Научная статья на тему 'РОЛЬ УЗБЕКСКИХ ИГР “КУРАШ” И “ЧИЛЛАК” В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

РОЛЬ УЗБЕКСКИХ ИГР “КУРАШ” И “ЧИЛЛАК” В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
народные игры / национальный спорт / кураш / улак купкари / дидактические игры / воспитательные игры / развивающие игры / folk games / the national sport Kurash / Ulak-Kupkari / educational games / educational games / educational games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниёзматов Элбек Рустамалиевич

В данной научной статье рассмотрена роль народных игр узбекского народа и их влияние на физическую и воспитательную подготовку молодого поколения. Более подробно рассмотрены народные игры чиллак и кураш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this scientific article the role of the popular games of the Uzbek people and their effect on the physical and educational training of the younger generation. More detail folk games Chillaki and Kurash.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЗБЕКСКИХ ИГР “КУРАШ” И “ЧИЛЛАК” В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»



SCIENCE TIME

РОЛЬ УЗБЕКСКИХ ИГР "КУРАШ" И "ЧИЛЛАК" В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Ниёзматов Элбек Рустамалиевич, Наманганский инженерно-педагогический

институт, г. Наманган

E-mail: pulat.maxsudov@mail.ru

Аннотация. В данной научной статье рассмотрена роль народных игр узбекского народа и их влияние на физическую и воспитательную подготовку молодого поколения. Более подробно рассмотрены народные игры чиллак и кураш.

Ключевые слова: народные игры, национальный спорт, кураш, улак -купкари, дидактические игры, воспитательные игры, развивающие игры.

Abstract. In this scientific article the role of the popular games of the Uzbek people and their effect on the physical and educational training of the younger generation. More detail folk games Chillaki and Kurash.

Keywords: folk games, the national sport Kurash, Ulak-Kupkari, educational games, educational games, educational games.

Как свидетельствуют исторические данные, в национальном спорте народные игры узбекского народа оказывают огромное влияние на физическую и воспитательную подготовку молодежи к жизнедеятельности и разнообразны в зависимости от особенностей жизни, быта и культуры народа.

Народная игра передаёт ребёнку совокупность нравственно эстетических норм, элементарные навыки трудовой деятельности, знакомит с материальной культурой и фольклёром. [1]

И сегодня народные игры в Узбекистане не забыты, а даже переживают второе рождение. Некоторые из них как борьба кураш, улак-купкари вышли на мировой уровень, как отдельные виды спорта.

Узбекская национальная борьба кураш - один из древнейший в мире видов единоборств и пожалуй самый популярный в Узбекистане вид развлечений. Без

I

SCIENCE TIME

I

нее не обходится ни один праздник или народное гуляние. Для кураша не нужна специальная площадка или спортивный зал. Раньше боролись просто на земле, иногда стелились ковры. Правила борьбы просты и демократичны. Кураш доступен и юношам и старикам. Часто на празниках можно видеть вступающих в схватку седобородых старцев. В кураше сила и силовая выносливость преобладают над изощренностью техники и гибкостью тактических действий.

В XIV веке Амир Тимур использовал кураш для физической подготовки и самообороны своих солдат. Как известно, армия Тимура, завоевав полмира, так и осталась непобежденной. Прошли века, и кураш превратился в одну из самых любимых и чтимых традиций у народов, населявших территорию современного Узбекистана. Узбеки говорят, что кураш у них в генах, в крови. На сегодняшний день по всему Узбекистану насчитывается более двух миллионов занимающихся этим видом спорта.

Особенность народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. [1]

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. [2]

Узбекские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавалясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции и обычаи.

Одной из таких игр является игра Чиллак. Это очень весёлая и подвижная игра, состоящая из трёх уровней, в которую могут играть как мальчишки, так и девочки называется игра в чижик. И ещё деревянная бита и "чиж". Бита - палка длиной до 100 см. "Чиж" - маленькая палка, диаметром от 2 см и длиной до 20 см с заточными концами. С края игрового поля выкапывается лунка, или ставится камень, кирпич чтобы на край можно было положить "чиж". Глубина лунки обычно маленькая, чтобы можно было битой подкинуть чижа в игровое поле. Вокруг лунки очерчивают круг или четырёхугольник (сторона примерно в биту длиной). Очерченное место называется "базой", «городок» или «кон». Далее, игроки делятся на команды. Путём жеребьёвки выбирается команда, которая начнёт игру первой. Команда, начинающая игру идёт на базу, а вторая на поле. После этого, стоящие на базе, определяют среди своих, очерёдность выбрасывания чижа в поле. На первом уровне чижик ложится поперёк канавки. Первый игрок подводит под него биту и с силой кидает чижа в поле. Игроки на поле распределяются так, чтобы как можно больше площади поля занять и не дать возможности чижу упасть на землю. Если полевые игроки ловят чижа, то

| SCIENCE TIME Щ

команды меняются местами. Полевые игроки становятся на базу, определяют очередность выбрасывания чижа, и игра продолжается. Игра переходит на следующий уровень в том случае, если все игроки обоих команд выбросили чижа в поле, и он ни разу не упал на землю, а команды равное количество раз, поменялись местами. Если чиж упал, полевой игрок должен по нему пнуть в сторону базы, и с того места где он остановится, поднять чижик и кинуть в канавку, если чиж попал в канавку, игроки меняются местами и игра продолжается. Если не попал, в базе меняется выбрасывающий игрок на следующего по счёту, и игра продолжается. Если чиж при пинке, пересёк черту, разделяющую базу и поле, базовый игрок, кидавший чижа в поле, имеет право защищать канавку, мотая битой перед ней. Команда, игроки которой, с первого до последнего игрока, по очереди выбросили чижик в поле, переходит на второй уровень. Вторая команда играет на первом уровне до тех пор, пока его не закончат. То есть, пока все игроки по очереди выбросят чиж в поле. Первый уровень, когда чиж ложится поперёк канавки, называется (бутылочка). Второй уровень (пушка), а третий самый сложный (подброс). Положение выбрасывания чижа, можно разнообразить и уровней станет больше. Хотя для игры трёх уровней уже достаточно. Во втором уровне (пушке). Чижа кладут в канавку, так чтобы одна сторона немного выступала в сторону поля. Кидающий игрок должен опустить конец биты в канавку под чижа и с силой выкинуть его в поле. Во всех уровнях, если чиж не долетел до поля, и упал на стороне базы игроки поля и базы меняются местами. Все остальные правила остаются прежними. Правила игры во всех уровнях остаются неизменны. Меняется лишь правило выбрасывания чижика. Так может продолжатся 3-4 часа.

Кратко анализируя игру Чиллак, относящуюся к подвижным играм узбекского народа, можно сказать, что она имеет огромное значение в качестве занятий по спортивной тренировке, укреплению здоровья и воспитанию молодежи.

Национальные игры и забавы - неотъемлемая часть культуры народов Узбекистана. Культурная ценность народных игр бесспорна. Они несут в себе заряд всех видов эстетической деятельности человека и являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе. Издавна, во время основных праздников, свадеб, гуляний люди веселились, развлекались, устраивали соревнования в силе, ловкости, быстроте, смекалке. К сожалению, многие народные игры в последнее время не играются и есть народные игры которые забыты и утеряны.

| SCIENCE TIME Щ

Сегодня для сохранения забываемых игр узбекского народа и передачи их будущему поколению необходимо осуществить следующий ряд задач:

- собрать, обобщить все воспитательные игры узбекского народа и издать в учебные пособия и раздаточные материалы для дошкольных учреждений;

- внедрить в учебный процесс, в частности, на уроках физической культуры народные игры, относящиеся к видам старинных игр, проводимые на фестивале Республике «Игры Алпомыш»;

- проводить соревнования на тему «Роль игр узбекского народа в воспитании здорового поколения»;

- в средствах массовой информации давать более широкий обзор и описание воспитательных игр.

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа, для развития патриотических чувств. «Как говорится, в здоровом теле - здоровый дух, то есть занимающиеся спортом никогда не встанут на плохой путь. Они будут далеки от таких ужасных бед современности, как терроризм, религиозный фанатизм, наркомания и преступность» [3]

Итак, народные игры имеют огромное значение в воспитании здорового поколения И, их сохранение, внедрение в воспитательный процесс - наш долг.

Литература:

1. Уметов Т. Э. Игры народов Средней Азии и Казахстана. - Москва. - 2006 г.

2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.

3. А. Каримов. Избранный нами путь - путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. Пусть будет выше взлёт наших детей. -Ташкент, Изд. «Узбекистан». - 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.