Научная статья на тему 'Роль учебных ситуационных центров в формировании профессиональных компетенций у студентов'

Роль учебных ситуационных центров в формировании профессиональных компетенций у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонова Ольга Владимировна, Цацкина Елена Петровна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования профессиональных компетенций у студентов социально-политических направлений подготовки в Московском государственном лингвистическом университете. Особое внимание уделяется проведению занятий в учебных ситуационных центрах, позволяющих овладеть методиками социологического, политического и политико-психологического анализа и сформировать навыки решения ситуационных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агафонова Ольга Владимировна, Цацкина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers some issues regarding the development of professional skills and competences among students of social and political sciences at Moscow State Linguistic University. Special attention is paid to the description of training sessions at the University educational situation centres. These sessions are aimed at mastering the techniques of sociological, political and psychological analysis and developing skills of situational problem solving.

Текст научной работы на тему «Роль учебных ситуационных центров в формировании профессиональных компетенций у студентов»

АГАФОНОВА О. В., ЦАЦКИНА Е. П.

РОЛЬ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования профессиональных компетенций у студентов социально-политических направлений подготовки в Московском государственном лингвистическом университете. Особое внимание уделяется проведению занятий в учебных ситуационных центрах, позволяющих овладеть методиками социологического, политического и политико-психологического анализа и сформировать навыки решения ситуационных задач.

Ключевые слова: учебные ситуационные центры, ситуационные задачи, профессиональная компетенция, социально-политические науки.

AGAFONOVA O. V., TSATSKINA E. P.

THE ROLE OF EDUCATIONAL SITUATION CENTRES IN DEVELOPING PROFESSIONAL SKILLS AMONG STUDENTS Abstract. The article considers some issues regarding the development of professional skills and competences among students of social and political sciences at Moscow State Linguistic University. Special attention is paid to the description of training sessions at the University educational situation centres. These sessions are aimed at mastering the techniques of sociological, political and psychological analysis and developing skills of situational problem solving.

Keywords: educational situation centres, situational tasks, professional competence, social-political sciences.

Начало XXI века связано с переменами всех сфер жизни современного общества. В первую очередь это касается информатизации, как ведущей тенденции социально-экономического прогресса, и в связи с этим особое значение приобретают новейшие информационные технологии, которые являются ядром инновационных концепций преподавания в вузе в настоящее время. Внедрение новейших информационных технологий в образование шло по двум основным направлениям. Первое связано с их использованием в качестве средства, повышающего эффективность образовательного процесса. Второе направлено на развитие системы дистанционного обучения.

В связи с процессом интеграции России в общеевропейское образовательное пространство в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, необходимо формировать у будущих выпускников социально-политических направлений профессиональные компетенции, готовить их конкурентоспособными и востребованными на

современных рынках труда в России и за рубежом. С другой стороны, возникают трудности формирования профессиональных компетенций с их содержательной стороны. Связано это с тем, что в настоящее время прослеживается тенденция увеличения интереса к ситуационному подходу в управлении социально-политическими процессами. Для разрешения данного противоречия широкое распространение получили учебные ситуационные центры, обучение в которых предоставляет возможность более качественно готовить студентов социально-политических направлений с использованием современных информационных технологий [1, с. 55].

В нашей стране ситуационные центры создавались в тех местах, где в условиях дефицита времени решались задачи оперативного управления сложными процессами при значительных потоках многообразной информации от различных источников [2, с. 12]. В настоящее время ситуационные центры используются федеральными органами государственной власти (президент, правительство, федеральные министерства, агентства и др.), региональными органами субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.), крупными промышленными холдингами в отраслях энергетики, нефти, газа, транспорта и других, а также в различных министерствах и ведомствах. Ситуационные центры предназначены для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций. Кроме технического оснащения, важным компонентом ситуационных центров являются пакеты прикладных программ, которые обеспечивают решение различных задач в определенной предметной области (политология, социология). Будущих и уже работающих менеджеров всех ступеней необходимо обучать в учебных ситуационных центрах, проводить учебно-тренировочные мероприятия, формировать профессиональные компетенции и поэтапно погружать в атмосферу будущей профессии.

Отличительной особенностью профессиональной деятельности выпускников вузов в области социально-политических наук является работа с большими объемами информации, учет стремительных изменений, протекающий как в самом обществе, так и в той или иной профессиональной деятельности. Выпускники, освоившие программу бакалавриата в области социально-политических наук, должны овладеть профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности, на которые ориентирована программа: научно-информационная, научно-исследовательская, проектная, организационно-управленческая, информационно-справочная, производственно-прикладная и педагогическая деятельности [3; 4].

Выбор пакетов прикладных программ для учебных ситуационных центров зависит:

- от характеристик и возможностей, предоставляемых самими программами;

- от профессиональных компетенций будущих выпускников, которые должны быть сформированы в ходе их использования;

- от степени универсальности и распространения программного продукта;

- от особенностей организации учебного процесса по данным направлениям подготовки [1, c. 56].

Учебные планы, реализуемые в МГЛУ по направлениям подготовки «Социология» и «Политология», позволяют использовать возможности учебного ситуационного центра в рамках нескольких учебных дисциплин: «Новые информационные технологии», «Методология и методика социологического исследования», «Социальная статистика», «Социальное прогнозирование и проектирование», «Анализ данных в социологии» и «Современные компьютерные технологии», «Политический анализ и прогнозирование», «Методы прикладных политических исследований», соответственно.

В настоящее время при подготовке студентов социально-политических направлений, в учебном ситуационном центре широко используются прикладные программы ВААЛ, SPSS for Windows, PaloMARS и др., которые позволяют:

- сократить время на обработку и анализ больших объемов информации;

- комплексно использовать статистические методы, демонстрируя прикладной характер математики;

- проводить контент-анализ и мониторинг СМИ;

- наглядно представлять результаты и использовать их в других исследованиях.

Самой распространенной формой проведения занятий в ситуационном центре

является практическая работа. Практические занятия в учебном ситуационном центре ориентированы облегчить восприятие теоретических основ обработки данных через решение ситуационных задач, которые выступают средством формирования профессиональных компетенций. К ситуационной задаче относят задания, имитирующие события реальной действительности. Осуществляя их подбор, преподаватель должен предвидеть практический результат решения и соотносить овладение методикой их решения с конкретной профессиональной компетенцией. Ситуационные задачи можно классифицировать по уровню сложности. К первому классу отнесем рассчитанные на репродуктивную деятельность задачи, решение которых основано на применении определенного метода. Подобные задачи требуют от студента воспроизведения определенных действий в пакетах прикладных программ. Например: «Разделите совокупность объектов на две группы» или «Перекодируете имеющиеся данные в три группы». Ко второму классу задач относятся задания, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, при которой, помимо известного алгоритма действий с использованием прикладных программ, студенту

необходимо осуществить анализ целесообразности применения определенного способа действий или метода статистического анализа. Например, задание: «Выявите направленность и степень взаимосвязи между переменными, уровень образованности и уровень удовлетворенностью профессией» требует от студента выбрать статистический метод выявления взаимосвязи. Второй класс ситуационных задач позволяет в конкретных практических ситуациях применять теоретические знания. Решение третьего класса ситуационных задач рассчитано на продуктивную деятельность студента. В таких задачах конкретные цели могут не ставиться, и обучаемому предоставляется возможность осуществить анализ с использованием различных методов для выявления особенностей в распределении, взаимосвязи между признаками и т.п. Подобные задания носят комплексный характер и предназначены для контроля глубины изучения темы или курса. К четвертому классу задач целесообразно отнести комплексные ситуационные задания, которые включают все основные этапы анализа данных, а именно: сбор данных и создание базы данных, визуализация данных, преобразование данных, статистический анализ данных, наглядное представление результатов, формирование выводов, практических рекомендаций и прогнозов. Данный класс задач рекомендуется выполнять в форме самостоятельных исследований (например, курсовые работы).

Выстраивая систему решения ситуационных задач по возрастающей сложности, преподаватель может добиться закрепление пройденного материала, усвоения наиболее важных приемов, системного представления об использовании пакетов прикладных программ и сформировать необходимые профессиональные компетенции [1, с. 60].

Системы подготовки и принятия решений в настоящее время являются эффективным средством решения ситуационных задач четвертого класса. Архитектура таких систем зависит от типа решаемых задач и базируется на многообразии информационных ресурсов, технологиям доступа к ним, «инструментально-моделирующих средствах и методах визуализации». Задачи принятия решений можно представить в виде <X, R, F, U, G> ^min (max) K, где X - альтернативные варианты решений, R - риски, F - отображение X в К, U варианты решений, G - системы предпочтения лица, принимаемого решение, К - критерий выбора [2, с. 224]. Подготовка и принятие решений проходисходит в несколько этапов: мониторинг ситуации (выявление и формулирование проблемы), целеполагание (определение целей), выработка вариантов решения и их ранжирование (анализ существующей системы, поиск альтернатив и их оценка), принятие решения, доведение решений до исполнителя, контроль исполнения.

Поскольку ситуационные центры представляют собой многофункциональную организационно-техническую систему, в них предусматривается проведение мастер-классов, онлайн-семинаров, телеконференций, деловых игр, и других форм организации занятий.

Десятилетний опыт использования учебного ситуационного центра при подготовке выпускников социально-политических направлений позволяет сделать следующие выводы:

- преподавание дисциплин, в учебные программы которых входит освоение статистической обработки и анализа данных, качественно улучшилось;

- эффективное использование в учебном процессе новых информационных технологий повышает заинтересованность студентов, знакомит их с современными методами и средствами прикладного анализа данных на компьютере;

- овладение методиками социологического, политического и политико-психологического анализов способствует формированию навыков решения ситуационных задач;

- погружение в атмосферу будущей профессии позволяет подготовить конкурентоспособных выпускников МГЛУ, востребованных на современном рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Половнев А. В. Использование возможностей учебно-ситуационного центра при подготовке специалистов-социологов // Учебно-ситуационные центры в вузах: опыт инновационного использования, проблемы, перспективы: тезисы научно-практической конференции, 25-26 сентября 2008 г. - М.: Московский государственный лингвистический университет, 2008. - С. 55-61.

2. Ильин Н. И., Демидов Н. Н., Новикова Е. В. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития. - М.: МедиаПресс, 2011. - 336 с.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 г. № 939 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://минобрнауки.рф/документы/7538.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ 12.11.2015 г. № 1328 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://минобрнауки.рф/документы/7919.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.