Научная статья на тему 'РОЛЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ'

РОЛЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
валеологическая грамотность / здоровый образ жизни / дети / младшие классы / эксперимент / учителя / формирование / педагогика.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулахамидова Б.Н, Молдобаева Чынара Жусуповна

Данная статья посвящается к валеологической проблематике. В статье раскрываются психолого-педагогические основы результатов опытно-экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни у детей. Наша опытно-экспериментальная работа была направлена на решение проблем формирования ЗОЖ у учащихся младших классов через образование, обучение и воспитание. Мы считаем, что в первую очередь у учащихся младших классов нужно вооружить доступными их возрасту валеологическими знаниями и на этой основе сформировать на уроках и внеурочное время валеологическую грамотность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ»

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "CURRENT ISSUES OF SPECIAL PEDAGOGY AND PRE-SCHOOL EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS" _April 25, 2024

РОЛЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ *Абдулахамидова Б.Н., 2Молдобаева Чынара Жусуповна

1К.п.н., доцент кафедры «Педагогика и психология», 2Магистр группы Пм-22к-1, Ошский государственный педагогический университет,

Кыргызстан https://doi.org/10.5281/zenodo.11048506

Аннотация. Данная статья посвящается к валеологической проблематике. В статье раскрываются психолого-педагогические основы результатов опытно-экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни у детей. Наша опытно-экспериментальная работа была направлена на решение проблем формирования ЗОЖу учащихся младших классов через образование, обучение и воспитание. Мы считаем, что в первую очередь у учащихся младших классов нужно вооружить доступными их возрасту валеологическими знаниями и на этой основе сформировать на уроках и внеурочное время валеологическую грамотность.

Ключевые слова: валеологическая грамотность, здоровый образ жизни, дети, младшие классы, эксперимент, учителя, формирование, педагогика.

Аннотация. Ushbu maqola valeologik masalalarga bag'ishlangan. Maqolada bolalarda sog'lom turmush tarzini shakllantirish bo'yicha eksperimental ish natijalarining psixologik va pedagogik asoslari ochib berilgan. Tajriba ishimiz boshlang'ich sinf o'quvchilari o'rtasida ta'lim, o'qitish va tarbiyalash orqali sog'lom turmush tarzini shakllantirish muammolarini hal etishga qaratilgan edi. Boshlang'ich sinf o'quvchilarini birinchi navbatda o'z yoshiga mos valeologik bilimlar bilan qurollantirish va shu asosda darslarda va darsdan tashqari vaqtlarda valeologik savodxonlikni rivojlantirish zarur, deb hisoblaymiz.

Kalit so'zlar: valeologik savodxonlik, sog'lom turmush tarzi, bolalar, kichik sinflar, eksperiment, o'qituvchilar, shakllantirish, pedagogika.

Abstract. This article is devoted to valeological issues. The article reveals the psychological and pedagogical foundations of the results of experimental work on the formation of a healthy lifestyle in children. Our experimental work was aimed at solving the problems of developing a healthy lifestyle among primary school students through education, training and upbringing. We believe that, first of all, primary school students need to be equipped with valeological knowledge accessible to their age and, on this basis, develop valeological literacy in lessons and outside of school hours.

Keywords: valeological literacy, healthy lifestyle, children, junior classes, experiment, teachers, formation, pedagogy.

Цели воспитания здорового образа жизни младших школьников обусловлены конкретно-историческими условиями нашего общества. Было время, когда отсутствие внешних или врожденных болезней считалось образцом, показателем здоровья населения. А победа над острыми инфекционными заболеваниями преподносилось как достижение уровня здоровья нации. Наша опытно-экспериментальная работа была направлена на решение проблем формирования валеологической грамотности у учащихся младших классов через образование, обучение и воспитание. Мы считаем, что в первую очередь у учащихся младших классов нужно вооружить доступными их возрасту валеологическими знаниями и на этой основе сформировать на уроках и внеурочное время валеологическую

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "CURRENT ISSUES OF SPECIAL PEDAGOGY AND PRE-SCHOOL EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS" _April 25, 2024

грамотность. В условиях школы, по нашему глубокому убеждению, эту функцию должны выполнить учителя начальных классов, администрация школы. В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно говорить о том, что содержание уроков в начальных классах по предметам должно быть созвучно критериям здоровья и внутреннему миру ребенка:

• для соматического и физического здоровья - я могу;

• для психического здоровья - я хочу;

• для нравственного здоровья - я должен.

Для нахождения подтверждения этих идей мы провели опытно-экспериментальную работу, по разработанной программе, которая включала: цель, этапы, задачи, ход организации, содержание эксперимента, анализ результатов исследования. Она была реализована в три этапа: I - 2021-2022гг., II - 2022-2023 гг., III - 2023-2024гг.

В ходе исследования предстояло решить следующие задачи:

- определить содержание и структуру опытно-педагогической работы по формированию валеограмматности у учащихся младших классов;

- организовать качественное проведение уроков и воспиательных мероприятий по валеологии, в младших классах с применением интерактивных методов и здоровьесберегающих технологий обучения;

- проверить эффективность разработанной нами программы по формированию валеограмотности у учащихся в младших классах на базе средних школ Ноокатского района им. А. Абдувоитова, К. Алтыбаева, и Н. Крупской. Современная наука указывает, что процесс научного исследования по валеологии предполагает разработку определенной программы и методики в проведении опытно-экспериментальной работы. Программа позволяет более четко определить последовательность эксперимента и упорядочить ход проведения исследований. Опытно-экспериментальная работа проводилась поэтапно, на первом этапе проводился зондирующий эксперимент, в ходе которого были использованы: анкеты, данные по самовалеоанализу, опрос учащихся младших классов в общеобразовательных школах Ноокатского района. С целью уточнения состояния теории и практики формирования валеологической грамотностиу учащихся младших классов обследованию подвергались около 460 учащихся Ноокатского района, из разных школ. На этом же этапе осуществлялось изучение уровня сформированности валеологической грамотности у старшеклассников, качественный анализ диагностических данных. С этой целью использовались следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ оценочных суждений, анализ сочинений, анализ творческих индивидуальных заданий и других материалов. [1,2,4]

На втором этапе осуществлялось формирование основных валеологических понятий, на уроках природоведения, физической культуры и других предметов с применением интерактивных методов и здоровьесберегающих технологий обучения.

Предварительно на педагогическом совете в экспериментальных школах мы ознакомили педколлектив с результатами констатирующего эксперимента: низкий уровень валеологической грамотности учащихся младших классов, отсутствие у школьников ярко выраженного стремления к ведению здорового образа жизни, недостаточность связей с родителями, недостатки учебно-воспитательных мероприятий классных руководителей с валеологической направленностью. Помимо этого, мы ознакомили учителей с нашей моделью формирования валеологической грамотности у учащихся младших классов в учебном процессе. Определив экспериментальные классы учителям, ведущих в них

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "CURRENT ISSUES OF SPECIAL PEDAGOGY AND PRE-SCHOOL EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS" _April 25, 2024

валеологическое обучение и воспитание были организованны ряд консультаций и предложены рекомендации по использованию валеологических технологий обучения, таких как здоровьесберегающие упражнения, интерактивные методы и педагогика сотрудничества и др.

На третьем этапе производился сравнительный анализ контрольных характеристик констатирующего и формирующего эксперимента, которые систематизировались и подверглись тщательному осмыслению. Апробировались способы графической интерпретации полученных результатов. Полученные данные в совокупности определили содержание общего вывода, подтверждающего нашу гипотезу. Результаты этой работы были внедрены в массовую практику валеологического образования школьников младшего класса. [3]

Процесс реализации данной программы в опытно-экспериментальную работу с учащимися 1-4 классов включало: изучение и анализ состояния уровня валеологической грамотности детей, качество проведения уроков валеологии, природоведение, физической культуры, литературы и др. предметов. В основу программы по формированию валеограмотности школьников положены рекомендации «Программа формирования валеологической культуры школьников» (1-4 классы) обеспечивающее решение следующих задач:

- выработку валеогенного мышления у учащихся 1-4 классов;

- повышения уровня валеологических знаний на уроках природоведения, физической культуры и других предметов;

- развитие и сохранение устойчивой мотивации детей к ведению здорового образа жизни.

В ходе опытно-экспериментальной работы была внедрена программа формирования валеологической грамотности младших школьников на уроке валеологии, так как результаты нашего исследования показали, что, именно этот урок в сочетании с учебными предметами в большей степени вооружает учеников валеологическими знаниями и навыками ведения здорового образа жизни. Цель программы формировать основные понятия о здоровом образе жизни у детей и школьников младших классов, что способствует раннему формированию валеологической грамотности. В ней предоставлен учебный план, программа дисциплин, а также методические рекомендации по организации и проведению урока валеологии на каждом возрастном этапе.

Содержание программы состоит из 6 модулей:

1. Валеология как наука о здоровье человека;

2. Организм здорового человека;

3. Валеология школьника;

4. Роль режима дня для здоровья;

5. Спорт и здоровье человека;

6. Валеология семьи.

Наша опытно-педагогическая работа убеждает, что для лучшего усвоения материала по валеологии в младших классах необходимо широко использовать «Деловые игры», социологические исследования, тестирование (на психологическое совмещение), тренинговые упражнения, анализ семейных ситуаций, рубрика «Знаете ли вы?». [5]

Исследование показали, что эффективное решение задач валеологического образования в школах может осуществляться в раннем возрасте, когда происходит

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "CURRENT ISSUES OF SPECIAL PEDAGOGY AND PRE-SCHOOL EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS" _April 25, 2024

становление мировоззрение младшего школьника, формируются личностные качества, потребности, установки, отношения, ориентация на ценности, нормы и принципы ведения здорового образа жизни. Велика роль педагогов, которые должны взять на себя инициативу и ответственность за формирование валеологической грамотности каждого ученика младшего класса. Задать ему «моду» на здоровье и культ здорового образа жизни. От профессионализма учителей и их валеологической компетентности в первую очередь зависит качество, как преподавания, так и здоровья детей. Мы считаем, что центральное и ведущее место при формировании валеологической грамотности принадлежит учебной деятельности, а следовательно, и самому процессу обучения. И в этом огромную роль играют учителя.

REFERENCES

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., Издательство ЛГУ, 1968. С.47-50.

2. Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1989. 189с.

3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е издание, исправлено. - М.: Флинта, 2002. 416с.

4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровыми. - С-Пб.: Союз, 2000. 40с.

5. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1984. 495с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.