Научная статья на тему 'Роль внесемейного микр о социального окружения в формировании хронического социального стресса у современных подростков'

Роль внесемейного микр о социального окружения в формировании хронического социального стресса у современных подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СРЕСС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Килейников Д. В., Королюк Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль внесемейного микр о социального окружения в формировании хронического социального стресса у современных подростков»

Адаптационные реакции распределились неоднозначно. Поскольку об адаптационных реакциях мы можем судить по числу лимфоцитов, мы проанализировали этот показатель у ЧБД. В группе ЧБД, получавших углекисло-сероводородные ванны, на

5 день число лимфоцитов значительно снизилось, по сравнению с показателями до поступления в санаторий, несколько повысилось при выписке, однако исходного уровня так и не достигало, что свидетельствовало о напряженной адаптации у детей. Период адаптации в группе ЧБД, получавших радоновые ванны, протекал спокойнее, число лимфоцитов достоверно не менялось ни на 3-5 день, ни при выписке, что свидетельствует о хорошей переносимости санаторно-курортного лечения.

Радоновые ванны также обладают иммунокорригирующим действием. У детей I группы, получавших радоновые ванны, при поступлении уровень ЛИИ был ниже, чем во II группе, но при выписке этот показатель значительно повысился и достиг нормы. Кроме того, во II группе детей, получавших углекислосероводородные ванны, достоверно уменьшается число детей с неспецифической нормой на 5 и 24 день. В то время как в I группе число детей с неспецифической нормой уменьшается на 5 день и остается стабильным на фоне санаторного лечения.

Рис. 2 Динамика ЛИИ у ЧБД на этапе курортной реабилитации

Инфекционный индекс у ЧБД находится в пределах от 1,0-2,0 (т.е. обследуемые переносили от 6-12 эпизодов ОРЗ в год).

Результатом санаторно-курортного лечения явилось улучшение, проявившееся в нормализации психологического фона и самочувствия, улучшении аппетита, благоприятной динамике всех или большинства клинических и лабораторных показателей. После лечения, в последующий год, обследуемые дети перенесли 2-3 эпизода ОРЗ, преимущественно в легкой и среднетяжелой формах. ИИ достигал пределов нормы в 70% случаев.

Выводы. Определение типа неспецифических адаптационных реакций необходимо проводить всем ЧБД на 3-5 день и на 27-28 день пребывания в санатории, что позволит адекватно оценить состояние ребенка, выявить состояние предболезни и назначить терапию с учетом адаптационно-компенсаторных возможностей ребенка.

Включение в комплекс реабилитационных мероприятий на курорте у ЧБД радоновых ванн, позволило сократить период адаптации, хорошо перенести санаторное лечение и добиться нормализации иммунологических показателей к моменту выписки ребенка. Длительность санаторно-курортной реабилитации ЧБД должна быть не менее 30 дней, так как сокращение сроков лечения в курортных учреждениях приводит к росту «процедурной нагрузки» за счет уплотнения расстановки процедур, что может привести к срыву адаптационных процессов у ребенка.

Литература

1. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети. Клиникосоциальные аспекты. Пути оздоровления/ Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Саратов, 1986.

2. Балева Л. С. Современные подходы к лечению и реабилитации часто болеющих детей: Медицинская технология / Балева Л.С., Балясинская Г.Л., Блистинова З.А. и др. М., 2006. 46 с.

3. Верник С.Д. / Верник С.Д. // Хирургия. 1972. №9. С.84-87.

4. Гаркави Л. Х. Активационная терапия / Гаркави Л. Х.. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 256 с.

5. Гаркави ЛХ. / Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. / Валеология. 1996. № 2. С. 16-20.

6. Колесников О.Л. К вопросу о механизмах иммунотропно-го действия питьевых минеральных вод. / Колесников О.Л., Селянина Г.А., Долгушин И.И., Колесникова А.А. // Вопросы курортологии и лечебной физкультуры. 2003. № 2. С. 15-17.

7. Петров Р.В. Донозологическая диагностика нарушений иммунной системы / Петров Р.В., Хаитов Р.М., Пинеш Б.В., Черноусов А.Д. // Иммунология.1995. №2. С.4.

8. Разумов А.Н. Пути реализации радонопрофилактики с целью снижения заболеваемости населения России. / Разумов А.Н., Гусаров И.И., Семенов Б.Н., Пузырева Г.А. // Вопросы курортологии и лечебной физкультуры. 2004. № 6. С. 3-5.

9. Современные подходы к лечению и оздоровлению часто болеющих детей: Пос. для врачей. М: Международный фонд охраны матери и ребенка, 2005.

УДК 616-084.64.013.2

РОЛЬ ВНЕСЕМЕЙНОГО МИКРОСОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХРОНИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРЕССА У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Д.В. КИЛЕЙНИКОВ, Е.Г. КОРОЛЮК*

Ключевые слова: хронический социальный сресс

Хронический социальный стресс (ХСС) - это стресс, имеющий специфическую причину развития и касающийся не любого живого организма, не любого человека, а только дееспособного индивида [8]. Возникающие под влиянием ХСС отрицательные изменения происходят у наиболее социализированных лиц (подростки, лица трудоспособного возраста) [2, 4]. Следует отметить, что изменения, возникающие в организме под влиянием ХСС, не ограничиваются чрезмерной нейрогормональной реакцией и вызываемыми ею патологическими процессами, а касаются всех классов болезней [5]. Среди множества причин возникновения ХСС у подростков ведущее место занимают снижение уровня жизни семьи, завышенные социальные требования к ребенку (учебная нагрузка, секции и кружки), изменение микросоциального окружения при переводе ребенка в другую школу, алкоголизм одного из родителей, развод родителей и как следствие этого - изменение микросоциального статуса подростка в школьном коллективе [1, 3, 6].

Несмотря на распространенность ХСС в подростковой среде, редко встречаются публикации, раскрывающие глубинные механизмы его реализации, влияние на здоровье и протекание процессов адаптации в подростковом возрасте. Большинство доступных нам публикаций освещало влияние острого социального стресса на детский и подростковый организм, изучение же ХСС проводилось либо на взрослом контингенте, либо при постановке эксперимента на социальных животных.

Материалы и методы. С целью изучения особенностей внесемейного микросоциального окружения подростков с ХСС было проведено социологическое анкетирование 1220 детей в возрасте 12-14 лет. В основную группу вошли 540 подростков с признаками ХСС, 680 составили контрольную группу. Для обеспечения репрезентативности обследования основная группа формировалась с таким расчетом, чтобы на каждую степень выраженности ХСС (минимальная, умеренная и максимальная) пришлось равное число подростков (п=180), что было обусловлено использованными статистическими методиками. Изучение микросоциального окружения подростков проводилось с помощью специально разработанной нами социологической анкеты «Микросоциальное окружение современного подростка».

* Тверская ГМА

В подростковом возрасте, как никогда, возрастает роль вне-семейного окружения. На первое место, оттесняя внутрисемейные, выходят контакты с друзьями и ровесниками. Наличие у подростка положительного или отрицательного опыта общения со сверстниками во многом определяет характер социальной адаптации, определяет риск развития психосоматических расстройств. Одним из маркеров напряженности взаимоотношений со сверстниками является на количестве друзей у респондента. По данным Ю.А.Клейберга (1998) у 12-14-летнего социально адаптированного городского подростка имеется один-два друга, что совпало с данными, полученными в контроле [7]. Большинство обследованных с ХСС отмечали наличие нескольких друзей, что превысило аналогичный показатель в контрольной группе в 1,6 раза. Доля детей, контактировавших с 1-2 друзьями, была в два раза меньше, чем в контрольной группе. Подростки с ХСС указывали на отсутствие друзей в 1,7 раза реже.

Взаимоотношения со сверстниками у подростков с ХСС носили выраженную позитивную окраску. Доля детей, характеризовавших свои отношения со сверстниками, как враждебные была в три раза меньше, чем в контроле. Более чем в три раза реже подростки с ХСС расценивали свои взаимоотношения со сверстниками как равнодушные. Каждый десятый ребенок с ХСС указывал на взаимную симпатию во взаимоотношениях с окружающими. Наличие общих интересов со сверстниками отличает конструктивный тип общения и свидетельствует о социализации подростка. Для детей с ХСС характерно уменьшение доли лиц, имевших общие интересы со сверстниками, в 1,13 раза по сравнению с контрольной группой. При ХСС были выявлены подростки, отмечавшие отсутствие общих интересов со сверстниками. Положительный ответ на этот вопрос является социально значимым, поэтому предположим, что эти дети были либо социально дизадаптированы, либо находились в состоянии фрустрации.

Оценивая предпочтения во взаимоотношениях с окружающими, мы не нашли достоверных различий в обеих группах. Однако можно говорить о тенденции к поляризации предпочтения в общении у подростков с ХСС. Ценность внутрисемейных взаимоотношений в обеих группах оставалась высокой. По сравнению с контрольной группой, дети с ХСС в два раза реже отдавали предпочтение внесемейным взаимоотношениям. Девиантное поведение у друзей подростков с ХСС встретилось в 1,3 раза чаще, чем в контрольной группе. Следует отметить, что 4% обследованных подростков с ХСС отмечали алкоголизм (систематическое употребление спиртных напитков, сопровождающееся влечением к ним) у своих друзей, а в контрольной группе таких детей не было. Можно, конечно, объяснить данную ситуацию попыткой подростка искусственно увеличить свою значимость и социальный статус в глазах сверстников за счет преувеличения отрицательных качеств своего окружения. Однако данный показатель основывается не нескольких вопросах анкеты и отражает истинное положение дел с подростковым алкоголизмом в социально благополучных слоях российского общества. Дополнительным критерием, свидетельствующим о напряженности внесемейных взаимоотношений, является отношение ребенка к школе. Для подростков с ХСС, как и для контрольной группы, было характерно позитивное отношение к обучению в школе. Но следует отметить увеличение в 1,6 раза доли детей, отрицательно, относящихся к обучению в школе, и появление среди обследованных лиц с нейтральным отношением к обучению.

Подробнее рассмотрим влияние внесемейных микросоци-альных факторов на формирование ХСС различной выраженности. При минимальных проявлениях ХСС две трети респондентов имели несколько друзей, а треть обследованных - их не имела. Этот факт можно объяснить попыткой социализации подростка за счет превалирования экстравертной направленности поведения, на фоне ХСС. Косвенно это предположение можно подтвердить наличием только крайних градаций признака («много друзей» и «нет друзей», что свидетельствует о достаточно жесткой поляризации экстраверт-интраверт без промежуточных значений.

При умеренной выраженности ХСС вновь, как и в контрольной группе, превалировали подростки, имевшие одного-двух друзей, частота лиц, не имевших друзей, незначительно снижается, однако в 2,1 раза превышала тот же показатель в контрольной группе; более чем в пять раз, по сравнению с предыдущей группой, снижалась доля респондентов, имевших несколько друзей (р<0,01). Процессы, протекающие при максимальной и минимальной выраженности ХСС, были сходны. При

максимальном ХСС более половины опрошенных имели несколько друзей, в два раза снизилась доля подростков с одним-двумя друзьями; каждый десятый подросток не имел друзей (р<0,01). С появлением ХСС вначале превалировали негативные взаимоотношения, затем, с углублением дисфункции - нейтральные или позитивные, а в контроле взаимоотношения подростка со сверстниками характеризовались преобладанием негативных и нейтральных взаимоотношений. При минимальных проявлениях ХСС преобладала конфликтность. Как и в отношении числа друзей, при умеренном ХСС превалируют крайние градации признака, а именно: враждебность взаимоотношений или симпатия. Взаимоотношения со сверстниками при максимальной выраженности ХСС характеризовались симпатией / равнодушием.

Рассматривая корреляционные связи можно сказать, что наличие/отсутствие друзей играло незначительную роль в формировании ХСС в целом (к<0,2 усл.ед.). В случае минимальной и умеренной выраженности ХСС наблюдалось усиление корреляционных связей в отношении градации «1-2 друга» (к=0,28); при максимальной степени выраженности ХСС наибольшую силу приобретала связь дисфункции с наличием у подростка нескольких друзей (градация «много друзей» к=0,43 усл.ед.).

Для формирования ХСС имела значение лишь конфликтность во взаимоотношениях (к=0,2 усл.ед.), ее роль возрастала при минимально выраженности ХСС (к=0,35 усл.ед.). Корреляционная связь конструктивных взаимоотношений со сверстниками (градация «взаимная симпатия») увеличивалась с усилением проявлений ХСС и составляла при максимально выраженном ХСС 0,22 усл.ед. Оценивая направленность вектора межличностных взаимоотношений в общении в зависимости от выраженности у подростка ХСС, следует отметить, что у лиц с умеренными проявлениями ХСС выделялись практически одинаковые группы, отдающие предпочтение общению, со взрослыми и со сверстниками . В случае максимально выраженного ХСС доля подростков, отдававших предпочтение общению со сверстниками, возрастала в 2,3 раза по сравнению с детьми с умеренным ХСС.

По данным Ю.В. Клейберга (1998), для младшего подросткового возраста характерен приоритет внутрисемейных взаимоотношений над внесемейными. В случае минимальной выраженности ХСС доля внутрисемейной направленности снижалась, по сравнению с контрольной группой в два раза, но оставалась выше, чем внесемейной. Максимальная степень ХСС характеризовалась повышением предпочтительности внутрисемейных взаимоотношений в 2,2 раза, а доля подростков, предпочитавших внесемейные взаимоотношения, снизилась в 2,8 раза. Корреляционная связь между отсутствием общих интересов со сверстниками и возникновением ХСС в целом составляла 0,18 усл.ед. Однако с ростом степени выраженности ХСС она ослабевала, и при минимальной и умеренной степени ХСС превалировало наличие общих интересов со сверстниками (к=0,24 усл.ед. и к=0,23 усл.ед. соответственно), при максимально выраженном ХСС напряженность корреляции достигала 0,45 усл.ед.

Для ХСС в целом наибольшая корреляционная связь была отмечена в отношении предпочтения подростком общения со сверстниками (к=0,3 усл.ед.), в то время как при максимально выраженности данного синдрома корреляционная связь с градацией «нет предпочтения в общении» составляла 0,33 усл.ед. Корреляция между предпочтением во вне- и внутрисемейных взаимоотношениях и формированием ХСС была незначительна и не превышала 0,1 усл.ед. Только при максимально выраженном ХСС корреляционная связь возросла в отношении предпочтения во внутрисемейных взаимоотношениях до 0,42 усл.ед.

Отношение к обучению в школе также характеризует напряженность социальной адаптации у подростка. Минимальная выраженность ХСС характеризовалось снижением доли позитивно относящихся к обучению учащихся в 1,2 раза за счет появления группы с нейтральным отношением к обучению; доля негативно относящихся к обучению подростков, по сравнению с контрольной группой, практически не изменялась. Умеренные проявления ХСС характеризовались ростом негативного отношения к обучению в школе (в 3,3 раза) и уменьшением доли позитивно относящихся к обучению в школе подростков в 1,7 раза (р<0,01). Максимально выраженный ХСС характеризовался ростом удельного веса позитивно настроенных к школе индивидуумов в 1,96 раза, низкой частотой распространенности негативного и нейтрального отношения к обучению в школе (в 5,3 и 2 раза соответственно ниже, чем по сравнению с предыдущей

группой). Рассматривая корреляционные связи данного фактора с формированием ХСС можно отметить, что в формировании ХСС в целом и минимальных проявлений ХСС заметную роль играло нейтральное отношение подростка к обучению в школе (к=0,26 усл.ед. и к=0,3 усл.ед. соответственно). Для прогрессирования ХСС до умеренной выраженности ведущее место занимало негативное отношение к школе (к=0,14 усл.ед.), а для максимальной степени ХСС - позитивное (к=0,48 усл.ед.). Корреляционная связь между девиантным поведением друзей обследуемого и формированием у него ХСС в целом, а также прогрессированием ХСС от минимальной к умеренной степени выраженности была мала и <0,05 усл.ед. Однако в случае максимально выраженного ХСС она возрастала до 0,48 усл.ед.

В формировании ХСС принимает участие ряд внесемейных микросоциальных факторов. Внесемейные взаимоотношения у подростка с ХСС носят противоречивый характер. С одной стороны, такой подросток старается общаться со всеми сверстниками и зачастую указывает на симпатию во взаимоотношениях. С другой стороны, доля лиц с общими интересами со сверстниками, ниже, чем в контроле. Были дети, отмечавшие отсутствие общих интересов со сверстниками. Учитывая увеличение доли подростков с внутрисемейной направленностью вектора взаимоотношений и увеличение лиц, отрицательно относящихся к обучению в школе, можно предположить, что эти дети либо социально дизадаптированы, либо находятся в состоянии фрустрации. Вклад внесемейных факторов в формирование ХСС от минимума до максимума неоднозначен, но можно говорить о тенденции к росту их влияния с нарастанием тяжести стресса.

Литература

ІАльбицкий В. Ю., Сигал Т. М., Ананьин С. А. // Рос. вест. перинатол. и педиатрии. 1994. №1.С. 8-11.

2Аналитические мат-лы по проблеме безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних. Справка Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России. М., 1998. 54 с.

ЗАнтропов А.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков (клиника, динамика и дифференцированное лечение): Автореф. дис... докт. мед. наук. М, 2000. 42 с.

4.Баранов А. А. // Рос. педиатр. ж. 1998. № 1. С. 5-8.

5.Величковский Б.Т. // Усп. современ. биол. 2004. Т. 124. №2. С. 99-108.

6.Дербенев Д. П. // Автореф. дис... д.м.н. М, 1998. 45 с.

7.КлейбергЮ.А// Мат-лы конф. Тверь. 1998. С. 6-13.

8.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

254 с.

УДК 796. 012 (571.122) 574.2:621.6

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ АТТРАКТОРОВ ВЕКТОРА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ХМАО-ЮГРЫ

В.Ф. ПЯТИН, Ю.Г. БУРЫКИН, Т.Я. КОРЧИНА,

О.Е. ФИЛАТОВА*

Ключевые слова: химсостав питьевой воды

Наиболее распространенным соединением в организме человека является вода. В водной среде осуществляются все химические, обменные и транспортные процессы, она служит универсальным растворителем продуктов питания и обмена. На долю жидкости приходится 58-80% массы тела человека [2]. Проблема обеспечения населения качественной питьевой водой - проблема экологической безопасности территориального образования. Решение этой проблемы - снижение показателей уровня заболеваемости населения, проживающего на данной территории и повышение уровня здоровья детского и взрослого населения.

Общеизвестно, что геохимическая среда и живое вещество -это взаимозависимые компоненты биосферы. В биогеохимическом круговороте между содержанием химических элементов во внешней (геохимической) и внутренней среде живых организмов складываются сложные причинно - следственные связи. Человек является одним из звеньев природных биогеохимических цепей. Однако элементный состав организма человека как биосоциального существа зависит как от геохимического окружения (комплекс природных факторов), так и от социально-экологических факторов, в частности от особенностей вводно-пищевых рационов [11]. Основная миграция и перераспределение химических элементов в биосфере происходит благодаря их переносу водной средой. Химический состав природных вод является уникальным для конкретной местности, а микроэлементный статус человека зависит от содержания минералов в питьевой воде [3,4,9].

Таблица 1

Эпидемиологическими исследованиями показана связь между содержанием ряда химических элементов в питьевой воде и развитием специфических заболеваний [6,10]. Исследование минерального состава источников питьевого водоснабжения является важным для понимания специфики элементного статуса населения и причин возникновения эндемических микроэлемен-тозов - заболеваний биогеохимической природы [1]. Для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Сургута используются подземные источники - воды Куртамышского водоносного комплекса, подразделяющиеся на надмерзлотный и подмерзлот-ный водоносные горизонты. Надмерзлотный горизонт приурочен к мелким пылеватым пескам с прослоями глин и залегает на глубине 130-180 м. Водоупорной кровлей служит глины мощностью 30-40 м. Подошвой служат многолетнемёрзлые породы. Подмерзлотный горизонт залегает в интервале 220-290 м.

В настоящее время водоснабжение г. Сургута осуществляется из четырёх водозаборных узлов и станций водоподготовки (8 прому-зел, 8 «А» промузел, 9 промузел, «Кедровый лог») [7]. Вода из скважин по сборным водоводам поступает на водоочистные сооружения, где происходит её обезжелезивание. Далее подаётся в металлические вертикальные резервуары чистой воды, откуда насосами станции второго подъёма транспортируется в магистральные сети для непосредственной подачи потребителям. Обезжелезивание подземных вод происходит путём аэрации, окисления растворённого в воде железа двухвалентного в трёхвалентное и последующего фильтрования. В качестве фильтрующего материала применяется кварцевый песок крупностью от 0,5 до 2,0 мм.

Для очистки вод в округе применяются технологии с применением и без применения реагентов. С 2000 года в г. Сургуте применяется безреагентная технологическая схема с применением в качестве окислителя озона и кислорода. Таким образом, основная часть г.Сургута обеспечена качественной питьевой водой. Однако не решена проблема вторичного загрязнения воды при её транспортировке по распределительным сетям. Кроме того, объекты водоснабжения и водоотведения имеют значительный износ, который из года в год растёт. Жители г. Сургута используют для питьевых нужд водопроводную воду из централизованной системы водоснабжения, представители не- и коренного населения, живущие в селе, - подземную воду из скважин, каптажей родников, колодцев, а аборигенное население, постоянно проживающее в лесных поселениях - поверхностную воду из рек, озёр, протоков и т.п.

Концентрация химических элементов в питьевой воде Югры (мг/л)

водопроводная вода (n=128)

Fe Mn Ca Mg Se1 Zn Hgi Pb> Cd> нефть

<x> 0,68™ 0,17лл 9,13 3,87 0,11*** 0,37*** 0,08ллл** 1,25ллл*** 0,09ллл*** 0,07***

D*(x) 1,30 0,18 5,80 5,83 0,10 0,26 0,009 0,30 0,0006 5,58

O x 1,14 0,42 2,41 2,42 0,14 0,51 0,095 0,55 0,025 0,007

О <x> 0,08 0,03 0,31 0,24 0,01 0,06 0,009 0,09 0,0042 0,001

dx 0,16 0,06 0,60 0,48 0,02 0,12 0,018 0,18 0,0083 0,002

Ме 0,27 0,05 8,65 3,65 0,10 0,17 0,063 1,0 0,1 0,07

min 0,026 0,01 3,3 1,22 0,09 0,005 0,01 0,7 0,012 0,06

max 6,9 4,0 14,2 15,81 0,12 2,5 0,62 3,4 0,1 0,09

ПДК 0,3 0,1 70 42 10 5,0 0,1 0,5 30,0 1,0

Примечание: 1 - содержание в мкг/л; * - сравнение водопроводной и поверхностной воды: * -Р<0,05, ** - Р<0,01, *** - Р<0,001 л - сравнение водопроводной и подземной воды: л - Р<0,05 лл

- Р<0,01, ллл - р<0,001

Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, 628400, г. Сургут, пр. Ленина 1, тел.: e-mail: fma@bf. surgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.