Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ'

РОЛЬ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД РЕБЕНКА / ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Татьяна Викторовна

В статье рассмотрена роль участковых уполномоченных полиции в профилактике семейного неблагополучия, в частности в выявлении родителей и иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей, а также в применении к ним меры административного принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DISTRICT POLICE OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PREVENTION OF FAMILY PROBLEMS

The article examines the role of district police commissioners in the prevention of family problems, in particular in identifying parents and other legal representatives who are not fulfilling the duties of raising, maintaining and educating minor children, as well as in applying administrative coercion measures to them.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ»

Роль участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел Российской Федерации в профилактике семейного неблагополучия

ПОПОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: pop-tatiashka78@yandex.ru

The Role of District Police Officers of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in the Prevention of Family Problems

POPOVA TATIANA VIKTOROVNA,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: pop-tatiashka78@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрена роль участковых уполномоченных полиции в профилактике семейного неблагополучия, в частности в выявлении родителей и иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей, а также в применении к ним меры административного принуждения.

Ключевые слова и словосочетания: защита прав и свобод ребенка; органы и учреждения системы профилактики; безнадзорность; несовершеннолетний правонарушитель; участковый уполномоченный полиции; мера административного принуждения.

УДК 351.72

Annotation. The article examines the role of district police commissioners in the prevention of family problems, in particular in identifying parents and other legal representatives who are not fulfilling the duties of raising, maintaining and educating minor children, as well as in applying administrative coercion measures to them.

Keywords and phrases: protection of the rights and freedoms of the child; bodies and institutions of the prevention system; neglect; juvenile delinquent; district police commissioner; measure of administrative coercion.

В любом государстве «семья, материнство и детство являются одними из важнейших и наиболее охраняемыми ценностями» [5, с. 196]. На международном уровне основным международным актом о защите детей является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., провозгласившая важнейший социаль-

ный принцип «наилучшего обеспечения интересов ребенка» [2, с. 18].

Несовершеннолетние граждане являются самой незащищенной группой населения, требующей особого внимания, охраны и заботы со стороны взрослых лиц.

Защита детей и подростков является одним и главнейших направлений политики

нашего государства, в реализации которого задействуются целая система государственных органов.

Особая роль защиты и заботы о детях, несомненно, отведена родителям либо законным представителям несовершеннолетних лиц. Именно в семье у ребенка формируются духовные ценности и моральные убеждения, семья — это защита, поддержка и опора ребенка. Неоспоримым фактом является то, что родитель выступает посредником между формирующейся личностью и обществом, в котором впоследствии уже взрослый человек функционирует и взаимодействует с социумом. Качество и количество приносимой государству пользы со стороны будущего поколения зависит от заложенного данным социальным институтом крепкого фундамента и правильно заданного жизненного вектора.

Права и, самое главное, обязанности родителей определены Семейным кодексом Российской Федерации. Их реализация должна осуществляться только в рамках интересов ребенка и не может претворяться в ущерб его основополагающим правам на жизнь, здоровье и достойное воспитание в семье.

Государство же, в свою очередь, обязано обеспечить должное исполнение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правовых норм. Такие функции государство исполняет посредством осуществления деятельности соответствующих органов и должностных лиц, в чьи функциональные обязанности и круг властных полномочий входит защита прав и законных интересов ребенка.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определен перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в который входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел; учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоля-

торы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции)1.

Кроме того, данным нормативным правовым актом закреплены права, обязанности и полномочия каждого из перечисленных субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Как видим, одним из таких ведомств являются органы внутренних дел, которые выполняют свои обязанности и реализуют свои полномочия в лице инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, инспекторов государственной службы безопасности дорожного движения, сотрудников уголовного розыска и, конечно же, участковых уполномоченных полиции (далее —УУП).

Спектр функций, задач и мероприятий, возложенных на УУП, представлен в приказе МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (далее — приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205) и содержит их немалый объем практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел.

Приоритетными направлениями деятельности представителей указанной службы являются принятие мер, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений; проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете; осуществление приема граждан и рассмотрение обращений (заявлений, сообщений), а также производство по делам об административных правонарушениях.

Индивидуально-профилактическая деятельность УУП — одна из составляющих его многообразной и многоаспектной работы, в том числе с лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере, и рассматривается как единый процесс «по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и деятельности по их социально-педагогической реабилитации» [5, с. 55].

В своей работе УУП уделяют повышенное внимание неблагополучным семьям, где проживают несовершеннолетние дети. Семьи таких категорий требуют особого и постоянного профилактического контроля со стороны сотрудников полиции, в связи с чем они ставятся

1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).

на учет для организации и проведения с ними индивидуальной работы.

Как правило, образ жизни таких граждан характеризуется асоциальным поведением, выражающимся в злоупотреблении спиртными напитками, наличием конфликтных ситуаций, совершением административных правонарушений и преступлений, а также в отсутствии постоянного источника доходов.

Индивидуально-профилактическая работа с ними со стороны участковых уполномоченных проводится в рамках ежедневной отработки административных участков и в непосредственном контакте с населением; при установлении с гражданами доверительных отношений; при рассмотрении сообщений и заявлений о преступлениях; взаимодействии с образовательными и дошкольными учреждениями, а также при проведении целенаправленных рейдовых мероприятий.

Индивидуальная профилактическая работа, проводимая участковым уполномоченным полиции на административном участке, состоит из ряда этапов.

К первому этапу относят выявление и постановку на учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию, ко второму этапу относят контроль и наблюдение за их образом жизни, который зачастую является антиобщественным, к третьему — непосредственное осуществление профилактического воздействия в целях предупреждения новых правонарушений.

Обратим внимание на важность первого этапа профилактической работы, связанной с ранним установлением лиц, склонных к совершению нарушений норм законодательства. При реализации комплекса мер по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений в целом своевременное выявление неблагополучных родителей или законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей, является залогом положительного результата и большой вероятностью их становления на путь исправления. Своевременная и правильная реакция со стороны сотрудников полиции позволит исключить факторы, приводящие к деформации личности несовершеннолетнего и к их девиант-ному поведению.

Очень важно на ранней стадии определить зарождение социального неблагополучия в семье. Как показывает практика, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей начинается с безразличного отношения к ребенку и нередко заканчивается жестоким обращением с ним.

По данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», на 1 января 2023 г. количество родителей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, составляло 134 915 человек. В течение года на учет было поставлено 89 934 родителя, из них 9 462 — по информации УУП1.

Второй этап профилактической работы с отдельной категорией граждан также входит в непосредственный круг обязанностей УУП и выражается в прямом контроле за их поведением и наблюдении за их образом жизни. Началом контрольной деятельности служат законные основания постановки на профилактический учет граждан, перечень которых определен п. 33 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205.

В перечень входят лица допускающие правонарушения в семейно-бытовой сфере; больные алкоголизмом, состоящие на учете в медицинской организации, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ; совершившие административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий.

Как правило, неблагополучный родитель относится к одной из обозначенных групп лиц, и профилактическая работа с ним проводится в соответствии с основанием постановки на учет в органах внутренних дел, а также с учетом негативного влияния на несовершеннолетнего ребенка.

На третьем этапе осуществления профилактической работы УУП использует все формы профилактического воздействия, перечисленные в ст. 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»2.

Кроме прочего, применяется индивидуально-дифференцированный подход к семьям, где имеются несовершеннолетние дети, нуждающиеся в помощи и защите со стороны государства.

После изучения всех обстоятельств, причин и условий, способствовавших снижению или вовсе утрате выполнения должным образом

1 Раздел 5 формы «Несовершеннолетние» за 2022 г., утвержденной приказом МВД России от 30 января 2014 г. № 57 «Об утверждении формы статистической отчетности «Несовершеннолетние».

2 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).

родительских функций (потеря работы, приобретение асоциального круга знакомых, заболеваний, связанных с употреблением спиртных напитков или наркотических веществ) сотрудник применяет меры по их устранению, направленные на исправление сложившейся ситуации именно в данной семье. Запланированные предварительные мероприятия реализуются в тесном взаимодействии с органами и ведомствами системы профилактики, которые уполномочены к трудоустройству, лечению в медицинских учреждениях, оказанию материальной и социальной помощи нуждающимся гражданам.

В случае отсутствия положительного результата после проведения индивидуальной работы с применением вышеперечисленных профилактических мероприятий и продолжающихся негативных социально-правовых проявлений в семье сотрудники полиции вынуждены перейти к применению меры административного принуждения. В нашем случае это привлечение к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родите-

лями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»1.

В этом случае роль УУП носит менее значительный характер. Основная нагрузка по привлечению к административной ответственности неблагополучных родителей по ст. 5.35 КоАП РФ по-прежнему лежит на сотрудниках подразделений по делам несовершеннолетних. Однако документирование таких правонарушений не обходится без поступающей информации от участковых уполномоченных полиции [1; 3].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что роль УУП в профилактике семейного неблагополучия, несомненно, является значимой. Каждый десятый гражданин, не выполняющий обязанности законного представителя несовершеннолетнего, поставлен на профилактический учет по информации, представленной сотрудниками данных подразделений.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).

Список литературы:

1. Административный процесс / А. М. Воронов, А. Г. Николаев, Ю. Н. Носатов и др. М., 2022.

2. Кирюхин В. В. Конвенция о правах ребенка: 30 лет перемен в интересах детей // Юридический мир. 2020. № 3.

3. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения : учебное пособие / А. В. Шевцов и др. М., 2020.

4. Ускова А. С., Кирюхин В. В. Правовое и организационное обеспечение деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел : учебное пособие. М., 2017.

5. Хозикова Е. С. Защита материнства и детства в государствах — членах Совета Европы: вопросы конституционно-правового регулирования // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 2 (35).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.