Научная статья на тему 'Об эффективности валютного регулирования и валютного контроля при проведении внешнеторговых операций в Российской Федерации'

Об эффективности валютного регулирования и валютного контроля при проведении внешнеторговых операций в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1808
147
Поделиться
Ключевые слова
органы и агенты валютного контроля / таможенные органы / нарушения валютного законодательства / bodies and agents of currency control / customs bodies / violations of currency legislation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамаганова Людмила Даниловна

Проанализировано состояние валютного регулирования и валютного контроля в России при проведении внешнеторговых операций (отмечено, что наблюдаются многочисленные факты нарушения валютного законодательства, продолжается отток капитала из страны, включающий в себя невозврат экспортной выручки в полном объеме или частично, фиктивную предоплату по импортным сделкам, что имеет место упущенная выгода при осуществлении внешнеторговых сделок). Предложены пути повышения эффективности деятельности органов и агентов валютного регулирования и контроля.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хамаганова Людмила Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The conditions of currency regulation and currency control in Russia over foreign trade transaction is analyzed (it is noted that there are numerous violations of currency legislation the capital outflow is continuing and it includes default export receipts, fictitious prepayment of import transaction and that there is a loss of profit of export trading. The author suggests some ways to increase the efficiency of bodies and agents of currency regulation and control.

Текст научной работы на тему «Об эффективности валютного регулирования и валютного контроля при проведении внешнеторговых операций в Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 33.73(47) Л.Д. ХАМАГАНОВА

ББК 65.0(2)8 кандидат химических наук, ведущий доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: XLcapital@yandex.ru

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проанализировано состояние валютного регулирования и валютного контроля в России при проведении внешнеторговых операций (отмечено, что наблюдаются многочисленные факты нарушения валютного законодательства, продолжается отток капитала из страны, включающий в себя невозврат экспортной выручки в полном объеме или частично, фиктивную предоплату по импортным сделкам, что имеет место упущенная выгода при осуществлении внешнеторговых сделок). Предложены пути повышения эффективности деятельности органов и агентов валютного регулирования и контроля.

Ключевые слова: органы и агенты валютного контроля, таможенные органы, нарушения валютного законодательства.

L.D. KHAMAGANOVA

PhD in Chemical Sciences, leading associate professor of Baikal National University of Economics and Law,

Irkutsk

e-mail: XLcapital@yandex.ru

ABOUT THE EFFICIENCY OF CURRENCY REGULATION AND CURRENCY CONTROL OVER FOREIGN TRADE TRANSACTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The conditions of currency regulation and currency control in Russia over foreign trade transaction is analyzed (it is noted that there are numerous violations of currency legislation; the capital outflow is continuing and it includes default export receipts, fictitious prepayment of import transaction and that there is a loss of profit of export trading. The author suggests some ways to increase the efficiency of bodies and agents of currency regulation and control.

Keywords: bodies and agents of currency control, customs bodies, violations of currency legislation.

Валютное законодательство России сегодня представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс. Это сказывается на эффективности валютного регулирования и контроля в целом.

Рассчитаем показатели эффективности валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Эффектив-

ность валютного регулирования и валютного контроля оценивается через показатель прозрачности экономики, при этом используются затратный и результативный подходы [1, с. 150].

Экономика считается прозрачной, если регулируется устоявшимися, не допускающими двоякого толкования общепринятыми и

© Л.Д. Хамаганова, 2010

известными правилами и законодательными нормами, а не указаниями органов валютного регулирования и валютного контроля. Степень прозрачности экономики можно определить по формуле

P = N1

где Р — степень прозрачности экономики; NL1 — число законов и подзаконных актов; NL2 — число инструктивных писем, телеграмм, разъяснений.

В настоящее время в российском законодательстве существует 46 законодательных норм регулирующих валютные опера-

ции, в том числе: Кодекс об административных правонарушениях и Таможенный кодекс РФ (с 1 июля 2010 г. — Таможенный кодекс Таможенного союза); федеральные законы и постановления Правительства РФ (9 законодательных норм); инструкции и положения ЦБ РФ (35)1.

Что касается инструктивных писем и разъяснений (^.2), то общее их количество равно 543, в том числе: письма-разъяснения ФТС РФ — 241; инструктивные письма ЦБ РФ — 302.

Произведем расчет: 48 : 543 = 0,08. Полученное число означает, что степень прозрачности нашей экономики в области проведения валютных операций очень низка. Количество писем-разъяснений примерно в 12 раз превышает количество законодательных норм.

Таким образом, несмотря на постоянное совершенствование валютного законодательства, данный показатель остается очень низким, поскольку проведение валютных операций в России временами регулируется не с помощью устоявшихся, не допускающих разночтения широко известных правил, а многочисленными письмами-разъяснениями органов валютного регулирования и валютного контроля.

Оценка эффективности валютного регулирования и валютного контроля Э в рамках затратного подхода осуществляется через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение:

Э =

объем предотвращенного нелегального движения капитала затраты на осуществление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Подсчитано автором на основе данных справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

валютного контроля К затратам на осуществление валютного контроля относятся издержки бизнеса, расходы, обусловленные отвлечением трудовых ресурсов банков, таможни и других агентов валютного контроля.

Точно подсчитать затраты сложно — агентам валютного контроля, например коммерческим банкам, они частично компенсируются регулируемой комиссией за выполнение контрольных функций. Реальные издержки бизнеса государство обычно во внимание не принимает.

В качестве примера рассчитаем данный показатель по Иркутской области за 2009 г. В затраты включим расходы на обеспечение деятельности налоговых, таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора министерства финансов Иркутской области (654,7 млн р.) [3]. Объем предотвращенного нелегального движения капитала, по отчетным данным отдела валютного контроля Иркутской таможни, составил 4 112 млн р. Произведем расчет: 4 112 млн р. : 654,7 млн р. = 6.

Расходы коммерческих банков не были включены в расчет, поскольку за выполнение функций агента валютного контроля уполномоченные банки берут комиссию с участника внешнеторговой деятельности.

Таким образом, проведенные расчеты показывают, что объем предотвращенного нелегального движения капитала в 6 раз превышает затраты на осуществление валютного контроля в Иркутской области.

Оценка эффективности валютного контроля при проведении валютных операций в рамках результативного подхода осуществляется через отношение поставленной цели к достигнутому результату. Например, эффективность контроля за предотвращением оттока капитала можно оценить следующим образом:

Э объем легального движения капитала объем нелегального движения капитала Показатель эффективности валютного контроля рассчитаем по данным платежного баланса Российской Федерации за 2009 г. (табл. 1).

Л.Д. ХАМАГАНОВА

Таблица 1

Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в России в 2009 г., млрд дол.

Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (2 + 5) Чистый ввоз/вывоз капитала банками (3 + 4) В том числе Чистый ввоз/вывоз капитала прочими секторами (6 + 7 + 8) В том числе

ино- странные активы ино- странные пассивы ино- странные активы ино- странные пассивы чистые ошибки и пропуски платежного баланса

1 2 3 4 5 6 7 8

-57,2* -31,4 11,9 -43,3 -25,8 -59,4 35,2 -1,6

* Со знаком «-» показан вывоз капитала. Источник: [2].

Таблица 2

Динамика объемов легального и нелегального движения капитала и эффективность валютного контроля в России в 2007 г.—первом квартале 2010 г., млрд дол.

Показатель 2007 2008 2009 2010 (первый квартал)

Объем легального движения капитала 82,4 -132,7* -57,2 -14,7

Объем нелегального движения капитала -47,8 -50,6 -28,2 -12,5

В том числе: своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами -34,5 -39,3 -26,6 -6,6

чистые ошибки и пропуски** -13, 3 -11,3 -1,6 -5,9

Эффективность валютного контроля - 2,6 2,0 1,2

* Со знаком «-» показан вывоз капитала.

** Статья в полном объеме относится к операциям прочих секторов. Имеется в виду, что наибольшие сложности при составлении платежного баланса возникают в связи с учетом финансовых операций по этим секторам.

Источник: [2].

Объем легального движения капитала составляет 57,2 млрд дол., сюда включается сумма чистого ввоза/вывоза капитала банками (-31,4 млрд дол.) и прочими секторами (-25,8 млрд дол.).

Объем нелегального движения капитала, включающий своевременно не полученную экспортную выручку, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами, составляет -26,6 млрд дол. Таким образом, получим: 57,2 млрд дол. : 26,6 млрд дол. = = 2,1 или 57,2 млрд дол. : 28,2 млрд дол. = = 2,0 с учетом статьи «Чистые ошибки и пропуски». Как видим, объем легального движения капитала примерно в 2 раза превышает объем нелегального движения капитала, т.е. в 2009 г. доля нелегального капитала по отношению к легальному составила 50%.

В табл. 2 представлены результаты расчета эффективности валютного контроля в России в 2007 г.-первом квартале 2010 г. с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использованием данных платежного баланса России.

Таким образом, из представленных расчетов можно сделать вывод, что эффективность валютного регулирования и валютного контроля находится на недостаточно высоком уровне. Статью российского платежного баланса «Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами» можно отнести к бегству капитала из экономики России или к упущенной экономической выгоде от внешнеторговой деятельности российских резидентов. В связи с этим недостаточная проработанность системы валютного контроля на законодательном уровне требует от органов и агентов валютного контроля издания дополнительных постановлений и писем-разъяснений, что, в свою очередь, снижает прозрачность экономики страны и негативно влияет не только на осуществление

валютного контроля, но и на ее внешнеэкономическую деятельность в целом.

Как показывает практика предыдущих лет, таможенные органы имеют возможность «вести» участника внешнеэкономической деятельности с момента заключения контракта до момента завершения исполнения всех обязательств по нему, в том числе и при производстве по делам об административных правонарушениях. Данный факт показывает, что для обеспечения эффективности работы в этом направлении необходимо вернуть Федеральной таможенной службе России статус органа валютного контроля. Это позволит поднять роль ФТС России в осуществлении контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в рамках нового Таможенного союза, повысить качество взаимодействия таможенных органов и банковских структур и, соответственно, результативность таможенно-банковского валютного контроля.

Представляется целесообразным включить в новую схему таможенно-банковского валютного контроля и налоговые органы, назвав ее системой таможенно-банковско-налогового валютного контроля. Таким образом будет замкнута цепочка валютного контроля в рамках нового Таможенного союза, вступившего в силу с июля 2010 г.

С учетом требований Всемирной торговой организации по либерализации внешне-

торгового и валютного законодательства, а также с учетом новых условий работы автор предлагает ввести таможенно-банковско-налоговый валютный мониторинг на территории Таможенного союза, перейдя к эффективным мерам административного воздействия (предупреждения, штрафы, лишение лицензий и т.д.).

Уполномоченные банки могут контролировать своевременность и полноту поступления в РФ средств по проведенным резидентами и нерезидентами валютным операциям, таможенные органы — осуществлять валютный контроль за действиями участников ВЭД при перемещении ими товаров и транспортных средств, а также валюты РФ через таможенную границу нового Таможенного союза, налоговые органы — обеспечивать валютный контроль внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материальновещественной формы, полноту поступления в РФ выручки от экспорта работ, услуг, интеллектуальной собственности, государственную регистрацию физических и юридических лиц и их учет, контроль за открытием резидентами счетов за границей и движением средств по ним. Для этого целесообразно создать в России единый информационноаналитический центр для ФСБ России, МВД России, Генеральной прокуратуры РФ, ЦБ России, ФНС России, ФТС России, Росфин-надзора, Росфинмониторинга, ФСКН России и заинтересованных ведомств.

Список использованной литературы

1. Авагян Г.А. Международные валютно-кредитные отношения. М., 2005.

2. URL: http://www.cbr.ru/statistics.

3. URL: http://www.gfu.ru.

Bibliography (transliterated)

1. Avagyan G.A. Mezhdunarodnye valyutno-creditnye otnosheniya. M., 2005.

2. URL: http://www.cbr.ru/statistics.

3. URL: http://www.gfu.ru.