Научная статья на тему 'РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К РОДИНЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К РОДИНЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ДЕТСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР / КРУЖКИ / БАЯТЫ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамова Зияфат Вилаятовна, Байрамова Сабира Сабировна, Гамидова Гюньтакин Аллахведиовна

Проявление чувства любви к Родине и его развитие были одним из вопросов, привлекавших внимание с древних времен. Гражданское воспитание находится в центре воспитательной работы школы. Чувство любви к Родине - это привязанность человека к Родине, ее земле, природе, природным богатствам. В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания учащихся начальных классов во внешкольных учреждениях. Показано, что значительную роль в деле любви к Родине играют центры детского творчества, музыкальные и спортивные школы, краеведческие музеи. В статье говорится об опыте внешкольных учреждений, расположенных в городе Гянджа Азербайджанской Республики. Приводятся примеры колыбельных, пословиц и поговорок, баяты, песен, связанных с патриотическим воспитанием младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COURSE ACTIVITIES IN THE FORMATION OF THE FEELING OF LOVE FOR THE HOMELAND IN THE PRIMARY SCHOOL

The manifestation of a feeling of love for the Motherland and its development have been one of the issues that have attracted attention since ancient times. Civic education is at the center of the educational work of the school. The feeling of love for the Motherland is the attachment of a person to the Motherland, its land, nature, natural wealth. The article deals with the issues of patriotic education of primary school students in out-of-school institutions. It is shown that centers of children's creativity, music and sports schools, local history museums play a significant role in the cause of love for the motherland. The article talks about the experience of out-of-school institutions located in the city of Ganja of the Republic of Azerbaijan. Examples of lullabies, proverbs and sayings, bayats, songs related to the patriotic education of younger schoolchildren are given.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К РОДИНЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87

УДК 37.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/35

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К РОДИНЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

©Байрамова З. В., канд. пед. наук, Гянджинский государственный университет, г. Гянджа, Азербайджан, ziyafet@bk.ru

©Байрамова С. С., канд. пед. наук, Гянджинский государственный университет, г. Гянджа, Азербайджан, sabire.04@mail.ru ©Гамидова Г. А., Гянджинский государственный университет, г. Гянджа, Азербайджан, guntekin.hemidova@bk.ru

THE ROLE OF COURSE ACTIVITIES IN THE FORMATION OF THE FEELING OF LOVE FOR THE HOMELAND IN THE PRIMARY SCHOOL

©Bayramova Z., Ph.D., Ganja State University, Ganja, Azerbaijan, ziyafet@bk.ru

©Bayramova S., Ph.D., Ganja State University, Ganja, Azerbaijan, sabire.04@mail.ru

©Gamidova G., Ganja State University, Ganja, Azerbaijan, guntekin.hemidova@bk.ru

Аннотация. Проявление чувства любви к Родине и его развитие были одним из вопросов, привлекавших внимание с древних времен. Гражданское воспитание находится в центре воспитательной работы школы. Чувство любви к Родине — это привязанность человека к Родине, ее земле, природе, природным богатствам. В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания учащихся начальных классов во внешкольных учреждениях. Показано, что значительную роль в деле любви к Родине играют центры детского творчества, музыкальные и спортивные школы, краеведческие музеи. В статье говорится об опыте внешкольных учреждений, расположенных в городе Гянджа Азербайджанской Республики. Приводятся примеры колыбельных, пословиц и поговорок, баяты, песен, связанных с патриотическим воспитанием младших школьников.

Abstract. The manifestation of a feeling of love for the Motherland and its development have been one of the issues that have attracted attention since ancient times. Civic education is at the center of the educational work of the school. The feeling of love for the Motherland is the attachment of a person to the Motherland, its land, nature, natural wealth. The article deals with the issues of patriotic education of primary school students in out-of-school institutions. It is shown that centers of children's creativity, music and sports schools, local history museums play a significant role in the cause of love for the motherland. The article talks about the experience of out-of-school institutions located in the city of Ganja of the Republic of Azerbaijan. Examples of lullabies, proverbs and sayings, bayats, songs related to the patriotic education of younger schoolchildren are given.

Ключевые слова: младший школьник, внешкольное учреждение, патриотизм, детский творческий центр, кружки, баяты, краеведческие музеи, музыкальная и спортивная школа.

Keywords: junior schoolchild, out-of-school institution, patriotism, children's creative center, circle, music school, sports school.

Сегодня Азербайджан известен как толерантное государство. Здесь есть чувство уважения и благоговения ко всем народам, национальностям, разным культурам. Г. А. Алиев считает важными факторами — уважение к языку, религии, национальным особенностям

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87

других народов: «Азербайджанская Республика является родной родиной всех проживающих здесь национальностей. Когда мы говорим граждане Азербайджана, народ Азербайджана, мы понимаем единство всех национальностей, проживающих в Азербайджане... Поэтому наш долг, долг нашей молодежи, сохранить особенности Азербайджана как многонациональной страны, как многоязычная страна». Решение этой задачи начинается, прежде всего, с чувства любви и привязанности к своей нации и народу [1].

Внеклассная воспитательная работа — это планомерное, целенаправленное мероприятие, проводимое после уроков для эффективной организации досуга учащихся. Эти мероприятия в основном организуются и проводятся внешкольными образовательными учреждениями. Инструкция Министерства Образования Азербайджанской Республики о внешкольных образовательных учреждениях гласит: «Внеклассная воспитательная работа обеспечивает содержательную организацию досуга» [2]. К внешкольным образовательным учреждениям относятся: дворцы детского и юношеского творчества, дома, клубы, центры искусства, эстетики, техники, экологии, туризма и этнографии, детско-юношеские спортивные и шахматные школы и др. (https://www.edu.gov.az/ru/preschool-education)

Детский творческий центр. Центр вовлекает детей в деятельность, основанную на их способностях и интересах. Он развивает их творческий потенциал, создает условия для продвижения своей продукции на республиканском и городском уровнях, способствует правильному и эффективному развитию досуга. В Центрах детского творчества есть кружки под названием: «Умелые ручки», «Художественное чтение», «Рисование», «Драматургия», «Художественная самодеятельность», «Танец», «Юные спортсмены», «Узорная вышивка», «Хор», «Скульптура», «Кукольный театр», «География-краеведение», «Фото», «Резьба по дереву», «Первичное техническое моделирование», «Ковка по железу», «Историко-краеведческий» и другие.

Девиз Центра детского творчества города Гянджи: «Воспитать в обществе знающего, грамотного, патриотичного гражданина». Видимо, основная цель здесь - формирование чувства патриотизма. Центр детского творчества и искусства города Гянджи действует уже 25 лет. Основная цель центра - направлять подрастающее поколение, эффективно использовать его время и раскрывать свои знания и навыки. В действующем здесь фольклорном кружке маленьким школьникам интересны образцы фольклора, такие как колыбельные, детские песенки, загадки, бредни, детские сказки, детские игры.

К дню Победы в центре детского творчества в кружок под названием «Фольклор» подготовил выступление. Группа детей, умеющих играть на сазе, исполнила национальные песни. Национальные песни являются частью нашей национальной культуры и национальных нравственных ценностей. Они призывают любить Родину и играют важную роль в формировании национального самосознания. Они призывают детей к героизму и отваге. Ребята готовились с большой ответственностью. Зрители слушали их с большим интересом и вниманием.

Отмечается также роль «Танцевального кружка» в формировании любви к Родине у младших школьников. В этом кружке готовятся как свои национальные танцы, так и танцы других народов. Педагоги особенно профессиональны в этой работе. Они тонко передают детям очаровательную, женственную походку азербайджанских женщин, мужественные и героические движения мужчин. Любовь к родине и нации воплощается в танце. Кроме этого, они активно участвуем в наших национальных танцах для привития чувства патриотизма и любви к Родине, как на мероприятиях, проводимых в центре, так и на общегородских мероприятиях. Должны сказать, что в центре обучаются и танцам других народов. Одними из национальных танцев в кружке являются «Мирзайи», «Налбеки», «Джутку». «Турачи»,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87

«Узундере». Я хотела бы особо отметить «Яллы», включающую в себя любовь к Родине и чувство единства.

«Яллы» как форма танца появились 8-10 тысяч лет назад. Исследователи говорят, что его история восходит к доалфавитной и письменной культуре. По мнению ученых, первые игры «яллы» сформировались во время поклонения огню. Сегодня его танцуютют как символ единства на концертах и даже на наших свадьбах. В нем сочетаются мышление, сознание, обычаи и традиции нашего народа. Когда младший школьник учится танцевать, они понимают его значение и важность с точки зрения физического здоровья и эстетического удовольствия.

Также следует отметить роль хорового и драматического кружков в формировании любви к Родине у младших школьников. Дети входят в мир музыки. Они знакомятся с национальной азербайджанской музыкой, народными песнями и народным искусством. Азербайджанское национальное искусство и национальная музыка являются нашим величайшим достоянием. Богатая, разнообразная азербайджанская музыка всегда была мишенью наших врагов. Они пытались присвоить его.

Правильное использование пословиц и поговорок также может принести хорошие результаты. Пословицы — это слова мудрости, созданные народом и веками формировавшие формулу жизни. Сегодня они успешно применяется в патриотическом воспитании детей. Особое место в формировании национального самосознания у детей занимают пословицы, связанные с родиной. Они должны знать, что сколько бы люди не проводили дни вдали от дома, они всегда следят за новостями о родине и везде дорожат ею. Влияние пословиц и поговорок следует использовать на национальных праздниках, городских мероприятиях, посвященных истории Азербайджана, а также в деятельности клуба [3]. Они в народной литературе передавались из поколения в поколение и доходили до разных вариантов. Например:

Тот не любит своего народа, тот не полюбит и чужого.

Гвоздь подкову спасет, подкова — коня, конь — храбреца, храбрец — Родину.

Кто на чужбине не бывал, цену Родине не узнал.

Можно покинуть дом, но не Родину.

Лучший друг — мать, лучшая страна — Родина.

Колыбельные занимают особое место в воспитании чувства патриотизма. Среди них есть те, что связаны с родиной. Начиная с колыбели детям даются сведения о горах, равнинах и лесах нашей Родины. В некоторых колыбельных он призывает детей защищать Родину и мстить врагу.

У тебя врагов довольно, Мстить же никогда не поздно. Милый сын, взрослей скорей, Родина не без сыновей.

Жанр баяты также использовался в классической и современной письменной литературе. У ряда тюркоязычных народов также есть формы поэзии, соответствующие баяты. Баяты затрагивает различные вопросы. К ним относятся вопросы, связанные с Родиной. Их простой язык делает их быстрыми и легкими для изучения детьми.

Я — ашыг, ходил к ручью, Плел венки в родном краю. На чужбине очутился — Днем и ночью слезы лью.

Потребность в патриотических песнях была всегда. Песни, написанные в национальном духе, формируют у детей чувство патриотизма. Кроме того, такие песни вселяют чувство мужества и отваги. Сегодня нам как никогда нужны патриотические песни. Дети, которые

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87

растут на таких песнях, становятся более патриотичными. Патриотических песен много: «Ты земля героев, Азербайджан», «Наша непобедимая армия», «Патриотическая песня», «Азербайджан», «Прекрасная Родина», «Азербайджанский флаг», «Азербайджанский солдат», «Я азербайджанец» и другие. Младшие школьники растут под влиянием этих песен и формируются настоящими патриотами. Следует отметить, что дети в раннем возрасте очень склонны к музыке и пению. К сожалению, некоторые родители не хотят, чтобы их дети развивали эту способность. Они решительно возражают против сосредоточения внимания на этой области. Однако нужно не мешать таланту, а развивать его.

Если у младшего школьника есть способности к пению, необходимо направить его в нужное русло, обратиться к профессионалам. Это можно сделать и в музыкальной школе или в хоре внешкольного учреждения. Исполнение ими патриотических песен может сыграть важную роль в их воспитании, как в плане эстетического наслаждения, так и любви к Родине. В результате опроса младших школьников было установлено, что их любимая музыка - «Гимн Азербайджана» и «Азербайджанский солдат».

В ходе работы кружка дети знакомятся с произведениями таких великих композиторов, как У. Гаджибеков, М. Магамаев, Г. Гараев, Ф. Амиров. Также знакомимся с произведениями известных композиторов Р. Миришли, О. Зульфугарова, Г. Гусейнли, Т. Гулиева, О. Раджабова, В. Адыгозалова, А. Рзаевой, С. Рустамова, Э. Сабитоглу и других.

Музыкальные школы. Следует также отметить и роль музыкальных школ в воспитании чувства патриотизма у младших школьников. Музыкальные школы также относятся к внешкольным учреждениям и являются продолжением школьной работы. Здесь маленькие школьники получают не только музыкальное образование, но и воспитываются в духе патриотизма. У них есть возможность больше узнать о национальной музыке и ее аспектах, связанных с родиной. В зависимости от специальности преподаватели обучают правильному исполнению песни на соответствующем инструменте. Они получают обширные знания о национальной музыке и ее инструментах. Роль наших мугамов и сазов в формировании любви к Родине очень велика. Песни ашугов, исполняемые под музыку, содержат в себе красоту родной земли, призывают к войне и героизму. «Яныг Керем», «Рухани», «Эль Хаваси», «Герайлы», «Нахчывани» и другие являются примером.

Краеведческий музей. Также следует отметить роль Краеведческих музеев в формировании любви к Родине. Основная цель работы здесь - учить подрастающее поколение нашей истории, родословной, культуре, литературе и искусству, давать им знания о флоре и фауне нашей родины, как беречь наши исторические памятники, прививать чувство любви Родины. Центры не только работают с детьми, но и разрабатывают методические рекомендации, оказывают практическую помощь городским и районным отделам образования и образовательным учреждениям. Юношеские туристические и Краеведческие центры организуют экскурсии, походы и прогулки с целью познакомить школьников с историей, флорой и фауной, памятниками культуры республики.

Спортивные школы. Спортивные школы и спортивные секции также играют важную роль в формировании любви к Родине у младших школьников. Основная цель спортивных школ - подготовка здоровых людей, готовых служить стране. Основными задачами спортивных школ являются:

1. Формировать у детей здоровый образ жизни

2. Достичь единства физического и духовного развития

3. Развивать у детей такие качества, как выносливость, сила, ловкость.

4. Воспитать молодое поколение, готовое защищать Родину

5. Вооружить детей необходимыми качествами, связанными с защитой Родины.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №2. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/87

«В системе Министерства образования 157 детско-юношеских спортивных и шахматных школ. Школы проводят соревнования среди детей и молодежи, участвуют во всеукраинских и международных соревнованиях. Здесь развиваются 27 видов спорта. 20 из них являются олимпийскими видами спорта (легкая атлетика, тяжелая атлетика, акробатика, бокс, бадминтон, гребля на байдарках и каноэ, баскетбол, художественная гимнастика, гимнастика, плавание, велоспорт, волейбол, футбол, гандбол, хоккей на траве, фехтование, вольная борьба-римская борьба, дзюдо), самбо, тхеквондо, каратэ, кикбоксинг, настольный теннис, шахматы, шашки).

Эта цель учитывается в физическом воспитании детей как индивидуально, так и в группах. Младшие школьники после уроков ходят в спортивные школы и занимаются различными видами спорта. Это предполагает их правильное физическое развитие и обучение механизмам самозащиты. Младшие школьники принимают активное участие в работе школы. Так, в спортивной школе часто устраиваются соревнования. Здесь за основу берутся их возраст и вес. Помимо таких соревнований, спортивные школы отмечают исторические дни Азербайджана: День Республики, День национальной армии, День Победы и др. готовит спортивные соревнования и отмечает национальные праздники.

Эти праздники иногда организуются между городами, а иногда и на международном уровне. В этом случае требуется большая ответственность как от тренеров, так и от младших школьников. Детям говорят, что с этого конкурса нельзя возвращаться с пустыми руками. Прежде всего, важно прославлять имя и репутацию страны.

Список литературы:

1. Алиев Х. А. Путь к независимости. Баку: Азербайджанский университет, 1997. 136 с.

2. Предвечная Ж. В. Гражданское воспитание детей младшего школьного возраста средствами внешкольной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2004. 18 с.

3. Ахундзаде Н. Роль библиотек в воспитании детей в духе патриотизма. Сумгаит, 2008.

References:

1. Aliev, Kh. A. (1997). Put' k nezavisimosti. Baku. (in Russian).

2. Predvechnaya, Zh. V. (2004). Grazhdanskoe vospitanie detei mladshego shkol'nogo vozrasta sredstvami vneshkol'noi deyatel'nosti: avtoref. ... kand. ped. nauk. Pyatigorsk. (in Russian).

3. Akhundzade, N. (2008). Rol' bibliotek v vospitanii detei v dukhe patriotizma. Sumgait. (in Azerbaijan).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 05.01.2023 г. 10.01.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Байрамова З. В., Байрамова С. С., Гамидова Г. А. Роль внеурочной деятельности в формировании чувства любви к Родине в начальной школе // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №2. С. 307-311. https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/35

Cite as (APA):

Bayramova, Z., Bayramova, S., & Gamidova, G. (2023). The Role of Course Activities in the Formation of the Feeling of Love for the Homeland in the Primary School. Bulletin of Science and Practice, 9(2), 307-311. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/35

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.