ПРАВО
УДК 34
РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКИ 60-70-х гг. XIX СТОЛЕТИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
© М.В. Торопов
В статье проанализировано развитие университетской науки на рубеже 60-70-х гг. XIX столетия и ее влияние на мировоззрение российского общества. Рассмотрены предпосылки и особенности развития науки и университетского образования. Акцент сделан на участии профессорской корпорации в развитии университетской науки и становлении качественно нового мировоззрения российского общества.
Ключевые слова: наука; университет; образование; профессорская корпорация; XIX в.
Вторая половина XIX столетия была отмечена стремительным ростом научной деятельности, взлетом творческой активности ученых и блестящими достижениями отечественных исследователей, которые вывели русскую науку на одно из первых мест в мире.
По мнению большинства историков-правоведов на развитие науки и университетского образования в пореформенной России решающее воздействие оказало развитие общественных отношений. Именно они изменили задачи, которые стояли перед системой университетского образования. Новое время потребовало существенно расширить круг лиц с высшим образованием и выдвинуло на повестку дня вопрос о подготовке кадров по совершенно новым для экономики России специальностям.
Потребности модернизации государственных институтов и мировоззрения общества обусловили необходимость увеличения числа специалистов различного рода, широкого развития прикладных исследований в технических и гуманитарных отраслях науки. Введение новых судебных уставов и появление системы адвокатуры и прокуратуры потребовали большого числа подготовленных для работы в новых условиях судейских работников. В свою очередь проведение в жизнь реформ земского и городского самоуправления привело к существенному росту внимания к социальной сфере, расширению числа земских училищ и больниц, которым
требовались свои компетентные специалисты и новые научные технологии.
Неоценимое влияние на развитие науки и университетского образования оказало расширение зарубежных научных исследований, успехи научной мысли во всем мире, а также грандиозный экономический, общественный и культурный подъем, который переживала Россия в период подготовки и проведения реформ 60-70-х гг. XIX в.
Свой вклад в развитие науки внес Устав российских университетов, принятый в 1863 г. Многие положения данного документа имели первостепенное значение для развития университетской науки. Так, например, устав существенно увеличил число университетских кафедр и, соответственно, число профессоров. Высшие учебные заведения получили право привлекать к работе внештатных преподавателей. Это дало возможность укрепить и расширить научный потенциал университетской науки. По мнению ученых и современников событий, одним из самых важных последствий университетской реформы было количественное увеличение людей, работавших в науке, распространявших научные знания [1].
Будучи ярким звеном в системе реформ в России 60-70-х гг. XIX в., Университетский устав 1863 г. имел целью привести в соответствие новые запросы общества к науке и взгляды правительства на их воспитательные и идеологические функции. В результате ре-
формирования была выработана устойчивая структурно-организационная схема высшего образования, основанная на делении кафедр и учебных предметов по принципу основных и вспомогательных, обязательных и второстепенных для студентов. Были усилены учебные средства университетов в соответствии с требованиями и уровнем развития современной науки, а также введена университетская автономия. Все это создавало благоприятные условия для формирования специализации образования.
Характерно, что именно с принятием Университетского устава 1863 г. была значительно расширена кадровая численность профессорско-преподавательского состава. По сравнению с Университетским уставом 1835 г. количество штатного ученого персонала возрастало с 265 до 443, т. е. на 67 %. Общее число штатных профессорских и доцентских мест в 8 университетах к концу 70-х гг. XIX в. превышало 600 [2].
Университетские кадры составляли наиболее значительную часть научной интеллигенции. Профессорско-преподавательские
коллективы того времени являли собой не только статистическое обобщение, они представляли реальные, жизнеспособные организации, существовавшие длительные сроки, создававшие внутренние традиции учебного заведения [1, с. 25].
Помимо университетской реформы иные государственно-правовые преобразования
60-70-х гг. также рассматривали вопрос о подготовке компетентных специалистов в высших учебных заведениях и расширении научно-исследовательской работы, центрами которой были, прежде всего, университеты [3].
Оживление экономической жизни страны и первые шаги индустриализации стимулировали процесс освобождения русской науки. Расширяющееся промышленное производство и развертывание железнодорожного строительства также требовали научных разработок для создания эффективных технологий, повсеместного исследования и освоения сырьевых ресурсов, географического, экономического совершенствования, а также нравственного и культурного развития населения страны.
Однако наука влияла не только на производство, но и на быт и сознание людей. По наблюдениям ученых того времени, она на-
ложила отпечаток на становление личности человека, под ее влияние перестраивалась система народного образования, менялись общественное мировоззрение и стиль мышления, появлялись новые элементы в культуре.
Жизненные потребности общества ставили перед наукой все более сложные задачи, в результате чего научная деятельность выходила за пределы академических кабинетов и университетских кафедр. С каждым годом наука все тверже становилась на путь участия в решении насущных проблем, стоявших перед страной, причем не только народнохозяйственных, но и культурных.
Расширение научной деятельности и рост творческой активности ученых, наблюдавшийся в пореформенное время, не были изолированными процессами. Они совершались в русле широкого общественнокультурного движения. По мере его развития формировались новые условия социальной жизни российской науки. Благоприятные условия к распространению научных знаний не могли не отразится на состоянии правовой культуры общества. Правовые знания были востребованы и широкодоступны различным слоям населения.
Растущая тяга различных слоев населения к знаниям, причем не только в столице или университетских городах, но и в глубокой провинции, была одной из наиболее заметных черт 60-70-х гг. XIX в. Об этом свидетельствовали и наплыв слушателей в высшие учебные заведения, и популярность публичных лекций, проводившихся профессурой с разрешения властей в некоторых университетах, и рост интереса читателей к научной литературе. Позднее, в своих мемуарах, литератор, очевидец событий Д.Н. Мамин-Си-биряк вспоминал: «Шестидесятые годы были отмечены даже в самой глухой провинции громадным наплывом новой популярной научной книги. Это была наивная и счастливая вера в науку, которая должна была все объяснить и всему научить, а сама наука заключалась в тех новых книгах, которые стояли на полочке в приисковой конторе» [4].
Общий рост числа научно-образовательных учреждений оказал большое воздействие на подъем научной мысли в 60-70-е гг. Изменилась география высшего образования, к знаниям приобщались новые регионы и группы населения, росло число людей, полу-
чивших серьезную научную подготовку, и просто образованных специалистов. Общеизвестно, что для функционирования и развития науки необходима особая социальная, интеллектуальная и духовная среда, обеспечивающая циркуляцию идей, поддержку научных знаний. Высшие учебные заведения, работающие в то время, формировали именно такую среду, питавшую отечественную науку.
Примечательно, что во второй половине 60-х гг. XIX в. расширились связи научных учреждений и высших учебных заведений как между собой, так и с зарубежными научными организациями. Была снята цензура с научной литературы, ввозившейся из-за рубежа. Оживился книгообмен с научными центрами Европы. Кроме того, в 60-70-х гг. значительно увеличилось число людей, по большей части представителей профессорской корпорации, выезжавших за рубеж для того, чтобы слышать лекции иностранных специалистов, совершенствовать свои знания в более современных лабораториях и библиотеках. Среди уезжающих за границу для получения знаний было множество преподавателей высшей школы, командированных для стажировки. Российских профессоров можно было встретить в аудиториях и лабораториях Берлина и Вены, Кембриджа и Сорбонны и т. д. Все эти изменения приводили к качественному повышению знаний у ученого сословия, а также наглядно демонстрировали прекращение изоляции российской науки от европейской, образовавшейся в предшествующую эпоху. По наблюдениям профессора Ивана Михайловича Сеченова, из тех, кто обучался и стажировался за границей, вышла примерно половина всех профессоров и преподавателей высшей школы, работавших во второй половине XIX столетия [5].
Пореформенный период был обусловлен ростом общественной инициативы в области организации науки, а также расширением частной поддержки исследовательской деятельности, научных учреждений, предприятий.
Научные учреждения, общества или просто коллективы ученых, объединявшиеся для решения конкретной научно-исследовательской задачи, не всегда могли рассчитывать на понимание и помощь со стороны государственных структур. Тем не менее они собирали необходимые средства по подписке,
устраивали платные публичные лекции, благотворительные выставки, концерты, апеллировали к широкой общественности. Общество, в свою очередь, активно помогало продвижению науки в народные массы. В оказании финансовой или иной помощи научным учреждениям принимали участие, как писали газеты того времени, «люди всяких чинов и разного сословия», в том числе и «обыватели весьма скромного достатка» [6].
В 1860-1870-е гг. большое распространение получили различные общества и фонды, создававшиеся для финансирования общественных предприятий, связанных с просвещением и наукой. Как правило, их организаторами были профессора высших учебных заведений, а исходный капитал составляли членские взносы и разовые пожертвования.
Во второй половине XIX в. научные кружки и общества различного профиля, характера и назначения стали преобладающим типом научных ячеек, возникавших в России. Именно за их счет росла и расширялась общенациональная сеть научных учреждений и организаций. По данным энциклопедического словаря «Россия», в середине 1850-х гг. в стране насчитывалось «не более 20-25 научных обществ», к началу 1880-х гг. их число увеличилось до 200, а в середине 1890-х достигло 340 [7].
В целом, деятельность научных обществ была направлена на разработку актуальных вопросов технического значения, юриспруденции и права, сельского хозяйства, научной медицины. Развитие обществ было самым тесным образом связано с развитием университетского образования. Будучи центрами сосредоточения научной и культурной жизни, университеты были высоко притягательными для общественности [8].
Стремительное увеличение числа научных обществ было обусловлено рядом причин. Одной из главных была неимоверная социальная активность общества и профессорской корпорации в частности. Типичное для пореформенного периода стремление ученых к объединению, ведению совместной работы, было связано не только с потребностями развития науки, но и с условиями социальной жизни в России. Это в своих мемуарах подтверждает профессор Н.И. Пирогов: «Мы живем в такое время, когда сильно
чувствуется необходимость сближения элементов чисто научного и прикладного, научного и учебного» [9].
Большинство научных обществ либо официально состояли при высших учебных заведениях, либо были тесно связаны с ними, поскольку во главе обществ стояли профессора. В то же время для 60-70-х гг. XIX в. характерно появление научных обществ в городах, где не было университетов, что свидетельствует о тяге к науке довольно широких слоев интеллигентов-практиков (учителей, врачей, инженеров, чиновников и пр.) [10].
Помимо вышеперечисленного, развитию науки и университетского образования способствовали зародившиеся в пореформенный период съезды ученых и специалистов. Первоначально они возникли в Европе в первой половине XIX столетия и получили большое распространение в Англии, Германии, Франции. В России съезды стали возможными только после реформ 1860-х гг., открывших простор общественной инициативе. Именно в этот период местные и общероссийские съезды ученых и специалистов разного профиля - медиков, инженеров, деятелей статистики, юристов, археологов и этнографов -начали входить в жизнь российского общества. Позднее участник съездов врачей и естествоиспытателей профессор химических наук Н.А. Меншуткин вспоминал: «Съезды дали организацию естествознания в России. <...> Общероссийские съезды ученых и специалистов, собиравшиеся во второй половине XIX в., стали каналом связи между наукой и обществом» [11].
Все вышеприведенные факты развития науки в России не могли не повлиять на университетское образование. Исключительно благодаря прогрессивным государственно-правовым преобразованиям 60-70-х гг., а также усилиям профессорской корпорации, университеты приближаются к современному понятию о них как о высшем учебном заведении универсального типа. Именно к этому времени в стране полностью сформировалась государственная система университетского образования [12].
В заключение считаем целесообразным тезисами обозначить итоги развития науки и университетского образования в 60-70-е гг. XIX столетия. В рассматриваемый период:
- была окончательно сформирована
сеть Российских университетов в Москве, Казани, Харькове, Дерпте, Петербурге и Киеве. Таким образом, в той или иной степени был охвачен целый ряд наиболее развитых регионов Российской империи;
- можно с уверенностью говорить о действующей профессорской корпорации, обеспеченной квалифицированными отечественными кадрами, вследствие чего практически отпала необходимость приглашения ученых из-за рубежа;
- был обеспечен постоянный приток новых потенциальных исследователей, это связано с тем, что в России к середине века уже существовало минимально достаточное количество гимназий, которые были исходно ориентированы на подготовку к университетскому образованию;
- был принят либеральный Университетский устав 1863 г., позволявший возвести российскую науку на более высокий уровень;
- несмотря на цензуру, существовала возможность постоянного общения с западноевропейским научным сообществом, а также возможность выпускникам российских университетов беспрепятственно поступать на стажировку в европейские университеты;
- происходит зарождение многих научных обществ, съездов ученых и специалистов, проводивших исследовательскую работу, как правило, в более независимых условиях, чем университеты;
- проходит довольно активно создание качественно нового культурного пространства как в столицах, так и в провинции, которое необходимо для самостоятельного развития личности (библиотеки, музеи, воскресные школы, общественные публичные лекции и т. д.), также необходимо принимать во внимание иную просветительскую работу университетской профессуры.
В результате, влияние науки на экономику и быт, мировоззрение и правовую культуру существенно меняло ее значение и роль в обществе. По мере роста научного знания росла заинтересованность власти в использовании его достижений. В связи с чем в 60-70-е гг. XIX столетия профессорская корпорация стала играть более заметную роль в жизни страны. Причина заключалась в возрастании объективного значения науки и просвещения, этот процесс сопровождался возвышением общественного престижа уче-
ного сословия. В связи с чем реальный вклад профессорской корпорации в развитие науки и университетского образования сложно оценить, но можно с уверенностью констатировать, что он был неимоверно высок.
1. Никс Н.Н. Велик и благороден труд профессора: жизнь и деятельность московской профессуры второй половины XIX - начала ХХ вв. М., 2004. С. 21.
2. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971. С. 97.
3. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века / отв. ред. Н.М. Волынкин. М., 1976. С. 38.
4. Бастракова М.С. Павлова Г.Е. Наука: власть и общество // Очерки русской культуры XIX века Т. 3. Культурный потенциал общества / отв. ред. Л.В. Дергачева. М., 1998. С. 357.
5. Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века: формирование системы университетского образования. М., 2001. Кн. 4. Ч. 1. С. 12.
6. Ляхович Е.С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998. С. 112.
7. Россия: энциклопедический словарь. Л., 1991. С. 413.
8. Туманова А.С. Общественные организации и русская публицистика в начале ХХ века. М., 2008. С. 122.
9. Брежнев А.П. Пирогов. М., 1990. С. 29.
10. Степанский А.Д. История научных учреждений и организаций дореволюционной России. М., 1987. С. 42.
11. Михайлова М.В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России М., 1993. С. 39.
12. Петров Ф.А. Российские университеты // Зайончковский П. А. 1904-1983: статьи, публикации и воспоминания о нем. М., 1998. С. 213.
Поступила в редакцию 1.04.2009 г.
Toropov M.V. Role of a university science of the 60-70-х years of XIX century in a daily life of a society. In the article the development of a university science on a boundary 60-70-х years of XIX century and its influence on an outlook of the Russian society is analyzed. Preconditions and features of development of science and university formation are considered. The accent is made on the participation of professorial corporation in the development of a university science and becoming of qualitatively new outlook of the Russian society.
Key words: science; university; education; professorial corporation; XIX century.
УДК 341.3
П.А. СОРОКИН: ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА ВОЙНЫ И МИРА С ПОМОЩЬЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
© М.А. Ментюкова, И.П. Рак, А.В. Селезнев, Д.В. Образцов
Статья раскрывает взгляды одного из крупнейших социологов и политологов XX в. П. Сорокина на проблемы войны и мира в международном сообществе. Основное внимание уделено вопросам бесконфликтного сосуществования стран после окончания Первой мировой войны. Подробно описаны способы создания и укрепления межгосударственных отношений путем создания единого международного права, обязательного к исполнению всеми странами мира.
Ключевые слова: международное право; международный суд; Организация Объединенных Наций.
Работы Питирима Александровича Сорокина представляют большой интерес для большого количества гуманитарных наук. В частности, он рассматривает большое количество юридических проблем. В настоящей статье рассматриваются пути решения, с точки зрения Сорокина, проблемы войны и мира с помощью международного права.
В своих работах П.А. Сорокин попытался найти «действенное» лекарство против войны. Здесь также нужно отметить, что его взгляды на проблему войны и мира претерпели серьезные изменения. И, по мнению Р.Г. Яновского, стали даже «диаметрально-противоположными» [1]. Так, в ранней работе «Основы будущего мира», под впечатле-