Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 20 (201).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 18. С. 124-128.
З. Н. Хабибуллина
РОЛЬ УТОПИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА)
Статья посвящена рассмотрению социально-утопических взглядов Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. Особенности утопических проектов мыслителей связаны как с преобразованием природы человека, так и с социализацией Космоса. Утопическое сознание космистов, которое представляет собой симбиоз утопических и научных идей, направлено на коренное преобразование всего природно-мирового порядка.
Ключевые слова: русский космизм, утопия, утопическое сознание, утопический проект, ноосфера, идея, идеал будущего, общественное устройство.
Утопизм, включающий в себя утопическое сознание, сами утопии как идеальные модели и их практическое воплощение, является одним из способов видения мира, который ведет к формированию проекта его совершенствования - переустройства на основе определенного идеала и, соответственно, не предполагает какой-либо однозначной позитивной или негативной оценки. Утопию следует рассматривать как феномен, обладающий определенными позитивными и конструктивными функциями, на основе которой осуществляется интенсивный поиск новых ценностных ориентиров.
В стремлении к утопическим построениям всегда присутствует гуманизм и благородное желание привести общество к совершенству. Кризис общецивилизационного характера, все острее ощущаемый современным мировоззрением, заставляет обращаться к поискам альтернативных возможностей развития общества. И утопические проекты при этом предстают одним из источников нового мышления, востребованного современным обществом. Подтверждением тому является философия русского космизма, которая обладает несомненными чертами утопического сознания, сформировавшимися в русле традиций отечественной утопической мысли. Однако утопизм русских космистов своеобразен и занимает особое место в ряду подобных идей.
Космизм, в широком смысле слова, как умонастроение универсальная характеристика человеческой культуры. В западноевропейской философской традиции черты космического мировоззрения обнаруживаются у античных мыслителей, у пантеистов эпохи Возрождения, а позднее - у Ф. Шеллинга,
А. Гумбольдта, М. Шелера, П. Тейяра де Шардена, М. Хайдеггера. Однако выступаю-
щее для большинства западных мыслителей как недостижимая мечта или умозрительное допущение, единство человеческого и природного миров, общие принципы бытия, для русских космистов является основой мировоззрения. Они пытаются найти нравственные основания для человеческого бытия в сфере Абсолюта, отождествляемого ими с Космосом.
В рамках космизма как философского течения эволюция утопических взглядов была обусловлена возросшей политической и социальной активностью в обществе на рубеже веков. Революционные преобразования в России открыли возможность воплощения самых смелых мечтаний человека о справедливом социальном устройстве, о покорении природы, о формировании новой нравственности. Социалистический идеал в целом импонировал большей части представителей русского космизма, но все они считали недостаточным переустройство только социальной сферы, поэтому строили свои проекты на других, социоприродных, основаниях.
В этих условиях объяснима большая популярность идей представителей русского космизма, пытавшихся еще на рубеже Х1Х-ХХ веков найти новые перспективы для развития человечества. Своеобразие учений представителей русского космизма, выяснение статуса этого феномена в рамках отечественной философской традиции, в особенности, позиции космистов в проблеме отношения человека к природе, взаимодействия природных и социальных процессов, этическая концепция космизма - все это ведет к формированию идеала в утопических воззрениях космистов, включающего в себя достижение нравственного совершенства.
Русский космизм обладает идейным единством в своих основах, но проявления этих основ в творчестве каждого из мыслителей весьма различны. Поэтому, прослеживая развитие утопических представлений различных представителей русского космизма, следует учитывать условия и предпосылки утопических поисков, обоснование совершенного устройства общества, конкретные пути достижения идеала. Идеал призван быть своеобразным интегральным духовным критерием процесса познания и освоения мира.
Например, видный представитель русского космизма Н. Ф. Федоров считает, что достижение человеком бессмертия и способности воскрешать всех умерших людей являются важнейшими задачами для человечества. Этим задачам должна служить новая наука, ориентированная на регуляцию, которая представляет собой овладение природой, а не ее эксплуатацию, переустройство организма человека, управление космическими процессами. Главной же целью регуляции Федоров провозглашает победу над смертью и установление бессмертного порядка бытия. Он продумывает принципиальные возможности бессмертия как с физической точки зрения, так и с нравственной.
Воскрешение, по Федорову, это долг по отношению к предкам, высшая и всеобщая нравственность. Всеобщее воскрешение носит глубокий интимный, любовный процесс, в ходе которого сыны человеческие сознательно рождают из себя всеми своими тончайшими и сосредоточенными энергиями вместе с материей и силами внешнего мира, ставшими подчиненными их регулирующей воле, своих родителей, а те - своих, и так постепенно - всех людей. «Если задача человеческого рода состоит в знании жизни отцов и в восстановлении ее, - утверждает Федоров, - то и превосходство каждого последующего поколения над предыдущими будет заключаться в наибольшем знании и служении отцам... больше любить, почитать, служить своим предшественникам. большей же любви последующее поколение не может иметь к предыдущему, как воскрешая его»1.
В основе идеального общества у Федорова лежит полное и совершенное знание. В идеальной общине все люди становятся познающими и все становится предметом познания. Федоров называет психократией душевно спаянное общество, которое держит-
ся внутренней силой чувства и направляет человека к труду воскрешения. Он создает материально-символический комплекс деятельности своей идеальной общины, включая в него школу, храм, музей и кладбище, и рассматривает его предназначение в жизни идеального «психократического»2 общества. Проект понимается Федоровым как некий мост, связывающий существующий мир с должным, действительность с идеалом.
Учение Н. Ф. Федорова, предлагавшего не только сохранение архитектурных памятников старины, но и восстановление разрушенных, возведшее в принцип величайшую бережность к достижениям прошлых поколений, совершенно противоположно советской коммунистической практике. Фактической целью ее было уничтожение культуры прошлых поколений, отрыв молодежи от живительных корней опыта предков (под видом борьбы с пережитками). Человеческая вера дает огромную силу делу (в том числе идейной работе), и поэтому именно прочность человеческой веры определяет, какая цель утопична, какая нет. Если идея только не противоречит реалиям (если от нее возможно проложение проективных «мостов» к реальности), и в нее верят те, кто провозгласил, то при условии народной поддержки может быть воплощена цель, даже кажущаяся фантастичной. Н. Ф. Федоров предлагает трудиться ради высокой, истинно достойной труднодостижимой цели.
Деятельность Н. Ф. Федорова была посвящена не просто благу всех людей, но благу России. Любовь к отечеству (земле отцов) естественно вытекает из всей федоровской философии, поскольку смысл жизни для людей заключается, прежде всего, в жизни для тех, кто эту жизнь дал (для любящих родителей и воспитателей). Он старался наметить путь развития в духе идей православия, требующих синергийного (взыскующего сотрудничества) подхода к жизни. Свой проект Н. Ф. Федоров рассматривал как средство социального примирения, единения России.
Полагая юридико-экономические отношения низшими по сравнению с нравственными, своего рода костылями, поддерживающими нравственно больное человечество, Н. Ф. Федоров утверждал, что социалистическая идея установления братства через преобразование внешних, юридико-экономических отношений есть утопия. Все проблемы человечества имеют нравственные корни, и все, что
не преследует решение этих проблем - есть бесконечная борьба со следствиями.
Таким образом, основной особенностью утопических идей Н. Ф. Федорова, как представителя религиозно-философского космизма, является их глубокое родство с православной концепцией мира, человека и общества. В естественнонаучном космизме утопические элементы также составляют важную часть учения о развитии человека и Вселенной, но большей частью это секуляризованная утопия, предполагающая опору на человеческий разум и научное познание. В этом можно убедиться, обратившись к творческому наследию К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.
К. Э. Циолковским рассматривается общественное устройство, которое должно удовлетворять всем разумным естественным потребностям людей: много свободного времени, короткий обязательный труд, чистый воздух, здоровая пища и материальная обеспеченность, что необходимо для усовершенствования природы человека. Во главе общества должны стоять гении, которых предстоит отыскать путем глубокого и всестороннего изучения людей. «Общественный дом» по представлениям Циолковского должен быть устроен по последнему слову науки, где человек становится истинным хозяином Земли, преобразовывающим сушу, эксплуатирующим океаны и изменяющим состав атмосферы и климат3.
Рассуждения Циолковского во многих отношениях пролегают в русле утопических проектов с их предвосхищением ряда элементов тоталитарных режимов ХХ века. Грядущее устройство человеческого общежития, как его представлял Циолковский, вырастает из причудливого сплава демократических устремлений и элитарных, технократических и социалистических постулатов. «Идет вечная борьба между. деспотией и демократией. То одолевают даровитые и могущественные представители насильников, то избранные народом. В сущности и те, и другие избраны людьми»4.
В утопии Циолковского Вселенная наделена волей и подобна Богу, она выступает как творящий и детерминирующий все Абсолют. Вселенная действует опосредованно через высшие формы жизни. В основе деятельности этих высших форм - право на жестокую регуляцию жизни в рамках эволюционного отбора, которое Циолковский обосновывает
биологической необходимостью и высшими целями эволюции Вселенной.
Человек представляется как промежуточная форма на пути к идеалу и не является венцом творения; со временем человеческий организм принципиально химико-биологически перестроится, и люди преобразуются в разумных «животных-растений», существующих независимо от среды обитания и питающихся лучами солнца. Такой человек станет бессмертным, а космос превратится в великое совершенство. Человек будущего займет место Бога, задавая цели и направление эволюции Вселенной. Но цена такого преобразования слишком велика. Предполагается, что человек теряет свой «человеческий облик», становясь существом без страстей и желаний, живущим как растение, поглощая энергию непосредственно из Космоса. Единственной задачей такого существа является управление Вселенной.
Социализация Космоса - вот истинно вдохновляющая цель предвидимого будущего человечества.
Проблема одиночества человечества объясняется К. Э. Циолковским как следствие нравственной незрелости человечества, нерешенности проблем контроля над человеческими действиями. «Гений нашел цель существования. Это - познание, совершенствование, устранение зла и всякого страдания, распространение высшей жизни»5. Внимание К. Э. Циолковского к разного рода загадочным явлениям и поиск в них деятельности разумных сил, могут быть объяснены сомнениями гения в нравственной стороне своей философии и поиском своего рода «зеркала» человечества - внеземной цивилизации, уже прошедшей те этапы развития, которые человечеству только предстоит пройти.
Неоднозначным является учение В. И. Вернадского о ноосфере, которое рассматривается не только как научная концепция, но и как утопия. Если Тейяр де Шарден рассматривает ноосферу как духовную, мыслящую оболочку планеты, существующую за пределами биосферы, исполняющую вспомогательную функцию, то для Вернадского это самодовлеющая ценность, завершающая фаза исторического развития6. Утопичность его учения состоит в том, что биосфера не перейдет в ноосферу, потому что такой переход не может означать ничего иного, как «оразумления» геологической оболочки со всеми ее живыми и
неживыми компонентами, но этот процесс не поддается естественно-историческому описанию.
Ныне, в свете современных фактов развития науки и цивилизации в целом, утопически наполненной является также идея автотроф-ности Вернадского. Этой идеи в философии русского космизма придерживались Федоров и Циолковский. Автотрофность как независимость одних живых организмов в своем питании от других, по мнению Вернадского, позволяет качественно изменить жизнь человечества. Создание синтеза пищи освободит человека от зависимости от других живых существ и от необходимости их уничтожения для удовлетворения своих потребностей. С автотрофностью, ведущей к увеличению геохимической работы человечества, не направленной на получение пищи и на питание, Вернадский связывает возможную реализацию бессмертия человека, который становится бессмертным, когда его мысль соединяется с ноосферой. Идея автотрофности, как идея абсолютно замкнутого производственного цикла, не менее утопична, чем идея вечного двигателя. Однако в своем творческом развитии эта идея плодотворна.
В учениях представителей русского космизма есть также попытка преодоления разрыва реальности и идеала - они строят мост между «сегодня» и «завтра», основой для которого служит утверждение естественного, объективного и необходимого характера эволюции природы. Так как связь между человеком и природой неразрывна, социальные процессы отражают в себе процессы природные и подчиняются тем же закономерностям. Отсюда и такая отличительная черта утопизма русских космистов, как предельная, вселенская масштабность утопических преобразований.
В развитии утопических идей русского космизма можно проследить эволюционную последовательность. Открытия в естествознании и революционные события в России, повлекшие за собой масштабные социальные сдвиги, отразились в большой детализации утопических проектов космистов, а также в возросшем стремлении находить для своих идей научные обоснования и конкретную сферу немедленного практического приложения. Эволюция утопических взглядов может быть представлена как движение от призывов к реализации религиозно-утопического идеала царства Божия на земле в философии Н.
Ф. Федорова к сциентистской утопии К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.
Характерной чертой утопического сознания является стремление построить общество на чисто рациональных началах, решить социальные проблемы как проблемы рационального устройства. Любое утопическое произведение содержит идею общества, построенного на принципах разума. Но редко при этом отношение к самому утопическому проекту бывает критическим.
Утопические идеи в философии русского космизма имеют определенную динамику развития в сторону научной концепции и технократической реальности. В религиознофилософской утопии Федорова намечена определенная тенденция к научному осмыслению реальности и будущего развития человечества, и его проект с дерзкой мечтой
о полном овладении тайнами жизни, с победой над смертью и расселением людей во Вселенной в целом является утопическим. В технократической утопии Циолковского содержится научно-обоснованная аргументация развития универсума, хотя его учение об обществе будущего и носит утопический характер. Учение о ноосфере Вернадского представляет собой уже не утопический проект, а научно сформулированную материалистическую концепцию, хотя и не лишенную утопических черт.
Начатый Н. Ф. Федоровым и продолженный его последователями поиск обновления человеческого общества с перспективой распространения человеческого управления на Космос сохраняет актуальность в условиях современной глобальной цивилизации. Русский космизм рассматривает мир не только в его данности, но и с позиции долженствующего быть, что непосредственно связывает его с утопизмом. В то время как традиционные утопии в большей степени ориентированы на создание идеального общественного устройства на Земле, утопии Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского направлены на коренное преобразование всего природномирового порядка. Своеобразие их взглядов состоит в том, что они стремились достичь симбиоза утопических и научных идей. Идеал будущего состояния социоприродного универсума дается ими в единстве со стратегией его достижения, то есть проективно, с присущими им верой в неограниченную мощь научного знания и культивированием науки.
Учения русских космистов обладают ярко выраженными чертами утопического мышления, которые состоят в критической оценке не только наличной социальной организации, но и основ цивилизации вообще, в убежденности в способности человека своими собственными силами, на основах разума, добиться достижения идеала в исторической действительности, в стремлении разработать детальный проект реализации целей. Как и у других представителей русской утопической традиции, у космистов в их учениях преобладает морально-этическая проблематика, реорганизация общества на новых основаниях рассматривается как нравственный долг человека, и достижение идеала совпадает с всеобщим обретением блага.
Специфика утопических проектов филосо-фов-космистов выражается в глобальном, вселенском масштабе их проектов, а главное, в том, что возможность реализации социального идеала обусловлена для них не объективными социальными или экономическими законами, а включенностью человеческой истории в природный эволюционный процесс.
Идеал преображения человека проходит через все концептуальные построения русских космистов, выступая основным преобразующим элементом космического целого. Человек всегда стремился, как можно точнее определить свое место во Вселенной, познать всю систему отношений культуры и природы, социума и космоса. Русский космизм, включающий в себя элементы науки, философии, религии и искусства дает некоторую возможность найти ответы на такие вызовы современности, как проблемы всеобщей интеграции, поиска нравственных ориентиров, осознание путей достижения единства человеческого сообщества, выхода из общемирового экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.
Раскрытие тенденций эволюции человеческого сообщества, обоснование новых парадигм его развития, возникновение таких наук как планетология, геронтология, бионика, креоника делает актуальным осознание трудов философов космистов естественнонаучного направления К. Э. Циолковского,
В. И. Вернадского и А. С. Чижевского. Идеи этих мыслителей обретают особую значимость еще и потому, что их идеал связи человека с природой, взаимодействия человека и Космоса перекликается с идеями коэволюции, и выдвигаемое ими условие реализации
этого идеала - единение человечества в планетарную общность, созвучно глобалистским концепциям современности.
В настоящее время русский космизм в общественном сознании занимает весьма существенное место. Интерес к учениям Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и других представителей космизма обусловлен и развитием космонавтики, и актуализацией экологических проблем, и поиском новых принципов организации социальной жизни.
Конкретно-практическая и преобразовательная основа проекта русского космизма обусловила глубокий интерес к нему в современном обществе. Оценка прогностической силы учений русских космистов различна, но в восприятии их идей часто отсутствует необходимый критический подход, учитывающий историческую специфику и утопический характер этих философских построений. На сегодняшний день потенциал таких идей русского космизма как гармоничное сосуществование природы и цивилизации, достижение совершенной социальной организации, обретение бессмертия не исчерпан. Эти идеи как идеальные ориентиры человеческой деятельности, которые, не будучи достижимыми в полном объеме, тем не менее, необходимы общественному сознанию как определяющие смысл его существования. Утопические представления выступают как специфическая форма социального идеала, рисующая перед общественным сознанием перспективы дальнейшего развития, пусть недостижимые, но тем не менее, необходимые для осознания человеком высшего смысла своего существования.
Примечания
1 Федоров, Н. Ф. Философия общего дела : в 2 т. М. : АСТ, 2003. Т. 1. С. 99.
2 Там же. С. 345.
3 См.: Циолковский, К. Э. Космическая философия. Авторский сборник. М. : Сфера, 2007. 496 с.
4 Циолковский, К. Э. Демократия и иерархия // Гений среди людей. М. : Мысль, 2002. С. 472.
5 Циолковский, К. Э. Гений среди людей (рукопись 1918 г.). М., 1922. С. 4.
6 См.: Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. М. : Наука, 1989. 261 с.