Научная статья на тему 'Роль уголовного наказания в предупреждении незаконного участия в предпринимательской деятельности и исправлении осужденных лиц'

Роль уголовного наказания в предупреждении незаконного участия в предпринимательской деятельности и исправлении осужденных лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НЕЗАКОННОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВИДЫ НАКАЗАНИЙ / САНКЦИЯ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ШТРАФ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / CORRUPTION CRIMES / ILLEGAL PARTICIPATION IN BUSINESS ACTIVITY / TYPES OF PUNISHMENT / SANCTION / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / FINE / IMPRISONMENT / PENITENTIARY LABOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Георгиади Ирина Сергеевна

В целях выявления путей успешного противодействия незаконному участию должностных лиц в предпринимательской деятельности в статье рассмотрены и проанализированы виды наказаний, содержащихся в санкции ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации, их роль в предупреждении криминального совместительства и степень влияния на исправление осужденных по указанной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of criminal punishment in preventing illegal participation in business activities and the correction of convicted persons

For the purpose of identification of ways of successful counteraction to illegal participation of officials in business activity in the article types of the punishments which are contained in sanctions of art. 289 of the Criminal Code of the Russian Federation, their role in prevention of criminal combining jobs, also extent of influence on correction of convicts under the above-stated article are considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль уголовного наказания в предупреждении незаконного участия в предпринимательской деятельности и исправлении осужденных лиц»

Георгиади Ирина Сергеевна

Роль уголовного наказания в предупреждении незаконного участия в предпринимательской деятельности и исправлении осужденных лиц

В целях выявления путей успешного противодействия незаконному участию должностных лиц в предпринимательской деятельности в статье рассмотрены и проанализированы виды наказаний, содержащихся в санкции ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации, их роль в предупреждении криминального совместительства и степень влияния на исправление осужденных по указанной статье.

Ключевые слова: коррупционные преступления, незаконное участие в предпринимательской деятельности, виды наказаний, санкция, Уголовный кодекс Российской Федерации, штраф, лишение свободы, исправительные работы.

The role of criminal punishment in preventing illegal participation in business activities and the correction of convicted persons

For the purpose of identification of ways of successful counteraction to illegal participation of officials in business activity in the article types of the punishments which are contained in sanctions of art. 289 of the Criminal Code of the Russian Federation, their role in prevention of criminal combining jobs, also extent of influence on correction of convicts under the above-stated article are considered and analyzed.

Key words: corruption crimes, illegal participation in business activity, types of punishment, sanction, Criminal Code of the Russian Federation, fine, imprisonment, penitentiary labor.

Предупреждение преступности - важнейшая функция государства, выполнение которой позволяет обеспечить решение ряда других не менее важных проблем: социально-экономических, политических, нравственных и др. Под предупреждением преступности понимается совокупность разнообразных связанных между собой мер, принимаемых как государственными органами, так и общественными организациями, которые прямо или косвенно влияют на устранение причин преступности и условий, ее обусловливающих [1].

Как показывает статистика, предупреждение коррупционной преступности по-прежнему остается одной из основных проблем нашего государства. В 2017 г. Россия, набрав 29 баллов из 100, заняла 135 место из 180 в Индексе восприятия коррупции (далее - ИВК), составленном международным движением Transparency International [2]. В 2016 г. Россия занимала 131 место в ИВК, однако следует отметить, что данный показатель уже три года подряд равен 29 баллам, а занимаемое место в индексе меняется в зависимости от перемещения других стран. ИВК составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру. Как следует из ИВК 2017 г., целый ряд громких

коррупционных дел, в том числе дело бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, не произвел должного влияния на мнение респондентов о деятельности в области противодействия коррупции.

Анализируя приговоры судов общей юрисдикции за период 2016-2017 гг., мы пришли к выводу о том, что лиц, осужденных непосредственно по ст. 289 УК РФ, нет. Все обвинительные приговоры содержат наказание за совокупность преступлений. Как правило, незаконное участие в предпринимательской деятельности сопряжено с мошенничеством (ст. 159 УК РФ), со злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), воспрепятствованием законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), присвоением или растратой (ст. 160 УК РФ), дачей взятки (ст. 291 УК РФ) и некоторыми другими составами преступлений. В качестве примера можно привести приговор Центрального районного суда г. Читы от 25 мая 2017 г. по уголовному делу в отношении заместителя начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю П.Ю.

42

Забелина, который участвовал лично и через доверенное лицо - брата В.Ю. Забелина - в управлении организацией, осуществлявшей предоставление услуг в области пожарной безопасности на платной основе [3]. Кроме того, в ходе следствия были установлены и другие незаконные действия П.Ю. Забелина, которые были квалифицированы по ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 291.2 и ч. 1 ст. 169 УК РФ. По двум из указанных составов (ч. 1 ст. 291.2 и ч. 1 ст. 169 УК РФ) Забелин П.Ю. освобожден от наказания в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, по двум другим (ч. 1 ст. 285 и ст. 289 УК РФ) - на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем полного сложения наказаний приговорен к условному лишению свободы с испытательным сроком два года и штрафу в размере 100 тыс. руб. с рассрочкой уплаты на 5 месяцев по 20 тыс. руб.

Существует мнение, что по коррупционным составам преступлений, в том числе по ст. 289 УК РФ, выносятся слишком мягкие приговоры [4]. Согласно статистике, предоставленной Судебным департаментом, за первое полугодие 2017 г. по ст. 285-293 УК РФ было осуждено 3355 лиц. 1738 осужденных (51,8%) приговорены к штрафу в качестве основного вида наказания. Условно осуждено к лишению свободы 681 человек. Необходимо отметить, что к реальному лишению свободы приговорено всего 498 осужденных, из них 46,2% - на срок не более 3 лет [5].

Статья 289 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

штраф в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет;

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет со штрафом до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;

обязательные работы на срок до 480 часов; принудительные работы на срок до 2 лет; арест на срок до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 2 лет [6]. Необходимость анализа данных видов и размеров наказаний за незаконное участие в предпринимательской деятельности в целях успешного противодействия рассматриваемому преступлению очевидна. В гл. 9 УК РФ раскрываются понятие и цели наказания, а также виды наказаний.

1. Согласно ст. 46 УК РФ штраф - это денежное взыскание в размере от 5 тыс. до 5 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет, также может исчисляться в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов [6]. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

В целях совершенствования данного вида наказания применительно к коррупционным преступлениям был принят Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Данным Федеральным законом были внесены изменения, касающиеся размера штрафа, соразмерного полученному незаконному вознаграждению, для ст. 290 (дача взятки) и 291 (получение взятки) УК РФ, но на другие коррупционные составы это не распространяется. На наш взгляд, целесообразно ввести принцип соразмерности и для других коррупционных преступлений с учетом оценки материального вреда, причиненного совершенным преступлением.

2. На основании ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью [6]. Данный вид наказания может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В соответствии с санкцией ст. 289 УК РФ данный вид наказания назначается сроком не более 5 лет.

По нашему мнению, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из наиболее эффективных наказаний в части предупреждения преступлений, так как это не дает возможности лицу совершить преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ, а также ряд других коррупционных преступлений, поскольку обязательным условием для их совершения является замещение государственной

43

или муниципальной должности.

В связи с этим представляется необходимым расширить временные рамки данного вида наказания, что обусловлено, во-первых, повышенной общественной опасностью анализируемых деяний; во-вторых, их распространенностью; в-третьих, тем, что совершение подобных преступлений становится возможным именно благодаря занимаемой виновным должности или его деятельности; в-четвертых, тем, что данная мера будет способствовать снижению рецидива рассматриваемых преступлений [7].

3. Согласно ч. 1 ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Существуют различные точки зрения на то, как данный вид наказания влияет на исправление осужденного. Например, Н.Д. Евлоев считает, что «физический труд для служащих не принесет пользы ни осужденным, ни государству» [8], аргументируя свою точку зрения тем, что это отрицательно влияет на здоровье, провоцирует морально-психологические и семейные проблемы, негативно сказывается на основном виде деятельности. Однако мы согласимся с мнением авторов, которые считают, что обязательные работы в целом позитивно влияют на осужденных. Так, при исполнении обязательных работ у осужденных формируется уважительное отношение к человеку, обществу и труду, которое достигается карательным, воспитательным и трудовым воздействием [9]. Кроме того, обязательные работы не связаны с изоляцией от общества, что исключает такие негативные факторы, как изменение психического состояния осужденного, получение криминального опыта от других осужденных к лишению свободы, трудности социальной адаптации после отбытия наказания и др.

4. Принудительные работы как вид наказания введены в УК РФ Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ « О вненсении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяются с 1 января 2014 г., т.е. сравнительно недавно. Данный вид наказания представляет собой альтернативу лишению свободы и, согласно санкции ст. 289 УК РФ, за незаконное участие в предпринимательской деятельности назначается на срок не более 2 лет. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной

системы [10]. Наказание в виде принудительных работ применяется достаточно редко. Так, за первое полугодие 2017 г. по всем составам преступлений к принудительным работам приговорено всего 169 лиц в то время не к обязательным работам - 62399 осужденных. По преступлениям, предусмотренным гл. 30 УК РФ, в рассматриваемый период лишь одно лицо было приговорено к принудительным работам [5]. По мнению многих экспертов, принудительные работы будут способствовать решению целого ряда проблем: помогут разгрузить исправительные колонии, уберечь граждан, впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести, а также совершивших тяжкое преступление впервые, от отрицательного тюремного влияния [11].

5. Согласно ст. 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от 1 до 6 месяцев [6]. Однако положения данной статьи в настоящее время не применяются, так как до сих пор не созданы условия для реализации данного вида наказания. На наш взгляд, законодатель должен либо исключить арест из УК РФ, либо решить вопрос об открытии хотя бы одного арестного дома.

6. Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в специальные учреждения, определенные ст. 74 УПК РФ. Санкция ст. 289 УК РФ регламентирует, что за незаконное участие в предпринимательской деятельности данный вид наказания может назначаться сроком до 2 лет.

Вопрос положительного влияния рассматриваемого вида наказания на исправление осужденных является дискуссионным. В качестве позитивных моментов можно отметить то, что соблюдение режима дисциплинирует осужденных, к осужденным также применяются комплексные меры педагогического и психологического воздействия, проводятся воспитательные мероприятия, осуществляется привлечение к трудовой деятельности. Однако многие специалисты сходятся во мнении, что нахождение в местах лишения свободы сказывается в большей степени негативно на исправлении осужденных [12]. В настоящее время места отбывания наказания в виде лишения свободы в большей степени способствуют криминальной деформации сознания человека, нежели его исправлению. Кроме того, по мнению специалистов, длительное нахождение в изоляции от общества существенно влияет на изменение психики человека. В то же время не стоит забывать, что карательные элементы данного

44

вида наказания оказывают необходимое влияние на предупреждение преступности.

Не исключено, что за коррупционные преступления будут приговаривать только к реальным срокам лишения свободы. Соответствующий законопроект внесла в нижнюю палату группа депутатов Государственной Думы. Разработчики документа предлагают внести коррупционные преступления, а именно коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и некоторые другие, в число деяний, за которые не может быть назначено наказание в виде условного осуждения. Парламентарии пояснили свою позицию тем, что лицо, совершившее простое хищение, подчас может быть привлечено к реальному сроку лишения свободы, тогда как за совершение должностных преступлений нередко назначается условный срок [13]. По их мнению, это существенно повысит эффективность противодействия коррупции.

Представляется целесообразным изменить максимальный срок лишения свободы, обозначенный в ст. 289 УК РФ, с 2 до 3 лет, так как согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14], преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы [16].

Таким образом, можно сделать вывод, что наказание является неотъемлемой частью предупреждения преступности - сложного, многоаспектного процесса. Предупреждение коррупционной преступности должно осуществляться комплексными политическими (проведение государственной антикоррупционной политики, реализация политической воли, прозрачность процессов управления государством), экономическими (стабилизация финансовой системы государства), социальными (законодательная регуляция разнообразных общественных отношений, социальная поддержка граждан) мерами, совершенствованием законодательства в области противодействия коррупции и назначения наказания за коррупционные преступления, а также созданием необходимых условий для реализации наказаний в целях предупреждения преступлений и исправления осужденных.

1. Шиханцов Г.Г. Криминология: учеб. пособие . Минск, 2006.

2. URL: https://transparency.org.ru/research/ indeks-vospriyatiya-korruptsii/

3. URL: www.rospravosudie.com/court-centralnyj-rajonnyj-sud-g-chity-zabajkalskij-kraj-s/ act-561397891/

4. URL: https://rg.ru/2015/05/27/prigovor.html и versii.com/news/351948/

5. Сводные статистические сведение о состоянии судимости в России за 1 полугодие

2017 г. № 10.1 «Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания». URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=4152

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ (ред. от 19 февр.

2018 г.). Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».

7. Изосимов В. С. Незаконное участие в предпринимательской деятельности. 2014 // Диссертации РГБ. URL: https://dlib.rsl. ru/01007515381

8. Евлоев Н.Д. Обязательные работы как один из видов наказаний за неосторожные преступления //Общество и право 2011. № 2(34).

1. Shikhantsov G. G. Criminology: study aid. Minsk, 2006.

2. URL: https://transparency.org.ru/research/ indeks-vospriyatiya-korruptsii/

3. URL: www.rospravosudie.com/court-centralnyj-rajonnyj-sud-g-chity-zabajkalskij-kraj-s/act-561397891/

4. URL: https://rg.ru/2015/05/27/prigovor.html u versii.com/news/351948/

5. Summary statistical data on a condition of criminal record in Russia in 1 half-year 2017 № 10.1 «The report on number brought to trial and types of criminal penalty». URL: http://www.cdep. ru/index.php?id=79&item=4152

6. The Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 № 63-FL (as amended on Febr. 19, 2018). Access from legal reference system «ConsultantPlus».

7. Izosimov US. Illegal participation in business activity. 2014 // Theses of RGB. URL: https://dlib. rsl.ru/01007515381

8. Evloyev N.D. Obligatory works as one of types of punishments for careless crimes // Society and the right of 2011. № 2(34).

9. Yakhshibekyan E.N. Performance excellence, serving sentence in the form of

45

9. Яхшибекян Э.Н. Эффективность исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

10. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. URL: https://stykrf.ru/53-1

11. URL: www.pravda.ru/society/how/08-10-2013/1177310-year-0/

12. Обернихина Е.Н., Кайсина Т.П. Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление осужденных // Молодой ученый. 2016. № 18.

13. URL: http://www.garant.ru/news/ 1106847/ #ixzz5Dr0DpGcw

14. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

obligatory works: auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2012.

10. Comments to the Criminal Code of the Russian Federation. URL: https://stykrf.ru/53-1

11. URL: www.pravda.ru/society/how/08-10-2013/1177310-year-0/

12. Obernikhina E.N., Kaixinga T.P. Influence of punishment in the form of imprisonment on correction of convicts // Young scientist. 2016. № 18.

13. URL: http://www.garant.ru/news/ 1106847/ #ixzz5Dr0DpGcw

14. About introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and separate legal acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec 7. 2011 № 420-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Георгиади Ирина Сергеевна, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: irusyanesk@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.S. Georgiadi, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: irusyanesk@mail.ru

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.