Научная статья на тему 'Роль вегетативных нарушений в формировании первичной артериальной гипертензии у детей'

Роль вегетативных нарушений в формировании первичной артериальной гипертензии у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гурьева Е. Н., Корнеев Д. В., Ковалева А. В., Морено И. Г., Дударева И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль вегетативных нарушений в формировании первичной артериальной гипертензии у детей»

пробы, РЭГ, ЭЭГ, ЭХО-КГ, УЗИ почек, глазное дно, биохимия крови; консультация узкими специалистами: кардиолог, невропатолог, эндокринолог, нефролог, врач ЛФК, психолог. Было обследовано 346 детей в возрасте от 10 до 16 лет. У всех детей отмечались непостоянные кратковременные подъемы (у 233 — 67 %), снижение (у 113 — 33 %) АД. 75 % детей предъявляли жалобы, у 25 % отмечалось бессимптомное течение ВСД. Были выявлены изменения со стороны ССС — нарушения ритма и проводимости, чаще транзиторного характера; со стороны нервной системы — признаки церебральной недостаточности, гипертензионного синдрома; эндокринной системы — гипофункция щитовидной железы. У 22 — 6,3 % отмечалась избыточная масса тела. У 72 % детей имелись сопутствующие хронические заболевания.

Провоцирующими факторами изменения АД у 86 % детей отмечались эмоциональные, умственные, физические нагрузки, нарушение режимных моментов, курение. После проведенного обследования для каждого ребенка подбирались соответствующий режим, диета, ЛФК, медикаментозное лечение (ноотропные препараты, средства, улучшающие мозговое кровообращение и метаболические процессы), физиотерапия, фитотерапия. В программу включена работа психолога, который проводил групповые и индивидуальные занятия, способствующие психоэмоциональной разгрузке. Разработаны методички для детей и родителей с рекомендациями по режиму, питанию, ЛФК. Проводились беседы с родителями и детьми о профилактике ВСД (нормализация режима дня, активный, здоровый образ жизни, водные и закаливающие процедуры, профилактика ожирения, устранение неприятных психологических факторов), обучение методике измерения АД. Апробирован лекционный материал для участковых врачей и среднего мед. персонала о ранней диагностике и тактике ведения больных с ВСД, соблюдается преемственность между участковыми врачами и стационаром. Была разработана подробная выписка из стационара с рекомендациями для каждого ребенка.

При динамическом наблюдении у 207 (60 %) детей, прошедших лечение и обучение в школе «Нормального давления» (через 6—12 месяцев), при соблюдении рекомендаций и отсутствии сопутствующих заболеваний отмечалось улучшение в состоянии и нормализация АД. У 86 (25 %) детей жалобы сохранились (не были устранены погрешности в диете, сохранились вредные привычки — курение, не было устранено воздействие психологических факторов).

ВЫВОДЫ

Таким образом, результатом работы школы «Нормальное давление» является обучение детей и их родителей методам профилактики ВСД, преемственность между стационаром и поликлиникой, снижение процента госпитализации детей с вегетативными кризами.

Е.Н. Гурьева1. Д.В. Корнеев1, А.В. Ковалева1, И.Г. Морено1, И.С. Дударева2, Г.И. Елагина2,

А.А. Мизерницкая2

РОЛЬ ВЕГЕТАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВИЧНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У ДЕТЕЙ

1ГОУ ВПО РГМУ Росздрава (Москва) 2ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского (Москва)

ЦЕЛЬ

Определение характера и степени нарушений вегетативной регуляции у детей с артериальной гипертензией и метаболическим синдромом.

МЕТОДЫ

На базе кардиоревматологического отделения ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского г. Москвы нами обследовано 44 подростка в возрасте 11 — 16 лет с синдромом вегетативной дистонии (СВД) по смешанному типу, с лабильной и со стабильной стадиями первичной артериальной гипертензии (ПАГ). Было сформировано три группы детей. Первая группа — 18 детей с синдромом вегетативной дистонии (СВД) по смешанному типу, головными болями напряжения. Вторая группа — 12 детей с лабильной стадией ПАГ на фоне СВД по смешанному типу. Третья группа — 14 детей со стабильной стадией ПАГ на фоне метаболического синдрома (МС). Стадии ПАГ у детей устанавливались на основании оценки результатов измерений АД при контрольных трехкратных визитах и по данным суточного мониторирования АД, а также на основании обнаружения изменений в органах-мишенях. У всех детей проводилась оценка исходного вегетативного тонуса по таблицам А.М. Вейна, модифицированным Н.А. Белоконь; определялся тип вегетативного обеспечения с помощью клиноортостатической пробы (КОП), кардиоинтервалографии (КИГ); вычислялся адаптационный потенциал (АП) сердечно-сосудистой системы по Р.М. Баевскому с соавторами (1987).

72 V Всероссийский семинар, посвященный памяти профессора Н.А. Белоконь..

РЕЗУЛЬТАТЫ

При определении исходного вегетативного тонуса у детей с СВД, головными болями напряжения в 89 % случаев определялась ваготония, в 6 % случаев — симпатикотония и в 6 % — эйтония; у детей с лабильной стадией ПАГ в 50 % случаев отмечалась симпатикотония, ваготония — в 25 % случаев и эйтония — в 25 %. У детей со стабильной стадией ПАГ ваготония и симпатикотония встречались с одинаковой частотой и составили по 50 %. При оценке вегетативного обеспечения с помощью КОП было установлено, что у детей с СВД, головными болями напряжения преобладал асимпа-тикотонический тип (61 %), астеносимпатический тип встречался в 22 % случаев, симпатикоастени-ческий тип — в 11%, гиперсимпатикотонический — в 6 %. У детей с лабильной стадией ПАГ обнаружено преобладание астеносимпатического типа (42 %), асимпатикотонический тип встречался в 25 % случаев, частота встречаемости симпатикоастенического и гиперсимпатикотонического типов не отличалась и составила по 17 %. При стабильной стадии ПАГ с МС с наибольшей частотой определялся симпатикоастенический тип — 57 %, асимпатикотонический и гиперсимпатикотонический варианты отмечались с одинаковой частотой — по 21 %. По данным КИГ, симпатикотония у детей первой группы выявлялась в 60 % случаев, во второй группе — в 71 %, в третьей группе — в 80 %. Ваготония, соответственно, установлена у 40, 29 и 20 % детей. При вычислении АП у детей с СВД, головными болями напряжения частота удовлетворительной адаптации составила 61 %, напряженной адаптации — 39 %. У детей с лабильной стадией ПАГ отмечалось преобладание напряженной адаптации — 83 %, удовлетворительная адаптация определялась у 17 % детей. В группе детей со стабильной стадией ПАГ с МС наличие напряженной адаптации выявлялось в 100 % случаев.

ВЫВОДЫ

Высокая частота асимпатикотонического типа вегетативной реактивности свидетельствует о недостаточном вегетативном обеспечении, что, возможно, указывает на наличие высокого риска нарастания имеющихся вегетативных нарушений и развития первичной артериальной гипертензии. Раннее выявление и своевременная коррекция вегетативных нарушений у детей и подростков необходимо для предупреждения развития первичной артериальной гипертензии.

И.Е. Данилин1. Л.Э. Царева2, Е.Н. Гурьева2. Е.В. Неудахин2. И.Г. Морено2. И.С. Дударева3.

Г.И. Елагина3. А.А. Мизерницкая3

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОНИИ И ПЕРВИЧНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

1РУДН (Москва) 2ГОУ ВПО РГМУ Росздрава (Москва) 3ДГКБ№9им. Г.Н. Сперанского (Москва)

ЦЕЛЬ

Исследовать психическое состояние детей, находящихся на лечении в кардиологическом отделении ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского с диагнозами: синдром вегетативной дистонии. Первичная артериальная гипертензия стабильного характера, ст. 1 — 11.

МЕТОДЫ

С использованием клинического, анамнестического и психометрического методов было обследовано 5 детей в возрасте от 10 до 14 лет. Для количественной оценки тревожных и депрессивных расстройств, а также оценки способности к выражению и идентификации эмоций, особенностей фантазии и воображения, использовались Госпитальная шкала тревоги и депрессии и Торонтская аликситимическая шкала.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе обследования детей ни у кого из них не фиксировано высоких значений по шкалам тревоги и депрессии. Вместе с тем, каждый сообщил о наличии какой-либо длительно существующей ситуации, вызывающей резко отрицательные эмоции и состояние эмоционального напряжения. Один пациент в качестве подобной ситуации назвал конфликты между родителями, сопровождающиеся взаимными обвинениями и частыми попытками при помощи ребенка манипулировать поведением супруга. Четверо других сообщали, прежде всего, о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, отсутствии друзей, о том, что они часто являются объектом злых шуток, насмешек со

V Всероссийский семинар, посвященный памяти профессора Н.А. Белоконь... 73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.