Научная статья на тему 'РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ'

РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ»

Никулин А.Н., к., ф.м.н. доцент кафедры «Финансы и кредит»

Рыль К.С. студент 4 курса

кафедра Финансы и кредит, инженерно - экономический факультет Ульяновский Государственный Технический университет

Россия, г. Ульяновск РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Каждый из нас практически ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем дверь перед уходом из дома (сохранение наших активов -того, что находится в квартире), проверяем счёт в ресторане (сохранение денежных средств -не платить же больше, чем должен -и, одновременно, проверка правильности учётных записей в виде оформлённого счёта), покупаем страховку (желание обезопасить себя от возможной потери активов в будущем), выбираем оптимальный маршрут движения (эффективное использование ресурсов, в данном случае -времени и денег). И подобных примеров много.

А вот некоторые примеры недостаточного контроля. Хакеры проникают в систему электронных расчётов банка и крадут несколько сотен тысяч долларов; компания-производитель тратит несколько миллионов долларов на устранение неисправности в тормозной системе проданных автомобилей -престиж дороже денег; самолёт попадает в катастрофу по причине некачественного топлива. Все эти негативные, порой трагичные, события стали возможны, прежде всего, из-за недостаточно эффективной системы внутреннего контроля или системы контроля качества, которая по смыслу близка системе внутреннего контроля

Система внутреннего контроля в банке выполняет защитную функцию. Ее задача - минимизация внешних и внутренних рисков и обеспечение такого порядка проведения банковских операций и сделок, который способствует достижению поставленных целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, а также внутренних процедур, стандартов и правил.

Внутренний контроль в банке -деятельность, осуществляемая банком (субъектами внутреннего контроля) и заключающаяся в контроле за достижением целей, определённых Положении о внутреннем контроле коммерческого банка.

Внутренний контроль в банке осуществляется для:

-обеспечения достижения целей деятельности и выполнения функций банка, выполнения условий договоров, выполнения планов и программ деятельности банка и его подразделений;

-диагностирования системы управления, выявления резервов повышения её эффективности;

-обеспечения повсеместного и постоянного контроля финансового состояния, реализации планов кредитно-финансовой деятельности банка;

-обеспечения сохранности и обоснованности расходования денежных средств и материальных ценностей;

-принятия мер, к возмещению причинённого банку материального ущерба;

-предоставления независимых и объективных консультаций, направленных на соблюдение принципов корпоративного управления и иных корпоративных стандартов;

-выявления крупных сделок и сделок, в ссовершении которых имеется заинтересованность, оценки процедур их совершения;

-оценки обоснованности и эффективности инвестиционных проектов; -оперативного выявления, предотвращения и ограничения финансовых и операционных рисков, а также возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц.1

Полномочия органов внутреннего контроля, порядок их образования и функционирования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России, уставом банка, внутренними документами банка, применяемыми в установленном в банке порядке.

Служба внутреннего контроля и ее сотрудники обязаны:

- Организовать постоянный контроль путем регулярных проверок деятельности подразделений банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка, должностным инструкциям.

- Обеспечивать постоянный контроль за соблюдением сотрудниками банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений.

- Разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений.

- Осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений.

1 Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»._

- Обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок.

- Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений документов.

- Представлять заключения по итогам проверок руководству банка и соответствующих подразделений банка для принятия мер по устранению нарушений.

Сотрудники подразделений банка должны оказывать сотрудникам службы внутреннего контроля содействие в осуществлении ими своих функций. Порядок взаимодействия сотрудников банка со службой внутреннего контроля устанавливается положением о службе внутреннего контроля.2

Вопросы совершенствования внутреннего контроля, безусловно, являются весьма актуальными как для Банка России, так и для всего финансово-банковского сообщества. Причем в последнее время все четче прослеживается тенденция поиска общих подходов у надзорных органов разных стран, формируется своеобразная сводная модель внутреннего контроля. Представляется, что усложнение проблем совершенствования системы внутреннего контроля предопределяется следующими основными факторами.

Первый фактор условно можно определить как «интеллектуальный». Сектор финансово-банковских услуг становится все более сложным и динамичным. На рынке все чаще появляются новые (нетрадиционные, нестандартные) продукты.

Второй фактор можно определить как международный или транснациональный. Процесс международной интеграции денежных рынков различных стран и целых регионов не только создает предпосылки, но и обусловливает необходимость приведения национальных моделей внутреннего контроля к единым нормам и стандартам.

К третьему фактору следует отнести юридический, или правовой, аспект. В последнее время многие банковские продукты стали «маскировать» под небанковские и таким образом выводить их из сферы надзора, определенной, в частности, действующим банковским законодательством.

Четвертый фактор в некоторой степени синтетический -информационный. Объем информации, связанной с денежными транзакциями, растет высокими темпами, а ее структура становится все более сложной. Поэтому создание единой информационной базы со стандартизированной структурой и обмен информацией между поднадзорными организациями,

2 Соколов Б.Н. Система внутреннего контроля. - ЗАО «Издательство «Экономика», 2013. - 442 с.

надзорным органом и другими заинтересованными структурами федерального уровня в едином формате (определенном в законодательном порядке).

Пятый фактор, который иногда рассматривается не как самостоятельный, а как некий компонент других факторов, - фактор риска. В данном контексте подразумевается, что риски, присущие современному бизнесу в финансово-банковской сфере, имеют очень тесную связь с рисками во всех сферах национальной экономики и уже поэтому сопряжены с гораздо более высокой степенью их проявления.3

Переход к качественному построению систем внутреннего контроля, дающему возможность реального превалирования сущности явления над формой, в свою очередь, формирует необходимые предпосылки для развития культуры бизнеса и дает хороший образовательный эффект, ведь построить систему управления рисками и службу внутреннего контроля более сложно, чем «подтянуть» нормативы или какие-нибудь экономические показатели.

Судя по всему, в этом и заключается основная задача регулятора -создать условия для правильного развития финансово-банковской системы и стабильного роста денежного рынка и стимулировать к этому участников рынка.

Использованные источники:

1.Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

2.Соколов Б.Н. Система внутреннего контроля. - ЗАО «Издательство «Экономика», 2013. - 442 с.

З.Черняк А. В., Жарикова О. А. Пути совершенствования организации системы внутреннего контроля в банках // Молодой ученый. - 2016. - №11.1. - С. 61-63.

3 Черняк А. В., Жарикова О. А. Пути совершенствования организации системы внутреннего контроля в банках // Молодой ученый. - 2016. - №11.1. - С. 61-63._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.