с момента создания МФСА, за прошедшие 28 лет в бассейне Аральского моря возник ряд новых проблем и вопросов регионального характера, связанных с совместным управлением водно-энергетических ресурсов и обеспечением устойчивого развития региона. Кроме того, усыхание Аральского моря и новые вызовы, связанные с изменением климата, учащением дефицита водных ресурсов и ростом потребности на воду приобрели более серьёзный характер.
При этом, организационная структура и договорно-правовая система МФСА за прошедшее время фактически не совершенствовалась и не адаптировалась, что характеризирует ее отдаленность от существующих реалий водно -экологической ситуации в регионе Центральной Азии. В следствие, уставные и иные нормативные документы Фонда, по большей части, перестали отражать сбалансированные интересы и подходы государств-участников МФСА к основным вопросам водно -экологической повестки дня региона.
К сожалению, следует отметить, что в период 2012-2017 годов систематические работы по совершенствованию МФСА не проводились. Более того, в мае 2016 г. Кыргызстан заявил о «замораживании» своего участия в деятельности МФСА и его органов.
Обеспечение в рамках МФСА эффективного регионального сотрудничества обуславливает приведение в соответствие с быстроменяющимися реалиями времени организационной структуры и договорно-правовой базы Фонда с учётом новых инициатив и подходов государств-участников к основным вопросам водно-энергетической повестки дня региона.
Принимая во внимание необходимость совершенствования Фонда, в ходе Саммита Глав государств-учредителей МФСА 24 августа 2018 г. в г.Туркменбаши (с участием Президента Кыргызской Республики) было принято совместное коммюнике Совета, в котором отмечалось, что «Президенты выразили готовность к дальнейшему
совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА с целью создания эффективного и устойчивого институционального механизма, способного своевременно реагировать на новые вызовы, а также в полной мере обеспечить взаимовыгодное сотрудничество в сфере реализации региональных проектов и программ, направленных на спасение Арала, экологического оздоровления Приаралья и бассейна Аральского моря, а также в области комплексного использования и охраны водных ресурсов трансграничных водотоков, водного хозяйства, энергетики и социально-экономического развития». [5]
Для реализации обозначенных задач, под эгидой Исполнительного комитета МФСА была создана Региональная рабочая группа по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА, включающая назначенных экспертов от Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, представителей исполнительных органов МКВК, а также консультантов Региональной программы GIZ «Трансграничное управление водными ресурсами Центральной Азии» и проекта ЕС «Нексус диалог в Центральной Азии».
В 2019 г. были проведены три встречи Региональной рабочей группы, в которых обсуждались официально направленные предложения стран по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА.
В данном контексте, важным импульсом в вопросе согласованного использования водно-энергетических ресурсов региона стали договоренности Кыргызстана с Казахстаном и Узбекистаном. В частности, в ходе государственных визитов Президента Кыргызской Республики С.Жапарова в Республику Казахстан (2-3 марта 2021 г.) и Республику Узбекистан (11-12 марта 2021 г.) были достигнуты договорённости о взаимных поставках электроэнергии, учитывающие потребности Кыргызстана в электроэнергии и заинтересованность Узбекистана и Казахстана в попусках воды в оросительный период с Токтогульского водохранилища.
Также, между Узбекистаном и Кыргызстаном достигнута договоренность о дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества, в том числе, по совместной реализации инвестиционного проекта «Камбаратинская ГЭС-1».
В целом, установившиеся в последние годы между лидерами государств Центральной Азии здоровый политический климат и дружественная атмосфера взаимного доверия благоприятствует всестороннему развитию многопланового и взаимовыгодного сотрудничества государств региона и создаёт беспрецедентные условия для практической реализации обозначенных представителями государств-учредителей МФСА предложений
по её реформированию, с учётом энергетических и ирригационных аспектов сотрудничества стран региона в вопросах использования трансграничных водных ресурсов.
Вместе с тем, следует отметить, что для Узбекистана к 2016 году стало очевидным, что МФСА неэффективен в вопросах привлечения инвестиций и реализации региональных программ.
Положением об МФСА, утвержденном Главами государств в 1999 году, установлено (пункт 2.1), что Фонд формируется за счет взносов государств учредителей, от доходной части бюджета Казахстана, Туркменистана и Узбекистана в размере 0,3% и Кыргызстана и Таджикистана в размере 0,1. [6]
Несмотря на это, за годы работы МФСА обеспечить весомое внесение взносов со стороны государств не удалось.
На территории Узбекистана содержание органов МФСА (Агентство МФСА, Нукусский филиал ИК МФСА, БВО Амударья, БВО Сырдарья и НИЦ МКВК) поддерживается за счет вклада в МФСА из государственного бюджета - в пределах от 750 тысяч до 1 миллиона долларов США в год (что составляет около 0,0001% от ВВП Узбекистана).
Однако, другие страны учредители МФСА вкладывают для поддержания органов МФСА на порядок меньше средств, чем Узбекистан (за исключением Казахстана).
В связи с этим, в ноябре 2018 года Узбекистан инициировал запуск Много -партнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Аральского моря при поддержке ООН. Президент Республики Узбекистан 8 января 2019 года подписал Указ №4099 «О мерах поддержки Много-партнерского целевого фонда по человеческой безопасности для Аральского региона». 1 марта 2019 года Узбекистан внес свой вклад в МПТФ (первый транш в размере 2,0 млн. долларов США). Сегодня этот много-партнерский фонд реализует ряд проектов в Каракалпакстане на общую сумму свыше 10 млн. долларов США. Республика Узбекистан, помимо вклада в МФСА и поддержки МПТФ ООН, инициировал ряд государственных программ для устранения последствий трагедии Арала.
На Саммите Глав государств-учредителей МФСА, проходившего 24 августа 2018 года в Туркменистане, Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев подчеркнул, что нынешнее историческое заседание глав государств-учредителей Фонда, которое проходит после почти десятилетнего перерыва, откроет новую страницу в деятельности организации, придаст мощный импульс региональному партнёрству в Центральной Азии. В своём выступлении глава государства также отметил, что сегодня Узбекистан вновь подтверждает свою твёрдую готовность к сотрудничеству.
Говоря о необходимости объединения усилий для преодоления негативных последствий Аральского кризиса и улучшения социально-экономической ситуации в Приаралье, решения водных и экологических проблем региона с учётом общих интересов, глава Узбекистана подчеркнул, что МФСА является единственной региональной организацией в этом направлении и сегодня может стать эффективным механизмом взаимодействия стран региона.
Президент Республики Узбекистан выдвинул целый ряд важных инициатив, которые при их воплощении в жизнь смогут «кардинально улучшить неблагоприятную экологическую ситуацию в нашем регионе». Для этого «нужны решительные и нестандартные меры».
Главная инициатива Президента Республики Узбекистан - объявить Приаралье зоной экологических инноваций и технологий. Цели концепции Приаралье - зона экологических инноваций и технологий:
• создание условий для совместных действий стран бассейна Аральского моря, направленных на превращение зоны экологического кризиса, связанного с высыханием Аральского моря, в зону социально-экономического развития путем внедрения экологических инноваций и технологии.
• предлагаются фундаментальные изменения в практике и масштабах разработки политики и реализации действий для восстановления и функциональной целостности экосистем, которые являются основой для социально-экономического развития региона.
24-25 октября 2019 года в городе Нукусе по инициативе Правительства Республики Узбекистан состоялась Международная конференция высокого уровня под эгидой ООН «Приаралье - зона экологических инноваций и технологий». В конференции приняли участие около 250 участников из 28 стран, руководители и представители авторитетных международных организаций - ООН, Европейской экономической комиссии ООН, Программы развития ООН, Регионального Центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии, Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, а также иностранных правительств, частных компаний.
В рамках общих прений 75-ой юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 23 сентября 2020 года сказал: «Предлагаем принять специальную резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий, а день принятия этого важнейшего документа - объявить Международным днем защиты и восстановления экологических систем».
Резолюция ООН предусматривает важность международной помощи странам Центральной Азии в следующих направлениях:
• расширение сотрудничества Республики Узбекистан и стран Центральной Азии в соответствии с принятыми ими международными обязательствами в области привлечения и развития экологических инноваций и технологий, включая технологии водосбережения;
• содействие разработке стратегий и практических мер по привлечению и развитию экологических инноваций и технологий в Центральную Азию для повышения благосостояния и увеличения доходов местного населения на основе развития местной экономики и улучшения состояния среды обитания человека и природной среды в целом с учетом специфики и уровня экономического развития каждой страны региона;
• поддержка усилиям по наращиванию потенциала, которые способствуют привлечению внимания к экологическим проблемам, сохранению и охране окружающей среды, бережному отношению к воде и дикой природе, биоразнообразию, экосистемам и культурному разнообразию, а также сохранению природного, исторического и культурного наследия и увеличению туристического потока.
Область охвата Резолюции ООН покрывает всю Центральную Азию (пять стран -Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а также Афганистан в ближайшем будущем) с учетом общего регионального подхода к реализации мер в бассейне Аральского моря, причем приоритетные результаты направлены на улучшение социально-экономической и экологической ситуации в зоне Приаралья.
18 мая текущего года на пленарном заседании 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была единогласно принята специальная резолюция 75/278 об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. [7]
Соавторами резолюции выступили около 60 государств. В ней Генассамблея ООН заявляет о поддержке региональных мероприятий и инициатив, направленных на улучшение экологической, социальной, экономической и демографической ситуации в регионе Приаралья.
В резолюции отмечено, что Международный фонд спасения Арала остается основным международным учреждением, целью которого является решение международных проблем экономического, социального или гуманитарного характера в регионе Приаралья и во всем бассейне Аральского моря с учетом интересов всех стран региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целях дальнейшего развития международного сотрудничества и мобилизации средств международного сообщества и доноров для решения проблем бассейна Аральского моря и оздоровления зоны Приаралья, а также привлечения внимания к предпринимаемым
государствами-учредителями МФСА мерам по смягчению негативных последствий экологической катастрофы, налажено тесное сотрудничество с авторитетными международными организациями, финансовыми институтами и донорами, проведен ряд мероприятий международного и регионального уровня, принято активное участие в наиболее значимых международных и региональных форумах, конференциях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях, достигнуты договоренности и подписан ряд важных документов по реализации региональных проектов.
Тем не менее следует отметить, что регион все еще имеет большой потенциал для развития сотрудничества по рациональному использованию трансграничных водных ресурсов.
В этом ключе, Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев в рамках Саммита МФСА, прошедшего 24 августа 2018 года в Туркменистане, предложил принять Региональную программу рационального использования водных ресурсов в Центральной Азии, что позволит странам региона кардинально повысить уровень регионального водного сотрудничества.
В целях реализации данной инициативы, узбекской стороной разработан проект Региональной программы рационального использования водных ресурсов в Центральной Азии и распространен странам региона для рассмотрения в ходе Международной Конференции «Приаралье - зона экологических инноваций и технологий», прошедшей 2425 октября 2019 года в городе Нукус.
Принятие данной Региональной программы откроет новый этап развития в сотрудничестве стран региона по совместному использованию трансграничных водных ресурсов и позволит выработать долгосрочные взаимоприемлемые механизмы по устойчивому использованию водных ресурсов бассейна Аральского моря.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020 — 2030 годы» от 10.07.2020г.. https://lex.uz/docs/4892946
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии управления водными ресурсами и развития сектора ирригации в Республике Узбекистан на 2021 — 2023 годы» от 24.02.2021г. https://lex.uz/docs/5307921
3. Узбекистан - Казахстан: союзнические отношения служат дальнейшему укреплению вечной дружбы и добрососедства. https://water.gov.uz/ru/posts/1545735855/1624
4. В Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистана проведена очередная пресс-конференция. https://water.gov.uz/ru/posts/1545735855/395
5. В Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан был проведен брифинг. https://water.gov.uz/ru/posts/1545735855/373
6. http://cawater-info. net/water_world/
7. https://unece.org/fileadmin/DAM/press/pr2010/10env_p43R.htm
8. Madaminova, D. I. (2021). Uzbekistan as a leading initiator in central
Asia. ACADEMICIA: An InternationalMultidisciplinary Research Journal, 11(3), 10451049.
9. Sayfullaev, D. B. (2020). CONCEPTUAL BASIS OF THE MODERN WEST AND EAST DIPLOMACY STUDY. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues, 23(2), 1-10.
10. Madaminova, D. I., & Fayzullaev, S. A. (2021). The important aspects of uzbekistan's initiatives in central Asia. Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR), 10(3), 324-328.