- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Хотелось бы добавить, что своевременная психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Список литературы
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под реакцией В.В. Воронковой М., 1994.
2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 1997.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2003.
4. Метиева Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида □Электронный ресурс□ / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова// - Режим доступа:http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html (30.08.2013)
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В. 2Т. М., 1989
6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.
7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М., 2005.
8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.
УДК 371.333
РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Жукова Т.Н., 2016
Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого, студентка, Великий
Новгород
Аннотация: В статье рассматриваются визуальные технологии в школьном образовательном процессе. Автор ставит проблему чрезмерного использования визуализации и мультимедиа, ищет причину внедрения таких технологий в школьное образовательное пространство. По его мнению, такой причиной является развитие массового общества, в которое дети, обучающиеся с использованием современных технологий, довольно-таки легко смогут интегрироваться. Автор считает это отрицательным моментом и пытается найти выходы из сложившейся ситуации.
Ключевые слова: Визуализация, мультимедиа, массовое общество.
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis - воспринимаемый зрительно, наглядный. Под визуализацией подразумевается «процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д.» [1]. Визуализировать можно определенную территорию, портрет личности, инструкцию к телевизору, авиакатастрофу, политическую ситуацию, спортивные достижения,
кулинарный рецепт - абсолютно все данные.
По сути, визуализация - это технология. И, как любая другая технология, визуализация имеет определенную цель, применяет концепции, методы и средства, заимствованные из других областей: принципы дизайна карты (картография), принципы обозначения данных в графиках (статистика), правила композиции, макетирования, колористики (графический дизайн), стиль написания (журналистика), программные средства (информатика, программирование), ориентация на
читательскую аудиторию (психология восприятия) [2].
Визуализация присутствует во всех сферах деятельности человека. Образование она тоже не обошла стороной. Визуализация в образовательном процессе присутствовала всегда, но на протяжении времени менялась ее роль и функции. В прошлом веке визуализация выполняла иллюстративную функцию, способствовала пониманию материала обучающимися, выполняла следующие задачи:
1. обеспечение интенсификации обучения (передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний);
2. активизация учебной и познавательной деятельности;
3. формирование и развитие критического и визуального мышления; зрительного восприятия. [3].
В современном процессе образования визуализация играет немного другую роль. Большинство визуализационных процессов сейчас представлены мультимедийными средствами. Под мультимедийными средствами подразумевается звук,
анимированная компьютерная графика, видеоряд и т.д.
Основными характерными
особенностями этих технологий являются:
1. объединение многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, фото, видео) в однородном цифровом представлении;
2. обеспечение надежного (отсутствие искажений при копировании) и долговечного хранения (гарантийный срок хранения — десятки лет) больших объемов информации;
3. простота переработки информации (от рутинных до творческих операций). [4].
Из всех этих характеристик мы ясно видим, что мультимедийные технологии упрощают нашу жизнь. Но только ли положительные качества несет это упрощение? Мы попытаемся разобраться в этом во второй главе.
Развитие мультимедиа связано с появлением персональных компьютеров и других гаджетов, которые популярны в молодежной среде. Д. Иванов приводит следующие данные: «Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В наиболее развитых странах - США,
Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к концу 1990-х гг. уровня 250-400 единиц. Этот уровень конечно уступает показателям таких "идолов" XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно двадцать пять лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой к началу XXI в. имеет компьютер, телевизору в свое время потребовалось около сорока лет, а автомобилю порядка семидесяти». [5]. Такое быстрое распространение компьютеров повлекло за собой столь же быстрое распространение мультимедийных технологий. Такие технологии сейчас определяют весь образовательный процесс. Идея применения компьютера в обучении возникла довольно давно, но ее воплощение стало возможным лишь с появлением персонального компьютера, оснащенного мультимедиа устройствами. Компьютеризация
отечественной системы образования - тема обширная, многообразная и актуальная. Министерство образования и Государственный комитет по высшему образованию в России в последнее время уделяет все большее внимание обучающим программам.
Следует сказать про мультимедийные продукты образовательного процесса. Такими продуктами являются:
1.Мультимедийные продукты, разрабатываемые преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин:
- курсы лекций, учебные пособия;
- учебные презентации;
- учебные фильмы, видеоуроки.
2. Электронные мультимедийные учебники, энциклопедии, словари, атласы географические и т.д.
З.Интерактивное дистанционное
обучение посредством мультимедийных обучающих программ. [6].
Применение мультимедийных
технологий в образовании является причиной возникновения новых видов педагогической деятельности. К таким видам относятся следующие методы:
1. Метод линейного представления информации. Данный метод последовательно
знакомит ученика с изучаемым материалом, используя возможности линейной навигации в рамках всего ресурса. Достоинство данного метода заключается в более широких возможностях интеграции различных типов мультимедийной информации в рамках одного средства обучения. Недостатком же служит, прежде всего, отсутствие возможности контроля за ходом изложения материала (нет возможности управления процессом его изложения). Этот метод рекомендуется для учеников, которые не обладают, либо обладают очень ограниченными
предварительными знаниями в изучаемой области и им требуется обзорное изложение изучаемого материала.
2. Метод нелинейного представления информации. Это метод организации в мультимедийных средствах обучения нелинейных способов связывания информации и использование структурированной системы навигации между мультимедийными ресурсами на основе гиперссылок Достоинствами данного метода являются четкая структуризации материала,
возможность поиска информации, навигации в больших базах данных, организации информации по семантическим критериям. [7].
В современном мире уже невозможно представить урок без презентации на компьютере или же без просмотра небольшого познавательного фильма. Вроде бы ничего плохого в этом нет. Мы можем даже увидеть ряд положительных моментов:
1.Процесс образования становится более интересным и разнообразным,
2.Большее количество материала можно объяснить за тот же промежуток времени.
Но негативные моменты все же есть, а их последствия очень опасны. Визуализация, а, следовательно, и мультимедийные технологии в современном образовательном процессе ведут к формированию массового общества. Под массовым обществом подразумевается общество, которое
характеризуется распространением массовой культуры и массовым потреблением. Но мы не будем разграничивать массовое и потребительское общество, т.к. по своим характеристикам они сходны. Под таким обществом мы мы будем подразумевать общество, для которого характерны не только массовое потребление и массовая культура, но
и бюрократизация, индустриализация и урбанизация. Особенностью такого общества является разрыв социальных связей, отсутствие у людей индивидуальности, устойчивых ценностей. Человек в таком обществе воспринимает людей как множество похожих на него индивидов, которые читают одинаковые книги, носят одинаковую одежду, ездят на одинаковых автомобилях и живут в таких же одинаковых домах.
В массовом обществе существует массовое сознание. Под таким сознанием мы будем понимать неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, которое имеет следующие признаки:
1.Упрощенное отражение действительности;
2. Противоречивость (в массовом сознании могут присутствовать несовместимые взгляды), синкретизм;
3. Фрагментарность, разорванность и эмоциональность.
На появление массового производства и потребления, а, следовательно, и на появление массового общества огромное влияние оказал рост материального благополучия в передовых странах Запада, и прежде всего в США. В начале прошлого века половину зарплаты люди тратили на питание, одежду, жилище. А промышленность работала в основном «на себя», создавая средства производства и транспорт. Но постепенно, особенно после Второй мировой войны, люди стали всё больше и больше использовать
промышленные товары, например,
телевизоры, стиральные машины, радио и т.д. Таким образом, потребительский спрос превратился в двигатель экономики. Удовлетворить его можно было только за счёт внедрения технологий массового производства — непрерывного изготовления одинаковой, стандартной продукции на основе повторяемости производственных операций и производственного процесса в целом. Таким образом формировалось массовое общество или масса. [8].
Понятие масса взято из социальной психологии и возникло в ходе эмпирических наблюдений над множествами индивидов, например, за поведением толпы на улице в тот момент, когда происходило возникновение определенных психологических связей, заставляющих индивидов вести себя иначе,
чем если бы они действовали изолированно. В дальнейшем понятие масса стало основой для объяснения поведения «человеческих множеств», которые уже могут не являться обозримыми. Массовое общество можно в известном смысле рассматривать как перенос понятия «масса» на общество в целом, как описание функционирования общества по способу поведения «массы», отождествляемой с толпой.
В разговоре о массовом обществе нельзя не сказать о массовой культуре. Массовая культура — особое и очень сложное явление, не имеющее аналогов в предшествующих эпохах. «Во-первых, она отличается и от элитарной культуры, и от фольклорной. Её создаёт не народ, т.е. это не продукт коллективного творчества, а элита, которая ориентируется при этом на вкусы и ценности масс. Массы, в свою очередь, приобщаются к «высокой» культуре, хотя в своём массовом варианте она преподносится в упрощённом, адаптированном виде. Во-вторых, массовую культуру не случайно называют «культуриндустрией» — это коммерческая культура, которая тесно связана со сферой экономики, «встроена» в систему индустриального или постиндустриального общества и так или иначе служит его целям». [9]. Поэтому массовую культуру часто критикуют. Она способна манипулировать общественным сознанием, способна внедрять в это общество какие-либо ценности и идеи, которые нужны только для того, чтобы полностью подчинить человека.
Массовая культура - это культура стандарта, но внешне она очень разнообразна, т.к. обладает гибкостью и способностью впитывать в себя, перерабатывать и приспосабливать под стандарт фольклорные, элитарные и этнические пласты.
Массовое общество исследовали многие философы, культурологи и социологи. Ф. Ницше, утверждал, что главную роль играет масса, которая преклоняется перед всем заурядным. Г. Лебон и Г. Тард, разрабатывали концепцию психологии масс. Но первым целостным вариантом теории массового общества можно считать работу X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Он писал: «Мир был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой». [10]. С этим трудно поспорить, ведь массовое общество
продолжает вбирать в себя все больше людей, которые «способны взвалить на себя тяготы и обязательства». Масса в современном мире преобладает, поэтому последнее решение всегда остается за ней. А люди, которые сохранили свои индивидуальные качества, ничего не смогут с этим поделать, т.к. их очень мало, и их количество постоянно уменьшается.
Ортега-и-Гассет утвержал, что массы рвутся к политической власти, хотя и не обладают способностью управлять обществом. Они стремятся вытеснить элиту из ее традиционных областей: политики, культуры. [11].
В 40—60-х гг. 20 века возникает либерально-критический (А. Манхейм, Э. Фромм, Д. Рисмен) и леворадикальный (Р. Миллс) варианты теории массового общества, которые приобрели значительную
популярность. Их критика направлена против бюрократизации и усиления контроля над личностью, которые так свойственны государственно-монополистической организации. В 60—80-х гг. 20 века Д. Белл, Э. Шилз говорят, что теории массового общества слишком критические, они пытаются переконструировать их. «Шилз делает акцент на интеграции масс в систему социально-политических институтов массового общества; посредством СМИ они усваивают нормы и ценности, создаваемые элитой, и общество движется по пути преодоления социальных антагонизмов». [12].
Про массовое общество писал и французский психолог Серж Московичи. Его позиция основывается на том, что массы оказались в центре всех событий XX века, что современный мир живет в массовом обществе, в котором индивидуальная душа порабощается коллективной. Под массовизацией он подразумевал стирание и смешение социальных групп. По мнению Московичи, мы наблюдаем "царящие, но не правящие массы". [13].
В современном мире концентрация масс продолжается, более того, она возрастает постоянно. «Московичи отмечает, что человеческие галактики распространяются на пространствах, где никто не предполагал устраиваться, живут там, где никто не собирался ничего строить. Они уносят с собой массы людей, порвавших нити традиций и верований. Вырванные из своей общественной
ткани, они вовлечены эпизодическим трудом в круг медиа и потребления в соответствии с моделью, названной им американской, которая им чужда». [14]. Такие люди, собранные вместе, составляют, по мнению Московичи, авангард новых масс. В 80-е годы XX в. он говорит о том, что мы присутствуем при глобализации масс, при создании масс мирового масштаба. При этом он имеет в виду как создание наднациональных сообществ с их гигантскими городами и рынками, так и бурное развитие систем мультимедиа. [15].
Массовое общество постоянно подвержено угрозе утраты подлинных ценностей, которые замещаются подделками на потребу дня. Жан Бодрийяр в своих работах говорил про симулякры — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные. Он развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и сами симулякры. К третьему виду симулякров относятся все современные феномены, в том числе деньги, мода и общественное мнение. Получается, что в массовом обществе все теряет свое содержание, а ценности уходят на второй план.
Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — труд не производит, а социализирует. Такую эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть. Она
- то единственное, что не имеет потребительской стоимости. На смерти основана любая власть и экономика. [16].
Одним из крайних проявлений массовизации ряд теоретиков считает тоталитаризм. Большинство мыслителей — сторонников концепции массового общества
— видят способы устранения негативных последствий массовизации не на пути революционных потрясений, а за счет мобилизации внутренних ресурсов личности, повышения культуры, на пути возрождения духовности. Но на практике осуществить это очень трудно. Проблематично будет мобилизовать внутренние ресурсы личности, когда индивидуальность в массовом обществе исчезает.
Мы видим, что массовое общество исследовалось различными философами, социологами культурологами и психологами. И у всех разное мнение на этот счет. Кто-то к
такому обществу относится с критикой, кто-то не видит в нем ничего плохого, но оно никого не оставляет равнодушным. Мы же попытаемся установить связь между формированием массового общества и внедрением визуализационных технологий в образовательный процесс.
Уже было сказано, что современный образовательный процесс полностью зависит от визуализационных технологий, а, следовательно, и от мультимедиа. Естественно, что с помощью данных технологий процесс обучения становится более интересным и разнообразным, но существуют и негативные последствия от внедрения таких средств в обучение. А.А.Вербицкий говорил, что процесс визуализации - это «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». [17]. Воспринять значит усвоить то, что мы получаем извне. Но всегда ли усвоение несет нам пользу?
Информация, которая поступает благодаря мультимедийным средствам, является далеко не всегда достоверной, но обучающиеся воспринимают ее именно таковой. Вся информация, которая поступает в таком виде, кажется правдивой. Обучающиеся, таким образом, перестают рефлексировать. Трухан И.А. говорил, что визуализация предполагает минимальную мыслительную и познавательную активность обучающихся, а визуальные дидактические средства выполняют лишь иллюстративную функцию. [18]. Дети, которые получают всю информацию уже в готовом виде, не могут самостоятельно освоить тот или иной материал, не могут выделить основное в тексте. Они не способны критически мыслить. Получается, что визуальные средства подачи учебного материала потеряли свои функции, которые были заложены в них изначально. Визуализация в современном образовательном процессе далека от визуализации прошлого века. Теперь ее главной функцией и задачей является «создание» людей, которые смогут свободно интегрироваться в массовое общество. Здесь можно выделить положительный и отрицательный моменты. Положительный заключается в том, что такие
индивиды будут чувствовать себя комфортно в современных условиях, они не будут отличаться от других людей. Но в этом же заключается и отрицательный момент - люди теряют свою индивидуальность, теряют свое мнение и индивидуальное сознание. Теперь все становится массовым. А массой, как известно, легко управлять. Все, что будет диктоваться властью и государством, такое общество будет воспринимать как правду. В массовом обществе у человека формируются новые качества. Причинами данного процесса являются:
1.Осознание большой численности массы. Это ведет к исчезновению чувства ответственности,
2.Заразительность. Все действия в массе очень заразительны, человек может осуществлять какие-либо действия, не желая того,
3.Восприимчивость к внушению. Человек в массовом обществе становится слишком внушаемым, индивидуальное мнение отходит на второй план,
4.Способность к подражанию. Человек начинает выполнять те же действия, что и остальные. Опять же, индивидуальность отходит на второй план.
Вернемся к визуализационным средствам обучения. Они, по своим функциям, должны быть:
1. ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью.
2. доступны, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать.
3. содержательны с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;
4. интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. [19].
Но выполняются ли все эти функции на самом деле? Если с последними тремя мы можем согласиться, то первая функция явно не выполняется на практике. Ориентированы ли визуализационные средства на мотивацию в
обучении? Конечно же нет. У обучающихся из-за внедрения визуализационных технологий в образовательный процесс мотивация в обучении падает. Зачем читать книги и искать в них нужный материал, если все это можно увидеть в каком-нибудь фильме или посмотреть в презентации, которую показывает учитель на уроке. Естественно, что отсутствие мотивации в обучении вызвано не только визуальными и мультимедийными средствами. Психологи выделяют следующие причины отсутствия мотивации у обучающихся:
1.интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу
2.отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности
3.несформированность учебной деятельности
4.неумение действовать по инструкции взрослого
5.отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.[20].
Если вникнуть в суть этих причин, то мы можем увидеть, что они могут являться следствием внедрения визуализационных и мультимедийных средств в образовательный процесс. Отсутствие умения ставить цели и отсутствие способности к поиску способов действия являются отражением того, что ребенок не может рефлексировать и критически мыслить, о чем мы уже говорили выше. Следовательно, можно сделать вывод, что визуализационные технологии - основная причина отсутствия мотивации к обучению. Они повсеместно присутствуют в
образовательном процессе, неразрывно связаны с мультимедийными технологиями. Обучающиеся теперь воспринимают
информацию благодаря фильму или презентации, выполненной на компьютере. Естественно, что такая форма подачи материала имеет право на существование, но она должна вводиться в процесс обучения постепенно. Например, студенты или школьники старших классов вполне могут смотреть фильмы на занятиях, а потом обсуждать их, могут представлять материал в виде компьютерной презентации, но младшим школьникам лучше этого не делать. Они еще не способны рефлексировать, все, что они будут видеть на экране, будет восприниматься ими как истина, но это не всегда так. Дети должны учиться анализировать; должны не
просто заучивать материал, а пытаться в нем разобраться, должны уметь применять полученные знания на практике. Но если с самого раннего возраста они просто будут получать информацию уже в готовом виде, они не смогут и в будущем фильтровать полученную информацию. Она просто будет восприниматься ими как данность. Таким образом, может вырасти поколение людей, которыми легко будет манипулировать. Все, что они услышат с экрана, будет казаться правдой.
Визуальные средства могут являться ценным элементом процесса обучения, но только тогда, когда они используются в тесной связи с другими компонентами. Визуализация не должна полностью поглощать весь образовательный процесс. Подбор средств обучения зависит от многих факторов: от материальной оснащенности школы учебными пособиями, от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся и характерных особенностей учебных предметов. Например, использование визуальных средств при ознакомлении учеников с новым материалом должно отличаться от использования их при закреплении пройденного материала. Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний, т. е. обучаемость. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко выступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.
Успех в процессе обучения можно увеличить, применяя средства, которые:
1. служат не только лучшему непосредственному познанию (при помощи органов чувств), но также и лучшему познанию опосредованному (мышление);
2. требуют от учеников самостоятельного мышления и деятельности, в особенности постоянного использования уже имеющихся знаний для приобретения новых;
3. дают ученикам всестороннее представление о познаваемых предметах,
явлениях, процессах и событиях, что требует оперирования различными средствами, позволяющими осветить познаваемые факты с разных точек зрения;
4. при благоприятных условиях могут быть использованы учениками при работе дома, в школьных мастерских и т. п.
Изготовление подобных средств и их правильная подготовка имеют огромную воспитательную ценность. Они могут превратиться для школы в важнейший компонент, без которого процесс обучения будет невозможен.
Следует сказать и про дистанционное обучение. С развитием мультимедиа и визуализации, такое обучение становится все более популярным. Определенно, в нем есть свои плюсы. Люди могут получать образование на расстоянии, но негативный момент все же существует. Личностный контакт теперь не играет никакой роли, а, следовательно, обучающийся начинает бояться аудитории, выступать перед ней. Это не говорит о том, что дистанционное обучение нужно полностью исключить из образовательного процесса, нужно лишь отвести ему меньшую роль. Если оно будет занимать только часть от учебного процесса, то никаких негативных последствий для обучающегося не будет.
Можно сказать, что визуализационные и мультимедийные средства обучения далеко не всегда несут негативные последствия. Необходимо научиться правильно их использовать, чтобы у обучающихся появилась мотивация к обучению, а сам процесс обучения стал для них интересным и разнообразным.
Компьютерные, мультимедийные и визуальные технологии являются
неотъемлемой частью жизни современного общества. Они проникают во все сферы деятельности человека. Это происходит так быстро, что мы этого даже не замечаем. Различные гаджеты, в своем роде, являются продолжением человека. И что же будет, если это «продолжение» вдруг исчезнет? Это даже представить себе трудно. Сразу же теряется связь с внешним миром. Люди начинают чувствовать себя слабыми и незащищенными, т.к. отвыкли от живого общения. Да и необходимости в этом нет - можно же просто позвонить по телефону или связаться по
скайпу. Но самое страшное в том, что и в системе образования тоже есть такая тенденция.
Еще пару десятков лет назад живое общение было основополагающим фактором в процессе обучения, а в качестве визуальных средств выступали доска с мелом и обыкновенный глобус. Теперь же обучающийся может находиться за несколько тысяч километров от своего учителя, а всю информацию получать через средства связи. Мультимедиа и визуализация здесь прочно заняли свои позиции. Да, естественно в этом есть плюсы. С таким подходом к обучению больше людей могут получать знания, нежели это было раньше. Да и сам процесс образования, таким образом, становится более интересным и разнообразным. Как же это влияет на личность человека, на его социальную жизнь?
Получая знания таким образом (дистанционно), человек начинает бояться выступать перед аудиторией. Он не может сосредоточиться и понять - каким же именно образом сделать так, чтобы его не только слышали, но и слушали, ведь общение с помощью компьютерных технологий куда проще, да и эмоциональная часть здесь не играет никакой роли. Зато при живом контакте она является основополагающим фактором того, что вас услышат и поймут. А отсюда могут вытекать различные болезни, связанные с психическим состоянием человека. В какой -то момент времени ему может показаться, что
он остался брошенным, не понятым и не принятым обществом.
При использовании визуальных средств в обучении ребенок утрачивает способность к критическому мышлению и рефлексии. Он становится неспособным самостоятельно принимать решения, но он легко интегрируется в уже сложившееся массовое общество.
В качестве вывода хотелось бы сказать, что отрицать безграничные возможности визуальных технологий просто глупо. Но и видеть в них только положительные качества -верх безрассудства. Современному обществу нужно научиться правильно расставлять приоритеты и думать не только о сегодняшнем дне, но и своем будущем, а также о будущем новых поколений. Образование, как неотъемлемая часть современного общества, должно формировать правильное отношение к миру у обучающихся, должно создавать мотивацию для обучения.
Визуализация в образовании имеет право на существование, но она не должна быть причиной формирования массового общества. Визуализация должна быть направлена на заинтересованность детей к обучению, получению новых знаний и применению их на практике.
Список литературы
1. 18. Трухан И.А., Трухан Д.А. Визуализация учебной информации в обучении математики, ее значение и роль [Интернет - источник] - Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2013/215/3186
2. Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. [ Интернет - источник] - Режим доступа http://www.mediascope.ru/node/1654
3. Е.В. Полякова Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании [Интернет - источник] - Режим доступа http://cyberleшnka.ru/artide/n/primeneшe-8р080Ь0У-ьше1;0ё0У-у12иа1п0§0-ту8Ыешуа-у-80Угетепп0т-0Ьга20уапп
4. Информационные технологии [Интернет - источник] - режим доступа http://techn0l0gies.su/multimedia-tehn0l0gii
5. Д. В. Иванов Виртуализация общества [Интернет - источник] - Режим доступа http://www.1itmir.info/br/?b=82172
6. Понятие мультимедиа технологии [Интернет - источник] - Режим доступа http://dander.ru/g0s/41.htm1
7. 19. И.И. Юдин Мультимедийные технологии в обучении [Интернет - источник] - Режим доступа http://festiva1.1september.ru/artic1es/624937/
8,9. История 20 века [Интернет - источник] - Режим доступа
http://his.1september.ru/artic1e.php?ID=200700204
10, 11. Хосе Ортега-и- Гассет Восстание масс [Интернет - источник] - Режим доступа http://www.e-
reading.club/book.php?book=43015
12. В.В. Касьянов Формирование массового общества и массовая коммуникация [Интернет -источник] - Режим доступа http:/^yberieшnka.m/artide/nformirovaшe-massovogo-obschestva-i-massovaya-kommunikatsiya
13. 15. С. Московичи Психология масс [Интернет - источник] - Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/lebon/index.php
14. Е. Финешин Массовое общество как эмблема современности [Интернет - источник] - Режим доступа http://www.proza.ru/2013/06/26/1524
16. Ж. Бодрийяр Символический обмен и смерть [Интернет - источник] - Режим доступа http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr_Simv/
17. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
20. Е.В. Шульгина Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников. Что с этим делать. Рекомендации психологов [Интернет - источник]- Режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/01/14/pochemu-proiskhodit-snizhenie-i-poterya-motivatsii-k
УДК 373.167.1:811.161.1
ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И ЕГО СВЯЗЬ С РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ
КАРТИНОЙ МИРА
Гапеенко В.П., 2016 СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия», учитель русского языка и литературы, Смоленск
Аннотация: В настоящий момент текстоориентированный подход как основной способ организации учебного процесса помогает обучающимся не только в формировании важных компетенций, но и в постижении исторических, этнических, духовных и лингвистических особенностей, «закодированных» в родном языке на уровне языковой картины мира. Постигая на уроках русского языка и литературы содержание и суть текста, обучающийся постигает вместе с тем особенности своей собственной культуры, что развивает его не только как личность, но и формирует его как гражданина.
Ключевые слова: русский язык, языковая картина мира, текстоориентированный подход.
Серьезные изменения, происходящие в системе образования в начале XXI века, связанные с гуманизацией, демократизацией, социализацией личности, активным
внедрением как традиционных, так и нетрадиционных форм обучения, оказывают ощутимое влияние на освоение русского языка. Это проявляется в создании новых идей овладения языком, создании ФГОСов по русскому языку, в концепциях новых типов учебников и учебных пособий.
Необходимость формирования
языковой, лингвистической,
культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся определяет разработку новых методических систем для
совершенствования процесса обучения. Например, текстоориентированный подход в рамках этого обучения.
Текстоориентированный подход - это совокупность приемов, способов организации учебного процесса, способов подачи учебного материала, в основе которых находится текст как главная единица языка.
За прошедшие годы
текстоориентированный подход в
преподавании русского языка стал одним из основных, наряду с деятельностным и культурологическим подходами. Это обусловлено, в первую очередь, целями современного образования. Например:
1) историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и