Научная статья на тему 'Криминализация экономической сферы: мифы и реальность'

Криминализация экономической сферы: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / CRIMINAL POLICY / ECONOMIC CRIME / CORRUPTION RELATIONS / CRIMINAL PROSECUTION OF ENTREPRENEURS / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борков Виктор Николаевич

Показано несоответствие ссылок сторонников либерализации уголовного законодательства на избыточность и жёсткость уголовной репрессии в экономической сфере уровню её реальной криминализации. Аргументируется необходимость построения идеологии реформирования уголовной политики не в интересах узкой группы экономических преступников и коррупционеров, а всего народа, включая социально ориентированных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalization of the Economic Sphere: Myths and Reality

The discrepancy between the references of supporters of the liberalization of criminal legislation to the redundancy and rigidity of criminal repression in the economic sphere of its real criminalization is shown. The need to build an ideology for reforming criminal policy is argued not in the interests of a narrow group of economic criminals and corrupt officials, but of the whole people, including socially oriented entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Криминализация экономической сферы: мифы и реальность»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 140-143.

УДК 343

DOI 10.25513/1990-5173.2017.3.140-143

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

CRIMINALIZATION OF THE ECONOMIC SPHERE: MYTHS AND REALITY

В. Н. БОРКОВ (V. N. BORKOV)

Показано несоответствие ссылок сторонников либерализации уголовного законодательства на избыточность и жёсткость уголовной репрессии в экономической сфере уровню её реальной криминализации. Аргументируется необходимость построения идеологии реформирования уголовной политики не в интересах узкой группы - экономических преступников и коррупционеров, а всего народа, включая социально ориентированных предпринимателей.

Ключевые слова: уголовная политика; экономическая преступность; коррупционные отношения; уголовное преследование предпринимателей; справедливость.

The discrepancy between the references of supporters of the liberalization of criminal legislation to the redundancy and rigidity of criminal repression in the economic sphere of its real criminalization is shown. The need to build an ideology for reforming criminal policy is argued not in the interests of a narrow group of economic criminals and corrupt officials, but of the whole people, including socially oriented entrepreneurs.

Key words: criminal policy; economic crime; corruption relations; criminal prosecution of entrepreneurs; justice.

Доклад «Уголовная политика: дорожная карта (2017-2025 гг.)» [1] подготовлен в рамках так называемой Стратегии развития России. Её декларируемой задачей является определение институциональных изменений, необходимых для экономического роста. По мнению авторов документа, экономическому росту в России мешает уголовный закон, а точнее «уголовное преследование предпринимательской деятельности». Примечательно, что критики советского уголовного закона в качестве его недостатков называли приоритет идеологии социализма, классовые начала, приверженность всех уголовно-правовых институтов к централизованной плановой экономике. Анализ изменений, вносимых в действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), и существо предложений авторов дорожной карты показывают, что рассуждения об общечеловеческих ценностях и «бесполом» уголовном законе не имеют своей целью обеспечить безопасность всех граждан, а создают предпосылки для

избирательности уголовной репрессии. Тема экономической несвободы и избыточного государственного контроля над предпринимателями у авторов дорожной карты доминирует над всеми другими социальными проблемами, затеняет смысл уголовно-правового воздействия. Основными идеями реформирования уголовного закона не могут быть его либерализация, снижение материальных затрат на правоохранительную деятельность и даже защита предпринимателей. Безответственность в экономической сфере не способствует процветанию России, а создаёт условия для незаконного обогащения участников коррупционных отношений. Особенно очевидной недопустимость дальнейшей либерализации уголовного законодательства становится при обращении к реальным фактам.

Сложно согласиться с избыточностью и жёсткостью уголовной репрессии в экономической сфере. Об этом свидетельствует статистика, представленная Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, в части

© Борков В. Н., 2017 140

видов назначаемых наказаний. Например, в 2015 г. из 148 осуждённых за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) к реальному лишению свободы было приговорено 7 человек, 18 - к лишению свободы были осуждены условно, 47 осуждённым был назначен штраф, одному - обязательные работы, а 75 осуждённых освобождены от наказания по амнистии (Форма № 10.3). В 2016 г. из 160 осуждённых к реальному лишению свободы было приговорено 4 человека, условно осуждено 17 человек, двое приговорены к обязательным работам, штраф был назначен 85 осуждённым, 52 от наказания были освобождены (Форма № 10.3).

Нет оснований полагать, что снижению криминализации экономики будет способствовать расширение применения за совершение экономических и коррупционных преступлений кратного штрафа. О явно недостаточном исправительном и предупредительном эффекте штрафа свидетельствует его фактическое неисполнение. В 2015 и 2016 гг. осуждёнными добровольно уплачено менее 5 % назначенных штрафов, а из штрафов, переданных для принудительного исполнения, в 2015 г. взыскано 4 %, а в 2016 г. - 6 % (Форма № 4). Отсутствуют сегодня и реальные предпосылки для движения в сторону подмены репрессивного уголовно-правового воздействия методами пробации, медиации и восстановительного правосудия. В 2016 г. при расследовании преступлений удельный вес возмещённого ущерба составил 19 %, а по делам коррупционной направленности -менее 7 % [2].

Неверной является посылка о том, что излишнее внимании уголовного закона к экономической сфере увеличивает коррупцию и тормозит развитие общества. Считаем, что угрозу для общества представляют именно экономические преступления, а не борьба с ними. В 2015 г. определённая судами сумма ущерба от преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 169-204 УК РФ) в десять раз превысила ущерб от должностных преступлений (ст. 285-293 УК РФ) (Форма № 4). Согласно Сводному годовому отчёту о ходе реализации эффективности госпрограмм РФ по итогам 2016 г. ежегодно растёт сумма причинённого вреда по оконченным уголовным делам в финансово-кре-

дитной сфере. В 2014 г. она составила 53,8 млрд руб., в 2015 г. - 125,5 млрд руб. и в 2016 г. - 201,2 млрд руб. [3] Заметим, что больше других от неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства страдают законопослушные предприниматели.

Имеет тенденцию к росту и ущерб от других правонарушений в экономической сфере. С 4 тыс. в 2015 г. до 8,5 тыс. в 2016 г. увеличилось количество нарушений прав участников долевого строительства [4]. По данным Счётной палаты РФ, в 2016 г. существенно вырос денежный объём нарушений при использовании государственных средств, это почти 966 млрд руб., что на 87 % больше, чем в 2015 г. Основное увеличение произошло за счёт заключения министерствами и ведомствами государственных контрактов в отсутствие законодательно установленных прав на это (более 230 млрд руб.). В 2016 г., как и в предыдущие годы, фиксировались случаи заключения госконтрактов с выдачей авансов, которые не были отработаны. Другими словами, деньги из бюджета ушли, а работы на момент наступления срока исполнения контракта не выполнены (иногда бывает, что даже земля не выделена и разрешение на строительство не получено). Как правило, это потерянные деньги. По состоянию на 1 октября 2016 г. такая задолженность составила 300 млрд руб. [5]. Очевидно, что недобросовестными контрагентами государства являются предприниматели, которые часто и организовывают коррупционные отношения. Добросовестные предприниматели, напротив, заинтересованы в честной конкуренции и бескомпромиссной борьбе с экономическими преступниками и коррупционерами.

Данные официальной статистики в большей степени свидетельствуют не об уголовно-правовом давлении на бизнес, а о его криминализации. В 2015 г. за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) и незаконную банковскую деятельность (ст. 172 УК РФ) было осуждено 310 человек, 488 человек осуждены за налоговые преступления (ст. 199, 1991, 1992 УК РФ), за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) в 2015 г. никто осуждён не был (Форма 10-а). Предприниматели чаще

В. Н. Борков

других категорий граждан дают взятки. Например, в 2015 г. за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) были осуждены: работники сельского хозяйства - 24 человека, государственные и муниципальные служащие - 34, учащиеся - 51, а предприниматели и служащие коммерческих организаций - 671 человек (Форма № 11). Между тем основным аргументом уполномоченного при Президенте России по правам предпринимателей Б. Ю. Титова, свидетельствующим о нарастании давления на бизнес, является именно рост числа преступлений, совершаемых предпринимателями. «По его словам, в 2015 году против предпринимателей в России по "экономическим" статьям было возбуждено почти 230 тыс. уголовных дел. За первую половину 2016 года количество уголовных дел, возбуждённых по статье "мошенничество", увеличилось на 25 %» [6].

На фоне роста преступности в экономической сфере уже пролоббированны изменения в УК РФ, направленные на особую защиту бизнесменов от уголовного преследования. Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 436-ФЗ ст. 299 УК РФ дополнена частью третьей, предусматривающей ответственность за незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба. Ранее в пояснительной записке к законопроекту его авторы разъясняли, что «принятие федерального закона позволит обеспечить условия не только для исключения возможности давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования, но и для создания благоприятного делового климата в стране».

Действительно, без эффективного противодействия коррупционной и экономической преступности невозможно создание конкурентной и благоприятной среды для добросовестных предпринимателей. Они больше обычных граждан, не принимающих активного участия в рыночных отношениях, заинтересованы в изобличении и наказании мошенников, лжепредпринимателей и дельцов, использующих незаконные методы для того, чтобы «присосаться» к государственно-

му бюджету, участвовать в его разворовывании. Но изложенные выше обстоятельства, а также анализ содержания ч. 3 ст. 299 УК РФ позволяют предположить, что её направленность на «создание благоприятного делового климата в стране» не очевидна. В ч. 3 ст. 299 УК РФ, которая «посвящена» предпринимателям, в отличие от первых двух частей, отсутствует указание на то, что субъект предусмотренного ей посягательства именно «заведомо» незаконно возбудил уголовного дело. Грамматическое толкование слова «заведомый» означает хорошо известный, несомненный (С. И. Ожегов), бесспорный, очевидный. Конечно, принципа вины никто не отменял. Ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 299 УК РФ, должна наступать только в том случае, когда следователь или дознаватель осознавали, что возбуждают уголовное дело незаконно. Важно учитывать и особенности отношения правоприменителя к изменению текста закона, когда исключение из диспозиции уголовно-правового запрета или невключение в однородный запрет того или иного термина однозначно воспринимается как изменение его содержания. Сотрудники правоохранительных органов могут в ч. 3 ст. 299 УК РФ видеть основание уголовной ответственности в том числе и за решение о возбуждении уголовного дела, которое впоследствии, как необоснованное, было отменено процессуально уполномоченным должностным лицом. Это, безусловно, негативным образом повлияет на качество борьбы с преступностью. Получается, что норма, задуманная как дополнительная гарантия от незаконного уголовного преследования предпринимателей, фактически может служить гарантией от привлечения к ответственности опасных (в том числе и для самого бизнеса) экономических преступников.

Общество критически воспринимает постоянные жалобы представителей бизнеса на массовое нарушение их прав. Результаты опроса, проведённого ВЦИОМ в октябре 2016 г., показали, что россияне наименее актуальной задачей Общероссийского народного фронта считают защиту предпринимателей, - её назвали только 6 % опрошенных. От 40 до 30 % «голосов» набрали здравоохранение, ЖКХ, контроль за ростом цен, борьба

с коррупцией [7]. Разработка концепции уголовной политики предполагает - через понимание происходящих в обществе перемен -управление сознанием законодателя и лиц, применяющих закон, направление уголовно-правового воздействия в единое русло. Но задача любой идеологии, в том числе и идеологии борьбы с преступностью, состоит не только в оказании влияния на участников соответствующих общественных отношений, но и в выражении интересов народа. Концепция, или дорожная карта, выполнит свою задачу и послужит ориентиром для лиц, связавших свою жизнь с борьбой с преступно -стью, если предлагаемые направления реформирования уголовной политики будут соответствовать интересам и ожиданиям большинства населения России. «Высшая и самая характерная черта нашего народа, -писал Ф. М. Достоевский, - это чувство справедливости и жажда её».

1. См.: Центр стратегических разработок : [сайт]. - URL: http://csr.ru/news/ugolovnaya-politika-dorozhnaya-karta-2017-2025-gg/ (дата обращения: 08.04.2017).

2. См.: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии, посвящённое итогам работы в 2016 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2017 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - URL: http://genproc.gov.ru/smi/news /genproc/news-1171585/ (дата обращения: 08.04.2017).

3. См.: ЛокшинаЮ. Мошенники подняли процент // Коммерсантъ. - 2017. - 13 апр.

4. См.: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии, посвящённое итогам работы в 2016 г. ...

5. См.: Интервью Председателя Счётной палаты Татьяны Голиковой газете «Аргументы и факты» 28 марта 2017 г. // Официальный сайт Счётной палаты Российской Федерации. -URL: http ://www. ach. gov. ru/press_center /interview /29872 (дата обращения: 08.04.2017).

6. Титов рассказал об усилении давления правоохранителей на бизнес // Интерфакс : [сайт]. -URL: http://www.interfax.ru/business/523995 (дата обращения: 08.04.2017).

7. Общероссийский народный фронт: ожидания россиян // Пресс-выпуск № 3249. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115960 (дата обращения: 08.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.