Научная статья на тему 'Роль валютного контроля региональной таможни при проведении экспортно-импортных операций в условиях нестабильности мировой экономики'

Роль валютного контроля региональной таможни при проведении экспортно-импортных операций в условиях нестабильности мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ КАК АГЕНТ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ / CUSTOMS AS AGENT OF CURRENCY CONTROL / FOREIGN TRADE TURNOVER / PROBLEMS OF CARRYING OUT CURRENCY TRANSACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамаганова Людмила Даниловна

Рассматривается таможня как агент валютного контроля, осуществляющий валютный контроль экспортно-импортных операций. Анализируется внешнеторговый товарооборот Иркутской области. Отмечается падение спроса на товары и рост объемов недополученной валютной выручки и невозвращенных денежных средств за неосуществленный импорт товаров. Для решения существующих проблем при проведении валютных операций предлагается введение валютных ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE REGIONAL CUSTOMS CURRENCY CONTROL WHEN CARRYING OUT EXPORT-IMPORT TRANSACTIONS IN THE CONTEXT OF ECONOMIC INSTABILITY

The article deals with customs as agent of currency control over exportimport transactions. The author analyzes foreign trade commodities turnover of Irkutsk region, and observes a decrease in the demand for commodities and in the expected currency gain, and a growth of the amount of non-retuned capital for unrealized import of goods. To solve the problems of carrying out currency control it is suggested to introduce currency restrictions.

Текст научной работы на тему «Роль валютного контроля региональной таможни при проведении экспортно-импортных операций в условиях нестабильности мировой экономики»

О

(N

УДК 339.727.244:339.54 ББК 65.9(2)26

Л.Д. Хамаганова

РОЛЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТАМОЖНИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассматривается таможня как агент валютного контроля, осуществляющий валютный контроль экспортно-импортных операций. Анализируется внешнеторговый товарооборот Иркутской области. Отмечается падение спроса на товары и рост объемов недополученной валютной выручки и невозвращенных денежных средств за неосуществленный импорт товаров. Для решения существующих проблем при проведении валютных операций предлагается введение валютных ограничений.

Ключевые слова: таможня как агент валютного контроля, внешнеторговый оборот, проблемы при проведении валютных операций.

L.D. Khamaganova

ROLE OF THE REGIONAL CUSTOMS CURRENCY CONTROL WHEN CARRYING OUT EXPORT-IMPORT TRANSACTIONS IN THE CONTEXT OF ECONOMIC INSTABILITY

ssi

Zsl

Д s =

Kh^I

H5l

ОЙ"

%<s ^ 1

5s 1

^ n £

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£я§|

E40 I £И4

Sffle

К

H

H

о

H

pq

CO

H

The article deals with customs as agent of currency control over export-import transactions. The author analyzes foreign trade commodities turnover of Irkutsk region, and observes a decrease in the demand for commodities and in the expected currency gain, and a growth of the amount of non-retuned capital for unrealized import of goods. To solve the problems of carrying out currency control it is suggested to introduce currency restrictions.

Keywords: customs as agent of currency control, foreign trade turnover, problems of carrying out currency transactions.

Иркутская таможня как агент валютного контроля осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

В табл. 1 представлены показатели внешней торговли участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Иркутской области за период 2003-2009 гг.

Таблица 1

Изменение объемов внешней торговли за период 2003-2009 гг.

(по зоне ответственности Иркутской таможни), млн дол.

Показатель Год

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Экспорт 2 341 3 448 4 470 7 150 7 735 10 541 7 060

Темп прироста 147 130 160 108 136 67

Импорт 106 169 265 391 612 711 473

Внешнеторговый оборот 2 447 3 617 4 735 7 541 8 347 11 252 7 533

Составлено по материалам статистики сибирского таможенного управления (СТУ) за 2003-2009 гг.

© ЛД. Хамаганова, 2011

Анализ приведенных данных показывает, что за 2008 г. внешнеторговый оборот в стоимостном выражении составил 11 252,15 млн дол. США и увеличился по сравнению с 2007 г. на 34,8%. Однако внешнеторговый товарооборот в 2009 г. Иркутской области в стоимостном выражении составил 7 533 млн дол. и по сравнению с 2008 г. уменьшился на 33%.

Стоимостные показатели экспорта составили 7 60 млн дол. (уменьшение на 33%), импорта — 473 млн дол. (уменьшение на 33%). Удельный вес экспортных поставок в 2009 г. остается очень высоким, как и предыдущие годы и составил 94% в общем товарообороте, а импортные поставки — 6%.

На рис. 1 и рис. 2 представлены основные страны-контрагенты в 2008-2009 гг.

7 634

8 0001

6 0004 0002 0000-

4 201

ш

509^°2 538592 686353 247 301

Китай Индия Алжир

Мон- Япония голия

□ 2008 год □ 2009 год

Рис. 1. Страны — основные партнеры в экспортных операциях

за 2008-2009 гг.

«К1

ЯЧ г

€і'

НА

ОЙ"

^ 1

1

«Л*

ь Е « ? і 8Н! ЕнО а

£мі|

МО I

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

355

400-,

3002001000-1

Китай Казахстан Италия Германия Индия

□ 2008 год □ 2009 год

Рис. 2. Страны — основные партнеры в импортных операциях

за 2008-2009 гг.

Тенденция сокращения товарооборота, вызванная мировым финансовым экономическим кризисом, произошла за счет существенного снижения внешнеторговых операций с Китаем (объемов вывоза товаров — на 55%, ввоза — на 44%).

В табл. 2 представлены товарная структура экспортных поставок Иркутской области за 2008-2009 гг. по зоне ответственности Иркутской таможни. Анализ данных по экспорту указывает на то, что стоимостные объемы экспортных операций сократились на 33%, в основном за счет уменьшения объемов вывоза минеральных продуктов. На сокращение экспортных операций также повлияло снижение объемов вывоза древесины и изделий из нее — на 8%, несмотря на увеличение объемов вывоза лесоматериалов обработанных на 30%.

Таблица 2

Товарная структура экспортных поставок Иркутской области за 2008-2009 гг. (по зоне ответственности Иркутской таможни)

Группа ТН ВЭД России Наименование товарной статьи 2008 г. 2009 г. 2009 г., % к 2008 г.

Статистическая стоимость, тыс. дол. Удельный вес в ЭК, % Статистическая стоимость, тыс. дол. Удельный вес в ЭК, %

25-27 Минеральные продукты 7 632 515 72 4022947 57 53

27 В том числе Топливно-энергетические товары 7 628 929 72 4 021 531 57 53

28-40 Продукция химической промышленности, каучук 349 277 3 168 062 2 48

44-49 Древесина и целюллозно-бумажные изделия 726 530 7 665 944 9 92

72-83 Металлы и изделия из них 694 712 7 748 881 11 108

84-90 Машиностроительная продукция 1 100 596 10 1 378493 20 125

Составлено по материалам статистики СТУ за 2008-2009 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«К1

ЯЧ г

МнЗ|

нйе

н51

Ой"

^ 1

1

«Л*

« VI

8Н! й§ о

ЕнО а

£мщ

ЙО I &ЙІ

Н®Є

и

н

н

о

н

м

со

Н

Стоимостные объемы импортных операций сократились на 33%, в основном, за счет уменьшения поставок машиностроительной продукции (на 41%), продукции химической промышленности (на 8%) и снижения объемов ввоза металлов и изделий из них (на 38%).

Следует отметить, что в течение 2008-2009 гг. проводилось таможенное оформление товаров перемещаемым по внешнеторговым договорам, заключенным с контрагентами зарегистрированными в оффшорных зонах и предусматривающим расчеты в иностранной валюте.

В табл. 3 представлен торговый оборот участников ВЭД с контрагентами, зарегистрированными в оффшорных зонах.

Таблица 3

Торговый оборот участников ВЭД с контрагентами, зарегистрированными в оффшорных зонах, млн дол.

Страна Год

2008 2009

Кипр 25,35 70,66

Виргинские острова 52,54

Джерси 474,30

Итого 77,89 544,96

Составлено по материалам статистики СТУ за 2008-2009 гг.

Работа отдела валютного контроля Иркутской таможни организована с учетом максимального использования механизма валютного контроля после выпуска товаров, который позволяет сбалансировать меры по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, и содействует международной торговле. Сферой действия валютного контроля охвачены практически все оформляемые в Иркутской таможне грузовые таможенные декларации.

В табл. 4 представлены результаты деятельности отдела валютного контроля (ОВК) Иркутской таможни.

Показатели результатов проверок ОВК Иркутской таможни СТУ по валютному контролю

Таблице 4

Показатель 2009 г.

Всего проверок 245

В том числе По экспорту 141

Количество возбужденных дел об АП по экспорту 4

Сумма тыс. р. 1 451,34

по которым истекли сроки давности привлечения к административной ответственности 1

Сумма в тыс. р. 134,51

По импорту 104

Количество возбужденных дел об АП по импорту 10

Сумма тыс. р. 3 559 732,31

по которым истекли сроки давности привлечения к административной ответственности 5

Сумма тыс. р. 182 589,46

Сумма взысканных штрафов по информации, поступившей из Росфиннадзора в тыс. р. 1 553,11

Составлено по данные отчета СТУ за 2009 г.

«К1

ЯЧ г

€і'

НА

ОЙ"

^ 1

1

«Л*

ь Е

« V I

8Н! Й§ о

ЕнО а

£мЦ

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Всего за 2009 г. проведено 245 проверок внешнеэкономической деятельности участников ВЭД, по результатам которых возбуждено 78 дел об АП и 17 уголовных дел по ст. 193 УК РФ и 2 дела по ч. 1 ст. 188 УК РФ (табл. 5).

Таблица 5

Данные проверок внешнеэкономической деятельности участников ВЭД

за 2009 г.

Статьи кодекса об административных правонарушениях Сумма, тыс. р.

Ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Незачисление в установленный срок денежных средств по экспорту 49 785,76

Ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Необеспечение возврата денежных средств за неввезенный по произведенной предоплате товар 7 405 493,72

Ч. 6. ст.15.25 КоАП РФ. По нарушению срока предоставления справки о подтверждающих документах и по непереоформлению паспорта сделки в установленный срок 55 662,27

Составлено по данные отчета СТУ за 2009 г.

Таким образом, если сравнивать результаты работы отдела за 2009 г. с итогами работы за 2008 и 2007 гг., можно отметить положительную динамику по основным показателям эффективности проведения проверок участников ВЭД (табл. 6).

Таблица 6

Динамико по основным показателям эффективности проведения проверок участников ВЭД, тыс. р.

Показатель Год

2007 2008 2009

Суммы выявленных правонарушений 268 540,28 468 964,32 7 783 706,88

Сумма возбужденных дел 94 334,82 97 576,63 7 510 941,75

Составлено по данные отчета СТУ за 2007-2009 гг.

На положительную динамику роста суммы выявленных правонарушений повлияло выявление в 2008 г. 717 случаев на сумму 377 044,63 тыс. р. по нарушению сроков предоставления справок о подтверждающих документах в уполномоченный банк, в 2009 г. значи-^ тельных сумм (7 406 199,12 тыс. р.) невозвращенных денежных средств

5^ уплаченных нерезидентам за неввезенный на таможенную территорию

РФ товар. Отделом дознания Иркутской таможни было возбуждено 19 уголовных дел, из которых 17 дел возбуждено по ст. 193 УК РФ по факту невозвращения из-за границы денежных средств в иностранной валюте в размере 3 844 470,78 тыс. р.

Таким образом, для решения существующих проблем при проведении валютных операций участниками ВЭД предлагается проведение следующих мероприятий:

1. Необходимо на законодательном уровне внести изменение в КоАП России, увеличивающее срок давности с 1 года до 2-х лет.

При увеличении срока давности до двух лет появляется возможность проводить расследование, связанное с нарушением валютного законодательства и взыскивать штрафы. В связи с отсутствием налаженной системы таможенно-банковского валютного контроля, которая могла бы позволять в оперативном порядке доводить до таможенных органов информацию о нарушениях валютного законодательства, имеет место случаи невозбуждения дел об АП в связи с истечением срока давности до 1 года привлечения к ответственности.

Анализ проведенного исследования за 2007-2009 гг. показал, что действующее валютное законодательство позволяет участникам ВЭД предусматривать свободные сроки исполнения обязательств иностранным партнером, не оговаривать в контрактах сроки ввоза товара, сроки возврата денежных средств в импортных сделках, если товар не ввезен на таможенную территории, предусматривать исполнение обязательств иностранным партнером по оплате экспортируемого товара. Приведений ; ные обстоятельства весьма затрудняют валютный контроль со стороны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таможенных органов. ой § 2. Учитывая, что по-прежнему основную долю невозвращенной вы-

^ ^ | ручки от экспорта товаров дают организации с небольшим размером ус-

^ | тавного капитала, директорами которых в некоторых случаях являются

1 граждане иностранных государств, которые могут выехать за рубеж Рос-

в ^ і сийской Федерации, не зачислив на валютный счет денежные средства по

| экспортным контрактам на сумму свыше 10 тыс. дол. США, необходимо

но в на законодательном уровне ввести ограничения по сумме заключаемых

йоэ внешнеторговых контрактов и соответственно оформляемых паспортов

к®! сделок, в рамках размеров уставного фонда предприятий.

«

К

н о н м

_ ^ J. -L LUUUI у VJIIUII VI TV VI 1U UWllVlll^ f JJU1I1U1

CQ Law, Irkutsk, e-mail: XLcapital@yandex.ru.

Н

Информация об авторе

Хамаганова Людмила Даниловна — кандидат химических наук, доцент, кафедра мировой экономики, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: XLcapital@yandex.ru.

Author

Khamaganova Lyudmila Danilovna — PhD in Chemical Sciences, Associate Professor, Chair of World Economy, Baikal State University of Economics and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.