Научная статья на тему 'Роль университетов в контексте инновационного развития общества'

Роль университетов в контексте инновационного развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЛИССАБОНСКАЯ СТРАТЕГИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ ВУЗОВ / КАЧЕСТВО РАБОТЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / KNOWLEDGE ECONOMY / LISBON STRATEGY / ACCREDITATION OF UNIVERSITIES / QUALITY OF PERFORMANCE / TERTIARY EDUCATION FUNDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонда Владимир

Исследуется роль университетов в формировании экономики знаний. Показаны проблемы и направления реформирования высшего образования. Особое внимание уделяется вопросам финансирования высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Universities in the Context of Innovational Development of Society

The role of universities in the process of the knowledge economy formation is researched. The problems and lines of the reform of tertiary education are revealed. Special atention is paid to the issue of higher education funding.

Текст научной работы на тему «Роль университетов в контексте инновационного развития общества»

Vladimir Gonda The Role of Universities in the Context of Innovational Development of Society

The role of universities in the process of the knowledge economy formation is researched. The problems and lines of the reform of tertiary education are revealed. Special atention is paid to the issue of higher education funding.

Key words and word-combinations: knowledge economy, Lisbon strategy, accreditation of universities, quality of performance, tertiary education funding.

Исследуется роль университетов в формировании экономики знаний. Показаны проблемы и направления реформирования высшего образования. Особое внимание уделяется вопросам финансирования высшей школы.

Ключевые слова и словосочетания: экономика знаний, Лиссабонская стратегия, аккредитация вузов, качество работы, финансирование.

JEL I 121, I 128, O 38

Владимир Гонда

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА*

олгосрочная экономическая конкурентоспособность в настоящее время может быть обеспечена только созданием условий для развития так называемой инновационной экономики, в основе которой лежит способность людей постоянно работать с информацией, создавать новые научные знания и применять их на практике. Важнейшим источником человеческого капитала для инновационного общества является высшее образование, в системе которого осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов.

Реализация Лиссабонской стратегии, преследующей цель обеспечить конкурентоспособность европейской экономики, становится все более актуальной задачей. На современном этапе развития Европейского союза в целом, так же как и входящих в него стран в отдельности все большее значение играют предпринимаемые меры по укреплению «экономики знаний».

Ведущая роль в реализации Лиссабонской стратегии принадлежит университетам. Очевидной тенденцией в развитых странах (США, Япония члены ЕС) становится концентрация науки и исследований в университетах. Превращаясь в научные комплексы, они занимаются не только образованием, но также фундаментальными и приклад-

* Статья подготовлена в рамках проекта VEGA № 218/07 «Teoreticke a prakticke aspekty novej (znalostnej) ekonomiky».

ными исследованиями в области естественных, технических и общественных наук. Таким образом, университеты играют определяющую роль в социальном и экономическом развитии регионов и общества в целом, являются институциональной основой «экономики знаний».

Вклад университета в экономику оценивается прежде всего уровнем качества выпускаемых специалистов, их знаний и профессиональных навыков, умением внедрять полученные знания и новые технологии, разработанные в университетских лабораториях, в промышленность и другие отрасли хозяйства, укреплять связи высшей школы и бизнеса [1]. Результаты научных исследований, ведущихся в университетах, не только внедряются непосредственно в экономику, но имеют значение для собственно образовательного процесса. Постепенно новые знания становятся достоянием студентов, аспирантов, преподавателей, а в конечном итоге - всех граждан.

Эффективно функционирующая система внедрения результатов университетских научных исследований в практику является гарантией достижения успеха. На современном этапе это одна из важнейших задач, решение которой способно создать условия для динамичного инновационного развития [2, с. 8].

К сожалению, в условиях Словакии это направление вузовской деятельности испытывает трудности. Главное препятствие - недостаток финансовых средств, отсутствие продуманной системы в организации сотрудничества университетов с иными вузами и организациями. Пока что это сотрудничество основывается главным образом на личных контактах. Фирмы редко проявляют инициативу, в большинстве случаев они ожидают активных шагов со стороны университетов [2, с. 14]. В то же время значение человеческого фактора для экономики знаний является принципиальным, поскольку недостаточные инвестиции в человеческие ресурсы оказываются одним из сдерживающих факторов для инновационного и экономического развития [3, с. 90].

Одна из заявленных целей Лиссабонской стратегии - обеспечение к 2010 г. состояния, когда по крайней мере 85% от 22-летних и 80% населения ЕС в возрасте от 25 до 64 лет будут иметь среднее образование [3, с. 93-94]. Современная Словакия среди стран ЕС имеет один из самых высоких показателей количества населения со средним образованием - почти 90%. Однако доля словацких граждан, имеющих высшее образование, в 2005 г. составляла 14%, тогда как в среднем по ЕС аналогичный показатель находился на уровне 23%.

В Словацкой Республике в настоящее время действуют 20 публичных, 3 государственных и 10 частных университетов. Это свидетельствует прежде всего о том, что Словакия шла по пути увеличения вузов и обучающихся в них студентов. Общее количество студентов за 1990-2005 гг. выросло в 2,86 раза (с 62 103 до 177 714); количество университетов увеличилось с 13 до 26, а число факультетов - с 50 до 109. Несмотря на столь заметный количественный рост, доля расходов на высшее образование - самая низкая среди стран Вышеград-ской группы, к тому же она продемонстрировала тенденцию к снижению с 0,97% ВВП в 1990 г. до 0,72% ВВП - в 2005 г. [4, с. 143-144].

Экстенсивное развитие высшего образования привело к увеличению образовательных программ, росту численности студентов, а также профессоров и

доцентов, но вместе с тем стало причиной неизбежного падения качества образования. По мнению ряда специалистов, в Словакии неоправданно много университетов, а качество предоставления ими образовательных услуг, проведения научно-исследовательских работ не всегда отвечает современным требованиям и существенно отличается по своему уровню. Это обстоятельство не осталось незамеченным как со стороны частных, независимых, так и государственных структур.

Первые шаги по оценке качества работы университетов Словакии были предприняты Академическим рейтинговым и ренкинговым агентством АКРА [5] в конце 2005 г. Последняя информация о состоянии качества вузовской деятельности в республике была опубликована в конце 2009 г. и вызвала неоднозначную реакцию, стала предметом дискуссий в вузах, средствах массовой информации, среди общественности.

Помимо АКРА проблема качества работы вузов находится в поле зрения и Аккредитационной комиссии Министерства образования Словацкой Республики. Проводимая государственная комплексная аккредитация (один раз в шесть лет) включает в себя оценку уровня образования и научных исследований вуза, внедрения результатов исследования в производство, иные сферы деятельности общества, а также состояния персональной, технической, информационной обеспеченности вуза. Именно результаты комплексной аккредитации дают основание аккредитационной комиссии высказать свое мнение относительно заявки вуза на аккредитацию образовательных программ и аккредитацию процедуры назначения профессоров и доцентов в вузе [6].

Дискуссия по вопросам развития высшего образования в Словакии, а также результаты комплексной аккредитации словацких вузов в 2002-2007 гг. подняли вопрос о пересмотре классификации вузов в зависимости от качества их работы. Вузы предлагается разделить на три категории:

1) университет, в котором реализуются все три ступени высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура / докторантура);

2) высшая школа, где высшее образование предоставляется по программам первой и второй ступени (бакалавриат, магистратура);

3) специальный вуз - осуществляет высшее образование лишь по образовательной программе первой ступени (бакалавриат).

Эта классификация оказывает непосредственное влияние на финансирование, а также имидж образовательного учреждения. Вполне понятно, что предпочтение будет отдаваться тем вузам, которые обеспечивают высокое качество обучения, имеют все предпосылки стать центрами научных исследований в Словакии.

В Словацкой Республике, как и в ряде других стран, финансирование вузов осуществляется на бюджетной основе. Объем финансирования во многом зависит от таких факторов, как, например, количество студентов и образовательных программ, квалификационная структура работников вуза, его материальная база. Однако все больший удельный вес приобретают показатели эффективности научно-исследовательской деятельности; средства, полученные по зарубежным и внутренним грантам; численность выпускников аспирантуры /

докторантуры; количество научных статей, опубликованных профессорами, доцентами, преподавателями, аспирантами. На особом счету - публикации в иностранных научных изданиях и импактовых журналах.

В общем объеме финансирования словацких вузов доля средств, полученных в результате научно-исследовательской деятельности, в последние годы неуклонно возрастает: с 20% в 2006 г. до 35% в 2009 г. [7]. В 2010 г. она должна составить около 40%, чему в значительной мере призван способствовать переход от институционального финансирования к финансированию научно-исследовательских проектов, отобранных на конкурсной основе.

Переход на смешанное финансирование, подразумевающее несколько источников получения финансовых средств, становится актуальным для вузов во всем мире. В дополнение к государственным ассигнованиям и спонсорской поддержке университеты могут использовать и другие варианты финансирования: сдачу в аренду помещений и оборудования, обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов; оказание платных аудиторских, консалтинговых и экспертных услуг.

Особое значение придается частному финансированию, основными источниками которого являются: частные пожертвования; средства, полученные в рамках исследовательских контрактов между вузами и частными предпринимателями; платные образовательные и иные услуги. Правительства большинства европейских стран поддерживают вузы в их стремлении найти частных инвесторов, предоставляя последним определенные послабления. В частности, наиболее распространенным из них является предоставление налоговых льгот для спонсоров и частных партнеров. Однако Словакия эти возможности получения финансов за счет частных источников существенно ограничивает [8, с. 71].

Европейскому союзу (и тем более Словакии) пока не удается обеспечить реализацию амбициозных целей Лиссабонской стратегии, направленной на формирование инновационной экономики и создание условий для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности ЕС в целом и его отдельных членов. Особую роль в этом процессе призваны играть университеты. Именно они являются наиболее важными источниками научного человеческого капитала, поставщиками высококвалифицированной рабочей силы для инновационного общества. Высшее образование в Словакии все еще находится в плену экстенсивного развития. Тем не менее сегодня идет поиск путей повышения качества работы вузов, и этому в немалой степени должна способствовать предлагаемая реформа высшего образования, оптимизация его финансирования.

Библиографический список

1. Gonda V. Veda a vaskum ako hnacH motor znalostnej ekonomiky vo svetle Lisabonskej stratégie // Ekonomická revue, roc. X. 2007. C. 2-3. S. 40-55.

2. Lesáková D. úloha univerzHt vo vamene a transfere poznatkov s hospodárskou a spolocenskou praxou // Academia, roc. XIX. 2008. C. 4. S. 7-14.

3. Kelemen J. a kol. Kapitoly o znalostnej spolocnosti. Bratislava, 2008.

4. Klas A. Vavoj institbciH vaskumu a vyssieho vzdelávania na Slovensku (860-2005). Bratislava, 2006.

5. URL: www.arra.sk

6. Z6kon c. 38/2007 o vysokach skolách. úplné znenie.

В.М. Малеин

7. Gonda V. InvestHcie do vedy, vaskumu a vzdelávania a úloha vysokach skôl vo vflzbe na Lisabonskb stratégiu // Lidska kapitál a investice do vzdëlônH: Sborník z 11. mezinárodnH vèdecké konference. Praha: Vysoká skola financnH a správní, 29-30 z6m 2008.

8. RHzenH vysokého skolstvH v Evropè // Aula, roc. 16. 2008. C. 3. S. 70-71.

Перевод B.M. Полякова

V.M. Malein

The Institution of Social

and Professional Accreditation

as a Factor in Increasing the Quality

of Higher Education

and the Competitiveness of Universities

in the Education Market

The influence of the institution of social and professional accreditation on the functioning of the education market is considered. The role of this institution in overcoming the information asymmetry in the educational market is analyzed as a condition of improving the quality of higher education and the competitiveness of universities.

Key words and word-combination: education market, public and professional accreditation, the quality of higher education, information asymmetry.

Рассматривается влияние института общественно-профессиональной аккредитации на функционирование рынка образовательных услуг. Анализируется роль данного института в преодолении информационной асимметрии на рынке образовательных услуг как условия повышения качества образования и конкурентоспособности вузов.

Ключевые слова и словосочетания: рынок образовательных услуг, общественно-профессиональная аккредитация, качество высшего образования, информационная асимметрия.

УДК 338.4(075)

ББК 65.441 Я73

В.М. Малеин

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ЕВ современных условиях качество профессионального образования выступает важнейшей детерминантой экономического развития любой страны. Существует тесная взаимосвязь между показателями качества образования и показателями, характеризующими уровень экономического развития и качество жизни в государстве [1, с. 86].

Российскими экспертами отмечается несоответствие качества отечественного вузовского образования потребностям работодателей, ориентированных на высокий профессионализм и компетентность своих сотрудников [2, с. 4]. Низкое качество высшего образования отражается в кадровых стратегиях российских фирм. Наиболее крупные корпорации учреждают собственные научнообразовательные центры и корпоративные университеты (например, ФГОУ «ГЦИПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.