Научная статья на тему 'Роль внешнеэкономической деятельности в решении социально-экономических проблем государства и региона'

Роль внешнеэкономической деятельности в решении социально-экономических проблем государства и региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6961
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS / GLOBALIZATION OF ECONOMY / EXPORT / IMPORT / INTERNATIONAL EXCHANGE / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нефедьева Лидия Викторовна

Проблема повышения экспортного потенциала и связанного с ним уровня национальной конкурентоспособности в последние десятилетия находится в центре внимания общественных институтов и правительств болшинства стран. В условиях глобализации мировой экономики и последовательной интеграции национальных хозяйств в международный обмен товарами и услугами достигнутый уровень экспортного потенциала определяет перспективы дальнейшего развития национальных экономик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN SOLVING SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF THE STATE AND REGION

During previous decades the problem of increasing the export potential and associated with it level of national competitiveness has been in the centre of attention of public institutions and governments in most countries. Under conditions of the world economy globalization and consistent integration of national economies into the international exchange of services and commodities, the achieved level of export potential determines the prospects for further development of national economies.

Текст научной работы на тему «Роль внешнеэкономической деятельности в решении социально-экономических проблем государства и региона»

граммных комплексах и базах данных финансовых органов муниципалитетов. Весь процесс необходимо не только провести единовременно, но и поддерживать в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации систем.

Функциональные обязанности специалистов бухгалтерии в целом при осуществлении интеграции существенно не изменятся. На этапе модернизации данных при определённых условиях объём работы может увеличиться, а в дальнейшем, ввиду приведения справочной информации к общегосударственному типу, текущая работа специалистов упорядочится и станет более производительной. Введённая в систему

информация станет более прозрачной и сопоставимой на всех уровнях бюджетной системы страны.

В том же случае, если публично-правовое образование примет решение о кардинальной смене информационных учётных систем в пользу системы «электронный бюджет», то революционным изменениям подвергнутся не только информационные технологии, функциональные обязанности всех специалистов, связанных с процессами планирования, исполнения бюджета, ведением учёта и формирования отчётности об исполнении бюджета муниципального образования, но и сменятся сами принципы обработки и получения учётной информации.

Библиографический список

1. 24 положения по бухгалтерскому учёту: сб. док. М.: Омега-Л, 2011. 378 с.

2. Безруких П.С., Комиссарова И.П. Бухгалтерское дело: учебник. М.: Бухгалтерский учёт, 2010. 368 с.

3. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем: учеб. пособие для вузов / под ред. Г.Н. Калянова. М.: Горячая линия - Телеком,

2009. 376 с.

4. Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1 .minfin.ru/ru/ebudget/npa/

УДК 338.22

РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНА

Л

Л.В. Нефедьева1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проблема повышения экспортного потенциала и связанного с ним уровня национальной конкурентоспособности в последние десятилетия находится в центре внимания общественных институтов и правительств болшинства стран. В условиях глобализации мировой экономики и последовательной интеграции национальных хозяйств в международный обмен товарами и услугами достигнутый уровень экспортного потенциала определяет перспективы дальнейшего развития национальных экономик. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; социально-экономические проблемы; глобализация экономики; экспорт; импорт; международный обмен; государственное регулирование.

THE ROLE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN SOLVING SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF THE STATE AND REGION L.V. Nefedyeva

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

During previous decades the problem of increasing the export potential and associated with it level of national competitiveness has been in the centre of attention of public institutions and governments in most countries. Under conditions of the world economy globalization and consistent integration of national economies into the international exchange of services and commodities, the achieved level of export potential determines the prospects for further development of national economies. 6 sources.

Key words: foreign economic activity; socio-economic problems; globalization of economy; export; import; international exchange; government regulation.

Мировая экономика конца XX - начала XXI в. -эпоха перемен: в действие вступают новые экономические и политические, социальные и научно-технические, внутренние и международные факторы

развития. Противоречивый и пёстрый мир сегодня как никогда взаимосвязан и взаимозависим. Наша страна, как и большинство других стран, также не может эффективно развиваться без включения в сферу гло-

1Нефедьева Лидия Викторовна, доцент кафедры мировой экономики, тел.: 89148839590. Nefedyeva Lydia, Associate Professor of the Department of World Economy, tel.: 89148839590.

бальной интеграции, то есть без участия в международной торговле, в движении капиталов, технологий, рабочей силы, международного кредита и других многообразных формах международного сотрудничества. Нормальное развитие национальных экономик всё более становится невозможным без внешнего фактора.

Максимально глубокое включение национальной экономики в мировую влияет на развитие любой страны, но особое значение оно имеет в условиях преодоления кризисных явлений в экономике и ускорения перехода к рыночному хозяйству. Опыт восточноевропейских стран, начавших реформирование экономики раньше России, практика Германии и Японии в период после Второй мировой войны и ряда развивающихся стран показывают, что производство товаров на экспорт, различные формы международной производственной кооперации становятся важнейшим фактором экономического роста.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом, во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всего народного хозяйства ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от неё (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета России. Валютная выручка позволяет увеличивать импорт.

Во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счёт импорта современной техники и технологий. Под воздействием научно-технического прогресса ускорились темпы морального старения техники и технологий, возросли затраты на НИОКР. Мировой опыт показывает, что только за счёт внутренних источников решить проблему обновления производственных фондов невозможно.

В-третьих, ВЭД способствует развитию экономики за счёт долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, консультационным услугам по налаживанию его работы, обучению персонала, закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли и предприятия, где необходима техническая и технологическая модернизация. В настоящее время наблюдается тенденция производства комплектующих к машиностроительной продукции, создаваемой на условиях международной производственной кооперации на российских заводах-смежниках вместо их закупки за рубежом.

Рассматривая влияние внешнеэкономической деятельности на социально-экономи-ческое развитие страны в целом и отдельных регионов, следует особо выделить её роль как структурообразующего и ускоряющего фактора. Воспроизводственная и отраслевая

структуры общественного производства в России имеют ряд серьёзных недостатков, которые в значительной степени преодолены в индустриально развитых странах: большая доля добывающих отраслей, высокий удельный вес занятых в сельскохозяйственном производстве при низкой его эффективности, неразвитость инфраструктуры и т. д.

Мировой опыт показывает, что совершенствование структуры общественного производства только за счёт опоры на собственные силы невозможно. Прогрессивные изменения, основанные на достижениях в развитии техники, технологии, организации производства, совершаются в мире благодаря использованию преимуществ международного разделения труда.

Особая роль во внешнеэкономической деятельности страны отводится внешнеэкономическому комплексу (ВЭК), который представляет собой совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, кооперативов, производящих и реализующих экспортную продукцию и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей.

ВЭК - это органичная, неотъемлемая часть экономики страны. Результаты производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности ВЭК предназначены и для экспорта, и для внутреннего потребления. Становление ВЭК определяется, с одной стороны, органичностью его связи с системой в целом, а с другой - спецификой взаимодействия с мировым рынком.

Внешнеэкономический комплекс состоит из двух основных частей, включающих:

1)фирмы и предприятия, чья производственная деятельность направлена на производство экспортной продукции и услуг, а также фирмы и предприятия, являющиеся потребителями импорта;

2) фирмы и предприятия, занятые поставками товаров зарубежным потребителям, а также ввозом продукции, производимой за рубежом.

Условиями успешного развития ВЭК являются: наращивание экспортного потенциала, включение в различные формы совместного предпринимательства, наличие конкурирующих производств, повышение самостоятельности регионов, предприятий, фирм. Успешное развитие отраслей, входящих во внешнеэкономический комплекс, оказывает воздействие на совершенствование экономики страны в целом.

Ориентация на мировой рынок ещё длительное время будет для России выгодным направлением развития национальной экономики. Но сложившийся ВЭК России нуждается в структуризации, соответствующей современному состоянию общественного производства (повышение доли наукоёмких отраслей, конверсии ВПК и т. д.), более высоких темпах развития, выделении приоритетных направлений в экспортном производстве.

Объективная необходимость государственного регулирования ВЭД признана в экономической литературе и подтверждена практикой хозяйствования индустриально развитых и новых индустриальных стран.

Государственное регулирование ВЭД, широко используемое во всём мире, в условиях рыночного хо-

зяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванную совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями.

Целью регулирования являются стабилизация и приспособление ВЭК страны к изменяющимся условиям международного разделения труда, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решение национальных стратегических и тактических задач.

Функцией государственного регулирования, прежде всего, является разработка концепции ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период с учётом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена обязанностью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании ВЭД с целью развития и повышения эффективности своей экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями.

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций. Это не такая простая задача, если учесть, что предметами регулирования ВЭД являются:

• стимулирование национальных экспортёров;

• осуществление различных организационных мер по укреплению позиций национальных экспортёров на мировых рынках;

• содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Кроме того, все государства используют различные методы ограничения действий конкурентов своих национальных фирм: препятствие проникновению на внутренний рынок, более жёсткие условия для их функционирования, запреты, повышенные экологические требования и т. д.

Образование региональных интеграционных группировок привело к тому, что наряду с регулированием на национальном уровне стало осуществляться регулирование ВЭД внутри региональных группировок, то есть на региональном уровне. После образования на основе Римского договора Европейского экономического сообщества (ЕЭС) начался процесс унификации, гармонизации нормативной базы стран - членов ЕЭС,

осуществления единообразных форм оказания финансового и организационного содействия экспортёрам, малому и среднему бизнесу, проведения единой антимонопольной политики. Так начала складываться политика коллективного протекционизма.

Отдельные государства, а также региональные интеграционные группировки активно используют политические средства для поддержки своих экспортёров.

Таким образом, выход российских экспортёров на рынки любой страны предполагает хорошее знание не только норм российского права и права страны-импортёра, но и реальной практики в стране импортёра по поддержке своих производителей и ограничению проникновения экспортёров.

Международный опыт государственного регулирования ВЭД используется в настоящее время и в России. Новым является сам подход, принципиально меняющий роль государства и содержание принципов, на которых основывается регулирование функций ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является формирование её законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения её эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами внешнеэкономической деятельности действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности. Одна из важнейших задач государства - поддержка экспорта. В настоящее время российские экспортёры такую поддержку практически не получают.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-командной системы, принципах. Среди них:

• равенство участников ВЭД и отсутствие их дискриминации;

• защита государством прав и интересов участников ВЭД;

• исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность предприятий.

Государственное регулирование ВЭД включает её финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Итак, целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех её уровнях.

Внешнеэкономическая деятельность является частью региональной экономики и одновременно одним из направлений региональной политики.

Чтобы понять сущность и специфические черты региональной ВЭД, необходимо принимать во внимание общие черты экономического развития региона: характер экономики, состав и уровень развития производительных сил, обеспеченность ресурсами, а также преимущества и недостатки территориального расположения. Это закономерно, так как экономика любого региона - это часть единого экономического комплекса России, и в то же время каждый регион имеет различные конкурентные возможности, различный стартовый уровень вхождения в рынок, в том числе и мировой. Вместе с тем нельзя не учитывать размещение и развитие производительных сил и социально-экономическое развитие страны. Всё вышеперечисленное, в конечном счёте, и определяет характер ВЭД региона.

Региональная внешнеэкономическая деятельность - это совокупность видов и форм ВЭД хозяйствующих субъектов, развивающихся в соответствии с региональными программами интеграции в мировое хозяйство на основе конкурентных преимуществ и возможностей данного региона.

Региональная ВЭД означает включение во внешнеэкономические связи региона как подсистемы народного хозяйства, которая организована на основе отраслевого и территориального разделения труда. В ней реализуются условия и возможности предприятий и организаций во внешнеэкономической деятельности. Регионы существенно отличаются по природно-ресурсным условиям, геополитическому положению, а также по социально-эконо-мическим показателям, например таким, как развитость коммерческих структур, обеспеченность финансовыми ресурсами и уровень «дотационности», уровень безработицы, развитость инфраструктуры, зависимость экономики региона от импорта и т. д.

Материальной основой региональной внешнеэкономической деятельности является ВЭК региона, представленный совокупностью отраслей, подотраслей, внешнеэкономических объединений, а также предприятий и организаций, осуществляющих ВЭД в различных видах и формах.

В структуре ВЭК региона можно выделить производственные предприятия и предприятия инфраструктуры, содействующие ВЭД. Последние приобретают всё большее значение в развитии ВЭД.

Результаты производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности ВЭК региона предназначаются как для экспорта, так и для насыщения внутреннего рынка. Успешное развитие ВЭК региона определяется:

• сохранением и укреплением внутри- и межрегиональных производственных и коммерческих связей между предприятиями, сохранением устойчивых цепочек типа «поставщик сырья - предприятие», «предприятие - перевозчик - предприятие», «продавец -покупатель» и т. п.;

• спецификой взаимодействия с мировым рынком (уровнем конкуренции на тех или иных зарубежных рынках, выбором и предпочтением различных форм ВЭД, уровнем государственной поддержки экс-

порта) и т. п.

Используя преимущества либерализации внешнеэкономической деятельности, каждый регион вырабатывает свою модель поведения во внешнеэкономических связях, выделяя собственные приоритеты и формируя определённую стратегию исходя из наличия соответствующего потенциала. Регионы, в которых преобладают добывающие отрасли, имеют особые условия в развитии ВЭД и весьма благоприятные перспективы для вхождения в мировой рынок. Развитию региональной ВЭД благоприятствует и территориальное расположение регионов - центров международных транспортных магистралей, имеющих развитую производственную и коммерческую инфраструктуры.

Для этих регионов ВЭД становится одним из основополагающих факторов экономического роста. Экономическое благополучие региона, выходящего на мировой рынок, основывающееся лишь на экспорте природных и сырьевых ресурсов, может оказаться недолговечным. Практика показывает, что только развитие достаточно широкого круга видов и форм ВЭД в регионе приводит к тому, что хозяйствующие субъекты, активно включённые во внешнеэкономические связи, приобретают постоянных деловых партнёров за рубежом, привлекают иностранные инвестиции в свой производственный и научный потенциал.

В настоящее время в России складывается ситуация, когда доходы от ВЭД в регионах зачастую составляют всё большую часть реальных доходов в связи с сокращением бюджетного финансирования ряда отраслей. ВЭД региона всё больше становится тем фактором, который влияет на производственную структуру региона, ускоряет развитие инфраструктуры, обслуживающей производство. Таким образом, ВЭД влечёт за собой подъём производства других отраслей при наличии кооперационных связей, а также стимулирует развитие сопряжённых отраслей и инфраструктуры. Внешнеэкономическая деятельность выполняет в регионе ряд функций:

• способствует выравниванию уровней технико-экономического развития прериятий;

• повышает технологический уровень производства;

• реализует преимущества международного разделения труда;

• способствует социальному развитию и повышению жизненного уровня населения региона.

В настоящее время необходимо различать два направления государственного вмешательства в ВЭД региона: через систему разделения полномочий между центром и субъектами Федерации и посредством региональной политики.

Согласно Основным положениям региональной политики в Российской Федерации, основными целями региональной политики в сфере международных и внешнеэкономических связей являются:

• обеспечение внешнеэкономических интересов России на международной арене;

• учёт интересов субъектов РФ при подготовке и заключении международных договоров РФ;

• поддержка ВЭД российских регионов;

• содействие установлению тесных экономических связей между регионами России и государствами - участниками СНГ.

Механизм реализации этих целей включает:

• государственную поддержку программ регионального развития субъектов РФ при становлении импортозамещающих производств, предоставление льготных кредитов, участие государства в финансировании достаточно крупных внешнеэкономических проектов;

• совместную координацию внешнеэкономических связей субъектов РФ;

• создание условий для улучшения инвестиционного климата: регулирование налогов и субсидий, гарантирование займов, смягчение таможенных правил;

• обеспечение государственной поддержки деятельности субъектов РФ по развитию внешних связей.

Проблемы развития региональной ВЭД вызывают необходимость исследования понятия регионального экономического интереса как результирующей двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, регионы субъекты РФ стремятся к разделению полномочий и предметов ведения с центром в сфере внешнеэкономических связей. С другой стороны, они должны выступать на зарубежных рынках в лице единого государства - России, не забывая об общероссийских экономических интересах.

Выход отдельных хозяйствующих субъектов региона на зарубежное экономическое сотрудничество -необходимое, но недостаточное для комплексного развития региональной ВЭД условие. Одновременно процессы дифференциации отдельных субъектов РФ по уровням и темпам развития экономики ведут к разным скоростям интеграции в мировое хозяйство. Поэтому необходимо целостное регулирование ВЭД субъектов РФ со стороны центральных органов государственного управления.

Одним из проявлений либерализации экономики является расширение прав регионов в ВЭД. Российские регионы получили возможность самостоятельно, в качестве субъектов РФ, выходить на международную арену, устанавливать контакты с зарубежными партнёрами. Опыт региональной внешнеэкономической деятельности у субъектов РФ небольшой. Вместе с тем существует богатый опыт организации ВЭД в зарубежных федерациях.

Расширение международной и внешнеэкономической деятельности субъектов федерации неизбежно ставит вопросы согласования (координации). Обязательное согласование ВЭС составных частей федерации с федеральной исполнительной властью в зарубежных государствах давно стало непременным условием. Иногда оно закрепляется в конституции (США, ФРГ, Австрия и др.), иногда действует как неписаное, но общепризнанное правило. На практике осуществляется разрешительный порядок согласования, и для этого определяется один орган федеральной власти - правительство (а чаше всего, министерство иностранных дел). При внешнеэкономических контактах с субъектами РФ представители зарубежных стран

в большинстве случаев неизменно ставят вопрос о наличии согласия федеральных властей России на осуществление таких связей.

С точки зрения регулирования ВЭД, федерация обладает исключительными правами в обеспечении таможенного, валютного и торгового единства территории, свободы товарного обращения, в подписании договоров о торговле и судоходстве, осуществлении платёжных расчётов с зарубежными странами. При заключении международных договоров, если последние затрагивают особое положение какой-либо земли, её законные представители должны быть своевременно заслушаны, а их мнение учтено. Правительствам земель предоставляется право непосредственно заключать соглашения с субъектами иностранных федераций и соответствующими административно-территориальными единицами иностранных государств, оказывать содействие корпорациям и фирмам в развитии их ВЭС.

Как уже отмечалось, законодательная база выделяет три уровня вопросов в области международных и внешнеэкономических связей:

1) относящиеся к ведению РФ;

2) совместного ведения РФ и субъектов РФ;

3) относящиеся к ведению субъектов РФ.

Наиболее обширным является круг полномочий

РФ. Огромное значение имеет координация центром деятельности субъектов РФ, которая призвана способствовать максимальной реализации экспортного потенциала регионов. Кроме того, целями такой координации являются формирование и осуществление региональных и межрегиональных программ развития ВЭД, выполнение международных договоров России в области ВЭД. К полномочиям центра относится и координация деятельности субъектов РФ по созданию свободных экономических зон, регулированию приграничной и прибрежной торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Координация может осуществляться путём государственного согласования и поддержки программ регионального развития и внешнеторговой деятельности, совместного согласования ВЭС субъектов РФ, создания условий для улучшения инвестиционного климата, содействия в подготовке кадров в ВЭД.

Для эффективности региональной ВЭД большое значение имеет определение круга полномочий непосредственно регионов. Региональные органы государственной власти наделены правом предоставлять различные льготы и гарантии участникам ВЭД региона и иностранным инвесторам, создавать страховые и залоговые фонды в целях обеспечения этих гарантий за счёт собственного бюджета, разрабатывать и реа-лизовывать программы привлечения на свою территорию иностранных инвестиций (при условии, что вышеперечисленные действия не противоречат международным обязательствам России). Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусматривает право субъектов Федерации осуществлять внешнеторговую деятельность на своей территории, её координацию и контроль над ней [1].

Регионы также имеют право подписания соглашений о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве с субъектами иностранных федеративных государств, а также с административно-территориальными образованиями иностранных государств. Хотя такие соглашения носят рамочный характер, они часто становятся основой для установления деловых связей, подписания контрактов, создания совместных предприятий между коммерческими структурами региона России и зарубежными партнёрами.

Субъекты Федерации имеют право предоставлять гарантии по иностранным банковским и коммерческим кредитам, получать и использовать безвозмездную зарубежную помощь, выдавать кредиты, оказывать иное содействие зарубежным партнёрам за счёт средств субъекта Федерации. Российские регионы также имеют право участвовать в работе международных финансово-экономических организаций и органов, уставы которых предусматривают такое участие.

Администрация в регионах обладает правом содержать своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах. Это в определённой мере может способствовать продвижению интересов конкретного региона за рубежом, например, осуществление правовой защиты и поддержки российских экспортёров, организация рекламных мероприятий по продвижению российских товаров. Такое право может явиться базой для осуществления международных маркетинговых исследований.

В отдельных случаях с согласия федеральных органов власти и в пределах своей компетенции, определённой Конституцией России, субъекты Федерации могут поддерживать внешнеэкономические связи с иностранными государствами в целом. Как правило,

это касается унитарных государств. Возможно также заключение договора с иностранным государством в интересах того или иного субъекта Федерации от имени России по специальному решению правительства. Однако для субъекта Федерации, не являющегося субъектом международного права, практичнее подписывать более конкретные договоры либо с субъектами иностранного государства, либо с его министерствами и ведомствами.

Каждый регион вправе разрабатывать свои программы развития ВЭД и местное законодательство, касающееся ВЭД (например, положения о государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями, законы о поддержке инвестиционной деятельности на территории региона и т. п.). Как правило, от наличия инвестиционного законодательства зависит доверие иностранных инвесторов и региональный инвестиционный климат.

Федеральное законодательство возлагает защиту государственных интересов в сфере ВЭД, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеэкономических операций в регионах на функциональные министерства и ведомства, имеющие в регионах свои структурные подразделения: управления, центры, службы.

Важным направлением развития регионального законодательства является оптимальная разработка законов в соответствии с формами международного экономического сотрудничества.

Современная практика международного экономического сотрудничества насчитывает более двадцати форм, значительная часть которых осваивается российскими регионами. Ведущей формой внешнеэкономической деятельности регионов по-прежнему остаётся торговля.

Библиографический список

1. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: федер. закон РФ; принят Госдумой 7.07.1995 г. (в ред. Федеральных законов от 08.07.1997 г. № 96-ФЗ, от 10.02.1999 г. № 32-Ф3).

2. Амаглобели Н.Д., Ионова А.Ф., Тарасова Н.А. Учёт, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организации: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2011. 416 с.

3. Лисоволик Я.Д. Конкурентная Россия в мире конкурентной либерализации: монография. М.: Экономика, 2007. 44б с.

4. Мармашова С.П. Международная конкуренция: курс лекций. Минск: РИЦ Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. 157 с.: ил.

5. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. 7-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2010. 500 с.

6. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для студентов вузов. 2- изд., с изм. М.: Экономистъ, 2005. 589 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.