Научная статья на тему 'Роль университетов в формировании условий глобального технологического лидерства России'

Роль университетов в формировании условий глобального технологического лидерства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCHES / РАЗРАБОТКИ / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / DEVELOPMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко Екатерина Владимировна, Широкова Любовь Викторовна, Тимохина Елена Витальевна

Статья посвящена оценке вклада университетов в инновационное развитие национальной экономики. Меры государственной поддержки научных исследований, в том числе механизмы конкурсного финансирования, направлены на рост их результативности. Выделяют четыре основных модели организации управления научно-исследовательской деятельностью вуза. Преобладающей в российских университетах является традиционная модель, характеризуемая низкой организационной и управленческой гибкостью. На поддержание научной репутации вуза на национальном и международном уровне ориентирована модель исследовательского университета, отличающаяся четким разграничением образовательной, научной и административной подсистем. Вузы, применяющие корпоративную модель управления научно-исследовательской деятельностью, ориентированы на проведение прикладных исследований и самоокупаемость научного труда. Рациональное сочетание исследовательского института и технопарка в рамках технологической модели нацелено на коммерциализацию результатов научных исследований и разработок. Направления исследований, создающие условия обеспечения глобального технологического лидерства России к 2035 г. определены в программе мер «Национальная технологическая инициатива», однако только около 30 % научно-технических разработок вузов и научных организаций соответствуют им. Вузы занимают второе место по численности среди организаций, выполняющих исследования и разработки в России, третье место по численности персонала, занятого исследованиями и разработками. При этом в вузах наблюдается дефицит специалистов в области инновационной деятельности, снижение как общей численности аспирантов, так и закончивших аспирантуру с защитой диссертации. Основным источником внутренних затрат вузов на исследования и разработки по прежнему остаются средства государства. Большая часть затрат приходится на такие сферы, как науки о жизни и информационно-телекоммуникационные системы. Более половины средств вузы направляют на прикладные исследования. В качестве основного направления совершенствования механизмов управления научно-исследовательской деятельностью вузов с целью обеспечения роста их вклада в создание условий для глобального технологического лидерства России обозначена нацеленность на коммерциализацию результатов вузовской науки. Исследование основных показателей инновационной деятельности вузов России позволило дать оценку вклада современных университетов в инновационное развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE UNIVERSITIES IN FORMATION OF CONDITIONS OF GLOBAL TECHNOLOGICAL LEADERSHIP OF RUSSIA

Authors devoted the article to assessment of a contribution of the universities to innovative development of national economy. Measures of the state support of scientific research, including mechanisms of competitive financing, direct to growth of their effectiveness. There are four main models of the organization of management of research activity of higher education institution. The traditional model characterized by low organizational and administrative flexibility is prevailing at the Russian universities. The model of the research university differing in accurate differentiation of educational, scientific and administrative subsystems focuses on maintenance of scientific reputation of higher education institution at national and international level. The higher education institutions applying corporate model of management of research activity focused on carrying out applied researches and self-sufficiency of scientific work. The rational combination of research institute and science and technology park within technological model aims at commercialization of results of research and development. The directions of researches creating conditions of ensuring global technological leadership of Russia by 2035 are in the program of measures «A national technological initiative», however only about 30% of scientific and technical developments of higher education institutions and the scientific organizations correspond of Higher education institutions take the second place on number among the organizations which are carrying out research and development in Russia, the third place on number of staff occupied with research and development. At the same time at higher education institutions there is the deficiency of experts in the field of innovative activity, decrease both the total number of graduate students, and finished a postgraduate study with defense of a thesis. Means of the state remain the main source of internal costs of higher education institutions of research and development still. The most part of expenses are the share of such spheres as sciences about lives and information and telecommunication systems. Higher education institutions allocate more than a half of funds for applied researches. For the purpose of ensuring growth of their contribution to creation of conditions for global technological leadership of Russia the aiming at commercialization of results of high school science presents as the main direction of improvement of mechanisms of management of research activity of higher education institutions. The research of key indicators of innovative activity of higher education institutions of Russia allowed to give an assessment of a contribution of the modern universities to innovative development of the country.

Текст научной работы на тему «Роль университетов в формировании условий глобального технологического лидерства России»

УДК 330; 378 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-341-347

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УСЛОВИЙ ГЛОБАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА РОССИИ

ХАРЧЕНКО ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, e-mail: samofalovae@mail.ru

ШИРОКОВА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА

Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, e-mail: luba1c@mail.ru

ТИМОХИНА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, e-mail: timalenok17@yandex.ru

Статья посвящена оценке вклада университетов в инновационное развитие национальной экономики. Меры государственной поддержки научных исследований, в том числе механизмы конкурсного финансирования, направлены на рост их результативности. Выделяют четыре основных модели организации управления научно-исследовательской деятельностью вуза. Преобладающей в российских университетах является традиционная модель, характеризуемая низкой организационной и управленческой гибкостью. На поддержание научной репутации вуза на национальном и международном уровне ориентирована модель исследовательского университета, отличающаяся четким разграничением образовательной, научной и административной подсистем. Вузы, применяющие корпоративную модель управления научно-исследовательской деятельностью, ориентированы на проведение прикладных исследований и самоокупаемость научного труда. Рациональное сочетание исследовательского института и технопарка в рамках технологической модели нацелено на коммерциализацию результатов научных исследований и разработок. Направления исследований, создающие условия обеспечения глобального технологического лидерства России к 2035 г. определены в программе мер «Национальная технологическая инициатива», однако только около 30 % научно-технических разработок вузов и научных организаций соответствуют им. Вузы занимают второе место по численности среди организаций, выполняющих исследования и разработки в России, третье место по численности персонала, занятого исследованиями и разработками. При этом в вузах наблюдается дефицит специалистов в области инновационной деятельности, снижение как общей численности аспирантов, так и закончивших аспирантуру с защитой диссертации. Основным источником внутренних затрат вузов на исследования и разработки по прежнему остаются средства государства. Большая часть затрат приходится на такие сферы, как науки о жизни и информационно-телекоммуникационные системы. Более половины средств вузы направляют на прикладные исследования. В качестве основного направления совершенствования механизмов управления научно-исследовательской деятельностью вузов с целью обеспечения роста их вклада в создание условий для глобального технологического лидерства России обозначена нацеленность на коммерциализацию результатов вузовской науки. Исследование основных показателей инновационной деятельности вузов России позволило дать оценку вклада современных университетов в инновационное развитие страны.

Ключевые слова: вуз, научно-исследовательская деятельность, исследования, разработки, инновации

В настоящее время модернизация вузовской науки становится приоритетным направлением развития научно-инновационной и научно-технической политики государства. Вуз должен стать современным интегрированным научно-образовательным и инновационным комплексом, способным обеспечивать прогрессивный рост экономики страны, трансформироваться в «Центр пространства создания инноваций», став центром инновационного,

технологического и социального развития регионов [1]. Для достижения этой стратегической цели государство предполагает осуществлять определенный комплекс мер, которые направлены на развитие и поддержку научных исследований и разработок вузов.

Само понятие научно-исследовательской деятельности (НИД) весьма обширно и, в общем смысле, означает создание реальной картины мира, от-

ражающей накопленную систему ценностей человека посредством научных методов познания. Применение процессного подхода позволяет трактовать НИД как информационное пространство, где сама деятельность проявляется в активности субъекта. Выделяют несколько неотъемлемых компонентов НИД: информационный (получение информации об уже имеющихся знаниях, обобщение, систематизация, фиксация этих знаний); аналитический (анализ и критика имеющихся знаний, выявление частично или полностью неопознанных сторон, постановка проблемы исследования); исследовательский (проведение теоретических и экспериментальных исследований для получения нового знания, фиксация промежуточных результатов исследования); транс-ляционно-оформи-тельский (создание научного документа, фиксирование окончательных результатов исследования и публичное представление новых знаний); рефлексивный (обсуждение результатов, изучение положительных и отрицательных сторон, выбор направлений дальнейшей исследовательской деятельности) [2].

Необходимость совершенствования механизмов государственной поддержки научных исследований обусловлена относительно низким ростом их результативности в последние десятилетия при стабильном увеличении государственных вложений. Первоочередным направлением реализации стратегии повышения эффективности и результативности государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования стало развитие механизмов их конкурсного финансирования, обеспечивающих формирование необходимых сти-мулов для повышения научного и технологического уровня проводимых работ.

Стратегическая цель научно-исследовательской деятельности вузов - развитие интеллектуального капитала и наукоемкого образования, обеспечивающих устойчивый рост национальной и региональной экономики на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к генерации инноваций, нацеленных на повышение экономического потенциала и конкурентоспособности экономических агентов. Показатели эффективности научно-исследовательской деятельности ВУЗов характеризуют влияние результатов научной деятельности в трех аспектах: влияние результатов НИД на развитие науки; влияние результатов НИД на качество образовательного процесса; влияние результатов НИД на реальный сектор экономики. Важнейшим фактором, влияющим на конкурентоспособность вузов в современных условиях и успешную их интеграцию в реальную экономику, является рациональная организация управления системой на-

учно-исследовагельской деятельности. Непредсказуемость внешних факторов современного рынка образовательных услуг в стране и неожиданность появления возможности разработки и внедрения той или иной инновационной технологии требует от руководства вуза, научных работников и организационной структуры гибкости, постоянного контроля и мониторинга отраслей экономики на международном уровне и адаптации к сложившейся ситуации.

Сегодня выделяют четыре модели управления научной деятельностью в вузе, элементы которых с разной степенью успешности реализуются в вузах страны [3].

Расширенная традиционная модель является преобладающей и характеризуется низкой организационной и управленческой гибкостью, а так же считается низкобюджетной. Основной целью вузов, применяющих модель, - оказание образо-вательных услуг высокого качества. Показателем эффективности деятельности является количество выпускаемых студентов и преподавателей высокой квалификации. Система научно-исследовательской деятельности в этом случае рассматривается исключительно в качестве инструмента развития и модернизации образовательного процесса в вузе. В качестве источников финансирования научных исследований в данной ситуации выступают государственные институты и частные гранты. Научные исследования носят скорее социальный характер и локальную направленность.

Главной целью такой системы управления научной деятельностью, как «Исследовательский университет», являются проведение академии-ческих и фундаментальных исследований. В качестве основного источника финансирования в этом случае рассматриваются целевые капитальные фонды, гранты и доходы, полученные структурными подразделениями вузов в результате выполнения хоздоговорных работ. Рациональному распределению ресурсов для достижения стратегических целей вуза в целом при такой системе организации способствует обязательное четкое разграничение образовательной, научной и административной подсистем. Главной целью научной деятельности при реализации этой модели становится рост и поддержание научной репутации вуза на национальном и международном уровне, в качестве показателя которой используется, в том числе, количество публикаций в журналах, занимающих ведущие рейтинги в международных базах цитирования, в первую очередь SCOPUS и Web Of Science.

Еще одна модель управления НИД в вузе -корпоративная. Она представляет собой систему

организации управления научной деятельностью вуза, характеризующуюся проведением прикладных исследований. Эта модель наиболее успешно реализуется в средних по размеру вузах, специализирующихся на одном или нескольких узких направлениях деятельности. Организация научно-исследовательской деятельности вузов, применяющих данную модель, основывается на принципе самоокупаемости научного труда.

В рамках технологической модели организации управления научно-исследовательской деятельностью вуза рационально сочетаются модель исследовательского института и технопарка. Такое взаимодействие в первую очередь нацелено на коммерциализацию результатов исследований и разработок. Исследования, проводимые в вузах, использующих данную модель, носят прикладной и коммерческий характер. Сами вузы ориен-тированы на сотрудничество с крупными фирмами и технологическими корпорациями.

В 2015 г. учеными ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ проведено исследование потенциала и научно-технических разработок вузов и научных организаций [4]. Полученные данные были систематизированы: 1) по критическим техно-логиям определенным в [5]; 2) по укрупненным группам критических технологий (выделены по признаку близости); 3) по стадии готовности к производству. Результатом проведенного иссле-дования стала дифференциация исследований и разработок, где в составе лидирующих выделена критическая технология «технологии получения и обработки функциональных наноматериалов». Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии не устойчиво занимают высокие позиции в стадии научного задела и в опытном производстве, лидирующую позицию - в группе опытных образцов. Биомедицинские и ветеринарные технологии закрепили позиции лидера приори-тетных направлений на всех стадиях подготовки разработок. Устойчиво в группе слабо представ-ленных разработок находятся клеточные техно-логии. Исследования и разработки, носящие социальный характер и финансирующиеся преимущественно государством, занимают высокие позиции на стадии «научный задел» и слабо представлены в реальном производстве. Данные результаты демонстрируют сложившуюся в вузовской инновационной деятельности высокую результативность в сфере теоретических иссле-дований и низкий уровень коммерциализации результатов вузовской науки, что требует совершенствования механизмов управления научно-исследовательской деятельностью вузов с целью обеспечения роста

использования их высокого потенциала для развития науки, технологий и местных сообществ.

Задача выделения наиболее перспективных направлений научно-исследовательской деятельности заявлена в программе «Национальная технологическая инициатива: Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году» [6]. Именно в ней определены направления исследований, создающие условия для глобального технологического лидерства России.

В результате исследования [4] описание 1779 представленных вузами и институтами научно-технических разработок было соотнесено со структурой исследований, намеченной в Национальной технологической инициативе. При всех принятых условиях, по мнению исследователей завышающих размер выборки, соответствие найдено лишь для 498 (менее 30 %) проектов. Большая часть проектов относилась к группе технологий НТИ «новые материалы» и «цифровое проектирование и моделирование». В целом выявлена закономерность - научные разработки ориен-тированы на получение результатов в обозримой перспективе, так как связаны с существованием реального заказчика.

В современном контексте инновационного развития университеты - лидеры и центры создания новых технологических отраслей. Они активно создают технологии и технологические компании. При этом нельзя забывать, что они - институты общества, наилучшим образом реша-ющие задачу перевода знаний в интеллектуальный капитал. Современный университет - динамично развивающаяся площадка, имеющая постоянный приток активной молодежи. Только университеты обладают возможностью формирования кадрового потенциала в новых областях знаний и профессий, отвечающих запросам современного общества. Поэтому весьма актуальной задачей видим оценку вклада современных университетов в инновационное развитие страны и ее регионов.

Основные показатели инновационной деятельности образовательных организаций высшего образования приведены в таблице 1.

Вузы занимают второе место среди организаций, выполняющих исследования и разработки. В 2014 г. было 702 вуза, за год число вузов увеличилось в 1,5 раза, в 2015 г. стало 1040 вузов, что составило 24,9 % от числа всех организаций, выполнивших исследования и разработки в России.

Данные тенденции указывают на развитие инновационной деятельности в высших учебных заведениях. Персонал образовательных организаций высшего образования, занимающийся исследованиями и разработками, в 2015 г. составил 60151 человек на 1040 вузов, среди всех организаций вузы по данному показателю стоят на 3 месте в экономике. За 2014-2015 гг. число персонала, занятого исследованиями и разработками в вузах, выросло на 1578 человек. Однако незначительное относите ль-ное значение данного показателя свидетельствует о дефиците специалистов в области инновационной деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что численность аспирантов в высших учебных заведениях равномерно снижается с 2010 г., значительный спад отмечен в 2014 и в 2015 гг. За два года численность аспирантов сократилась более чем на 20 тысяч человек. Так же, начиная с 2011 г., уменьшилось число выпус-кающихся аспирантов с защитой диссертации.

С 2013 по 2014 гг. количество защитившихся выпускников аспирантуры уменьшилось на 43 %. При этом, численность докторантов с 2014 по 2015 гг. уменьшилась практически в 2 раза. И лишь 9,5 % данного контингента окончили докторантуру с защитой диссертации.

Таблица 1

В таблице 2 приведены показатели, характеризующие динамику торговли технологиями с зарубежными странами, осуществляемой организациями высшего образования в 2015 г.

Внутренние затраты образовательных организаций высшего образования на исследования и разработки на 2015 г. составили 914 669 057,2 тыс. руб., из которых на средства вузов приходится 1,2 %, а именно 10 875 090,0 тыс. руб. Основная доля источников финансирования - это средства государства. Они составили в 2015 г. 69,5 % от всех затрат. Внутренние затраты на исследования и разработки росли по всем источникам финансирования в течение всего периода исследования (табл. 3).

Большая часть внутренних затрат сектора высшего образования на исследования и разработки в разрезе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в 2015 г. приходится на такие сферы, как науки о жизни и информационно-телекоммуникационные системы (табл. 4).

Структура и динамика внутренних текущих затрат на исследования и разработки по видам работ рассмотрены в таблице 5, где визуализировано преобладание затрат на прикладные исследования за десятилетний период.

Основные показатели инновационной деятельности вузов России [7; 8]

2000 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Организации, выполнявшие исследования и разработки 390 517 581 562 673 702 1040

Персонал, занятый исследованиями и разработками 31110 46776 53944 53699 54092 58573 60151

Численность аспирантов, человек 100212 139908 139542 131226 117790 107083 97847

Выпуск из аспирантуры, человек 21015 29268 28847 30885 30639 24836 22971

Выпуск из аспирантуры, человек с защитой диссертации 6630 8854 8869 8480 8257 4770 4318

Численность докторантов, человек 3708 4116 4256 4296 4307 3009 1853

Выпуск из докторантуры, человек 1100 1162 1220 1271 1281 1281 1319

Выпуск из докторантуры, человек с защитой диссертации 423 316 365 378 314 217 173

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования, тыс. руб. 212990 2436564 4664465 5905489 7820677 9069176 10875090

Среднемесячная заработная плата персонала, занятого исследованиями и разработками, руб. 1400.3 23716 24963 30915 34101 41258 41850

Основные средства исследований и разработок, млн руб. - - - - 142757 158691 205499

Таблица 2

Торговля технологиями с зарубежными странами, осуществляемая организациями высшего образования, 2015 г.

Экспорт Импорт

Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн долл. Поступление средств за год, млн долл Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн долл Выплаты средств за год, млн долл

107 14,6 6,4 30 1,1 0,9

Таблица 3

Внутренние затраты сектора высшего образования на исследования и разработки по источникам финансирования (тыс. руб.)

Источник финансирования 2013 2014 2015

Средства государства 40378679.8 50496387.8 87730781.4

Средства предпринимательского сектора 18663427.9 22607546.6 51570251.1

Средства организаций сектора высшего образования 7080091.0 8215233.9 24028351.9

Средства частных некоммерческих организаций 448892.7 506189.0 9979551.2

Средства иностранных источников 1287763.7 1379902.8 1481162.2

Таблиц 4

Внутренние затраты вузов на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в 2015 г. (тыс. руб.)

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Затраты

Внутренние затраты на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, из них: 61489317.8

Информационно-телекоммуникационные системы 10076776.7

Индустрия наносистем 9560205.1

Науки о жизни 10428171.8

Рациональное природопользование 8571151.0

Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика 7384338.1

Транспортные и космические системы 9372079.1

Таблица 5

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ (тыс. руб.)

Направления затрат 2005 2012 2013 2014 2015

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки 13144292.5 62268471.4 65103832.7 78939146.3 84495233.0

Фундаментальные исследования 3841327.6 18092897.7 18292483.8 21840738.8 24839057.2

Прикладные исследования 5405410.3 28324950.6 31034270.9 38214808.7 41098469.1

Разработки 3897554.6 15850623.1 15777078.0 18883598.8 18557706.7

Больше 50 % средств, направленных на исследования и разработки, вузы тратят на прикладные исследования, ежегодно эти суммы увеличиваются, чего нельзя сказать о затратах на разработки.

В современных условия основной задачей каждого российского вуза является поиск наиболее эффективного метода доведения результатов интеллектуальной деятельности его сотрудников и подразделений до потребителя, т. е. развитие инфраструктуры коммерциализации исследования и разработок системы высшего образования.

В условиях интеграции России в мировое экономическое пространство одной из важных задач является инновационное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и энергетики России в целях обеспечения, в первую очередь, национальной безопасности, и реализации концепции импортозамещения [9], без чего не видится возможным обеспечение условий для глобального технологического лидерства в ближайшей и среднесрочной перспективе. Необхо-димость ограничивать прямую государственную поддержку, в том числе связанная со сложной экономической

ситуацией последних лет, акти-визирует процессы поиска новых механизмов стимулирования инновационного развития вузов. Основным направлением развития инновационной и научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений является поиск эффективных форм взаимодействия бизнеса, власти и вузовской науки, в том числе с целью коммерциализации ее результатов.

Литература

1. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 г. № 9. URL: http://govern-ment.ru/projects/selection/645/25681/

2. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. Москва, 1989.

3. Аксенова Н. А. Модели организации управления научно-исследовательской деятельностью вуза инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. Издательство: ООО«Центр развития научного сотрудничества». 2013 С. 168-170, 168-169.

4. Андреев Ю. Н. Структура научно-технических разработок вузов России // Инноватика и экспертиза. 2016. №1. С. 145-151.

5. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий Российской Федерации: указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899. // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс

6. Национальная технологическая инициатива: Агентство стратегических инициатив. URL: http://asi.-ru/nti/ (Дата обращения 10.09.2017)

7. Индикаторы науки: 2017: статистический сборник / Ю. Л. Войнилов, Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа И60 экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017.

8. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. М., 2016.

9. Харченко Е. В., Широкова Л. В., Алпеева Е. А. Государственно-частное партнерство как инструмент инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности России // Саяпинские чтения: Сборник материалов круглого стола. 2015. С. 217-234.

References

1. Pasport prioritetnogo proekta «Vuzy kak tsentry prostranstva sozdaniya innovatsij» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i

prioritetnym proektam, protokol ot 25.10.2016 g. № 9 [Passport of the priority project «Higher Education Institutions as Centers of Space of Creation of Innovations» (approved by presidium of Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects, the protocol on 25.10.2016 № 9]. URL: http://govern-ment.ru/projects/selection/645/25681/

2. Davydov V. V. Nauchnoye obespecheniye obrazovaniya v svete novogo pedagogicheskogo myshleniya. Novoye pedagogicheskoye myshleniye [Scientific ensuring education in the light of new pedagogical thinking. New pedagogical thinking] / pod red. A. V. Petrovskogo. Moskva, 1989.

3. Aksenova N. A. Modeli organizatsii upravleniya nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nostyu vuza infrastrukturnye otrasli ekonomiki: problemy i perspektivy razvitiya [Models of the organization of management of research activity of higher education institution infrastructure branches of economy: problems and prospects of development]. Izdatel'stvo: OoO«Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva». 2013 S. 168-170, 168-169.

4. Andreev Yu. N. Struktura nauchno-tekhnicheskikh razrabotok vuzov Rossii [Structure of scientific and technical developments of higher education institutions of Russia] // Innovatika i ekspertiza. 2016. №1. S. 145-151.

5. Ob utverzhdenii prioritetnykh napravlenij razvitiya nauki, tekhnologij i tekhniki i perechnya kriticheskikh tekhnologij Rossijskoj Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 7 iyulya 2011 g. № 899 [About the statement of the priority directions of development of science, technologies and the equipment and the list of critical technologies of the Russian Federation: presidential decree of the Russian Federation on July 7, 2011 № 899] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy Konsul'tantPlyus

6. Natsional'naya tekhnologicheskaya initsiativa: Agentstvo strategicheskikh initsiativ [National technological initiative: Agency of strategic initiatives]. URL: http://asi.-ru/nti/ (Data obrashheniya 10.09.2017)

7. Indikatory nauki: 2017: statisticheskij sbornik [Science indicators: 2017: statistical collection] / Yu. L. Vojnilov, N. V. Gorodnikova, L. M. Gokhberg i dr.; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola I60 ekonomiki». M.: NIU VShE, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2016: Stat.sb. [Russian statistical year-book. 2016: statistical collection] / Rosstat. M., 2016.

9. Kharchenko E. V., Shirokova L. V., Alpeeva E. A. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo kak instrument innovatsionnogo razvitiya vysokotekhnologichnykh otraslej promyshlennosti Rossii [Public-private partnership as instrument of innovative development of high-tech industries of the industry of Russia] // Sayapinskiye chteniya: Sbornik materialov kruglogo stola. 2015. S. 217-234.

* * *

ROLE OF THE UNIVERSITIES IN FORMATION OF CONDITIONS OF GLOBAL TECHNOLOGICAL LEADERSHIP OF RUSSIA

KHARCHENKO EKATERINA VLADIMIROVNA Southwest State University, Kursk, the Russian Federation, e-mail: samofalovae@mail.ru

SHIROKOVA LYUBOV VIKTOROVNA Southwest State University, Kursk, the Russian Federation, e-mail: luba1c@mail.ru

TIMOKHINA ELENA VITALYEVNA Southwest State University, Kursk, the Russian Federation, e-mail: timalenok17@yandex.ru

Authors devoted the article to assessment of a contribution of the universities to innovative development of national economy. Measures of the state support of scientific research, including mechanisms of competitive financing, direct to growth of their effectiveness. There are four main models of the organization of management of research activity of higher education institution. The traditional model characterized by low organizational and administrative flexibility is prevailing at the Russian universities. The model of the research university differing in accurate differentiation of educational, scientific and administrative subsystems focuses on maintenance of scientific reputation of higher education institution at national and international level. The higher education institutions applying corporate model of management of research activity focused on carrying out applied researches and self-sufficiency of scientific work. The rational combination of research institute and science and technology park within technological model aims at commercialization of results of research and development. The directions of researches creating conditions of ensuring global technological leadership of Russia by 2035 are in the program of measures «A national technological initiative», however only about 30% of scientific and technical developments of higher education institutions and the scientific organizations correspond of Higher education institutions take the second place on number among the organizations which are carrying out research and development in Russia, the third place on number of staff occupied with research and development. At the same time at higher education institutions there is the deficiency of experts in the field of innovative activity, decrease both the total number of graduate students, and finished a postgraduate study with defense of a thesis. Means of the state remain the main source of internal costs of higher education institutions of research and development still. The most part of expenses are the share of such spheres as sciences about lives and information and telecommunication systems. Higher education institutions allocate more than a half of funds for applied researches. For the purpose of ensuring growth of their contribution to creation of conditions for global technological leadership of Russia the aiming at commercialization of results of high school science presents as the main direction of improvement of mechanisms of management of research activity of higher education institutions. The research of key indicators of innovative activity of higher education institutions of Russia allowed to give an assessment of a contribution of the modern universities to innovative development of the country.

Key words: higher education institution, research activity, researches, developments, innovations

Об авторах:

Харченко Екатерина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, управления и политики Юго-Западного государственного университета, г. Курск

Широкова Любовь Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и политики Юго-Западного государственного университета, г. Курск

Тимохина Елена Витальевна, аспирант Юго-Западного государственного университета, г. Курск

About the authors:

Harchenko Ekaterina Vladimirovna, Doctor of Economics, Professor of the Economy, Management and Policy Department, Southwest State University, Kursk

Shirokova Lyubov Viktorovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Economy, Management and Policy Department, Southwest State University, Kursk

Timokhina Elena Vitalyevna, Post-graduate Student, Southwest State University, Kursk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.