Научная статья на тему 'Способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника'

Способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЯ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ / VALEOLOGY / VALEOLOGICAL APPROACH / ASSESSMENT / PSYCHOLOGICAL HEALTH / METHOD OF ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кароматова Дилафруз Рашидовна

В статье рассмотрены способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника. Валеологичный урок должен способствовать сохранению здоровья и жизненной энергии как учащихся, так и учителя в течение всего урока. Также описаны направления валеологии и способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника. Организация валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника способствует сохранению психологического и, прежде всего, эмоционального здоровья учащихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZING A VALUEOLOGICAL APPROACH TO ASSESSING THE ACHIEVEMENTS OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT

The article describes ways of organizing the valueological approach to assessing the achievements of a primary school student. A valueology lesson should help preserve the health and vitality of both students and teachers throughout the lesson. The directions of valeology and methods of organizing the valeological approach to assessing the achievements of a primary school student are also described. The organization of the valueological approach to assessing the achievements of a primary school student contributes to the preservation of the psychological, and above all, the emotional health of elementary school students.

Текст научной работы на тему «Способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника»

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Кароматова Д.Р. Email: Karomatova680@scientifictext.ru

Кароматова Дилафруз Рашидовна - учитель начальных классов, Школа № 8,

Рамитанский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника. Валеологичный урок должен способствовать сохранению здоровья и жизненной энергии как учащихся, так и учителя в течение всего урока. Также описаны направления валеологии и способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника. Организация валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника способствует сохранению психологического и, прежде всего, эмоционального здоровья учащихся начальной школы.

Ключевые слова: валеология, валеологический подход, оценка, психологическое здоровье, способ оценивания.

METHODS OF ORGANIZING A VALUEOLOGICAL APPROACH TO ASSESSING THE ACHIEVEMENTS OF A PRIMARY SCHOOL

STUDENT Karomatova D.R.

Karomatova Dilafruz Rashidovna - primary school Teacher, SCHOOL № 8,

DISTRICTRAMITAN, BUKHARA REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article describes ways of organizing the valueological approach to assessing the achievements of a primary school student. A valueology lesson should help preserve the health and vitality of both students and teachers throughout the lesson. The directions of valeology and methods of organizing the valeological approach to assessing the achievements of a primary school student are also described. The organization of the valueological approach to assessing the achievements of a primary school student contributes to the preservation of the psychological, and above all, the emotional health of elementary school students.

Keywords: valeology, valeological approach, assessment, psychological health, method of assessment.

УДК 372.4

К учебному процессу современной школы сегодня предъявляют высокие требования: педагоги должны помогать каждому ученику самореализовываться и развиваться как личность, способствовать самовоспитанию согласно нравственным и духовным запросам общества, а также созданию воспитательной среды в семье. Однако такие задачи, как профилактика и сохранение здоровья детей, мотивация учеников к здоровому образу жизни, являются вторичными, что не может не сказываться на эффективности работы школы в этом направлении. Как известно, наиболее перспективными являются оздоровительные программы, ориентированные на детский возраст. Программы, включающие профилактические мероприятия по предотвращению негативного влияния различных факторов на здоровье детей, а также состояние предболезни, намного эффективнее, чем реабилитационные программы, направленные на коррекцию

явных нарушений здоровья. При этом профессиональная медицинская помощь удалена от школы и доступна только в поликлиниках и стационарах. Психолого-педагогическая научная литература достаточно часто обращается к изучению природы понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни.

Здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает их достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к учебной и социальной среде. Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности [1].

Образ жизни - это категория, которая включает определенный тип деятельности и поведения человека, которые обусловлены политическими и социальноэкономическими условиями, личностными ценностями, особенностями психики и другим. Образ жизни характеризуют три его составляющие: уровень жизни, качество и стиль жизни. Важную роль в изучении здоровья играет личностно-ориентированный подход, который затрагивает мотивацию школьника, уровень активности учащегося, а также качество знаний. Использование этого подхода в учебном процессе должно учитывать все аспекты сложной личности школьника, индивидуальные особенности его развития. В результате у ребенка развивается личностное отношение к предмету при помощи путём преобразования информации в значимую, ценностную и актуальную. Сильным экзогенным фактором, оказывающим влияние на здоровье школьников, является школьная среда. В этом аспекте важной задачей является такая организация обучения, которая соответствовала возрастным возможностям младшего школьника, сохранила их работоспособность, при этом способствуя гармоничному и всестороннему развитию. Социальная адаптация затрагивает внутренние свойства каждого ребенка и меняет ее структуру, тем самым являясь сложным противоречивым процессом. Адаптация возможна в условиях социальной среды, которая способствует раскрытию индивидуальности младшего школьника, позволяет расти и развиваться. В этой связи педагог выступает основным посредником между школьником и образовательной средой, принимает на себя ответственность за состояние здоровья ребенка. Вот почему для учителя важно знать, как проявляются те или иные нарушения здоровья, как их оценивать, корректировать, создать благоприятные условия для восстановления и укрепления здорового образа жизни младшего школьника.

Валеологичный урок должен способствовать сохранению здоровья и жизненной энергии как учащихся, так и учителя в течение всего урока. Этому способствует организация двигательной активности учащихся, занимающая примерно треть урока: должны проводиться физкультминутки, валеопаузы, подвижные дидактические игры, перемещения детей в пространстве класса. Валеологичный урок должен вызывать в детях радостные эмоции, мотивировать желание здоровой жизни, формировать положительную самооценку, чувство удовольствия от каждого дня, создавать оптимистический настрой. С этой целью учителю необходимо, прежде всего, не допускать постоянных дисциплинарных грубых замечаний детям, особенно унижающих их чувство собственного достоинства. Необходимо проявлять уважение собственному мнению и любому, даже не совсем верному ответу, ученика, одобрять самые удачные ответы детей, стимулировать достижение высоких результатов.

Большую роль в негативном влиянии на психологическое здоровье ребёнка оказывает школьная оценка. Поэтому лучше применять безотметочный способ оценивания. Безотметочное обучение не только предоставляет ученику возможность оценивать свои достижения самому, но и помогает сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Рассмотрим способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника. В понятии способ должна быть отражена связь деятельности преподавателя и учащегося. Способ обучения - это система принципов

и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся, применяемая для обучения, развития и воспитания. Способ содержит и правила как действовать, и сами методы действия.

Существует достаточно много способов безотметочного оценивания, например, способы оценивания Г.А. Цукерман: «Волшебные линеечки», «Карточка сомнений», «Светофор», «Говорящие рисунки», «Лесенка успеха» и т.д. Также можно применять «Метод зелёной ручки», который учит ученика любого возраста не концентрироваться на неудачах, а наоборот - замечать свои успехи и стремиться к лучшему. Суть этого метода заключается в том, что педагог не выделяет красной пастой ошибки ученика, он помечает зелёной ручкой те моменты на письме, которые ребёнка получились наиболее удачно. Это помогает школьнику концентрировать внимание не на своих ошибках, которые откладываются в фотопамяти, а на своих достижениях. Когда ребенок концентрирует своё внимание на положительных вещах, он получает совсем другие эмоции, он не пытается избежать ошибки, а стремится сделать всё хорошо. Это дает некую положительную мотивацию. Таким образом, ребёнок с детства привыкает замечать достоинства, а не недостатки. Можно применять знаковую оценку (плюс, минус), использовать «штампики», «золотой билет», цветовую оценку и музыкальную.

Также существуют всем известные традиционные способы оценивания, такие как: отметки, заменители отметок, вычитательная оценка, накопительная оценка (портфолио), высказывание в устной форме и так далее. Исходя из перечисленных средств оценивания, можно структурировать способы оценивания.

Организация валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника способствует сохранению психологического и, прежде всего, эмоционального здоровья учащихся начальной школы.

Список литературы /References

1. Mirzaeva Sayyora Rustamovna. Development of valeological culture among students. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://internationalconference.ru/blizhajshie-konferentsii.html/ (дата обращения: 31.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.