Научная статья на тему 'РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТАМИ ЯСНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ'

РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТАМИ ЯСНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-обучение / ясность коммуникации преподавателя / открытость коммуникации преподавателя / визуальные средства / удовлетворенность студентов / online learning / teacher communication clarity / teacher communication openness / visual aids / student satisfaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряпина Н. Е.

Эффективное коммуникативное поведение преподавателя является ключевым фактором успешного обучения, особенно в условиях стремительного распространения дистанционных форматов образования. В статье рассматривается роль визуальных средств в восприятии студентами таких ключевых характеристик коммуникативного поведения преподавателя в формате онлайн-обучения, как ясность и открытость, а также влияние последних на удовлетворенность студентов образовательной коммуникацией в онлайн-формате. Методология исследования включала выполнение качественного контент-анализа результатов полуструктурированных интервью, проведенных с участием 43 студентов 2-го курса НИУ ВШЭ. В ходе анализа были выделены категории «ясность» и «открытость», а также их подкатегории и коды. Данные коды отражали упоминания респондентов о визуальных средствах, которые применялись преподавателями в рамках онлайн-обучения. Анализ проводился с целью систематизации и классификации высказываний студентов относительно воспринимаемых уровней ясности и открытости коммуникации преподавателя через визуальные средства. Результаты исследования показали, что представление студентов о ясности объяснений и инструкций преподавателя было тесно связано с использованием визуальной поддержки в виде презентаций, демонстрации экрана, веб-контента и документов, загруженных на онлайн-платформу. Восприятие открытости коммуникативного поведения преподавателя в значительной степени определялось применением веб-камер во время онлайн-занятий, имитировавших ситуацию очного общения. Комбинации различных визуальных средств особенно высоко были оценены респондентами. Уровень удовлетворенности студентов учебной коммуникацией в формате онлайн-обучения заметно варьировался в зависимости от воспринимаемых через визуальные средства уровней ясности и открытости коммуникативного поведения преподавателя. Результаты исследования представлены в виде обобщенных выводов и рекомендаций по оптимизации визуальной поддержки в условиях онлайн-обучения, которые могут быть использованы для улучшения педагогической коммуникации в онлайн-образовании и повышения эффективности обучения в цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряпина Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VISUAL SUPPORT IN STUDENTS’ PERCEPTION OF THE CLARITY AND OPENNESS OF THE TEACHER’S COMMUNICATIVE BEHAVIOR IN ONLINE LEARNING FORMAT

Effective pedagogical interaction is a key factor for successful learning, especially in the context of the rapid spread of distance education formats. The article examines the role of visual aids in students’ perception of such key characteristics of a teacher’s communicative behavior in online learning as clarity and immediacy, as well as their influence on students’ satisfaction with educational communication in the online learning environment. The research methodology included a qualitative content analysis of semi-structured interviews with 43 second-year students from the HSE University. Using MAXQDA 2020 software, the categories of “clarity” and “immediacy” were analyzed, as well as the corresponding subcategories and codes reflecting respondents’ mentions of visual aids used by teachers. The research findings showed that students’ perceptions of the clarity of teachers’ explanations and instructions were closely related to the use of visual support in the form of presentations, screen sharing, web content, and files uploaded to the online platform. The perception of immediacy in the interaction between teachers and students was largely determined by the use of web cameras during online classes, simulating a face-to-face communication situation. Combinations of various visual aids were highly valued by respondents. The level of students’ satisfaction with educational communication varied noticeably depending on the perceived levels of clarity and immediacy in the teacher’s communicative behavior in the online learning format. The research results are presented in the form of generalized conclusions and recommendations for optimizing visual support in online learning, which can be used to improve visual communication practices in online education and increase the effectiveness of learning in a digital environment.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТАМИ ЯСНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 3 (99). С. 83-Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 3 (99). P. 83-96.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2224-0772-2024-99-83-96

РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОМ ПОДДЕРЖКИ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТАМИ ЯСНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

Н. Е. Ряпина

Наталья Евгеньевна Ряпина

Департамент иностранных языков НИУ «Высшая школа экономики», Пермь, Россия, neriapina@hse.ru, Ьйр8://ога^ о^/0000-0001-9157-6854

Аннотация. Эффективное коммуникативное поведение преподавателя является ключевым фактором успешного обучения, особенно в условиях стремительного распространения дистанционных форматов образования. В статье рассматривается роль визуальных средств в восприятии студентами таких ключевых характеристик коммуникативного поведения преподавателя в формате онлайн-обу-чения, как ясность и открытость, а также влияние последних на удовлетворенность студентов образовательной коммуникацией в онлайн-формате.

Методология исследования включала выполнение качественного контент-анализа результатов полуструктурированных интервью, проведенных с участием 43 студентов 2-го курса НИУ ВШЭ. В ходе анализа были выделены категории «ясность» и «открытость», а также их подкатегории и коды. Данные коды отражали упоминания респондентов о визуальных средствах, которые применялись преподавателями в рамках онлайн-обучения. Анализ проводился с целью систематизации и классификации высказываний студентов относительно воспри-

© Ряпина Н. Е., 2024

нимаемых уровней ясности и открытости коммуникации преподавателя через визуальные средства.

Результаты исследования показали, что представление студентов о ясности объяснений и инструкций преподавателя было тесно связано с использованием визуальной поддержки в виде презентаций, демонстрации экрана, веб-контента и документов, загруженных на онлайн-платформу. Восприятие открытости коммуникативного поведения преподавателя в значительной степени определялось применением веб-камер во время онлайн-занятий, имитировавших ситуацию очного общения. Комбинации различных визуальных средств особенно высоко были оценены респондентами.

Уровень удовлетворенности студентов учебной коммуникацией в формате онлайн-обучения заметно варьировался в зависимости от воспринимаемых через визуальные средства уровней ясности и открытости коммуникативного поведения преподавателя.

Результаты исследования представлены в виде обобщенных выводов и рекомендаций по оптимизации визуальной поддержки в условиях онлайн-обучения, которые могут быть использованы для улучшения педагогической коммуникации в онлайн-образовании и повышения эффективности обучения в цифровой среде.

Ключевые слова: онлайн-обучение, ясность коммуникации преподавателя, открытость коммуникации преподавателя, визуальные средства, удовлетворенность студентов

Для цитирования: Ряпина Н. Е. Роль визуальной поддержки в восприятии студентами ясности и открытости коммуникативного поведения преподавателя в формате онлайн-обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 3 (99). С. 83-96. doi: 10.24412/2224-0772-2024-99-83-96

Original article

THE ROLE OF VISUAL SUPPORT IN STUDENTS' PERCEPTION OF THE CLARITY AND OPENNESS OF THE TEACHER'S COMMUNICATIVE BEHAVIOR IN ONLINE LEARNING FORMAT

Natalia E. Riapina

Department of Foreign Languages, HSE University, Perm, Russia, neriapina@hse.ru, https://orcid.org/0000-0001-9157-6854

Аbstract. Effective pedagogical interaction is a key factor for successful learning, especially in the context of the rapid spread of distance education formats. The article examines the role of visual aids in students' perception of such key characteristics of a teacher's communicative behavior in online learning as clarity and immediacy, as well as their influence on students' satisfaction with educational communication in the online learning environment.

The research methodology included a qualitative content analysis of semi-structured interviews with 43 second-year students from the HSE University. Using MAXQDA 2020 software, the categories of "clarity" and "immediacy" were analyzed, as well as the corresponding subcategories and codes reflecting respondents' mentions of visual aids used by teachers.

The research findings showed that students' perceptions of the clarity of teachers' explanations and instructions were closely related to the use of visual support in the form of presentations, screen sharing, web content, and files uploaded to the online platform. The perception of immediacy in the interaction between teachers and students was largely determined by the use of web cameras during online classes, simulating a face-to-face communication situation. Combinations of various visual aids were highly valued by respondents.

The level of students' satisfaction with educational communication varied noticeably depending on the perceived levels of clarity and immediacy in the teacher's communicative behavior in the online learning format.

The research results are presented in the form of generalized conclusions and recommendations for optimizing visual support in online learning, which can be used to improve visual communication practices in online education and increase the effectiveness of learning in a digital environment.

Keywords: online learning, teacher communication clarity, teacher communication openness, visual aids, student satisfaction

For citation: Riapina N. E. The role of visual support in students' perception of the clarity and openness of the teacher's communicative behavior in online learning format. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(3): 83-96. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-99-83-96

Введение

В современном контексте образования высшие учебные заведения активно интегрируют цифровые технологии в свои практики, уделяя особое внимание развитию образовательной сферы [6]. Переход к использованию онлайн-обучения при реализации различных курсов и программ обучения приводит к появлению новых требований к коммуникативному поведению преподавателя.

В процессе онлайн-обучения возникают различные психологические риски, связанные с изменениями в межличностном дискурсе участников образовательного процесса, поскольку в цифровой коммуникации отсутствуют некоторые фундаментальные элементы личного общения. Например, обучение онлайн не способствует полноценной эмпатии и взаимопониманию между преподавателями и студентами, что может препятствовать развитию глубокой рефлексии [1].

В свою очередь, научные исследования подтверждают, что ясность и открытость коммуникации преподавателя играет важную роль в понимании учебного материала, вовлечении студентов в учебный процесс и педагогической коммуникации в целом. Предоставление четких инструкций, понятных пояснений и создание комфортной атмосферы на онлайн-занятии способствуют удовлетворенности учебной коммуникацией [15].

Для обеспечения ясности и открытости онлайн-коммуникации оправдано использование различных визуальных средств для более наглядной, эффективной и динамичной передачи учебного материала, что помогает улучшить коммуникационный процесс и, как следствие, повышает эффективность обучения и усвоение учебного материала [2]. Визуализация учебного материала делает процесс обучения более интересным и привлекательным для студентов, и они более активно участвуют в процессе обучения и лучше усваивают информацию [5].

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о значимости более глубокого понимания роли визуальных средств в обеспечении ясности и открытости коммуникации преподавателя в формате онлайн-обу-чения. Тем не менее, несмотря на распространенность использования визуальных средств, существует некоторая неопределенность относительно того, какие именно методы визуализации наиболее эффективны для достижения ясности и открытости педагогического поведения преподавателя, а также как они влияют на восприятие и вовлеченность студентов в учебный процесс. Эта проблема подчеркивает необходимость систематического анализа и выявления оптимальных стратегий использования визуальных средств с целью улучшения коммуникации в онлайн-образовании.

Цель данной статьи — представить результаты анализа роли визуальных средств в восприятии студентами ясности и открытости коммуникации преподавателя в контексте онлайн-обучения, а также показать наиболее эффективные визуальные методы передачи информации онлайн, с точки зрения студентов.

Исследование было направлено на углубленное понимание специфики восприятия студентами коммуникативного поведения преподавателей, включая применение визуальных средств в дистанционном формате, с точки зрения обеспечения ясности, открытости этого поведения и удовлетворенности обучающихся.

Полученные результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций по оптимизации коммуникации преподавателей и студентов в процессе онлайн-обучения, что, в свою очередь, способствует лучшему усвоению учебного материала студентами и повышению эффективности онлайн-образования.

Обзор литературы Анализ научной литературы о роли визуальной поддержки в восприятии ясности и открытости коммуникации преподавателя в онлайн-об-разовании позволил выявить ряд ключевых аспектов.

Во-первых, исследователи подчеркивают значимость визуальной поддержки в онлайн-образовании. Подчеркивается важность использования визуальных элементов, таких как графики, диаграммы, иллюстрации, в создании интерактивных и привлекательных учебных материалов в онлайн-курсах [3; 9; 11].

Во-вторых, ученые говорят о том, что визуальные средства могут значительно повысить понимание материала и ясность коммуникации преподавателя в онлайн-образовании [8]. Визуальные средства помогают создавать аргументированную, эффективную и понятную информацию. Диаграммы, справочные примечания, плакаты, таблицы, идеограммы и другие графические средства дают студентам четкое представление о содержании курса [4]. Лимперос и коллеги (2015) приходят к выводу, что в онлайн-контексте для студентов практически невозможно воспринимать информацию без визуальных подсказок от преподавателя, таких как демонстрация экрана, веб-медиа, онлайн-тесты и игры. Авторы показывают, что визуальные средства способствуют ясности материала [12].

В-третьих, результаты исследований указывают на то, что использование средств визуального контакта, таких как веб-камеры, может способствовать созданию открытой и интерактивной среды обучения онлайн и улучшению коммуникации между преподавателем и студентами [14]. В исследовании Фатани (2020) изучалось влияние видеоконференций на удовлетворенность студентов обучением. Было установлено, что использование веб-камер положительно влияет на ощущение близости и открытости преподавателем [10]. Мартин (2020) предлагает преподавателям активно использовать общение через веб-камеры, демонстрацию экрана, онлайн-тесты, презентации и другие визуальные средства для создания ощущения личного присутствия и повышения вовлеченности студентов в онлайн-занятия[13].

В целом научная литература подтверждает, что визуальная поддержка играет ключевую роль в формировании восприятия коммуникации с преподавателем как ясной и открытой в условиях онлайн-обучения. Это делает визуальную поддержку важным фактором улучшения качества обучения и повышения удовлетворенности студентов образовательным процессом в виртуальной среде.

На основе обзора литературы были сформулированы следующие основные гипотезы исследования:

• использование преподавателями визуальных средств, таких как презентации, демонстрация экрана, веб-медиа и другие наглядные материалы, положительно влияет на восприятие студентами ясности объяснений и инструкций в процессе онлайн-обучения;

• применение веб-камер преподавателями во время онлайн-занятий способствует созданию ощущения открытости и непосредственного контакта со студентами, имитируя ситуацию очного общения;

• комбинированное использование различных визуальных опор (презентации, шеринг экрана, загруженные материалы) в сочетании с включенными веб-камерами обеспечивает одновременно и ясность изложения материала, и ощущение эмоциональной близости с преподавателем, повышая удовлетворенность студентов коммуникацией;

• отсутствие визуальной поддержки или ее непрофессиональное использование преподавателями негативно сказывается на восприятии студентами ясности и открытости коммуникации, снижая вовлеченность в процесс обучения.

Методология исследования

Методология исследования базировалась на качественном подходе, который был направлен на понимание аспектов восприятия студентами ясности и открытости коммуникации преподавателя через визуальные средства в онлайн-образовании. В рамках данного подхода основным методом сбора эмпирических данных было полуструктурированное интервью, которое позволило получить детальную информацию по заданным вопросам и сохранить гибкость для уточнения ответов.

В исследовании приняли участие 43 студента 2-го курса различных специальностей НИУ ВШЭ, обучавшихся на платформе Microsoft Teams. Интервью проводились онлайн в течение пяти месяцев. Для анализа

данных, полученных в ходе серии полуструктурированных интервью, был использован качественный тематический контент-анализ. Данные были закодированы и обработаны с использованием программного обеспечения МЛХ<ЗБЛ 2020.

Тематический контент-анализ предполагает выделение ключевых категорий кодирования на основе теоретических концепций и исследовательских вопросов, а затем детализацию этих категорий за счет кодов, возникающих в процессе изучения данных. Это обеспечивает сочетание дедуктивного и индуктивного подходов. Таким образом, выбор качественного контент-анализа был обусловлен его широкими возможностями для выявления смыслов, особенностей интерпретаций и деталей восприятия респондентами изучаемого предмета. В сочетании с программными средствами он обеспечил глубокий и структурированный анализ данных в соответствии с поставленной целью исследования.

Процесс кодирования начался с использования предустановленных категорий «ясность» и «открытость». Затем были добавлены некоторые подкатегории и коды на основе анализа данных. Категории, подкатегории и коды обсуждались и согласовывались со вторым независимым кодировщиком для повышения достоверности. Количество упоминаний каждого кода отслеживалось для определения повторяющихся тем в ответах респондентов. В исследовании особое внимание уделялось анализу роли средств визуальной поддержки, которые использовал преподаватель в онлайн-обучении.

В категории «ясность» в подкатегории «объяснения» были выделены такие коды, как «визуальные подсказки» и «веб-медиа». В категории «открытость» в подкатегории «каналы коммуникации» и «поддержка преподавателя» особое внимание было уделено коду «коммуникация на онлайн-занятиях с использованием веб-камер для визуального контакта».

Далее респондентов спрашивали о том, какие именно визуальные подсказки их преподаватель использовал для более точного и понятного представления материала, заданий и рекомендаций, а также о том, как именно студенты воспринимали использование веб-камер на занятии.

Таким образом, тщательное создание категорий, подкатегорий и кодов на основе теории и полученных данных обеспечило основу для углубленного качественного анализа особенностей восприятия ясности и открытости коммуникации преподавателя через призму использования визуальных средств в условиях онлайн-обучения.

Результаты и обсуждение

Использование визуальной поддержки по оценкам студентов было определено как один из ключевых факторов, способствующих ясности коммуникации преподавателя. Результаты контент-анализа продемонстрировали, что респонденты крайне высоко оценивали применение таких визуальных средств, как презентации, демонстрация экрана, веб-медиа и загружаемые на платформу документы при объяснении учебного материала.

Код «визуальные средства» в категории «ясность коммуникации» получил наибольшее количество упоминаний (42). Студенты отмечали, что визуальное сопровождение в виде презентаций, использования функции демонстрации экрана и размещения материалов на платформе существенно облегчало понимание основных концепций и инструкций преподавателя.

«Графики и диаграммы делают сложные концепции более доступными и понятными» (студент 11).

«Визуальные примеры, иллюстрации на интерактивной доске помогают мне помнить информацию даже после окончания занятия» (студент 27).

«Документы, загруженные нашим преподавателем на платформу Microsoft Teams заранее, помогают мне понять основные определения, правила и главные концепции» (студент 14).

«Когда преподаватель использовал разнообразные визуальные средства, объясняя материал, я чувствовал себя более уверенным и заинтересованным» (студент 3).

Особую ценность, по мнению опрошенных, представляло комбинирование разных визуальных средств (30 упоминаний). Например, когда преподаватель сопровождал презентацию демонстрацией экрана с выделением ключевых фрагментов, это повышало ясность изложения.

«Я нахожу очень полезным, когда наш преподаватель объясняет тему с помощью функции совместного использования экрана, особенно когда он выделяет ключевые фразы на слайде» (студент 22).

Код «веб-медиа» упоминался 22 раза — респонденты указывали, что визуализация через веб-ресурсы помогала лучше усвоить материал.

«Веб-медиа, используемые нашим преподавателем, делает представление материала более ярким. В результате я лучше понимаю основные концепции» (студент 8).

«Анимации и видеоролики помогают мне визуализировать абстрактные концепции и легче их запоминать» (студент 40).

Помимо повышения ясности коммуникации, средства визуальной поддержки также способствовали ощущению большей открытости и близости с преподавателем. Включенные веб-камеры (27 упоминаний), согласно ответам респондентов, создавали впечатление непосредственного общения, характерного для очных занятий.

«Я люблю обсуждать различные темы на наших онлайн-занятиях с включенной камерой. Когда мы общаемся таким образом, кажется, что это похоже на общение лицом к лицу» (студент 42).

«Я думаю, что когда студенты сами, то есть без просьбы преподавателя, включают свои камеры, это свидетельствует об их ощущении открытости преподавателя, уважении к нему и о высокой мотивации, а также о желании принимать активное участие в занятии» (студент 12).

«Я включаю камеру только тогда, когда мне действительно интересна тема и когда я хочу пообщаться с преподавателем на занятии, так как я воспринимаю его поведение как открытое, располагающее к общению» (студент 4).

«Мне нравится, когда преподаватель включает камеру на онлайн-за-нятии. Мне более комфортно общение в таком формате» (студент 30).

Таким образом, анализ данных показал, что использование веб-камер для визуального контакта со студентами во время онлайн-занятий рассматривалось респондентами как один из ключевых факторов создания ощущения открытости и доверительности в коммуникации с преподавателями. Веб-камеры помогали имитировать обычную ситуацию занятия в аудитории, делая онлайн-общение более похожим на очное. Интересно отметить, что респонденты отмечали, что включение веб-камер студентами является проявлением уважения, высокой мотивации и желания активно участвовать в обсуждениях.

Многие респонденты (21 упоминание) отметили, что сочетание визуальной поддержки в виде презентаций, размещенных материалов и демонстрации экрана с активным использованием веб-камер позволяло достичь одновременно и ясности изложения контента, и ощущения эмоциональной близости, открытого диалога с преподавателем.

«Для меня очень важно, когда преподаватель использует сразу несколько разных способов визуализации — презентации, демонстрацию экрана с материалами, размещенными на платформе, а также обязатель-

но включает веб-камеру. Такое комплексное применение визуальных средств реально помогает понять, о чем идет речь на занятии, уяснить основные моменты. Но при этом еще и создается ощущение, что ты не один на один с монитором, а взаимодействуешь с преподавателем, как если бы это было очное занятие» (студент 31).

«Наиболее эффективно, когда преподаватель комбинирует презентацию с включенной демонстрацией экрана, чтобы выделить ключевые фрагменты, плюс размещает основные материалы на платформе для скачивания. А еще обязательно использует веб-камеру. Такой подход одновременно позволяет максимально четко донести материал, проиллюстрировать все примерами, и при этом сохраняется чувство личного присутствия преподавателя, возможность живого диалога. Мы как будто в одной аудитории» (студент 12).

Дополнительные вопросы интервью показали, что отсутствие, недостаточное или непрофессиональное использование визуальных опор и отсутствие пояснений является самым неблагоприятным сценарием, приводящим к непониманию и неудовлетворенности студентов (32 упоминания).

«Иногда преподаватели используют устаревшие или несоответствующие визуальные материалы, что снижает эффективность учебного процесса. При отсутствии дополнительных объяснений я перестаю понимать информацию и могу отключиться от занятия» (студент 9).

«Некоторые преподаватели используют слишком абстрактные или слишком сложные диаграммы, которые усложняют понимание, вместо того чтобы пояснять. Также мне не нравится, когда диаграмма или презентация слишком яркая» (студент 19).

«Некоторые занятия были скучными из-за отсутствия визуальных средств. Это делало процесс обучения менее эффективным и интересным» (студент 24).

Полученные результаты в целом согласуются с предыдущими теоретическими и эмпирическими работами в области использования визуальных средств в онлайн-обучении.

Так, наши данные подтверждают выводы ряда авторов о том, что визуальная поддержка, такая как презентации, веб-ресурсы, иллюстрации, способствует повышению ясности изложения учебного материала преподавателями [8; 12]. Респонденты отмечали, что разнообразные визуальные средства помогали им лучше понять ключевые концепции,

инструкции, способствовали запоминанию информации.

Также результаты согласуются с результатами исследований, указывающих на роль видеосвязи в формировании у студентов ощущения открытости преподавателя в онлайн-формате [10; 14]. Респонденты отмечали, что использование веб-камер имитировало ситуацию реального диалога и создавало впечатление присутствия преподавателя, повышая доверие и эмоциональную вовлеченность.

Интересным результатом стало выявление синергетического эффекта комбинированного применения различных визуальных средств, включая презентации, веб-ресурсы, совместную демонстрацию экрана и веб-камеры. Респонденты указывали, что такое многоканальное визуальное сопровождение одновременно обеспечивало и ясность изложения, и атмосферу открытого общения. Этот результат углубляет понимание сложного влияния визуального фактора, демонстрируя важность комплексного подхода к использованию разных визуальных инструментов.

Вместе с тем есть определенные отличия от некоторых предыдущих исследований. Так, в работе Костелло и коллег в 2020 году говорилось о потенциальной избыточности визуальной информации, которая может отвлекать внимание студентов [9]. Однако в нашей выборке респонденты говорили о необходимости использования разных визуальных средств, указывая только на проблемы избыточной сложности или декоративности визуальных материалов.

Результаты данной работы согласуются с основными теоретическими концепциями и подходами, признающими визуальный фактор критически важным для качества онлайн-обучения. Вместе с тем эмпирические данные позволили уточнить некоторые аспекты использования визуальных средств преподавателями и значимость их комбинирования для создания одновременно ясной и открытой коммуникативной среды.

На основе полученных результатов исследования можно сформулировать следующие практические рекомендации для оптимизации использования визуальных средств в онлайн-обучении. Необходимо:

• активно применять разнообразные визуальные средства, такие как презентации, демонстрация экрана, схемы, диаграммы, иллюстрации, анимацию и видео. Комбинирование нескольких типов визуальной поддержки повышает ясность изложения материала и способствует лучшему запоминанию информации студентами;

• стремиться обеспечивать четкость, структурированность и удобо-

читаемость визуальных материалов и избегать перегруженности и излишней декоративности, которые могут отвлекать внимание обучающихся;

• заранее размещать ключевые материалы, определения, правила, примеры в виде документов на учебной онлайн-платформе для скачивания студентами;

• в ходе онлайн-занятий использовать функцию демонстрации экрана для визуализации материала и выделения главных моментов посредством курсора и инструментов рисования;

• активно применять веб-камеры во время проведения онлайн-за-нятий для создания атмосферы открытого общения и имитации ситуации реального присутствия преподавателя;

• проходить обучение и повышать компетенции в сфере создания качественных мультимедийных учебных материалов и применения различных визуальных средств в онлайн-образовании.

Следование данным рекомендациям позволит преподавателям существенно повысить эффективность онлайн-обучения за счет оптимизации визуальной составляющей коммуникации со студентами.

Заключение

В заключение следует отметить, что результаты исследования продемонстрировали тесную взаимосвязь между применением преподавателем разнообразных визуальных средств и повышением ясности изложения учебного материала согласно оценкам респондентов. Открытая коммуникация и эмоциональная близость с преподавателем в значительной степени достигались за счет использования режима видеоконференций с включенными веб-камерами. Выявленная комбинация ясного визуально-поддержанного представления контента и открытого коммуникативного поведения преподавателя являлась наиболее эффективной для удовлетворенности студентов коммуникацией в онлайн-формате.

Полученные данные вносят вклад в понимание влияния коммуникативных стратегий преподавателя на восприятие студентами учебного материала и атмосферы занятия в формате онлайн-обучения. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования практики онлайн-образования путем акцентирования внимания на создании ясной структуры занятий с визуальной поддержкой и формировании атмосферы открытого диалога посредством видеоконференций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует признать определенные ограничения настоящей работы, в частности выборку из одного университета и относительную гомогенность ее состава. Для получения более обобщенных выводов требуется расширение исследования на другие учебные заведения и разные категории обучающихся. Также перспективным направлением является количественное изучение влияния коммуникативных стратегий преподавателей в онлайн-образовании на результаты обучения и на удовлетворенность студентов процессом обучения.

Список источников

1. Краснобаева-Черная Ж. В., Бороденко Л. Н. Дистанционное обучение в образовательной системе высшей школы: опыт осмысления и приоритетные направления совершенствования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. № 42 (2). С. 269-279.

2. Кривоногов С. В., Петров В. А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 12. С. 15-19.

3. Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. М.: Про-пресс. 2020.

4. Пардаева З. Ж., Пардаева Х. А. Применение визуальных методов при организации дистанционной лекции // In Colloquium-journal. 2020. № 34 (86). С. 49-52.

5. Первушина Н. А. Эффективность применения визуальных средств обучения: определение границ. Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 121-126.

6. Шугаль Н. Б., Бондаренко Н. В., Варламова Т. А. и др. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 164 с.

7. Carolan C., Davies C. L., Crookes P., et al. The relationship of teacher clarity and immediacy with student state receiver apprehension, affect and cognitive learning // Communication Education. 2001. No. 50 (1). P. 59-68.

8. Chen L., Almarode J. Leveraging technologies to promote clarity in learning during the COVID-19 pandemic: A case study. In Cases on innovative and successful uses of digital resources for online learning. IGI Global. 2022. P. 54-79.

9. Costello J., Phillips P., Carew D., et al. The Effective Use of Text, Visuals, and Audio in Online Graduate Learning. The Finest Blend: Graduate Education in Canada. 2020.

10. Fatani T. H. Student satisfaction with videoconferencing teaching quality during the COVID-19 pandemic // BMC Medical Education. 2020. No. 20 (1). P. 1.

11. Groton D. B., Spadola C. E. Variability, visuals, and interaction: online learning recommendations from social work students // Social work education. 2022. No. 41 (2). P. 157-165.

12. Limperos A. M., Buckner M. M., Kaufmann R. Online teaching and technological affordances: An experimental investigation into the impact of modality and clarity on perceived and actual learning // Computers & Education. 2015. No. 83. P. 1-9.

13. Martin A. How to optimize online learning in the age of coronavirus (COVID-19): A 5-point guide for educators // UNSW Newsroom. 2020. No. 53 (9). P. 1-30.

14. Ramlatchan M., Watson G. S. Enhancing instructor credibility and immediacy in online multimedia designs // Educational Technology Research and Development. 2020. No. 68 (1). P. 511-528.

15. Schubert-Irastorza C., Fabry D. L. Improving Student Satisfaction with Online Faculty Performance // Journal of Research in Innovative Teaching. 2011. No. 4 (1).

References

1. Krasnobaeva-Chernaja Zh. V., Borodenko L. N. Distancionnoe obuchenie v obrazovatel'noj sisteme vysshej shkoly: opyt osmyslenija i prioritetnye napravlenija sovershenstvovanija // Voprosy zhurnal-istiki, pedagogiki, jazykoznanija. 2023. № 42 (2). S. 269-279. [In Rus].

2. Krivonogov S. V., Petrov V. A. Primenenie informacionnyh tehnologij v obuchenii kak sredstvo povyshenija kachestva obrazovanija // Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2015. № 3 12. S. 15-19. [In Rus].

3. Panjukova S. V. Cifrovye instrumenty i servisy v rabote pedagoga. M.: Pro-press. 2020. [In Rus].

4. Pardaeva Z. Zh., Pardaeva H. A. Primenenie vizual'nyh metodov pri organizacii distancionnoj lekcii // In Colloquium-journal. 2020. № 34 (86). S. 49-52. [In Rus].

5. Pervushina N. A. Jeffektivnost' primenenija vizual'nyh sredstv obuchenija: opredelenie granic. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 2. S. 121-126. [In Rus].

6. Shugal' N. B., Bondarenko N. V., Varlamova T. A. i dr. Cifrovaja sreda v obrazovatel'nyh organizacijah razlichnyh urovnej: analiticheskij doklad. M.: NIU VShJe, 2023. 164 c. [In Rus].

7. Carolan C., Davies C. L., Crookes P., et al. The relationship of teacher clarity and immediacy with student state receiver apprehension, affect and cognitive learning // Communication Education. 2001. No. 50 (1). P. 59-68.

8. Chen L., Almarode J. Leveraging technologies to promote clarity in learning during the COVID-19 pandemic: A case study. In Cases on innovative and successful uses of digital resources for online learning. IGI Global. 2022. P. 54-79.

9. Costello J., Phillips P., Carew D., et al. The Effective Use of Text, Visuals, and Audio in Online Graduate Learning. The Finest Blend: Graduate Education in Canada. 2020.

10. Fatani T. H. Student satisfaction with videoconferencing teaching quality during the COVID-19 pandemic // BMC Medical Education. 2020. No. 20 (1). P. 1.

11. Groton D. B., Spadola C. E. Variability, visuals, and interaction: online learning recommendations from social work students // Social work education. 2022. No. 41 (2). P. 157-165.

12. Limperos A. M., Buckner M. M., Kaufmann R. Online teaching and technological affordances: An experimental investigation into the impact of modality and clarity on perceived and actual learning // Computers & Education. 2015. No. 83. P. 1-9.

13. Martin A. How to optimize online learning in the age of coronavirus (COVID-19): A 5-point guide for educators // UNSW Newsroom. 2020. No. 53 (9). P. 1-30.

14. Ramlatchan M., Watson G. S. Enhancing instructor credibility and immediacy in online multimedia designs // Educational Technology Research and Development. 2020. No. 68 (1). P. 511-528.

15. Schubert-Irastorza C., Fabry D. L. Improving Student Satisfaction with Online Faculty Performance // Journal of Research in Innovative Teaching. 2011. No. 4 (1).

Информация об авторе

Н. Е. Ряпина — старший преподаватель, соискатель на степень кандидата педагогических наук Института стратегии развития образования

Information about the author

N. E. Riapina — Senior Lecturer, Applicant for the PhD degree in Pedagogical Sciences at the Institute for Education Development Strategy

Статья поступила в редакцию 04.03.2024; одобрена после рецензирования 25.03.2024; принята к публикации 23.04.2024. The article was submitted 04.03.2024; approved after reviewing 25.03.2024; accepted for publication 23.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.